Вооружение и военная техника / Образцы

Темп-2С, подвижный грунтовый ракетный комплекс

Компания участник: ЦКБ «Титан», ОАО

В серединее 60-х годов НИИ-1 возглавляемый А.Надирадзе (Московский институт теплотехники), используя опыт создания в 1965г. оперативно-тактической ракеты Темп-С» начал проработку проекта твердотопливной МБР мобильного базирования. Однако в результате реорганизации в промышленности проведенной в 1965г. НИИ-1 оказалось в составе вновь образованного Министерства оборонной промышленности (МОП) которое было предназначено для «обеспечения» сухопутных войск, а вооружение для РВСН должно было разрабатывать Министерство общего машиностроения. Тогда ми- нистр МОП С. Зверев "волевым решением" издает приказ от 15 апреля № 24 1965г. в котором предприятиям МОП во главе с НИИ-1 поручается разработка мобильного грун- тового ракетного комплекса (МГРК) с межконтинентальной твердотопливной ракетой. "Преподносится" это как усовершенствование комплекса "Темп-С" в связи с чем новая разработка получила обозначение «Темп-СМ2». В Минобщепроме и Минобороны мягко говоря скептически отнеслись к инициативе Надирадзе. Но после проведения соот- ветствующих предпроектных и проектных проработок опытно-конструкторская работа в 1967г. получила одобрение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по Военно- промышленным вопросам которая сделала НИИ-1 головным предприятием по разработке и производству подвижных ракетных комплексов и МБР на твердом топливе. Комплекс получил индекс «Темп-2С» на западе он стал известен под нименованием «Грешник». 
Твердотопливные заряды для ракеты «Темп-2С» разрабатывались в Люберецком НИИ-125 (НПО «Союз») под руководством Б.Жукова. В подмосковном Хотьковском конст- рукторско-технологическом бюро были разработаны стеклопластиткоые корпуса двига- телей, транспортно-пусковой контейнер (позже из углеродных материалов) и налажено их производство. 

Разработка системы управления (СУ) первоначально была поручена входившему в МОП ЦНИИ автоматики и гидравлики, которое, мягко говоря, с задачей не справлялось поскольку всегда занималось разработкой гидропривода. И в июле 1969г. когда выхо- дит постановление правительства уточняющее кооперацию, основные тактико-техничес- кие характеристики комплекса и устанавливаются базовые сроки работ, разработка СУ ракеты поручается Н.Пилюгину. 

Самоходные пусковые установки (СПУ) для разработанных к тому времени комплек- сов 8К96 и 8К99 и спользовали шасси тяжелого танка Т-10. Серьезных нареканий при проведении пусков в их адрес не было но подвижность комплексов была сильно ограни- чена, ресурс хода был всего 3000-5000км, крайне сложна была их эксплуатация (затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требо- вала демонтажа смежных систем и т.д.). Кроме того в мирное время СПУ могли дви- гаться только вне дорог с твердым покрытием, поскольку асфальт они разбивали, Поэтому для нового «Темпа-С2М» исследовалось сразу несколько вариантов СПУ на гусеничном и автомобильного шасси. 

В СКБ МАЗ разрабатывалось пятиосное колесное шасси МАЗ-547 на базе семейства тяжелых колесных тягачей МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537. ВНИИ-100 (ВНИИ Трансмаш) прорабатывал несколько вариантов гу- сеничных шасси СПУ на базе различных бразцов бронетехники (сочлененная СПУ, СПУ из двух отдельных танковых тягачей). Рассматривалась и возмож- ность использования СПУ комплекса РТ-20П. В заключении ВНИИ-100 гово- рилось, что создание для нового ком- плекса гусеничного шасси весом менее 65т. невозможно. Для дальнейших ра- бот предлагалось четырехгусеничное шасси с полным весом около 70т. 

Эскизный проект «Темп-2С» был закончен в начале 1968г. По результатам рас- смотрения эскизного проекта в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968г. № 374-142 коллективу института была задана разработка рабочего про- екта твердотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах — на колесном и гусеничном шасси. При этом вес СПУ ограничивался 60-ю и 70-ю т. соответственно. 

СПУ на гусеничном ходу - 15У67 или «объект 825» разрабатывалась КБ-3 Ленин- градского Кировского завода (ЛКЗ), а СПУ 15У68 на колесной базе специального шес- тиосного автомобиля МАЗ-547А — в СКБ Минского автомобильного завода. К 1970г. были разработаны и собраны опытные образцы гусеничного СПУ. Однако руководство НИИ-1 отвергло проекты гусеничных СПУ, справедливо полагая, что приборы СУ ракеты не смогут выдержать вибрации, создаваемой танковыми шасси. Предпочтение было отдано колесным шасси Минского автозавода на основе которых было создано пятиос- ное, а затем шестиосное колесное шасси МАЗ-547 способное по бездорожью транспор- тировать груз заданной массы.

При создании первых мобильных комплексов никто особо не задумывался (как впрочем и при создании других систем оружия) над вопросами жизнеобеспечения обслу- живающего персонала. О том, что людям надо спать и есть, что их нужно охранять, П.Тюрин и М.Янгель создававшие первые подвижные комплексы или не думали, или счи- тали, что это дело военных. «Темп-2С» стал первым ракетным комплексом обеспечи- вавшим действительно мобильное автономное функционирование в течении времени бое- вого патрулирования 

Испытания и развертывание. 
Летные испытания комплекса «Темп-2С» были начаты 14 марта 1972г. на полигоне Плесецк и проходили достаточно сложно: 2 пуска (второй и четвертый) из 5 были неудачными. Начиная с пятого пуска 28 сентября 1972г. испытания пошли более ус- пешно аварии все же случалсь (10, 11, 13 м 17 пуски) Всего в процессе испытаний было проведено 30 (35) пусков. Летные испытания были завершены в декабре 1974г. МГРК «Темп-2С» был принят на вооружение РВСН постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1976г. Серийное производство ракеты развернуто на Воткинском машиностроительном заводе еще в 1974г. Пусковые установки и машины обеспечения поступали от Волгоградского завода «Баррикады». Развертывание комплексов решено было начать в Плесецке. Первыми на «Темп-2С» в 1975г. были перевооружены два полка - в/ч 07395 (два дивизиона на площадках «Стройдеталь» и «М.Усово») и в/ч 68543 (площадки «Лисицино» и «Лесорубов». Ранее эти части находились в составе 1-го боевого управления и имели на вооружении МБР Р-9А и Р-16У соответственно. Эти два полка получили статус Отдельных инженерно- испытательных частей (ОИИЧ) №54 и №57 соответственно (сохранив при этом номера в/ч) и заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976г. Их вторые дивизионы были выделены в самостоятельные в/ч 29487 и 49506 соответственно. В 1976г на базе в/ч 29512 (и части персонала в/ч 30107 проводивших в составе 4-го управления полигона испытания комплекса) на площадке «Карьер» было создано 5-е управление 53 НИИП (в/ч 29512), получившее неофициальное наименование - 5-я страна. В том же году в составе 5-го управления были сформированы в/ч 30042 и в/ч 25932, а в 1977г. в/ч 40258. Число ОИИЧ достигло семи при этом каждая состояла из 3-х групп (дивизионов) по две пусковые установки. Общее число развернутых ПУ таким образом составило 42. Несмотря на то, что развертывание комплексов «Темп-2С» проводилась в строжайшей секретности, тайну сохранить не удалось. В судьбу комплекса вмешалась большая политика. Соединенные штаты заявили, что будут рассматривать развертывание стар- товых позиций подвижных грунтовых комплексов как нарушение «Временного соглашения об ограничении наступательных стратегических вооружений» (ОСВ-1) поскольку они не смогут контролировать численность таких комплексов национальными техническими средствами как то предусматрено статьей V Договора. Руководствуясь исключительной важностью поддержания процесса ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, руководство страны решило ограничить развертывание подвижных ракетных комплексов рамками испытательного полигона Плесецк кроме того на "свет" появилась «Программа длительного хранения техники комплекса Темп-2С» по которой все 42 ПУ постоянно находились в пункте постоянной дислокации - в хранилищах на полигоне Плесецк. Офицерам было запрещено употреблять словосочетание «боевое дежурство». Договор ОСВ-2, подписанный в июне 1979г. напрямую запретил дальнейшее развертыва- ние комплекса. Советский Союз брал на себя обязательства не производить, этот ракетный комплекс а также третью ступень и ГЧ ракеты 15Ж42 (на основе первых двух ее ступеней была создана БРСД "Пионер" и производство третьих ступеней могло позволить быстро переоборудовать "Пионеры" в ракеты межконтинентальной дальности) Американские эксперты утвреждают, что несмотря на договор СССР продолжал развёр- тывать комплекс и после 1979г. доведя их количество к 1985г. до 100 шт. Всего по западным данным на Воткинском заводе было произведено до 200 ракет, около 60 из которых были складированы на полигоне в Плесецке (по данным МИТ серийно было изготовлено около 70 ракет). Под покровом тайны окружающей историю комплекса стали рождаться легенды. В некоторых источниках можно найти такие истории. «При выезде ракетовоза из гараж- ного укрытия все находящиеся поблизости солдаты обязаны были по команде повер- нуться спиной к гаражу и стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока ракетовоз не скроется в тайге. Выезд ракетовозов из гаражей осуществлялся в перерывах между пролетами американских спутников над Плесецком. Бывали ошибки, но в этих случаях вышедшие из гаражей ракетовозы тут же возвращались обратно.» В 1985г. комплекс был снят с «Программы длительного хранения», все вспомога- тельное оборудование было выведено с территории полигона. 5-е управление и вхо- дящие в него воинские части бы ли расформированы (по некоторым данным 5-е управ- ление было расформировано 10 июля 1986г). На базе площадки №31 (Малое Усово) после расформирования базировавшихся там в/ч 29487 и 30042 для хранения выведен- ной из боевого состава техники была сформирована новая воинская часть. Ликвида- цией ракет (с октября 1985г. по февраль 1987г.) занималась лаборатория п/п-ка Еникеева, входившая в состав 6-го управления. Ликвидация проводилась методом разборки ракет в сооружении 1А площадки «Ледяная-А». 

Конструкция
15Ж42 представляла собой трехступенчатую твердотопливную ракету с моноблоч- ной ГЧ, В ее конструкции применен ряд принципиальных новинок - решетчатые, рас- крываемые в полете аэродинамические рули, центральные управляющие сопла, стекло- пластиковые управляющие сопла, стеклопластиковые высокопрочные корпуса двига- тельных установок. Разработана холодная схема разделения ступеней, при которой последующие ступени запускались только после отхода предыдущих на безопасное рас- стояние. Дальность пуска регулировалось отсечкой тяги посредством поперечной рубки корпуса двигателя третьей ступени. Боевая ступень (по сути четвертая ступень) впервые оснащена твердотопливной двигательной установкой. Этим «Темп-2С» существенно отличался от известных в те годы отечественных конструктивных схем. Сама ракета весь период эксплуатации находилась в герметизированном ТПК, выпол- ненном из стеклопластика с толстым слоем теплоизолирующего пенопласта. Для прове- дения пуска ракеты ПУ вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Минометный старт осуществлялся непосредственно из контейнера с помощью специального ПАД. Маршевые двигатели включались уже на высоте, благодаря чему ПУ сохраняла работоспособное состояние. В каждой из маршевых двигательных установок использовались по два твердотоп- ливных заряда: большой крепился к цилиндрической части корпуса, малый к переднемй днищу, чтобы корпус большую часть времени был защищен от нагрева несгоревшим топ- ливом. Управляющие усилия на начальном этапе полета создавались с помощью газовых рулей (из тугоплавкого вольфрама), а после набора скорости - аэродинамическими решетчатыми рулями расположенными на первой ступени. Вторая и тетья ступени управ- лялись по крену посредством газовых сопел с газогенератором; по тангажу и рыска- нию - вдувом в закритическую часть сопла горячих газов. Для органов управления по крену, было создано твердое топливо в составе которого не было алюминия зато входил гексоген (конденсируясь окислы аллюминия могли засорить клапаны вдува). Разде- ление ступений производилось «холодным» способом, при котором последующие ступени запускались после отхода предыдущих на безопасное расстояние. Система управления построена на базе цифровой вычилительной машины, и состояла из двух автономных блоков, один из которых находился на СПУ и решал задачи управ- ления автоматикой СПУ, подготовки исходных данных и расчета полетного задания, а второй находился в ГЧ и осуществлял прицеливание и управление ракетой в полёте, обрабатывая данные с акселерометров установленных на гиростабилизированной плат- форме. Для компенсации недостаточной надёжности элементной базы БЦВМ было приме- нено троирование каналов управления, что привело к утяжелению бортовой аппаратуры. Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении и размеща- лись в герметичном приборном отсеке. 

Состав комплекса.
 В состав полка входили 3 дивизиона и подвижный командный пункт полка. В сос- таве каждого дивизиона 9 машин: 2 самоходные ПУ, машина подготовки и пуска 2 ма- шины дизель-электростанции (в каждой по 4 дизель-агрегата мощностью по 30 квт.), машина-столовая, машина-общежитие, машина дежурной смены охраны и машина боевого поста. В составе подвижного командного пункта полка те же 9 машин только вместо ПУ и машины подготовки и пуска были машина боевого управления, машина связи, машина тропосферной связи. В состав комплекса входило также оборудование, обеспе- чивающее жизненный цикл ракет и агрегатов наземного оборудования: средства транс- портировки и перегрузки ракет, их хранения в арсеналах, регламентные и учебно- тренировочные средства. Для СПУ и транспортно-заряжающей машины использовалось шасси "МАЗ-547А, машина боевого поста была создана на шасси БТР-60, остальные машины комплекса использовали шасси МАЗ-543А или В

Технические характеристики

Длинна с ГЧ 18.5 м.
Длинна без ГЧ 16.9 м.
Длинна 1-ой ступени 8,58 м.
Длинна 2-ой ступени 4,4 м.
Длинна 3-й ступени 3,9 м.
Диаметр 1-ой ступени 1.79 м.
Диаметр 2-ой ступени 1,47 м.
Диаметр 3-й ступени 1,3 м.
Масса ГЧ 0,94 т.
Мощность заряда 0,65-1,5 Мт.
Дальность 9200 -10500 км.
КВО 450 м.
Предельное отклонение 1.2-1.6 км.

Написать в компанию по поводу образца

Поля, обязательные для заполнения

Контактное лицо

Телефон

Email

Сообщение

CAPTCHA