Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 31.03.20
Еще раз об автомобилях для Роскосмоса

1.png

6 февраля. выпускаемые компанией ООО «Авторос». вездеходы «Шаман» приняли участие во встрече экипажа космического аппарата «СОЮЗ МС-13», посадка которого состоялась в Казахстане / Фото: Минпромторг

Шестого февраля 2020 года вышла в свет статья на портале Новости Минпромторга с названием «РОССИЙСКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ "ШАМАН" ВСТРЕТИЛИ ЭКИПАЖ КОСМОНАВТОВ».[1]

Минпромторг сообщил из Жезгазгана 6 февраля: «Выпускаемые компанией ООО «Авторос» вездеходы «Шаман» приняли участие во встрече экипажа космического аппарата «СОЮЗ МС-13», посадка которого состоялась в Казахстане. В состав экипажа вошли Александр Скворцов (Россия), Лука Пармитано (Италия) и Кристина Кук (США).

Вездеходы «Шаман» провели спасательную операцию по встрече пилотируемого аппарата и обеспечили прямой эфир спускаемой капсулы в Центр управления полетами.

Вездеходы «Шаман» успешно зарекомендовали себя в решении подобных задач - это уже третье участие в ответственной миссии.»


Материалы вышеуказанной статьи являются ярким подтверждением того, насколько правильными были выводы в статье Анатолия Черкашина «Еще один российский автозавод стал выпускать специальные автомобили для Роскосмоса, а нужны ли они».[2]

Вот эти выводы:

1. Закупка для Роскосмоса устаревших машин от предприятия «ГИРД» - высокорискованная и вызывает недоумение.

2. Машины комплекса ПЭК-490 «Синяя птица» морально и физически устарели.

3. Назрела острая необходимость в скорейшем создании новейших колёсных поисково-эвакуационных машин-амфибий.

Из статьи, опубликованной Минпромторгом, становится очевидным, что ГАБТУ МО РФ предпринимает некоторые попытки для замены машин спасательного комплекса ПЭК-490, предназначенных для оснащения подразделения, подчинённого поисково-спасательной и парашютно-десантной службе 14-й армии ВВС и ПВО.

Далее, уважаемые читатели, предлагается рассмотреть: каким предприятием выпускаются вездеходы «Шаман», их конструкцию, ТТХ (в сравнении с ТТХ созданных в далёкие советские времена лучших в мире аварийно-поисковых машин), сравнить их с существующими образцами и сделать выводы.

Всё о вездеходах «Шаман» и предприятии их выпускающем.

Анализ материалов Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) позволяет почерпнуть материалы о предприятии – производителе вездеходов «Шаман». Им является «ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОРОС".

0-1-0.jpg

Цех по производству вездеходов «Шаман» в поселке Новозавидовский/ Фото: www.drive2.ru

ООО «Авторос» - действующая организация.[3] Дата регистрации 29.05.2008. Юридический адрес: 171272, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Новозавидовский, улица Некрасова, дом 3а. Статус организации: действующая. Руководителем является генеральный директор Волхонский Владимир Алексеевич (ИНН 770200375508). Размер уставного капитала - 1 034 059 516,74 рублей. Основной вид деятельности -производство автотранспортных средств (29.1). Среднесписочная численность предприятия - 56 сотрудников (данные по состоянию на 2018 год).

Очевидно, что это – малое предприятие, так как среднесписочная численность - 56 сотрудников (2018). Федеральным Законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что к малым предприятиям относятся организации, численность работников в которых не превышает 100 человек. По состоянию на 2018 год производственные мощности предприятия составляли две машины в год.

Описание конструкции вездехода представлено [4] в статье «Вездеход ШАМАН производство».

Изначально вездеход разрабатывался в конструкторском бюро отдела СМ3-2 "Колесные машины" (НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана) и при широком участии студентов МГТУ имени Н.Э. Баумана. Заказчиком была компания "Авторос".

Таким образом, авторские права и обязательный авторский надзор (если таковой ещё в РФ существует) принадлежат вышеуказанному конструкторскому бюро. Пояснение: «Авторский надзор — это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение соответствия технологическим, промышленным и другим нормам и показателям, предусмотренным в проектной документации, для вводимого в эксплуатацию объекта. Авторский надзор разработчика в процессе производства содержит комплекс работ, проводимых разработчиком изделий на предприятиях — изготовителях изделий, на ремонтных предприятиях промышленности.»

Далее, уважаемые читатели, предлагается рассмотреть особенности конструкции вездехода.

В основе конструкции лежит рама. Она алюминиевая, сделана в виде закрытой, герметичной лодки.

02.jpg

Размещение силовой установки и трансмиссии, выполненной по центральной схеме, в алюминиевой раме – герметичной лодке вездехода / Фото: www.drive2.ru

Внутри нее размещаются основные узлы и агрегаты. Если внутрь неё каким-то образом всё-таки попадет вода, то есть штатная система откачки в виде специальных помп с высокой производительностью (до двухсот литров в минуту).

Двигатель - дизельный Iveco F1C, такие устанавливают на Fiat Ducato. Это рядный четырёхцилиндровый турбодизель, объёмом три литра. Мощность – 176 л.с., крутящий момент – 350 Нм.

Iveco_Daily_3_0_170_2011_F1CE3481C.jpg

Двигатель - дизельный Iveco F1C / Фото: i.dvigateli.ru

Блок чугунный, ресурс достигает 700 тысяч километров. Причем вес небольшой, всего 270 кг.

Ниже поговорим о трансмиссии.

Как уже указывалось, вездеход разработан в конструкторском бюро отдела СМ3-2 "Колесные машины"

Собственно, предшественник «ШАМАНа», вначале под названием ZET, а потом так же - Проект «Z» с колесной формулой 6х6 появился в 2006 году.

Прототип имел бортовую схему трансмиссии.

Но в последующем было решено остановиться на центральной схеме трансмиссии. Это, скорее всего, объясняется небольшим запасом плавучести конструкции. Бортовая схема, при наличии одного двигателя, предопределяет необходимость введения в схему агрегата – так называемой гитары, предназначенной для распределения потока между двумя коробками перемены передач (КПП), если гитара монтируется сразу за двигателем, если за КПП, то две бортовые раздаточные коробки (РК) и, по количеству осей, уголковые главные передачи (ГП).

При наличии центральной схемы нет необходимости в гитаре, нужна всего лишь одна РК и главные передачи – по числу осей.

Уменьшение количества агрегатов служит существенному снижению массы трансмиссии, то есть увеличению запаса плавучести.

Коробка перемены передач - механическая, шести ступенчатая ZF.

Раздаточная коробка – собственной конструкции (не импортная). Это - пятивальная РК с валом отбора мощности и двумя скоростями и пневматическими приводами управления РК.

Пятивальная РК с пневматическими приводами управления режимами работы РК / Фото: www.drive2.ru

В качестве главных передач (разнесённого типа) применены УАЗовские мосты с самоблокировкой, с укороченными чулками (первая ступень) и колёсные редукторы – вторая ступень (на подобии ГП – колёсного редуктора) военного автомобиля УАЗ).

8а.jpg

Главные передачи – УАЗовские мосты с укороченными чулками. На фото виден гидравлический цилиндр привода руля / Фото: www.drive2.ru

Карданная передача. Применены карданные валы УАЗовского типа, связывающие главные передачи с РК. Карданные валы привода крайних мостов крепятся посредством промежуточной опоры – подвесного подшипника. Привод колёсных редукторов так же посредством карданных валов.

Подвеска. Независимая с двумя «А»-образными рычагами. Другое техническое новшество, первоначально планировалось применить в вездеходе систему независимой подвески с рессорами из композиционного материала. Основная идея этих рессор состоит в совмещении упругого и демпфирующего элемента подвески, что позволило снизить снаряженную массу машины.

fb9db91s-960.jpg

Элементы независимой подвески / Фото: www.drive2.ru

Следует отметить, что уже в первых серийных машинах была применена гидропневматическая подвеска, которая позволяла менять дорожный просвет. Но уже в элементах подвески на последних образцах машин, в отличии от первых серийных образцов, применили более дешевый, но надежный пружинный вариант.

Элементы подвески всех колёс – взаимозаменяемые.

Рулевое управление. Рулевое управление обеспечивает поворот передних и задних колес на одинаковые углы, что существенно сокращает радиус поворота машины.

1049867.jpg

Схемы работы управляемых колёс:
Рис1 - управление колёсами на дороге общетранспортного назначения
Рис2 - «крабовый ход» (способствует парковке на небольших площадках)
Рис3 - минимальный радиус поворота / Изображение: kassot.com

Привод рулевого управления оснащен четырьмя гидроусилителями на всех осях, это снижает требуемые усилия на рулевом колесе и облегчает управление машиной.

Разработана и внедрена система подруливания вездехода (задние управляемые колёса срабатывают с некоторым запаздыванием по отношению к передним). Это исключает явление «рыскание» машины (что было заметно на машинах ЗИЛ-135).

Рулевое управление имеет три режима работы. Так, вам доступен поворот только передних осей, что подойдет для передвижения на большой скорости. Режим управления колесами на задних осях оптимален для поворотов с минимальным радиусом. А если вы захотите, то все колеса будут поворачиваться в одну сторону, так называемый «крабовый ход». Такой вариант предпочтителен в случае парковки на небольшой площадке и при движении по болоту, что бы последующие колёса за передними не проваливались в пробитую передними колёсами колею. Выбирайте то, что необходимо в конкретный момент, и машина будет подчиняться вашим решениям и справляться с любыми препятствиями на пути.

Движитель. В качестве сухопутного движителя применяются колёса. Колеса на снегоболотоход устанавливаются собственного производства – шины - модель MAX-TRIM 1300-700х21 низкого давления. Колёса оснащены системой централизованного регулирования давление воздуха в шинах.

9а.jpg

Шины собственной разработки и производства / Фото: www.drive2.ru

Вездеход на шинах низкого давления способен без труда преодолевать болота, труднопроходимую тундру, водные преграды на пути, куда бы вы ни направились.

Но по желанию можно укомплектовать шинами с другим рисунком протектора, это модели X-TRIM 1200-600х21 и S-TRIM 1200-600х21.

10а.jpg

Распорные кольца шин «Авторос» / Фото: www.drive2.ru

Все колеса комплектуются алюминиевыми дисками «Авторос».

От разбортирования колеса защищают внутренние распорные кольца.

Колёсная ходовая часть одновременно служит и в качестве водоходного движителя. В этом случае колёса ещё выступают в качестве водяных рулей.  Как дополнительная опция, для повышения скорости на плаву до 7 км/ч, применяется гребной винт, не имеющий защиты и ограждения от попадания посторонних предметов. Для быстрого преодоления водных преград «ШАМАН» может комплектоваться гребным винтом, увеличивающим скорость передвижения до семи километров в час. Привод гребного винта – гидрообъёмный.

0-2-0.jpg

Дополнительный водоходный движитель – гребной винт с гидрообъёмным приводом / Фото: ljrate.ru

Реверс на плаву обеспечивается за счёт включения заднего хода колёс.

Плавучесть машины обеспечивается за счёт водоизмещения герметичной рамы – лодки и объёма восьми шин облегчённого колёсного движителя (алюминиевые диски колёс).                

В случае аварийного попадания забортной воды включается система водооткачки. Специальные помпы с высокой производительностью (до двухсот литров в минуту) помогают избавиться от попавшей в лодку воды, предусмотрен форсированный сброс жидкости при помощи отдельных клапанов (это – уже при выходе на сушу).

Далее, уважаемые читатели, после рассмотрения конструкции шасси машины позвольте перейти к рассмотрению кузова.

На лодку-раму водружается кузов.

Кузов выполнен из стальных листов, которые собирают на специальной оснастке - на стапелях.

Элементы кузова создаются с применением современного станочного оборудования. Вообще станочный парк у Автороса внушительный. Используется очень современное оборудование, часть из которого еще только вводится в эксплуатацию, как например, фрезерно-гравировальный станок "AXYZ" 4008. Правильную форму листам придают на гидравлическом гибочном прессе с ЧПУ Baykal APHS. (См. вышеуказанную статью в издании УАЗбука).

Первоначально элементы кузова раскраиваются. Затем по рабочей документации собираются в единое целое. В начале собираются две отдельные боковины кузова. Затем на специальной подставке две половинки соединяются сваркой в одно целое.

Понятно, что для такого объема сварочных работ нужно хорошее оборудование.

И тут оно есть.

Например, BLUEWELD DIGITAL PLUS 9000 - однофазный сварочный аппарат с микропроцессорным управлением, предназначенный для точечной сварки листов из нержавеющей, оцинкованной и простой стали, толщиной до 3-х мм. Кроме этого имеется мультипроцессный сварочный полуавтомат Saprom S Speed Pulse, LORCH.

Для работ на стапеле используются подвесное сварочное оборудование.

Например, подвесные клещи контактной точечной сварки TECNA с пневматическим приводом сжатия, водяным охлаждением и встроенным блоком управления.

Этапы формирования кузова показаны на фотографиях. Пол не закрыт. Потом сюда установят панели, через которые будет осуществляться доступ к трансмиссии.

Кузов красится изнутри и снаружи. По цеху он передвигается на технологической тележке.

Изнутри кузов утепляется композитными сэндвич-панелями, выполненными в виде сот. Такая конструкция хорошо держит тепло. Более мелкие по площади места укрываются слоем шумо и виброизоляции выполненной на основе пенофола.

Затем прокладываются жгуты с проводами.

Монтируются, при необходимости, дополнительные ручки и кронштейны.

Кузов, готовый к финальной сборке водружается на раму – лодку. После этого устанавливают пластиковые панели. Монтируют кресла, двери, элементы отделки салона. В полу, через подъёмные панели, имеется свободный доступ к агрегатам трансмиссии (что очень важно при проведении работ на болотистой местности).

Далее, уважаемые читатели, позвольте вам довести тактико-технические характеристики вездехода «Шаман». [5]

t_shaman_66.jpg

Габаритные размеры вездехода «Шаман» / Изображение:otvaga2004.ru

Тактико-технические показатели вездехода «Шаман»

Колесная формула 8х8
Скорость. км/час:
максимальная по суше - 70;
минимальная скорость - 2;
максимальная на воде - 7 с гребным винтом и 5 без
Весовые характеристики. кг:
снаряженная масса - 4800;
грузоподъемность на плотных грунтах - до 1500;
грузоподъемность на слабонесущих грунтах - до 1000
Размеры. мм:
длина - 6300;
ширина - 2500;
высота - 2700;
клиренс - 450;
колея - 1950
Геометрическая проходимость:

Угол опрокидывания. градусов 47
Максимальный подъем. градусов
45
Продольный радиус проходимости. мм
1170
Двигатель и трансмиссия

Двигатель
дизельный Iveco F1C, 3.0 TD
Мощность. л.с.
146
Максимальный крутящий момент. Нм
350
Тип топлива
дизельное
Объем баков. л
260
Расход топлива. л/100 км 25
Коробка передач
механическая, 6-ступ
Раздаточная коробка 2-ступ., 5-ти вальная, с блокируемым дифференциалом и подключаемыми 1 и 2 мостами, с валом отбора мощности
Рулевое управление
гидрообъемное, с гидроцилиндрами в качестве исполнительных механизмов
Мосты 
оригинальные на базе «УАЗ спайсер»
Колесный редуктор 
оригинальный
Шины низкого давления. Базовая комплектация X-TRIM  (1200-600х21)
Интерьер
 
Вместимость. человек
1+8
Спальное место. штук  
4 (Вариант «Охотник»)

Далее, уважаемые читатели, позвольте вам напомнить, что в СССР в 1981 году был принят на вооружение поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490, состоящий их трёх машин: шнекохода ЗИЛ-29061, грузового автомобиля ЗИЛ-4906 и пассажирского автомобиля ЗИЛ-49061.[6]

Далее, предлагается провести сравнение описанного вездехода «Шаман» с пассажирским автомобилем из комплекса ПЭК-490.

00-с.jpg

Габаритные размеры ЗИЛ-49061 «Синяя птица» / Изображение:otvaga2004.ru

Тактико-технические показатели ЗИЛ-49061 «Синяя птица»

Колёсная формула 6х6
Масса, кг: полная - 12500;
снаряженная - 9000
Грузоподъёмность, кГ 3500
Число мест в кабине 4
Число мест в салоне 4 + 3 на носилках
Двигатель: ЗИЛ-508.10 (бензиновый), карбюраторный, топливо – А-76
Рабочий объём, cм3 5969
Мощность, л.с. 150 при 3200 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 401,8 при при 1800–2100 мин-1
Коробка передач
ЗИЛ-131, механическая
Раздаточная коробка
2-х ступенчатая с межбортовым дифференциалом
Количество ступеней вперед / назад
2(в РК) х 5(в КПП)/1
Подвеска всех колёс
рычажно-торсионная
Рабочая тормозная система
гидравлическая
Вместимость топливных баков, л
2х250
Максимальная скорость на суше, км/ч
80
Максимальная/ устойчивая скорость на плаву, км/ч (узлов) 8 (4,3)/ 1,5 (0,8)
Расход топлива контрольный, л/100 км 50
Шины
И-159, 16.00-20”
Авиатранспортабельность
Ми-26, Ан-12, Ил-76

Указанная машина так же, по своим габаритам использовалась на дорогах общетранспортного назначения и была авиатранспортабельной.

Тактико-технические показатели вездехода «Шаман» и ЗИЛ-49061

Параметры вездехода «Шаман» ЗИЛ-49061
Колесная формула 8х8 6х6
Масса. кг
полная - 4800;
снаряженная - 3250
полная - 12500;
снаряженная - 9000
Грузоподъемность, кГ (на слабо несущих грунтах) 1000
3600
Коэффициент использования грузоподъёмности, % 1) 30.67
31.5
Мощность двигателя, л.с. 146
150
Удельная мощность, лс/т 2) 44.9
16.7
Максимальная скорость, км/ч:
на суше - 70;
на плаву - 7, (5 – без винта)
на суше - 80;
на плаву - 8

Примечание:
1. Коэффициент использования грузоподъемности – отношение максимальной массы перевозимого груза к снаряженной массе машины, %.
2. Удельная мощность – отношение мощности двигателя к снаряженной массе машины, измеряемой в тоннах.

Ниже, уважаемые читатели, предлагается посмотреть на способность вездехода «Шаман» преодолевать водные преграды.

Если посмотреть характеристики рек Евразийского континента, то можно сделать выводы о такой способности. Такая характеристика приведена в статье Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть 2)».[7]

Скорости течения некоторых рек

Название реки Скорость течения, м/с (км/ч)
Нева от 0,98 (3,5) до 1,68(6,0)
Волга
от 0,56 (2,0) до 1,68 (6,0)
Дунай
до 2,8 (10,08)
Амур верхний (до устья Зеи) в среднем 1.48 (5,3)
Амур средний (от Зеи до Уссури) в среднем 1,54 (5,5)
Амур нижний (от Уссури до Николаевска-на Амуре) в среднем 1,18 (4,2)
Днепр
от 0,3 (1,08) до 1,2 (4,32)
Одер
от1,3 (4,68) до 1,5 (5,4)
Висла
в среднем 1,4 (5,0)
Амударья в среднем 3,0 (10,8)

Скорости течения некоторых рек в зависимости от сезона

Название реки Средняя скорость течения рек, половодье (весна), м/с (км/ч) Средняя скорость течения рек, нормальное состояние (лето), м/с (км/ч)
Большие равнинные реки (Волга, Днепр) 2, 0 (7,2)
 1,0(3,6)
Небольшие равнинные реки (Ока, Москва) 2,0(7,2)
0,6(2,16)
Небольшие полугорные реки (Кура) 3,0(10,8) 1,5(5,4)
Малые равнинные реки 1,5(5,4) 0,5(1,8)
Малые горные реки 5,0(18,0) 1,0(3,6)
Поймы равнинных рек 0,1 – 1,0 (0,36-3,6) пересыхают
Поймы горных рек
0,5 – 2,0 (1,8 – 7,2) пересыхают
екст с отступом

Какие можно сделать выводы из анализа этой сравнительной таблицы и таблиц характеристик рек Евразии?

1. Положительные моменты.

- Студентами – бауманцами создана хорошая машина, для неё впервые в России применили разработанные три варианта использования колёсного движителя при рулении. В последующие времена такие варианты применили для перспективного семейства КАМАЗовских машин, создаваемых по НИР «Платформа-0».

- Созданная машина – вездеход, так как способена перемещаться не только по пересечённой местности, но и вплавь. Если учесть (можно построить графики векторов скорости течения рек и скорости движения машины на плаву) и, принимая во внимание, что скорость машины на плаву должна превышать скорость течения реки, то можно сделать вывод: вездеход «Шаман», при наличии дополнительной опции в виде гребного винта, способен всесезонно уверенно преодолевать большинство из равнинных рек.

2. Замечания.

- Вездеход «Шаман» по своим экономическим показателям уступает произведённому около 40 лет назад амфибийному автомобилюЗИЛ-49061. Коэффициент использования грузоподъёмности машины у «Шамана» ниже при наличии более высокой мощности. Мощность двигателя в большей степени, чем у вездехода ЗИЛ, тратиться на то, чтобы разгонять воздух на дороге. Непосредственно грузоподъёмность «Шамана» меньше, чем у ЗИЛовской машины, полезная работа – ниже.

- Малые производственные мощности предприятия (две машины в год), учитывая спрос у зарубежных партнёров и у граждан России, не позволяют своевременно обновлять парк машин, предназначенных для проведения поисково-спасательных работ для Роскосмоса.

Учитывая отмеченные замечания, предполагается необходимым подыскать альтернативу вездеходам «Шаман». И такие машины имеются. Их в свое время описал Анатолий Черкашин в статье «Комментарий к фоторепортажу Алексея Китаева «Там, где другие не пройдут, вездеход «Кречет» Z 210-91 4х4».[8] Производство машин «Кречет» с колёсными формулами 4 Х 4 и 6 Х 6 налажено компанией «ТехноИмпульс», причём в сушественных объёмах.

Ниже, дорогие читатели, позволю себе напомнить ТТХ этих машин.

shema3.jpg

Габаритные размеры модели Z310-91 / Изображение: www.uazbuka.ru

Тактико-технические показатели рассматриваемых машин

Параметры Модель Z210-91 Модель Z310-91
Колёсная формула 4х4
6х6(6х4)
Габариты (Д/Ш/В), мм 4890/2670/2650* 6340/2670/2690*
Рабочий диапазон температур (окр. среда), град от +50 до -50 от +50 до -50
Масса в снаряженном состоянии, кг 1950
2670
Разрешённая масса, кг 2750 (800-грузоподъёмность) 4000 (1325-грузоподъёмность)
Количество пассажиров основных/дополнительных  6/1 9/2
Масса прицепа, не оборудованного тормозами, кг будет разработан собственный прицеп 1200
Масса прицепа с тормозами, кг будет разработан собственный прицеп 2200
Двигатель дизельный, рядный, 4-х цилиндровый Hyundai D4BH с предпусковым подогревателем Webasto  дизельный с наддувом, рядный, 4-х цилиндровый Hyundai D4BH с пусковым подогревателем Webasto
Мощность, кВт / л.с.
59/80 74/100
Частота вращения к/вала (номинальная), об. в мин.
3800
3800
Коробка передач/количество передач
Hyundai / 5 Hyundai / 5
Раздаточная коробка с высшей и низшей передачами, с блокирующимся межосевым дифференциалом
с высшей и низшей передачами, с блокирующимся межосевым дифференциалом
Колёсный редуктор внешнего зацепления, передаточное число 1:4
1:4.9
Система питания
топливный насос высокого давления
HPFP
Топливные баки, л
2х80 2х100
Шины Я-673 производства компании Арктиктранс 1300 х 700 – 21 с СЦПШ 1300 х 700 – 21 с СЦПШ
Давление в шинах, атм: рабочее - 05;
минимальное -02
рабочее - 05;
минимальное -02
Параметры проходимости: колея, мм - 1860;
расстояние до днища, мм - 600;
углы въезда/съезда, град - 52/52
колея, мм - 1860;
расстояние до днища, мм - 600;
углы въезда/съезда, град - 52/52
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе - 50;
на плаву - 3…7 (в среднем – 5)
по шоссе - 50;
на плаву - 2…4
Расход топлива, л/100 км по шоссе - 15;
по снегу (болоту) - нет данных
по шоссе - 15;
по снегу (болоту) - 40л/ч

Указанные машины вполне можно применять при выполнении поисково-эвакуационных работ для Роскосмоса.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник кандидат военных наук.


При написании публикации использовались данные открытых интернет-источников:

1. Статья «РОССИЙСКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ "ШАМАН" ВСТРЕТИЛИ ЭКИПАЖ КОСМОНАВТОВ» в издании Минпромторга России от 06 февраля 2020 года.

2. Статья Анатолия Черкашина «Еще один российский автозавод стал выпускать специальные автомобили для Роскосмоса, а нужны ли они» в издании информационного агентства Оружие России от 20.11.2019 года.

3. Выписка из ЕГРЮЛ «Общество с ограниченной ответственностью «Авторос». Выписка актуальна на 20.03.2020г.


4.  Статья «Вездеход ШАМАН производство» в издании УАЗБУКА почти всё об автомобилях УАЗ от 2017 года.


5. Статья «Вездеход ШАМАН» актуальна на 2020 год.


6. Статья Анатолия Черкашина «Еще один российский автозавод стал выпускать специальные автомобили для Роскосмоса, а нужны ли они» в издании информационного агентства Оружие России от 20.11.19 г.


7.  Статья Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть 2) в издании информационного агентства Оружие России от 15.10.2016 года.


8.  Статья Анатолия Черкашина «Комментарий к фоторепортажу Алексея Китаева «Там, где другие не пройдут, вездеход «Кречет» Z 210-91 4х4» в издании информационного агентства Оружие России от 18.05.18 года.


Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ». Анатолий Черкашин
1

Теги: вездеход, предприятие-изготовитель, ТТХ, шасси, кузов, река, аналог.

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).