Блоги / Техника и вооружение

17:03 / 31.08.20
Автомобиль –амфибия "Дрозд" проходит испытания

19 августа в издательстве motor вышла в свет статья Анастасии Дубиной «Российские инженеры разработали 260-сильную военную амфибию «Дрозд» Двухсредный автомобиль проходит опытные испытания».[1]

В статье сообщается, что российские инженеры Балтийской машиностроительной компании разработали глиссирующую полноприводную амфибию для силовых структур. Полноприводная машина, получившая название «Дрозд», может передвигаться как по суше, так и по воде.

Что сразу же бросается в глаза и вызывает ряд вопросов к Анастасии Дубиной?

Во-первых, что такое двухсредный автомобиль? Вероятно, что это – транспортное средство, которое можно одинаково успешно применять в жидкой среде (воде) и в твердой среде – на суше.

Основное предназначение автомобилей –амфибий – передвижение по суше по дорогам или при отсутствии таковых и только в ряде случаев успешно перемещаться по водной поверхности.

Следовательно, такие транспортные средства должны получать в уполномоченных органах Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) – это процедура официального подтверждения соответствия автомобиля или другого транспорта требованиям нормативно-правовых актов РФ. Процедура проводится аккредитованными органами по сертификации. По ее результатам выдается документ – ОТТС, который необходим для выдачи ПТС и постановки транспортного средства на учет.[2]

unnamed.png

Образец Сертификата соответствия

На взгляд автора, это должен быть скорее автомобиль, чтобы имелась возможность использовать его по дорогам общего назначения, а не возить в соответствующем прицепе за автомобилем-тягачём.

Во-вторых, вызывают определённые сомнения слова Дубининой: «инженеры Балтийской машиностроительной компании разработали глиссирующую полноприводную амфибию для силовых структур».

 На взгляд автора данной статьи Анатолия Черкашина, это ещё не транспортное средство, а концепт-кар. Это пока ещё не автомобиль. На концепте нет бамперов, нет брызговиков, нет зеркал заднего вида и многого другого, положенного для сертификации автомобиля. А как на водном катере, отсутствуют передние и задние ходовые огни, нет багра, весла, спасательных жилетов, спасательных кругов, буксирного (аварийного) линя, то есть всего положенного по Табелю.[3]

Наименование

Количество на мотолодке

Количество на катере

Буксирно-швартовый канат

 

             1         

 

             1

Отпорный крюк

             1

             1

Якорь с канатом

             1

             1

Спасательное кольцо с линем (спасательный круг)

 

             1

 

             1

Вёсла

             2

             2

Водоотливной насос

             -

             1

Огнетушитель

             -

             1

Ремонтная аптечка

             1

             1

Медицинская аптечка

             1

             1

Индивидуальные спасательные средства

По числу людей на борту

По числу людей на борту

Звукосигнальное устройство

 

             1

 

              1

Ракета бедствия парашютная

 

             2

 

              3

На выставке "Армия-2020" представят первую российскую полноприводную глиссирующую амфибию.[4] Об этом издательству MIL.PRESS FLOT поведал Сергей Терешенков - главный конструктор и глава предприятия-производителя машины "Балтийской машиностроительной компании" ("БМК"). "Дрозд" создан на основе одноимённой универсальной модульной амфибийной платформы. Он способен развивать скорость до 70 км/ч на воде и до 100 км/ч на суше. Опытный образец амфибии сейчас проходит испытания.

В связи с этим заявлением Сергея Терещенкова необходимо, на взгляд автора, заметить, что предлагаемый концепт-кар полностью лишён всех необходимых для военного транспортного средства аксессуаров.

Так на Дрозде не предусмотрены места для размещения радиостанции, средств навигации, фильтровентиляционной установки, кондиционера (для современных боевых модулей), бойниц, взрывозащищённых креплений сидений, мест крепления оружия, противорадиационного подбоя, взрывозащищающих ковриков, мест размещения ЗИП, материалов и средств специальной обработки и санитарно-технического оборудования (ведь эту машину конструкторы предполагают применять для десанта морской пехоты).        

Отсюда вытекают выводы

1. Рассматриваемое транспортное средство пока не является ни автомобилем и ни катером.

2. Разработка Дрозда идет инициативно и никаким техническим заданием от представителей МО РФ не регламентировано.

3. Практически разработчики изделия не понимают какое транспортное средство и для какого потребителя они разрабатывают.

4. Машина, как представляется, может получится интересной и нужной как для ВМФ, так и для Инженерных войск.

         Некоторые известные ТТХ амфибии Дрозд.

Наименования параметров

Значения

Назначение

Глиссирующая машина-амфибия (не потопляемая)

Разработчик

"Балтийская машиностроительная компания" ("БМК")

Боевая масса, кг

2000

Грузоподъёмность, кг

1500

Мореходность (волнение)

3 балла (высота волны до 1,25 м)

Водоизмещающий корпус

Литой в форму в виде килевой лодки, закрытой сверху палубой и рубкой, в которой размещено отделение управления и десантное отделение. Корпус выполнен из карбона, для термоизоляции имеет ячеистые соты.

Двери: Отделения управления

 

             Десантного отделения

Две откидные (нижняя половина – трап) с откидной верхней частью.

Одна распашная двухстворчатая в корме с встроенными в ней радиаторами и воздушными вентиляторами.

Силовая установка, тип и мощность, л.с.

Дизельный двигатель, мощность 260

Коробка перемены передач

Автоматическая, 3-хступенчатая

Раздаточная коробка

Механическая, 2-ух ступенчатая, передаточное число понижающего ряда равно 1:4, с блокируемым межмостовым дифференциалом

Мосты

Поднимаемые в корпус, передние колёса складываются горизонтально, задние втягиваются в корпус, оснащены блокируемыми межколёсными дифференциалами.

Время перехода на колёсный движитель после выброски судна на берег, сек.

 

 

                     12

Движитель: Сухопутный

 

 

 

 

                 

Водоходный, диаметр импеллера, мм

Колёсный (4 Х 4) с системой централизованной накачки, колёса складываются для снижения гидравлического сопротивления при глиссировании.

Водомётный движитель.

230

Колёса, тип и количество

Односкатные, камерные, тип протектора – вездеходный, с регулируемым давлением в шинах. Число колёс – 5 (1 – запасное). Запасное колесо размещено в носовой части палубы, применяется в качестве носового ударного транца.

Система водооткачки

Трюмный насос

Параметры проходимости:

      - клиренс, мм

      - углы, град.:    подъёма

                                крена

 

                 420

                 300

                 300

Скорость, км/ч:      На суше

                                 На плаву

                100

                 70 (глиссирование)

Запас хода по топливу, км:

                   По суше

                   На плаву

 

                800

                300

Выход на берег

Методом выбрасывания за урез воды или на припай льда толщиной до 10 см.

Подвеска

Запатентована БМК

Рулевое управление

Реечный механизм

Материал для картеров мостов, картера РУ

Морской алюминиевый сплав АМг61

Дополнительное оборудование:

Лебёдка

 

Отопитель

 

Высокоскоростная вертикальная лебедка (кабестан), она же – якорная

Дополнительно и в десантном отсеке

          Несколько слов о устройстве амфибии Дрозд.

Анализ фотографий

image.png

 Концепт-кар амфибии Дрозд, вид с передней части / Фото: flot.com

image (1).png

Амфибия Дрозд, вид с левого борта / Фото: flot.com

позволяет сделать умозаключение, что в основу конструкции заложена лодка. Она выполнена из карбона. Днище лодки имеет переменную килеватость с 210 до 160. Это применено в целях лучшей остойчивости и выхода на глиссирование.

Протопчина - передняя палуба имеет углубление для запасного колеса, которое в данном случае выполняет роль толкающего транца.

В запасном колесе размещается якорь, ленточный трос которого соединён с вертикальным барабаном лебёдки самовытаскивания и выдается из корпуса через буксирный клюз (он же и ступенька для посадки на катер). По краям протопчины выполнены по одной на каждый борт швартовые утки, которые могут выдвигаться вверх и способны выдержать полную массу амфибии при подъёме краном или парашютной системой. Такие же две утки выполнены в кормовой части крыши рубки.

По левому борту наблюдается белый лючок, за которым располагается воздушный фильтр. Поступление воздуха к нему осуществляется через расположенный выше воздухозаборник, решётка которого видна. За решёткой устроена улитка и хлопушка, перекрывающая даступ воды в случае удара морской волны в борт амфибии. Внутреннего объема моторного отсека достаточно для работы дизеля без притока воздуха в течение 10 секунд.

В кормовой части за остеклением можно обнаружить расширенный кожух. Это – воздухозаборник для двух радиаторов, расположенных в каждой из створок задней двери. Выброс горячего воздуха осуществляется электровентиляторами через решётки створок дверей.

В десантном отсеке в полу выполнены лючки для доступа к приводному валу импеллера и собственно к импеллеру в целях их очистки от водорослей и тины.

Ватерлиния проходит на 5 сантиметров ниже верхней кромки пайолов (съёмного настила порога нижней откидной створки двери отделения управления). Нижняя половинка двери – трап для подъёма в машину. Она обладает повышенной плавучестью и не опускается в воде до упора вниз. В этом случае створку можно применять для приема груза или укладки спасаемого на воде человека.

На верхней палубе рубки – жёсткое покрытие. Что позволяет разместить различные варианты вооружения или всевозможные грузы.

Анализ существующих материалов позволяет сделать заключение о том, что после прекращения выпуска малого автомобиля водоплавающего (МАВ) в 1958 году армия автомобилей подобного класса на вооружение не получала. Военные глиссирующие амфибии в Мире мало известны. Завершение разработки такой машины под руководством МО РФ и доведения её до принятия на вооружение будет прорывом в оснащении ВС РФ.

image (2).png

Амфибийный автомобиль ГАЗ-46 (МАВ) / Фото: ru.wikipedia.org

         Выводы:

1.После прекращения выпуска автомобиля ГАЗ-46 (МАВ) (годы выпуска 1953-1958 г.г.) для ВС СССР и ВС РФ промышленность не поставляла плавающих автомобилей подобного класса.

2. Выпуск амфибии Дрозд, в случае принятия её на вооружение, будет являться прорывом для нашей армии. Он может соответствовать лучшим мировым образцам подобных машин.

3.Концепт-кар, планируемый к демонстрации на выставке Армия-2020, имеет очевидные перспективы для дальнейшей разработки под патронажем МО РФ.

 

 

Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин, полковник в отставке кандидат военных наук 




[1] Сайт: https://motor.ru/news/russian-drozd-19-08-2020.htm?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop Статья Анастисии Дубиной «Российские инженеры разработали 260-сильную военную амфибию «Дрозд»

Двухсредный автомобиль проходит опытные испытания» в издательстве MOTOR от 19 августа 2020 года.


[2] Сайт: https://yandex.ru/search/?lr=213&text=cs-garant.ru%E2%80%BAodobrenie%20tipa%20transportnogo%20sredstva Статья «Одобрение типа транспортного средства: что это такое» Издано garant Всероссийским центром сертификации Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ ПЛЮС" актуально на 2020 год.


[3] Сайт: https://www.vodkomotornik.ru/poleznoe/boat-motor/24-boat-table.html Таблица Комплектации предметами снабжения поднадзорных судов Актуально на 2020 год.

 


[4] Сайт: https://flot.com/2020/ФорумАрмия95/ Редакционная статья «Двухсредный "Дрозд": глиссирующая полноприводная амфибия для силовиков станет премьерой "Армии-2020» в издании MIL.PRESS FLOT от 17 августа 2020 года

Теги: Среда применения, амфибия, судно, концепт-кар, конструкция, тактико-техническая характеристика (ТТХ)

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).