Вооружение и военная техника / Образцы

СУ-76, лёгкая самоходно-артиллерийская установка

Установка СУ-76 создана на базе легкого танка Т-70, как мобильное средство сопровождения пехоты. В передней части установки слева размещался водитель, а справа - моторно-трансмиссионная группа. Боевое отделение (рубка) с установленной в нем 76,2-мм пушкой ЗИС-3 размещалось сзади. Первоначально оно было полностью закрыто броней, но в ходе модернизации, связанной с переходом на использова­ние шасси танка Т-70М, от броневой крыши отказались.

Несмотря на некоторые слабости в боевых свойствах СУ-76М (противопульное бронирование, бензиновые двигатели), машины этого типа, дополняя другие типы танков с САУ, широко использовались в боевых действиях. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, СУ-76М могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. Достаточно сказать, что подкалиберный снаряд установки с дистанции 500 метров пробивал броню толщиной 100-мм.
Самоходная артиллерийская установка поступила на вооружение легких самоходно-артиллерийских полков (по 21 установке в каждом полку), отдельных самоходно-артиллерийских дивизионов (12 установок), входящих в состав гвардейских стрелковых дивизий. В 1944 году, когда производство бронетанковой техники в Советском Союзе достигло своего максимума, выпуск СУ-76М составлял около 25 процентов всего производства боевых гусеничных машин.

Одной из самых распространенных и массовых самоходных установок в годы Великой Отечественном войны была легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76 (СУ-76М). Эта машина использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76 (СУ-76М) была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия. Но, несмотря на это, она внесла свой посильный вклад в разгром войск противника.
Легкие самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке 76,2-мм орудия ЗИС-З на заводах: завод №38 (главный конструктор М.Н. Щукин), №40 (главный конструктор Л.Ф. Попов) и Горьковском автозаводе (зам. главного конструктора Н.А. Астров).

Установка оружия в броневом корпусе самоходной артиллерийской установки упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем, она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обуславливало иную тактику их боевого применения.

К созданию легких самоходных установок в начале марта 1942 года приступило специальное бюро самоходной артиллерии, организованное на базе технического отдела Наркомата танковой промышленности (НКТП) во главе с С.Л. Гинзбургом. С использованием базы легкого танка Т-60 и агрегатов грузовых автомобилей ЗиС и ГАЗ этим бюро был разработан эскизный проект унифицированного шасси, предназначавшегося для создания различных типов самоходных установок, включая и противотанковые. В качестве основного оружия на данном шасси предполагалось установить 76,2-мм пушку с баллистикой дивизионного орудия образца 1939 года (УСВ) или 76,2-мм танковую пушку образца 1940 года (Ф-34). Однако С.А. Гинзбург предполагал значительно шире использовать унифицированное шасси и предложил в трехмесячный срок совместно с конструкторами из МВТУ им. Баумана и НЛТИ разработать целый ряд боевых машин:

  • 76,2-мм штурмовое самоходное орудие поддержки пехоты;
  • 37-мм зенитный самоходный автомат;
  • 37-мм зенитный танк с башенной установкой конструкции Савина;
  • легкий танк с 45-мм пушкой большой мощности и 45-мм броней;
  • бронированный спецтранспортер пехоты и боеприпасов, на базе которого могли быть созданы санитарная машина, машина технической помощи и самоходный миномет;
  • артиллерийский тягач.

Подобная компоновочная схема унифицированного гусеничного шасси САУ предусматривала переднее расположение силовой установки (два двигателя ЗиС или ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) и кормовое размещение боевого отделения (десантного отделения или грузовой платформы). Две коробки передач были размещены по бортам в передней части корпуса. В ходовой части предполагалось применять пять или шесть опорных катков на каждом борту.

14-15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (Артком ГАУ), на котором также были подняты вопросы создания САУ. Артиллеристами были выработаны собственные требования к самоходным установкам, которые отличались от тактико-технических требований (ТТТ), выдвинутых 2-м отделом НКТП.

Технические характеристики

Длина корпуса, мм 5000
Ширина корпуса, мм 2740
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 300
Тип брони стальная катаная
Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 60
Длина ствола, калибров 41,6
Углы ВН, град. −3…+25
Углы ГН, град. ±15
Тип двигателя спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с 2 × 70

Видео