21-22 апреля 2023 года, г.Москва
Вооружение и военная техника / Образцы
Ил-20, самолёт радиоэлектронной разведки
Компания участник: Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, ПАО
Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 (обозначение НАТО — Coot-A) создан на базе пассажирского самолёта Ил-18 в 1968 году. Он предназначался для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы и явился первым в СССР разведывательным самолётом такого типа. В фюзеляже переднюю часть пассажирской кабины занимали установленные по бортам фотоаппараты перспективной аэрофотосъемки А-87П и станция общей радиотехнической разведки «Ромб-4».
В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1». Также на самолёте стояла станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата УКВ диапазона «Вишня». В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для 6 (впоследствии 8) операторов радиотехнических систем. Операторский состав возглавлял начальник бортового разведывательного комплекса (БРК). Лётный экипаж состоит из 5 человек. В хвосте самолёта оборудована комната отдыха с обычными сдвоенными пассажирскими креслами, буфет, гардероб и туалет.
Первый полёт состоялся 21 марта 1968 года, командир экипажа — С. Г. Близнюк. Цикл испытаний был завершён в 1969 году.
От исходного самолёта Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М, меньшим полётным весом и увеличенной до 5400 км дальностью полёта. Серийно Ил-20 и его модификации строился на московском авиазаводе «Знамя Труда» до 1976 г. Часть самолётов было переоборудована из пассажирских Ил-18Д.
Самолёты не поступали на вооружение каких-либо авиационных разведывательных или иных подразделений ВС СССР, а числились в частях центрального подчинения, то есть напрямую замыкались на штаб округа или флота. Самолёты периодически выполняли разведывательные полёты, а также принимали активное участие в разнообразных учениях. Впоследствии, из-за морального и физического старения разведаппаратуры, оставшиеся в строю самолёты переделаны в транспортно-пассажирские и используются для перевозок личного состава и грузов.
Окраска
Самолёты Ил-20 и Ил-22 очень часто окрашивались под принятый тогда стандарт советского "Аэрофлота" и наносился гражданский регистрационный номер. Более того, на борту в районе кабины, как и на пассажирском самолёте, была надпись "Ил-18". Только некоторые самолёты получили шаровый (серый) цвет, как на Ил-38.
Модификации
Название модели |
Краткие характеристики, отличия. |
Ил-18Д «Игла»(«изделие 20») |
Опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина. |
Ил-18РТЛ |
Опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина. |
Ил-20М («изделие 17») |
Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин. |
Ил-20М1 |
Самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки. |
Ил-20РТ |
Самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины. |
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») |
воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов. |
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») |
Дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт. |
Ил-22М-15 (изд. 41) |
Последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану. |
По состоянию на 08.07.2014 г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22.
На вооружении
Состоит на вооружении
- Россия — 20 Ил-20М, по состоянию на 2012 год.
Состоял на вооружении
- СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.
Летно-технические характеристики
Размах крыла, м | 37.42 |
Длина самолета,м | 35.90 |
Высота самолета,м | 10.17 |
Площадь крыла,м2 | 140.60 |
Масса, кг пустого самолета | 33760 |
Масса, кг максимальная взлетная | 64000 |
Тип двигателя | 4 ТВД АИ-20М |
Мощность, л.с. | 4 х 4250 |
Максимальная скорость, км/ч | 675 |
Крейсерская скорость, км/ч | 620 |
Практическая дальность, км | 6200 |
Практический потолок, м | 10000 |
Экипаж, чел | 13 |