Мнения / Оружие мира / Вооружение иностранных армий

5:04 / 21.10.18

Антон Лавров: О реальном состоянии украинских ВВС

Антон Лавров: О реальном состоянии украинских ВВС

Военный эксперт Антон Лавров / Фото: iz.ru

Падение учебно-боевой спарки Су-27УБ, в результате которого погибли пилоты ВСУ и предположительно Нацгвардии США, сильно подпортит украинскому руководству впечатление от совместных с НАТО воздушных учений Clear Sky 2018. Двухнедельные маневры еще только близятся к завершению, но президент Порошенко по итогам учебных воздушных боев уже успел похвастаться: «его хлопцы» продемонстрировали, что они сильнее пилотов НАТО и России.

Американское командование не против, когда его пилоты проигрывают воздушные бои на дружеских совместных учениях со странами-партнерами. Это не только на время сбивает спесь с летчиков. Легкий проигрыш в «товарищеском матче» позволяет упрочить отношения с союзником и дать ВВС даже небольших стран хоть какой-то повод для гордости. В конце концов прилететь в гости, условно сбить в учебных боях всех друзей и улететь было бы просто невежливо.

Поэтому новость о победе украинских Су-27 над американскими F-15C не стала неожиданностью. Четверка украинских истребителей на них превзошла коллег из 194-й истребительной эскадрильи 144-го авиакрыла Национальной гвардии Калифорнии в условном бою, имитирующем поединок истребителей на предельно малых дистанциях с использованием одних только пушек. Это единственный сценарий, в котором украинские самолеты имели хоть какой-либо шанс. И, разумеется, он им был предоставлен.

Для украинских ВВС, не снискавших славы в конфликте на востоке страны, победа в этом дружеском поединке может надолго стать источником национальной гордости. Но реальное ее значение ничтожно. В настоящих столкновениях с НАТО в воздухе, а не на дружеских учениях сценарии совсем другие. И понятно, что старенькие Су-27 Украины проиграли бы сегодняшним F-15C даже в ракетном ближнем воздушном бою, не говоря уже о дальнем или о встрече с более совершенными типами самолетов.

В сценарии же, напоминавшем бои периода Второй мировой или рассвета эры реактивных истребителей, даже без учета политкорректности и «поддавков» со стороны американцев, итог был вполне закономерен. Советский Су-27 четвертого поколения изначально и создавался, ориентируясь на характеристики раннего F-15. Требование обеспечить полное превосходство над ним в догфайте было одним из базовых при разработке. И, несмотря на все трудности, достичь уверенного преимущества в этом компоненте над американским конкурентом удалось.

Выдающаяся маневренность позднесоветского Су-27 не является на Западе ни для кого секретом, по крайней мере с конца 80-х, когда они стали регулярными участниками зарубежных авиашоу. В 2004–2005 годах на аналогичных совместных учениях с Индией F-15С уже устраивали спарринг с Су-30К — незначительно модернизированной версией Су-27, — еще даже не имевшими управляемого вектора тяги. Тогда в ближнем воздушном бою американцы проиграли в 90% схваток. Довольно неуклюжему F-15 пришлось тяжело даже в маневренных боях с модернизированными и юркими индийскими МиГ-21.

Только вот с 80-х годов прошлого века на первое место для завоевания господства в воздухе вышла уже не маневренность, а совсем другие качества. Вот и на нынешних украинских учениях в последовавших за воздушной «перемогой» схватках, имитирующих уже более реальные бои на ближней и дальней дистанции с применением ракет, американские пилоты на F-15C и F-15D легко разгромили украинские Су-27 и МиГ-29.

Когда-то бывший грозным противником и чудом техники, заслуженный Eagle готовится к почетной пенсии. В США он стал самолетом второй линии и рабочей лошадкой Национальной гвардии. В ВВС его сменяют значительно более опасные истребители пятого поколения. Не щадит время и Су-27. В исходной версии сегодня он проигрывает в маневренности даже некоторым западным конкурентам. А новые российские сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги и вовсе заставляют его бледнеть от зависти.

В России советский Су-27 прошел долгий путь эволюции и превратился в великолепные серийные Су-30СМ и Су-35С. Они обладают не только еще лучшей маневренностью, но и радикально возросшими возможностями по дальнему и ближнему воздушному бою. Этого удалось добиться не только глубокими изменениями авионики, но и обновленным набором вооружения «воздух–воздух». Кроме того, они превратились и в мощные машины, способные наносить высокоточные удары по наземным и морским целям, что было продемонстрировано тремя годами воздушной операции в Сирии.

Украинская же модернизация Су-27М1 зависла на уровне рубежа веков. Машина получила более современное навигационное оборудование. Слегка обновлен радар, эффективная дальность которого, по уверениям производителя, выросла на 30%. Улучшены возможности по применению неуправляемых бомб и ракет, но про превращение в полноценный многоцелевой истребитель речи не идет. Даже такой умеренной модернизации за последние три года подверглись лишь с десяток украинских Су-27М1.

Ситуация с другими типами самолетов на Украине очень похожа. Ни натужная модернизация советского наследства, ни совместные учения с НАТО, ни даже воздушные победы в дружеских поединках с американцами не могут изменить факта глубокой отсталости ВВС Украины.



МОСКВА, ИЗВЕСТИЯ
21


Оригинал

Теги: Украина, Су-27УБ, ВСУ, США, НАТО, учения Clear Sky 2018, F-15C, Порошенко

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).