Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 10.08.16
Бронеавтомобили России: от первых машин до современных. Часть 3. Бронеавтомобили и колёсные бронетранспортёры в послевоенный период (начало)

В годы Великой Отечественной войны автозавод ЗИС, в 1941 году, был эвакуирован в города Миасс и Ульяновск. [1]() Ульяновский завод был основан в июле 1941 года. В 1942 году на нём начался выпуск машин ЗИС-5В.

0-1.jpg

ЗИС 5В - автомобили ЗИС / Фото: retrotruck.ru


30 ноября 1941 года Миасский авиабомбовый завод переориентировали на производство автомобилей. Где так же стали выпускать автомобили ЗИС-5В (УралЗИС-5В).

0-2.jpg

УралЗИС-5В / Фото: amsrus.ru


Частично оборудование ЗИС поступило в уральские города Шадринск и Челябинск. Но эти заводы не были ориентированы на производство автомобилей.

Однако конструкторским коллективом ЗИС ещё в 1943 году началась разработка новых автомобилей двухосных (4Х4) и трёхосных (6Х6). В послевоенный период начался третий этап реконструкции (создания вновь) предприятия. В итоге, в 1948 году, был налажен выпуск автомобилей ЗИС-151 (с 26 июня 1956 года – ЗИЛ-151) с колёсной формулой 6Х6.

0-3.jpeg

ЗиС-151 (1948-1957) / Фото: lmccforum.lviv.ua


Основой для создания машины послужили агрегаты выпускавшегося с 1947 года автомобиля ЗИС-150.

Московский завод КИМ с началом войны переориентировали на выпуск другой продукции военного назначения.

ГАЗ продолжил военный выпуск своих автомобилей. В 1943 году на заводе приступили к проектированию нового грузовика ГАЗ-1151, параллельно велись работы над созданием полноприводного ГАЗ-63 и двигателя для «Победы», машины предназначавшейся для замены ГАЗ-М-1.

0-4.jpg

Грузовик ГАЗ-1151 / Фото: denisovets.ru

0-5.jpg

Грузовик ГАЗ-63 / Фото: elbruto.livejournal.com


На Ярославском заводе с 1943 года работали над созданием грузового автомобиля с большой тяговой силой. В декабре 1944 года опытный экземпляр такой машины был создан. Он получил обозначение ОП 200. В качестве прототипа дизельного двигателя для него был взят двухтактный дизель американской фирмы Дженерал Моторс.[2] Через полгода эта машина была представлена перед Государственной комиссией уже под маркой ЯАЗ-200.

0-6.jpg

Автомобиль ЯАЗ 200 / Фото: history-auto.info


26 августа 1945 года ГКО принял постановление №9905 «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» [3] , которым предусматривалось на базе автосборочного завода построить в Минске завод по выпуску большегрузных автомобилей. До 1946 года завод занимался сборкой импортных машин для армии и народного хозяйства. В январе 1947 года из Ярославля прибыли опытные образцы бортового автомобиля ЯАЗ-200 и самосвала ЯАЗ-205. В 1947 году изготовили всего 18 машин МАЗ-205, в 1948 году – уже 206. В 1948 году была выпущена опытная партия МАЗ-200. Эти машины сразу же направили на строительство Волго-Донского канала. Так зарождался завод МАЗ.

0-7.jpg

МАЗ 200 - первый большегрузный автомобиль в СССР / Фото: m.fishki.net


Параллельно с МАЗом началось в 1945 году строительство Кутаисского автозавода [4] имени Серго Орджоникидзе. В 1951 году был выпущен первый грузовик КАЗ-150, являющегося модификацией ЗИС-150, который стали производить на возрождённом Московском автозаводе ЗИС.

0-8.jpg

Модернизированный ЗИС (КАЗ)-150 (1952 г.) / Фото: avtomobili-rnd.ru


В мае 1958 года было принято решение о создании в Кременчуге завода большегрузных автомобилей.[5] В апреле 1959 года завод выпустил два самосвала, собранных из деталей ЯАЗ-210, выпускавшихся в Ярославле с 1950 года. Эти машины послужили основой для создания знаменитых КрАЗов.

Несколько слов стоит сказать и о заводе ЯАЗ, в последующем, ЯМЗ. В феврале 1946 года вступил в строй цех по производству двухтактных дизелей «Джи-Эм-Си» серии 71. В этот период началась «холодная война». Однако, завод уже наладил сборку своих дизелей ЯАЗ-204 (4 цилиндра) и ЯАЗ-206 (6 цилиндров).
0-9.jpg

Дизель ЯАЗ-204 / Фото: neva-diesel.com

0-10.jpg


Дизель ЯАЗ-206 / Фото: s7.uploads.ru

В 1956 году на заводе создали для армии полноприводный грузовик ЯАЗ-214, который так же передали в Кременчуг. В конце 1959 года завод переименовали в Ярославский моторный завод, на котором сосредоточились на выпуске четырёхтактных двигателей и агрегатов трансмиссии для тяжёлых автомобилей.

0-11.jpg

ЯАЗ-214 советский тяжёлый армейский грузовик / Фото: karopka.ru


В 1967 году в Новоуральске создали «Уральский завод автомобильных запасных частей – филиал Московского автомобильного завода им. Лихачёва». Ныне это – ОАО «Амур». На предприятии кроме автомоторов производятся и автомобили ЗИЛ.[7] В начале 1970-х годов создали Читинский автосборочный завод, который производил, в частности, машины ЗИЛ в северном исполнении.[8]

Все перечисленные заводы интересны прежде всего тем, что занимались, в том числе, и производством автомобилей для Советской Армии.

Следует так же отметить, что в послевоенный период в СССР, в ответ на создание и боевое применение Соединёнными Штатами атомного оружия (6 августа 1945 года по Хиросиме, а 9 августа – по Нагасаки), приступили к разработке отечественных ядерных боеприпасов. Начало этим работам было положено Постановлением ГКО № 2352сс «Об организации работ по урану».[9]

Успешное испытание советской первой атомной бомбы было произведено 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинской области Казахстана. 8 марта 1950 года Климент Ворошилов официально заявил о наличии в СССР атомной бомбы.

Появление оружия массового поражения, к которому, в первую очередь, следует отнести атомное (ядерное) послужило толчком для нового революционного развития военной мысли и для создания мотострелковых войск в Сухопутных войсках в 1957 [10] и Ракетных войск стратегического назначения в составе ВС СССР с 17 декабря 1959 года. [11]

Итогом Второй мировой войны стало массовое внедрение в ведущих странах мира для пехоты (моторизованных или мотострелковых частей) автоматического стрелкового оружия. Что предопределило увеличение количества патронов, носимых мотострелком при себе. Это стало возможным при использовании укороченных винтовочных патронов. Немцы к началу войны произвели укороченный, по отношению к патрону Первой мировой войны, 7,92-мм винтовочный патрон. В СССР разработали 7,62-мм укороченный патрон, который первоначально применялся для карабина СКС, а затем и для автомата АК-47.[12]

Из отмеченного следует, что на послевоенный период приходится применение стрелковых боеприпасов со сниженной, по сравнению с Первой мировой войной бронепробиваемостью.

Кроме того, броня стоит на втором месте после свинца в ряду металлов по способности ослабления воздействия проникающей радиации при взрыве ядерного боеприпаса и способствует защищённости личного состава от воздействия радиационного заражения местности.

Все эти моменты определили возможность и необходимость быстрейшей разработки для войск бронетранспортёров. Применение подобных машин способствовало быстрейшей доставке войск к рубежам выполнения ими боевых задач, машины позволяли войскам с меньшими потерями преодолевать участки зараженной местности и вывозить войска с участков заражения, должны были поддерживать огнём свои войска, эвакуировать с поля боя раненых и подвозить войскам боеприпасы.




К таким машинам следует отнести БТР-40. БТР был разработан в ОКБ ГАЗ в 1946-1947 годах. [13] Основой для его создания послужил полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-63 с колёсной формулой 4Х4.

БТР-40 - основой для его создания послужил полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-63 с колёсной формулой 4Х4 / Фото: tankolet.ru


Прототип ГАЗ-63 был разработан ещё в 1943 году. Версия создаваемого БТР была навеяна используемым в годы Второй мировой войны БТР М3 США в Вооружённых Силах СССР. БТР-40 помимо перевозки личного состава ещё применялся в качестве многоцелевой разведывательной машины, связной или командирской машины, а также в качестве артиллерийского тягача. Серийное производство машины осуществлялось с 1950 по 1960 годы. Формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. Мне, в своё время, довелось наблюдать эти машины на вооружении Берлинской бригады ГСВГ, располагавшейся в районе Карлсхорст. По своей маневренности и отличной защищённости машина не имела себе равных при применении на узких улочках старого Берлина. БТР-40 поставлялся в 18 стран мира.

0-14 В._К._Рубцов.jpg

Ведущий конструктор В.К. Рубцов / Фото: ru.wikipedia.org


БТР создавался под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова. Машина имела открытый верх корпуса, сваренного из закалённой броневой стали марки 1008-1010, толщина листа: 8 мм – лоб, 6 мм – борта и корма.[14]

В задней части корпуса имелись створчатые двери для десанта, а по бокам машины – откидные двери для экипажа. Отделение силовой установки – капотного типа, в нём размещался двигатель ГАЗ-40 мощностью в 78 л.с. – форсированная версия двигателя ГАЗ-63 (топливо – бензин Б-70).

0-15.jpg

Новый двигатель ГАЗ-40 / Фото: retro-magic.ru


За этим отделением располагалось отделение управления, а за ним – десантное отделение. На машине применена односкатная ошиновка с шинами 9,75 х 18. В передней части корпуса размещалась лебёдка с тяговым усилием до 4500 кГс.

Вооружение серийного БТР – 7,62 мм пулемёт СГМТ (станковый пулемёт Горюнова модернизированный танковый) с прицелом «М» и боеукладкой в 1250 патронов. Кроме этого в бортах предусмотрены 4 амбразуры, закрывающиеся бронекрышками, для ведения огня десантом. На БТР устанавливалась радиостанция 10-РТ-12. Бронекорпус создавался и строился Выксунским заводом ДРО и, в некотором количестве, – Муромским паровозоремонтным заводом им, Дзержинского.

На БТР проводились модернизации. В 1956 году создали БТР-40В, оснащённый системой подкачки шин (СЦПШ). Воздух к колёсам подавался снаружи через ступицы. В 1958 году, после Венгерских событий 1956 года, был разработан БТР-40Б, имевший бронированную крышу, в которой устроили два двухстворчатых люка. Крыша способствовала лучшей защите от зажигательных веществ, от осколков и от ОМП.




Пулемёт СГМТ мог устанавливаться на лобовом или кормовом кронштейнах.

Параллельно с созданием базовой модели БТР создавалась его модификация БТР-40А (ЗТПУ-2), принят на вооружение в 1951 году. На этой машине для борьбы с низко летящими воздушными целями применяли спаренную установку из 14,5-мм пулемётов КПВ с углом возвышения 90 градусов и круговым обстрелом (боеукладка – 1200 патронов).

0-18.jpg

Зенитная установка БТР-40А (ЗТПУ-2) / Фото: alter.gorod.tomsk.ru


В 1969 году был разработан железнодорожный вариант машины – БТР-40ЖД, оснащённый спереди и сзади корпуса откидными стальными катками с ребордами и пружинной амортизацией. Тяговое усилие развивалось основными колёсами с резиновыми шинами. Для замены хода требовалось не более 5 минут. Эти машины применялись в составе бронепоездов на Дальнем Востоке до конца 90-х годов.

0-19.jpg

БТР-40ЖД / Фото: pmvd.info

Характеристики машины:

Колёсная формула           4Х4        
Боевая масса, кГс5300
Длина, мм5000
Ширина, мм1900
Клиренс, мм275
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 78;
по ж.д. – 50 
Высота у БТР-40Б, мм2060
Преодолеваемый брод, мдо 0,9
Экипаж (десант), человек2 (8)
 
0-20.jpg

Бронетранспортёр БТР-152, находился на вооружении до 1993 года / Фото: moscow-walks.livejournal.com


Другим БТР более тяжёлого класса являлся БТР-152. Разработка этой машины началась в ноябре 1946 года на базе созданного полноприводного автомобиля ЗИС-151. БТР имел несущий броневой корпус, сваренный из катаных листов броневой стали толщиной 6, 8,10 и 13 мм. В носовой части имелось моторное отделение, за ним – отделение управления, в задней части – десантное отделение, открытое сверху. Штатным вооружением являлся пулемёт 7,62-мм Горюнова СГ-47, в последующем заменённый на СГМ (боеукладка – 1250 потронов). На машине устанавливалась радиостанция 10-РТ-12.





24 марта 1050 года БТР был принят на вооружение. Производство бронекорпусов было налажено на Выксунском заводе ДРО №177.

Дальнейшим развитием БТР-152 стала машина БТР-152В, оснащенная СЦПШ и шинами увеличенного размера с наружным подводом воздуха через ступицу колеса.

0-21.jpg

БТР-152В / Фото: denisovets.ru


Основой послужила разработка в СКБ ЗИС, возглавляемом главным конструктором В.А. Грачёвым. [15]

Нововведение позволило существенно увеличить проходимость и живучесть машины. Кроме этого на БТР-152В применили лебёдку самовытаскивания, устанавливаемую в передней части корпуса.

00-1а.png

Виталий Грачев / Фото: denisovets.ru


В 1957 году запущен в серию БТР-152В1, на котором применили внутренний (через картеры мостов для повышения живучести СЦПШ) подвод воздуха к шинам. На машине применили новую радиостанцию Р-113 и инфракрасный прибор ночного видения ТВН-2.

0-22.jpg

БТР-152В1 / Фото: autoholding.net


В 1959 году на машине по аналогии с БТР-40Б применили бронированную крышу корпуса и нагнетающий вентилятор, для продувки бронекорпуса.

На базе БТР-152 и его модификаций выпускались зенитные установки: ЗТПУ-2 (аналогичная установке на БТР-40А), затем – ЗТПУ-4 (счетверённая установка из четырёх зенитных пулемётов КПВ) с боеукладкой в 2000 патронов. В дальнейшем на БТР-152В1 была установлена 23-мм спаренная установка ЗУ-23, а также создали машина управления БТР-152У.

0-23.jpg

БТР-152У / Фото: sermonak.narod.ru

Боевые характеристики машины:

Колёсная формула       6Х6       
Масса, кГс:
боевая - 8600;
с ЗТПУ-2 - 9000
Длина (с лебедкой), мм
6550 (6830)
Ширина, мм2320
Высота (с крышей), мм
2320 (2410)
Клиренс, мм286
Максимальная скорость, км/ч75
Глубина брода, м0,8


Всего были построены 15000 БТР-152. Массовое производство для Армии БТР-40 и БТР-152 обеспечило создание мотострелковых войск, обеспечивало значительное повышение мобильности и защищённости, в том числе и от ОМП, личного состава частей и соединений.

Но опыт Второй Мировой войны обосновывал насущную потребность создания для войск плавающих колёсных бронемашин. Форсирование даже не большой реки являлось подвигом. Так 14.09.1944 года командир пулемётной роты 168 сд 42 А 2 Прибалтийского фронта лейтенант Черкашин Пётр Николаевич (мой отец) переправился на противоположный берег р. Огре на Рижском направлении в районе Пвет и огнём из пулемёта способствовал отражению контратак противника, за что и был награждён орденом Красной Звезды.[16]

В этом бою лейтенант был тяжело ранен.

Воссоздание автомобильной промышленности в послевоенный период позволяло это выполнить (создать плавающие БТР).

Творческому коллективу ГАЗ под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова предложили создать плавающую модификацию освоенного войсками БТР-40. Будущей машине даже присвоили индекс БТР-40П.

0-24.jpg

БТР-40П (плавающий) / Фото: media.club4x4.ru


Но в процессе конструирования пришло осознание, что ограничиться простой модификацией готового изделия не удастся. Начала вырисовываться новая, не имеющая аналогов в мире, машина. Таким образом появилась бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1).

0-25.jpg

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 / Фото: zonwar.ru


Военные требовали обеспечить преодоление окопов и траншей сходу. Был применён четырёхколёсный основной движитель с односкатной ошиновкой, с СЦПШ и всеми ведущими колёсами. При этом для преодоления препятствий применили дополнительные катки (по два на каждый борт), которые опускались на грунт при помощи гидравлики и приводились в движение посредством цепного привода. Машина получала колёсную формулу 8Х8. Это обеспечивало преодоление траншей шириной до 1,22 м. Машина имела два моста и зависимую рессорную подвеску из продольно расположенных рессор. Для улучшения плавучести на машине применили волноотражающий щит. Машина вместо классической лебёдки оснащалась кабестаном (вал лебёдки устанавливался вертикально и имел одну подшипниковую опору).





Для обеспечения подвижности на воде применили водомётный движитель, разработанный для танка ПТ-76. Этот тип движителя по сравнению с гребным винтом имел большую живучесть (в него не могли попасть посторонние крупные предметы) и мог применяться для откачки попавшей в корпус забортной воды. Радиус разворота на воде составлял всего 1,5 метра. В конце 1957 года была выпущена опытная серия БРДМ (одна из машин успешно переплывала Керченский залив). В 1958 году машину приняли на вооружение и выпускали до 1966 года под индексом БРДМ-1.

Машину оснастили шестицилиндровым форсированным бензиновым двигателем ГАЗ-40П мощностью в 90 л.с., который разместили в носовой части. Для охлаждения двигателя на плаву, когда крышки воздухозаборника задраены, охлаждение осуществлялось через теплообменник забортной водой. На суше охлаждение двигателя осуществлялось через радиатор увеличенного размера, обдуваемый мощным вентилятором, имеющим привод от двигателя посредством карданного вала.

Бронекорпус машины создавался на Выксунском заводе ДРО № 177 из листов броневой катаной стали толщиной 6,8 и 12 мм. На корпус приварена бронированная рубка с двумя смотровыми люками, снабжёнными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В задней стенке рубки расположен двухстворчатый люк.

Машина послужила базой для создания ряда специализированных машин, прежде всего самоходных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). Всего выпустили около 10000 единиц. БРДМ применялись в советских сухопутных, воздушно-десантных частях и в частях морской пехоты. Около 1500 машин поставлены на экспорт.

Тактико-технические характеристики БРДМ-1:

Боевая масса, т      5,6      
Длина, м5,7
Высота (по пулемёту), м
2,29
Ширина, м2,25
Броня, мм:
лобовая - 7-11;
бортовая - 7
Скорость максимальная, км/ч:
по шоссе - 80;
на плаву -  9
Вооружение
7,62 мм пулемёт СГМБ (ПКТ)
Средства связи
радиостанция
Ээкипаж, человек
2


Основным недостатком является относительно низкая боковая устойчивость, причина – применение мостов автомобиля.

0-26 В._А._Дедков.jpg

Владимир Дедков - конструктор автомобилей, танков и БТР / Фото: ru.wikipedia.org


В начале 1962 года в Горьком под руководством главного конструктора В.А. Дедкова создана новая БРДМ-2.

0-27.jpg

Плавающий броневик БРДМ-2 / Фото: forum.guns.ru


Машина имела герметичный корпус, на крыше которого разместили пулемётную башню, унифицированную с БТР-60ПБ. В башне установили 14,5-мм пулемёт КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова танковый), с которым спарили 7,62-мм пулемёт ПКТ (пулемёт Калашникова танковый). Боеукладка -500 патронов к КПВТ и 2000 патронов к ПКТ. Для ведения огня имелся перископический прицел ПП-61А, командир наблюдал за местностью через прибор ТПКУ-2Б, дополнительно имелись четыре призменных прибора ТИП-1.

Силовая установка – восьми цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-41 жидкостного охлаждения мощностью в 140 л.с. (от «Чайки») установлена в силовом отделении, в корме корпуса.

Бронекорпус строили на Выксунском заводе ДРО. Он имел следующие отделения: отделение управления в носовой части, боевое отделение – в центре корпуса и отделение силовой установки.

Корпус машины – сварной из катаных листов броневой стали, герметичный. Толщина листов: лоб (верх) -5 мм; лоб (низ) -14мм; борт -7 мм; корма – 7 мм; днище -2-3 мм; крыша – 7 мм.

В отделении управления размещали приборы наблюдения, радиостанцию, навигационную аппаратуру, сиденья командира и водителя.

В боевом отделении размещена башенная пулемётная установка, боеукладка, гидроподъёмники дополнительных колёс и два одноместных сидения для экипажа. Здесь же под фальшполом размещены раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробками отбора мощности на дополнительные катки.

В отделении силовой установки разместили двигатель с коробкой передач и коробкой отбора мощности на водомёт, водяной и масляный радиаторы и теплообменники, предпусковой подогреватель, топливные баки и аккумуляторную батарею. Отделение изолировано от остального корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны установлена фильтровентиляционная установка (ФВУ). Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные дверцы.

Серийное производство машины было организовано на ГАЗе, а с 1965 года передано на Арзамасский машиностроительный завод. Производство продолжалось до 1989 года.

Модификации машины:
  • БРДМ-2 (ГАЗ-41-06) выпускалась с 1963 по1967 годы. В 1962 году выпущена БРДМ-2 «Лиса» с автоматической системой противоатомной защита (ПАЗ) и дополнительными приборами ночного видения
  • БРДМ-2А. Внешне эти машины можно различить по форме воздухопритоков. На первых машинах они имели трапециевидную форму и открывались назад (как у БТР-60), на «Лисе» они имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи, на БРДМ-2А, уже в 70-е годы над воздухопритоками имелись шесть выпуклых крышек-колпаков, аналогичных БТР-70.
Экипаж машины: 4 человека (механик-водитель, командир и два разведчика, один из которых-пулемётчик башенной установки).

Характеристики БРДМ-2:

Колёсная формула 4Х4
Боевая масса, кГ               
7700
Длина, мм 5750
Ширина, мм2350
Высота, мм 2310
Максимальная скорость, км/ч:по шоссе – 95;
на плаву – 10

Как уже отмечалось ранее, войска остро нуждались в создании плавающих бронетранспортёров. Поэтому на ГАЗе под руководством В.А. Дедкова зимой 1956 года приступили к проектированию новой машины. При принятии на вооружение 13 ноября 1959 года машина получила индекс БТР-60П (ГАЗ-49).

0-28.jpg

БТР-60П / Фото: modernweapon.ru

Машина имела открытый сверху корпус, сваренный из стальных катаных бронелистов, установленных под различными углами. На марше десантное отделение могло закрываться тентом.

Силовая установка состояла из двух шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с. каждый (аналогичные двигателю БРДМ-1). Они размещались в отделении силовой установки, в кормовой части корпуса, работая на четырёхскоростные коробки передач. Каждый из двигателей работал на свою пару осей (например, правый работал на первую и третью оси. Передние пары колёс могли отключаться посредством раздаточных коробок (РК). При повреждении одного из двигателей машина могла продолжать движение, для этого механик-водитель в соответствующей РК принудительно включал нейтраль. При низких температурах имелась возможность запуска одного двигателя от второго через редуктор привода водомёта.




Особенностью трансмиссии является применение мостов с главными передачами разнесённого типа. Первая ступень передачи – коническая пара со спиральными зубьями, гипоидная и с дифференциалом кулачкового типа размещалась в бронекорпусе, а вторая ступень главной передачи представляла собой колёсные рудукторы с парой косозубых шестерён. Привод к колёсным передачам осуществляли через карданные валы. При этом в приводе двух передних осей применили шарниры равных угловых скоростей шарикового типа (по аналогии с машиной «Студебеккер»). Агрегаты трансмиссии размещались под поликом десантного отделения и защищались днищем корпуса.

Подвеску всех колёс применили независимую торсионную с поперечными рычагами и телескопическими гидроамортизаторами. Давление в шинах колёсного движителя односкатной ошиновки регулировалось СЦПШ.

Рулевое управление имело рулевой механизм типа «трёхгребневой ролик» и оснащалось гидроусилителем.

В передней части корпуса имелась лебёдка самовытаскивания с тяговым усилием в 4500 кГс, с приводом от правой РК и трос длиной 50 м. Важным преимуществом БТР является его способность продолжать выполнение задачи даже потеряв любые два из восьми колёс.

Бронекорпус проектировался и строился на Выксунском заводе ДРО. Он создавался несущим (машина не имела рамы). Корпус имел три отделения: управления, десантное и силовой установки и был расчитан на перевозку 14 десантников. Он сваривался из броневых листов катаной стали. Лобовые листы имели толщину от 9 до 11 мм, борта и корма имели толщину листов 9 и 7 мм.

В1963 году создали модернизированный вариант БТР, на котором появилась крыша толщиной 7 мм. Для доступа в машину сделали четыре верхних люка, герметично закрываемых крышками. С целью компенсации веса крыши, чтобы не снизить плавучесть, пришлось уменьшить толщину лобовой брони до 9 мм и снизить до 12 человек число перевозимых экипажа и десантников. Машина получила индекс БТР-60ПА.

0-29.jpg

БТР-60ПА / Фото: acemodel.com.ua


На вооружении был 7,62-мм пулемёт СГМБ, устанавливаемый в боевом положении на одном из трёх кронштейнов в лобовой части или по бортам. Внутри корпуса предусмотрены места для укладки автомата АК-47, гранатомёта РПГ-7, сигнального пистолета и десяти гранат Ф-1. Штатная боеукладка – 1250 патронов к пулемёту и 300 патронов к АК, 5 выстрелов к РПГ, 6 сигнальных патронов.

По бортам корпуса были выполнены по три бойницы, закрываемые бронекрышками.

В лобовом листе для водителя и командира выполнены смотровые люки, над ними – гнёзда для установки смотровых приборов, на наклонных боковых листах отделения управления также устанавливаются легкосъёмные блоки. Для движения ночью имеются приборы ночного видения: ТВН-2 – для водителя и ТКН-1, связанный тягой с осветителем, - для командира. В десантном отделении размещался десант (14 человек на БТР-60П и 10 человек на БТР-60ПА).

Для обеспечения нормального теплового режима двигателей в трудных дорожных условиях открывались два люка по бортам отделения силовой установки.

На машине имелась радиостанция Р-113.

При движении БТР на плаву иногда приходиться применять задний ход. При этом основные заслонки водомёта закрываются и вода направляется в два боковых канала корпуса, толкая машину назад.

На базе БТР-60ПА в 1966 году создали БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б). На бронекорпус установили закрытую башню аналогичную башне на БРДМ-2 со спаренной пулемётной установкой (14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ) и с оптическим прицелом ПП-61А. Вертикальный угол обстрела составил +30 град./-5 град. Внутри машины укладывался запасной ствол к КПВТ и добавили в боеукладку ещё шесть сигнальных патронов (их стало 12).

0-30.jpg

БТР-60ПБ / Фото: goodhobby.ru


По бронекорпусу усилили лобовое бронирование корпуса и башни с 6-10 мм до 8-10 мм. Для десанта был предусмотрен перископический прибор МК-4 и призменный прибор ТНП-А.

Силовая установка осталась прежней, на машине применили новые шины увеличенного размера с СЦПШ.

БТР-60ПБ производился с 1966 по 1976 годы. На его базе производили машины управления БТР-60ПУ и БТР-60ПУ12, радиостанцию Р-145, машины управления огнём артиллерии 1В18 (1В18-1) и 1В19. На базе бронекорпуса БТР-60 в Румынии производили свои БТР.

Тактико-технические характеристики машин:

Колёсная формула      8Х8      
Боевая масса, кГс:
9900 - 60П;
10200 - 60ПА;
10300 - 60ПБ
Длина (для 60ПБ), мм
7220 (7560)
Ширина (для 60ПБ), мм
2906 (2825)
Высота, мм:2105 - 60П;
2375 - 60ПА;
2420 - 60ПБ
Клиренс, мм475
Максимальная скорость, км/ч:по шоссе - 80;
на плаву – 10 (9 - для 60ПБ);
Десант, человек14 - 60П;,
10 - 60ПА;
8 - 60ПБ

Первое боевое «крещение» БТР-60П получили в 1968 году в ходе операции «Дунай» - вводе войск Варшавского Договора в Чехославакию. К счастью, 200 тысячная чехославацкая армия практически никакого сопротивления не оказала.

Настоящее испытание бронетранспортёров боем произошло в марте 1969 года в советско-китайском пограничном конфликте в районе острова Даманский. Большую помощь пограничникам оказали части 135-й мотострелковой дивизии. При этом выявились недостатки:
  • снайперы мгновенно выводили из строя пулемётчиков на машинах БТР-60ПА, находившихся открыто, наподобии грудной мишени
  • передние лобовые листы, сваренные из не больших по размерам листов стали, от кинетической энергии пули не пробивались, а расходились из-за разрушения сварных швов. [17]
В 70-е годы на ГАЗе конструкторы под руководством главного конструктора И.С. Мухина приступили к работам по созданию нового бронетранспортёра, превышающего по своим показателям БТР-60ПБ.

69.jpg

Игорь Мухин - главный конструктор серийных автомобилей, заместитель гл. конструктора ГАЗа (1966-1986) / Фото: http://lib-avt.ru



21 августа 1972 года приказом МО СССР №0141 машина принята на вооружение под индексом БТР-70 (ГАЗ-4905) и запущена в серию в 1976 году. Первоначально машина производилась на ГАЗе, а в 1981 году производство передали на Арзамасский завод автомобильных запчастей.

0-31.jpg

БТР-70 / Фото: contract-army.ru


В качестве основы для агрегатов новой машины послужили агрегаты автомобиля ГАЗ-66.

Основные отличия от БТР-60ПБ:
  • установлены новые V-образные восьмицилиндровые карбюраторные двигатели ГАЗ-49Б (ЗМЗ-4905) мощностью по 120 л.с
  • десант размещён лицом к бортам для эргономичности ведения огня через амбразуры
  • между колёс второй и третьей осей оборудованы люки для десанта
  • топливные баки размещены изолированными перегородкой
  • применена автоматическая система защиты от ОМП – система ПАЗ и система противопожарного оборудования (ППО)
  • введён раздельный привод тормозов рабочей тормозной системы (первый контур действует на первую и третью оси, а второй – на вторую и четвёртую)
  • применена система отключения неисправного двигателя, рычажком с места водителя, что позволяет включить в РК нейтраль
  • установлены два электрогенератора
  • высота машины уменьшена на 185 мм
  • применён двухступенчатый водомётный движитель
  • установлены новые бескамерные боестойкие шины. [18]
Производство бронекорпуса организовали на Выксунском заводе ДРО. Корпус герметичный, несущий, сварен из цельных стальных бронелистов и имеет три отделения как и у БТР-60ПБ, но имеются и отличия.

Так в корме расположено отделение силовой установки и водомётный движитель. Здесь же размещены топливные баки, отделённые от силовой установки бронестенкой. В этом отделении разместили автоматическую систему ППО.

Отделение силовой установки от остальных отделений изолировано стенкой, имеющей люки для доступа к двигателям.

На кормовом листе крепятся бамперы из пружинной стали. Кормовой лист крепится к корпусу прослабленными болтами, что исключает распространение взрывной волны от взрыва топлива в другие отделения бронекорпуса.

На крыше силового отделения выполнены колпаки воздухозаборников, жалюзи воздухоотвода, люк заливки радиаторов, крышки лючков горловин бензобаков, крыша отделения крепится к корпусу отделения болтами, что облегчает замену двигателей.

В средней части корпуса размещено боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладка боеприпасов, укладка гранатомёта с пятью выстрелами, укладка для двух АГС-17, для двух ПЗРК 9К34 «Стрела-2».

Остальное вооружение БТР-70 осталось как у БТР-60ПБ. Однако опыт боевого применения машин в ходе афганских событий потребовал замены башни, которая и была разработана Тульским КБ Приборостроения с вертикальным углом обстрела до 60 градусов. Поэтому применили новый оптический прицел 1ПЗ-2, обеспечивающий возможность зенитной стрельбы. В боевом отделении установлены два сдвоенных (спинками друг к другу) трёхместных и два одноместных сидения (под башней) для размещения десанта.

В передней части бронекорпуса размещено отделение управления. На верхний лист перенесли волноотражающий щит, там же находится люк лебёдки и лючки доступа к горловинам тормозных бачков. В самом отделении размещена радиостанция Р-123М, прибор радиационной разведки ДП-3Б и прибор химической разведки ВПХР.

В походном положении наблюдение за местностью и дорогой производится через стеклянные блоки водителя и командира, которые в боевом положении закрываются бронированными щитками. Для очистки стёкол применяются стеклоочистители. Для наблюдения командиром используются три прибора ТНПО-115 и один ТПКУ-2Б для ночи имеется ТКН-1С. В башенной установке кроме прицела имеется прибор ТНПТ-1, для десанта устроены семь лючков, закрываемых заслонками, для наблюдения и стрельбы, а также два прибора ТНП-Б.

В нижних бортовых листах боевого отделения между нишами раздвинутых осей второго и третьего мостов выполнены открывающиеся вперёд герметичные двери, что обеспечивает десантирование без выхода на крышу корпуса.() В корпусе установлен отопитель калориферного типа.

Несколько слов следует добавить о дополнительной защите машины. На фото видно, что глушители закрыты стальными кожухами, при этом концы выхлопных патрубков не выглядывают из них. Это служит для обдува глушителей методом инжекции. При этом отводимое тепло концентрируется за кормовой частью кузова, что способствует защите машины от боеприпасов кассетного типа с тепловыми головками самонаведения.

Тактико-технические характеристики машины:

Колёсная формула     8Х8    
Боевая масса, кГс12000
Длина, мм7535
Ширина (чтобы двигаться по одной колее с танками), мм
2900
Высота, мм2235
Клиренс, мм475
Бронирование, мм:лоб корпуса – 8-10;
лоб башни – 6;
борт - 6;
корма – 6
Максимальная скорость, км/ч:по шоссе – 80;
на плаву – 9-10.
Экипаж (механик-водитель, командир и пулемётчик) (десант), человек3 (7)


На базе БТР-70 выпускались: машина радиосвязи БТР-70МС, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ с крановой установкой вместо башни, командно-штабная машина БТР-70КШМ, машина с аппаратурой радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

0-32.jpg

Машина радиосвязи БТР-70МС / Фото: blender3d.org.ua

0-33.JPG

Командно-штабная машина БТР-70КШМ / Фото: karopka.ru


Машина выпускалась в Румынии под индексом БТР ТАВ-77, на Украине этот бронекорпус используют для создания БТР-3.

В настоящее время основным колёсным бронетранспортёром в Российской армии является БТР-80 (ГАЗ-5903) – дальнейшее развитие БТР-70. Машина разработана в КБ ГАЗ под руководством главного конструктора А.Г. Масягина и принята на вооружение в 1986 году.

0-33а.jpg

Главный конструктор Алеасандр Масягин / Фото: eurasian-defence.ru

При создании её был учтён опыт боевого применения в Афганистане. Машину поручили производить Арзамасскому машиностроительному заводу.

0-34.jpg

БТР-80 / Фото: otvaga2004.mybb.ru


Машина выпускалась до 1994 года, пока на смену ей не пришли БТР-80А. Основное отличие в том, что на машине используется дизельный турбированный двигатель ЯМЗ-238М2 (240 л.с.). Этот двигатель более предпочтителен при эксплуатации в горах и при жарком климате, применяемое дизельное топливо менее пожароопасно. [19]

e58e1b2e2055cdf3ba45e142c2446805.jpg

Дизельный турбированный двигатель ЯМЗ-238М2 / Фото: rostovnadonu-61.ru


Применение дизеля потребовало применения другой, пятиступенчатой коробки передач (передачи со второй по пятую – синхронизированы) и новой раздаточной коробки, которая выполнена двухступенчатой с дифференциальной раздачей крутящего момента двумя потоками (между первым и третьим – один поток и второй – между вторым и четвёртым мостами). При этом включение понижающей передачи в РК и блокировка межосевого дифференциала возможна только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке (преодолении валов, траншей и рвов) при заблокированном дифференциале исключить поломки агрегатов трансмиссии в РК имеется фрикционная муфта предельного момента. От РК мощность через коробки отбора мощности подводится к водомётному движителю и лебёдке. На РК установлены два механизма трансмиссионных тормозов стояночной системы.

Остальные агрегаты трансмиссии и системы машины аналогичны агрегатам и системам БТР-70.() В колёсном движителе применяются боестойкие безкамерные шины КИ-80 или КИ-126. Машина совершенно не пострадает при наезде на противопехотную мину и будет способна продолжить движение при подрыве на противотанковой мине, так как при этом повреждается только одно колесо.

Для движения по воде используется водомётный, но уже одноступенчатый движитель. Применено четырёхлопастное рабочее колесо диаметром 425 мм. За рабочим колесом установлены спрямляющий аппарат (для повышения КПД выбрасываемой струи) и рули. В днище корпуса установлен корпус водовода со съёмной защитной решёткой входного окна водовода. В задней части водовод герметизирован уплотняющим кольцом. Вал рабочего колеса проходит внутри трубы водовода, что исключает наматывание водорослей на вал рабочего колеса. Выходное окно водомёта закрывается броневой заслонкой, закрытие которой на плаву обеспечивает задний ход. Поворот машины осуществляется поворотом четырёх передних колёс и рулями водомёта.

Для исключения явления гидроудара в двигателе при движении на плаву на воздухозаборники двигателя и ФВУ устанавливаются удлинительные трубы.

Бронекорпус машины разрабатывался и производился на Выксунском заводе ДРО. Корпус разработан по прежней схеме: нос – отделение управления, средняя часть – боевое отделение, корма – моторно-трансмиссионное отделение.

В отделении управления для водителя с левой стороны установили ещё один прибор наблюдения, для командира бойница оснащена шаровой опорой для стрельбы из автомата. В отделении кроме радиостанции Р-124 ещё установлено танковое переговорное устройство Р-163 для связи с десантом и приборы радиационной и химической разведки.

В боевом отделении крыша получила куполообразный свод (возросла высота). Это сделали для увеличения жёсткости крыши (на бтр-70 при попытке применить в башне пушку крыша вибрировала и не позволяла вести точную стрельбу). Купол улучшил комфорт для десанта. Отделение удлинили на 100 мм с целью выполнения десантного люка не только в нижнем наклонном бортовом листе, но и в верхнем листе.

На данной модели бортовой люк оборудован двумя дверьми: верхняя откидывается вперёд, защищая десант от поражения, нижняя отбрасывается вбок, образуя трап, что позволяет десантироваться на ходу. Для увеличения жёсткости корпуса дверной проём усилен стальной рамой коробчатого сечения. В корпусе для ведения огня из боевого отделения десантниками выполнены шесть амбразур (две из них, первая на левом борту и вторая, за командирской, – на правом предназначены для ведения огня из пулемёта), остальные две с левого борта и две с правого – для ведения огня из автоматов.

Амбразуры повёрнуты частично к передней части машины для стрельбы не только во фланг, но и во фронт. Амбразуры для герметичности корпуса при применении противником ОМП оборудованы шаровыми опорами и снаружи закрываются поворотными бронекрышками. Над каждой амбразурой установлены приборы наблюдения, что увеличивает обзор поля боя.

ФВУ, установленная в моторно-трансмиссионном отсеке, создаёт избыточное давление, препятствующее зараженному воздуху проникать во внутрь корпуса и способствующее вентиляции корпуса от сгоревших пороховых газов.

Кроме этого, в бронированных люках на крыше десантного отделения выполнены две амбразуры для стрельбы по высокорасположенным целям. Через полуоткрытые верхние люки можно метать гранаты и вести огонь по противнику, находящемуся на склонах гор, например, в ущелье.

В передней части боевого отделения на крыше установлена башня кругового вращения БПУ-1 (башенная пулемётная установка) с вертикальными углами наведения +60 и -4 градусов. Установка получила новый оптический прицел 1ПЗ-2, позволяющий, кроме стрельбы по горам, ещё и поражать низко летящие воздушные цели. В башне установлены спаренные пулемёты: 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Боеукладка к ним в коробках: 500 – для КПВТ и 2000 патронов – для ПКТ. На БТРах поздних выпусков для освещения целей при ночной стрельбе на консоли пулемётной установки начали монтировать осветитель ОУ-3ГА2М. Для маскировки на задней стороне башни смонтировали шесть ПУ «Туча» (902В) для стрельбы дымовыми гранатами 3Д6.

Кроме основного вооружения в укладке перевозятся: 2 автомата, 2 ПЗРК типа «Стрела-2» или «Игла», гранатомёт РПГ-7 и пять выстрелов к нему.

Моторно-трансмиссионное отделение отгорожено от боевого отделения перегородкой. В нём традиционно разместили системы ПАЗ и ППО, ФВУ. Правда, в качестве хладагента применили уже не фреон, запрещённый международными договорённостями, а хладон.

В колёсном движителе с целью защиты колёсных редукторов от пуль калибром 12,7 мм применили бронированные колпаки.() На БТР-80 также, как и на БТР-70 применяется тепловая защита глушителей стальными кожухами, создавая тепловое пятно сзади машины, что позволяет отклонять боеприпасы, самонаводящиеся по теплу.

Тактико-техническая характеристика БТР-80:

Колёсная формула     8Х8   
Боевая масса, кГс13600
Длина, мм7650
Ширина, мм2900
Высота, мм2450
Клиренс, мм.475
Максимальная скорость, км/ч
по шоссе – 90;
на плаву – 9,5.
Бронезащищённость: толщина листов не указывается:
бронекорпус защищает от попадания пуль калибром 12,7 мм при попадании в лоб;
бортовая броня защищает от бронебойных пуль Б-32 калибром 7,62 мм с дистанции в 10 шагов и далее.

0-35.jpg

БТР-80А / Фото: denisovets.ru

Дальнейшим развитием БТР-80 стал БТР-80А (ГАЗ-59029), принятый на вооружение в 1994 году и поступивший в серийное производство. Машина создана коллективом под руководством главного конструктора А. Масягина и серийно выпускалась на Арзамасском машиностроительном заводе. БТР-80А – боевая колёсная плавающая машина, предназначенная для транспортирования мотострелков к рубежу выполнения боевой задачи и огневой поддержки их на поле боя, а также, в ряде случаев, и для ведения боя из машины.[20]

Основное отличие: машина вооружена башенной пушечно-пулемётной установкой БППУ-1 кругового вращения с наружным размещением 30-мм автоматической пушки 2А72 с двухленточным селективным питанием (в двух лентах по 150 снарядов) и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта ПКТ. Углы обстрела в вертикальной плоскости от -5 до + 70 градусов. Башенная установка оснащена дневным 1ПЗ-9 и ночным ТПНЗ-42 с прожектором ОУ-5М прицелами и системой запуска дымовых гранат 902В. Боеукладка машины – 300 выстрелов для пушки и 2000 патронов в одной ленте к ПКТ. Пульт управления огнём пушки имеет три режима: одиночный огонь, с малым и большим темпом. В зависимости от вида целей оператор легко выбирает тип боеприпаса (бронебойный или осколочно-фугасный). Механизм наведения пушки – электромеханический. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

К отличиям от БТР-80 относятся: корпус (крыша) выполнен более жёстким, сзади башни выполнена дуга обвода для исключения возможности поражения кормовой части собственным оружием.

0-36.jpg

Упрощённый вариант машины – БТР-80С / Фото: modernweapon.ru


Для войск МВД создан упрощённый вариант машины – БТР-80С, на котором вместо орудия установлен 14,5-мм КПВТ.

На базе БТР-80 выпущены ряд машин специального назначения: несколько типов КШМ, машина управления артиллерии 1В118, станция спутниковой связи и машина огневой поддержки, в которой в башню смонтировали 120-мм миномёт 2С23, БРДМ-3, БРЭМ и санитарный транспортёр, боевая противодиверсионная машина»Тайфун».

В начале 1994 года на Арзамасском машиностроительном заводе собрали опытный образец БТР-90 (ГАЗ-5923). Бронекорпус для машины в 1993 году сварили в Челябинске. БТР-90 – принципиально новая машина с новым двигателем и гидравлической трансмиссией. Вооружение её соответствует гусеничной БМП-2. Значительно усилена противоминная защита, днище выполнено для этого V-образной формы. На машине установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС).

0-37.jpg

БТР-90 с усиленным бронированием / Фото: army.lv

Для движения по воде использованы два водомётных движителя.

Машина была принята на вооружение, но закупку её МО РФ производить не стало. Вероятно, по причине громоздкости БТР и из-за его дороговизны.

В декабре 2009 года на Арзамасском машиностроительном заводе собрали опытные образцы БТР-82 и БТР-82А. Бронекорпус строился в ОАО «Завод корпусов», отделившемся от Выксунского завода ДРО (ныне – публичное акционерное общество – ПАО). Испытания машин прошли зимой 2010 года. В 2011 году на БТР-82А перевооружили некоторые части Южного военного округа. После удачных испытаний машину приняли на вооружение Российской армии в 2013 году.

0-38.jpg

БТР-82/БТР-82А / Фото: popmech.ru


БТР является плодом глубокой модернизации машины БТР-80. БТР-82 вооружен спаренной пулемётной установкой КПВТ и ПКТ, а БТР-82А – пушкой спаренной с пулемётом ПКТ.





Защищённость машины повышена благодаря применению противоосколочной защиты из многослойного материала типа кевлара на внутренних поверхностях бронекорпуса. С целью повышения противоминной защищённости полы застелили противоминными ковриками, представляющими собой многослойное резиновое покрытие, слои которого обладают различными демпфирующими свойствами, что позволяет гасить воздействие от взрывной волны. Сидения экипажа и десанта выполнены на специальной подвеске, снижающей энергию взрыва. На машине установлена усовершенствованная система ППО.

В результате проведения этих мероприятий живучесть машины повышена на 20%, обеспечена защита экипажа, десанта, агрегатов и систем от поражения бронебойными пулями основных средств поражения пехоты ближнего боя с дистанции 100 м., а также от вторичного поражения осколками при пробитии основной брони. Кевлар способствует и улучшению шумоизоляции обитаемых отсеков.[21]

О преимуществе 30-мм пушки уже сказано выше. Для повышения разведывательных возможностей и эффективности стрельбы в машине установлен комбинированный прицел круглосуточного действия наводчика ТКН-4ГА (в последующем заменяется на ТКН-4ГА-02) со стабилизированным полем зрения. Это позволило увеличить, по сравнению с БТР-80А, эффективность стрельбы в 2,5 раза и позволяет вести огонь с ходу и в ночных условиях.

На машине применён более мощный (300 л.с.) дизельный двигатель КамАЗ 740.14-300. Была произведена унификация колёсных редукторов, установлены карданные валы с торцевыми шлицами. Ведущие мосты получили новые шестерёнчатые дифференциалы с принудительной блокировкой. Доработана РК. Все шестерни стали постоянного зацепления, что увеличивает ресурс шестерён. На машине применена вспомогательная электросиловая установка мощностью 5 кВт, что позволяет экономить ресурс основного двигателя.

На БТР применяется кондиционер, что позволяет всем электронным устройствам и приборам работать в оптимальном режиме.

Машина оснащена новой радиостанцией Р-168-25-У2, системой топографического ориентирования «ТРОНА-1» с автономным и спутниковым каналами получения навигационной информации и комбинированным прибором наблюдения командира ТКН-АИ, снабжённым активно-импульсной лазерной подсветкой. Что позволяет обнаруживать противника на расстоянии до 3 км, даёт повышенную точность и исключает демаскирующие признаки инфракрасных прожекторов.

«ТРОНА-1» предназначена для определения текущих координат и отображения их на электронной карте местности.

Тактико-технические характеристики БТР-82А:

Колёсная формула    8Х8    
Боевая масса, кГс16000
Длина, м7,65
Ширина, м2,9
Высота, м2,35
Мощность двигателя, л.с.300
Клиренс, мм475
Шины
13,00-18
Бронирование, мм:лоб – 10;
борт – 7-9;
корма – 7;
днище - 7;
крыша – 7;
башня – 7
Максимальная скорость, км/ч:по шоссе – 80;
на плаву – 10
Вооружение:
30-мм автоматическая пушка 2А72 и 300 выстрелов;
7,62-мм пулемёт ПКТ и 2000 патронов

Преодолеваемые препятствия:

стенка – 0,5 м;
ров – шириной 2,0 м;
угол подъёма – 30 град.,;
угол крена – 25 град.




Начиная с 2013 года в «Военно-промышленной компании» («ВПК») на входящем в её состав Арзамасском машиностроительном заводе началась разработка унифицированной колёсной платформы «Бумеранг».

0-39.jpg

Унифицированная колёсная платформа «Бумеранг» / Фото: warwall.ru


На базе платформы планируется создать БТР, имеющий обозначение К-16 и колёсную БМП – К-17, а также боевую машину с тяжёлым вооружением (БМТВ, которую ещё называют «колёсным танком»). [22]

Бронекорпуса для платформы первоначально планировалось строить в Челябинске, но в 2014 году появилась фотография проектируемого в ПАО «Завод корпусов» нового бронекорпуса.

Унифицированная платформа «Бумеранг» способна выдержать попадание противотанковой гранаты или ракеты, выпущенной из ПТРК с любого ракурса и обеспечивает защиту от снарядов малокалиберной артиллерии, выпущенных в лобовую броню и от попадания патронами крупнокалиберных пулемётов НАТОвского калибра 12,7 мм в бортовую броню.[23]




Броня будет модульной, состоящей из съёмных бронекерамических плит, с решёткой для борьбы с кумулятивными снарядами и с динамической защитой.

Из технических характеристик, во многом засекреченных, мало что известно. Но можно утверждать, что двигатель - дизельный с турбонаддувом (мощность в 510 л.с.) расположен в передней части. Это позволит десанту БТР и БМП загружаться и покидать машину с кормы. При этом вооружение и боеукладка будут полностью изолированы от экипажа и десанта, что достигается применением автоматизированной системы вооружения. Скорость по шоссе должна составить около 100 км/ч, на плаву – 12 км/ч, запас хода по шоссе – 800 км.

Следует ожидать, что для обеспечения подвижности машины после подрыва на мине, подвеска всех колёс должна быть независимой рычажной.

Начало серийного производства намечено на 2019 год, массовые поставки в войска можно ожидать в 2019-2020 годы.

Таким образом, уважаемые читатели, в данной части статьи мы рассмотрели послевоенную историю создания БТР для Советской Армии и состояние дел с созданием состоящих на вооружении ВС РФ БТР и ознакомились с перспективными машинами.

Автор Анатолий Черкашин кандидат военных наук.
 
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта truck-auto.info, блог «История марки ЗИЛ». 

2. Материалы сайта PROMPLACE.RU.

3. Постановление ГКО №9905 от 26 августа 1945 года «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности».

4. Материалы сайта autohis.ru. 

5. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от мая 1958 года

6. Материалы сайта e-reading.by. 

7. Материалы сайта ural.academic.ru . 

8. Материалы сайта yandex.ru. 

9. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии. 

10. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

11. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии. 

12. Материалы статьи сайта издания «Военное обозрение». «7.62-мм патрон для М-16»

13. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

14. Материалы сайта universalinternetlibrary.ru. «Бронетранспортёры и бронемашины России (здесь и далее при описании конструкции бронекорпуса)».

15. Анатолий Черкашин. Статья «Основные направления повышения надёжности движителя транспортного средства, оригинальные движители». Информационное агентство Оружие России, М., номер от 01.06.16 года. 

16. Приказ №: 14/н от 22.02.1945, издан 168 сд 42 А 2 Прибалтийского фронта. Архив: ЦАМО, Фонд:33, Опись:6866196, ед. хранения: 4629, № записи: 25963307

17. Статья автора AAAdministrator от 31.03.2015 г. «Даманский-1969. Некоторые малоизвестные и забытые эпизоды пограничного конфликта», а также из опыта применения бронекорпусов списанных БТР в качестве мишеней на полигонах ВС СССР.

18. Анатолий Черкашин. Статья «Основные направления повышения надёжности движителя транспортного средства, оригинальные движители (часть 1)». М., информационное агентство Оружие России от 01.06.16 г

19. С.Шумилин, статья «Советские бронетранспортёры БТР-60/70/80/90, часть 2» в издании Военные машины №15. 

20. Материалы сайта amz.ru. 

21. Материалы сайта huntsmanblog.ru.

22. Виктор Мураховский. Статья «БТР «Бумеранг» - одна из лучших машин в своём классе» М., информационное агентство Оружие России, от 13.02.2016 г. 

23. Материалы сайта: kolesa.ru.

Теги: Автомобиль, отечественный полноприводный, бронетранспортёр, боевая машина пехоты, бронезащищённость, вооружение, тактико-техническая характеристика, модульный бронекорпус, автомобиль для руководящего состава, автомобиль со скрытым бронированием

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).