Мнения / Оружие мира / Вооружение иностранных армий

5:03 / 18.06.15

Британские гладиаторы на финской арене (часть 3)

Британские гладиаторы на финской арене (часть 3)

Британский истребитель-биплан Gloster Gladiator. полет военного самолета / Фото: pro-samolet.ru

Продолжая вертеться над аэродромом, шведская группа рассыпалась. Один из «Хартов», в составе экипажа которого летел Бекхаммар, откололся от группы, затем неизвестно куда делась и большая часть «Гладиаторов». В результате три «Харта» под прикрытием одного истребителя продолжали атаку, но в ходе нее два из них столкнулись и рухнули на землю. Уцелевший бомбардировщик ненадолго пережил своих коллег – подоспевшее к месту событий звено И-15бис под командованием лейтенанта Е.С. Крючкова перехватило возвращающийся в гордом одиночестве «Харт» и сбило его. Таким образом, шведская группа в первый же день боевой работы потеряла разом три из четырех своих «Хартов», не добившись сколько-нибудь значимых успехов. Из членов экипажей к своим смогли вернуться только двое, остальные попали в плен или погибли.

Шведская авиагруппа, лишившись почти всего своего ударного компонента, начала активно использовать «Гладиаторы» для разведки и патрулирования над линией фронта. Поскольку советская сторона также в редкие погожие дни активно задействовала свои истребители, встреча первых со вторыми долго ждать себя не заставила. Уже 17 января вылетевшая на разведку и патрулирование четверка «Гладиаторов» встретилась в воздухе с четырьмя И-15бис, однако последние бой принимать не стали и ушли, лишь два шведских пилота дали несколько очередей в сторону противника. Тем не менее, на следующий день на основании радиоперехвата обоим шведам было засчитано по одной победе. Действительно, 145-й ИАП 17 января потерял два И-15бис, вот только шведы ним не имели никакого отношения: первый из них совершил вынужденную посадку на лес из-за перегрева мотора при вылете на задание, второй скапотировал при посадке на Мяркяярви (командование 9-й Армии после налета шведов потребовало держать там дежурное звено).

Наконец, 23 января состоялся первый настоящий воздушный бой между потомками викингов на «Гладиаторах» и сталинскими соколами на «бисах». Шведы даже имели численное превосходство, поскольку их было четверо, а И-15бис – три, и, тем не менее, классическая «собачья свалка» на небольшой высоте завершилось не в пользу добровольцев. После боя шведы рассказывали, как они расстреливали с дистанции от 100 до 5 (!) метров советские истребители, но те были буквально неуязвимы благодаря чудодейственным бронеспинкам, защищавшим пилотов. В реальности из трех советских самолетов один в ходе боя получил 25 пробоин, второй 14, а третий вообще только одну, зато шведы потеряли один из «Гладиаторов» (S-52/B), который пилотировал Й. Съёквист (John Magnus Sjöqvist). По стародавней традиции, его сбитие приписали наземной ПВО, хотя с советской стороны на эту победу имеется вполне конкретный претендент – командир звена лейтенант Анатолий Минаевич Конкин. Бой для шведов мог закончиться еще печальнее, но командир группы, уже упомянутый Й. Якоби, вовремя заметил подходящее на помощь «бисам» звено И-16 и спешно вышел из боя, благо превосходство «Гладиатора» над И-15бис в скорости позволяло это сделать.

Тем временем, к началу февраля основное поле деятельности шведских истребителей с передовой линии сместилось в тыл, т.к. толку от нескольких шведских машин на фронте все равно было немного, особенно после потери большей части «Хартов». Достаточно сказать, что за время войны самолеты группы сбросили на противника немногим более трех тонн бомб: 28 50-кг и 157 12-кг. После эпического рейда на Мяркяярви шведские летчики лишь еще однажды решились атаковать советский аэродром в Кайрале: 18 февраля одиночный «Харт» ночью сбросил на летное поле несколько бомб, повредив один И-15бис.

Собственно, как минимум половина «Гладиаторов» с самого начала сидела на аэродромах в районе Кеми и Рованиеми, однако их успехи были равны нулю. Чтобы перехватить СБ или ДБ-3, «Гладиатору» нужно было заранее занять позицию выше противника, но даже при таких условиях его пилоту удавалось произвести в лучшем случае одну-две атаки. Кроме того, командование с упорством, достойным лучшего применения, дробило группу на пары и четверки, рассаживая их по разным аэродромам и пытаясь прикрыть ими как можно больше пунктов. В результате реальные успехи шведских летчиков на фоне деятельности, которую к февралю развили действовавшие против них ВВС советских 9-й и 14-й Армий, оказались совершенно не впечатляющими. Впрочем, если нет реальных достижений, то их можно придумать – так, шведские авторы до сих пор утверждают, что за 62 дня участия в войне летчиками «Гладиаторов» из F19 было предотвращено 35 бомбардировок! Узнай об этом командование ВВС вышеперечисленных армий, оно бы очень сильно удивилось.

Впрочем, давайте на конкретных примерах рассмотрим, как шведские добровольцы предотвращали бомбардировки. 29 января командование ВВС 14-й Армии поставило перед своими подчиненными задачу разрушить мосты и железнодорожную станцию в Рованиеми. В этот день налет не состоялся из-за плохой погоды, на следующий день группа в составе 24 СБ дошла до цели, но та оказалась закрыта низкой облачностью, и бомбардировщики отработали по запасной. При этом экипажи бомбардировщиков наблюдали три истребителя, которые, не обращая на них внимания, ушли в сторону Рованиеми. Наконец, 31 января группа в составе 26 СБ и 10 ДБ-3 отработала по Рованиеми, сбросив на него за 20 минут около 27 тонн фугасных, осколочных и зажигательных бомб. Экипажи ВВС 14-й Армии противника в воздухе не встретили, а вот экипажи 9 ДБ-3 из ВВС 9-й Армии, атаковавшие Рованиеми чуть позже, были безрезультатно атакованы истребителями. При налете в городе погибло 14 и было ранено 56 человек.

На следующий день налет повторился в том же составе, и на этот раз три «Гладиатора» к моменту появления советских бомбардировщиков уже «висели» над Рованиеми. В ходе завязавшегося боя с первой волной СБ (две эскадрильи 5-го СБАП), летчику П.-Э. Салвину (Per-Johan Salwén) удалось сбить один СБ, экипаж которого погиб. Правда, на этот же СБ претендовали и прикрывавшие город зенитчики, но, тем не менее, этот бомбардировщик можно признать действительно первой в истории шведских ВВС воздушной победой. Остальные экипажи сравнительно безболезненно смогли отбиться от шведов и отбомбиться по целям, а подошедшие позже с 10-минутными интервалами еще две волны бомбардировщиков противника в воздухе вообще не встретили, спокойно отработав по целям. Так же атаковавшая город девятка ДБ-3 ВВС 9-й Армии вновь была безрезультатно атакована истребителями противника, однако доклады их экипажей вызывают серьезные сомнения, так как они утверждали, что на них напали сразу 11 «Фоккеров» D.XXI. После двух мощных налетов ВВС 14-й Армии переключились на другие цели, что шведы восприняли как свой личный успех в деле прикрытия Рованиеми.

Следующих побед шведам пришлось ждать почти три недели. За это время им несколько раз удавалось обнаружить в воздухе советские бомбардировщики, но каждый раз советские самолеты без особого труда уходили от «Гладиаторов», но чаще всего шведские летчики просто никого не встречали. Например, 18 февраля два СБ и три ДБ-3 из ВВС 9-й Армии совершенно беспрепятственно отбомбились по тому же Рованиеми, хотя неподалеку на аэродроме «Оскар» в это время находилось четыре «Гладиатора». 20 февраля тот же самый Салвен и его коллега Г. Карлссон (Gideon Karlsson) в районе Ваала (юго-восточнее Оулу) перехватили девятку СБ из состава 16-го СБАП. Согласно докладам пилотов, они сбили два СБ: один лично Салвен, а второй совместно. В действительности советская эскадрилья потерь не имела, за исключением раненного пилота и выпрыгнувшего с парашютом штурмана этого же экипажа (узнав о ранении пилота, штурман запаниковал и выпрыгнул из самолета). Зато стрелки СБ хорошенько нашпиговали свинцом «Гладиатор» S-55/Е самого Салвина, в результате швед при посадке разбил свою машину под списание.

21 февраля командование ВВС 14-й Армии организовало очередной налет на Рованиеми, однако в силу ряда причин из 26 СБ и 13 ДБ-3 цель атаковали только 17 СБ. Шведы вновь ожидали советскую группу над городом, но вылетели они слишком рано и к моменту появления первой девятки СБ у двух самолетов горючее было на исходе. В результате паре шведов, К.-О. Штенингеру (Carl-Olof Steninger) и А. Фрюкхольму (Arne Frykholm) удалось сбить один СБ, остальные бомбардировщики отработали по цели и ушли. Подошедшие позже СБ бомбили уже без противодействия воздушного противника. Несмотря на это, на счет шведской пары был записан еще один ДБ-3! Дело в том, что из 13 вылетевших ДБ-3 шесть вернулись из-за технических неисправностей, а остальные семь потеряли ориентировку и вместо Рованиеми отбомбились по шведской Паяле. На обратном пути один из самолетов по каким-то причинам отстал и вынужденно сел на финской территории, при этом экипаж ДБ-3 попал в плен, за исключением погибшего в перестрелке стрелка-радиста. То, что советские летчики в глаза не видели никаких шведских «Гладиаторов», не помешало приписать этот ДБ-3 Штенингеру и Фрюкхольму.

Таким образом, к концу февраля из восьми самолетов, на уничтожение которых в воздушных боях претендовали шведы, реально ими было сбито только два. В конце февраля шведы провели ротацию личного состава, часть пилотов уехала, а вместо них прибыла группа новых добровольцев, среди которых был Эйнар Техлер (Einar Tehler). Именно ему суждено было стать самым результативным из воевавших шведских добровольцев, если, конечно, считать реальные достижения. 7 марта он вылетел на своем «Гладиаторе» с аэродрома Ульрик в районе Оулу на перехват звена СБ. Ему противостояли малоопытные экипажи из состава только что прибывшей на фронт 34-й дальнеразведывательной эскадрильи, что облегчило задачу шведскому пилоту. Мастерской атакой он одного за другим сбил два из трех самолетов (один экипаж сел на финской территории, второй пропал без вести).

Последней и наиболее эффектной победой шведских добровольцев стал ТБ-3 ВВС 9-й Армии, сбитый 10 марта упоминавшимся выше Гидеоном Карлссоном. В районе станции Вика швед атаковал ложившуюся на боевой курс шестерку четырехмоторных бомбардировщиков и после долгого боя вынудил одного из них совершить вынужденную посадку на озере Муртоселькя в 5 километрах от Кемиярви. Чтобы подбить огромный бомбардировщик, Карлссону пришлось израсходовать весь боезапас. Советский экипаж, надо отдать ему должное, несмотря на безвыходную ситуацию, отказался сдаваться и принял бой – в итоге пять из восьми летчиков погибли, троих финнам все же удалось пленить.

В тот же день шведы потеряли и свой последний в этой войне «Гладиатор»: при испытании отремонтированного истребителя во время пикирования у него оторвало лыжу, которая врезалась в крыло. Неуправляемый S-54/D упал на поле, похоронив в обломках инженера группы Э. Хилдингера (Åke Hildinger).

После окончания войны шведы еще некоторое время оставались в Финляндии. Из девяти переживших войну «Гладиаторов» семь были в летном состоянии и должны были 28 марта убыть в Швецию своим ходом, но из-за плохой погоды задержались. 30 марта эта семерка совершила «визит вежливости» в финскую военную авиашколу в Каухаве и в тот же день перелетела в Швецию. Два неисправных «Гладиатора» (S-59/I и S-60/J) были отправлены на родину поездом.

После войны судьба воевавших в Финляндии машин сложилась не очень счастливо. Четыре из них были разбиты в авариях в 1941 году, еще один разбит в аварии уже в 1945-м, три были списаны по износу или из-за слишком высокой стоимости ремонта в 1945-1946 гг., а один экспонируется в музее ВВС Швеции по сей день. Интересно, что у доживших до 1945 года шведских «Гладиаторов» налет был даже больше, чем у воевавших финских, сильно перевалив за 700 часов.

Перемирие

Несмотря на безвозвратную потерю 14 «Гладиаторов» из 30 полученных, по состоянию на 13 марта 1940 года на балансе финских ВВС продолжали «висеть» 26 из них. Дело в том, что списание потерянной техники шло ни шатко, ни валко. Лишь 11 марта были списаны первые четыре «Гладиатора», следующие восемь 10 мая, а оставшиеся два только 20 августа!

Фактически же к моменту окончания войны в составе финских ВВС было 16 машин этого типа, из которых шесть требовали заводского ремонта. В конце марта истребители начали, наконец, потихоньку отправлять на завод, причем в числе первых ремонтироваться отправился GL-256, с которым вроде как ничего криминального не происходило. До конца апреля все поврежденные «Гладиаторы» были отосланы в ремонт, откуда постепенно начали возвращаться только летом. Правда за это время доблестные финские пилоты успели приложить о землю еще и GL-264, который убыл ремонтироваться в июле, а вернулся только в сентябре.

В течение 1940 – первой половины 1941 гг. через завод прошло большинство уцелевших «Гладиаторов», поскольку все они требовали планового капитального ремонта. Вместе с ремонтом самолеты с осени 1940-го начали получать и новую окраску, принятую в финских ВВС: верхние поверхности окрашивались в оливково-зеленый цвет с нанесением камуфляжных пятен черного цвета, а нижние оставались серебристо-серыми (с лета 1942 года его заменили на бледно-голубой). Однако многие из «Гладиаторов», успевших отремонтироваться до осени 1940-го, остались в своем старом «британском» камуфляже до следующего визита на завод.

Между тем, финское командование решило, что истребительное звено нужно каждой эскадрилье, прямо взаимодействующей с сухопутными войсками. В этой связи возвращающиеся из ремонта «Гладиаторы» начали поступать на вооружение и 16-й эскадрильи тоже. Всего с июня по август она получила четыре истребителя (GL-252, GL-256, GL-275 и GL-278). Еще три таких истребителя (GL-253, GL-264 и GL-265) в июле-сентябре были переданы в состав Отдельной морской эскадрильи, взаимодействующей с флотом. В 12-й и 14-й эскадрильях осталось, соответственно, по одному звену. Интересно заметить, что осенью 1940-го LLv 12 и LLv 14 получили на вооружение по одному трофейному И-153, однако, в 12-й эскадрилье «Чайки», что называется, не прижились. Не прошло и месяца, как капитан Маунула из-за отказа мотора «приземлил» свою «Чайку» неподалеку от аэродрома Утти, после чего ее пришлось снова отправить в ремонт. А вот 14-я эскадрилья до марта 1941 года приняла в общей сложности пять «Чаек», и ветераны «Зимней войны» могли наблюдать непривычную картину, когда «Гладиаторы» и «Чайки» не рвали друг друга пулеметными очередями, а спокойно летели в одном строю. Эта «идиллия» продолжалась недолго. В апреле 1941 года было принято решение сосредоточить трофейную технику в составе Отдельной морской эскадрильи, и в течение 10-18 апреля все «Чайки» были переданы в состав ее 3-го звена, а находившиеся на вооружении эскадрильи два «Гладиатора» возвратились в 1-й авиаполк. Третий из полученных моряками «Гладиаторов», GL-264, был благополучно в очередной раз разбит еще 9 декабря и коротал свое время на заводе. Таким образом, к концу весны 1941 года все исправные «Гладиаторы» снова оказались в составе 1-го авиаполка.

Большую часть первой половины 1941 года основные силы 1-го авиаполка провели на базе в Утти, лишь 16-я эскадрилья традиционно базировалась севернее, на этот раз в местечке Риссала северо-восточнее города Куопио. Такое положение сохранялось до 18 июня, когда в Финляндии началась очередная мобилизация. По этому поводу «Гладиаторы» немножко подкрасили, нарисовав им элементы быстрого опознавания в виде желтых законцовок нижних крыльев и широкой желтой полосы в хвостовой части фюзеляжа. Точно такие же элементы быстрого опознавания (ЭБО), конечно же, по чистой случайности очень напоминавшие ЭБО самолетов Люфтваффе, готовящихся к войне с СССР, получили все боевые самолеты финских ВВС. Одновременно 12-я эскадрилья была переброшена в Миккели, а ее 2-е звено с «Гладиаторами» – в Пуумала, в сотне километров на северо-восток от Утти. LLv 14, в общем-то, тоже улетела на новое место, но 1-е звено с «Гладиаторами» осталось в Утти. После нападения Германии на СССР эскадрильям 1-го полка «нарезали» свои задачи, по аналогии с прошедшей войной. 12-я эскадрилья взаимодействовала со II армейским корпусом, наступавшим на востоке Карельского перешейка, 14-я с IV корпусом, задачей которого было взять Выборг и наступать по западной части перешейка, а 16-я с VII корпусом, которому в составе Карельской Армии предстояло воевать в Приладожье.

Снова в бой

К началу очередной советско-финляндской войны самым крупным парком «Гладиаторов» располагала именно 16-я эскадрилья, в 1-м звене которой под командованием капитана Х. Пурсиайнена (H. Pursiainen) имелось целых шесть машин (GL-252, GL-253, GL-265, GL-272, GL-276 и GL-278). Могло быть и восемь, но в течение июня разбились сразу два истребителя – у GL-256 9 июня при взлете отказал мотор и истребитель рухнул в лес, похоронив в своих обломках лейтенанта Питкянена (E. Pitkänen), а GL-275 пятью днями позже по той же причине едва не лишил жизни сержанта Мерисало (J. Merisalo). К счастью для последнего, мотор отказал еще до того, как самолет успел набрать хоть сколько-нибудь серьезную высоту, поэтому «Гладиатор» просто плюхнулся на «пузо», сломал шасси и встал на нос. Впрочем, уже 29 июня эскадрилья получила очередной «Гладиатор» из состава LLv 14 (GL-273).

В тот же день финское командование вновь пересмотрело свои планы. Поскольку главный удар наносился не на перешейке, а в Приладожье, непосредственную поддержку войск на перешейке решили ограничить силами одной LLv 14, а LLv 12 перебросить для поддержки Карельской Армии. Впрочем, к нашей истории про «Гладиаторы» это обстоятельство имеет небольшое отношение, поскольку еще до начала войны командование ВВС решило-таки воплотить в жизнь свою идею времен «Зимней войны» и перевооружить на истребители по два звена в каждой эскадрилье 1-го полка.

Теги: ВМБ, авиация, советско-финская война

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).