Мнения / Сотрудничество / Взаимодействие

5:03 / 19.05.15

Полусаммит монархов Персидского залива в США

Полусаммит монархов Персидского залива в США

Монархии Персидского залива / Фото: goodbyeusa.com

Широко разлекламированный Саммит арабских стран Персидского залива (АС ПЗ) в Вашингтоне прошел на более низком уровне, чем планировалось, так как из семи участников встречи только трое были представлены главами государств (США, Катар и Кувейт), а остальные страны направили на это мероприятие лишь своих представителей. Убедить короля Саудовской Аравии в необходимости личного участия в этом форуме не смог даже американский госсекретарь Джон Керри, специально посетивший накануне Эр-Рияд. Воздержались от поездки в Вашингтон и главы Бахрейна, ОАЭ и Омана. Формальным предлогом отказа короля КСА Сальмана от поездки в США стала сложная ситуация в соседнем Йемене, однако большинство экспертов связывают этот демарш с недовольством Эр-Рияда смягчением политики США по отношению к Ирану. Саудиты не без основания опасаются усиления позиций Тегерана в регионе и, как следствие,  активизации деятельности шиитских общин в арабских странах. Не понравилось Эр-Рияду и недавнее заявление Барака Обамы в интервью «New York Times» о том, что «союзники США, такие как Саудовская Аравия, должны больше беспокоиться не о внешней угрозе, а о внутренней». Это заявление можно рассматривать как явный намек на упорное нежелание монарших семей и суннитских кланов делиться властью и доходами от экспорта углеводородов с представителями своих шиитских общин, что и служит одной из причин акций протеста и неповиновения широких народных масс.

 

Следует отметить, что первая попытка провести этот Саммит в марте 2015 г. была сорвана из-за возникших серьезных разногласий между самими монархами. В тот период Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ даже отозвали своих послов из Катара и обвинили Доху в подрыве коллективной безопасности путем поддержки исламистов в разных странах, включая "Братьев-мусульман" в Египте. Министерство финансов США также выражало озабоченность в связи с политикой Катара и Кувейта, поддерживающих суннитских экстремистов в Сирии и Ираке и отследило крупные суммы, поступившие боевикам-исламистам от этих стран через благотворительные фонды.

 

Тем не менее, 13-14 мая 2015 г. встреча представителей стран Залива в Вашингтоне все же состоялась. В официальной повестке дня – пути сотрудничества между Соединенными Штатами и их союзниками – странами Персидского залива по разрешению кризисов в Ираке, Сирии, Ливии, Йемене и взаимодействие в борьбе с Исламским государством. Однако, можно предположить, что монархи Персидского залива и их посланники на Саммит постарались сделать акцент на угрозах с иранского направления.

 

Как уже выше было отмечено, в странах Персидского залива вызывает все большее беспокойство намерение США заключить окончательное соглашение с Тегераном по иранской ядерной программе и приступить к поэтапному снятию ограничительных санкций в отношении ИРИ. В этих условиях лидеры арабских стран Персидского залива стремятся повысить уровень своего сотрудничества с США в сфере безопасности. Выдвигаются даже предложения заключить нечто вроде договора о коллективной обороне между Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и США и получить, таким образом, документальные гарантии безопасности стран Залива. Однако, Вашингтон пока уклоняется от такого договора и предлагает лишь продолжить военное и военно-техническое сотрудничество со странами ССАГПЗ и, в частности, создать совместную систему ПРО в регионе.

 

Монархи стран Персидского залива хотели бы и более активной поддержки США в разрешении йеменского кризиса в нужном для них ключе (подавлении восстания хуситов). Пока Вашингтон ограничивается ужесточением контроля за морской акваторией вокруг Йемена. Группировка, ВМС уже находящаяся в Персидском заливе, прежде состояла из вертолетоносца «Иводзима», десантного корабля-дока «Форт МакГенри», десантно-вертолетного корабля-дока «Нью-Йорк» и эсминца «Стеретт». Теперь к ним присоединяются авианосец «Теодор Рузвельт», ракетный крейсер «Нормандия», эсминцы с УРО «Форрест Шерман», «Уинстон Черчилль» и «Фаррагут», а также вспомогательные корабли.

 

Судя по всему, американская эскадра призвана блокировать йеменские порты, чтобы не допустить подхода туда кораблей из Ирана, которые (предположительно) могут доставлять хуситам оружие и военное снаряжение. Американская сторона это, кстати, отрицает, настаивая на «защите международной навигации и торговли в Аденском заливе и Красном море». И следует признать, что группировка «Теодора Рузвельта» находилась как раз в Персидском заливе и вполне могла контролировать, какие корабли, когда и куда выходят из иранских портов. Кроме того, 90 самолетов именно этого авианосца составляли основу сил, наносивших удары по позициям ИГ. Получается, что теперь «защита международной торговли» стала для Вашингтона важнее войны против ИГ?

Очередной Саммит стран ССАГПЗ под эгидой США показал, что Вашингтону все труднее сохранять созданную им в предыдущие годы систему сдержек и противовесов в регионе. Наметившиеся подвижки в ослаблении давления США и его западных союзников на Иран вызывают все большее недовольство стратегических союзников и партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. И если раньше тревогу по этому поводу бил Израиль, то теперь к нему присоединяются и страны Персидского залива. Несмотря на то, что, в отличие от Тель-Авива (Иерусалима), руководители стран ССАГПЗ избегают открытой критики политики США на ближневосточном направлении, своими действиями они дают явный сигнал Вашингтону, что сначала надо обеспечить внешнюю безопасность арабских государств Персидского залива, а уже потом снимать санкции с Ирана.

 

МОСКВА, Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов
1

Теги: Саммит АС ПЗ, Вашингтон, ИРИ, ССАГПЗ, ИГ

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).