Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 20.11.19
Еще один российский автозавод стал выпускать специальные автомобили для Роскосмоса, а нужны ли они

01.jpg

Заводом «Гирд» была произведена и поставлена в адрес «Роскосмоса» очередная партия бортовых спецавтомобилей на базе шасси Урал 4320 с удлиненной рамой / Фото: i.mycdn.me

Предыстория вопроса.

Совсем недавно, а именно 18.10.2019 года, в издательстве информационного агентства Оружие России вышла в свет редакционная статья «В России освоен выпуск бортовых автомобилей на шасси «Урал» для Роскосмоса» [1]. В статье рассказано, что по сообщению пресс-службы компании «ГИРД», летом 2019 года заводом «Гирд» была произведена и поставлена в адрес «Роскосмоса» очередная партия бортовых спецавтомобилей на базе шасси Урал 4320 с удлиненной рамой.

Невольно возникает вопрос: а что из себя представляет эта мало известная широкому кругу, не просвещённых в специфике автостроения, читателей компания ГИРД?

Из анализа выписки из ЕГРЮЛ вытекает, что это – ООО ПО «ГИРД».[2] Полное наименование компании - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ГИРД". Адрес (место нахождения): Почтовый индекс 456320 Субъект Российской Федерации; область ЧЕЛЯБИНСКАЯ, город (волость и т.п.) - город МИАСС, улица (проспект, переулок и т.д.)     ШОССЕ ТУРГОЯКСКОЕ, ДОМ 11/24, офис (квартира и т.п.)            ПОМЕЩЕНИЕ 1, ​3. (В ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности данных об адресе организации по решению ФНС или суда. Это означает, что организация является кандидатом на исключение из ЕГРЮЛ. Сделки с подобными организациями относятся к высокорискованным.)

«ГИРД» основано в 1994 году как компания по разработке и поставке автомобилей Урал, в 1998 году открылось собственное производство спецтехники на базе Урал и КамАЗ. Продукция востребована в отраслях народного хозяйства: нефтегазовый комплекс, энергетический комплекс, коммунальное хозяйство, транспортная логистика, аэропорты (воздушные гавани).

Предприятие – действующее. Учредитель компании – Кононенко Александр Сергеевич, он же и директор. Уставный капитал – не значительный (10 000 рублей). ИНН 743902023158. По некоторым данным на предприятии задействованы до 200 человек.

Структура предприятия. Группа предприятий «ГИРД» включает в себя два торговых дома: ООО «ГИРД-автофургон» (продажа коммерческого транспорта и фургонов различного назначения) и ООО «ПО «ГИРД» (поставка и продажа автоспецтехники для нужд нефтегазовой и строительной отраслей).

Кроме того, в группу входят ООО «ГИРД-Спецтехника» (предприятие, выпускающее автомобильную спецтехнику под брендом «ГИРД») и ООО «Мизатеф» (предприятие, выпускающее автомобильные фургоны и коммерческий транспорт под брендом «ГИРД»).

Для производства спецтехники в ГИРД широко применяются краноманипуляторные установки (КМУ) от производителей PALFINGER и «ИНМАН».[3]

АО «ИНМАН» является крупнейшим российским производителем КМУ различной грузоподъемности. Инициаторами зарождения предприятия были нефтяные компании, испытывающие потребность в КМУ отечественного производства. С 2011 г. предприятие входит в состав австрийского концерна PALFINGER, признанного мирового лидера в области мобильного грузоподъемного оборудования.

PАLFINGER инвестировал значительные средства в создание новых производственных мощностей завода в г. Ишимбай. За прошедшие годы предприятие успешно разработало и запустило в производство несколько серий надежных тросовых и шарнирно-сочлененных кранов-манипуляторов, способных эффективно работать даже в суровых температурных условиях от -40 до +40 С.

Потребителями продукции завода ИНМАН являются предприятия нефтегазового комплекса, коммунального хозяйства, РЖД, дорожно-строительные организации, МЧС, военные подразделения и многие другие.

Предупреждение: По данным предприятия-изготовителя КМУ надёжно работают только в интервале температур от -40 до +40. А на Крайнем Севере и в Сибири температуры окружающего воздуха могут быть существенно ниже, чем -40 градусов, а в Средней Азии выше чем +50. В это же время известно, что техника, предназначаемая для применения в ВС РФ (вероятно, так же и для Роскосмоса) должна разрабатываться для использования при температурах окружающего воздуха от -50 до +50 градусов Цельсия.

Далее, собственно, о автомобилях. На официальном сайте gird.ru опубликовано уведомление о том, что использование печатных материалов, фотографий и чертежей возможно только с письменного согласия правообладателя. Вот такая вот секретность! Но сообщаю, что применяемые материалы взяты в других источниках, ссылки на которые указаны в данной статье.

Анализ имеющихся фотографий и габаритных чертежей от компаний ГИРД и от УралСпецТранс [4] позволяет предположить, что предприятием ГИРД предлагается для Роскосмоса устаревшая и снятая с производства автозаводом УралАЗ модель Урал-4320-1912-40.

02.jpg

Из габаритных чертежей видно, что компания «ГИРД» удлинила машину с 8980 мм до 10505 мм за счёт удлиняющей наставки в раму. При этом имевшийся угол заднего свеса на базовой модели, равный 30 градусов, значительно уменьшен. Это, в свою очередь, значительно снизило параметры проходимости машины.

5818.jpg
Габаритный чертеж Урал-4320-1912-40 / Изображение: www.uralst.ru

Из представленного фото следует, что в компании «ГИРД» с базового шасси сняли ДЗК (держатель запасного колеса), инструментальный ящик, и на их место установили КМУ. Перед облицовкой радиатора установили защитную решётку. Без ДЗК и запасного колеса надёжность машины снизилась по отношению к базовой.

Для повышения бродоходимости не сделано ни чего. Известно, что для обеспечения преодоления брода глубиной до 1,5 метра на автомобиле Урал-4320 необходимо иметь систему герметизации агрегатов (вместо сапунов в мостах, в КПП, в РК монтируются дыхательные трубки, выводящиеся за заднюю стенку кабины), необходимо на конец выхлопной трубы надеть бродовый клапан, заменить пробки заливных отверстий АКБ на герметичные, снизить давление воздуха в шинах, после этого приступить к преодолению брода на низшей передаче в КПП. При этом глубина брода, равная 1,5 метра, рассчитывается с учетом возникающей волны. Следовательно, для исключения гидроудара в дизельном двигателе, на рассматриваемой машине при преодолении брода глубиной до 2,0 метра, впускной конец воздухозаборной трубы (шноркеля) необходимо поднять выше чем на 2,0 метра от грунта. Этого, из представленного фото, не наблюдается.

Как уже отмечалось выше, данная модель снята с производства. Вероятно, компания «ГИРД» пытается Роскосмосу «впарить» завалявшиеся в загашниках остатки.

В настоящее время УралАЗ выпускает шасси Урал Next 4320-6958-74И03. Фотография этой машины отличается от рассмотренной ранее. Ниже следует привести ТТХ Урал Next 4320-6958-74И03.

9495.jpg

Габаритный чертеж Урал Next 4320-6958-74И03 / Изображение: www.uralst.ru

Тактико-технические показатели Урал Next 4320-6958-74И03

Основные характеристики
Колесная формула 6х6
Грузоподъемность, т 
13,7
Емкость топливного бака, л 300
Двигатель
Модель
ЯМЗ- 53602-10
Мощность, л.с. 312
Кабина, тип
Однорядная кабина Урал Next 4320
Коробка передач
МодельZF-9S1310T0, 9 ст.
Тормоза, привод рабочей системыпневматический
Шины, модель
425/85 R21

Особенности комплектации: Длиннобазное шасси для крановых установок, ДОМ, без ДЗК, без выводов на прицеп, без буксирного прибора, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг), задняя подвеска усиленная (г/п 17500 кг), Предпусковой подогреватель - 14ТС-10Е4; централизованная система накачки шин (СЦПШ).

Примечание: ДОМ – дополнительный отбор мощности от РК. (Разрешается отбирать мощность только на стоянке, дополнительный отбор не более 30% от номинальной мощности двигателя); ДЗК – держатель запасного колеса.

Автору данной статьи непонятно: почему Роскосмос заключает сделку со столь ненадёжным предприятием? Ведь совсем рядом, территориально, с ООО ПО «ГИРД» в Миассе размещается подобное предприятие ООО «Уральский Завод Спецтехники».[5]

Вывод: Описанные в статье «В России освоен выпуск бортовых автомобилей на шасси «Урал» для «Роскосмоса» машины являются устаревшими и не соответствующими требованиям, предъявляемым к подобным образцам.

Ниже представляется необходимым рассмотреть материалы о том, какие машины вводились для обслуживания космонавтики основателем советского ракетостроения и космонавтики Сергеем Королёвым.

С середины шестидесятых годов поиск и эвакуация космонавтов и спускаемых аппаратов осуществлялись при помощи машин сверхвысокой проходимости семейства ПЭУ-1.

03.jpeg

3-3.jpeg

В конце 60-х машины сверхвысокой проходимости семейства ПЭУ-1 первыми встречали космонавтов на земле / Фото: aftershock.news

Вследствие бурного развития пилотируемой космонавтики в первой половине 1960-х годов были развернуты полномасштабные работы, направленные на быстрое обнаружение возвращаемых отсеков космических кораблей, оказание первой помощи членам экипажа, а также благополучную доставку космонавтов и спускаемых аппаратов (СА) в заранее заданные наземные пункты.

В местах приземления возвращаемых отсеков космических кораблей из-за отсутствия лётной погоды в продолжительные периоды года и из-за сложного рельефа местности применение основных средств поиска и эвакуации космонавтов – самолётов и вертолётов являлось затруднительным.

Это хорошо понимал генеральный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев. Он-то и обратился к крупнейшему в Советском Союзе специалисту в области наземной транспортной техники высокой проходимости В.А. Грачёву с предложением создать поисковый вездеход, способный в любую погоду обнаружить и эвакуировать космонавтов вместе со спускаемым аппаратом. В начале марта 1965 г. совместным решением ВВС и Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) МосавтоЗИЛу поручалось разработать и изготовить опытный образец поисково-эвакуационной установки (ПЭУ) — такое обозначение получило это необычное транспортное средство.[6]


Вездеходы ПЭУ-1 были созданы Специальным конструкторским бюро Завода им. Лихачева под руководством В.А. Грачева и пошли в серию в середине шестидесятых годов (первый экземпляр машины был построен летом 1966 года). Мелкосерийное производство этих машин продолжалось до конца следующего десятилетия. За создание и эксплуатацию этих машин отвечал Главкомат ВВС СССР.

Вездеход в качестве основы имел алюминиевую раму, на которой монтировались все агрегаты. Все это размещалось в стальном сварном герметичном корпусе.

Вездеход комплектовался бензиновым двигателем ЗИЛ-375Я мощностью 180 л.с. Рядом с мотором внутри корпуса поместили топливный бак на 360 л и все прочие устройства. Глушитель разместили на крыше-палубе корпуса. Через гидротрансформатор, служивший защитой от повышенных нагрузок и остановки, двигатель соединялся с автоматической коробкой передач. Позади второй оси внутри корпуса находилась раздаточная коробка. При помощи четырех карданных валов мощность распределялась на бортовые передачи второй и третьей осей. Также имелся вал для привода водометного движителя. От передач второго моста вперед уходила пара валов, отвечающих за привод передних колес.

В случае попадания в корпус забортной воды машина оснащалась электрической водооткачивающей помпой производительностью примерно в 600 л/мин.

pic_35.jpg

Общий вид ПЭУ-1 / Изображение: coollib.net

Тактико-технические показатели ПЭУ-1

Экипаж, человек
4
Грузоподъемность, кг
3000
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм
8400х2582х2500
Длина и высота (ДхВ) с краном, мм
9618х3765
Колесная база, мм
2500+2500
Диаметр колеса, м
1,52
Колея, мм
2156
Дорожный просвет, мм
560
Двигательбензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный ЗИЛ-375Я
Рабочий объем, л
7
Мощность, при 3200 б/мин, л.с.
180
Снаряженная масса, кг
8170
Полная масса, кг
11720
Максимальная скорость, км/час
68 - по шоссе;
6,3 - по воде
Расход топлива,  л/100 км 85

В 1981 году новый поисково-эвакуационный комплекс в составе грузового вездехода ЗИЛ-4906 с открытой палубой для перевозки спускаемых аппаратов и крановой установкой для их погрузки, пассажирский автомобиль ЗИЛ-49061 с закрытым салоном и малой поисковой машины — шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061 с роторно-винтовым движителем. Комплекс был принят на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР. Амфибия ЗИЛ-29061 расширила возможности комплекса в особо сложных условиях движения и предназначена для эвакуации космонавтов, приземлившихся в труднодоступных местах, где проходимость колесных или даже гусеничных вездеходов недостаточна. Вскоре начался мелкосерийный выпуск новой техники и комплекс получил маркировку ПЭК-490, [7] комплекс – авиатранспортабельный. Техническое задание на проектирование комплекса предписывало возможность переброски машин на самолетах Ил-76 и Ан-12 и вертолетах Ми-26. В угоду этому конструкторы не только «вписали» вездеход в максимально компактные габариты (9250х2480х2537 мм), но и сделали съемным остекленный стеклопластиковый колпак кабины и так же поступили со стеклопластиковым колпаком пассажирского отсека на машине ЗИЛ-49061.


Комплекс «Синяя птица» был выпущен и поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин (по другим данным -20).[8]

001.jpg

Комплекс «Синяя птица» / Фото: Роскосмос

Комплекс поступил на вооружение в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ), которое действует как государственное учреждение при Министерстве обороны Российской Федерации. Появление новой техники привело к постепенному отказу от уже эксплуатируемой ПЭУ-1.

Уважаемые читатели, следует отметить, что особенности конструкции и принцип движения ЗИЛ-29061 уже были показаны в статье Анатолия Черкашина «Основные направления повышения надежности движителя транспортного средства, оригинальные движители (часть 2, окончание)».[9]

Следует заметить, что все машины, входящие в состав комплекса – вездеходы (могут перемещаться по воде и на суше как по дорогам, так и вне дорог).



Так вот, ЗИЛ-29061 (ПЭМ-3) – вездеход.

шв.jpg

шн.jpg

ЗИЛ-29061 (ПЭМ-3) – вездеход / Фото: Роскосмос

Необходимо отметить, что корпус ЗИЛ-29061 и движители выполнены из алюминиевого сплава, а борта и кабина из стеклопластика. В движение вездеход приводится двумя двигателями ВАЗ-2103 мощностью 77 л. с. каждый.

Эта спасательная машина перевозится в транспортном положении на палубе грузовой машины и может сгружаться на землю с использованием бортовых грузоподъемных средств.

1524140632_zil-29061-8.jpg

Общее устройство ЗИЛ-29061 / Изображение: topwar.ru

Тактико-технические показатели ЗИЛ-29061[10]

Производитель ЗИЛ
Годы производства 1979 -1983
Двигатель (марка), шт. (ВАЗ-2103) - 2
Трансмиссия ступенчатая
Габариты, мм: длина - 4860;
ширина - 2390;
высота - 2200
Клиренс, мм 760
Максимальная скорость, км/ч: на воде - 13:
на болоте - 12;
по снегу - 25
Грузоподъёмность, кг 397
Расход топлива, л/ч 36
Ёмкость баков, л
2 х 72
Запас хода по топливу, км
100

Далее, уважаемые читатели, представляется необходимым поговорить о конструктивных особенностях вездеходов ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061.

Машины ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 фактически отличаются только оборудованием грузовой площадки в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащён подъемным краном и ложементом для спускаемого аппарата, во втором – закрытой пассажирской кабиной. Корпус, силовая установка, шасси и т.д. обеих машин - одинаковые.

ЗИЛ-49061 из состава поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 «Синяя птица» / Фото: www.gruzovikpress.ru

В данной статье, при рассмотрении особенностей конструкции машин, представляется целесообразным использовать фотоматериалы, предоставленные в открытом доступе в статье «Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица».[11] Кроме этих фото использованы представленные в статье Пока не прерванный полёт (Часть 1).[12]

Спасательные вездеходы-амфибии построены на основе корпуса рамной конструкции. В его основе применена облегченная сварная алюминиевая рама, состоявшая из продольных и поперечных профилей, а также нескольких косынок и раскосов в нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом. Передний свес корпуса выполнили в виде изогнутого агрегата с несколькими продольными ребрами жесткости. Над колесами размещён вертикальный борт с крупными колесными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Такая его форма была связана с необходимостью установки пары наружных гребных винтов.

Элементы кабины

00-3.jpg

Кабина полностью соответствует периоду своего создания / Фото: www.gruzovikpress.ru

000-0.jpg

Полная информация на панели приборов: амперметр, тахометр, спидометр с одометром, указатель температуры, указатель уровня топлива, масляный манометр, шинный манометр, манометр бортовой пневмосистемы / Фото: www.gruzovikpress.ru

000-1.jpg

Пульт автономной системы пожаротушения под рычагом КП / Фото: www.gruzovikpress.ru

000-2.jpg

Все педали напольные, но достаточно удобные / Фото: www.gruzovikpress.ru

00-4.jpg

000=1а.jpg

В кабине слева часть пространства съедает блок с кранами торможения и стеклоочистителей, но, как видите, через окно можно высунуться прямо во время движения / Фото: www.gruzovikpress.ru

Машины ЗИЛ-4906 (ПЭМ-2) и ЗИЛ-49061 (ПЭМ-1) отличаются только оборудованием грузовой площадки в кормовой части корпуса. ЗИЛ-4906 оснастили подъемным краном и ложементом для спускаемого аппарата, а на ЗИЛ-49061 в кормовой части разместили закрытую пассажирскую кабину. Корпус, силовая установка, шасси и т.д. обеих машин - одинаковые.

Компоновка корпуса ЗИЛ-4906/49061. Передняя часть корпуса отдана под приборный отсек и кабину экипажа. Кабина получила характерный стеклопластиковый колпак, выступающий над крышей-палубой корпуса. Доступ в кабину осуществлён через два люка в крыше колпака. За ним располагается силовое отделение, крышка которого находится на уровне среза бортов. Чуть более половины корпуса в его центре и корме, предназначено для монтажа целевого оборудования, соответствующего назначению машины.

2.jpg

3.jpg

Трансмиссионная перспектива: мосты с бортовыми редукторами и плоское герметичное днище / Фото: www.gruzovikpress.ru

4.jpg

Каждый гребной винт водоходного движетеля оборудован рулем / Фото: www.gruzovikpress.ru

Так для ЗИЛ-4906 по левому борту смонтирована двухбалочная крановая установка общей грузоподъёмностью 3400 кГ, (имеющая две стрелы, работающие синхронно) и под неё применили откидные домкраты (для стабилизации машины), между стрелами размещён ложемент для перевозки и расчалки СА. На этом месте так же транспортируется шнекоход ЗИЛ-29061. А на ЗИЛ-49061 размещён салон, выполненный так же из стекловолокна (стекловолоконный колпак так же выполнен съёмным). Вход в салон осуществляется через люк и лаз с палубы за моторным отсеком. Подняться на палубу машины можно только с левого борта по откидной лестнице. Для передачи в салон больных и лежачих космонавтов предусмотрены задние двери в салоне. В салоне можно разместить трёх лежачих космонавтов и медиков на сидениях. Салон оборудовался кондиционером и отопителем. Значительная часть внутренних объемов корпуса вмещает агрегаты трансмиссии.

Обе машины оборудованы автономными системами пажаротушения.

Конструкторами СКБ ЗИЛ впервые в мировой практике, в целях обеспечения герметичности агрегатов трансмиссии, применён наддув в агрегаты воздуха для исключения попадания в них просочившейся воды.

Кроме этого следует добавить, что для машин семейства «Синяя птица», как и ПЭУ-1, применили электрическую водооткачивающую помпу для откачки воды из корпуса, в случае попадания воды во внутрь машины.

В моторном отсеке корпуса поместили переработанный бензиновый двигатель от автомобиля ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Рядом с двигателем находится радиатор со средствами обдува, топливный бак и другая аппаратура. Выхлопную трубу с глушителем вывели на крышу корпуса. С двигателем соединена пятиступенчатая коробка передач с ручным управлением.

5.jpg

Классический карбюраторный 8-цилиндровый ЗИЛ-508 с экранированным электрооборудованием в моторном отсеке / Фото: www.gruzovikpress.ru

Имеются сведения, что на поздних машинах семейства планировалось применить дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с, агрегатированный с однодисковым сцеплением и 9-и ступенчатой коробкой передач ЗИЛ-4421. Для запуска дизеля в холодное время года имеется предпусковой жидкостный подогреватель и электрофакельное устройство. С помощью предпускового подогревателя можно обогревать кабину при неработающем двигателе. Для синхронизации дизельного двигателя с трансмиссией ЗИЛ-4906 передаточные числа раздаточной коробки были изменены.[13] Эти работы уже проводились после смерти Грачёва конструкторами КЭП-ВТС (так в 90-е годы именовался СКБ ЗИЛ) при создании на базе агрегатов ЗИЛ-4906 не плавающей машины для разработки и изготовления комплекса поисково-эвакуационных машин гражданской авиации (КПЭМ ГА). Машину обозначили под заводским шифром ЗИЛ-132К.

На машинах ЗИЛ-4906 и 49061 силовой поток от двигателя через сцепление передаётся на коробку передач, затем силовой поток передаётся на раздаточную коробку, при помощи которой реализуется, так называемое, бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределяет крутящий момент на колеса разных бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивается привод всех шести колес машины. Также от раздаточной коробки отходят валы для кормовых гребных винтов.

8.jpg

Малый диаметр разворота в 22 м достигается управляемыми передней и задней осями / Фото: www.gruzovikpress.ru

20.jpg

При манёврах на воде хорошо заметен ходовой крен корпуса / Фото: www.gruzovikpress.ru

В проекте ЗИЛ-4906/49061 сохранили трехосную ходовую часть, как и у ПЭУ-1, с полным приводом и колесами большого диаметра. Колёса всех трех осей оснастили независимой торсионной подвеской. Передние и задние колеса являются управляемыми и контролируются при помощи гидравлического усилителя. Для улучшения маневренности рулевая система разворачивает задние колеса с некоторым запозданием относительно передних (примерно в 50). Вновь использована односкатная ошиновка колес с шинами большого диаметра, оснащёнными СЦПШ. Колеса имеют дисковые тормоза, размещенные внутри корпуса машины.

Для движения по воде используется водоходный движитель, вездеход получил пару гребных винтов, помещенных под кормой корпуса. Позади каждого из них находится собственный подвижный руль, обеспечивающий маневрирование. Винты и рули контролируются с рабочего места водителя.

00-с.jpg

Габаритные размеры ЗИЛ-49061 «Синяя птица» / Изображение:otvaga2004.ru

Тактико-технические показатели ЗИЛ-49061 «Синяя птица»

Колёсная формула6х6
Масса, кг:
полная - 12500;
снаряженная - 9000
Грузоподъёмность, кГ 3500
Число мест в кабине 4
Число мест в салоне 4 + 3 на носилках
Двигатель: ЗИЛ-508.10 (бензиновый), карбюраторный, топливо – А-76
Рабочий объём, cм3 5969
Мощность, л.с. 150 при 3200 мин-1
Крутящий момент, Н∙м401,8 при при 1800–2100 мин-1
Коробка передач ЗИЛ-131, механическая
Раздаточная коробка
2-х ступенчатая с межбортовым дифференциалом
Количество ступеней вперед/ назад
2(в РК) х 5(в КПП)/1
Подвеска всех колёс
рычажно-торсионная
Рабочая тормозная система
гидравлическая
Вместимость топливных баков, л
2 х 250
Максимальная скорость на суше, км/ч
80
Максимальная/ устойчивая скорость на плаву, км/ч (узлов)
8 (4,3)/ 1,5 (0,8)
Расход топлива контрольный, л/100 км
50
ШиныИ-159, 16.00-20”
Авиатранспортабельность
Ми-26, Ан-12, Ил-76

К указанному следует добавить. что машины комплекса «Синяя птица» проходили соответствующую модернизацию на территории ЗИЛ. Где по состоянию на 2016 год ещё продолжало действовать ОАО «Вездеход ГВА», располагавшееся на территории Механосборочного цеха №6. Это общество в 2016 году заканчивало капитальный ремонт одной из машин комплекса «Синяя птица».[14] Сколько машин комплекса ПЭК-490 прошли модернизацию в ходе капитального ремонта, автору данной статьи не известно. Весьма вероятно, что в ходе выполнения этих работ на машинах ЗИЛ-4906 и 49061 менялись карбюраторные двигатели ЗИЛ-583.10 на дизельные (скорее всего на ЗИЛ-645), при этом возникала потребность в замене РК ЗИЛ-4906 на РК ЗИЛ-4972 производства ЗАО «СААЗ» (Смоленский автоагрегатный завод).

Почему это требовалось?

Во-первых, производство бензина А-76, как и АИ-80, было прекращено.

Во-вторых, с 2007 года, после перехода России в 2005 году на экологический стандарт ЕВРО-2, прекращено производство карбюраторных двигателей.

В-третьих, у большинства современных дизелей максимальная частота вращения коленчатого вала лежит в пределах (1800 – 2400) с-1 (у двигателя ЗИЛ-645 = 2800 с-1 при номинальной мощности), в то время как частота вращения вала у бензиновых двигателей ограничивается примерно 3500 – 4000 с-1 (у двигателя ЗИЛ-580 ограничена датчиком ограничителя частоты вращения в пределах 3300 – 3450 с-1). Переход на дизельный двигатель снижал, в конечном итоге, частоту вращения колёс машины (скорость машины)

Кроме этого, момент крутящий у дизелей, если проанализировать внешние скоростные характеристики, нарастает по более крутой кривой (он при тех же оборотах у дизеля больше). А это влияет на прочностные характеристики агрегатов. Формула крутящего момента: Мкр = r х F, Нм, где: Мкр – момент крутящий, r – радиус-вектор приложения силы, F – сила. Вывод: при том же радиусе вращающая сила у дизеля больше. А сила может привести к поломке существующего механизма. Поэтому конструкторы и производят пересчет передаточного числа трансмиссии. И применяют для дизельных и бензиновых двигателей другие КПП и РК. Пример: силовой агрегат ЗИЛ-580 можно заменить на силовой агрегат, состоящий из дизельного двигателя производства ЗАО «БМЗ» - СМД-23.07.03 и КПП от ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ».

В-четвёртых, РФ в 2015 году ввела в действие на своей территории экологические нормы ЕВРО 5. Поэтому все ведущие автозаводы переходят на применение двигателей с электронным впрыском дизельного топлива типа Common Rail или AdBlue (применяется впрыск мочевины).

Кроме этого, все современные автомобили в системах выхода отработавших газов оснащаются соответствующими фильтрами и дожигателями (катализаторами). При переходе, в ближайшем будущем, на стандарт Stage V имеется вероятность запрещения эксплуатации машин с устаревшими двигателями.

Анализ описания конструкции рассмотренных машин и их ТТХ позволяет сделать ряд выводов:

1. Начало производства Поисково-спасательного комплекса «Синяя птица» и, в частности, вездехода-амфибии ЗИЛ-4906 для Европы явилось сенсацией и наделало много шума. Тогда зарубежные производители и не мечтали повторить достижение ЗИЛовцев, то есть создать автомобиль с аналогичными характеристиками. Лишь в 2007 году итальянский автопроизводитель – компания Iveco смогла воссоздать нечто подобное – пожарно-спасательный автомобиль Magirus Marconi Duffy.[15] При этом, скорость движения его на плаву составила до 15 км/ч.

2. Рассмотренная конструкция машин морально и физически устарела. Естественный износ её деталей, особенно РТИ, применяемых в двигателях, в рулевых управлениях, в тормозных системах, для сальников, уплотняющих корпуса машин, - критический. Замена не выпускаемых деталей, имеющих ограниченный по возрасту срок годности, крайне необходима. Но это - невозможно, так как подобных деталей в массовом производстве не имеется. (Машины сняты с производства в 1991 году).

3. По своему техническому состоянию указанные машины в ближайшие годы не смогут проходить государственный технический осмотр, получать полис ОСАГО и допускаться к эксплуатации по дорогам общего пользования.

4. ТТХ машины свидетельствует, что она не может преодолевать вплавь полугорные реки и полноводные реки Сибири и Дальнего Востока, особенно в период половодья. Скорость движения на плаву для этих рек должна быть выше скорости их течения.[16] В статье Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть2)» в таблицах приведена характеристика рек. Для инженерных машин ВС РФ принята скорость движения на плаву - не ниже 13 км/ч.

5. Для обеспечения поисково-эвакуационных работ в Роскосмосе, в МЧС, в гражданской авиации России и аварийных работ для отраслей электро, газо и нефтедобычи крайне необходимо разработать и наладить производство подобных машин.

Ниже в данной статье следует проследить за тем, какую дальнейшую судьбу готовит МО РФ для ПЭК-490.

Вышла в свет статья «Амфибии «Синяя птица» пройдут модернизацию».[17] В статье сообщается, что российские военные модернизируют поисково-эвакуационные машины «Синяя птица», которые предназначены для обеспечения запуска пилотируемых космических кораблей. Со слов начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы 14-й армии ВВС и ПВО Евгения Солнцева известен объём работ по модернизации комплекса машин: «В модернизации автомобиля будет частично обновлено радиосвязное и навигационное оборудование, а также системы кондиционирования и отопления, которые необходимы в случае, если космонавтов эвакуируют наземным эшелоном. Кроме того, будет проведен ремонт корпуса, но внешне машины не изменятся».

Хочется заметить, что модернизация машин диктуется жизнью. Автор данной статьи в частной беседе, проведённой 09.11.2019 года, с уволившимся «в запас» лётчиком, выяснил, что товарищ, в своё время участвовавший в выполнении обеспечения задачи поиска и эвакуации космонавтов, стал очевидцем, как поисково-эвакуационная машина отказала в работе (техническая неисправность), и задание чуть было не сорвалось.

Автору статьи совершенно очевидно, что рассматриваемые машины нуждаются в полноценном капитальном ремонте с проведением модернизационных работ. Это – в крайнем случае. А, по большому счёту, необходимо дать поручение предприятиям ОПК на разработку и выпуск более совершенных аналогов данного комплекса.

На взгляд автора данной статьи, поручить выполнение подобных работ (техническое задание от МО РФ на проектирование и выпуск такой техники) в современном автопроме не кому. Последние разработки проводились конструкторскими коллективами автозаводов по созданию серьёзных амфибийных машин более 25 лет назад.

В настоящее время, подавляющее большинство подобных конструкторов уволено по старости, молодые специалисты должны начинать «с нуля».

Как известно автору, опыт создания гусеничных амфибий, а, следовательно, и конструкторские группы имеются в настоящее время на предприятиях ОПК, производящих амфибийную технику: Корпорация «Уралвагонзавод», её Омский завод, выпускает уникальную машину инженерных войск ПТС-ПС (гусеничный), Курганский «Курганмашзавод» выпускает современные БМП-4 и БМД-4М. Всё это – гусеничные амфибии.

В Муроме предприятие ООО «ВПК» постоянно работает над созданием колёсных корпусных машин БТР-82 и его модификаций и перспективного колёсного БТР «Бумеранг».

Автор считает, что при ООО «ВПК» можно и нужно в конструкторском бюро создать группу по проектированию и сдаче для нужд МО РФ, Роскосмоса и заинтересованных структур современного амфибийного поисково-эвакуационного колёсного комплекса.

Выводы по статье:

1. Закупка для Роскосмоса устаревших машин от предприятия «ГИРД» - высокорискованная и вызывает недоумение.

2.  Машины комплекса ПЭК-490 «Синяя птица» морально и физически устарели.

3. Назрела острая необходимость в скорейшем создании новейших колёсных поисково-эвакуационных машин-амфибий.

   

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Редакционная статья «В России освоен выпуск бортовых автомобилей на шасси «Урал» для Роскосмоса» в издательстве информационного агентства Оружие России от 18.10. 2019 года.

2.  Выписка из ЕГРЮЛ актуальна на 23.11.2019 года.

3. Официальный сайт ИНМАН Группы Палфингер актуально на 12.11.2019 года.

4. Статья «Шасси Урал 4320-1912-40» на официальном сайте УралСпецТранс , актуально на 12.11.2019 года.

5. Статья Анатолия Черкашина «Производство специальных автомобилей в ЗАО «Уралспецмаш» (часть 1)» в издании информационного агентства Оружие России от 13.08.2017 года.

6. Редакционная статья «Автомобиль-амфибия ПЭУ-1 и модификации» в издании AfterShock информационный центр от 27.08.2016 года.

7. Редакционная статья «Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяяптица» в издании Военное обозрение от 17 марта 2018 года.

8. Статья «"Синяя птица" ЗИЛ-4906. Вездеход для космонавтов» в интернет издании Яндекс Дзен от 15 августа 2018 года.

9. Статья Анатолия Черкашина«Основные направления повышения надежности движителя транспортного средства, оригинальные движители (часть 2, окончание)» в издании информационного агентства Оружие России от 07.06.2016 года.

10. Статья «ЗИЛ-2906» в Википедии, отредактирована 25 января 2019 года.

11. Редакционная статья «Поисково-эвакуационные вездеходы семейства ЗИЛ-4906 «Синяя птица» в издании Военное обозрение от 17 марта 2018 года.

12. Статья Даниил Минаев, Юрий Петров Фото авторов и Андрея Пядушкина «Пока не прерванный полёт (Часть 1)» в издании Грузовик пресс, опубликовано ГП 10-2018.

13. Статья в блоге «ЗИЛ 4975 часть-1» в издании DRIVE2.RU

14. Статья Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 1)» в издании информационного агентства Оружие России от 10.02.2019 года.

15. Редакционная статья под ником admin «Iveco Magirus Marconi Duffy – аналог нашего ЗИЛ-49061» в издании электронного портала Уникальные и эксклюзивные машины от 09 февраля 2016 года

16. Статья Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть 2)» в издании информационного агентства Оружие России от 15.10.2016 года.

17. Статья Александра Пешкова «Амфибии «Синяя птица» пройдут модернизацию» в издании еженедельника «Звезда» от 06.11.2019 года.



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12



Теги: Космонавтика, машина, амфибия, комплекс, поисково-эвакуационный, дизельный, бензиновый, трансмиссия, движитель