Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 26.07.22
Ещё раз о специальных шасси для средств войскового ПВО

Введение

Недавно в СМИ появилась информация о применении ЗРК «Оса-АКМ» в войсках ВДВ.[1] Этот комплекс ЗРК был принят на вооружение в 1971 году и выпускался предприятием АО «Ижевским электромеханическим заводом «Купол» по 1988 год.

1.png

Монумент ЗРК "Оса-АКМ" открыт  5 мая 2005 года к 60-летию Победы у ИЭМЗ Купол / Фото: iz-article.ru

Следует отметить, что по своим боевым техническим характеристикам (БТХ) ЗРК «Оса-АКМ» и по настоящее время является отличной машиной.

Мне довелось в 1981 году на полигоне под Уссурийском участвовать в показе курсантам УВВАКУ действия «Осиного» полка. Полк не так давно, по тому времени, вернулся из ДРВ. Командир полка рассказывал, что ему пришлось отбивать массированные налёты ВВС США. Тактика применения ВВС США заключалась: первыми шли 3-4 самолёта – так называемых «смертников». Их задачей было вызвать огонь советских ЗРК на себя, вскрывать таким образом РЛС обороняющихся. Первая волна самолётов имела задачей подавлять действующие советские РЛС. Затем вторая волна должна была беспрепятственно лететь для выполнения основной боевой задачи.

Полк, применяя не излучающие радиоволны телевизионные прицелы, сбивал самолёты. Воинам полка в прицелы удавалось даже разглядеть выражение лиц американских лётчиков.

Применение «Осиного» полка позволило оградить ДРВ от массированных налётов ВВС США.

Сами же СКШ (специальные колёсные шасси) БАЗ-5937 обладают высокой проходимостью. Они прекрасно маневрировали на пересечённой местности по рыхлому снегу толщиной примерно в 0,5 метра, машины - амфибии (плавают за счёт двух водомётных движителей).

Параметры проходимости БАЗ-5937.

  • полная масса: - 15 600 - 18 680 кг

  • грузоподъёмность: до 7,5 т

  • скорость на суше: — 70 км/ч

  • скорость на плаву: — 12 км/ч

  • запас хода: — 740 км

  • мощность: 300 л.с. при 2600 об./мин.

Как видно из характеристики СКШ может успешно преодолевать вплавь все реки, кроме горных, по открытой воде. Таким образом, прикрываемые ЗРК подразделения мотострелков или десантников не останутся без прикрытия от средств воздушного нападения противника в ходе форсирования водной преграды.

К основному недостатку следует отнести то, что корпус амфибии не бронирован. Машина и боевой расчёт не защищены даже от пуль и осколков.

Далее, уважаемые читатели, следует рассмотреть: в каких частях соединений применяются специальные колёсные или гусеничные шасси под комплексы войскового ПВО.

Источники сообщают, что в бригадах к подразделениям войск войсковой ПВО относятся зенитный ракетный дивизион (зрдн) и зенитный дивизион(здн)[2]. Они предназначены для прикрытия основных сил бригады от ударов противника с воздуха.

Зенитный ракетный дивизион (зрдн) – подразделение войск войсковой ПВО бригады, основное средство противовоздушной обороны командира бригады. Предназначен для зонального прикрытия основных сил бригады от ударов противника с воздуха.

Зенитный ракетный дивизион состоит из взвода управления, трёх зенитных ракетных батарей (в каждой по четыре расчёта БМ «Тор» и зенитного отделения), взвода обеспечения. Специальные шасси не плавающие. 

Зенитный дивизион (здн) – подразделение войск войсковой ПВО бригады, основное средство противовоздушной обороны командира бригады. Предназначен для объектового прикрытия основных сил бригады от ударов противника с воздуха.

Зенитный дивизион состоит из взвода управления, зенитной ракетно-артиллерийской батареи (зрабатр) в составе трёх зенитных ракетно-артиллерийских взводов (зрав) по два расчёта ЗРПК «Тунгуска» либо «Панцырь СМ», (все базовые специальные шасси не амфибийные), зенитной ракетной батареи (зрбатр) в составе двух зенитных ракетных взводов (зрв) по три расчёта ЗРК «Стрела-10» (специальное гусеничное шасси – МТ-ЛБ амфибийное), зенитной ракетной батареи (зрбатр) в составе трёх зенитных ракетных взводов (зрв) по девять расчётов ПЗРК «Игла», и взвода обеспечения.

 А что состоит на вооружении дивизии?

СМИ сообщают, что в дивизии имеется зенитно-ракетный полк.[3]

Автор сообщает, что полковой комплект ЗРС "Тор-М2" аналогичен по составу "дореформенным" (до 2009 года) зенитным ракетным полкам, оснащенным ЗРС "Тор" ранних вариантов, и включает четыре батареи по четыре боевые машины 9А331М ЗРС в каждой (суммарно 16 боевых машин). Боекомплект боевой машины 9А331М ЗРС "Тор-М2" составляют 16 новых зенитных управляемых ракет 9М338К.

Известно, что в настоящее время для ЗРК «Тор-М2» применяются три специальных шасси: гусеничный самоход, колёсное СКШ и двухзвенное гусеничное шасси ДТ-30ПМ.

Что касается гусеничного самохода из Мытищ. Он в отличии от гусеничного самохода от Минского завода имеет семикатковое шасси (у минского шасси – шесть катков).

ТТХ мытищинского шасси (Боевая машина 9А331М2)

  • Длина корпуса, мм      8900

  • Ширина, мм                  3500

  • Высота, мм                   5300 (3600 в походном положении)

  • База, мм                       5055

  • Клиренс, мм                  450

  • Подвижность:

  • Мощность двигателя, л. с.    840

  • Скорость по шоссе, км/ч        65 (15 по пересечённой местности)

  • Запас хода по шоссе, км       500

  • Боевая масса, кГ                   37000

  • Удельное давление на грунт, кг/см²        не более 0,8

  • Преодолеваемый подъём, град.    35

  • Преодолеваемый ров, м       2,0

  • Преодолеваемый брод, м     1,0

  • Радиус поворота, м                2,3

Блогер сообщает, что ИЭМЗ "Купол" заказал поставку специальных гусеничных шасси у АО "Мытищинский машиностроительный завод".

Хочется отметить, что данное шасси давно испытанное и надёжное. Но необходимо указать, что оно небронированное и не является средством высокой проходимости, так как не амфибия. Последнее замечание очень важное. На Европейском ТВД водные преграды встречаются через каждые 40 – 50 километров. При форсировании водной преграды передовой отряд соединения и части первого эшелона могут оказаться без прикрытия от ВВС противника. Это и послужило основанием для применения частями ВДВ, в боевой обстановке устаревших, но амфибийных, ЗРК «Оса-АКМ».

2.jpg

ЗРК «Тор-М2» в походном положении/ Фото автора warfiles.ru (с) Vitaly Kuzmin 

3.jpeg

Боевая машина 9А331МК (СКШ   МЗКТ-6922) / Фото: topwar.ru

 Технические-характеристики колесного шасси МЗКТ 6922·        

  • Колесная формула 6х6

  • Расположение руля - слева

  • Габариты (длина, ширина, высота, колёсная база), мм. - 9 735 x 3 110 x 2 270 x 5 500

  • Колесная база (I-II/II-III), мм - 4075 / 1425

  • Масса снаряженная, кг. - 22 000

  • Масса перевозимого груза, кг 14000 Масса полная, кг. - 36 000

  • Допустимые осевые массы, кг:

  • o    - Первой оси, кг - 12000

  • o    - Второй и третьей осей, кг - 2х12000

  • Глубина преодолеваемого брода, м - 1,2

  • Двигатель - ЯМЗ 7513.10-04

  • Привод - полный

  • Коробка передач - АКПП

  • Максимальная скорость, км/ч - 65

  • Объем топливного бака, л. - 530 + 200

  • Расход топлива (смешанный режим), л/100км - 53,0

  • Запас хода по контрольному расходу топлива, км - 800

  • Радиус разворота, м. - 12,5·          

Далее, уважаемые читатели, представляется необходимым сказать несколько слов о специальном гусеничном шасси, предназначенным для монтажа ЗРК для арктических соединений.

В связи с этим необходимо рассмотреть специальное двухзвенное гусеничное шасси для зенитного ракетного комплекса 9К331МДТ «Тор-М2ДТ» и зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-СА» на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ, выпускаемого АО «Машиностроительная компания «Витязь» (Ишимбай, Башкирия).

4.jpg

Специальное двухзвенное гусеничное шасси для зенитного ракетного комплекса 9К331МДТ «Тор-М2ДТ» и зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-СА» / Фото: в открытом доступе от Виталия Кузьмина

ЗРК «Тор-М2ДТ» (9А331МДТ) аппаратура интегрирована в съёмную конструкцию (блок МТА), которая размещена на втором звене шасси ДТ-30ПМ «Витязь».[4]      

Следует отметить, что семейство машин «Витязь» прошло модернизацию и в настоящее время ДТ-30ПМ – представитель семейства «Вездесущий». Эти машины приняты на снабжение ВС РФ в 2003 году. На этих снегоболотоходах применили новые двигатели ЯМЗ-847.10 мощностью в 800 л.с., в коническом редукторе изменили передаточное число, что позволило повысить скорости движения на суше до 45 км/ч и до 6 км/ч – на воде.[5]

Необходимо отметить, что ДТ-30ПМ семейства «Вездесущий» имеет скрытое бронирование, является амфибией и обладает весьма низким удельным давлением на грунт.

ДТ-30ПМ-Т1 — пусковая установка и модуль жизнеобеспечения зенитно-ракетного комплекса Тор-М2ДТ.

ДТ-30ПМ-Т2 — мастерская технического обслуживания зенитно-ракетного комплекса Тор-М2ДТ.

Технические характеристики ДТ-30ПМ, модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер[6]

  • Масса в снаряженном состоянии, т         29,0

  • Грузоподъемность, т   30,0

  • Количество мест в кабине     5

  • Двигатель Дизельный, В-46-5С

  • Мощность двигателя, кВт (л.с.)     522 (710)

  • Трансмиссия       Гидромеханическая передача

  • Максимальная скорость, км/час: по суше -44; на плаву-5-6

  • Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,3

  • Запас хода по топливу, км   700

  • Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой):        максимальный угол подъема (спуска), град - 30

  • Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой): максимальный угол крена, град - 15

  • Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой): водные преграды - на плаву, V=5 км/час

  • Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм      16200х3100х3300

Что можно сказать о этом шасси? Машина – амфибия, на ней применено дифференцированное бронирование. Применение этих машин для подвоза материальных средств в Чечне показало, что они прекрасно работают в непролазной грязи и не подрываются на минах, так как обладают весьма низким удельным давлением на грунт. Это – плюсы.

Но имеются и недостатки.

Во-первых, огромные габариты. Длина шасси составляет более 16 метров. Учитывая, что запас ресурса гусеничной машины существенно ниже, чем у колёсной, её к месту ведения боевых действий следует, как и танки, чем-то подвозить. Но практически нет прицепов-тралов, в которых длина погрузочной платформы превышала бы более 11 метров. Следовательно, перевозка этой машины может осуществляться только по железной дороге, либо водным транспортом.

Во-вторых, скорость движения шасси на плаву достигает 5-6 км/ч.

В источнике приведены характеристики рек Евразии.[7]

Средняя скорость рек в зависимости от сезона

Средняя скорость рек в зависимости от сезона

Наименование     

Средняя скорость течения рек, половодье (весна), м/с (км/ч)         

Средняя скорость течения рек, нормальное состояние (лето), м/с (км/ч)      

Большие равнинные реки (Волга, Днепр)

2, 0 (7,2) 

1,0(3,6)

Небольшие равнинные реки (Ока, Москва)

2,0(7,2) 

0,6(2,16)

Небольшие полугорные реки (Кура)

3,0(10,8)

1,5(5,4)

Малые равнинные реки

1,5(5,4)

0,5(1,8)

Малые горные реки

5,0(18,0)

1,0(3,6)

Поймы равнинных рек

0,1 – 1,0 (0,36-3,6)

пересыхают

Поймы горных рек 

0,5 – 2,0 (1,8 – 7,2)

пересыхают

 

Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод, что в периоды половодья преодолевать реки Евразии вплавь ДТ-30ПМ не может, так как скорость течения рек больше скорости машины на плаву. Это специальное гусеничное шасси может уверенно плавать по болотам и малым рекам со спокойным течением в Сибири и в Заполярье.

В-третьих, размещение средств ПВО предусмотрено в данном шасси на втором звене. Боевые модули с боекомплектом и РЛС СОЦ и ССЦ арктических ЗРК размещаются на вторых (ведомых) звеньях двухзвенных транспортеров. Системы энерго- и жизнеобеспечения, боевые расчеты располагаются в головных (ведущих) звеньях. Такое расположение боевого расчета способствует его лучшей выживаемости в боевых условиях, в случае применения противником ракет типа HARM, наводящихся на излучение РЛС. Правда, такое может случиться при отсутствии на ЗРК боекомплекта, т.к. уничтожение ракет типа HARM является одной из задач данных комплексов ПВО.

Впервые эти боевые машины были представлены общественности на параде Победы в 2017 году.[8]

Такое размещение средств ПВО и расчетов наиболее подходит для арктических соединений.

Из всего отмеченного выше напрашивается вопрос: «А что же следует рекомендовать в качестве специального шасси под средства войскового ПВО, предназначенных для применения на других театрах военных действий?»

В сентябре 2020 года вышла в свет статья Кирилла Рябова «Перспективное специальное колёсное шасси СККШ-586».[9]

В статье сообщалось, что ОАО Мытищинский машиностроительный завод (входит в состав концерна «Калашников») начал разработку специального корпусного колёсного шасси (СККШ-586) в инициативном порядке. В дальнейшем этим проектом заинтересовалось министерство обороны, что привело к появлению официального технического задания. Итоговый вариант изделия должен полностью соответствовать требованиям военных.

5.jpg

 Опытное шасси СККШ-586/ Фото в открытом доступе от Концерна "Калашников", Bastion-karpenko.ru

Детально, насколько только об этом можно говорить про опытный образец, было рассказано в статье Анатолия Черкашина.[10]

Сообщалось, что в первом квартале 2021 г. опытное изделие СККШ-586 должно было выйти на предварительные испытания. Так же в 2022 году предполагалось начать проверку шасси с «полезной нагрузкой». В качестве её должны были использовать боевой модуль и прочую аппаратуру ЗРК малой дальности «Тор». Предполагалось, что испытания могут продлиться около двух лет. Уже в начале 2023 г. перспективная машина должна была пойти в серию.

6.jpg

Вид на корму и левый борт, виден водомет / Фото в открытом доступе от Концерна "Калашников", Bastion-karpenko.ru

 Тактико-технические характеристики СККШ-586[11]

Тип машины

Специальное бронированное корпусное колёсное шасси, амфибия

Производитель

ОАО Мытищенский машиностроительный завод

Класс броневой защиты

4 класс, по отечественному стандарту – от 5,45-мм автоматных пуль (алюминиевое бронирование)

Полная масса, т

                  43,2

Грузоподъёмность, т

           Более 17

Габаритные размеры (Д/Ш/В), м

          11,2/3,4/2,45

Экипаж, чел.

                     4

Скорость движения макс., км/ч: По шоссе   /   На плаву (по аналогии с БТР-90)         

              80 / 9

Запас хода по топливу, км

800 + 2 часа работы СЭП (системы электропитания).

Двигатель, тип и мощность

Многотопливный Тутаевского моторного завода, 650 л.с.

Трансмиссия, тип

Центрального расположения с гидромеханической АКПП и РК, с межмостовыми и межколёсными дифференциалами, главные передачи

мостов – разнесённые (по типу БТР).

Подвеска, тип и клиренс

Гидропневматическая, регулируемая.

Клиренс: Регулируемый, мм 220-520,

                 Номинальный, мм 400-420

Наименьший радиус поворота, м

                         13,5

Железнодорожный габарит

                         1 - Т

Траншееходимость

До половины длины корпуса

Движители, тип и конструкция:

                      Сухопутный

 

 

 

                     

                       Водоходный

 

Колёсный, с односкатной ошиновкой, с системой регулирования давления воздуха,

все колеса – ведущие, Колёсная формула

8 Х 8, передние и задние колёса –

управляемые.

Два водомётных движителя ВД-515,

мощность – 250 л.с., наружного

расположения (по типу БТР-90).

Авиатранспортабельность

(в составе БМ) Ан-124

Источник: http://bastion-karpenko.ru/skksh-     586-mmz/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko

Дополнительное оборудование:

Система управления

Средства повышения проходимости

 

Модернизированная БИУС

Лебёдка самовытаскивания

гидравлическая, тяговое усилие – 16 тонн

Система видеонаблюдения

Камеры дневного и ночного видения

 

Из требований Президента РФ вытекает, что в современных условиях необходимы прорывные смелые решения для обеспечения совершенно иного качество ВС РФ. Это обязывает МО РФ, в частности ГАБТУ МО РФ, ускорить процессы испытаний, приёмки и производства специального корпусного колёсного шасси так необходимого армии.

Возможно следует подумать и о применении данного СККШ для монтажа на перспективное шасси и РСЗО «Ураган», смонтированной на устаревшем СКШ ЗИЛ-135.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru



[1] Сайт: https://rg.ru/2022/06/17/zhalit-nacionalistov-osa.html Статья Ивана Петрова, Сергея Птичкина «МО РФ показало боевое применение ЗРК "Оса-АКМ" в ходе спецоперации на Украине» в издании RGRUЛента новостей от 16.06.2022 г.

[2] Сайт: https://poisk-ru.ru/s39294t2.html Статья «Подразделения войск войсковой ПВО» стр. 5.

[3] Сайт: https://bmpd.livejournal.com/2946915.html Статья блогера bmpd «Зенитный ракетный полк 150-й мотострелковой дивизии вооружен зенитными ракетными системами "Тор-М2" в издании LIVEJORNAL от 13 ноября 2017 г.

[4] Сайт: https://bmpd.livejournal.com/3112103.html Статья автора bmpd «Зенитный ракетный комплекс "Тор-М2" в издании LIVTJORNAL от 5 марта 2018 года.

[5] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/eshche-raz-ob-amfibiyakh-zaklyuchitelnaya-glava-chetvertoy-chasti-stati/ Статья Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (заключительная глава четвертой части статьи)» в издании информационного агентства Оружие России от 20.11.16 года.

[6] Сайт: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1290/88602/ Редакционная статья «ДТ-30ПМ, модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер» в издании информационного агентства Оружие России от 11 июля 2022 г. Раздел 4. Автобронетехника, подраздел 4.4 Вездеходы.

[7] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/eshche-raz-ob-amfibiyakh-chast-2/ Статья Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть 2)» в издании информационного агентства Оружие России от 15.10.16 года.

[8] Сайт: https://tvzvezda.ru/news/201705140907-vd1l.htm Фоторепортаж Сергея Суворова «На что способны арктические «Панцири» и «Торы» в издании Ежениедельника «Звезда» от 14.05.2017 года.

[9] Сайт: https://topwar.ru/175165-perspektivnoe-specialnoe-shassi-skksh-586.html Статья Кирилла Рябова «Перспективное специальное шасси СККШ-586» в издании Военное обозрение от 17 сентября 2020 года.

[10] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/novye-veyaniya-v-razvitii-proizvodstva-voennoy-avtomobilnoy-tekhniki-dlya-rossiyskoy-armii/ Статья Анатолия Черкашина «Новые веяния в развитии производства военной автомобильной техники для Российской армии» в издании информационного агентства Оружие России от 09.11.2020 года.

[11] Сайт: http://bastion-karpenko.ru/skksh-586-mmz/ Статья Редакционная от ВТС «Бастион» «СПЕЦИАЛЬНОЕ КОРПУСНОЕ КОЛЁСНОЕ ШАССИ СККШ-586-01 A SPECIAL CASE OF A WHEELED CHASSIS SCCS-586-01» Иточники: материалы форума Армия-2020, Kalashnikov.media? Mil.Press Военное,Jane,s и др. от 27.08.2020.

Теги: Войсковое ПВО, специальное колёсное (гусеничное) шасси, двухзвенник, амфибия.

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).