Блоги / Техника и вооружение

5:01 / 18.08.19
Автомобили десантников для перевозки и применения миномётов

02.jpg

На учениях ВДВ под Ульяновском показали пикапы "Нива" с миномётами / Фото: topwar.ru

28 июля 2019 года в издании Военное обозрение появилась статья «На учениях ВДВ под Ульяновском показали пикапы "Нива" с миномётами».[1] Статья пользуется большой популярностью и по состоянию на 09.08.19 года на неё оставлено в интернете 220 комментариев. В ней сообщалось, что в учениях принимали участие специальные автомобили «Нива» с 82-мм минометами «Поднос» и «УАЗ» со 120-мм минометами «Сани», которые перебрасывались вертолетами Ми-26, остальной личный состав перебрасывался вертолетами Ми-8АМТШ.


Начальник артиллерии Ульяновского соединения гвардии подполковник Александр Чикунов заявил, что на учениях отрабатывались действия подразделений ВДВ в составе высокомобильной бригады «нового типа», включающей вертолетные соединения.

В статье напомнили, что специальные автомобили "Нива" 4Х4 для Министерства обороны впервые были продемонстрированы в 2017 году на совместных учениях российских и белорусских десантников под Ульяновском. Тогда были показаны две "Нивы" с установленными в кузове на специальных кронштейнах автоматическим гранатометом АГС-30 и крупнокалиберным пулеметом "Корд". Тогда же сообщалось, что разрабатывается "Нива" для перевозки миномета и минометного расчета. Как видим, данные машины уже начали поступать в артиллерийские подразделения ВДВ.

3.jpg

"Нивы" с установленными в кузове на специальных кронштейнах автоматическим гранатометом АГС-30 и крупнокалиберным пулеметом "Корд" / Фото: Пресс-служба МО РФ

Практически одновременно в Вестнике Мордовии появилась подобная статья, [2] в которой сообщалось: … «в ходе состоявшихся недавно учений с боевой стрельбой артиллеристы 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады задействовали специальные автомобили "Нива" с 82-мм минометами "Поднос". Как сообщает Группа информационного обеспечения Воздушно-десантных войск Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, в учебных боях также применялись и УАЗы со 120-мм минометами "Сани".


Эта техника перебрасывалась по воздуху тяжелыми вертолетами Ми-26. Кроме того, условного противника уничтожали 122-мм гаубицы Д-30 и установки ПТРК "Корнет".

Всего было привлечено более 300 воинов-десантников, около полусотни единиц техники и более 15 вертолетов армейской авиации».

Далее, уважаемые читатели, следует посмотреть, что же из себя представляет 31- я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. В интернете по этому поводу имеется информация, что бригада имеет следующий состав.[3] По состоянию на 2017 год в состав бригады (войсковая часть 73612) входят: Управление и штаб; 1-й десантно-штурмовой батальон; 2-й десантно-штурмовой батальон; 3-й парашютно-десантный батальон; гаубичный артиллерийский дивизион; самоходный артиллерийский дивизион; зенитная ракетная батарея; противотанковая батарея; стрелковая рота снайперов; разведывательный батальон; танковая рота; рота РЭБ; рота связи; инженерная рота; рота десантного обеспечения; медицинская рота; ремонтная рота; рота материального обеспечения; рота РХБ защиты; взвод управления начальника артиллерии; комендантский взвод.

002.png


Следует отметить, что миномётный взвод имеется только в составе парашютно-десантного батальона. В советские времена в составе миномётного взвода были 4 единицы миномётов БМ-37, которые в 1981 году были заменены на облегчённый вариант миномёта 2Б-14 «Поднос».

Интересным является факт применения миномёта, монтируемого на автомобиль. В ходе боев на Крымском перешейке в октябре 1941 года, в качестве подвижного огневого резерва бойцы 106-й стрелковой дивизии РККА применили 82-мм минометы, установленные на автомашинах. «Минометы устанавливали в кузовах автомашин ЗИС, подкладывая под них для амортизации во время перевозок и стрельбы старые автомобильные покрышки. Покрышки намертво крепились как ко дну кузова, так и к самим минометам… Такое применение миномётов было порождено необходимостью создания подвижного огневого резерва, и оно оправдало себя в тяжелых оборонительных боях. Это позволило при создании миномёта в КБ Горьковского машиностроительного завода в 1983 году применить для миномёта транспортную машину 2И27 (на шасси УАЗ-469).[4]

Приведённый состав бригады – последний пример формирования бригад.

Вообще-то история создания бригад такого типа относится к 1967 году, когда на учениях «Днепр-67» была апробирована 1-я воздушно-штурмовая бригада. По итогам учений применение подобной бригады было одобрено и принято решение о создании в 1968 году первых двух воздушно-десантных бригад.[5]

После этого прошли три волны формирования подобных бригад; за 1 год и 4 месяца до распада СССР, в период с августа по сентябрь 1990 года все отдельные десантно-штурмовые бригады были переданы в состав ВДВ СССР. Первоначально в состав бригад входила отдельная авиационная группа (805 чел.), представленная боевым вертолетным полком и транспортным вертолетным полком. Всего в бригаде насчитывалось 80 вертолётов Ми-8, 20 Ми-6 и 20 Ми-24.


После последующих волн формирования бригад, они дислоцировались приближенно к местам дислокации вертолётных полков армейской авиации Сухопутных войск.

Как уже отмечалось выше, горьковчане создавали для миномёта транспортную машину 2И27 на шасси УАЗ. При этом, следует учитывать, что ульяновские конструкторы имеют огромный опыт в создании для своих машин бронекапсул скрытого бронирования и опыт создания плавающих машин. Об плавающем автомобиле УАЗ-3907 «Ягуар» рассказывалось в статье Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть3)» [6], а о вариантах создания бронированных машин УАЗ, в своё время много было рассказано в статье «Бронеавтомобили России: от первых машин до современных. Часть 3. Бронеавтомобили и колёсные бронетранспортёры в послевоенный период (окончание)».[7] Автор считает, что заострять внимание читателей на рассмотрении этих вариаций автомобилей УАЗ нет смысла. В данной статье представляется целесообразным рассмотреть автомобили, созданные на базе агрегатов ВАЗ.



Как видно из приведённых выше статей о применении автомобилей для миномётов, десантники, не понятно по какой причине, предпочли создать подобную машину уже на ВАЗовском шасси, при этом на капотах установлены «бутафорские» рымы якобы для транспортировки через капот машины на внешней подвеске вертолёта. А кто не видел, как рихтовщики на сервисе вмятины без заломов краёв на ВАЗовском «железе» выгибают пальцами рук? Я это делал сам. Да и крючок замка капота не рассчитан выдержать во много сотен килограмм весовую нагрузку машины с грузом. При этом, машина на подвеске в полёте будет ещё и раскачиваться. Интересно, а кто-нибудь проверял машину, предназначенную для ВДВ, поднятием краном и сбросом машины с 6-ти метровой высоты на грунт? Во времена СССР такой тест был обязателен.

Но как бы то не было, поиски на просторах интернета привели к статье «Автопарк Воздушно-десантных войск пополнился военными пикапами на базе LADA 4×4. Впервые автомобили были испытаны 27 июля во время учений ВДВ в Ульяновской области. Сообщение об этом появилось на сайте Минобороны России».[8]

Из этой статьи уже становится ясным, что это не автомобили «Нива», а специально выполненные грузовые автомобили-пикапы, выпускающиеся на предприятии ВИС.

1а.jpg

. Автомобили «Нива», выпускающиеся на предприятии ВИС - запасное колесо установлено за задним бортом кузова на специальном кронштейне, кузов оборудован дугами безопасности / Фото:  topwar.ru

Возникает вопрос: что же это такое предприятие ВИС?

Из выписки из ЕГРЮЛ [9] становится очевидным, что Акционерное общество «Производство специальных автомобилей ВИС-АВТО (АО "ПСА ВИС-АВТО") зарегистрировано 12 мая 2014 года регистратором ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОГЛИНСКОМУ РАЙОНУ Г. САМАРЫ. Руководитель организации: генеральный директор Шашов Дмитрий Анатольевич.

Юридический адрес АО "ПСА Вис-Авто" - 445054, Самарская область, город Тольятти, Индустриальная улица, 7.

Основным видом деятельности является «Производство автотранспортных средств», зарегистрировано 8 дополнительных видов деятельности.

Организации АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПРОИЗВОДСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВИС-АВТО" присвоены ИНН 6324050130, ОГРН 11463.

Из истории предприятия известно, что АО «ПРОИЗВОДСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВИС-АВТО» (до 2009 – завод «ВИС-Авто» ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕР-ВИС») – дочернее предприятие ОАО «АВТОВАЗ». После слияния с ОАО «Производство специальных автомобилей «БРОНТО» в декабре 2014 года оно уже - АО «ПСА ВИС-АВТО» и является разработчиком и изготовителем легких коммерческих автомобилей грузоподъемностью до 720 кг моделей «ВИС» и специальных автомобилей моделей «БРОНТО» на базе автомобилей LADA.



В статье Олега Косюкова названа марка машины для ВДВ. Это – ВИС-234600.

Отдельно следует отметить, что в издании NIVA 4 Х 4 имеется статья «Характеристики бортовой Нивы на базе Lada 4x4» [10], в которой говорится, что все пикапы с 2-х местной кабиной имеют маркировку: 23460-50-010, 23460-50-011, 23460-50-022, 23460-50-024; а машины с 5-и местной кабиной -     23461-50-010, 23461-50-011, 23461-50-022      , 23461-50-024.

Из перечисленных модификаций автомобилей только машины с 2-х местной кабиной ВИС-23460-50-11, 23560-50-024 и машины с 5-и местной кабиной ВИС-23461-11, 23461-50-024 предназначены для применения на грунтовых дорогах.

Далее представляется необходимым поговорить об особенностях конструкции этих машин и о причинах принятия их для оснащения ВДВ.

Из представленных фотографий очевидно, что марка рассматриваемой нами машины является ВИС-23460-50-011.

Одними из главных критериев использования данного автомобиля в военных целях стали: хорошая проходимость машины, небольшой вес, что играет большую роль при воздушной транспортировке и дешевизна производства (по сравнению с другими военными внедорожниками).

Шасси. Автомобиль полурамной конструкции (рама в задней части машины) с использованием шасси "классики". Передняя часть полурамы заходит под кабину и сваривается с ее лонжеронами (кабина - это передняя часть «Нивы»). А в задней части на полуэлептических листовых рессорах подвешивается мост.

Защищённость. Как в старину в шутку говорили – противопыльная.

Двигатель. Под капотом – стандартный для любой «Нивы» 1,7-литровый бензиновый мотор с электронным распределением впрыска мощностью 83 л.с., модернизированный под стандарт Евро-4.

Трансмиссия состоит из 5-ступенчатой механической коробки передач ВАЗ-21074 и 2-ступенчатой раздаточной коробки (модернизированной в первой половине 2013 года).

Межмостовой дифференциал в раздаточной коробке – блокируемый; межколёсные дифференциалы – самоблокируемые винтового типа.

Мосты: передний и задний – ведущие, усиленного типа. Передаточное число главной передачи составляет 4,1.

Подвеска. Передняя подвеска пружинная, задняя – рессорная. Амортизаторы с увеличенным ходом, телескопические, гидравлические, с усиленными пружинами.

Колёса. Оснащаются шинами 235/75 R15 (101/104/109, Q), не имеют датчиков давления воздуха и СЦПШ, не боестойкие, рисунок протектора – внедорожный с широко развитыми грунтозацепами. Имеется полноразмерное запасное колесо, устанавливаемое на специальном кронштейне у заднего борта кузова.

Рулевое управление. Оснащено гидроусилителем.

Тормозные системы.

Рабочая тормозная система. Двухконтурная, передние тормозные механизмы – дисковые, задние - барабанного типа, с вакуумным усилителем и регулятором тормозных сил (регулятором давления).

Стояночная тормозная система – механическая с тросовым приводом на тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста.

Кабина. 2-х местная (передняя часть салона «Нивы») может по спецпакету оснащаться кондиционером. Материал кабины – листовая сталь.

Кузов. Выполнен из листового алюминиевого сплава, внутренняя часть пола – рифлёная, по бортам (внутри) имеются ящики, оснащен дугами безопосности. По бортам выполнены колёсные арки.

Лакокрасочное покрытие. Автомобили для нужд ВС РФ покрываются стойкой к царапинам полиуритановой краской цвета хаки (при горении выделяется боевое ОВ – фосген в опасных для здоровья человека концентрациях).

Дополнительное оборудование. В состав спецпакета (оплачивается и заказывается дополнительно) включены противотуманные фары и легкосъёмная лебёдка самовытаскивания с электроприводом. Она может монтироваться как спереди, так и сзади автомобиля.

После рассмотрения особенностей конструкции автомобиля следует привести и его тактико-технические характеристики.

с0.gif

Проекции автомобиля ВИС-23460-50-011 / Изображение: draw.razfill.ru

Тактико-технические показатели автомобиля ВИС-23460-50-011

Кузов
Колесная формула / ведущие колеса 4х4 / все
Расположение двигателя  переднее поперечное
Комплектация   23460-50-011
Кабина двухдверная
Количество мест 2
Ширина / высота, мм 1660/1690
База, мм  2850
Колея, мм:
передних колес - 1478:
задних колес - 1468
Дорожный просвет, мм  240
Размер грузового отсека    
Длина ,мм 1860 
Ширина / Высота, мм   1620/330 
Двигатель
 
Код двигателя  21214 
Тип двигателя  бензиновый 
Система питания  впрыск топлива с электронным управлением 
Количество, расположение цилиндров  4, рядное 
Рабочий объем, куб. см 1690 
Максимальная мощность, кВт (л.с.) / об. мин  61 (83) / 5000 
Максимальный крутящий момент, Нм / об. мин.  129 / 4000 
Топливо   бензин, min 95 
Динамические характеристики  
Максимальная скорость, км/ч   110
Расход топлива   
Смешанный цикл, л/100 км   13 
Масса   
Снаряженная масса, кг
1360 
Технически допустимая максимальная масса, кг   1960 
Общая грузоподъемность, кг  600 
Объем топливного бака, л   40 
Трансмиссия   
Тип трансмиссии  5 MT 
Передаточное число главной пары   4,1 
Подвеска   
Передняя независимая, пружинная, рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости 
Задняя  зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими                 амортизаторами 
Шины   
Размерность
235/75 R15 (101/104/109, Q)

Анализ ТТХ, представленных заводом-производителем в статье издания NIVA 4 Х 4 позволяет выдвинуть несколько соображений:

Первое соображение. Предприятие не указывает глубину преодолеваемого машиной брода и не приводит данных о величине высоты преодолеваемой стенки порогового препятствия.

Видимо это и правильно, так как машины ВИС могут преодолевать бетонный бассейн в лабораторных условиях с пологими берегами из бетона, но переехать какой-либо ручей или малую реку России без подготовленного для этих целей берега невозможно. Кто когда-либо гулял по лесу, тот видел, что любой ручей имеет крутые стенки русла, представляющие собой пороговые препятствия. А преодолеть такие препятствия автомобили с передним ведущим мостом могут только в случае, если препятствие не превышает половины диаметра ведущего колеса. Чего в природе обычно не существует.

Второе соображение. Применение пикапа ВИС было бы оправданным, если бы с него можно было вести огонь не выгружая миномёт с машины, как это делали во время Великой Отечественной войны в ходе боев на Крымском перешейке в октябре 1941 года. Но для этих целей применяли крепкий автомобиль ЗИС-5 с устроенными специально из старых автошин амортизаторами (для компенсации ударной нагрузки от отдачи при выстреле).

Интересно, сколько выстрелов из миномёта может в подобном случае выдержать сварной шов полурамы?

Третье соображение. А зачем для перевозки минометов взвода применять число автомобилей по числу миномётов? Как уже сообщалось выше в 1984 году на снабжение сухопутных войск было принято разработанное ЦНИИ «Буревестник» изделие 2И27, представляющее собой комплект приспособлений, предназначенных для установки, укладки и транспортирования двух 82-мм минометов, возимого боезапаса и ЗИП минометов на автомобиле УАЗ-469 с целью повышения маневренности и боевых возможностей подразделений быстрого реагирования (парашютно-десантных, десантно-штурмовых и т.п.).[11] В автомобиле УАЗ-469, кроме двух минометов 2Б14-1 и ЗИП к ним, размещаются:

1-й вариант — возимый боезапас мин — 116 шт., из них 36 в 12 лотках и 80 в восьми парковых ящиках; расчет с водителем - 2 человека.

2-й вариант — возимый боезапас мин — 76 шт., из них 36 в двенадцати лотках и 40 в четырех парковых ящиках; расчет с водителем - 4 человека.

Четвёртое соображение. В качестве топлива для моторов ВИС рекомендован бензин АИ-95. Так что же в этом случае для машин одного миномётного взвода парашютно-десантного батальона 31- й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады применять отдельный топливозаправщик?

Пятое соображение. А зачем ГАБТУ идёт на создание «головной боли» начальнику автомобильной службы и командиру бригады? Ведь снабжение запасными частями в мирное время рассчитывается на количество циклов ТО. Три – четыре машины ВИС боевой группы не наработают в бригаде и на один цикл при годовом расходе моторесурса до 2000 км. Значит необходимо будет планировать выделение средств для закупки запасных частей и мотаться по магазинам, затем эти денежные средства списывать установленным порядком.

Не слишком ли много проблем создаётся внедрением на снабжение ВДВ не приспособленных для ведения боевых действий автомобилей общегражданского назначения?

Выводы:

1.     Автомобили пикапы ВИС-23460-50-011 по своей конструкции являются машинами общегражданского назначения. Они совершенно не предназначены для применения в войсках в случае возникновения крупномасштабного конфликта, предусматривающего применение ядерного и химического оружия.

2.     Применение подобных машин в ВС РФ, особенно в ВДВ, не способствует поддержанию боевой готовности частей и соединений ВДВ на уровне, обеспечивающем безопасность нашей Родины.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.        


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Редакционная статья «На учениях ВДВ под Ульяновском показали пикапы "Нива" с миномётами» в издании Военное обозрение от 28 июля 2019 года.

2. Редакционная статья «Смертоносными "Подносами" вооружили специальные джипы ВДВ "Нива" 4х4» в издании Вестник Мордовии от 28 июля 2019 года.

3. Материал Википедии — свободной энциклопедии, публикация «31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада». .

4. Статья «2Б-14 «Поднос» в издании dic.academic от 2010 года.

5. Материал Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Десантно-штурмовые формирования Сухопутных войск СССР».

6. Статья Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть 3)» в издании Оружие России от 22.10.16 года.

7 Статья Анатолия Черкашина «Бронеавтомобили России: от первых машин до современных. Часть 3. Бронеавтомобили и колёсные бронетранспортёры в послевоенный период (окончание) в издании Оружие России от 16.08.16 ггода.

8 Статья Олега Косюкова «Пикапы Lada 4x4 стали использовать в ВДВ» в издании Тарантас – ньюс от 30.07.2019 года.

9.  Выписка из ЕГРЮЛ по АО «ПСА Вис-Авто» по состоянию на 09.08.2019 года.

10. Статья «Характеристики бортовой Нивы на базе Lada 4x4» в издании NIVA 4 х 4 по состоянию на 2018 год.

11. Вопрос на форуме от Ivan Podgornov «Вопрос - перевозка 82-мм минометов в грузовике» опубликован на форуме масштабных моделистов.


Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
1

Теги: Миномёт, автомобиль, пикап, конструкция, ТТХ.