Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 01.07.19
Бронетанковая экзотика: опытный огнемётный танк «Объект 483» (СССР)

Огнеметы появились в начале 20 века и сразу стали популярными. Огнеметы с легкостью выжигали оборонительные точки, «выкуривали» обороняющихся. Огнемёты так же являлись кошмаром и для самих огнеметчиков.Обычная пуля попавшая в бак с огнесмесью, превращала огнеметчика в пылающий шар, а малая дистанция применения ещё больше «подставляла» огнеметчиков.[1]

Поэтому в СССР и других странах начали создавать огнеметные танки.Например это советские огнеметные танки ХТ-26 [2] (на базе Т-26), или британский «Черчилль-крокодил» [3].(Созданы в разное время!)

Главным минусом огнеметных танков был небольшой радиус действия и из-за этого уязвимость против «полноценных» танков.Но в СССР решили превзойти самих себя и весь мир в этом деле.

01.jpg

Огнеметный танк ХТ-26 / Фото: ru.wikipedia.org

03.jpg

Огнеметный танк «Черчилль-крокодил» / Фото: wwii.space

После Второй мировой войны СССР и США продолжили создавать огнеметные танки.

В конце 50-х в СССР было очень много Т-54 и Т-55, поэтому долго думать над шасси не пришлось. [4]

1.jpg

В башню танка Т-54 к основному вооружению добавили огнемет на 20 "«выстрелов» / Фото: topwar.ru

Поэтому взяли Т-54 и в башню к основному вооружению добавили огнемет на 20 «выстрелов».Дальность огнеметания составляла 150-160 м.Вроде неплохо, но у американского танка «Zippo» M67 [5] были такие же показатели.Поэтому, надо было перегнать этих наглых капиталистов. :)

В материале [6] из Википедии — свободной энциклопедии говорится:

«Огнемётный танк (химический танк — в советской военной терминологии первой половины XX века, например: ХТ-26, ХТ-130 и т. д.) — танк, или, реже, другая броневая машина, чьим основным вооружением является огнемёт. Его основное назначение — поддержка пехоты при штурме укреплённых позиций противника. Как правило, огнемётный танк создаётся на основе серийных танков путём установки огнемёта на месте основного или вспомогательного вооружения (в отличие от боевой машины огнемётчиков, где огнемёт является вооружением команды огнемётчиков, а не самой машины).

Относится к танкам особого назначения или специальным танкам.

Первые опыты с установкой огнемётов на танки производились в годы Первой мировой войны, но широкое распространение огнемётные танки получили только к 1930-м годам. Они активно использовались во Второй мировой войне, а также в послевоенные десятилетия. К концу XX века огнемётные танки в основном были сняты с вооружения».

В России огненного монстра начали создавать в конце 1959 года в Конструкторском Бюро завода имени Малышева. Танк получил обозначение «Объект 483» [7].

Огнемётный танк «Объект 483» разрабатывался на базе среднего танка Т-54 в 1957 году в Харькове конструкторским бюро завода им. Малышева во главе с главным конструктором Александром Морозовым [8].

Морозов,_Александр_Александрович.jpg

Александр Александрович Морозов / Фото: ru.wikipedia.org

Биографическая справка

Александр Александрович Морозов (3 (16) октября 1904, Бежица, Орловская губерния — 14 июня 1979, Харьков) — советский инженер-конструктор, генерал-майор-инженер, один из создателей танка Т-34. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Родился 3 (16) октября 1904 года в Бежице (ныне в черте Брянска).

В 1919 году, после шестого класса общеобразовательной школы, начал работать делопроизводителем на Харьковском паровозостроительном заводе. Позже работал копировщиком, чертежником и конструктором, где участвовал в создании первых гусеничных тракторов Коммунар.

В 1928 вернулся со службы в РККА, где служил в авиабригаде авиационным техником-мотористом. В 1929—1931 годах учился заочно в Московском механико-электротехническом институте имени М. В. Ломоносова (после реорганизации в 1930 году — Московский автотракторный институт имени М. В. Ломоносова, ныне Московский государственный технический университет «Московский автомеханический институт»). В конце 1930-х годов участвовал в разработке танков А-20 и А-32 — прототипов серийного танка Т-34.

Все годы Великой Отечественной войны — главный конструктор харьковского завода № 183 имени Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 в Нижний Тагил.

После освобождения Харькова вернулся в город.

С ноября 1951 года — главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, в 1966—1976 годах — его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966).

С июня 1976 года — консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР.

Депутат ВС СССР 5-го созыва (1958—1962). Член ВКП(б) с 1943 года. Генерал-майор-инженер (1945). Доктор технических наук (1972).

Жил в городе Харькове (УССР). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище № 2 в Харькове.


Танковый огнемет большой мощности ОМ-250 был разработан в СКБ-1 этого завода, которое возглавлял Ф.А. Мостовой. Опытный образец машины был изготовлен на базе танка Т-55 в 1959 году, испытан на НИИБТ полигоне в 1962 году и на этом этане работа была приостановлена. Танк на вооружение не принимался.


Он отличался от базовой машины установкой в амбразуре башни в качестве основного оружия огнемета большой мощности ОМ-250 порохового типа.

38Zld.jpg

Огнемет ОМ-250 огнеметного танка «Объект 483» / Фото: militaryrussia.ru

Установка огнемета позволила сократить до трех человек численность экипажа за счет исключения из его состава заряжающего [9].
Емкость огневого выстрела по сравнению с емкостью выстрела танковых огнеметов АТО-1 и АТО-200 была увеличена соответственно с 20 и 35 л до 100 л, то есть до предельной величины для струйных огнеметов по условиям воспламеняемости применявшихся огнесмесей. Увеличение емкости огневого выстрела сделало невозможным размещение в штатной башне пушки и спаренного с ней пулемета, а их отсутствие ограничивало боевое применение танка только решением специальных задач, а также демаскировало боевую машину. По этой причине дальнейшие работы по огнеметному танку данной конструкции были прекращены.

В состав огнеметной установки, помимо огнемета, входили воздушная система, система пиротехнического зажигания, гидравлическая и газовая системы. Огнемет устанавливался на цапфах в амбразуре башни. Для вертикальной наводки огнемета использовался винтовой подъемный механизм, для горизонтальной наводки - штатный механизм поворота башни с электромоторным и ручным приводами. В передней части огнемета устанавливался уравновешивающий механизм. Огнемет состоял из цилиндра длиной 1616 мм и диаметром 280 мм. Внутри цилиндра под действием пороховых газов перемещался поршень, выталкивавший огнесмесь.

Па задней части цилиндра устанавливался барабан, к которому были прикреплены 14 камор для установки в них пороховых патронов калибра 80 мм. Барабан устанавливался на игольчатых подшинниках и мог поворачиваться вокруг цилиндра для установки очередного порохового патрона против приемного окна газовой каморы - полости между задней крышкой цилиндра и поршнем. Для поджига огнесмеси использовалась система пиротехнического зажигания, состоявшая из барабана с 15 гнездами для установки пиротехнических патронов и системы электрозапала.

0-3.jpg

Огнеметный танк «Объект 483» / Фото: topwar.ru


Воздушная система была объединена с системой воздухопуска двигателя и включала три основных 30-литровых баллона в отделении управления и два вспомогательных 40-литровых баллона, которые устанавливались на кормовом броневом листе корпуса. Воздушная система обеспечивала подачу огнесмеси из бака в цилиндр огнемета под давлением 0,49 МПа (5 кгс/см') и продувку гидравлического тракта огнемета после выстрела. Выброс огнесмеси из цилиндра через насадок и наконечник огнемета производился поршнем под действием газов сработавшего порохового патрона. При прохождении огнесмеси через насадок она поджигалась пиропатроном, электрозапал которого срабатывал при нажатии на кнопку электрического спуска при производстве огневого выстрела. Кнопка электроспуска была смонтирована на рукоятке маховика ручного привода механизма поворота башни. После выстрела отработавшие газы выбрасывались через трубку в кормовой части башни. Для прицельного огнеметания использовался перископический прицел.

Скорость выброса огнесмеси достигала 100 м/с и ее дальнейшее повышение было ограничено прочностью конструкции огнемета. Максимальная дальность огнеметания составляла 250 м. Огнемет позволял вести стрельбу как очередью, так и одиночными выстрелами со скорострельностью 5 выстр./мин. Емкость огнеметного бака обеспечивала производство 14 огневых выстрелов. Для огнеметания применялись огнесмеси марки ББУ и СКС-15 с повышенной до 1000°С температурой горения. На стадии проектирования в качестве дополнительного оружия танка предусматривалось использование 7,62-мм пулемета в башне, а также расположенных снаружи на бортах башни двух авиационных реактивных установок с шестнадцатью 57-мм активно-реактивными снарядами в каждой. При изготовлении опытного образца огнеметного танка от этого технического решения отказались по компоновочным и тактическим соображениям. В качестве дополнительного оружия был оставлен только курсовой 7,62-мм пулемет СГМТ.

Броневая защита машины была сохранена на уровне базового танка. Корпус машины внутри подвергся значительным переделкам. В носовой части корпуса были убраны передние топливные баки и изъята боеукладка. Справа от рабочего места механика-водителя были установлены курсовой пулемет и три 30-литровых воздушных баллона. В кормовой части башни был сделан большой круглый люк, в который вваривался цилиндрический патрубок, закрывавшийся сзади броневой крышкой на болтах. К патрубку приваривалась вертикальная труба, в которой был установлен вентилятор для охлаждения газовой камеры огнемета. В крыше башни имелся люк для установки перископического прицела. Внутри башни справа от огнемета крепился бак для огнесмеси емкостью 1500 л, который поворачивался вместе с башней. Правый люк в крыше башни использовался для осмотра и заправки бака огнесмесью. Сиденье наводчика было смещено назад и крепилось на кронштейнах, приваривавшихся к баку с огнесмесью.

В состав НПО дополнительно были введены четвертый баллон с углекислотой и два термоизвещателя, размещенные в зоне расположения бака с огнесмесью. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть по сравнению с применяемыми на базовой машине изменений не претерпели.

242613_229_pic_345.jpg

Проекция огнеметного танка «Объект 483» / Изображение: www.wikiwand.com

Тактико-технические показатели огнеметного танка «Объект 483»

Объект 483
Классификация огнеметный танк
Боевая масса, т 35
Экипаж, чел. 3
История

Разработчик
ХЗТМ
Производитель СССР
Годы разработки с 1959 по 1961
Годы производства 1959
Количество выпущенных, шт.
Размеры, мм:
длина корпуса - 6017;
ширина - 1270:
высота - 2400;
клиренс - 425 
Бронирование   
Лоб корпуса, мм/град.  100
Лоб башни, мм/град.   200
Вооружение    
Прицелы  оптический
Пулемёты
1 х 7,62-мм СГМТ 
Другое вооружение  Огнемёт ОМ-250
9К116-1 «Бастион» 
Подвижность   
Тип двигателя   В-54
Мощность двигателя, л. с. 520 
Скорость по шоссе, км/ч 
50 
Запас хода по шоссе, км  500 
Удельная мощность, л. с./т   14,19 
Удельное давление на грунт, кг/см²  0,8 
Преодолеваемый подъём, град.   30
Преодолеваемый брод, м 1,4 

  Материал к публикации подготовил Станислав Закарян.


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы издания «Яндекс. Дзен», публикация «САМЫЙ, самый - ОГНЕМЕТНЫЙ танк СССР».

2. Материалы издания «Всё о Второй мировой", публикация «Огнеметные танки | СССР».

3. Материалы редакции Warspot, статья Алексея Стаценко «"Однофамилец" британского премьера».

4. Материалы издания «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Последние огнеметные танки Советского Союза».

5. Материалы сайта Zippoclub.by, публикация «Zippo танк Sherman M4A3R3»,

6. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Объект 483».

7. Материалы издания Dogs of War, публикация «Опытный огнемётный танк «Объект 483» (СССР)».

8. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Морозов, Александр Александрович».

9. Материалы издания WARHEAD, публикация «Занимательное огнемётоведение: адская жара послевоенной эпохи». 



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»
12

Теги: Бронетанковая экзотика, опытная разработка, СССР, огнемётный танк, «Объект 483»