Вооружение и военная техника / Образцы

Т-20 «Комсомолец», трактор-транспортёр

Ком­по­нов­ка ма­ши­ны бы­ла вы­пол­не­на с пе­ред­ним рас­по­ло­же­ни­ем ве­ду­щих ко­лес и кор­мо­вым раз­ме­ще­ни­ем дви­га­те­ля вдоль про­доль­ной оси ма­ши­ны. От­де­ле­ние управ­ле­ния с ра­бо­чи­ми мес­та­ми для двух чле­нов эки­па­жа (во­ди­те­ля и стрел­ка) рас­по­ла­га­лось в пе­ред­ней час­ти бро­не­во­го кор­пу­са в спе­ци­аль­ной бро­не­вой ка­би­не. В кры­ше ка­би­ны, над мес­та­ми во­ди­те­ля и стрел­ка, име­лись лю­ки-ла­зы, за­кры­вав­шие­ся от­кид­ны­ми крыш­ка­ми на пет­лях. В от­кры­том по­ло­же­нии крыш­ки этих лю­ков удер­жи­ва­лись фик­са­то­ра­ми (крюч­ка­ми), а в за­кры­том - за­пи­ра­лись из­нут­ри ка­би­ны "за­драй­ка­ми". Си­де­нья во­ди­те­ля и стрел­ка мог­ли ус­та­нав­ли­вать­ся в двух по­ло­же­ни­ях.

Для на­блю­де­ния из ка­би­ны име­лись три от­кид­ных щит­ка со смот­ро­вы­ми ще­ля­ми (на ма­ши­нах 1-й се­рии). На ма­ши­нах 2-й и 3-й се­рий щит­ки бы­ли снаб­же­ны смот­ро­вы­ми при­бо­ра­ми три­п­лекс. Один из них рас­по­ла­гал­ся пря­мо пе­ред во­ди­те­лем, а два дру­гих - на бо­ко­вых стен­ках ка­би­ны. На ма­ши­нах 2-й се­рии все три смот­ро­вых при­бо­ра бы­ли оди­на­ко­вы­ми, а на ма­ши­нах 3-й се­рии на пе­ред­нем щит­ке ус­та­нав­ли­вал­ся смот­ро­вой при­бор дру­гой кон­ст­рук­ции, имев­ший бро­не­вую за­слон­ку со смот­ро­вой ще­лью.

Внут­ри ка­би­ны Т-20 раз­ме­ща­лись бое­ком­плект к пу­ле­ме­ту, ящик для шо­фер­ско­го ин­ст­ру­мен­та, ап­теч­ка, сум­ки для пред­ме­тов лич­но­го поль­зо­ва­ния во­ди­те­ля и стрел­ка, вет­ро­вой щи­ток, ящик для за­пас­ных сте­кол смот­ро­вых при­бо­ров, ящик для за­пас­ных час­тей и при­над­леж­но­стей пу­ле­ме­та и руч­ной ог­не­ту­ши­тель. За ка­би­ной на­хо­ди­лось мо­тор­ное от­де­ле­ние, за­кры­тое свер­ху бро­не­вым ка­по­том с от­кид­ны­ми крыш­ка­ми на пет­лях. Крыш­ки бы­ли снаб­же­ны руч­ка­ми и за­пи­ра­лись сна­ру­жи спе­ци­аль­ным клю­чом. В сред­ней и кор­мо­вой час­ти кор­пу­са над мо­тор­ным от­де­ле­ни­ем рас­по­ла­га­лось гру­зо­вое от­де­ле­ние, в ко­то­ром вдоль про­доль­ной оси ма­ши­ны ус­та­нав­ли­ва­лись два си­де­нья для пе­ре­воз­ки ар­тил­ле­рий­ско­го рас­че­та, со­сто­яв­ше­го из шес­ти че­ло­век. При пе­ре­воз­ке ар­тил­ле­ри­сты раз­ме­ща­лись спи­на­ми друг к дру­гу, в га­ба­ри­тах тя­га­ча. Бор­то­вые си­де­нья Т-20 под­ве­ши­ва­лись к кор­пу­су на двух серь­гах, вра­щав­ших­ся во­круг осей, за­кре­п­лен­ных на кор­пу­се и кор­мо­вых лис­тах ка­би­ны, что по­зво­ля­ло ус­та­нав­ли­вать си­де­нья в трех по­ло­же­ни­ях: для си­де­ния рас­че­та, для дос­ту­па к мо­тор­но­му от­де­ле­нию, а в треть­ем ва­ри­ан­те об­ра­зо­вы­ва­лась за­кры­тая плат­фор­ма для пе­ре­воз­ки гру­зов до 500 кг/с. В ма­ши­нах 3-й се­рии спин­ка и си­де­нье бы­ли сде­ла­ны от­дель­но. Си­де­нье мож­но бы­ло пе­ре­став­лять из по­ло­же­ния для по­сад­ки рас­че­та в по­ло­же­ние за­кры­той с че­ты­рех сто­рон плат­фор­мы, при­чем из спин­ки об­ра­зо­вы­ва­лась плат­фор­ма, из си­де­ний - бор­та. Для за­щи­ты ар­тил­ле­рий­ско­го рас­че­та Т-20 от не­по­го­ды мог ус­та­нав­ли­вать­ся бре­зен­то­вый тент, в ко­то­ром для на­блю­де­ния за ме­ст­но­стью име­лись спе­ци­аль­ные ок­на, при этом вы­со­та ма­ши­ны уве­ли­чи­ва­лась до 2,23 м.

Для бук­си­ро­ва­ния ар­тил­ле­рий­ских сис­тем в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са бы­ло ус­та­нов­ле­но при­цеп­ное уст­рой­ст­во с бук­сир­ным крю­ком. Бук­сир­ное уст­рой­ст­во от­ве­ча­ло тре­бо­ва­ни­ям со­еди­не­ния с дыш­ла­ми лег­ких ору­дий и их пе­ред­ков. При не­об­хо­ди­мо­сти трак­тор мог бук­си­ро­вать за со­бой при­цеп гру­зо­подъ­ем­но­стью до 2 т/с (при вклю­че­нии за­мед­лен­ной пе­ре­да­чи де­муль­ти­п­ли­ка­то­ра - до 3 т/с). Бук­сир­ный крюк от при­цеп­но­го уст­рой­ст­ва ма­шин 1-й и 2-й се­рий не имел крон­штей­на амор­ти­за­ци­он­но­го уст­рой­ст­ва (ре­зи­но­вых бу­фер­ных ко­лец).

Бро­не­вая за­щи­та ма­ши­ны - про­ти­во­пуль­ная. Кле­па­но-с­вар­ной кор­пус был из­го­тов­лен из ка­та­ных бро­не­вых лис­тов тол­щи­ной 7 и 10 мм. Ло­бо­вые лис­ты кор­пу­са, ло­бо­вой и бор­то­вые лис­ты руб­ки ус­та­нав­ли­ва­лись с ра­цио­наль­ны­ми уг­ла­ми на­кло­на от вер­ти­ка­ли.

Технические характеристики

Экипаж, чел 2
Число мест в кузове для сидения 6
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 3460
Длина, м 3,45
Ширина, м 1,85
Клиренс, м 0,3
Ширина гусениц, м 0,2
Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ
Боезапас, патронов 1008
Двигатель, тип карбюраторный, четырехтактный
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода, км до 200