Блоги / Техника и вооружение

17:40 / 06.10.21
Ещё раз об электрокарах для армии

Введение в историю вопроса

Во всех передовых странах мира ширится движение за внедрение в практику жизни «зелёных» (без карбоновых) технологий.

Следует заметить, что в России, СССР и в Российской Федерации постоянно уделялось достаточное внимание к использованию электрического транспорта.

Русские учёные и изобретатели Б. С. Якоби, В. Н. Чиколев, Д. А. Лачинов и П. Н. Яблочков ещё в 1838 году разработали основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью электрического транспорта.[1]

Изобретателем первого электромобиля в стране стал инженер и предприниматель, уроженец Тбилиси Ипполит Романов.[2] Еще в 1889 году Романов в возрасте 35 лет принес свои чертежи известному в то время предпринимателю Петру Фрезе, имя которого ассоциируется с созданием первого российского автомобиля. На них было отражено устройство электрического кэба. Вскоре на фабрике Фрезе были собраны два прототипа. Первый можно назвать копией классического английского кэба, водитель которого находился сзади над пассажирским салоном. На свое место он поднимался по двухступенчатой лестнице. Второй конструктивно был очень похож, но имел одну особенность – салон закрытого типа с отоплением. В движение автомобили приводились оригинальными электромоторами, сконструированными Романовым. Вместе с аккумулятором они располагались позади пассажирского салона и с помощью цепной передачи вращали передние колеса. Для безопасного передвижения в темное время суток были предусмотрены специальные фары-фонари. Авто имело 9 скоростей и могло разгоняться до 35 верст в час. Замедление хода обеспечивалось механическим тормозом или рекуперативной системой. Она направляла энергию, появлявшуюся в процессе торможения, обратно в батарею, благодаря чему возрастал пробег без подзарядки.

В Советской России в 1920 году на VIII Всероссийском съезде Советов рассмотрен и принят ленинский государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). По всей стране стали строиться электростанции, тянуться линии электропередач.

Ленин заразился идеей заменить электричеством традиционное топливо, которого в общем-то не хватало. Лично Ленин присутствовал на испытаниях электрического плуга.[3]

image.png

В. И. Ленин на испытании электроплуга "Фаулер" в октябре 1921 года. К. И. Финогенов. 1939 г. / Фото из материалов ГИМ «Музей В. И. Ленина» https://shm.ru/kollektsii-i-muzeynyy-kompleks/nauchno-khranitelskie-otdely/otdely/muzey-v-i-lenina/

Закономерно пришла идея использовать электрическую энергию в тракторах. Для этого предполагалось протягивать линии электропередачи к полям, от которых через длинные кабели запитывался трактор.

Великая Отечественная война отодвинула эти планы на задний план. И только в1952 году в Харькове было начато производство трактора ХТЗ-12. За основу взяли трактор СХТЗ-НАТИ, к которому вместо двигателя внутреннего сгорания поставили электродвигатель мощностью 38 кВт. На краю поля ставили передвижную трансформаторную подстанцию, которая преобразовала электричество от высоковольтных ЛЭП к нужным параметрам. Подключение к ЛЭП осуществлялось с использованием токосъемной мачты. Длинна кабеля, соединяющего трактор с электроподстанцией, составляла 750 метров. Он был намотан на барабан (катушку) и мог разматываться и заматываться в зависимости от расстояния до трактора. При необходимости использовался дополнительный кабель, чтобы увеличить покрытие поля без перемещения подстанции.

В СССР работали и над созданием электромобилей. Самый первый электромобиль СССР был выпущен в 1948 году в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте. Инженеры создали две опытные модели: НАМИ-750 и НАМИ-751.[4]

Машины НАМИ производились на Львовском автомобильном заводе и до 1958 года использовались для развоза почты в Москве и Санкт-Петербурге.

Они имели незначительные технические отличия и представляли собой фургоны вагонного типа. Зарядки НАМИ-750 хватало примерно на 70 километров при средней скорости эксплуатации в 20-25 км/ч. Уже тогда, 70 лет назад, инженеры предусмотрели возможность подзарядки машины от обычной городской сети.

48733_b0a68e355faa875da013676ae7d66905.jpg

Электромобиль СССР - модель НАМИ-750, 1948 г./ Фото: (материалы сайта http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=26151

Далее, следует напомнить, что в СССР электрокары нашли широкое применение на внутрипроизводственных территориях в виде транспортных тележек и погрузчиков.

В Российской Федерации проводятся дальнейшие разработки электротранспорта. Так в преддверии мирового первенства по футболу, осенью 2017 года, руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что примерно 30—50 электромотоциклов концерна Калашников будут работать на чемпионате мира по футболу. А 9 января 2019 года появилась статья «Московская военная автоинспекция получит электромотоциклы «Калашникова».

В дополнение следует добавить, что концерном «Калашников» в Ижевске разрабатывается электромобиль ОВУМ (яйцо – лат.). Машина была представлена на II Всероссийском форуме оружейников Президенту РФ.5

1.jpg

Электромобиль ОВУМ (яйцо – лат.) / Фото: cdn1.kalashnikov.media (в открытом доступе).

Хотя этот электромобиль и был представлен для оснащения дорожной полиции города Москвы в преддверии чемпионата мира по футболу, но, как минимум дважды в неделю, проезжая по улицам Москвы, я ни разу не встречался с этой машинкой.

В это же время в Москве и ряде других городов России появились и около четырёх лет эксплуатируются электробусы, конструкция которых и характеристики представлены в статье Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 1)».[5]

В период подготовки к чемпионату по футболу Концерн «Калашников» в августе 2017 года представил электромотоциклы. Широкой аудитории их продемонстрировали в 2017 году.

image.png

Электромотоцикл Иж-Пульсар от концерна Калашников / Фото (в свободном доступе) из материалов канала ФотоОхота на автомобили в издании ЯндексДзен https://zen.yandex.ru/media/carspotter/elektricheskii-ij-dlia-voennoi-avtoinspekcii-ot-koncerna-kalashnikov-5fce7b380a45a91cf478147b       

Обнадеживающие новости пришли из Минпромторга России, где сам глава ведомства заявил о скором завершении испытаний и запуске серийного производства отечественного электрокара уже в конце 2021 года! В 2016 году, который фактически дал старт проекту Zetta, авторы стартапа говорили о доступности своего автомобиля, как об одном из его уникальных качеств. Но и тогда, и все последующие годы разработчики оперировали цифрами, которые сводились к психологической отметке в 500 тысяч рублей за самую дешевую комплектацию.[6]

Что такое Zetta? ЗЕТТА — российская инжиниринговая компания, специализирующаяся на разработке и внедрении на российском и международном рынке нестандартных технических решений и передовых технологий в области электромеханики и силовых агрегатов. Компания проводит сложные технические экспертизы и технологический аудит.                                             

Компания представляет новейший отечественный проект: ZETTA (Zero Emission Terra Transport Asset) «Транспортный актив с нулевым выбросом». По утверждению компании, разработанная концепция - ZETTA — многофункциональная компактная модульная транспортная платформа на электрических ассинхронных мотор-колесах с индивидуальными контроллерами. 

Основные параметры разработки: 

1) Универсальность;

2) Высокие ходовые качества;

3) Экономическая целесообразность;

4) Экологичность.

Применение передовых технологий и современных подходов к проектированию позволило разработать бестрансмиссионную платформу 4х4 с капсульным присоединением кабины.

Проект предусматривает создание серии электромобилей категорий A, B, C, D с высокой степенью пассивной и активной безопасности (городской электромобиль, социальная и коммунальная техника, коммерческий грузовой электромобиль).

Так вот, в Тольятти работали над созданием электромобиля категории А.

Со слов Максима Левченко известно, что по состоянию на 2021-й год цены изменились несильно, причем производители готовы назвать стоимость самой дешевой и самой дорогой версии электромобиля Zetta: дешёвая версия – 500000, дорогая – 1200000 рублей. (Фотографию этого электромобиля и его характеристики приводить не разрешено главным редактором Максимом Левченко. Но читатели могут эти материалы посмотреть, открыв ссылку на литературный источник № 6).

И, наконец-то, дорогие читатели следует сделать выводы из рассмотренных материалов этой главы:

1. Россия одна из немногих стран мира, которые постоянно уделяют внимание разработкам «экологически чистых транспортных средств», начиная с1838 года и по настоящее время.

2. При этом, в России к рассмотрению вопросов применения электротранспорта подходят системно, рассматривая все элементы системы: «источники получения электрической энергии - окружающая среда – человек - транспортное средство».

На недавно прошедшей выставке продемонстрирован экспонат, представляющий из себя макет электромобиля «Эра», предназначенного для оснащения ВС РФ.

25 августа 2021 года вышла в свет статья Анны Ткачевой «Для ВС России наступила электрическая «Эра», дополнение к статье было опубликовано 26 августа.[7]

Кем же разработан указанный электромобиль? В интернете, на сайте MKRU появилась статья автора Максима Кислякова «Секреты военного технополиса "ЭРА" в Анапе раскрыли общественникам».[8]

Корреспондент МК поведал о том, что делегация Общественного совета при Минобороны РФ побывала в самой молодой и перспективной научной организации — инновационном технополисе «ЭРА».

Основным видом деятельности, что вытекает из лицензии, выданной технополису, является образовательная деятельность, осуществляемая образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

В статье Максима Кислякова отмечается, что в технополисе служат и трудятся исследователи в погонах — военнослужащие научных рот. Опекают их военные ученые, педагоги, офицеры-кураторы.

Из имеющихся материалов очевидно, что образовательной организацией (как видно из содержания лицензии) разработан макет электромобиля «Эра», описанный в вышеуказанной статье Анны Ткачёвой.

В её статье сообщается, что на выставке прошла презентация компактного электромобиля «Эра», который предназначен для Вооруженных сил Российской Федерации. Цель данного проекта – создание электрического транспорта для решения задач Вооруженных сил России. В частности, модель может быть задействована для разведки и обеспечения подразделений боеприпасами и медикаментами. Модель, предназначенная для перевозки грузов, оснащена одноместной кабиной. На этой модели предусматривается установка платформы для перевозки раненого под защитой противоосколочным одеялом. Изделие способно передвигаться и преодолевать бездорожье почти бесшумно и оставлять практически незначительный тепловой след.

Кроме данной статьи, следует отметить материалы автора Андрея Трубина, опубликованные в издании INSIDEEVs.[9] В статье в открытом доступе представлены 26 фотографий, позволяющие иметь представление о конструкции и облике машины.

image.png

image (1).png

image (2).png

image.png

Электромобиль «Эра» / Фотографии из материалов Андрея Трубина (Галерея Электромобиль «Эра» https://insideevs.ru/news/528870/russianarmedforces-will-receive-reconnaissance-ev/)

Ниже, уважаемые читатели, хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые особенности конструкции машины, отмеченные в статьях Анны Ткачёвой и Андрея Трубина. Оба автора приводят характеристики электрокара:

Характеристики машины:

  • запас хода до 120 км;

  • максимальная скорость 80 км/ч;

  • мощность двигателей 24 кВт;

  • масса 450 кг.;

В описании конструкции Андрей Трубин заявляет: «…о бездорожных способностях. Машина полноприводная. Силовая установка состоит из двух электродвигателей на обеих осях. Суммарно они выдают почти 33 лошадиные силы».

Анна Ткачёва уточняет: «В «Эре» реализован полный привод (то есть один электромотор на передней оси и один на задней) и установлена независимая подвеска…».

Из этого можно сделать вывод, что в трансмиссии применена схема «мотор – ось», подобная конструкции оси, принятой для «КАМАЗ-7850» и «КАМАЗ-78509».[10] В такой конструкции для обеспечения вращения колёс с различными угловыми скоростями («чистое вращение колёс») применяют межколёсный дифференциал, на который крутящий момент передаётся от электродвигателя, а затем через карданные приводные валы – на ведущие колёса.

Однако, рассмотрение представленных фотографий в увеличенном изображении свидетельствует, что никакие приводные валы к ступицам колёс не подходят. Естественно, что вытекает умозаключение: в машине применена схема «мотор – колесо». Можно предположить, что в качестве электромоторов применены электродвигатели Дуюнова с применением обмоток типа «Славянка». Особенность «Славянки» в том, что в одном электродвигателе совмещаются два типа обмоток. «Звезда» и «треугольник» соединены параллельно со сдвигом результирующих векторов электромагнитной индукции в 30 электрических градусов. Совмещённые обмотки получили название «Славянка». Двигатели с ними обладают уникальными характеристиками и превосходят все мировые аналоги, существующие на рынке. Эти электродвигатели позволяют применять движение «накатом» и осуществлять рекуперацию энергии.[11]

Основные преимущества таких двигателей:

  • Снижение потребления электроэнергии — до 40%

  • Снижение себестоимости электродвигателя — до 30%

  • Повышенная надёжность — сервис-фактор равен 2,5

Далее, уважаемые читатели, представляется нужным раскрыть ещё некоторые особенности шасси машины, исходя из анализа фотографий.

Подвеска колёс, действительно независимая. Передние колёса имеют бесшкворневую подвеску. Нижний двуплечий рычаг заканчивается у колеса шаровым шарниром. Стабилизатор поперечной устойчивости не обнаружен.

Передние колёса оснащаются стойками типа «Макферсон», воплощающими в себе функции пружинной рессоры и амортизатора.

Впереди колёс на силовом каркасе расположена рулевая рейка, элементы видны на соответствующей фотографии.

elektromobil-era-vooruzhennyh-sil-rossiyskoy-federacii.jpg

Подвеска переднего колеса / Фото из материалов Андрея Трубина (Галерея Электромобиль «Эра» https://insideevs.ru/news/528870/russianarmedforces-will-receive-reconnaissance-ev/)

Задние колёса имеют оси своих ступиц встроенными в рычаги колёс, выполненных в виде балансира. Подобному балансиру опорного катка на танке.

К сожалению, ни Анна Ткачёва, ни Андрей Трубин не представили фотографий с задней части машины, на которых можно бы было разглядеть какие-то элементы задней подвески, например, наличие амортизаторов, наличие рессор (пружин или торсионов), механизма подтягивания колёс задней оси в направление передних колёс (укорачивания базы) машины.

Правда в дополнение к статье Анны Ткачёвой представлен продолжительностью в восемь секунд ролик, на котором показано, как задние колёса удаляются от передних, в результате удлиняется колёсная база.

В её статье говорится: «Одно из действительно необычных решений, реализованных в «Эре» – система изменения клиренса. Он увеличивается электроприводом при нажатии кнопки в салоне, но не целиком и равномерно: машина как бы «горбится», приподнимая заднюю часть пассажирской капсулы. Соответственно, меняется и расстояние между осями. Мы сняли небольшое видео о том, как это работает».

О работе гидропривода приближения задних колёс к передним рассказал и оператор научной роты при презентации макета. Он сообщил, что «Эра» при движении по барханам цепляет полом капсулы песок на гребне и теряет подвижность. Для исключения этого, укорачивают колёсную базу, приподнимают капсулу над песком.[12]

Однако следует заметить, что процесс подъёма задней части капсулы машины не является изменением клиренса. Это приподнимание всей капсулы над поверхностью дороги. «Клиренс — зазор, расстояние от корпуса до дороги, например, дорожный просвет у автомобилей…».[13] В случае с машиной «Эра» дорожный просвет между элементами передней части электрокара и дорогой остаётся практически неизменным.

image (3).png

Вид на электрокар «Эра» с задней части / / Фото из материалов Андрея Трубина (Галерея Электромобиль «Эра» https://insideevs.ru/news/528870/russianarmedforces-will-receive-reconnaissance-ev/)

Далее представляется необходимым обратить внимание на наличие тормозных систем. На представленных выше фотоматериалах можно рассмотреть, что как передние, так и задние колёса оснащены дисковыми тормозами открытого типа с гидравлическим приводом. При этом на виде спереди, на фото, можно увидеть фрагмент тормозного диска переднего правого колеса (на фото из-за вида в изометрии диск смотрится прижатым к колесу).

Общеизвестно, что все транспортные средства, предназначенные для движения по дорогам общего пользования должны отвечать требованиям ГОСТ, в частности, и по тормозным системам.[14]

Автотранспортные средства, согласно с требованиями ГОСТ должны оборудоваться следующими тормозными системами:

  • рабочая тормозная система,

  • запасная тормозная система,

  • стояночная тормозная система,

  • вспомогательная тормозная система.

Мы видим, что для монтажа тормозного механизма внутри мотор-колеса места нет. Поэтому их и вынесли наружу от колеса и сделали не защищёнными от воды, грязи и песка.

Выводы: 

1.Тормоза в электрокаре оснащены колодочными тормозными механизмами с гидравлическим приводом. Они выполняют функцию рабочей тормозной системы.

 2.Задние тормозные механизмы могут использоваться как элементы стояночной и запасной тормозных систем.        

 3.Торможение за счёт рекуперации может применятся в качестве вспомогательной тормозной системы.      

 Далее, уважаемые читатели следует уделить некоторое внимание колёсам электрокара.

Анализ всех фотографий показывает, что на машине используются широкопрофильные шины постоянного давления, с неразъёмным диском. Скорее всего, монтажный диаметр колёсного диска составляет примерно 14 дюймов. Замысел авторского коллектива понятен – уменьшить удельное давление на дорогу, тем самым увеличить проходимость их детища.

Проходимость машин является одной их составляющих подвижности объектов.

Подвижность представляет собой обобщенную характеристику конструкционных и эксплуатационных свойств наземных мобильных систем и комплексов. В совокупности с экономическими, эргономическими, экологическими и с конструкторскими показателями (удельная мощность, удельное или эффективное давление на грунт, максимальная скорость и время разгона - динамичность, величина клиренса и способность преодолевать различные препятствия, надёжность и ремонтопригодность) подвижность машин характеризует конкурентоспособность объектов, их способность соответствовать требуемым боевым свойствам ВВТ.  

Если сказать коротко, то подвижность - способность машины быть в нужное время в нужном месте.      

Под проходимостью машины понимается способность объектов преодолевать те или иные участки местности без застревания на них. Проходимость машины зависит от двигателя (хватит ли его мощности, чтобы преодолеть воздействие сил сопротивления движению), от типа движителя (гусеничный, колёсный, на воздушной подушке, полноприводный, не полноприводный, количество ведущих колес, распределения колес по длине корпуса, распределения нагрузки на оси, количества управляемых осей), от несущей способности грунта (она разная на луговине, на зыбучем песке, на солончаке, на пахотном поле, на снежном насте или свежевыпавшем снеге). Так же проходимость зависит от величины клиренса.

Предлагается рассмотреть эти моменты последовательно.

На ВВТ находят применение различные типы силовых установок (двигателей). Это могут быть двигатели внутреннего сгорания (возможно применение двигателей внешнего сгорания), гибридные силовые установки и электрические двигатели. Поэтому представляется дать обобщённое определения понятия двигатель.

Двигатель – это устройство, преобразующее энергию, (сконцентрированную в электростанции, накопителе электрической энергии, в минеральном или биотопливе), в работу, эквивалентную механической энергии.

А уже эта работа через определённые передаточные механизмы может быть реализована, в частности в силу тяги на колесе (ведущем – на гусеничной машине или опорном – на колёсной машине). Если запас энергии двигателя достаточен для преодоления сил сопротивления качению (сила тяги равна им), то машина движется равномерно, если двигатель имеет запас энергии превышающим силы сопротивления качению, то машина будет двигаться с ускорением. Но при этом ещё одним из условий движения является сила сцепления, которая зависит от величины коэффициента сцепления и веса машины, действующего перпендикулярно на колесо. Под силой сцепления понимают силу, противодействующую скольжению колеса относительно поверхности дороги. Она равна силе трения, возникающей в месте контакта колеса с дорогой. В любом случае для поступательного движения машины необходимо, чтобы сила тяги не превышала силу сцепления.

Одной из важнейших характеристик двигателя является его мощность. Если мощности хватает для обеспечения ускоренного движения машины, то это

достаточно, если мощность двигателя, преобразованная в силу тяги на колесе, превышает силу сцепления, то эта мощность – избыточная, она приведёт только к энергетическим потерям и удорожанию машины.

При конструировании принято применять понятие удельной мощности. Применительно к транспортному средству удельной мощностью называют максимальную мощность мотора, отнесённую ко всей массе объекта.

Так применяемые танки в армейских военных играх – российский «раллийный танк» Т-72Б3 и китайский танк Type 96B имеют сопоставимые характеристики.

Т-72Б3 это - самый массовый, и самый воюющий танк современности. Есть две самые воюющие российские машины — Т-72 и БТР-80/82. Они — "рабочие лошадки войны". Так вот, разведывательная машина танковых частей не должна по подвижности быть хуже основного танка, так как одна из задач разведки – проверка местности, в том числе, и на возможность движения по ней танков в бою.

Основные характеристики «раллийного танка»: состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок); масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн; основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5; мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил; длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м; запас хода – не менее пятисот километров; высота машины – 2,22 м; просвет дорожный – 49 сантиметров. Удельная мощность – 18,26 лс/т. (Существует ещё модификация в варианте оснащения более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130).

Китайский танк Type 96B имеет массу 42,5 т, клиренс равен 480 мм, мощность двигателя – 1000 лошадиных сил, удельная мощность – 23,5 лс/т, скорость по шоссе, км/ч – 65, скорость по пересечённой местности, км/ч – 40, запас хода по шоссе, км - 400 (600 с внешними баками).[15]

Несмотря на меньшую удельную мощность, танк Т-72Б3 на танковом биатлоне в 2019 году развил рекордную скорость в 84 км/ч, и российские экипажи каждый год занимают первые места. Так что вполне достаточной для танков и других объектов БТВТ удельная мощность должна быть в пределах 18 – 25 лс/т.

Электрокар «Эра» может также служить и в разведывательных подразделениях мотострелковых войск. Основным вооружением в них могут быть как БМП-3, так и БТР-82А.

         Основные характеристики этих машин можно представить таблицей.

Наименование параметров

 

           БМП-3

 

             БТР-82А

Боевая масса, т

               18,7

                16

Марка двигателя

    УТД-29, дизель

КАМАЗ-740.14-300

Мощность, лс

                500

                300

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

 

            70-72

 

                 80

Запас хода, км

                600

                700

Клиренс, мм

                450

                475

Удельная мощность, лс/т

 

                 26,7

 

                 18,75

Поэтому электрокар, как машина, предназначенная для ведения разведки, по показателям подвижности просто не может быть хуже основного вооружения войск.

Далее, уважаемые читатели, следует посмотреть хотя бы в упрощённом варианте, как другие конструктивные решения влияют на подвижность машин.

Количество осей у колёсной машины. 

Большее число осей, и, если они равномерно разнесены по бортам, способствует более равномерному распределению общей массы машины и снижению удельного давления на грунт. Кроме этого, обеспечивается подтверждённое многолетней практикой требование к машине преодолевать ров (траншею) шириной в 2 метра.

Если колёса всех осей ведущие, то подвижность машины увеличивается, так как сила тяги на ведущем колесе практически должна противодействовать силе сопротивления качению только одного колеса.

При движении по рыхлой или вязкой поверхности, при повороте у машины, стремящейся, в силу ряда причин, двигаться в первоначальном направлении, управляемые колеса могут нагребать валики, увеличивая тем самым силу сопротивления. Поэтому увеличение числа управляемых колёс на многоосной машине способствует повышению её подвижности.

Ниже, уважаемые читатели, следует посмотреть на то, как различные виды местности оказывают влияние на подвижность машины. Достаточно широко эти вопросы рассмотрены в статье Дж.-К.Лармини «ПРОХОДИМОСТЬ ВОЕННЫХ МАШИН».[16]

Различные типы поверхности местности оказывают и различное влияние на подвижность машин, в частности, на их проходимость.

Так при перемещении по луговине, не имеющей кочек, следует иметь в виду, что при движении на шинах низкого давления, а такими скорее всего и являются широкопрофильные шины «Эры», несущая способность грунта выше удельного давления в пятне контакта шины с дорогой. В этом случае следует двигаться на повышенной скорости и избегать резких поворотов.

На песчаной местности (в пустыне) имеется крупнозернистый песок. В этом случае, чем больше пятно контакта колеса, тем ниже значение удельного давления, колесо продавливается на меньшую глубину. В таких условиях крупнозернистый песок имеет силу трения, воздействующую не только на протектор шины, но и на её боковины. Машина для перемещения должна обладать достаточным запасом мощности.

При движении по пахоте грунт рыхлый, машина может погружаться в пахотный слой поля до соприкосновения с непаханой основой. Глубина вспашки, в зависимости от вида пахоты может быть различной.[17]

При отвальной пахоте глубина вспашки, в зависимости от вида культур, составляет 0,16 – 0,30 метра, при безотвальной пахоте глубина вспашки достигает до 0,40 метра. Для того, чтобы машина могла перемещаться по паханому полю, значение её клиренса должно быть более глубины пахоты.

Следует сказать и несколько слов о солончаках. Солончаки — это тип почвы степных, пустынных и полупустынных зон. Обычно они содержат большое количество водно-растворимых природных солей. Все они в России располагаются вблизи Прикаспийской низменности, в Волгоградской области озеро Эльтон, в южной части Челябинской области, южной части Омской области, в юго-западной части Новосибирской области, прилегающих к северной части Республики Казахстан. Омская и Новосибирская области в районе Барабинской низменности изобилуют солончаками. Далее солончаки распространяются на север Монголии. Наиболее они характерны для Даурии и степных районов Гоби.

Автору этой статьи пришлось в Челябинской области наблюдать солончаки. В Челябинской области, все они расположены на вершинах холмов.

В солончаки заезжать не рекомендуется, они засасывают машины.

Но, когда солончаки пересохли, их преодолеть можно на полноприводных машинах с регулируемым давлением воздуха в колёсах. Как ездят в Монголии по этим степям? Если в этой местности прошла машина, то ездить можно, но только не по её колее, а рядом. При этом водитель обязан внимательно смотреть, чтобы не влететь в волчью яму и не остаться без выбитого моста.

Когда меня курсантом обучали участники войны, то они рассказывали, что, во время Маньчжурской операции, для преодоления солончаковых ям ставили в жёсткую сцепку пять автомобилей и на скорости преодолевали солончаки. Первую машину, при въезде на солончак, проталкивали задние, а при выходе на твердь уже передняя машина протаскивала за собой остальные.

Следует также отметить и особенности движения по снегу. При движении по рыхлому снегу (свежевыпавшему) необходимо, чтобы машина не нагребала перед собой вал и не садилась на днище.

Опыт применения танков в годы Великой Отечественной войны потребовал от танкостроителей увеличить клиренс. Танк Т-34 имел клиренс 400 мм. Современный танк Т-72 обладает клиренсом в 490 мм, БМП-3 имеет клиренс, равный 450 мм, а у БТР-80/82А клиренс равен 475 мм. Следовательно, разведывательный электрокар должен обладать не меньшим клиренсом.

А при движении по снежному насту машина лёгкая и с низким давлением в шинах, например, ГАЗ-66 вообще имеет способность осуществлять прямолинейное движение не проваливаясь. Поэтому при движении по насту необходимо исключить резкое изменение направления движения.

Что же ещё определяет проходимость машин на местности? Существенное значение оказывают такие показатели, как передний и задний углы свеса и высота преодолеваемой стенки.

Очевидно, что при подъезде к какому-либо крутому возвышению необходимо, чтобы машина не гребла грунт перед собой бампером в качестве бульдозера, а при съезде с возвышения не цеплялась бы за грунт склона при выходе на горизонтальный участок. В противном случае транспортное средство зависнет над грунтом и потеряет подвижность. Эти показатели проходимости и определяют подвижность. Хотя углы свеса разработчиками машины не разглашаются, следует полагать, что при установке бамперов, они не увеличатся.

О высоте преодолеваемой стенки. При переезде через какую-то неровность, например, через бордюрный камень многие автомобилисты не рискуют это совершать. Дело в том, что передние колёса, при недостаточном их диаметре, могут уткнуться, и машина не переедет через это препятствие. При конструировании машин принято считать, что ведущие колёса могут переезжать стенку, высота которой ниже оси колеса. Это же является характерным и при переезде через мелкие ручейки, протекающие в лесных массивах.

Далее, уважаемые читатели, следует обратить ваше внимание на концептуальную ошибку при разработке электрокара. Очевидно, что при конструировании электрокара разработчики, в силу определённых трудностей, предпочли относиться к изделию не как к автомобилю, а как к специальному транспортному средству, например, к трактору. Такому средству не разрешено выезжать на дороги общего пользования без сопровождения ДПС ГАИ или ВАИ. На такую машину, при её производстве, нет необходимости получать соответствующие разрешительные документы.

Но авторы позиционируют электрокар, как машину, предназначенную для ведения разведки. Поверьте, что разведчикам совсем не нужно демаскировать себя при выполнении боевой задачи ярким миганием проблесковых маячков и воем сирены.

Конструкторам техники приходится при создании машин учитывать даже мало вероятные случаи в практике применения создаваемых изделий.

Армейская служба как людей, так и машин подчас полна неожиданностей.

Автор данной статьи имел счастье прослужить в войсках тридцать лет мирной жизни. СССР официально в состоянии войны после победы во Второй мировой войне ни с кем не состоял. Но в 1968 году отдельные объединения ВС СССР принимали участие в стратегической операции под шифром «Дунай».[18]

В августе 1968 года в странах Варшавского Договора была сформирована Ставка (Главкомом был назначен главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель министра обороны СССР генерал армии И.Г. Павловский). Ставка размещалась в южной части Польши. Ставке подчинялись два фронта (Центральный и Прикарпатский) и оперативная группа «Балатон», а также две гвардейские воздушно-десантные дивизии. В первый день операции для обеспечения высадки десантных дивизий в распоряжение Главкома «Дунай» выделялось пять дивизий военно-транспортной авиации.

Так вот, в сентябре 1968 года в наш полк пришла телеграмма с выпиской из Директивы ГШ ВС СССР о направлении для выполнения боевой задачи водителя с машиной. Ему предписывалось совершить рейс от западной окраины Западного Берлина под Братиславу и вернуться обратно. Машина ГАЗ-69А была сертифицирована заводом–производителем для движения по европейским дорогам общего пользования. И выполнение боевой задачи с этой точки зрения не вызывало сомнений.

Получив от меня боевой приказ, водитель с честью выполнил боевую задачу. Данный случай подробно раскрыт в статье Анатолия Черкашина.[19] Этот случай подтверждает мысль о том, что машину «Эра» для разведки необходимо проектировать по требованиям, предъявляемым в военной автомобильной технике (ВАТ).

Что касается бамперов, то прямых запрещений для выезда машины без них на дороги общего пользования нет, есть требования ПДД (об этом гласит пункт 7.18) устанавливать государственные регистрационные знаки в предусмотренных для этого конструкторами местах. Во всех случаях номерные знаки не должны выступать за габариты автомобиля. Эти же условия оговорены статьёй КоАП 12.2 ч.2. При этом не допустимо крепление знаков на легкосъёмных элементах (в данном изделии на декоративном колпаке запасного колеса). В случае с «Эрой», читатели могут наблюдать самодельный регистрационный знак, похожий на применяемые для тракторов. [20]

И ещё о бамперах, они даже на БТР-82А применены, при наличии крепкого бронекорпуса, установлены передние резиновые бамперы и задние стальные пружинящие. Бамперы необходимы для защиты элементов и агрегатов машин от разрушения при столкновении с препятствием и для недопущения попадания людей под кузов машины (касается легковых машин).

Скорее всего разработчики электрокара и не думали о получения для их изделия документа - Одобрения типа Транспортного средства.[21]

Данный документ свидетельствует о соответствии выпускаемых в обращение автомобилей стандартам и требованиям техрегламента ЕАЭС 018/2011. Одобрение типа ТС является обязательным для всех изготавливаемых и ввозимых на территорию ЕАЭС транспортных средств, за исключением единичных средств передвижения (на них оформляется свидетельство о БКТС).

Значит, применение этих электрокаров без сопровождения ГАИ или ВАИ вне колонн воинской части не допустимо. А разведывательной машине необходимо действовать автономно.

Далее, уважаемые читатели, следует заострить ваше внимание на отсутствие брызговиков в разрабатываемой модели электрокара. Брызговики (грязезащитные фартуки) должны присутствовать на всех автомобилях. Они выполняют важную функцию: защищают попутные транспортные средства от грязи и камней, летящих из-под колес назад. Часто камни величиной с лесной орех подхватываются протектором и выстреливают назад, как снаряды из катапульты, врезаясь в переднюю кромку капота или в лобовое стекло автомобилей сзади. ... Поэтому из-за требований безопасности производителям предписано в обязательном порядке оборудовать машины защитными фартуками. Более того, без них эксплуатация транспортных средств действительно запрещена.[22]

Далее, уважаемые читатели, попробуем из представленных ТТХ электрокара определить значения его показателей подвижности.

Первоначально определим значение удельной мощности:

Мощность электродвигателей машины составляет 24кВт Х 1,36 = 32,6 лс.

Собственный вес «Эры» равен 450 кГ, к этому следует добавить вес двух военнослужащих с вооружением, с носимым запасом боеприпасов, в боевой экипировке и беспилотник. Что дополнительно составит около 200 кГ. В этом случае полный вес машины составит 650 кГ.

Делением мощности двигателей на общий вес получаем значение удельной мощности равным 50,2 лс/т. Такое значение соответствует значениям у лучших образцов легковых автомобилей. К ним и можно отнести «Эру».

Следовательно, мощности двигателей вполне достаточно для быстрой и динамичной езды по шоссе. Если учесть, что максимальный крутящий момент электродвигатели имеют при значениях оборотов ротора близком к «0», то можно полагать, что «Эра» способна прыжком срываться с места.

Следует указать, что Анна Ткачёва и Андрей Трубин отмечают богатый набор дополнительного оборудования «Эры»: «А вот насыщение «Эры» можно назвать действительно богатым. Тут есть прожектора, лебёдка с электроприводом, противоосколочная ткань, система рекуперации, солнечная панель мощностью в 100 Ватт и даже площадка для беспилотного аппарата на крыше».

В связи с этим, вообще становиться непонятным, как представляют себе действия в разведке российских военнослужащих не только не сведущие в военном деле журналисты Анна Ткачёва и редактор издания INSIDEEVs Андрей Трубин, но и операторы научных рот, их кураторы.

Автору представляется, что прежде чем проектировать электромобиль для разведки «Элите Российской армии» необходимо было посмотреть приключенческий военный фильм режиссёра Юрия Ивановича Ляшенко «Мерседес уходит от погони», снятый Киностудией им. А. Довженко в 1980 году Творческим объединением «Время».

Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. Захватив в качестве трофея автомобиль Мерседес, группа советских разведчиков-диверсантов под видом немецких солдат и офицеров совершает дерзкий рейд в тыл противника (116-й мотодивизии) по контролируемым врагом дорогам.[23]

Из материалов фильма становиться очевидным, что для разведывательной машины совершенно не приемлем набор ДОПов: прожекторы, противоосколочная ткань, солнечная панель мощностью в 100 Ватт и даже площадка для беспилотного аппарата на крыше. Это скорее подходит для машины, участвующей на ралли «Дакар».

Для машины разведки необходимы современные светодиодные внешние осветительные приборы, способные работать в режиме светомаскировки «Полное затемнение», пассивные камеры ночного видения кругового обзора и соответствующие дисплеи внутри салона (капсулы).[24] Чтобы свечение от дисплея не выдавало противнику машину, необходимо применять плотные шторки либо поляризованные стёкла кабины. В противном случае придётся пользоваться индивидуальными приборами ночного пассивного видения.

Технические характеристики, функционал, расположение на кузове автомобиля допустимых для эксплуатации световых приборов описаны в Техническом регламенте Таможенного союза и приложениях к нему, а также продублированы в государственных стандартах РФ. Их должны соблюдать все автопроизводители, желающие продавать свои машины в РФ.

А вот солнечная панель для машины, которую предпочтительно применять ночью, является излишней. Вместо неё лучше бы было применить на крыше ДУБМ (дистанционно управляемый боевой модуль), так как машину необходимо относить к боевой группе.

Далее, об эргономике. В салоне электрокара, который из-за его миниатюрных объёмов авторы статей называют капсулой, затруднительно разместиться двум военнослужащим без оружия и боевой экипировки. Не предусмотрены места для размещения возимого запаса боеприпасов, оружия, индивидуального комплекта химической защиты, аптечки, огнетушителя и комплекта ЗИП и инструментов. Не предусмотрено размещение средств индивидуальной санитарной обработки, средств дегазации и дезактивации.             Представляется, что при использовании машины в жарких и крайне холодных условиях для нормальной работы средств связи и электроники, поддержания работоспособного состояния военнослужащих необходимо иметь хотя бы самый примитивный климатконтроль с поглощающим угольным фильтром (вместо общеизвестной ФВУ).

Следует ещё обратить внимание на запас хода машины.

В вышеупомянутых статьях, в которых расхвалена «Эра», сообщается, что по ёмкости накопителей энергии (аккумуляторов) электромобиль имеет запас хода до 120 километров. Много это или мало?

Ответить на этот вопрос можно только рассмотрев, какие задачи возлагаются на органы разведки в различных видах боя.

Следует полагать, что наибольший расход моторесурса будет при выполнении задач в наступлении. Если при подготовке к наступлению основные задачи выполняются разведчиками, в основном, пешим порядком, то в ходе наступления разведка, с началом артиллерийской подготовки, переходит к действиям на машинах. При этом командиру полка необходимо знать обстановку у противника, как минимум, на глубину построения боевого порядка дивизии. А это может достигать 40 километров. С учетом коэффициента манёвра, примерно равного 2, и коэффициента рельефа, равного для среднепересечённой местности 1,1 – 1,2, расход ресурса для движения вперёд составит порядка 88 - 96 км. При этом при движении по пересечённой местности о явлении рекуперации можно забыть, Применение солнечных панелей для подзарядки накопителя энергии даже в июле в Подмосковье вероятно лишь на 40-50%.[25]

А что зимой? Опыт эксплуатации электрокаров Tesla Model S показывает, что при мощности двигателя в 362 лс заряда накопителя (объёмом 85 кВтч) хватает на пробег в 426 км. А в зимние ночи при средней температуре воздуха, равной «-200» С? Опыт эксплуатации Теслы в Норвегии и Швеции показал, что в морозную снежную ночь пробег при полной зарядке сокращается до 80 км.[26] Если 426 км : 80 км, то получится более чем в 5 раз зимний пробег меньше.

Из этого можно, проведя аналогию, предположить, что зимой запас хода у машины «Эра» составит около (120:5=44) 44 километров. А ведь ещё будет необходимо возвратиться из разведки в свою воинскую часть. Этого явно не хватает на выполнение боевых задач разведки в день боя. Машина потеряет подвижность. Восполнить запас хода (восстановить подвижность можно только на пунктах ускоренной подзарядки трёхфазным током за 30-40 минут, а однофазным током – за 6 – 10 часов (и то только в тёплых условиях), а это (такая продолжительность зарядки) в условиях боевой обстановки является недопустимым.

Ниже, уважаемые читатели, следует несколько слов сказать о безопасности и защищённости рассматриваемого электрокара.

Безопасность. Общеизвестно, что при ударе или при разгерметизации литиево-ионного накопителя энергии возникает детонация и взрыв с возгоранием и гибелью экипажа. Примером может служить материал о взрывах и пожаре в автобусном парке города Штутгарт.[27]

Попадание пули или осколка от разрыва боеприпаса по накопителю энергии бесспорно приведёт к детонации последнего. А это уже представляет для людей смертельную опасность.

Защищённость «Эры» - никакая. В добрые старые времена шутили – «противопыльная». Очевидно, что прилагаемым к машине противоосколочным одеялом в боевой обстановке потребуется от экипажа прикрывать не себя, а аккумуляторный отсек, расположенный под передним капотом, так как кроме тонколистового железа и стекла военнослужащему можно укрыться и чувствовать себя в относительной безопасности разве, что от мальчишечьей рогатки.

В заключении статьи следует отметить, что автор её при написании не ставил задачу рассмотрения вопросов, связанных с хранением электрокара в парках постоянной дислокации, изменения штатного расписания подразделений обслуживания и ремонта воинской части, изменений в планах организации боевой подготовки, снабжения запасными частями и других общегражданских особенностей.

И ещё одно, для солдат срочников – операторов научных рот, имеющих высокую общеинженерную подготовку, и их кураторов необходимы занятия по тактике, по применению вооружения и техники в различных видах боя. Уверен, что приобретённые знания помогли бы руководителю проекта при отдании приказа (технического задания на разработку изделия) и исполнителям правильно решить задачу и создать для армии действительно необходимую машину, которую было бы не стыдно показать иностранным высоким и компетентным чинам на международной выставке.

Выводы:

1. Конструкторским коллективом – солдатами научной роты проделана большая и интересная в техническом плане работа. Создана работающая модель электрокара.

2. К сожалению, машина, позиционируемая как предназначенная для разведки, таковой быть не может, в силу несоответствия её качеств боевым условиям применения.

3. Эпопея с разработкой электрокара подтверждает вредоносность «сердюковщины», когда в ВС РФ были ликвидированы многие военно-учебные и военно-научные заведения и учреждения, созданные во времена ВС СССР, готовившие действительно военную инженерную элиту для Армии и Флота.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru       



[1] Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_трамвая#В_России Статья «История трамвая» Материалы Википедии.Данные в этой статье приведены по состоянию на 2013-2015 годы

[2] Сайт: https://plus.rbc.ru/news/5a27f6fd7a8aa9058878745c Редакционная статья «Эволюция электрокаров в России: от Ипполита Романова до «Романов Моторс» в издании РБК+ от 06.12.2017 года.

[3] Сайт: https://zen.yandex.ru/media/v_mire_sel_hoz/chto-stalo-s-elektricheskimi-traktorami-v-sssr-ch2-5e5e5b9a52d8200013263df0 Статья на канале В мире сельского хозяйства «Что стало с электрическими тракторами в СССР (ч.2)» в издании Яндекс Дзен от 14 марта 2020 года.

[4] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/voennye-sukhoputnye-elektrokhody-rossii-chto-gde-kogda/ Статья Анатолия Черкашина «Военные сухопутные электроходы России, что, где, когда?» в издании информационного агентства Оружие России от 19.10.2019 года.

[5] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/v-ozhidanii-kachestvennykh-revolyutsionnykh-preobrazovaniy-v-rossiyskom-avtomobilestroenii-chast-1/ Статья Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 1)» в изании информационного агентства Оружие России от 10.02.19 года

[6] Сайт: https://gt-news.ru/ev/zetta-russia-2021/ Статья Левченко Максима «Zetta 2021 года: цены на российский электромобиль и все подробности» в издании GT-NEWS от 02 августа 2021 года.

[7] Сайт: https://ru.motor1.com/news/528776/era-electric-car-info/ Статья Анны Ткачевой «Для ВС России наступила электрическая «Эра» в издании ru.motor1.com от 25 августа 21года, дополнена 26 августа.

[8] Сайт: https://www.mk.ru/politics/2019/10/29/sekrety-voennogo-tekhnopolisa-era-v-anape-raskryli-obshhestvennikam.html Статья Максима Кислякова «Секреты военного технополиса "ЭРА" в Анапе раскрыли общественникам» в издании MKRU от 29.10.2019 г.

[9] Сайт: https://insideevs.ru/news/528870/russianarmedforces-will-receive-reconnaissance-ev/ Статья Андрея Трубина «ВС России получат электрический разведывательный автомобиль» в издании INSIDEEVs от 25 августа 2021 года.

[10] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/voennye-sukhoputnye-elektrokhody-rossii-chto-gde-kogda/ Статья Анатолия Черкашина «Военные сухопутные электроходы России, что, где, когда?» в издании информационного агенства Оружие России от 19.10.2019 года.

[11] Сайт: https://solargroup.pro/ru/technology Статья «О технологии совмещённых обмоток «Славянка» на сайте Дмитрия Александровича Дуюнова, актуально на сентябрь 2021 года.

[12] Сайт: https://riafan.ru/1511048-tekhnopolis-era-prezentoval-koncept-kar-elektromobilya-s-bespilotnikom Видеоролик «Технополис «Эра» презентовал концепт-кар электромобиля с беспилотником» ФАН от 27.08.21 г.

[13] Сайт: https://ru.wikipedia.org/Клиренс Статья в Википедии «Клиренс», последняя правка 9 января 2020 года

[14] Сайт: https://docs.cntd.ru/document/1200017699 ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства «ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ»

[15] Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тип_96_(танк) Статья в Википедии «Тип 96 (танк)» отредактирована 24 мая 2021 г.

[16] Сайт: http://btvt.info/5library/drive.htm Статья Дж.-К.Лармини «ПРОХОДИМОСТЬ ВОЕННЫХ МАШИН» опубликованной в издании СТАЛЬ И ОГОНЬ: СОВРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТАНКИ (GELANDEGANGIGKEIT VON MILITARFAHRZEUGEN.INTERNATIONALE WEHRREVUE, 1988, No 4)

[17] Авторы: Тлишев А. И., Трубилин Е. И., Богус А. Э. «Конструкции технических средств АПК» в издании: «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет механизации, Кафедра процессы и машины в агробизнесе в издании от 2016 года.

[18] Сайт: https://topwar.ru/32806-oni-shli-na-voynu.html Статья Валерия Панова «Они шли на войну…» в издании Военное Обозрение от 4 сентября 2013 года.

[19] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/nekotorye-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-po-boevoy-i-spetsialnoy-podgotovke-s-lichnym-avtotranspor Статья Анатолия Черкашина «Некоторые особенности проведения занятий по боевой и специальной подготовке с личным составом автотранспортной роты в 60-х – 70-х годах 20 века» в издании информационного агентства Оружие России от 01.07.2016 года.

22 Сайт: https://docs.cntd.ru/document/1200160380   ГОСТ Р 50577-2018 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Типы и основные размеры. Технические требования.Licence plates for vehicles. Types and main sizes. Technical requirements» Дата введения 2019-01-01 г.

[21] Сайт: https://yandex.ru/search/?lr=213&text=cs garant.ru%E2%80%BAodobrenie%20tipa%20transportnogo%20sredstva Статья «Одобрение типа транспортного средства: что это такое» Издано garant Всероссийским центром сертификации Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ ПЛЮС" актуально на 2021 год.

[22] Сайт: https://aif.ru/auto/gibdd/nuzhno_li_stavit_bryzgoviki_esli_s_zavoda_mashiny_prihodyat_bez_nih Статья Владимира Гаврилова «Нужно ли ставить брызговики, если с завода машины приходят без них?» в издании Аргументы и факты от 28.08.2020 года.

[23] Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/»Мерседес_уходит_от_погони Статья в Википедии «Мерседес» уходит от погони» отредактированная 2 июля 2021 года.

[24] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/novye-svetodiodnye-vneshnie-svetovye-pribory-perspektivnykh-avtomobiley-mnogotselevogo-naznacheni Статья Анатолия Черкашина «Новые светодиодные внешние световые приборы перспективных автомобилей многоцелевого назначения АМН-1 и АМН-2» в издании информационного агентства Оружие России от 18.12.2020 г.

[25] Сайт: https://www.gismeteo.ru/diary/4368/2021/7/ Дневник погоды в Москве за Июль 2021 г. в издании Gismeteo

[26] Сайт: https://www.drive2.ru/l/485682324608909331/ Статья блогера ups2009 «На пальцах объясняю, почему электромобили это полный маразм!» в издании Drive2.ru от 19 октября 2017 года.

[27] Сайт: https://yandex.ru/search/?lr=213&text=материал+о+взрывах+и+пожаре+в+автобусном+парке+города +Штутгарт Редакционная статья «Десять автобусов загорелись после взрывов в немецком Штутгарте» в издании РЕН ТВ от 1 октября 2021 г.

Теги: электродвигатель, накопитель энергии, подвеска, колесо, тормоза, машина, подвижность, проходимость, разведка, расход моторесурса

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).