Блоги / Техника и вооружение

5:01 / 23.07.19
Авиационная экзотика: проект многоцелевого океанского самолета-амфибии А-150 (СССР)

В нашей стране создание самолетов-амфибий неразрывно связано с Таганрогом. В этом городе на юге России в 1934 году было открыто Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) при авиационном заводе №31. [1]

Главным конструктором нового бюро был назначен перспективный инженер-конструктор Георгий Михайлович Бериев. [2] Сегодня данное предприятие носит следующее название: Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева (ТАНТК им. Г. М. Бериева).

л1.jpeg

Главный конструктор  ЦКБ МС Георгий Михайлович Бериев / Фото: taganrog-avia.ru


Биографическая справка

Бериев Георгий Михайлович родился 13 февраля 1903 года в Тифлисе (Тбилиси).

Работать начал с шестнадцати лет учеником литейщика, затем - помощником машиниста.

Одновременно со службой в Красной Армии учился в Тифлисском железнодорожном училище, которое окончил в 1923 году.

Затем стал студентом политехнического института, активистом ячейки Осоавиахима.

В 1925 году он переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина.

Способного студента и активного комсомольца в 1929 году принимают в члены Коммунистической партии.

В 1930 году, сразу после окончания института, Георгий Михайлович приезжает в Москву, где начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром.

Затем стал помощником ведущего инженера по производству опытного самолета. В этой организации он трудился вместе с С.П. Королевым, В.Б. Шавровым, Н.И. Камовым, М.И. Гуревичем, С.А. Лавочкиным, И.В. Четвериковым.

Вскоре Г.М. Бериев был избран секретарем партийной ячейки.

В конце 1930 года, организация МОС ВАО была расформирована и ее основной состав переведен в ЦКБ завода им. Менжинского. Тогда Г.М. Бериеву предложили стать заместителем начальника морской бригады и разрешили ему продолжить работу над проектом одномоторной летающей лодки. Самолет его конструкции выдерживает конкурс, и к концу 1931 года завершается сборка опытного образца машины. Гидросамолет МБР-2 блестяще проходит все испытания и после небольших доработок принимается на вооружение частей авиации ВМФ.

В 1934 году назначен Главным конструктором и начальником Центрального Конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС), и бессменно им руководит до 1968 года.

В первой половине 1934 года Г.М. Бериев командируется в Италию, Францию, Англию, США, где знакомится с зарубежной авиационной техникой.

А осенью 1934 года его назначают главным конструктором и начальником Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) на заводе в Таганроге, где осваивается серийное производство МБР-2.

До начала Великой отечественной войны в ЦКБ МС создаются несколько модификации МБР-2, первый отечественный корабельный самолет-разведчик КОР-1 (Бе-2), морской дальний разведчик МДР-5, морской ближний разведчик МБР-7, корабельный и базовый разведчик КОР-2 (Бе-4).

В тяжелые годы войны, работая в труднейших условиях эвакуации (в Омске и Красноярске) и продолжая выпуск самолетов Бе-4, небольшой коллектив конструкторов во главе с Г.М. Бериевым создает летающую лодку ЛЛ-143 - прообраз знаменитого патрульного гидросамолета Бе-6.

В начале 1946 года вышло постановление об организации завода опытного самолетостроения в Тагнроге, Главным конструктором и директором его был назначен инженер-полковник ИТС Г.М. Бериев как признанный лидер гидросамолетостроения. Уже в следующем году была построена и передана на испытания летающая лодка Бе-6. Машина успешно прошла испытания и была запущена в серию. Главный конструктор был удостоен Государственной премии СССР.

В 1951 году инженер-полковнику Г.М. Бериеву присваивается звание генерал-майора инженерно-технической службы.

Под его руководством создаются самолет-амфибия Бе-8, реактивные гидросамолеты Р-1 и Бе-10, опытный самолет-снаряд П-10, турбовинтовой самолет-амфибия Бе-12 "Чайка".

За научно-техническую деятельность при создании ряда образцов морских самолетов и за решение многих сложных вопросов аэродинамики, гидродинамики, прочности и технологичности конструкции, значительно продвинувших вперед отечественную науку, в 1961 году Главному конструктору морских самолетов Г.М. Бериеву присвоили ученую степень доктора технических наук.

В 1968 г. по заданию правительства был создан комфортабельный всеаэродромный пассажирский самолет для местных авиалиний - "воздушный автобус" Бе-30.

Посвятив свою жизнь гидроавиации, Георгий Михайлович сумел создать целое семейство морских самолетов, многие из которых имели выдающиеся летно-технические характеристики. Он впервые в нашей стране решил такие сложные проблемы, как катапультный старт гидросамолета с корабля, применение реактивных двигателей и стреловидного крыла в гидроавиации, старт крылатых ракет с подводной лодки без применения направляющих и др.

Г.М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.

Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой, обдумывал перспективы авиации двадцать первого века. Умер 12 июля 1979 года.


За более чем 80-летнюю историю данное предприятие подарило стране огромное количество самолетов-амфибий самого разного назначения. Выпущенные здесь летающие лодки активно использовались советскими моряками в годы Великой Отечественной войны и внесли свой вклад в победу над фашизмом. В послевоенные годы предприятие продолжило заниматься проектированием и производством самолетов-амфибий. Накопленный инженерами предприятия технический и научный опыт позволил развернуть производство летательных аппаратов, обладающих уникальным сочетанием высоких летно-технических и мореходных характеристик.

В 1970-е годы сфера деятельности данного предприятия была существенно расширена. В 70-е и 80-е годы прошлого века здесь были созданные принципиально новые системы вооружений: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД и самолет сверхдальней связи Ту-142МР на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142. Сегодня одной из визитных карточек предприятия является многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 «Альтаир». По ряду своих параметров данный самолет не имеет аналогов в мире, летательный аппарат пользуется спросом на международном рынке, в частности подписаны контракты на поставку данных самолетов в Индонезию и Китай.

Проект многоцелевого самолёта-амфибии «Бериев А-150»

Изображение: topwar.ru


Количество проектов, которые были реализованы в стенах ТАНТК им. Г. М. Бериева и доведены до стадии серийного производства за все годы существования предприятия, исчисляется десятками, но еще больше проектов так навсегда и остались на бумаге или в виде макетов. Среди них были по-настоящему уникальные для своего времени разработки. К одним из нереализованных проектов предприятия относят самолет-амфибию А-150. Этот самолет-мастодонт с максимальной взлетной массой до 150 тонн (при взлете с водной поверхности) разрабатывался на предприятии в середине 60-х годов XX века.

Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии всеаэродромного базирования А-150 был разработан в 1965 году. Эта многоцелевая машина предназначалась для поиска и уничтожения подводных лодок противника в дальней океанской зоне (в вариантах с системой РГБ и с опускаемой ГАС) для постановки мин и радиогидроакустических буев долговременного действия с бортовым запоминающим устройством типа «Яуза» (в габаритах авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-1500), дальней фото- и радиотехнической разведки в море, проведения поисково-спасательных и десантно-транспортных операций, борьбы с надводными кораблями. Помимо этих задач планировалось создать на его базе самолет-заправщик. [3]

1.jpg

Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии А-150 / Изображение: www.dogswar.ru

Амфибия могла бы найти применение в народном хозяйстве при транспортировке срочных грузов и для совместной работы с рыболовецкими флотилиями. А-150 мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 4-6 кг/см с бетонных ВПП длиной 600-800 м, а также с воды при волнении моря до 4-5 баллов. В Арктике допускалось использование ледовых аэродромов. Для достижения таких взлетно-посадочных характеристик на самолет предполагалось установить аналогично Бе-26 помимо четырех маршевых еще 1 2 подъемных ТРД РД 36-35П. Для обеспечения минимальных затрат времени на подготовку самолета к выполнению той или иной задачи предусматривалось использование съемных контейнеров общим объемом 30 м укомплектованных различным оборудованием под конкретную задачу. Их подвешивали в двух отсеках центроплана крыла, где предусматривались соответствующие разъемы электро- гидро- и пневмопроводки. Часть оборудования размещалась в кабине экипажа и заменялась вместе с контейнерами. [4]

По задумке конструкторов, Бериев А-150 должна была стать многоцелевой летающей лодкой, которая была бы способна выполнять поисково-спасательные работы, дозаправку в полете, а также участвовать в противо­корабельных операциях.

Чтобы переход Бериева А-150 от одной задачи к другой был простым и быстрым, в расположенных в центроплане двух секциях необходимо было установить специальные быстросъемные контейнеры. Они же в свою очередь имели бы различное оборудование, которое было бы предназначено для выполнения различных задач. Предполагалось, что самолет будет выполнять взлеты и посадки с водной поверхности и наземных аэродромов. Кроме того, он смог бы действовать в арктических условиях, взлетая с ледовых взлетно-посадочных полос.

Бериев А-150: как в СССР создавали многоцелевую летающую лодку-амфибию

Изображение: riafan.ru

Бериев А-150 должен был обладать укороченным взлетом и посадкой. Для этой цели самолет оснащался бы двенадцатью подъемными двигателями, которые устанавливались бы двумя рядами по шесть авиамоторов в расширенной передней кромке крыла перед центром тяжести летательной машины. Помимо дополнительных подъемных двигателей, силовая установка должна была еще включать четыре турбореактивных двигателя. Они бы размещались над задней кромкой крыла в спаренных гондолах.  

Согласно проекту, крыло должно было быть оснащено закрылками и элеронами, а также убирающимися вспомогательными поплавками, которые размещались бы на консолях крыла у законцовок. Трехопорное шасси с новой стойкой должно было иметь два колеса на носовой стойке и еще четыре на основных. Таким образом, передняя стойка шасси уходила бы в корпус лодки под полетную палубу, а основные убирались бы в центроплан крыла.

Предполагалось, что экипаж Бериева А-150 будет состояться из пяти человек (штурман, два пилота, операторы радара и сонара). Они должны были бы размещаться в герметизированной кабине. Планировалось, что запас топлива самолета будет в пределах 100 тысяч килограмм, а содержаться в крыле.

В кормовой и носовой башнях, согласно проекту, должно было размещаться оборонительное вооружение. Стоит отметить, что на базе Бериева А-150 разрабатывали транспортно-десантную летающую лодку-амфибию А-150 ТД.

Десантно-транспортная амфибия А-150ТД отличалась по проекту от базового варианта увеличенными габаритами лодки (длина 49,2 м, ширина 4,8 м) и частично измененными обводами центроплана. Вместо 12 подъемных двигателей ПД) предполагалось установить 16 ТРД РД-36-35П (в варианте с вертикальной посадкой - 32 подъемных двигателя). При этом масса конструкции увеличивалась на 6600 кг. Размеры грузового отсека самолета равнялись 32x3,5x3,4 м, максимальная грузоподъемность достигала 30 т. Как в случае с ЛЛ-600 и Бе-26 работы по А-150 дальнейшего развития не получили.

5.jpg
Изображение: topwar.ru

Самолет-амфибия А-150 спроектирован по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом. В силовую схему заложили принцип безопасно разрушающейся конструкции, т. е. разрушение отдельных силовых элементов не должно было привести к разрушению самолета. Экипаж самолета состоял из пяти человек - командира, второго пилота, штурмана, оператора РЛС и оператора ГАС. Лодка амфибии состояла из четырех частей: носовой части с гермокабиной экипажа, промежуточной части с отсеком для крепления подъемных двигателей, средней часть с кессоном центроплана и хвостовой части с оперением. Непотопляемость обеспечивалась делением лодки на шесть водонепроницаемых отсеков. [5]

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Модель многоцелевой летающей лодки-амфибии Бериев А-150 / Фото: alternathistory.com


Крыло многолонжеронной конструкции состояло из следующих частей: кессона центроплана, двух отъемных консолей, носков центроплана и консолей с каналами противообледенительной системы, хвостовиков центроплана и консолей, элевонов, подкрыльных щитков. На консолях устанавливались поддерживающие подкрыльевые поплавки. Вертикальное оперение трехлонжеронной конструкции. Разъем вертикального оперения проходил по палубе лодки. Руль направления, триммеры и сервокомпенсаторы имели обычную конструкцию с жесткой обшивкой. Шасси - трехстоечное, с носовой управляемой стойкой. Основные стойки несли по четыре колеса и убирались против полета в центроплан крыла. Носовая стойка несла два колеса и убиралась по полету в отсек под кабиной экипажа.

Силовая установка амфибии А-150 состояла из четырех маршевых ТРД НК-8 [6] и двенадцати подъемных ТРД РД 36-35П.[7]

д1.JPG

ТРД НК-8 / Фото: ru.wikipedia.org

НК-8 устанавливались попарно в мотогондолах на верхней поверхности консолей крыла. Для балансировки самолета на взлетно-посадочных режимах предусматривалось изменение вектора тяги в пределах 0 ... -65° путем отклонения реактивной струи вниз специальными створками.

д2.jpg

ТРД РД 36-35П / Фото: ru.wikipedia.org

Подъемные двигатели РД 36-35П разместили по шесть с каждого борта лодки в носке центроплана впереди центра масс. Запуск ТРД НК-8 осуществлялся сжатым воздухом, поступающим от турбоагрегата ТА-41. Запуск ПД - сжатым воздухом, отбираемым от компрессора НК-8. Топливная система самолета состояла из двух отдельных подсистем - правой и левой, обеспечивающих питание двигателей, расположенных соответственно на левой или правой консоли крыла. Подсистемы могли быть соединены между собой краном кольцевания. Все топливо размещалось в крыле, заправка производилась через два топливоприемника на правой и левой консолях крыла.

Помимо стандартного для тяжелого самолета радиоэлектронного оборудования на А-150 предусматривалась установка комплексной системы дальней навигации «Полет» комплексной противолодочной системы «Зубр» системы целеуказания «Успех» системы госопознавания, системы радиопротиводействия «Сирень». Оборонительное вооружение состояло из двух артиллерийских установок АО-19 (носовой и кормовой) с боекомплектом на обе установки 2000 снарядов, в т. ч. с ИК-ловушками и дипольными отражателями.

с2.jpg
Проекции многоцелевой летающей лодки-амфибии Бериев А-150 / Фото: alternathistory.com

Тактико-технические показатели многоцелевой летающей лодки-амфибии Бериев А-150

Габаритные размеры, м:
длина - 49,8;
высота - 12,8;
размах крыльев - 42
Площадь крыла, кв. метров
500
Максимальная взлетная масса, кг: вода - 150000;
суша - 170000
Максимальный запас топлива, кг: вода - 89000;
суша - 100000
Максимальная полезная нагрузка, кг 5000
Силовая установка:
Маршевые двигатели: количество, тип - 4xТРД НК-8;
тяга, кг -  4х9500
Подъемные двигатели: количество, тип - 12xТРД РД-36-35П;
тяга, кг -  12х3700
Крейсерская скорость, км/ч  900
Посадочная скорость, км/ч  137 
Практический потолок, м   15000 
Дальность полета с максимальным запасом топлива, км   11750 
Продолжительность полета, ч  10,3 
Экипаж, чел 

Материал к публикации подготовил Станислав Звкарян.


При написании материала использовались открытые интернет источники:

1. Издание «Военное обозрение», статья Сергея Юферева «Проект многоцелевого самолёта-амфибии «Бериев А-150»».

2. Материалы сайта taganrog-avia.ru, публикация «Краткая биография Г.М. Бериева».

3. Издание Dogs of War, публикация «Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии А-150 (СССР)».

4. Федерального агентства новостей, публикация «Бериев А-150: как в СССР создавали многоцелевую летающую лодку-амфибию».

5. Издание «Альтернативеая история», публикация «Проект многоцелевой летающей лодки-амфибии Бериев А-150. СССР».

6.Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «НК-8».

7. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «РД-36»..



Источник: ИА  «ОРУЖИЕ РОССИИ»
12

Теги: Авиационная экзотика, разработка, проект, многоцелевой океанский самолет-амфибии, А-150 (СССР), ТАНТК им. Г. М. Бериева