Вооружение и военная техника / Образцы

2С7 «Пион», 203-мм самоходная пушка

2С7 «Пион» (индекс ГАБТУ — объект 216) — советская 203-мм самоходная пушка артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Разработана на Ленинградском Кировском заводе. Главный конструктор шасси — Н. С. Попов, 203-мм пушки 2А44 — Г. И. Сергеев. 2С7 «Пион» предназначен для подавления тылов, уничтожения особо важных объектов и средств ядерного нападения в тактической глубине на расстоянии до 47 км.

Са­мо­ход­ная пуш­ка 2С7 пред­на­зна­че­на для вы­пол­не­ния сле­дую­щих за­дач:

    - унич­то­же­ние и по­дав­ле­ние средств ядер­но­го по­ра­же­ния, ар­тил­ле­рии, ми­но­ме­тов и дру­гих ог­не­вых средств и тех­ни­ки;
    - раз­ру­ше­ние по­ле­вых и дол­го­вре­мен­ных обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний;
    - по­дав­ле­ние и унич­то­же­ние ты­лов, пунк­тов и ор­га­нов управ­ле­ния вой­ска­ми и ар­тил­ле­ри­ей;
    - по­дав­ле­ние и унич­то­же­ние жи­вой си­лы и тех­ни­ки в рай­онах со­сре­до­то­че­ния и на ру­бе­жах раз­вёр­ты­ва­ния.
Са­мо­ход­ная пуш­ка 2С7 вы­пол­не­на по без­ба­шен­ной схе­ме с раз­ме­ще­ни­ем ору­дия от­кры­то в кор­мо­вой час­ти гу­се­нич­но­го шас­си. 2С7 со­сто­ит из 203-мм ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной пуш­ки 2А44 и гу­се­нич­но­го шас­си.

Пуш­ка 2А44 со­сто­ит из ство­ла, за­тво­ра, стре­ляю­ще­го ме­ха­низ­ма, за­гру­зоч­но­го лот­ка, люль­ки, про­ти­во­от­кат­но­го уст­рой­ст­ва, по­во­рот­но­го и подъ­ем­но­го ме­ха­низ­мов, двух пнев­ма­ти­че­ских урав­но­ве­ши­ваю­щих уст­ройств тя­ну­ще­го ти­па, верх­не­го стан­ка, при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний и ме­ха­низ­ма за­ря­жа­ния. На ору­дии при­ме­не­ны ствол с ко­жу­хом и двух­такт­ный порш­не­вой за­твор (с пла­сти­че­ским уп­лот­ни­те­лем ти­па «бан­ге»), от­кры­вае­мый вверх. За­твор ос­на­щен стре­ляю­щим ме­ха­низ­мом удар­но­го ти­па, спе­ци­аль­ным ме­ха­ни­че­ским при­во­дом, по­зво­ляю­щим ав­то­ма­ти­зи­ро­вать про­цес­сы от­кры­тия и за­кры­тия за­тво­ра (в ава­рий­ном ре­жи­ме эти опе­ра­ции мо­гут вы­пол­нять­ся вруч­ную), и урав­но­ве­ши­ваю­щим уст­рой­ст­вом, об­лег­чаю­щим от­кры­тие за­тво­ра. В стре­ляю­щем ме­ха­низ­ме вы­пол­не­но гнез­до для ма­га­зи­на кап­сюль­ных тру­бок. Вы­пуск про­из­во­дит­ся с по­мо­щью элек­тро­спус­ка или спус­ко­во­го шну­ра (в ава­рий­ном ре­жи­ме).

Люль­ка ци­лин­д­ри­че­ско­го ти­па ус­та­нов­ле­на верх­нем стан­ке. К ней при­кре­п­ле­ны ци­лин­д­ры про­ти­во­от­кат­но­го уст­рой­ст­ва, зуб­ча­тая ду­га подъ­ем­но­го ме­ха­низ­ма, дат­чик дли­ны от­ка­та и крон­штейн для кре­п­ле­ния при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний. Про­ти­во­от­кат­ное уст­рой­ст­во вклю­ча­ет в свой со­став гид­рав­ли­че­ский тор­моз от­ка­та с сис­те­мой урав­ни­ва­ния объ­е­ма ра­бо­чей жид­ко­сти и два гид­ро­пнев­ма­ти­че­ских на­кат­ни­ка. Дли­на от­ка­та со­став­ля­ет не бо­лее 1400 мм. На верх­нем стан­ке смон­ти­ро­ва­ны подъ­ем­ный и по­во­рот­ный ме­ха­низ­мы и урав­но­ве­ши­ваю­щие уст­рой­ст­ва. На­ве­де­ние пуш­ки в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью гид­рав­ли­че­ских при­во­дов ли­бо вруч­ную (в ава­рий­ном ре­жи­ме). Угол вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния от 0° до +60°, угол го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния - ±15° от­но­си­тель­но про­доль­ной оси ма­ши­ны.

От­каз от ис­поль­зо­ва­ния дуль­но­го тор­мо­за обес­пе­чил дуль­ную вол­ну не­вы­со­ко­го дав­ле­ния на ра­бо­чих мес­тах и по­зво­лил от­ка­зать­ся от мон­та­жа спе­ци­аль­ной за­щи­ты для рас­че­та.

Пуш­ка ос­на­ще­на по­лу­ав­то­ма­ти­че­ской гид­рав­ли­че­ской сис­те­мой за­ря­жа­ния, по­зво­ляю­щей осу­ще­ст­в­лять этот про­цесс при лю­бых уг­лах воз­вы­ше­ния ство­ла. Управ­ле­ние все­ми опе­ра­ция­ми ме­ха­низ­ма за­ря­жа­ния про­ис­хо­дит с пуль­та зам­ко­во­го. Сна­ча­ла в за­ряд­ную ка­мо­ру по­ме­ща­ет­ся сна­ряд, за­тем - ме­та­тель­ный за­ряд, а на по­след­нем эта­пе (пе­ред за­кры­ти­ем за­тво­ра) в гнез­до стре­ляю­ще­го ме­ха­низ­ма вруч­ную встав­ля­ет­ся кап­сюль­ная труб­ка. По­сле вы­стре­ла ис­поль­зо­ван­ная кап­сюль­ная труб­ка вы­бра­сы­ва­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски при от­кры­ва­нии за­тво­ра.

При пи­та­нии вы­стре­ла­ми САУ с грун­та ис­поль­зу­ет­ся двух­ко­лес­ная руч­ная те­леж­ка. Те­леж­ка со­сто­ит из ра­мы с ко­ле­са­ми и съем­ных но­си­лок. Но­сил­ки от­де­ля­ют­ся при подъ­е­ме сна­ря­да с грун­та и по­груз­ке сна­ря­да на ло­ток до­сы­ла­те­ля. Воз­мож­на и руч­ная пе­ре­нос­ка но­си­лок без те­леж­ки. Для по­да­чи бо­е­при­па­сов с грун­та тре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­но шесть че­ло­век.

При­цель­ные при­спо­соб­ле­ния со­сто­ят из ме­ха­ни­че­ско­го при­це­ла Д726-45, па­но­ра­мы ПГ-1М, оп­ти­че­ско­го при­це­ла ОП4М-99А, ар­тил­ле­рий­ско­го кол­ли­ма­то­ра К-1, ве­хи Сб 13-11 и ос­ве­ти­тель­но­го при­бо­ра «Луч-С71М». САУ мо­жет вес­ти огонь, как с за­кры­тых по­зи­ций, так и пря­мой на­вод­кой.

Для стрель­бы из пуш­ки ис­поль­зу­ют­ся без­гиль­зо­вые вы­стре­лы раз­дель­но­го за­ря­жа­ния, со­стоя­щие сна­ря­да и ме­та­тель­но­го за­ря­да (пол­но­го или умень­шен­но­го). По­ро­хо­вые ме­та­тель­ные за­ря­ды за­клю­че­ны в по­лот­ня­ную обо­лоч­ку и хра­нят­ся в гер­ме­тич­ном кон­тей­не­ре.

Ос­нов­ны­ми сна­ря­да­ми яв­ля­ют­ся ос­ко­лоч­но-фу­гас­ный сна­ряд ОФ43 и ак­тив­но-ре­ак­тив­ный сна­ряд 3ОФ44. Мас­са ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­го сна­ря­да - 110 кг, мас­са ВВ - 17,8 кг, мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы на пол­ном за­ря­де - 37,5 км, на­чаль­ная ско­рость - 960 м/сек. Мас­са ак­тив­но-ре­ак­тив­но­го сна­ря­да - 103 кг, мас­са ВВ - 13,8 кг, мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы - 47,5 км. Так­же, к пуш­ке раз­ра­бо­тан бе­то­но­бой­ный сна­ряд, спец­бо­е­при­пас с ядер­ным за­ря­дом и хи­ми­че­ский сна­ряд.

Бое­ком­плект со­сто­ит из 40 вы­стре­лов, из ко­то­рых 4 раз­ме­ще­ны на са­мо­ход­ной ус­та­нов­ке, а ос­таль­ные пе­ре­во­зят­ся в со­про­во­ж­даю­щей ее транс­порт­ной ма­ши­не.

Мак­си­маль­ная ско­ро­стрель­ность пуш­ки - 1,5 вы­стре­ла в ми­ну­ту. Пре­ду­смот­ре­ны сле­дую­щие ре­жи­мы стрель­бы:
    - 8 вы­стре­лов в те­че­ние 5 ми­нут;
    - 15 вы­стре­лов в те­че­ние 10 ми­нут;
    - 24 вы­стре­ла в те­че­ние 20 ми­нут;
    - 30 вы­стре­лов в те­че­ние 30 ми­нут;
    - 40 вы­стре­лов в те­че­ние ча­са.
До­пол­ни­тель­ное воо­ру­же­ние вклю­ча­ет ПЗРК, руч­ной про­ти­во­тан­ко­вый гра­на­то­мет РПГ-7, гра­на­ты Ф-1, че­ты­ре ав­то­ма­та и сиг­наль­ный пис­то­лет.

Кор­пус шас­си пред­став­ля­ет со­бой свар­ную кон­ст­рук­цию ко­роб­ча­то­го се­че­ния, ко­то­рую по­пе­реч­ные пе­ре­го­род­ки де­лят на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, си­ло­вое, рас­че­та и кор­мо­вое. В пе­ред­ней час­ти кор­пу­са раз­ме­ще­но от­де­ле­ние управ­ле­ния с тре­мя ра­бо­чи­ми мес­та­ми для ко­ман­ди­ра, ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и на­вод­чи­ка, за ним - мо­тор­ное от­де­ле­ние с ос­нов­ной и вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вы­ми ус­та­нов­ка­ми, от­де­ле­ние для че­ты­рех чле­нов рас­че­та и кор­мо­вой от­сек, в ко­то­ром раз­ме­ще­ны ак­ку­му­ля­то­ры, то­п­лив­ные ба­ки и ма­га­зин для бо­е­при­па­сов. Ка­би­на эки­па­жа вы­не­се­на да­ле­ко впе­ред. По­ми­мо сво­его ос­нов­но­го на­зна­че­ния она слу­жит так­же про­ти­во­ве­сом ору­дий­ной ус­та­нов­ке.

Хо­до­вая часть со­сто­ит из пе­ред­них ве­ду­щих ко­лес, се­ми пар опор­ных кат­ков, шес­ти пар под­дер­жи­ваю­щих кат­ков и зад­них на­прав­ляю­щих ко­лес. На ма­ши­не при­ме­не­ны гу­се­ни­цы с ре­зи­но­ме­тал­ли­че­ским шар­ни­ром и не­за­ви­си­мая тор­си­он­ная под­вес­ка с те­ле­ско­пи­че­ски­ми гид­рав­ли­че­ски­ми амор­ти­за­то­ра­ми (на пер­вой, вто­рой, шес­той и седь­мой па­рах опор­ных кат­ков). Мно­гие уз­лы хо­до­вой час­ти за­им­ст­во­ва­ны у тан­ка Т-80. Ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия с ко­ни­че­ским ре­дук­то­ром и бор­то­вы­ми ко­роб­ка­ми пе­ре­дач за­им­ст­во­ва­на у тан­ка Т-72.

Для вос­при­ятия весь­ма зна­чи­тель­ной си­лы от­да­чи пуш­ки в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са шас­си смон­ти­ро­ван опус­каю­щий­ся с по­мо­щью гид­ро­при­во­да сош­ник буль­до­зер­но­го ти­па. Он за­глуб­ля­ет­ся в грунт на глу­би­ну до 700 мм и обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую ус­той­чи­вость пуш­ки при стрель­бе. По­вы­ше­нию ус­той­чи­во­сти спо­соб­ст­ву­ют опус­каю­щие­ся с по­мо­щью гид­ро­при­во­да на­прав­ляю­щие ко­ле­са гу­се­нич­но­го шас­си, а так­же бло­ки­руе­мые гид­ро­амор­ти­за­то­ры уз­лов под­вес­ки опор­ных кат­ков. При ма­лых уг­лах воз­вы­ше­ния и при ис­поль­зо­ва­нии умень­шен­ных за­ря­дов стрель­ба из пуш­ки мо­жет вес­тись и без опус­ка­ния сош­ни­ка.

В ка­че­ст­ве ос­нов­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки на са­мо­ход­ной пуш­ке ус­та­нов­лен 12-цилиндровый V-образный че­ты­рех­такт­ный ди­зель В-46-1 с тур­бо­над­ду­вом мощ­но­стью 750 л.с. Вспо­мо­га­тель­ная си­ло­вая ус­та­нов­ка со­сто­ит из 4-цилиндрового ди­зе­ля 9Р4-6У2 мощ­но­стью 18 кВт и ре­дук­то­ра со стар­те­ро­м-ге­не­ра­то­ром и на­со­сом гид­ро­сис­те­мы.

2С7 ос­на­ще­на дву­мя на­блю­да­тель­ны­ми при­бо­ра­ми ноч­но­го ви­де­ния ТВНЕ-4Б, ра­дио­стан­ци­ей Р-123, сред­ст­ва­ми внут­рен­ней свя­зи 1В116, про­ти­во­по­жар­ной сис­те­мой, фильт­ро­вен­ти­ля­ци­он­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми, сис­те­мой обог­ре­ва, тан­ко­вым ком­плек­том де­зак­ти­ва­ции.

Пуш­ку об­слу­жи­ва­ет рас­чет из 14 че­ло­век, из них 7 со­став­ля­ют эки­паж са­мо­ход­ной ус­та­нов­ки и на мар­ше раз­ме­ща­ют­ся в от­де­ле­ни­ях управ­ле­ния и рас­че­та, а ос­таль­ные - в со­про­во­ж­даю­щем ус­та­нов­ку гру­зо­вом ав­то­мо­би­ле или бро­не­транс­пор­те­ре.


Технические характеристики

Боевая масса, т 46
Длина корпуса, мм 10500
Длина с пушкой, мм 13200
Ширина, мм 3380
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 400
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 50
Время перевода в боевое/походное положение, мин 10
Мощность двигателя, л.с. 750
Экипаж, чел 7
Расчет, чел 14
Вооружение пушка 2А44
Калибр, мм 203,2
Шаг нарезов, калибров 25
Длина отката, мм не более 1400

Видео