Вооружение и военная техника / Образцы

Бе-103, легкий самолет-амфибия

Компания участник: ТАНТК им. Г. М. Бериева, ПАО

Протяженные прибрежные зоны, большое количество рек и озер, труднодоступные для других видов транспорта районы в различных регионах мира – это область эффективного использования лёгкого многоцелевого самолёта-амфибии Бе-103. Возможность использования оборудованных и грунтовых взлетно-посадочных площадок, а также внутренних водоёмов и морских акваторий является одним из привлекательных, универсальных качеств Бе-103.

Самолёт представляет собой моноплан с низким расположением крыла, хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением и трехопорным шасси с носовым колесом. Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей ТСМ IO-360, установленных на горизонтальных пилонах по обеим сторонам фюзеляжа. Низкое расположение крыла создает на режимах взлета и посадки значительный экранный эффект, обеспечив одновременно возможность глиссирования на редане и задних кромках центральной части крыла.

Самолёт-амфибия Бе-103 имеет широкую область применения:

  • пассажирские и административно-связные функции;
  • транспортировка малогабаритных грузов и почты;
  • оказание срочной медицинской помощи;
  • противопожарный мониторинг и контроль экологического состояния акваторий с необходимостью взятия проб воды;
  • патрулирование морских границ и аэрофотосъёмка;
  • отдых и туристский бизнес.

Конструкция агрегатов самолёта клёпаная, выполнена из алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозийной защиты для эксплуатации в любых климатических условиях. В конструкции Бе-103 применены титановые сплавы, полимеры и стеклопластик. Материалы выбраны с учетом обеспечения необходимых прочностных и весовых данных, заданного ресурса, а также с учетом пожаробезопасности и живучести самолёта. Планер самолёта выполнен в виде неразъемного агрегата, состоящего из лодки, средней части крыла, киля, пилонов двигателей и разъемных агрегатов: отъемных частей крыла, стабилизатора, руля направления и мотогондол. Системы самолёта Бе-103 включают противопожарное оборудование, систему управления самолётом, гидравлическую систему, систему обогрева и вентиляции, противообледенительную систему, пилотажно-навигационное оборудование.

Самолёт-амфибия Бе-103 оснащен двумя поршневыми авиационными двигателями компании "Teledyne Continental Motors" (США), модели TCM IO-360ES4 с воздушным охлаждением, мощностью по 210 л.с. каждый. Система силовой установки самолёта обеспечивает надежный запуск двигателей в широком диапазоне температур (от +45°С до -55°С), комфортные условия в кабине во время полёта и соблюдение экологических норм шума и выбросов вредных веществ. Оба двигателя позволяют пилотировать самолет на высоте до 3000 метров со скоростью 250 км/ч и покрывать расстояние до 1100 км. Двигатели эксплуатируются совместно с трехлопастными реверсивными воздушными винтами MTV-12 фирмы "МТ-Propeller" (Германия).

Приборы радиосвязного и пилотажно-навигационного оборудования, пульты управления самолётом размещены на приборной доске, центральном, верхнем и боковых пультах в кабине пилотов. Данное оборудование обеспечивает автономность при подготовке и обслуживании самолета, полеты по ПВП и ППП в ручном режиме управления, днем и ночью, в любое время года, в любых регионах мира и позволяет выполнять следующие задачи: предполетную подготовку в течение 10 мин; непрерывное определение текущих координат местоположения самолёта, заданного путевого угла, бокового отклонения; ручной заход на посадку по 1-й категории ICAO; определение высоты полета, воздушной и вертикальной скорости; температуры наружного воздуха; индикацию и сигнализацию эксплуатационных ограничений и критических режимов полета.

Самолёт-амфибия Бе-103 оснащен радиосвязным и пилотажно-навигационным оборудованием Bendix/King, в состав которого входят:

  • КХ 165 - радионавигационная и связная система МВ-диапазона, работает в диапазоне 108 - 117,95 МГц
  • KY 196А - радиостанция МВ-диапазона, работает в диапазоне частот 118 - 136,975 МГц
  • КМА-28/29 - аппаратура внутренней связи и коммутации
  • C 2400L4VT - магнитный компас
  • KR 87 - автоматический радиокомпас         
  • KCS 55A - курсовая система
  • KT 70 - самолётный ответчик
  • KLN-94- система спутниковой навигации с диапазоном частот 1602 - 1616 МГц         
  • KEA 130A - барометрический высотомер         
  • P/N 8000 - указатель воздушной скорости
  • P/N 7040 - указатель вертикальной скорости
  • P/N 9551B - гироскопический указатель поворотов с указателем скольжения
  • AI-330 - основной авиагоризонт
  • 307FC - указатель температуры наружного воздуха

Возможна установка дополнительного оборудования:

  • RDR-2000 или RDR-1400 - метеонавигационная РЛС
  • KAP-140 или KFC-150 - автопилот
  • KRA 405 – радиовысотомер

Салон самолета

Интерьер салона кабины вместе с системами вентиляции и отопления, бытовым оборудованием обеспечивает комфортные условия для пилота и пассажиров в различных условиях полёта. Салон имеет декоративную отделку стен и потолка, ковровое покрытие на полу. Интерьер может быть выполнен по индивидуальному заказу потребителя и по его разработке.

Для прохода в салон Бе-103 в передней части кабины слева расположен входной люк размерами 1300х900 мм с откидывающейся вверх крышкой люка. Для входа и выхода пассажиров и экипажа из салона самолета с земли или на плаву в левом наплыве крыла, непосредственно под входным люком, расположен встроенный трап. Аварийный люк расположен по правому борту и имеет размеры основного люка.

Салон оборудован одним пилотским и пятью пассажирскими креслами (по 2 кресла в ряду с 200 мм центральным проходом и шагом кресел 1220 мм и 860 мм). Возможна установка второго поста управления.

За задней стенкой кабины расположен багажный отсек. Между креслами и задней стенкой имеется буфетная полка с гнездами для посуды и продуктов.

В задней части багажного отсека размещены блоки системы электроснабжения и узел регулирования температуры. Объем подаваемого вентиляцией воздуха не менее 100 кг/час, а температура в салоне, при нормальной работе системы обогрева, не опускается ниже +15°С.

Под каждым креслом размещен надувной спасательный жилет для аварийного покидания на плаву. На рабочем месте пилота установлена аварийная радиостанция и ручной огнетушитель.


Эксплуатация на воде

Мореходные качества самолета достаточны для его эксплуатации при волнении до двух баллов (при высоте волны до полуметра). Для обеспечения непотопляемости, при затоплении части корпуса водой, лодка и крыло самолёта разделены водонепроницаемыми перегородками на отсеки. Ниши шасси так же герметично отделены от внутреннего корпуса лодки. Бе-103 может эксплуатироваться как на оборудованных причалом акваториях, так и на необорудованных; как автономно, так и с помощью имеющихся подручных плавсредств. Самолёт может выходить из воды самостоятельно на пологий берег и спускаться в воду по отлогому спуску. На стационарном, оборудованном лебедками гидроспуске, с помощью тяговой лебедки, производится подъем или спуск самолёта за носовые буксировочные утки или закормовой узел. Самолёт Бе-103 на воде буксируется катером с помощью специального капронового каната, на якорной стоянке швартуется с помощью специального якорного уса, подсоединяемого к буксировочным уткам. В кабине размещены предметы морского оборудования: якорь-кошка, линь с бросательным концом, багор и водозащитные рукавицы. Для удаления воды из отсеков фюзеляжа имеется специальный шприц.


Самолет-амфибия Бе-103 спроектирован в соответствии с нормами летной годности АП-23 (Россия) и FAR-23 (США).

21 декабря 2001 года был получен сертификат типа по шуму на местности 
№ СШ 126-Бе-103.

26 декабря 2001 г. самолет получил сертификат типа 
№ СТ204-Бе-103 нормальной категории по АП-23.

26 декабря 2002 года было получено дополнение к сертификату типа 
№ СТ204-Бе-103/Д1, которое расширяет условия эксплуатации при выполнении полетов на грунтовых аэродромах.

11 июля 2003 г. в США на выставке Экспериментальной Авиации FAA выдала сертификат типа № A55СЕ воздушного судна нормальной категории в соответствии с FAR-23.

24 декабря 2003 года было получено дополнение к Российскому сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д2, который расширяет диапазон ожидаемых условий эксплуатации - температур наружного воздуха у земли до +35oC.

19 апреля 2004 года было получено дополнение к Российскому сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д3, который расширяет диапазон ожидаемых условий эксплуатации - температур наружного воздуха у земли до -30oC.

17 ноября 2004 года было получено дополнение к Российскому сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д4, задействование реверса воздушных винтов.

3 августа 2005 года Авиационные власти Бразилии (в лице Отделения сертификации гражданской авиатехники - CTA-IFI-CAvC/Civil Aviation Certification Division) выдали Одобрение Сертификата Типа на самолет Бе-103, № 2005T15.

22 декабря 2005 года Управление гражданской авиации Китая (СААС) выдало сертификат типа № VTC173A на самолет-амфибию Бе-103.

23 декабря 2008 получен европейский сертификат типа EASA.IM.A.341 на самолет-амфибию Бе-103.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-103 имеет своих заказчиков и серийно производится на Комсомольск-на-Амуре Авиационном Производственном Объединении. В 2003 году в США было поставлено 3 самолета.


Геометрические характеристики

Длина самолета  10.65 м
Высота самолета 3.757 м
Размах крыла 12.72 м
Колея шасси 2.273 м
База 4.06 м
Клиренс 0,295 м
Площадь крыла 25,1 м2
Угол стреловидности по передней кромке 22°
Средняя аэродинамическая хорда 2,139 м
Угол поперечного V консоли 5,05°
Углы отклонения элеронов ±25°
Вертикальное оперение
Высота 2,2 м
Угол стреловидности 33°
Площадь 4,4 м2
Углы отклонения руля направления ±27°
Горизонтальное оперение
Размах 3,9 м
Угол стреловидности 14,65°
Площадь 3,68 м2
Углы отклонения стабилизатора -14°/+16°
Максимальная ширина фюзеляжа 1,35 м
Длина кабины 3,2 м
Ширина кабины 1,25 м
Высота кабины 1,23 м
Объём кабины 4,6 м3
Максимальная длина груза 2,5 м


Использованы фотографии: "RUSSAVIA.SU


Летно-технические характеристики

Масса пустого самолета 1680 кг
Масса пустого снаряженного самолета 1760 кг
Максимальный взлётный вес 2270 кг
Максимальная коммерческая нагрузка 332 кг
Полезная нагрузка (груз+топливо) 510 кг
Максимальная посадочная масса 2270 кг
Максимальный запас топлива 245 кг
Эксплуатационная высота полёта 500-3000 м
Практический потолок 5000 м
Скорость крейсерского полёта экономическая (Vэкон.) 220 км/час
Скорость крейсерского полёта максимальная (Vмакс.) 240 км/час
Скорость сваливания 109 км/час
Дальность полёта (245 кг топлива) На высоте 500 м 1180 км
Дальность полёта (245 кг топлива) На высоте 3000 м 1100 км
Дальность полёта (149 кг топлива) 590 км
Средний расход топлива на 1 час полёта при экономической скорости (Vэкон.) 44 кг/час
Средний расход топлива на 1 час полёта при максимальной скорости (Vмакс.) 58 кг/час
Длина разбега на суше / на воде 440 м / 620 м
Длина пробега на суше / на воде 240 м / 320 м
Мореходность (высота волны) 2 балла (0,5 м)

Видео


Написать в компанию по поводу образца

Поля, обязательные для заполнения

Контактное лицо

Телефон

Email

Сообщение

CAPTCHA