Мнения / Политика и общество / Развитие Севера, Сибири и Дальнего востока

5:04 / 26.05.16

Политика Японии на арктическом направлении

Политика Японии на арктическом направлении

Арктика / Изображение: www.megansk-vibori.ru

Несмотря на то, что Япония не является приарктическим государством, она не желает оставаться в стороне от мировых процессов использования разнообразных ресурсов и возможностей арктического региона. Токио  стремится не отставать в освоении Арктики от ведущих мировых держав и своих региональных конкурентов (Китай, Южная Корея и др.). Япония создала консорциум для проведения арктических исследований и изучения изменений климата в Арктике. Учреждено также экспертное «Японское совещание по Арктике», призванное выявить пути вовлечения страны в управление регионом с учетом ее экономического потенциала, возможности использования преимуществ Северного морского пути (СМП). В структуре японского МИДа учреждена так называемая «Арктическая оперативная группа» (Arctic Task Force), которая занялась комплексным анализом и мониторингом происходящих в регионе изменений по целому ряду направлений: экономика, сфера безопасности, экология и международное морское право. В мае 2013 г. Япония добилась статуса наблюдателя в международной организации - Арктическом совете.

Ключевыми направлениями арктической деятельности Японии становятся: развитие взаимовыгодных двусторонних отношений с приарктическими государствами с целью совместного освоения месторождений, организации судоходства и всестороннего развития региона; укрепление сотрудничества с другими странами мира по Арктике; вклад Японии в сохранение экологии региона; пропаганда и применение японских технологий и научных знаний в этом регионе.

Японию интересует транзитный потенциал СМП, открывающий новые возможности для оптимизации японского экспорта в европейском направлении. Имея в своем распоряжении один из крупнейших торговых флотов в мире, Япония планирует извлечь выгоду из СМП, который позволяет сократить время пути от Гамбурга до Иокогамы приблизительно на 40%, а расход топлива – на 20%, по сравнению с маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал.  Японцы считают, что Хоккайдо с его портами может стать своеобразными «воротами» этой важной транспортной артерии. При этом портом базирования предлагается сделать  Томакоман. Порт находится на таком расстоянии, например, от Мурманска, которое крупные контейнеровозы могут преодолевать за две недели. По мнению японских специалистов, этот порт мог бы стать  перевалочным пунктом СМП в точке, где северные условия уже не станут ограничивать судоходство. А доставленные грузы могут из этого порта транспортироваться дальше – в южные районы Азии.


Японская сторона учитывает и возможные риски в эксплуатации СМП. Суровые климатические условия могут изменять длительность навигации и скорость проводки судов, в связи с чем, потребуется дополнительный ресурс ледокольного флота для проводки судов и, как следствие – значительное удорожание переходов по СМП. Япония спустила на воду свой первый ледокол под названием «
Shirase» в 2009 г., к настоящему времени в стране имеется уже три подобных ледокола, предполагается и дальше наращивать их число.


Япония намерена запустить метеорологический спутник для наблюдения за ледовой обстановкой в арктических морях,
планируется также осуществить проект по созданию новейшего беспилотного подводного батискафа для исследования вод Арктики. При помощи России и США японцами активно проводится мониторинг распределения льдов на маршрутах СМП. Изучение этих данных осуществляется в рамках пятилетней программы GRENE, сформированной для изучения климатических изменений в Арктике Министерством образования и науки в 2011 г. Ежегодный размер ее субсидирования равен 600 млрд иен.

Ведущие японские организации, финансирующие научные исследования совместно с Норвегией и Россией, стали принимать активное участие в международной программе изучения СМП (проект INSROP). В Японии создан Консорциум полярных экологических исследований, в состав которого вошли около 300 учёных из 35 НИИ и университетов, занимающихся долгосрочным планированием арктических экологических исследований, наращиванием кадрового потенциала и связью с научным сообществом, как в самой Японии, так и за её пределами.

В октябре 2015 г. премьер-министр страны Синдзо Абэ на заседании совета по комплексной морской политике заявил, что Япония должна стать важным игроком в зоне Северного полюса и развивать соответствующие научные технологии, а также сыграть активную роль в выработке международных правил навигации и разработки природных ресурсов в зоне Арктики. Потребность Японии в природных арктических ресурсах стала особенно насущной после катастрофы на АЭС «Фукусима» в 2011 г. и в свете неопределенности будущего ядерной энергетики страны, обеспечивавшей до 30 % ее потребностей в электроэнергии. Большинство атомных станций в зонах особо высокой сейсмоактивности уже закрыто (или будет закрыто в скором времени).


Взамен атомной энергетики Япония намеревается развивать альтернативные источники энергии - солнечную, ветровую, приливную и пр. Однако это потребует долгого времени, и по этой причине в кратко- и среднесрочной перспективе Япония будет увеличивать потребление традиционных видов энергоресурсов – нефти и газа. Поэтому Япония не может проигнорировать гигантские запасы энергоресурсов Арктики, другие преференции, которые может дать участие в освоении её природных богатств и старается расширить свое присутствие в этом регионе. После упомянутой катастрофы, как выяснилось, значительная часть прибрежных и сопредельных вод Японии оказалась непригодной для добычи морепродуктов.

Также Япония заинтересована в запасах редкоземельных металлов. Ее  специалисты изучают способы их добычи в арктических условиях совместно с другими арктическими странами. Как показывает анализ, Япония стремится найти среди членов Арктического совета те страны, которые испытывают потребность в привлечении финансовых средств для освоения Арктики, а также в союзниках, которые могли бы сбалансировать позиции более сильных арктических держав. В этом плане Япония сделала ставку на Норвегию, которая благосклонно относится к арктическим притязаниям Токио. Ещё один объект интереса со стороны Японии - это Канада, которая также заинтересована в привлечении иностранных капиталов и технологий для освоения своей арктической зоны.

Япония использует все возможности расширения сотрудничества и с Россией в освоении Арктики, в частности, для продвижения вопросов, связанных с решением проблемы «северных территорий». Статус Курильских островов и японско-американской альянс по обеспечению безопасности представляют собой серьезное препятствие для установления партнерских отношений между нашими странами. Перспектива круглогодичного плавания по СМП увеличивает ценность Курил (порты, складская инфраструктура, объекты систем безопасности и т.д.), что придаст новый импульс спорам вокруг этих островов. Тем не менее, Япония готова к сотрудничеству с РФ, хорошо понимая масштабы потенциальной выгоды, которую она может извлечь из этих отношений.

Япония, признавая ведущую роль России в Арктике, пытается строить с ней сбалансированные отношения, несмотря на разногласия по Курилам, сохраняющуюся сложную политическую ситуацию в мире и давление со стороны США и стран ЕС.

 

Материалы к публикации специально для ИА «Оружие России» подготовили: ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Журавель Валерий Петрович и ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович.


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.arms-expo.ru
1



Теги: Интересы, Япония, Арктика, СМП, «Японское совещание по Арктике», «Арктическая оперативная группа», Arctic Task Force