Мнения / Безопасность / Безопасность на дорогах

5:03 / 26.07.21

Анна Каледина: Как избежать повторения аварий на нерегулируемых пешеходных переходах

Анна Каледина: Как избежать повторения аварий на нерегулируемых пешеходных переходах

Обозреватель «Известий» Анна Каледина / Фото: rv-ryazan.ru

Москва, пятница после обеда. Столичные жители изнемогают от жары. Счастливые обладатели загородной недвижимости разъехались по своим «фазендам», машин на дорогах мало. 

И вдруг спокойствие почти выходного дня трещит по швам из-за чудовищной новости, что на нерегулируемом пешеходном переходе 18-летняя студентка на «Мазде» сбила троих детей: четырех и пяти лет, а также малышку девяти месяцев. Старшие мальчишки, двоюродные братья, погибли. За их маленькую сестру борются медики.

Трудно ощутить, что сейчас переживает мать. Наверное, до сих пор пытается прокрутить и вернуть назад тот момент, когда они вступили на этот переход. Но ничего уже не изменить. И страшным свидетельством произошедшего осталась на дороге перевернутая коляска.

Пострадавшие, как пишут в новостях, многодетная семья, в которой воспитывалось пятеро детей. То есть тот самый эталон, к которому призывают стремиться в плане демографии. Виновница? Студентка 18 лет, которая получила от родительницы авто за хорошую учебу. И вроде не скрылась с места, выбежала из машины, чтобы посмотреть, что натворила. Не пыталась придумать, что за рулем была не она. А как-то бесхитростно и совсем по-детски оправдалась: «за дорогой не следила, сидела в телефоне». Не отстал и ее молодой человек, который в телеинтервью с какой-то дурацкой ухмылкой (спишем на шок) заявил: «А чо такова? С каждым может случиться».

Я тоже начала водить машину в 18 лет. И помню, что самым большим страхом всегда было сбить кого-то. И даже необязательно человека, просто живое существо — кошку, собаку, голубя. Если у девушки есть совесть, то теперь ей жить с тяжелыми последствиями своего легкомыслия. И этот суд, конечно, самое страшное наказание для порядочного человека. Но есть суд и человеческий.

Виновницу аварии защищает не только ее молодой человек, находятся и другие. Казалось бы, какие могут быть споры? Всё очевидно — девушка нарушила правило дорожного движения, и не одно. Спокойный трафик, да еще и ремонт дороги, с вытекающим из него сужением. Машина в правом ряду остановилась, пропуская пешеходов. И правила ПДД однозначно в этом случае предписывают остановиться и водителю в левом ряду. Но не смотрела на дорогу, «сидела в телефоне», что, кстати, тоже само по себе нарушение.

Могла и не в гаджет смотреть, а красить ресницы (кстати, реально однажды видела барышню за рулем, которая одной рукой держала телефон, другой красила ресницы. Вопрос, чем она рулила, так и остался без ответа), кофе пить, есть бутерброд. Трудно сказать, когда в сознании людей произошел драматический перелом, и автомобиль из транспортного средства повышенной опасности превратился в аксессуар и образ жизни.

Когда я получала права, необходимо было дождаться очереди на курсы ДОСААФ, пройти серьезное обучение: теория, тренажеры, площадка и только потом тебя допускали до вождения по городу с инструктором, который имел дополнительный набор педалей. И перед визитом в ГАИ нужно было сдать очень серьезный внутренний экзамен. И главное, чему нас учили, что машина — это не развлечение, а источник опасности. Вождение — это не прикол и весело, а серьезная ответственность. Ты должен быть максимально сконцентрирован, отслеживать ситуацию на дороге. И всё, что снижает реакцию (устал, не выспался, вчера повеселился с друзьями, да та же жара), — повод не сесть за руль. А тут «не следила за дорогой, сидела в телефоне». Уму непостижимо.

Защитники студентки находят ей оправдание — что, мол, неопытная, незрелая. И что? Давайте пожурим и отпустим дальше не следить за дорогой и сидеть в телефоне? Права — на то и права, чтобы обратной их стороной была ответственность. И не из разряда «я случайно и больше не буду». Ладно, судьбу виновницы решит суд.

Хотя, на мой взгляд, имело бы смысл привлечь к ответственности и мать, которая доверила такой серьезный механизм незрелой личности, и сотрудника ГИБДД, который принимал экзамены. В конце концов, как говорил профессор из фильма «Гараж», когда вы покупаете коробку конфет, то там всегда есть бумажка с надписью «Укладчица номер…». А тут качество определяется не четкостью рядов конфет, а человеческими жизнями.

Хотелось бы надеяться, что это страшное и трагическое происшествие заставит пересмотреть правила выдачи прав и отношение к нерегулируемым переходам, которые, по моему мнению, должны исчезнуть как класс. Они небезопасны по определению, особенно учитывая формулировку в ПДД, предполагающую ориентироваться на водителя в правом ряду. А если и в нем незрелая личность, которая пялится в гаджет? Опытный водитель всегда притормозит перед переходом, поскольку незрелые личности сидят не только в автомобилях, но и переходят дорогу, часто внезапно и также уткнувшись в телефон.

Но дело даже не в этом. Машина в правом ряду загораживает обзор не только водителю в левом, но и пешеходу. Много лет прожила на Новопесчаной улице. И в самом ее начале на два регулируемых перехода есть два нерегулируемых. По последним не переходила принципиально, поскольку были случаи, когда едва не оказывалась под колесами несущегося в следующем ряду автомобиля, как правило, кстати, джипа или просто дорогого. Замечу, что никогда при переходе дороги не пялюсь в гаджеты и не считаю ворон и реакция хорошая, что и спасло.

Да и трагедия, которая произошла в эту субботу, как оказалось при изучении новостей, довольно типичная. Из последнего — в конце июня девятилетний мальчик был сбит насмерть на нерегулируемом переходе, до этого десятилетняя девочка. Неужели недостаточно для того, чтобы понять, что этот вид переходов должен отмереть?

Пересмотра требует и сама система подготовки автолюбителей и выдачи прав. И тут не нужно даже изобретать велосипед. Достаточно вспомнить тот же ДОСААФ. Не вызубрил ПДД и взял уроки у частного инструктора, а прошел обучение управления транспортным средством. Возможно, численность осмысленных водителей сильно возрастет. Особенно с учетом того, что во взрослую жизнь входит поколение гаджетов, у которого в принципе стерты границы между виртуальным пространством и реальным.

Имеет смысл пересмотреть и возраст выдачи прав по крайней мере для любителей. Подростки, которых с пеленок водят за ручку, на мой взгляд, не успевают даже к 18 годам набраться самостоятельности. Некоторые и к 30 не успевают. Поэтому напрашивается психологический тест на зрелость, ответственность и готовность к такому серьезному действию, как управление автомобилем. Ответственностью не только за себя и за свою жизнь, но и за других.

Сейчас для получения прав необходимо две печати, что претендент не состоит на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Если честно, много ли ваших знакомых алкоголиков состоит на каком-то учете? С таким формальным подходом ограничение может срабатывать разве что в случае с совсем маргиналами, которые, слава Богу, на права не претендуют.

Автор — журналист, обозреватель газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора


МОСКВА, ИЗВЕСТИЯ


Оригинал

Теги: Анна Каледина, мнение, ГИБДД, ПДД, авария на нерегулируемом пешеходном переходе

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).