Блоги / Техника и вооружение

5:01 / 21.07.19
Что полезного можно взять из опыта создания Финляндией бронеавтомобилей

Немного истории.

6 декабря 1917 года финский сенат объявил Финляндию независимым государством. 18 (31) декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР обратился во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) с предложением признать независимость Финляндской Республики. 22 декабря 1917 года (4 января 1918) ВЦИК постановил признать независимость Финляндии.

В январе 1918 года в Финляндии началась гражданская война, в которой «красным» (финским социалистам) при поддержке РСФСР противостояли «белые», поддерживаемые Германией и Швецией. Война закончилась победой «белых».

Тем не менее отношения между Финляндией и СССР после советско-финских войн 1918—1922 годов, по результатам которых к Финляндии в Заполярье отошла Печенгская область (Петсамо), а также западная часть полуострова Рыбачьего и большая часть полуострова Среднего, не были дружественными, однако и открыто враждебными тоже.

Как нам – курсантам военного училища в 60-х годах прошлого века на занятиях по военной истории объясняли, возникла угроза обстрела артиллерией финской армии окрестностей Ленинграда. Это вынудила Советское Правительство принять решение отодвинуть границы Финляндии подальше от Ленинграда.

26 ноября 1939 года Правительство СССР направило ноту протеста Правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Война завершилась подписанием Московского мирного договора.


Советско-финляндская война 1939—1940 годов (Советско-финская война, фин. talvisota — Зимняя война, швед. vinterkriget) — война между СССР и Финляндией происходила [1] в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года.

По итогам этой войны в составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей были принудительно переселены Финляндией из прифронтовых районов вглубь страны и лишились своего имущества.

В чём же заключаются уроки этой военной кампании?

Мой отец – Черкашин Пётр Николаевич 1918 года рождения, был призван в РККА с октября 1938 года. Его воспоминаниям, участника трёх войн (в том числе и этой войны), я склонен доверять.

Первое, о чём рассказывал отец, это – недостаточная физическая подготовка бойцов и командиров, особенно отсутствие лыжной подготовки. Эти воспоминания также подтверждаются материалами из статьи Соколова Бориса Вадимовича.[2]

Позднее, при обучении в ЧВАУ, я увидел, что у нас в роте был лыжный парк, мы постоянно бегали лыжный кросс 10 километров со снаряженными вещевыми мешками и личным оружием, а на выпускном курсе совершали 50-км лыжный переход из зимнего лагеря «Бишкиль» в училище с полной выкладкой и оружием.

Второе, отец рассказывал о значении миномётов. Финны их широко применяли. И укрыться от осколков, если просто залечь, не было возможным, так как осколки от мин, не зарывающихся в землю, в отличии от снарядов, разлетаются низко над землей и поражают залёгших бойцов. А снарядные осколки брызжут веером вверх.


Кроме этого, отец был высокого мнения об автоматическом оружии и о его эффективности в бою. Так, когда немецко-фашисты напали на СССР, отец в составе артиллерийского гаубичного полка, вооружённого 122-мм гаубицами, находился на Лужском полигоне. Отец был в ту пору командиром хозяйственного взвода. На складе вооружения полка тогда хранилось собранное из подразделений трофейное финское оружие. Когда полк, встретив фашистов, вёл бой запасом снарядов, вывезенных для учебных стрельб на полигон, и когда эти снаряды закончились, то командир полка отдал команду вынуть и утопить в болоте орудийные замки, сами орудия подорвать зарядами в стволах, личному составу выходить к своим войскам. Отец взял автомат (пистолет-пулемёт) Suomi. И сам, помогая выйти начальнику медслужбы полка и начальнику полкового медицинского пункта, которые были вооружены револьверами, по международным законам предназначенными только для защиты жизней раненых и больных, вывел их из окружения к своим войскам. Надежным помощником ему в этом деле был пистолет-пулемёт.

Третье, при температурах окружающего воздуха минус 400 С оружейная смазка застывала и стрелковое оружие отказывало. Выход был найден в применении для этих целей керосина либо оружейной смазки, разбавленной бензином до вязкости воды.


Четвёртое, моторы танков, автомобилей и самолётов не было возможным при низких температурах запустить, они попросту из-за загустевания смазки не проворачивались. Отец говорил, что на той войне водители, механики-водители и техники самолётов разжижали масло на горячем двигателе из расчёта: стакан бензина на 4 литра масла, затем запускали двигатель на 20-30 секунд на небольших оборотах для перемешивания масла и глушили. Утром выстывшие двигатели можно было прокрутить и завести на небольших оборотах. С прогревом двигателей бензин испарялся, двигатели могли принимать полную нагрузку. В настоящее время существуют Указания по разжижению масла на винтовых самолётах.[3]

Со своей стороны, хочу отметить, что данный способ может широко применяться для минеральных моторных масел, ограниченно применим для полусинтетики и недопустим для синтетических масел (они свернутся в сгустки, и масляная система двигателя выйдет из строя).

Пятое, командный состав, наиболее поражаемый снайперами-«кукушками» стали одевать в форму не отличающуюся от рядового состава, в войска ввели маскхалаты и суконные головные уборы - «будёновки» заменили шапками-ушанками. Ботинки бойцов показали их полную непригодность к применению военнослужащими при низких температурах и глубоком, до полуметра, снеге.

В июне месяце 2019 года произошли два события, заставившие автора этой статьи немного задуматься.

Первое, в период с 14 по 27 июня прошли международные учения "Славянское братство — 2019" с участием Сербии, России и Белоруссии, учения начались в сербском Панчево.[4] От РФ в учениях принимают участие 200 военнослужащих одного из десантно-штурмовых полков Псковского соединения ВДВ".


В статье Алексея Брусилова «Какая боевая техника применяется российскими ВДВ на учениях в Сербии»[5] говорится: «В ходе учений военнослужащим предстоит десантирование парашютным способом для захвата аэродрома условного противника, блокирование противника, ведение маневренных действий, боевая стрельба на двух полигонах», - рассказал Виктор Бабиков, командир 234-го гвардейского десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, расположенной в Пскове.[6]


Состав российской военной техники: БМД-2, БТР-82А, бронеавтомобили «Рысь», мотовездеходы АМ-1 (4 х 4).



Второе, примерно одновременно появилась статья «Финская армия вооружилась грузовиками-бронетранспортёрами».

Автору представляется, что рассматривать эти два события следует комплексно и начать необходимо с рассмотрения материалов о бронеавтомобилях Финляндии.

В издании Warspot.ru появилась статья «Финская армия вооружилась грузовиками-бронетранспортёрами».[7]

В этой статье говорится, что финская армия тестирует новые отечественные бронетранспортёры. 26 июня, портал armyrecognition.com сообщил, что компания Protolab поставила вооружённым силам Финляндии первую партию бронемашин PMPV. Пресс-служба производителя сообщила, что четыре бронетранспортёра поставлены армии и пройдут опытную эксплуатацию, после чего военное командование будет принимать решение о дальнейших поставках.

Ниже предлагается посмотреть, что из себя представляет эта компания Protolab. ProtoLAB (рус. ПротоЛАБ~оратория) – современная инженерная студия, осуществляющая комплекс услуг по проектированию, прототипированию, производству, крафтингу и созданию новых продуктов в различных технических областях.[8]

1А.jpg

Бронеавтомобиль PMPV 6×6 MiSu — автомобиль типа MRAP (mine resistant ambush protected — «защищённый от подрыва и атак из засад») / Фото: alternathistory.com

3В.jpg

Финский БТР XA-180 / Фото: alternathistory.com

1В.jpg

Колесная бронированная машина (КБМ) нового поколения Patria AMV (AMV – Armored Modular Vehicle) / Фото: alternathistory.com

000.jpg

Перспективный вариант БМП для финской армии с башней PROTECTOR Medium Caliber RWS / Фото: alternathistory.com

р-1.jpg

р-2.jpg

БРЭМ Patria AMV ARRV / Фото: alternathistory.com

Какова специализация компании? Она выполняет широкий спектр задач: проектирование: разработка механических узлов, сварных конструкций, электронных устройств и других инженерных категорий; крафтинг: изготовление опытных образцов, узлов и деталей по чертежам, монтажные и слесарные работы; прототипирование: изготовление макетов изделий в масштабе и с заданной точностью декорирования и упрощения; производство: мелкосерийный выпуск устройств и конструкций, а также силовой преобразовательной техники; аутсорсинге: создание 3D-моделей из 2D-чертежей или наоборот, анализ и расчёт параметров спроектированных изделий; торговля: поиск и реализация промышленных изделий в ассортименте зарубежных марок и по заданным требованиям.

Таким образом, из материалов официального сайта не вытекает, что компания занимается созданием только бронетехники, а решает многоплановые задачи.

В процессе создания бронеавтомобилей компания работала в кооперации с автопроизводителем Sisu Auto. [9] Это - финская компания, производящая грузовые автомобили. Sisu в переводе с финского означает «упорство, выносливость, несгибаемость». Она производит грузовые автомобили для эксплуатации в гражданских условиях. Одним из ведущих потребителей этой продукции был СССР. Машины успешно применялись в нашем лесопромышленном комплексе народного хозяйства. Они отличались большой грузоподъёмностью, высокой надёжностью и долговечностью, хорошей проходимостью по бездорожью. Компания производит SISU Crane — автомобили с кранами-манипуляторами тяжелого класса; SISU Rock — самосвалы; SISU Roll — автомобили со сменными кузовами; SISU Timber — сортиментовозы; SISU Works — комбинированные дорожные машины; SISU Carrier — автомобили для перевозки лесозаготовительной техники; SISU Hauler — седельные тягачи, как правило многоосные, предназначены для крупногабаритных грузов массой до 220 тонн.

Кроме этих машин компания выпускает автомобили для вооружённых сил (SISU 4×4; SISU 6×6; SISU 8×8; SISU 10×10) и бронетранспортёры (XA-180, также известный как «Паси» (Pasi, от фин. panssaroitu Sisu) — современный финский бронетранспортёр. БТР создан компанией в начале 1980-х годов по заказу финского правительства, для замены устаревавших БТР-60 советского производства. Использует доработанную базу коммерческого грузового автомобиля Sisu SA-150. Серийное производство XA-180 ведётся с 1983 года, всего было выпущено около 1000 машин этого типа в различных вариантах. Является основным бронетранспортёром Финской армии, также поставлялся на экспорт в ряд других государств).

По результатам конструирования и эксплуатации этих БТР получен большой опыт (в том числе и в миротворческих силах ООН).

Это позволило перейти к созданию и разработке в середине 90-х годов прошлого века колесной бронированной машины (КБМ) нового поколения Patria AMV (AMV – Armored Modular Vehicle). Прорабатывалось несколько вариантов шасси – 6х6, 8х8 и 10х10. Однако по итогам испытаний инженеры фирмы Patria Vehicles и военные пришли к выводу, что лучшей машиной для замены ХА-180 является КБМ с колесной формулой 8х8. Такое шасси наиболее полно отвечает задаче повышения защищенности и размещению различного вооружения.

Подробно эти БТР и КБМ рассмотрены в статье «Финские колесные бронированные универсальные модульные машины Patria AMV».[10]

Следует отметить, что главной привлекательной особенностью Patria AMV является модульность ее конструкции. Во-первых, по желанию заказчика на машине могут быть установлены различные двигатели и трансмиссии, системы охлаждения, обогрева, кондиционирования, коллективной защиты от ОМП, а также колеса различного размера и типа. Во-вторых, за счет различной комплектации базового шасси вооружением и специальным оборудованием удается получить технику различного назначения – БТР, БМП, БРЭМ, БММ, КШМ, САУ.

Следует отметить, что, в отличие от большинства зарубежных аналогов, бронемашины Patria AMV не имеет несущего корпуса. Элементы ходовой части крепятся к раме. За счет этого конструкция нижней части корпуса значительно упрощена, кроме того, рама защищает карданную передачу от механических повреждений.

Примечательно, что при проектировании КБМ конструкторы учли опыт всех войн, в которых Финляндия участвовала против России и СССР, в том числе и особенности конструкции советских БТР; учтены природно-климатические особенности театра вероятных военных действий и наличие вооружений на российских легкобронированных машинах.

Это выразилось в принятии шасси с равноразнесёнными по бортам колёсами с системой централизованной подкачки шин (СЦПШ), оборудования каждой машины водомётными движителями, системами водооткачки и калибром применяемого пулемётно-пушечного вооружения.

Как представляется, в целях обеспечения одинаковых по скоростям передвижения, защищённости и по параметрам проходимости боевых подразделений и подразделений боевого и материально-технического обеспечения частей Финской армии, стало необходимым задуматься и о создании финского бронеавтомобиля многоцелевого назначения.

Фото 1 .jpg

(№1) Финский бронетранспортёр Protolab PMPV / Фото: armyrecognition.com

Впервые фотография (№1) этой машины появилась в издании Warspot.ru.

Анализ этой фотографии позволяет заключить, что шасси машины имеет раму, на которой смонтирован единый бронекорпус, имеющий два отделения: моторное и обитаемое.

Кроме этого видно, что в отсеке управления устроены два посадочных места (для водителя и пассажира). В крыше над этими местами выполнены два люка. Выход и вход водителя и пассажира оборудованы бортовыми распашными дверями, устроенными в верхних бронелистах (в целях придания прочности корпуса). Подниматься к дверям можно по ступеням, выполненным в виде лесенки. К люкам на крыше можно подняться по лесенке, выполненной на бортовом листе бронекорпуса, со стороны водителя. Для безопасного перемещения по ступенькам и по лесенке бронекорпус оборудован поручнями на обеих бортах.

На фотографиях видно, что ветровое стекло и стёкла дверей – боестойкие (прозрачная броня). Они, как минимум, обычно должны выдерживать попадание пуль калибром до 12,7 мм.

На крыше обитаемого отсека закреплены ящики под ЗИП и виден багажник.

000.jpg

(№4) Вид на бронеавтомобиль с кормовой части / Фото: armyrecognition.com

Фото (№4) позволяет заключить, что бронекорпус имеет «U-образное» сечение, причём днище существенно отдалено от поверхности земли (бронекорпус крепится к массивной раме). Это должно обеспечить машине хорошую защищённость от подрыва зарядов ВВ как под колесом, так и под днищем.

Из этого же фото видно, что в кормовой части выполнена двойная распашная дверь, что способствует облегчению погрузки крупногабаритных грузов и ускорению посадки и высадки десанта. Посадка в отделение осуществляется по ступенькам. В задней части обитаемого отделения остекление и бойницы отсутствуют.

На крыше в кормовой части имеются задние фары и кормовые ходовые огни красного цвета.

На фотографии (№1) виден выведенный справа над крышей воздухозаборник системы питания двигателя воздухом. На других фото этого заборника не наблюдается. Видимо воздушный фильтр находится в нише прикрытом сеткой по правому борту машины в обитаемом отсеке. (См. фото (№2)).

фото 2.jpg

(№2) У правого переднего колеса видно блестящий шток рабочего цилиндры гидроусилителя руля и шланги гидроусилителя / Фото: armyrecognition.com

В передней части машины, на бампере, выполнены две буксирные серьги.

На фото (№1) видно, что над моторным отсеком приподнят бронелист у стекол отсека управления. Это позволяет сделать вывод, что радиатор системы охлаждения размещён горизонтально над двигателем. В этом случае можно предположить, что на машине применяется не лопастной, а центробежный вентилятор типа «беличьего колеса», так как в передней части отсутствуют жалюзи радиатора. Это также даёт основание предположить, что для движения на плаву используется теплообменник, размещённый между массивными лонжеронами рамы под моторным отсеком. Такая организация воздухообмена для системы охлаждения не очень желательна, так как в этом случае возможно попадание стреляных гильз под щиток и на радиатор, что чревато выходом из строя системы охлаждения.

Из представленных фото очевидно, что выхлопная труба глушителя размещена по левому борту. Отработавшие газы выведены через крышу и выхлоп осуществляется в колёсную нишу левого среднего колеса. Это позволяет обойтись без обратного клапана на выхлопной трубе при движении вплавь.

На фото (№2) видно, что на крыше в передней части применена фара- искатель, для подсветки на воде.

На крыльях размещены два зеркала заднего вида. Возможно предусмотрено применение видеокамер кругового обзора.

Далее, представляется возможным рассмотреть элементы трансмиссии.

Фото 3.jpg

(№3) Видны элементы трансмиссии (КПП и отдельная РК) под стальной защитой и главная передача среднего моста / Фото: armyrecognition.com

На фото (№3) видно, что через стальную решетчатую защиту проглядывают детали КПП, отдельно выполненной РК, за защитой наблюдается редуктор первой ступени главной передачи. Наличие прикрученных болтами крышек колёсных редукторов, говорит о том, что главная передача двухрядная.

Что касается систем управления.

Рабочая тормозная система.

Из фото (№1) видно, что машины имеют пневматические тормозные камеры, к которым подведены тормозные шланги. Значит рабочие тормоза – барабанного типа, с пневмоприводом. А раз барабанные тормозные механизмы, то они (по аналогии с механизмами БТР-60) должны быть герметичного исполнения.

Рулевое управление.

На фото (№1) видно, что управляющими являются колёса переднего и заднего мостов. На фото (№2) можно заметить у переднего моста блестящий шток рабочего цилиндра гидроусилителя и подводящие к нему шланги гидросистемы.

Выводы:

1.      Рулевое управление механическое с гидроусилителем разнесённого типа (подобно усилителю БТР-60).

2.    Управляемыми являются колёса переднего и заднего мостов, что способствует уменьшению радиуса поворота и повышению маневренности машины на пересечённой местности.

Подвеска.

Из всех рассматриваемых фотографий очевидно, что колёса подвешены на продольных листовых полуэллиптических рессорах. Обычно это является свидетельством применения зависимой подвески. Но более внимательное рассмотрение фотографий (№2) и (№4) позволяет прийти к выводу, что на машине нет картеров балок мостов. Отчётливо видно, что оси имеют рычаги, шарнирно закрепляемые к специальным кронштейнам, эти же рычаги являются защитой валов привода колёс.

Возникает вопрос: а что же это такая необычного вида подвеска? Интернет позволяет обнаружить, что такая независимая подвеска в мировой практике существует, хотя и не нашла широкого применения. Имеется патент 374799 «ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ Союза Советских Социалистических Республик, зависимый от патента № М. Кл. В 60g 11/04»[11].

Авторы изобретения: иностранцы Соичиро Хонда и Хидео Мацуи (Япония) - Иностранная фирма; «Хонда Гикен Когио Кабусики Кайша» (Япония) – Заявитель на изобретение HE3ABИСИМАЯ РЕССОРНАЯ ПОДВЕСКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.

сх2.jpg

Независимая рессорная подвеска транспортного средства (виды сбоку и сзади) / Изображение: findpatent.ru

сх1.jpg

Та же самая подвеска (общий вид) / Изображение: findpatent.ru

Далее прилагается описание: «Независимая рессорная подвеска транспортного средства состоит из двух поперечных рычагов 1 и 2. На наружном конце рычага 1 закреплено колесо 8, à его внутренний конец, удаленный от колеса, соединен с кронштейном 4 кузова транспортного средства при помощи опоры с резиновой втулкой 5. Аналогичным образом выполнен второй рычаг 2. Рычаг 1 связан с продольной листовой рессорой при помощи соединительного устройства 7.

Соединительное устройство выполнено в виде вертикальной замкнутой серьги, охватывающей среднюю часть рессоры. Верхний конец серьги шарнирно прикреплен к рычагу 1, а нижний конец - к рессоре. Рычаг 1 может соединяться с рессорой при помощи двух серёг, расположенных по обеим его сторонам.

При наезде колеса 3 на препятствие соединительное устройство перемещается вместе с рычагом 1 вверх, при этом рычаг поворачивается относительно кронштейна 4 во втулке 5, а рессора относительно рычага на серьге 7. Благодаря этому в рессоре не возникает скручивающих напряжений, и она с рычагом перемещается согласованно».

На взгляд автора, подобная подвеска имеет преимущества перед другими видами независимой подвески, основные из них: простота устройства, малая трудоёмкость в обслуживании и ремонте, высокая долговечность. А к недостаткам следует отнести: малый и нерегулируемый клиренс, ограниченный (по сравнению со свечной подвеской) ход колеса.

Далее о колёсах.

Анализ представленных фотографий позволяет заключить, что на машинах применена односкатная ошиновка колёс. Это позволяет уменьшить величину силы сопротивления качению, по сравнению с вариантом применения на задних осях сдвоенных колёс. При сдвоенных колёсах сопротивление возрастает, так как задние колёса вынужденно прокладывают более широкую колею на грунтах с низкой несущей способностью и по песку.

На фотографиях (№1) и (№4) видно, что при наезде на препятствия и при отрыве колеса одного борта от грунта последующие колёса мало деформируются. В дополнение к сказанному следует отметить, что из фото (№3) вытекает, все колёса не оснащены СЦПШ. На фотографии отчётливо, на переднем левом колесе, виден вентиль накачки шин, закрытый защитным колпачком.

Кроме того, ни на одном из фото не видно наличие запасного колеса. Всё это наводит на мысль, что на машинах предусматривается применение боестойких шин колёс. Хотя, на взгляд автора, запасное колесе следует предусматривать, так как колёса в боевой обстановке могут быть не только пробиты, но и полностью выведены из строя.

Рассмотрим особенности конструкции водоходного движителя.

На фотографии (№4) можно отчётливо рассмотреть этот движитель. Оба водомёта оснащены одинаковыми гребными винтами правого вращения (при взгляде со стороны кормы). При этом, никаких решёток спрямляющего аппарата и перьев рулевых лопастей не наблюдается.

Следует заключить, что привод винтов гидравлический. При этом, следует вывод, что два гидромотора работают параллельно от одного насоса. Скорее всего применена гидрообъёмная передача.

Отметим, что компания Sisu давно занимается гидроприводами и гидропередачами. Так В 1973 году появился один из самых известных грузовиков “Sisu” – 315-ти сильный лесовоз “M162CST” (6×2) с 2-х осным прицепом с активной передней осью, приводившейся гидромоторами от гидросистемы тягача.[12]

Компания применяет весьма надёжные и долговечные гидронасосы и гидромоторы радиально-поршневого типа.

Анализ фотографий позволяет сделать заключение и о системе водооткачки попавшей в корпус забортной воды.

Так на фото (№2) видно, что с левым гидромотором соединены два трубопровода, а на фото (№4) виден ещё и третий трубопровод более светлого тона. Скорее всего, это трубопровод системы эжекционной водооткачки.

Следует отметить, что применение параллельно работающих гидромоторов с идентичными гребными винтами одинакового правого вращения способствует созданию крена амфибии на правый борт при движении вперёд.

Кроме этого, заметим, что обычно клапаны управления такими приводами работают по принципу «включен-выключен», что не позволяет производить методом дросселирования изменение прокачиваемого объёма гидрожидкости для одного из гидромоторов, изменять тем самым число оборотов гребного винта.

При таких водомётах (без гидравлических рулей) циркуляция амфибии на воде может быть осуществлена только за счёт поворота управляемых колёс машины. Если бы винты могли работать «враздрай», то развернуться на воде можно было бы практически на месте, циркуляция, в этом случае, осуществляется по меньшему радиусу.

На данной машине водомётному движителю помогает двигать амфибию колёсный движитель. Всё это, в совокупности, и определило достижение высокой скорости движения на воде.

Движение на воде задним ходом осуществляется посредством придания гребным винтам обратного хода.

Из фотографий видно, что конструкторы на левом борту разместили лебёдку.

Из фотографий не очевидно, какой привод лебёдки: механический, электрический или гидравлический.

Электропривод не подходит по той причине, что лебедка на плаву оказывается погруженной в воду.

На фото (№1) видно при увеличении, что к лебёдке подходит какой-то трубопровод. Это позволяет утверждать, с определённой долей вероятности, что применён гидропривод.

Собственно, лебёдка прикреплена к кронштейну наклонного броневого листа днища и имеет два уголковых кронштейна, не позволяющих происходить скручиванию вышеотмеченного кронштейна.

Выдача троса, как видно на фото (№4) организована назад, трос довольно-таки толстый. Из этого вытекает, что лебёдка кроме подтягивания грузов к машине, может применяться и для самовытаскивания.

Обычно для этих целей на амфибиях применяются лебёдки с выдачей троса по продольной оси машины и, причём, вперёд. Это позволяет облегчить выход амфибии на берег, в случае застревания.

Применение же бортовой лебёдки приводит к созданию крутящего моменте на радиусе в половину ширины машины. А это, в свою очередь будет способствовать стягиванию амфибии из уже проложенной колеи, и затруднять самовытаскивание.

Далее, представляется необходимым остановиться на рассмотрении тактико-технических характеристик броневика.

Следует учесть, что пока ещё такой машины в природе не существует. Из материалов, представленных в статье «Финская армия вооружилась грузовиками-бронетранспортёрами», очевидно, что пока созданы лишь четыре экземпляра несколько отличающихся друг от друга прототипов этой машины. Так, что указывать их ТТХ пока рано.

Однако, некоторые из заложенных в конструкцию характеристик почерпнуть можно.

Марка и назначение машины PMPV автомобиль типа MRAP (mine resistant ambush protected — «защищённый от подрыва и атак из засад»)
Силовая установка Дизельный двигатель (по аналогии с другими машинами компании)
Колёсная формула 6Х6
Собственная масса, т 14
Грузоподъёмность, т 10
Пассажировместимость, чел 2 – в кабине;
10 – в десантном отделении
Скорость на суше, км/ч 110
Скорость на плаву, км/ч 12

Выводы:

1  Финскими конструкторами разработан интересный прототип бронированного автомобиля общего назначения.

2.   Представленные экземпляры выглядят жизнеспособными.

3. В случае принятия этих машин на вооружение, они должны способствовать повышению автономности и тактической подвижности частей финской армии.

Выше в данной статье уже отмечалось, что Россия приняла участие в учениях десантников в период с 14 по 27 июня 2019 года "Славянское братство — 2019" с участием Сербии, России и Белоруссии. Учения начались в сербском Панчево.

Сообщалось, что в учениях приняли участие около 700 военнослужащих из трех стран, более 50 единиц военной техники, пять самолетов ВТА и три беспилотных летательных аппарата. "От РФ в учениях принимают участие военнослужащие одного из десантно-штурмовых полков Псковского соединения ВДВ", - добавляется в сообщении.

В Википедии этому соединению ВДВ посвящена статья «76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия».[13]


В статье говорится: «76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (до 1943 года — 157-я стрелковая, до 1946 года — 76-я гвардейская стрелковая, до 2006 года — 76-я гвардейская воздушно-десантная дивизия) — старейшее из ныне существующих соединений Воздушно-десантных войск России. Она является правопреемницей 157-й стрелковой дивизии (впоследствии ставшей 76-й гвардейской стрелковой дивизией), сформированной 1 сентября 1939 г. на базе 221-го Черноморского стрелкового полка 74-й Таманской стрелковой дивизии. Сокращённое наименование — 76 гв дшд. Условное наименование — Войсковая часть № 07264 (в/ч 07264)».

С 2006 года дивизия является десантно-штурмовой. Как в воздушно-десантной дивизии, так и в десантно-штурмовой 100 процентов личного состава готовы десантироваться парашютным способом. В десантно-штурмовой дивизии, в отличие от парашютно-десантной, в каждом полку имеется один усиленный батальон, способный десантироваться с техникой. Это обусловлено реальным состоянием военно-транспортной авиации (ВТА), географической привязкой мест дислокации частей ВДВ и оптимизацией организационно-штатного состава ВДВ.

Ранее нам в академии объясняли, что для переброски одного парашютно-десантного полка с техникой необходимо задействовать авиационную дивизию ВТА, а что бы перебросить полк «крылатой пехоты» без техники необходимо задействовать авиационный полк.

Это подтверждается и только что прошедшими учениями ВДВ и ВТА в Крыму.

В статье издательства Sputnik Точикистон говорится: «Под занавес неспешных американо-украинских военных маневров Sea Breeze 2019 с участием 19 стран, 32 кораблей, 24 самолетов и 900 морских пехотинцев Россия показала, как она может встретить незваных гостей на Крымском полуострове. В ходе уникального летного тактического учения Воздушно-десантных войск (ВДВ) и Военно-транспортной авиации (ВТА) 11 июля близ Феодосии за 9 минут десантировались около 2500 военнослужащих с вооружением и техникой. Под прикрытием истребителей Су-27, части Новороссийского десантно-штурмового соединения на полуостров оперативно перебросили 40 самолетов Ил-76».[14] Из материалов указанной статьи вытекает, что для переброски десантного полка только со стрелковым вооружением потребовалось около полка ВТА.

Википедия приводит состав 76 гв. дшд:

  • управление (штаб)
  • 104-й гвардейский десантно-штурмовой Краснознамённый полк
  • 234-й гвардейский десантно-штурмовой Черноморский ордена Кутузова полк имени Святого благоверного Александра Невского
  • 237-й гвардейский десантно-штурмовой Торуньский Краснознамённый полк
  • 1140-й гвардейский артиллерийский дважды Краснознамённый полк
  • 4-й гвардейский (с 22 июля 2015 года [27]) зенитный ракетный полк (бывший 165-й отдельный зенитный ракетный дивизион)
  • 656-й отдельный инженерно-сапёрный ордена Богдана Хмельницкого батальон
  • отдельный танковый батальон
  • 728-й отдельный батальон связи
  • 7-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон
  • 3996-й военный госпиталь (аэромобильный), весь личный состав имеет парашютную подготовку, от 3 прыжков
  • 242-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (Ан-2, Ан-3), эскадрилья предназначена для непосредственной десантной подготовки личного состава подразделений без привлечения ВТА ВВС ВС России
  • 1682-й отдельный батальон материального обеспечения
  • 175-й отдельный разведывательный батальон
  • 968-я отдельная рота десантного обеспечения
  • отдельная рота радиационной, химической и биологической защиты
  • комендантская рота
  • 201-я станция фельдъегерско-почтовой связи

По своему назначению Воздушно-десантная дивизия (устаревшее — Парашютная дивизия) — основное общевойсковое оперативно-тактическое соединение воздушно-десантных войск (ВДВ). Предназначена для действий в тылу противника для дезорганизации снабжения войск противника, дезорганизации его обороны и обеспечения наступления основных сил. Сокращённое обозначение — вдд. Вдд – резерв Ставки ВГК.[15] В этой же статье из Википедии говорится, что отличие новых десантно-штурмовых дивизий от прежних воздушно-десантных заключалось в способе применения: высадку с парашютов производил только один парашютно-десантный батальон из состава десантно-штурмового полка. Остальные 2 десантно-штурмовых батальона предполагается перебрасывать самолётами и высаживать вместе со штатной техникой на захваченных аэродромах противника.

Исходя из предназначения и мест дислокации частей 76 гв. дшд можно предположить, что основным противником для данной дивизии (в случае возникновения крупномасштабной войны) будут части Финской и, возможно, Шведской армий.

Следовательно, и состав ВВТ дивизии должен не уступать, а превосходить или, хотя бы, быть равным ВВТ вероятного противника.

На официальном портале государственных органов Псковская область появилось сообщение.[16] В нём говорится, что батальонный комплект новейших образцов военной техники поступил на вооружение 104-го полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. Торжественная церемония вручения бронетанкового вооружения состоялась в четверг, 14 марта. В ней приняли участие заместитель командующего Воздушно-десантными войсками генерал-майор Нариман Тимергазин, командование дшд и Заместитель Губернатора Псковской области Николай Цветков.


В батальонный комплект входят: 31 единица БМД-4 М и 8 БТР-МДМ «Ракушка».

В своем выступлении заместитель командующего ВДВ Нариман Тимергазин отметил, что в настоящее время в воздушно-десантные войска поставлены 5 батальонных комплектов БМД-4 М и БТР-МДМ. Планируется, что в текущем году подразделения ВДВ получат еще 2 батальонных комплекта. Таким образом, доля современных образцов вооружения возрастет до 68%.

БМД-4 М — это новейшие скоростные плавающие гусеничные машины, оснащенные самыми современными высокотехнологичными системами вооружения, которое включает 100-мм орудие с боекомплектом на 34 осколочно-фугасных снаряда и 4 управляемые ракеты «Аркан», 30-мм автоматическую пушку с боекомплектом в 500 снарядов различного назначения, 7,62-мм пулемет.

БТР-МДМ «Ракушка» — российский десантируемый бронетранспортер, созданный на Волгоградском тракторном заводе. Машина обладает массой в 13,2 тонны и вооружена двумя пулеметами. Экипаж состоит из двух человек, а число десантируемых достигает 13 человек. «Ракушка» предназначена для перевозки личного состава (десанта), боеприпасов, запасных частей, ГСМ в подразделениях ВДВ и морской пехоты.

Подробно о конструкции, боевых и технических характеристиках БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка» рассказано в тексте и видеоматериалах статьи Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть 4, продолжение).[17]

Выводы:

1.    Бронемашины БМД-4М и БТР-МДМ наиболее подходят для применения на данном ТВД по своим боевым и техническим характеристикам.

2.      Перевооружение частей 76 гв. дшд на эти машины целесообразно и оправдано.

Из материалов, освещающих учение «Славянское братство-2019» видно, что в частях 76 гв. дшд применяются бронеавтомобили «Рысь».

В своё время, в бытность Министра обороны полковника Сердюкова, Россия получила право производить итальянский бронеавтомобиль конструкции прошлого века – «Рысь», который используется Военной полицией ВС РФ в Сирии.

Приобретение права на производство данной машины и наличие зарубежных компаньонов и капиталов в доле КамАЗа позволило внедрить в конструкции создаваемых машин новую трансмиссию, включая и АКПП, начать производство дизельных двигателей серии 740 и дизелей Cummins по стандартам Евро-4 и Евро-5, использующих продукт AdBlue (мочевину).

000-5.jpg

Силовое отделение автомобиля / Фото: modelist-konstruktor.com

Центральным автомобильно-ремонтным заводом № 172 в Воронеже был налажен выпуск машины «Рысь» модели ІVЕСО 65Т19WМ LMV. По сообщениям печати, здесь происходит их сборка, но ограниченная лишь креплением багажного отсека и капота, навешиванием лебёдки и запасного колеса.[18]

сх0.jpg

Проекции автомобиля / Изображение: modelist-konstruktor.com


Все комплектующие поставляются из Италии в разобранном виде автотрейлерами.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля «Рысь»

Масса, кг 7100
Колёсная формула 4×4
Экипаж, чел 5(6)
Масса буксируемого прицепа, кг 2000
Габаритные размера (Д,Ш,В), мм:
длина - 51200;
ширина - 2200:
высота (по крыше) - 2050
Клиренс, мм 290
Колея колёс, мм 1710
Колёсная база, мм 3220
Вооружение:
пулемёт – 7,62-мм;
пулемет - пулемёт – 12, 7-мм или ганатомет - 30 мм
Двигатель
Iveco Fl С,
Рабочий объём, л,
3,0
Мощность, л.с.
185 – 190
Удельная мощность, л.с./т
26,8
Средний расход топлива, л/100 км
14
Коробка передач 
ZF 6HP2606F, автоматическая шестиступенчатая
Раздаточная коробкаSteyr, двухступенчатая
Максимальная скорость, км/чпо шоссе - 130
Запас хода, км
800
Глубина преодолеваемого брода, м
0,85
Шины
325/85 R16
Электрооборудование, В
24
Уровень защиты
STANAG 4569 Level 3

На итальянской машине экипаж – 4 человека, при участии в боевых действиях добавляется пятый – стрелок-оператор. По центру заднего сиденья располагается стрелок-оператор, ведущий стрельбу из оружия, находящегося на крыше. Наличие троих бойцов в полной экипировке на заднем сиденье весьма проблематично, особенно при длительных поездках или езде по ухабистым дорогам. Между передним и задним сидениями установлена перегородка, на которой находится аппаратура связи и прочее оборудование. Поэтому переход с заднего сиденья на переднее при необходимости замены членов экипажа возможен лишь при остановке машины.

Посадка и выход экипажа из машины – только через двери салона, а при аварийной ситуации выход – через довольно узкий люк в крыше.

Машина не только не имеет системы пожаротушения, но и огнетушитель находится снаружи в кормовой части, что создаёт трудности в его использовании при возникновении пожара в салоне и вряд ли даст возможность воспользоваться им в боевых условиях.


Итальянцы определили температурный диапазон устойчивой работоспособности агрегатов и механизмов своей машины от – 32° до + 49°. Поэтому нашим изготовителям пришлось расширить этот диапазон до действительно существующих в России условий. Стандартное требование к нашей технике – работа при температурах от – 50° до + 50°.

В 2009 – 2011 годах с целью оценки соответствия «Ивеко» требованиям Министерства обороны РФ проводились испытания, для которых IVЕСО были предоставлены две машины. По их результатам итальянским изготовителям пришлось внести некоторые доработки. Так, для подогрева двигателя в холодное время года установили дополнительный отопитель с тепловой мощностью 8 кВт, а для обогрева кабины добавили ещё дизельный отопитель в задней части кузова мощностью 2 кВт; изменили конструкцию сидений; вмонтировали лампы освещения, позволившие командиру вести работу в светомаскировочном режиме. Усилили некоторые силовые элементы, что увеличило максимальную нагрузку на крышу до 300 кг и максимальную нагрузку на кольцевую опору в люке крыши до 200 кг; установили защиту аккумулятора от попаданий камней.

На испытаниях также выяснилось, что широкий передний бампер создаёт помеху движению по глубокому снегу, поэтому его заменили укороченным, одновременно поставив на него противотуманные фары; увеличили ширину подножек до 180 мм. Машины стали комплектовать специальной защитой поддона двигателя. Для более успешного преодоления водных преград установили воздухоприёмник и элемент выхлопной трубы.

В состав комплектации добавочно включили углекислотный огнетушитель, лебёдку с электрическим приводом, цепи противоскольжения, буксирное приспособление, а также набор инструментов и съёмников.

Выводы:

1.      Бронеавтомобиль не имеет защиты от поражающих факторов оружия массового поражения.

2.      Машина насыщена агрегатами зарубежного производства.

3.      Проходимость машины – низкая, на уровне коммерческих «паркетников».

4.      Бронеавтомобиль может применяться разве что в органах Военной полиции.

Из материалов, описывающих ход учений «Славянское братство-2019» вытекает, что в частях 76 гв. дшд используются квадроциклы АМ-1.

В «Открытом акционерном обществе «Русская механика», основанном в 2005 году, с 2015 года приступили к выпуску для ВС РФ армейского мотовездехода АМ-1, созданного на базе утилитарного квадроцикла РМ500-2 4Х4 (сертифицирован для движения по дорогам общего пользования, выдаётся ПТС).


Армейский мотовездеход АМ-1 предназначен для ведения разведывательно-дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций в различных климатических условиях и для выполнения ряда операций, в которых использовать тяжёлую бронетехнику не целесообразно. Он уже применяется в ВДВ и арктических бригадах, планируется к применению армейскими спецподразделениями.

Особенности конструкции и ТТХ этих машин рассмотрены в статье Анатолия Черкашина «Краткий обзор боевых квадроциклов и багги России».[19]

Вывод: По своим характеристикам армейский мотовездеход пригоден для применения в частях ВДВ в качестве вспомогательного транспортного средства.

Ниже представляется необходимым ещё раз поднять вопрос об укомплектовании частей ВДВ автомобильным транспортом. Мы уже отмечали, что во времена СССР для этих целей был разработан ГАЗ-66Б. В настоящее время на замену ему применяют морально устаревший автомобиль КамАЗ-43501, созданный на базе автомобиля КАМАЗ-4350 из состава семейства «Мустанг», имеет укороченную по сравнению с последним базу.

д-3.jpg

Автомобиль ГАЗ-66Б на десантной платформе / Фото: denisovets.ru

Описание конструкции автомобиля и его ТТХ в сравнении с ТТХ ГАЗ-66Б приведены в статье «Анатолий Черкашин: комментарий на статью Анатолия Соколова «Перспективный автомобиль для ВДВ».[20]

Производство КамАЗ-43501 началось в 2003 году, а первые испытания по десантированию с ИЛ-76 относятся к 2007 году.

д-2.jpg

Автомобиль КАМАЗ-43501 разработан на базе автомобиля КАМАЗ-4350 из состава семейства «Мустанг», имеет укороченную по сравнению с последним базу / Фото: twower.livejournal.com 

На фото видно, что автомобиль вообще лишён какой-либо защиты.

Вывод: Настала пора разработать для этого автомобиля каркасно-панельную кабину с дифференцированным навесным бронированием.

В завершении данной статьи хочется ещё раз напомнить Министерству обороны РФ, что ещё в конце 80-х годов прошлого века на КНТС в Бронницах прорабатывалась конструкция автомобильной техники для ВС СССР.

Доработанный взгляд на то, какой должна быть автомобильная техника для ВС РФ уже дважды ранее в статьях Анатолия Черкашина доводился до руководства ГАБТУ МО РФ.

Уважаемые читатели, позвольте ещё раз напомнить, что существующий Типаж ВАТ разработан на период с 2011 и по 2020 год. Он утвержден приказом Министра обороны РФ.[21]

Очевидно, что пришло время для пересмотра этого документа.

Авторское видение того, какой должна быть разрабатываемая автомобильная техника, позволю себе высказать вновь.

На взгляд автора, современная ВАТ должна сконцентрировать все инновационные разработки и отвечать следующим положениям:

По своему предназначению:

ВАТ, применяемая в батальонном (дивизионном) и в полковом звеньях войск должна быть амфибийной (во время Второй Мировой войны наша армия чётко поняла, что такое: через каждые 40-50 километров наступления форсировать водные преграды, это же подтверждается проведённым в Африке форсированием реки Ефрат) и использоваться для перевозки не только личного состава, но и различного военно-технического имущества (ВТИ). В качестве примера создания таких машин можно привести ещё советские разработки УралАЗ - плавающий «Урал-43221» это - «Урал-4322П», разрабатывавшийся ещё с 1978 года для семейства «Суша».

Все машины должны быть тягачами, т.е. оснащаться тягово-сцепными устройствами. В полковом, дивизионном и оперативных звеньях подвоза автомобили необходимо использовать с прицепами, что снизит общую потребность в водителях и автомобилях.

А машины, предназначаемые для подвоза в дивизионном и оперативном звеньях тыла, для применения в ремонтно-эвакуационных органах дивизий (бригад) и выше, в целях экономии бюджетных средств, могут быть и не амфибиями, так как эти машины подвоза уже поедут по наведённым переправам.

Автомобили должны быть предназначены для применения в условиях заражения местности, при воздействии поражающих факторов ОМП, как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах управления.

Режим беспилотного управления необходим для применения на участках местности с уровнями заражения, превышающими предельно допустимые, и при подвозе ВТИ на передний край (т.е. в случаях, когда имеется реальная угроза для жизни водителя-оператора).

При подходе к переднему краю, для исключения обнаружения машины визуально и приборами радиотехнического обнаружения (в том числе и тепловизорами), они должны быть способными обеспечить управление ими без включения осветительных приборов. При этом необходимо применять камеры кругового обзора, работающие как в дневном диапазоне, так и в пассивном ночном режиме видения.

В целях обеспечения скрытности подхода к переднему краю автотехника должна иметь возможность к применению её, вместо отключаемого двигателя внутреннего сгорания, с использованием электрического двигателя (оснащаться гибридной силовой установкой).

По защищённости:

Кабины управления машиной (отделения управления), кабины в КУНГах, предназначенные для управления оборудованием, устанавливаемым на базе ВАТ, необходимо применять бронированными, к примеру, как на семействе автомобилей «Мотовоз М» либо с применением объёмно-дифференцированных бронекапсул (ОДБ-капсул).

Стёкла кабин, в том числе и КУНГ, необходимо применять пулестойкими и выполненными по технологии «Хамелеон», мгновенно затемняемыми при вспышке света (так работает стекло на современной защитной маске сварщика).

Сидения водителя, пассажирские и для боевых расчётов должны быть оборудованы поглощающими ударную волну взрыва креплениями.

На поликах кабин и в КУНГах следует иметь взрывопоглощающие коврики, в которых в качестве наполнителя должны применяться включения свинца для ослабления рентгеновского излучения.

В моторных отсеках (в подкапотном пространстве) следует применять систему ППО (противопожарного оборудования), машины нужно оснащать системами ПАЗ (противоатомной защиты). Система ПАЗ должна быть способной отключить двигатель, переключив силовую установку в режим электротяги, закрыть все люки и открыть жалюзи (для защиты радиаторов от смятия). При этом ФВУ (кондиционеры с встроенными в них фильтрами) должны включаться автоматически и создавать подпор воздуха. Их автоматическое включение должно также осуществляться и при попадании машины на участок местности, зараженной боевыми ОВ.

Все топливные баки следует применять с самозатягивающимися плёнками на внутренних стенках баков (затягиваются пробоины от пуль и осколков), внутренние полости баков предпочтительно заполнять пористым материалом (предотвращающим смятия баков от избыточного давления во фронте ударной волны). Кузова и кабины необходимо покрывать противобликовыми, не возгораемыми и поглощающими излучение от локаторов лакокрасочными материалами.

По силовым установкам:

Силовые установки следует применять гибридными. Основной двигатель – дизельный. Применение данного двигателя объясняется рядом причин: Дизельной топливо менее пожароопасно, опыт ВОВ показал, что дизельное топливо не возгорается в баке от первого попадания, для его воспламенения необходима очередь пуль. Дизельное топливо применяется в танках, БМП, БМД и другой гусеничной технике. При наличии на ВАТ дизеля отпадает потребность иметь в батальоне несколько топливозаправщиков под разные виды топлива. А в качестве вспомогательной силовой установке необходимо иметь электромотор постоянного тока, потребляющий электроэнергию от аккумуляторов.

По трансмиссиям:

Вся автомобильная техника должна оснащаться АКПП, благо, что ещё во времена СССР наш автопром широко применял подобные коробки передач на «Волгах», «Чайках», правительственных «ЗИЛах», на автобусах «ЛиАЗ», на автомобилях «БАЗ» и СКШ «МАЗ». Такой вариант гибридной установки и трансмиссии в настоящее время проработан в НАМИ при создании семейства машин «AURUS» и гибридных автомобилей УАЗ.

Применение АКПП необходимо для создания беспилотных машин и роботов. В трансмиссии следует предусмотреть коробки отбора мощности на лебёдку и для привода гребных винтов.

По ходовой части:

Колёса машин необходимо применять с боестойкими шинами и с автоматической системой контроля давления воздуха в шинах. Материал шин должен иметь добавки, исключающие их возгорание от теплового импульса. Ошиновка желательна односкатной. Предпочтительно колёса размещать равноудалённо по бортам в целях обеспечения траншееходимости и получения возможности продолжить движение при потере одного колеса (в случае подрыва).

Подвеску желательно иметь независимую и регулируемую. Это повышает защищённость при подрыве на минах и фугасах и способствует повышению средних скоростей движения, особенно на пересечённой местности.

По управляемости:

Вновь создаваемые автомобили, кроме легковых, следует оснащать четырьмя тормозными системами: рабочей, стояночной, аварийной и вспомогательной. На легковых автомобилях вспомогательная тормозная система может отсутствовать.

Все автомобили желательно оснастить многоканальной ABS (по числу колёс) с функциями EBD (распределение тормозных сил) и CPC (препятствие отрыва задней оси от дороги).

Рулевое управление на всех объектах требуется, в целях обеспечения безопасности движения, оснащать усилителями руля. Управляемыми могут быть только передние колёса, передние и задние колёса и все колёса. В целях применения машин в беспилотном варианте, они в обязательном порядке должны оснащаться БИУС.

По дополнительному оборудованию:

На всех машинах следует применять систему навигации, позволяющую водителю определять своё место положения, а командиру видеть, где в данный момент находится машина и водитель.

И, если уж в современной экипировке солдат предусматривается двухсторонняя связь с командиром, то на машинах просто не возможно обойтись без цифровой радиоаппаратуры, которая, к стати, и должна применяться в машине для её беспилотного управления.

На взгляд автора статьи, создание таких машин должно быть предусмотрено в новой программе ГОЗ и Типажом ВАТ, что может существенно повысить готовность войск к ведению высокоманевренных действий в современной войне.

По ремонтопригодности:

Но какими бы совершенными не были машины, они всё равно требуют ухода, проведения очередных обслуживаний и ремонта. Этим вопросам необходимо уделять постоянное внимание при создании машин. Вся техника должна создаваться с увеличенным интервалом между номерными ТО, ремонтопригодной для полевых условий и с применением для этих целей оборудования и инструмента подвижных войсковых ремонтных мастерских.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук           


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Статья в Википедии «Советско-финляндская война (1939—1940)» от 14 ноября 2017 года.

2. Статья Соколова Б.В. «Тайны финской войны» на портале ВикиЧтение от 2002 года

3. Статья «Указания по разжижению масла бензином» в информационном ресурсе CyberPedia от 2017 года.

4. Сообщение «В Сербии начались международные учения "Славянское братство — 2019» в издании РИА Новости от 15 июня 2019 года.

5. Статья Алексея Брусилова «Какая боевая техника применяется российскими ВДВ на учениях в Сербии» в издании RGRU РУССКОЕ ОРУЖИЕ от 18.06.2019 года.

6. Статья Татьяны Полуказаковой «Свыше тысячи военных прибыли на учения «Славянское братство» в издании еженедельника «Звезда» от 15.06.2019 года.

7. Статья «Финская армия вооружилась грузовиками-бронетранспортёрами» в издании Warspot от 27 июня 2019 года.

8. Официальный сайт кампании Статья «О компании ПротоЛАБ»

9. Статья «Sisu» в Википедии в редакции от 27 мая 2019 года.

10. Статья автора Andriuha077 «Финские колесные бронированные универсальные модульные машины Patria AMV» на портале Альтернативная история в издании от 28.09.2013 года.

11. Статья «ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ Союза Советских Социалистических Республик, зависимый от патента № М. Кл. В 60g 11/04». Опубликовано 20.III.1973. Бюллетень № 15 Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.

12. Статья Евгения Смольникова «История марки Sisu» от 07.04.2010 года.

13. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия» от 30 декабря 2016 года.

14. Статья Александра Хроленко «Кубанские десантники передали крымский "привет" участникам Sea Breeze 2019» в издании Sputnik Точикистон от 12.07.2019 года.

15.  Статья в Википедии «Воздушно-десантная дивизия» в редакции от 17 июля 2019 года.

16. Официальный портал государственных органов «Псковская область», публикация «Батальонный комплект новейших боевых машин десанта поступил на вооружение 76-й ДШД» от 14 марта 2019 года.

17. Статья Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть 4, продолжение)» в издании Информационного агентства Оружие России от 08.11.16 года.

18. Статья «БРОНЕАВТОМОБИЛЬ IVECO ПОД МАРКОЙ «РЫСЬ» в издании Моделист-конструктор от 01.02.2014 года.

19. Статья Анатолия Черкашина «Краткий обзор боевых квадроциклов и багги России» в издании Информационного агентства Оружие России от 27.04.17 года.

20. Статья Анатолия Черкашина в издании Информационного агентства Оружие России от 04.05.16 года.

21. Статья Александра Шевченко «Военная автомобильная техника-важная составляющая оборонного промышленного комплекса Российской Федерации» в издании OPK 11 book 2015 [print] – 260515 v7.indd



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12

Теги: война, итоги, бронетранспортёр, колёсная бронированная машина, бронеавтомобиль, квадроцикл, боевая машина десанта, автомобиль, десантируемый, Типаж ВАТ