Вооружение и военная техника / Образцы

Су-30МК, многоцелевой боевой самолет

Компания участник: Иркут, Корпорация , ПАО

Высокоманевренный многоцелевой двухместный боевой самолет Су-30МК, выпускаемый ОАО «Корпорация «Иркут» с 2002 года, входит в число самых совершенных и востребованных истребителей в мире. 

Самолет способен поражать высокоточным оружием воздушные, наземные и надводные цели в одном боевом вылете, действуя на значительном удалении от базы, в любую погоду и время суток в условиях информационного и огневого противодействия противника.

Объем выполняемых ОАО «Корпорация «Иркут» заказов на Су-30МК превысил 330 самолетов. Свои выдающиеся возможности самолет подтвердил в ходе эксплуатации в составе ВВС Индии, Малайзии и Алжира.

Истребители Су-30МК, оснащенные бортовым радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением серийно производятся на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО «Корпорация «Иркут».

Уникальный спектр решаемых задач:
  • Уничтожение воздушных целей, включая современные и перспективные истребители, в операциях по завоеванию господства в воздухе.
  • Отражение массированных налетов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха.
  • Сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника.
  • Уничтожение наземных подвижных и стационарных целей в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника.
  • Уничтожение надводных кораблей противника на океанских и морских театрах военных действий.
  • Противодействие системам радиоэлектронной борьбы с использованием развитого бортового комплекса РЭБ.
  • Дальнее обнаружение целей, обеспеченное уникальной бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой.
  • Оперативное управление группой самолетов, выполняющих совместную задачу, благодаря развитой системе связи и наличию второго члена экипажа.
  • Подготовка летного состава, в том числе, применение авиационного вооружения, благодаря дублированию органов управления самолетом.
  • Расширение возможностей самолета в ходе модернизации и определении облика усовершенствованных вариантов самолета Су-30М.

Первый сверхманевренный:

  • Су-30МК – первый в мире серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью, то есть способностью выполнять на больших углах атаки уникальные маневры для завоевания превосходства в ближнем бою и отражения ракетных атак.
  • Аэродинамическая схема Су-30МК – триплан, неустойчивый в продольном канале. Для увеличения подъемной силы и повышения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полета на больших углах атаки.
  • Су-30МК – первый в мире серийный истребитель горизонтального взлета/посадки, оснащенный двигателями с поворотными соплами Дифференциальное отклонение на углы до ± 15 градусов двух осесимметричных сопел двигателей АЛ-31ФП, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.
  • Существенный вклад в повышение маневренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.
  • Уникальные маневренные возможности самолета, помимо увеличения боевых возможностей, существенно повышают безопасность полетов.

Фазированная антенная решетка:

  • Су-30МК – первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР).
  • Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с ФАР, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырех из них.
  • Интегрированный комплекс бортового оборудования имеет открытую архитектуру, что позволяет наращивать его функциональные возможности.
  • Система нашлемного целеуказания, индикация на лобовом стекле, многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.
  • Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приемником спутниковой навигации (совместим с ГЛОНАСС и NAVSTAR) обеспечивает высокую точность полета по маршруту и выходы в район цели.
  • Самолет обладает возможностью автоматизированного полета на различных режимах, включая полет на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.
  • Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.
  • Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой.

Боевая нагрузка + дальность:

  • Уникальное соотношение дальности и боевой нагрузки позволяет Су-30МК решать задачи, недоступные для большинства современных многофункциональных истребителей.
  • Большой запас топлива, наряду с возможностью дозаправки в воздухе, обеспечивают выдающийся радиус действия в классе истребителей.
  • Боевая нагрузка Су-30МК общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески.
  • Широкий спектр вооружения в сочетании с современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает:
  • - поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою;
  • - успешное ведение упреждающих воздушных боев на дальних дистанциях;
  • - поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.

В состав вооружения Су-30МК входят:
  • - управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р (ЭР) с радиолокационными головками наведения;
  • - управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-27Т (ЭТ), Р-73Э с ИК головками самонаведения;
  • - сверхзвуковые управляемые ракеты «воздух-корабль» Х-31А и «воздух-РЛС» Х-31П;
  • - управляемые ракеты средней дальности с телевизионно-командной системой наведения Х-59МЭ;
  • - ракеты класса «воздух-земля» Х-29ТД (Л);
  • - высокоточные корректируемые бомбы КАБ-500Кр, КАБ-1500Кр (ОД, ЛГ);
  • - широкий спектр неуправляемых авиационных бомб и бомбовых кассет;
  • - неуправляемые авиационные ракеты С-25ОФМ, С-13, С-8;
  • - встроенная пушечная установка ГШ-301.

В состав вооружения Су-30МК могут быть интегрированы перспективные средства авиационного поражения, в том числе, сверхзвуковые крылатые ракеты повышенной дальности.

Модификации:

  • Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт — 1993 год. Двигатели — АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная - для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оснащен катапультируемими креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30°. По своим боевым характеристикам Су-30К может дополнительно применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность - противокорабельные ракета Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.
  • Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт — 1993 год. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта — с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха.
  • Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа - 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
  • Су-30КН (коммерческий, новый) — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
  • Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.
  • Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт — 2007 год. РЛС БРЛС Н011М.
  • Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.
  • Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — версия для Вьетнама.
  • Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)— усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП.
  • Су-30МКV — версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
  • Су-30М2 — версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.
  • Су-30СМ — (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Первый полёт 21 сентября 2012. С 2013 начнутся летные испытания самолёта. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин - 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 - в Липецкий авиацентр, 10 - на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России - 5 машин.

На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.



Летно-технические характеристики

Взлетный вес (нормальный/максимальный), кг 26 090 / 34 000
Запас топлива, удельный вес 0,785 г/куб. см (нормальный/максимальный), кг 5 270 / 9 400
Максимальная длина разбега с нормальным взлетным весом (на форсаже), м 550
Максимальная длина пробега с нормальным посадочным весом, с тормозным парашютом, м 750
Максимальная скорость у земли, км/ч 1 350
Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф
Тяга: максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс; на форсаже: 2 × 12500 кгс
Дальность полёта: у земли: 1270 км; на высоте: 3000 км; боевой радиус: 1500 км
Продолжительность полёта 3,5 ч (без дозаправок)
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Экипаж: 2 человека
Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²

Видео


Написать в компанию по поводу образца

Поля, обязательные для заполнения

Контактное лицо

Телефон

Email

Сообщение

Этот сайт защищен reCAPTCHA, и к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия использования услуг Google.