Блоги / Техника и вооружение

5:08 / 23.09.15
Беспилотники меняют пилотируемые самолеты

Перспективный англо-французский беспилотный боевой авиационный комплекс FCAS (Unmanned Future Combat Air System) во Франции и Великобритании должен заменить ранние модификации самолетов «Рафаль» и «Мираж» и Еврофайтер EF2000 «Тайфун» соответственно. Для соответствия требованиям Франции и Англии предполагается рассмотреть два варианта этого БЛА.

01-БЛА nEUROn. Фото f.i.uol.com.br.jpeg
БПЛА nEUROn / Фото f.i.uol.com

Во Франции программа FCAS рассматривается как комбинация пилотируемых и беспилотных средств в двух вариантах. Первый предполагает иметь единый тип многофункционального пилотируемого самолета (условно «Рафаль» NG+) с существенно модернизированным планером, низкой радиолокационной заметностью, увеличенным боевым радиусом действия и более эффективным БРЭО. Второй вариант предполагает два типа комплексов FCAS. Один из них - более простой и дешевый пилотируемый истребитель «Рафаль» NG с глубоко модернизированными существующими бортовыми радиоэлектронными системами, который будет взаимодействовать с боевым БПЛА.

В Великобритании ранее предполагалось с 2030 г. снять с вооружения истребители типа EF2000 «Тайфун» и оставить единственным пилотируемым боевым самолетом британских ВВС и ВМС многофункциональный F-35B «Лайтнинг» II. По последним данным, начались поиски альтернативных путей развития британской боевой авиации. Так, в рамках программы FCAS изучается несколько вариантов формирования авиационной группировки будущего. В их числе - закупка дополнительных партий самолетов типа F-35, продление сроков эксплуатации истребителей FF2000 или приобретение нового типа пилотируемого боевого самолета.

02-БЛА Таранис. Фото hicomm.bg.jpg

БПЛА "Таранис" / Фото: hicomm.bg

Программа FCAS предполагает в течение 2 лет разработать демонстрационные боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Таранис» (Великобритания) и nEUROn (EC при ведущей роли Франции) с единым типом двигателя. Полученные результаты лягут в основу создания более крупного англо-европейского боевого БПЛА FCAS. К участию в программе планируется привлечь компании «Дассо Авиасьон», «БАЕ Системз», «Талес», «Селекс ES», СНЕКМА и «Роллс-Ройс». Силовую установку для FCAS будут создавать компании СНЕКМА (Франция) и «Роллс-Ройс» (Англия). Подписание контракта на совместные работы ожидается в последнем квартале 2015 г. Начать финансирование постройки нового БЛА планировалось в первой половине 2017 г. Сегодня называется 2018 г. или более поздний срок при сохранении начала летных испытаний прототипа БЛА FCAS в 2020 г.

60% выделяемых на НИОКР средств должны использоваться для работ по основным системам, а 40% - на исследования и разработку бортовых информационных средств для нового авиационного комплекса. Так, разрабатываемая многофункциональная радиолокационная станция, наряду с традиционными для ударного аппарата задачами, должна картографировать местность и использоваться для самообороны. В частности, обеспечивать применение УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности типа MBDA «Метеор».

03-УР МБДА Метеор. Фото sistemasdearmas.jpg

УР МБДА "Метеор" / Фото: sistemasdearmas

Бортовая аппаратура БПЛА должна обладать возможностью запоминать координаты кратковременно включаемых источников электромагнитного излучения современной системы ПВО противника. Другими задачами нового БПЛА могут быть борьба с надводными целями, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и решение задач ПВО. В грузовых отсеках БПЛА должны размещаться авиационные, в т.ч. управляемые, средства поражения. Планируется оснащение аппарата оборудованием для дозаправки в воздухе.

Предполагается, что стоимость боевого БЛА и его эксплуатации будут ниже аналогичных показателей многофункциональных истребителей типа «Тайфун» и «Рафаль».

04-Головной прототип БЛА Нейрон. Фото referentiel.nouvelobs.jpg

Головной прототип БПЛА "Нейрон"/ Фото: referentiel.nouvelobs

БПЛА nEUROn («Дассо Авиасьон») создается на основе экспериментальных малозаметных аппаратов типа «летающее крыло» - Petit Due (первый полет в июле 2000 г.), Moyen Due (2001 г.) и Grand Due (2006 г.). БПЛА nEUROn напоминает английский БПЛА «Таранис», имеет малую радиолокационную и тепловую заметность, создан по схеме «летающее крыло» и оснащен двигателем «Адур» Мк.951. При размахе крыла и длине 12-12,5 м и 9,3 м соответственно, взлетная масса (пустого) БПЛА составляет 6500-7000 (4900) кг. Максимальная скорость - 980 км/ч, практический потолок - 14000 м. На внутренней подвеске БПЛА может нести две корректируемые авиабомбы (КАБ) калибра 225 кг.

В создании БПЛА nEUROn участвуют Швеция (SAAB), Швейцария («RUAG Аэроспейс»), Греция (ЕАВ), Испания (EADS-CASA) и Италия («Аления»). Стоимость программы nEUROn оценивается в 405 млн. евро, а одного аппарата – 25-30 млн евро.

Первый полет БПЛА совершил в декабре 2012 г. К середине 2014 г. он выполнил около половины (50-60) из запланированных испытательных полетов. В 2014 г. БПЛА испытывался в Италии на радиолокационную заметность. Весной 2014 г. аппарат nEUROn совершил длительный совместный полет с пилотируемыми истребителем «Рафаль» и самолетом класса «Фалкон» IX. В 2016 г. в Швеции планируются испытания вооружения БПЛА, в т.ч. бомбометание КАБ с лазерным полуактивным самонаведением.

05-Совместный полет БЛА Нейрон с пилотируемыми самолетами. Фото static.directmatin.fr.jpg

Совместный полет БПЛА "Нейрон" с пилотируемыми самолетами / Фото: static.directmatin.fr

В новом аппарате планируется реализовать последние достижения двух стран в области авиационных технологий, в т.ч. и снижения заметности. Будут использованы перспективные высокоэффективные ТРДД и многофункциональный радиолокационный комплекс. Для силовой установки рассматриваются существующие серийные двигатели СНЕКМА М88 и Евроджет EJ200, а также создание принципиально нового ТРДД.

Известно, что nEUROn способен находиться в воздухе около 3 часов при требуемых 9-12 часов. Для выполнения этого условия может быть создан БПЛА с массой более 7000 кг. Это позволит увеличить во внутренних отсеках массу авиационных средств поражения. По требованиям МО Великобритании, БПЛА должен быть способен принимать во внутренние отсеки и специальное оборудование как ударный разведчик.


По материалам ЦАГИ (№ 36/2924 - 2015)

Теги: БПЛА, замена, пилотируемый самолет

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).