Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 09.06.19
Ещё раз о боевой робототехнике и её сравнительной оценке по следам статей, изданных на Украине

21 февраля 2019 года вступил в силу Закон об изменениях в конституцию Украины о курсе в ЕС и НАТО.[1]

В дополнении к этому следует добавить, что бывший Президент Украины Порошенко в Twitter заявил: "За последние четыре года нам удалось не просто возродить армию, но и превратить ВСУ в одну из самых эффективных армий Европы.

Очередное подтверждение этому — участие наших десантников в контрштурмовых S.W.A.T. в Польше, где наши военные показали лучшие результаты.[2]

Видимо, для подтверждения истины этих высказываний на Украине приступили к созданию боевых роботов. Об этом рассказывается в статье Александра Шаронова «Для украинской армии разработали боевой робот «Ласка» (ФОТО)».[3]

В статье говорится, что компанией «Инфоком ЛТД» на выставке «Лиги оборонных предприятий Украины» представлен боевой робот «Ласка 2.0». Он создан для огневой поддержки военнослужащих, а также для перевозки припасов и раненых. Визуально боевая машина напоминает бронированный квадроцикл. Как сообщает издание «Апостроф», «Ласка 2.0» оснащается 7,62-мм пулеметом ПКМ.

03.jpg

Боевой робот «Ласка 2.0» / Фото: www.ferra.ru

Судя по публикации, «Ласка 2.0» не является полноценным роботом: он не способен передвигаться самостоятельно. Им управляет оператор в удаленном режиме. Максимальная дистанция связи — два километра. Предусмотренные на борту аккумуляторы отвечают за работу камер, средств связи и радаров.

«Ласка 2.0» уже прошла испытания на танковом полигоне, но срок поступления на вооружение армии пока не уточняется. В перспективе планируется разработать аналогичную машину на гусеничном ходу. Предполагается, что она получит имя «Скорпион».



Указанная статья привела автора к мысле о необходимости разобраться в вопросе производства боевой робототехники на Украине.

В 2016 году была написана статья Юрия Гоголева «Оружие и безопасность»: боевые роботы на колесах (+ВИДЕО)».[4] В ней говорилось, что на выставке "Оружие и безопасность" в Киеве представлены интересные дистанционно управляемые транспортные средства: "Фантом", "Пиранья" и "Спартан".



Так на стенде концерна “Укроборонпром” был продемонстрирован беспилотный тактический многоцелевой транспортер (БТМТ) “Фантом”. Он может применяться как спасательный или как поставщик боеприпасов, как разведывательный комплекс и как машина вооруженной поддержки.

с1.jpg

Изображение: www.autocentre.ua

Тактико-технические показатели беспилотного тактического многоцелевого транспортёра «Фантом»

Вооружение
ДБУМ с 12,7 мм пулемётом НСВТ «Утёс»
Прицельная дальность, м (день/ночь) 2000/1000
ПТУР «Барьер» 4 пусковых установки с дальностью поражения 100-5000 м
Грузоподъёмность, кг 350
Полная масса, кг 1000
Габариты (Д/Ш/В), мм 3000/1600/910
Силовая установка (тип/мощность, кВт) гибридная (двигатель внутреннего сгорания для обеспечения подзаряда аккумулятора и тяговый электромотор мощностью 30 кВт)
Запас хода, км до 20
Скорость по грунту, км/ч до 38
Тип движителя – колёсный с колёсной формулой 6х6
Стабилизатор вооружения
В 2-х плоскостях, платформа под установку различных типов вооружений
Управляемость оператором (оператор наблюдает посредством видеокамеры установленной на поворотном ДУБМ)
По защищённому радиоканалу (дальность действия от 100 до 2500 м), по оптоволоконному кабелю длиной до 5000 м. 
Разработчик
«Спецтехноэкспорт»

 В вышеуказанной статье поясняется, что откидные решётки по бортам предназначены для удержания раненых и грузов.

В этой же статье Юрий Гоголев рассказал ещё об одной машине - боевом роботе, представленном ПАО “Завод “Ленинская кузня”. Боевой дистанционно управляемый многофункциональный комплекс (БДУМК) называется “Пиранья” и имеет гусеничный движитель.


Машина может выполнять различные операции: транспортные, разведывательные и огневой поддержки, может применятся в качестве ретранслятора для последовательной передачи команд от оператора другим машинам.

014.jpg

БДУМК “Пиранья” / Фото: www.autocentre.ua

Тактико-технические показатели боевого робота «Пиранья»

Вооружение (смонтировано в опорно-поворотной башне) 12,7-мм пулемёт НСВТ (7,62-мм КПВТ или гранатомёт украинской разработки УАГ-40)
Прицельная дальность, м до 2000 (для НСВТ)
Грузоподъёмность, кг нет данных
Масса шасси, кг 100
Габариты (Д/Ш/В), мм 1500/982/500
Клиренс, мм 190
Силовая установка электромотор (работает от литиево-полимерных АКБ)
Запас хода, км 20
Максимальная скорость, км/ч 20-25
Тип движителя гусеничный 
Стабилизатор вооружения  нет
Управляемость: оператором  обзор через видеокамеру, сигнал передаётся по радиоканалу; управление вооружением - только оператором.  
Управляемость модулем автоматической навигации - три функции навигации «Следуй за мной»;
«Движение по заданному в ГИС*маршруту»;
«Возврат на исходную точку», в которой потеряно управление
Углы проходимости, град: подъем -20;
крен -25
Высота стенки, мм  200
Разработчик ПАО «Завод «Ленинская кузня» - Киев.
Назначение  боевой дистанционно управляемый многофункциональный комплекс.

Примечание: * - ГИС (географическая информационная система) предусматривает наличие в памяти компьютера загруженных карт и наличие спутниковой навигации (технологии глобального позиционирования (GPS) на подобии автомобильного навигатора).

Далее из статьи Юрия Гоголева известно, что ПАО «АвтоКрАЗ» представил беспилотный бронеавтомобиль, внешне очень похожий на броневик «Спартан». Для езды по конкретному маршруту беспилотный КрАЗ “Спартан” получил программный комплекс SmartDrive c режимом обучения в режиме реального времени – Teach-inDrive. Все координаты следования передаются в базу данных через GPS.

03-0.jpg

Беспилотный бронеавтомобиль «Спартан» / Фото: www.autocentre.ua

Система Pilotdrive позволяет бронеавтомобилю легко ориентироваться на дороге и распознавать различные препятствия – как мобильные, так и стационарные. Самое необычное, что рулить бронеавтомобилем КрАЗ можно дистанционно – при помощи планшета, по цифровым радиоканалам WiFi/Wimax. При этом дальнобойность работы может достигать от 10 до 50 км.

Преимущества самоуправляемого бронеавтомобиля КрАЗ по сравнению с пилотируемой машиной заключаются в том, что такая машина может выполнять специальные операции по ликвидации живой силы и техники противника, а также перевозить различные грузы – от боеприпасов до медикаментов. При этом машине не нужен водитель. А это значит, что в случае обстрела автомобиля никто не пострадает. Премьера бронеавтомобиля КрАЗ «Спартан» с системой автономного управления Pilotdrive должна была состояться на выставке «Оружие и безопасность», которая проходила в Киеве с 11 по 14 октября 2016 года.

Что касается базы? Броневик Spartan («Спартанец») был разработан канадской компанией Streit Group и впервые представлен публике в 2013 году.

Основой для этой канадской машины послужил автомобиль Ford 550, что сказалось на ряде ее характеристик. Проект подразумевает установку оригинального бронекорпуса на заимствованное шасси, что должно упрощать и удешевлять производство подобной бронетехники.

Вышедшие из строя бронеавтомобили КрАЗ/Streit Spartan из состава 95-й отдельной аэромобильной бригады вооруженных сил Украины. Январь 2015 года / Фото: www.autoconsulting.com.ua.

23 января 2015 года в Военном обозрении опубликована статья Кирилла Рябова «Броневик КрАЗ Spartan: ожидания и проблемы».[5] В названной статье описаны все проблемы, возникающие с производством и при эксплуатации данной машины. Вероятно, что наличие такого количества недостатков и послужило причиной того, что на 2019 год в источниках не имеется данных о дальнейшей судьбе бронеавтомобиля.


Так что дальнейшая судьба беспилотного бронеавтомобиля очень туманная.

000.jpg

Характеристики бронеавтомобили КрАЗ/Streit Spartan / Изображение www.autoconsulting.com.ua.

Далее, уважаемые читатели, нам представляется интересным рассмотреть состояние дел с производством боевой робототехники в России, для борьбы с которой, со слов Юрия Гоголева, опубликованных в его выше указанной статье, и создаются украинские боевые роботы.

Первое, о чём я хочу отметить, это – то, что лично для меня Юрий Гоголев является не уважаемым. Дело в том, что его статья имеет рекламный характер. Её основная цель – вложить в головы читателей мысль о превосходстве украинских вооружения над вооружениями страны – России, с которой, по мнению Гоголева, Украине, одержимой идеей реванша за поражение объединённой фашистской Европы по итогам Второй Мировой войны, предстоит воевать. Конечно, можно возразить, что не все страны Евросоюза в той или иной мере принимали участие в вооружённой борьбе против СССР. Да, Великобритания воевала не на стороне гитлеровской Германии. Но может и поэтому генетическая память населения страны обязала граждан проголосовать за выход из Евросоюза.

011.JPG

НСВТ на финской бронемашине / Фото: warfiles.ru

Далее, о вооружении. Пулемёт ПКТ выпускается на Украине под индексом КТ-7,62 на предприятии ПАО «Завод Маяк», расположенном в Киеве на проспекте Степана Бендеры.[6] Но, видимо, понимая, что этот пулемёт может быть эффективным только против открыто расположенной живой силы противника, создатели робототехники представляют образцы своих разработок с пулемётами НСВТ.

По словам гендиректора предприятия «Завод Маяк» Перегудова, завод заканчивает работу над опытным образцом крупнокалиберного пулемета. "Армии срочно нужен крупнокалиберный пулемет калибра 12,7, которого нет. Сейчас используются советские запасы", - говорит гендиректор.

Правда, ещё теплится надежда на возможность поставок таких пулемётов из Республики Казахстан, производство имеется в городе Уральске. Среди ряда уникальных предприятий оборонного комплекса Казахстана особое место занимает уральский завод "Металлист". Особое, потому что в республике только он занимался производством нескольких видов стрелкового оружия, специализируясь на создании крупнокалиберного пулемета НСВ-12,7 "Утес".[7]

Но особых надежд на этот счёт украинским производителям, после объявления о выходе Украины из состава стран СНГ, питать не приходится. 19 мая 2018 года был опубликован Указ Президента «О прекращении действия для Украины отдельных международных договоров, заключенных в рамках СНГ».

В отличии от Украины для роботов России принимается вооружение отечественного производства.

Да и с производством боеприпасов на Украине имеются проблемы. 14 июля 2016 года опубликована статья «Безуспешные попытки создать на Украине собственное производство боеприпасов».[8] И, несмотря на то, что в Виннице начали производство пистолетных патронов для МВД Украины,[9] очень больших надежд это не даёт. Видимо, все надежды только на помощь хозяев – США. Заявка на тендер о покупке патронов командованием армии США появилась на специальном сайте еще 23 мая. Согласно тексту заявки, Пентагону требуется поставщик боеприпасов для вооружения и использования их вне территории Соединенных Штатов. Сами патроны должны быть упакованы для морской и воздушной перевозки. В списке заказа среди боеприпасов различных типов вооружений указаны патроны для пистолетов Токарева и Макарова, пулеметов ПКМ, ПКТ, ДШК и ЯкБ и автоматов Калашникова калибров 5,45 и 7,62 миллиметра.[10]

Автору настоящей статьи остаётся только надеяться, что Россия не пойдёт на этот шаг.

Второе. Следует заметить, что Украина в своих разработках робототехники находится на уровне даже более низком, чем во времена СССР в 30-е годы ХХ века.

Телеуправляемый танк ТТ-26 (217-й отдельный танковый батальон 30-й химической танковой бригады), февраль 1940. / Фото: ru.wikipedia.org

В статье Анатолия Черкашина, вышедшей в свет 17.05.2017 года [11] говорилось о том, что в Советском Союзе в 30-х годах приступили к созданию безэкипажных телетанков на базе серийных Т-26 (Это были танки ТТ-26, при этом один танк был управляющим, с оператором, а остальные танки подразделения были безэкипажными). На начало 1940-х годов в РККА насчитывались 61 радиоуправляемый танк. Эти машины впервые применили в боевой обстановке в ходе боёв против белофинов. Очень хорошо зарекомендовал себя танк-подрывник. Но массового распространения в армии эти телетанки не получили из-за потери радиосигнала на пересечённой местности и под высоковольтными линиями электропередач.

Так ведь в телетанках командир в режиме «онлайн» наблюдал за полем боя, ставил задачи подчинённым безэкипажным танкам, мог наблюдать результат, делать выводы и уточнять команды.

А в украинских «игрушках» оператор наблюдает за полем боя через объектив забитой снегом и грязью телекамеры, обзор может быть закрыт дымами. Изображение воспроизводится на малоразмерном дисплее пульта оператора. Всё зависит от зоркости зрения оператора и разрешительных возможностей камеры. Кроме того, оптоволоконный кабель может быть оборван из-за кустарников, камней или при маневрировании машины и наезде на кабель колесом или гусеницей.

Третье. Пану Гоголеву следует понимать, что сравнивать образцы техники необходимо с однотипными машинами. Почему пан не проводит сравнение робота «Фантом» с российским «Арго»?

1.jpeg


 Да, вероятно потому, что ТТХ «Арго» существенно лучше, чем у «Фантома», не говоря уж о бронированном квадроцикле «Ласка 2,0».

С позволения читателей, автору представляется необходимым напомнить тактико-техническую характеристику боевого робота «Арго»

argo avenger 8x8 detailed cad specifications.jpg

Проекции боевого робота «Арго» / Изображение: www.arms-expo.ru

Тактико-технические показатели

Производитель ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт прикладных проблем» (по некоторым данным на базе канадского вездехода ARGO)
Весовой класс лёгко-средний
Назначение: участие в морской десантной операции (разведка боем), разведка, патрулирование местности, поражение живой силы противника и техники, в т.ч. легкобронированной; для доставки грузов и боеприпасов подразделениям, ведущим бой на берегу
Амфибийность  плавает (в качестве водоходного движителя применён колёсный движитель)
Сухопутный движитель и элементы трансмиссии колёсный (8Х8), предусмотрено применение гусеничного движителя (см. википедия); 
Мкр передаётся от силовой установки через тройной дифференциал на валы привода колёс цепным приводом
Вес робота, кг  не превышает 1020
Полезная нагрузка, кг до 300
Силовая установка гибридная (на канадском прототипе-бензиновый двигатель в 20-30 л.с. заряжает АКБ, далее тяга создаётся электромоторами)
Запас хода от АКБ/по топливу, км не менее 20 ч/до 150
Бронирование  по 3-му классу: противопульное и противоосколочное 
Габариты (длина/ширина/высота), мм   3350/1850/1650 
Параметры проходимости  данных в открытой печати нет 
Дальность действия, м  до 5000 (при прямой радиосвязи) 
Вооружение:  прицельный блок (видеокамера, тепловизор, лазерный дальномер); 
7,62-мм ПКТ – 1 ед; 
гранатомёт РПГ-26 – 3 ед; 
гранатомёт РШГ-2 – 2 ед.  

Следует заметить, что, на взгляд автора, в робототехнике не суть важно какую «телегу» подогнали для перевозки разработанного машинного интеллекта, важным в изделии является само программное обеспечение и алгоритм исполнения заданных программ.

Четвёртое. Российские компании занимаются не созданием дистанционно управляемых «игрушек», а пришли к пониманию, что применение роботов (даже обладающих искусственным интеллектом) требует наличия оператора (центра управления), робота (семейства роботов), средств коммуникации, транспортных средств (для доставки роботов в заданный пункт) и обеспечивающих служб. Таким образом пришли к понятию мобильный робототехнический комплекс (МРК), которые в России и разрабатываются.

Вообще то, этими разработками занимаются такие ведущие компании, как: НИИ Специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана (МРК-27ВУ, МРК-27Х, МРК-25 «Кузнечик», МРК-25УТ, МРК-25М МРК-46, МКР «ЧХВ», «Мобот-Ч-ХВ (работающий в условиях повышенной радиации, МРК «Варан», «Вездеход ТМ-3», «Кобра-1600» и «Мангуст»); Экспериментальная робототехника (НПК Калибр) в городе Миасс (робот-сапёр «Богомол» и его модификации); РНЦ «Курчатовский институт» (МРК лёгкого класса для обезвреживания взрывоопасных предметов); ОАО «Ижевский радиозавод» (МРК «Волк-2» и его модификации); НИТИ «Прогресс» (МРК «Платформа –М»); ОАО «766 УПТК» (семейство МРК: «Уран-6», «Уран-9, «Уран-10», «Уран-14», предназначенных для разминирования тушения пожаров и ведения боевых действий); Завод им. Дегтярёва в г. Ковров (многофункциональный модульный робототехнический комплекс «Нерехта»); «НПК «Уралвагонзавод» (боевой человекоподобный робот (БЧПР) для несения охранно-патрульной службы; роботизированный комплекс разминирования, созданный на базе бронированной машины разминирования БМР-3М «Вепрь»; («НПК «Уралвагонзавод» в 2015 году выпустил Каталог «300 боевых роботов стран Мира и России»).

В указанной выше статье Анатолия Черкашина рассказывалось об опробации боем в Сирии в провинции Латакия в конце декабря 2015 года, при бое за высоту 754.5, шести МРК «Платформа-М» (гусеничная ходовая часть) и четырёх комплексов «Арго» (колёсная ходовая часть с колёсной формулой 8Х8), поддерживаемых с воздуха разведывательными беспилотниками, они же - ретрансляторы, и при огневой поддержке САУ «Акация». Сбором разведданных, управлением роботами и выдачей целеуказаний артиллерии занимались на отстоящей на удалении 5 километров от рубежа перехода в атаку командной машине системы управления войсками «Андромеда-Д», также информация в режиме реального времени передавалась в Москву, в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Считается, что программное обеспечение комплексов должно обеспечить ведение боя группой машин, в которой определяется лидирующая, распределяющая цели по составляющим группу (подразделение) машинам и контролирующая их действия; при этом, остальные машины должны постоянно находиться в готовности заменить лидера, в случае возникновения каких-либо неожиданных ситуаций в ходе боя.

Одной из наиболее трудно решаемых задач является способность МРК соблюдать законы войны, а именно, различать сдающегося в плен противника (не подлежащего уничтожению) от боевика-смертника, имитирующего сдачу в плен с целью самоподрыва вместе с наступающей на противника боевой машиной. Над этой задачей работают, следует полагать, что задача близка к разрешению.

В интернете имеется масса материалов, посвящённых испытания боем в Сирии разнообразных МРК России и других боевых роботов.

И, наконец, пятое. В статье пана Гоголева рассказывалось о попытке создать в ПАО “АвтоКрАЗ” беспилотный бронированный автомобиль. Ну, господин хороший, и удивили вы нас – граждан России.

Посмею сообщить Вам, что Россия удивила мировое сообщество. 18.01.2019 года из TV программы новостей стало известно, что российский беспилотный автомобиль «Яндекс. Такси» покорил всех посетителей выставки CES 2019, проходящей в Лас-Вегасе (США). А 19. 01.2019 года появилась статья об этом робомобиле.[12]

yandex-drive-24.jpg

Робомобиль «Яндекс.Такси» во время поездки по улицам Лас-Вегаса / Фото: 24gadget.ru

В статье рассказывается, что предыдущий год завершился сразу несколькими хорошими новостями от компании Яндекс: за сентябрь и октябрь робомобили сервиса «Яндекс.Такси» сделали тысячу поездок в Иннополисе под Казанью средней продолжительностью по 10 минут. Прототип построен на базе гибрида Toyota Prius и пока поездки совершаются под наблюдением инженера-испытателя. В ноябре компания получила лицензию на использование беспилотных автомобилей на общественных дорогах в американском штате Невада и обещала провести демонстрацию робомобиля во время CES 2019, а в декабре — аналогичную лицензию в Израиле.

Как видим, данное компанией Яндекс обещание выполнено, и российский беспилотный автомобиль (пока что единственный в Мире) безаварийно совершал поездки, развозя пассажиров по Лас-Вегасу (США).

Выводы:

1.   На Украине предпринимаются попытки к созданию боевых роботов.

2.   Но для создания подобных машин Украина не обладает достаточной научной и производственной базой.

3.  В России уже приняты на вооружение мобильные робототехнические комплексы, получившие положительную оценку при проведении испытаний в условиях реального боя.

4.   Россия занимает одно из лидирующих мест в Мире по созданию беспилотных автомобилей.


Материал к публикации подготовил  Анатолий Черкашин кандидат военных наук полковник в отставке.

                 

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:        

1. Сообщение ТАСС «На Украине вступил в силу закон о закреплении в конституции страны курса в ЕС и НАТО» от 21 февраля 2019 года.

2. Статья Павленко Дмитрия «Украинский президент в преддверии начала нового этапа военной операции в Донбассе рассказал об успехах ВСУ за последние четыре года» в издании Царьград.ТВ от 16 апреля 2018 года.

3. Статья Александра Шаронова «Для украинской армии разработали боевой робот «Ласка» (ФОТО)» в издании drom.ru от 21 мая 2019 года.

4. Статья Юрия Гоголева «Оружие и безопасность»: боевые роботы на колесах (+ВИДЕО)» в издании АВТОЦЕНТР от 12 октября 2016 года.

5. Статья Кирилла Рябова «Броневик КрАЗ Spartan: ожидания и проблемы» в издании Военное обозрение от 23.01.2015 года.

6. Статья автора bmpd «Производство вооружения на киевском заводе "Маяк" в издании livejournal от 06.08.2016 г.

7. Статья С.КАРПУХИНА «УРАЛЬСКИЙ "УТЕС" КАЗАХСТАНА» в Казахстанском военном сайте от 19 марта 2012 года.

8. Статья автора bmpd «Безуспешные попытки создать на Украине собственное производство боеприпасов» в издании livejournal от 14 июля 2016 года.

9, Статья «В Виннице началось производство патронов» в издательстве Военное обозрение от 20 декабря 2018 года.

10. Статья Анатолия Минкина «Пентагон объявил о покупке российских боеприпасов. Зачем военным США патроны к Калашникову?» в издании 3600 от 27 мая 2019 года.

11. Статья Анатолия Черкашина «Боевая робототехника на службе в войсках» в издательстве Информационного агентства Оружие России от 17.05.2017 года.

12. Статья Константина Ходаковского «CES 2019: Робомобиль «Яндекс.Такси» покоряет дороги Лас-Вегаса» в издании 3Dnews от 12.01.2019 года.



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12

Теги: робот, вооружение, патроны, телеуправляемый, беспилотный, мобильный робототехнический комплекс