Вооружение и военная техника / Образцы

С-2 «Сталинец-2», транспортный тягач

С-2 имел ти­пич­ную для транс­порт­но­го трак­то­ра плот­ную схе­му раз­ме­ще­ния аг­ре­га­тов с пре­дель­но сдви­ну­ты­ми впе­ред дви­га­те­лем и ка­би­ной на уд­ли­нен­ной по­лу­ра­ме, зад­няя часть ко­то­рой кре­пи­лась к не­су­щей глав­ной пе­ре­да­че. Дви­га­тель МТ-17 - от­но­си­тель­но ти­хо­ход­ный че­ты­рех­ци­лин­д­ро­вый, че­ты­рех­такт­ный ди­зель с трак­тор­ной ком­по­нов­кой (ти­па «Ка­тер­пил­лар») - от­ли­чал­ся вы­со­кой на­деж­но­стью, дол­го­веч­но­стью и эко­но­мич­но­стью, хо­тя и имел уве­ли­чен­ные мас­су (2200 кг) и га­ба­ри­ты, то есть был яв­но «не­транс­порт­но­го» ти­па. Шес­те­рен­ные при­во­ды всех вспо­мо­га­тель­ных аг­ре­га­тов ра­бо­та­ли без­от­каз­но. 

Воз­ду­хо­очи­сти­тель ус­та­нав­ли­вал­ся в ка­би­не. МТ-17 мог уве­рен­но ра­бо­тать не толь­ко на диз­то­п­ли­ве, но и на сме­си ав­то­ла с бен­зи­ном и ке­ро­си­ном, что не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лось во фрон­то­вых ус­ло­ви­ях. Лег­ко за­во­дил­ся да­же при -30 °С от спе­ци­аль­но­го пус­ко­во­го бен­зи­но­во­го дви­га­те­ля В-20 мощ­но­стью 20 л.с., в свою оче­редь, имев­ше­го руч­ной и ав­то­мо­биль­ный элек­тро­стар­те­ры. При хо­лод­ном за­пус­ке су­ще­ст­вен­ным бы­ло то об­стоя­тель­ст­во, что В-20 од­но­вре­мен­но с про­кру­чи­ва­ни­ем ди­зе­ля че­рез двух­сту­пен­ча­тый ре­дук­тор про­гре­вал его сис­те­му ох­ла­ж­де­ния и вса­сы­ваю­щий тракт.

Все аг­ре­га­ты транс­мис­сии раз­ме­ща­лись под гру­зо­вой плат­фор­мой. Глав­ный фрик­ци­он - од­но­дис­ко­вый, трак­тор­но­го ти­па, с пе­даль­ным управ­ле­ни­ем (уси­лие на пе­да­ли до 60 кгс) - был свя­зан с ко­роб­кой пе­ре­дач со­еди­ни­тель­ным ва­лом с кар­дан­ны­ми шар­ни­ра­ми от ав­то­мо­би­ля ЗИС-6. Ко­роб­ка пе­ре­дач - че­ты­рех­сту­пен­ча­тая, трак­тор­но­го ти­па, в об­щем кар­те­ре с зад­ним мос­том. Си­ло­вой диа­па­зон - 6,48. Зад­ний не­су­щий мост с глав­ной пе­ре­да­чей, бор­то­вы­ми фрик­цио­на­ми и бор­то­вы­ми пе­ре­да­ча­ми, пол­но­стью за­им­ст­во­ва­ны от трак­то­ра С-65. В при­во­де бор­то­вых фрик­цио­нов ис­поль­зо­ва­лись пру­жин­ные сер­во­уси­ли­те­ли (бо­лее эф­фек­тив­ные пнев­мо­уси­ли­те­ли стоя­ли толь­ко на пер­вых С-1). Тор­мо­за - с пла­ваю­щи­ми опо­ра­ми лент и двух­сто­рон­ним сер­во­дей­ст­ви­ем (по-тан­ко­во­му). Управ­ле­ние - от од­ной пе­да­ли. На тя­га­че бы­ло при­ме­не­но хо­ро­шо ра­бо­тав­шее греб­не­вое за­це­п­ле­ние ве­ду­щей звез­доч­ки с гу­се­ни­цей.

Хо­до­вая часть, при­ме­ни­тель­но к од­но­му бор­ту, со­стоя­ла из шес­ти сдво­ен­ных об­ре­зи­нен­ных опор­ных кат­ков диа­мет­ром 330 мм в двух ка­рет­ках с рес­сор­но-ба­лан­сир­ной под­вес­кой по ти­пу тан­ка Т-26, с уп­ру­ги­ми ог­ра­ни­чи­те­ля­ми их по­во­ро­та. Од­но­вре­мен­но со­хра­ня­лась хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­шая се­бя на С-65 уп­ру­го-ба­лан­сир­ная (че­рез по­пе­реч­ную рес­со­ру) под­вес­ка рам те­ле­жек с ка­ча­ни­ем их во­круг осей зад­них ве­ду­щих звез­до­чек.

Мел­ко­звен­ча­тая (шаг тра­ка - 170 мм) об­лег­чен­ная гу­се­ни­ца, от­ли­тая из ста­ли Гат­филь­да, бы­ла ана­ло­гич­на по ти­пу тра­кам гу­се­ниц тя­га­чей «Ко­мин­терн» и «Во­ро­ши­ло­вец», но име­ла бо­лее вы­со­кие грун­то­за­це­пы.

Ме­ж­ду дви­га­те­лем и ко­роб­кой пе­ре­дач, под плат­фор­мой, рас­по­ла­га­лась ле­бед­ка кон­ст­рук­ции ЧТЗ с тя­го­вым уси­ли­ем 10 000 кгс, с вы­да­чей че­рез на­прав­ляю­щую ско­бу на­зад 30-метрового тро­са диа­мет­ром 20 мм. При­вод ле­бед­ки - от ниж­не­го ве­до­мо­го ва­ла ко­роб­ки пе­ре­дач че­рез чер­вяч­ный и ци­лин­д­ри­че­ский с внут­рен­ним за­це­п­ле­ни­ем ре­дук­то­ры.
Ра­бо­та­ла ле­бед­ка при вы­клю­чен­ных бор­то­вых фрик­цио­нах. Ка­би­ну, за­им­ст­во­ван­ную от ав­то­мо­би­ля ЗИС-5, рас­ши­ри­ли и до­обо­ру­до­ва­ли. За ней раз­ме­ща­лись три то­п­лив­ных ба­ка об­щей ем­ко­стью 222 л (на 15 ч ра­бо­ты). Гру­зо­вая плат­фор­ма пло­ща­дью 5,05 м2 с дву­мя от­кид­ны­ми си­день­я­ми по бор­там мог­ла за­кры­вать­ся тен­том.

Технические характеристики

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 11940
Грузоподъёмность платформы, кг 1500
Масса буксируемого прицепа, кг 10000
Масса буксируемого прицепа с перегрузкой, кг 19000
Мест в кабине 2
Мест в кузове посадочных 8
База опорных катков, мм 2025
База полная (по звёздочкам), мм 2988-3055
Колея (по серединам гусениц), мм 1823
Дорожный просвет, мм 462,5
Ширина гусениц, мм 420
Среднее удельное давление на грунт с экипажем и грузом на платформе, кгс/см2 0,77
Мощность двигателя номинальная при частоте вращения 1100 об/мин, л.с.: 105
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 26,5
Запас хода по шоссе с прицепом, км до 183

Видео