Блоги / Техника и вооружение

10:04 / 03.05.21
Гусеничный плавающий транспортёр Четра ТМ-140 проходит войсковые испытания в пограничных войсках

Впервые автор данной статьи ознакомился с этой машиной в 2018 году. Затем её продемонстрировали в Восточном военном округе в дни военно-технического форума "Армия-2019" в конце июня.

А 09 апреля 2021 года в общероссийской еженедельной газете Военно-промышленный курьер ВПК появилось сообщение «Гусеничный вездеход ТМ-140 Курганмашзавода несет службу на государственной границе России».[1] В статье говорится, что с начала апреля гусеничный вездеход ТМ-140 ПАО «Курганмашзавод» (входит в НПО «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех) проходит опытную эксплуатацию в подразделении пограничной службы ФСБ России, несущем службу в Звериноголовском районе Курганской области на границе с Казахстаном.

В статье отмечено, что эта машина – второй опытный экземпляр. На него, на второй «пограничный» образец, следуя пожеланиям заказчика, ПАО «Курганмашзавод» установлены светодиодная оптика, применяемая на боевых бронированных машинах, типа «Рысь» и «Медведь», (стоит отметить, что описание конструкции светодиодных фар и задних фонарей применение их в различных режимах светомаскировки описаны в статье Анатолия Черкашина[2]), светодиодные поисковые прожекторы. Предусмотрен подогрев двигателя от внешнего источника для поддержания машины в дежурном режиме работы. С целью повышения ресурса усовершенствована ходовая часть гусеничного вездехода. Машина оснащена автономным дизель-генератором на 24 Вольта для обеспечения энергопитания разного рода устройств. Установлена система ГЛОНАСС. Снегоболотоход окрашен в зеленый армейский камуфляж.

За основу пограничной версии принята машина общегражданского назначения. Всего ПАО «Курганмашзавод» выпускает четыре модификации машин. Они представлены в рекламном проспекте предприятия.[3] Модификации представлены на сайте завода:    

  • Вездеход ТМ-140 с грузовой платформой

  • Вездеход ТМ-140 с пассажирским модулем

  • Вездеход ТМ-140 с модулем мастерской

  • Вездеход ТМ-140 с кран-манипулятором

В открытых источниках имеется описание конструкции снегоболотохода.

1.jpg

Гусеничный вездеход ТМ-140 в спецкомплектации на Международном форуме "Армия-2018" / фото из журнала LiveJournal автора bmpd (Ссылка https://bmpd.livejournal.com/3322801.html опубликована 30.08.2018 года)

Гусеничный тяжелый снегоболотоход Четра ТМ-140 в основе шасси имеет каркасную структуру и лодочного типа цельнометаллический корпус.        Основным элементом вездехода является гусеничное шасси, на корпусе которого монтируются все остальные агрегаты. В передней части машины устанавливается кабина экипажа, позади нее предусматривается моторный отсек. Кормовая часть шасси служит местом для установки специального оборудования, предназначенного для решения поставленных задач. На базе данного шасси производитель выпускает различные модификации – снегоболотоход может быть пассажирским, грузовым или «рабочим». В кузове можно разместить любое оборудование весом до 4 тонн.

Снегоболотоход Четра ТМ-140, при наличии уникальных (шириной 800 мм) гусениц, способен передвигаться по любому типу поверхностей. Он без проблем проходит по пескам, грунтовке, лесным дорогам, грязи, болотам, штурмует озера и реки. Давление, оказываемое на грунт транспортным средством, не превышает 0,26 кг/см2, что является достаточно низким показателем для машины весом в 15 тонн.

В кабине свободно помещается 7 человек и механик-водитель. Они располагаются на комфортных креслах, установленных в 2 ряда. При необходимости в кабине можно организовать три спальных места, что значительно расширяет автономность и сферу использования транспортного средства. Данный снегоболотоход прекрасно подходит для длительных экспедиций, охоты, рыбалки, исследовательских и ремонтных работ в труднодоступной местности.

Курганмашзавод для армии разработал и внедрил вариант бронированной машины. Бронируются кабина, моторный отсек и десантный модуль.

На машине может быть установлена противопульная защита кабины и десантного модуля. Вариант бронирования узлов кабины, разработанный московским НИИ Стали, был также представлен на демонстрационной площадке «Тракторных заводов» в рамках форума «Армия-2015».

Моторный отсек ТМ-140А выполнен отдельным модулем, что позволяет ремонтировать и обслуживать двигатель, оставаясь под защитой брони.

На снегоболотоходе применён 250 сильный дизельный двигатель ЯМЗ-236Б-2 с турбонаддувом. Двигатель ЯМЗ-236Б-2 специально адаптирован заводом изготовителем под вездеход ТМ-140, представляет собой шестицилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, жидкостным охлаждением, жидкостно-масляным теплообменником, механическим регулятором частоты вращения.

Трансмиссия ЧЕТРА ТМ-140 состоит из гидротрансформатора, имеющего блокировку на 3 – 6 передачах в коробке, и шестиступенчатой гидромеханической коробки передач (ГМП), сблокированной с планетарными механизмами поворота. Это дает возможность переключать передачи практически без «разрыва мощности», благодаря чему плодородный слой почвы не подвержен повреждениям, а машина не зарывается в болотный грунт.

Коробка передач у вездехода с электрогидравлическим переключением передач. Задняя скорость включается нажатием кнопки. В трансмиссии имеется вал отбора мощности, при помощи которого предлагается обеспечивать работу дополнительного оборудования на кормовой грузовой платформе. На вал может передаваться мощность до 200 л.с.

Двигатель и часть элементов трансмиссии устанавливаются позади кабины экипажа внутри достаточно крупного кожуха. Размеры этого агрегата подобраны таким образом, чтобы ремонтник мог забраться внутрь и проводить все операции по обслуживанию силовой установки, не выходя за пределы ее кожуха. Для доступа внутрь на бортах предусматриваются две двери. Внутри кожуха имеются средства освещения и отопления, обеспечивающие комфортную работу в любых климатических условиях. Стенки моторного отсека покрыты виброизоляционными материалами с целью обеспечения шумоизоляции кабины управления и пассажирского отделения.

Ходовая часть снегоболотохода ТМ-140 - гусеничная, приспособленная для движения по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого машина оснащается гусеницей шириной 800 мм с резинометаллическими шарнирами, отличающимися высоким ресурсом. Оригинальная конструкция гусеничной ленты представлена в виде стальной средней части и резиновых уширителей.    На ЧЕТРА ТМ-140 резиновые уширители крепятся к основной гусенице под небольшим углом (примерно 10 градусов), придавая движителю радиусную форму в поперечном сечении, что снижает сопротивление при движении по твердым поверхностям и уменьшает износ лент, а на грунтах с низкой несущей способностью обеспечивает рациональную площадь контакта и не происходит загребание грунта при повороте машины. Верхняя ветвь гусеничной ленты, не опирающаяся на отсутствующие поддерживающие ролики, в силу разных причин, при движении машины колеблется в вертикальной плоскости, что способствует вытряхиванию грязи и льда.                                      

Вес вездехода распределяется по гусеницам при помощи шести опорных катков. Алюминиевые катки с металлорезиновыми бандажами крепятся к балансирам торсионов подвески. Дорожный просвет при этом составляет 450 мм. Бандажи, работающие как дополнительные амортизационные элементы, обладают антишумовыми и антиобледенительными свойствами, что имеет важное значение при эксплуатации при низких температурах.                                          Направляющее колесо располагается в передней части гусеничного обвода, ведущее (двух венцовое) – в задней части обвода. За счет использования подобной ходовой части среднее удельное давление на грунт составляет 0,22 кгс/кв.см.

К крышке ступицы направляющего колеса прикручиваются стаканообразные подножки (как у ГАЗ-66) для облегчения входа и выхода экипажа.

На зубья ведущих колёс нанесен слой антифрикционного износостойкого сплава, что в совокупности с РМШ гусениц обеспечивает ресурс гусеничного движителя не менее 16-20 тыс. км. Для сравнения, ресурс открытых шарниров с обычными ведущими колесами, используемыми на вездеходах других производителей, составляет всего 1,5 – 2,5 тыс. км.

Подвеска машины – торсионная балансирная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами, каждый опорный каток имеет свой торсион. При этом торсионы левого борта закреплены перед торсионными валами правого борта. Рычаги балансиров передних катков, для исключения пробития подвески, упираются в пружинные ограничители хода подвески.

2.jpg

Подвеска машины МТ-140 / Фото: https://tplast45.ru/catalog/parts/podveska-tm120-33-sb1-86

Натяжение гусениц производится автоматически с места водителя.

Доступ для обслуживания узлов трансмиссии и ходовой части производится через люки в полу кабины, моторном отделении и технологического (пассажирского) модуля или грузовой платформы.   

Что же касается механизмов управления машиной, то к ним можно отнести планетарные механизмы поворота (ПМП) и тормоза. Следует отметить, что тормоз останова – ленточного типа, а тормоз поворота – дисковый.

Управление тормозом поворота – гидравлическое, а тормозом останова можно управлять посредством гидравлики, а в случае неисправности гидравлики машину можно остановить и посредством пневматики.

При включении остановочных тормозов автоматически КПП переводится в нейтраль.

Управление ГМП с ПМП осуществляется штурвалом и пультом управления, расположенным за штурвалом, педалями и рукояткой включения тормоза останова, он же и горный тормоз (как ручник).

11.06.2013 года Alex kruzenwtern в издании livejournal написал статью «Четра ТМ-140» и разместил в ней в открытом доступе фотографии.[4] Из этих фото можно детально рассмотреть все органы управления машиной.

Что касается педалей, то их в кабине управления – две. Левая – управляет тормозом останова на обеих ПМП одновременно, правая – педаль управления подачей топлива. Штурвал воздействует на каждый ПМП в отдельности, в зависимости от угла поворота штурвала. Если повернуть его слегка - Четра будет писать длинную и пологую кривую. И чем сильнее его поворачивать, тем круче траектория. Если его повернуть до упора, правда для этого уже надо приложить заметное усилие, не чрезмерное, но заметное, машина развернется вокруг гусеницы.

За штурвалом виден модуль управления полуавтоматической коробкой передач. Самая верхняя кнопка сбрасывает КПП в нейтраль (тоже происходит и при включении стояночного тормоза), кнопка на лицевой поверхности, обозначенная буквой R, включает реверс, т.е. задний ход. Ну а кнопки с правого торца повышающую или понижающую передачи в обоих ПМП.

3.jpg

Органы управления ПМП / Фото: автора kruzenwtern на сайте https://kruzenwtern.livejournal.com/360527.html

Порядок движения машины и управления ею в достаточной степени раскрыты в обучающем видеоролике[5]: Сайт ООО "КомплектСнаб"- официального дилера ЧЕТРА «Управление гусеничным вездеходом ЧЕТРА ТМ-140».


Далее необходимо отметить, что машина является амфибией. В качестве водоходного движителя используется гусеничный. Циркуляция машины на воде осуществляется за счёт изменения скорости вращения гусеничных лент.

Машина предназначена для преодоления вплавь водоёмов со спокойной водой, без наличия быстрого течения. Для входа в воду и выхода из воды необходимо иметь пологий берег без боковых уклонов и других препятствий (берег типа песчаный пляж). Уклоны берега не должны превышать: при входе в воду 150, при выходе из воды 130. В противном случае машина зачерпнёт воды и затонет. Для плава необходимо закрыть клапан воздуховода отопительно-вентиляционной установки ОВ65 под задним сидением, все пробки на днище машины должны быть надёжно затянуты, болты крышек на днище машины должны быть в наличии и затянутыми, сетки двух водооткачивающих насосов должны быть в наличии и очищенными, клапаны выхлопа откачиваемой воды на бортах машины должны быть освобождены от посторонних предметов, двери моторного отсека и откидной борт грузовой платформы должны быть плотно затянуты, тент застёгнут. 

Предупреждение: преодоление водной преграды без наличия тента запрещено. 

Необходимо проверить работу водооткачивающих помп (насосов). Для этого поочерёдно включить самые левые клавиши на панели приборной доски. Это клавиши ВПп и ВПз. Лампочки в индикаторах ВП, расположенных над тахометром, должны загораться.

Желательно перед поездкой произвести «замачивание» машины в течении 5-10 минут, двигатель при этом выключать запрещено.

Плав необходимо осуществлять только на 3-й или 4-й передачах, циркуляцию выполняют на 2-й или задней передаче в КПП.

При плаве двери кабины и форточки держать закрытыми, а верхние (аварийные) люки открытыми.

В целях осуществления уверенного преодоления водных преград заводом-изготовителем предусмотрена опция (за отдельную плату) – применение лодочного подвесного мотора, устанавливаемого на задний транец.

Для выхода на берег можно маневрировать только на 1-й передаче, можно использовать заднюю передачу. При этом обороты двигателя должны быть минимально возможными, чтобы не допустить заглохание двигателя. На больших оборотах гусеницы могут выбросить из-под машины грунт и машина сядет на днище.

Слив набравшейся в корпус воды осуществлять через пробки, которые после слива воды необходимо надёжно затянуть.

Для системы водооткачки применены два центробежных насоса с электроприводом производительностью по 65 л/мин, служащие для откачки воды, попавшей в отсеки «лодки», они установлены на заводе не как опция, а штатно.

Далее, уважаемые читатели, представляется необходимым рассмотреть комплектность машины дополнительным и специальным оборудованием.[6]

Машина штатно имеет предпусковой подогреватель комбинированный (греет охлаждающую жидкость и масло в картере двигателя). В целях обеспечения уверенного пуска двигателя в холодных условиях применена система гарантированного запуска двигателя (TITAN). Работает за счёт установки суперконденсаторных модулей с повышающим преобразователем.

На машине применена система глобального позиционирования Глонасс/GPG. Она позволяет определять местоположение машины по системе спутниковой навигации, обеспечивает сбор и передачу данных бортовых датчиков и работает функция «чёрный ящик».

Тягово-сцепное устройство для буксировки прицепа весом 5 тонн.

Электролебёдка ЭЛА-6000 обеспечивает номинальное тяговое усилие 6 тонн, длина троса – 25 м., напряжение – 24 В, тяговое усилие может быть увеличено в два раза за счёт применения полиспаста.

На машине предусмотрена автоматическая централизованная система смазки. Предназначенная для снижения износа втулок осей балансиров за счёт автоматической подачи смазки в узлы трения насосной установкой.

Система кондиционирования воздуха предназначена для создания комфортного микроклимата на рабочих местах.

Автоматическая система пожаротушения предназначена для автоматического обнаружения возгорания и автоматического его тушения. Система – многоразовая, восстанавливаемая и обслуживаемая.

Система выпуска отработавших газов с искрогасителем предназначена для улавливания образующихся при работе искр. Она необходима при работе снегоболотохода на пожароопасных территориях: нефтебазы, АЗС, сельхозугодия, НПЗ и другие территории, например, заросшие камышом и высокими перезрелыми травами.

Дополнительные топливные баки устанавливаются на специальных кронштейнах в грузовой платформе в количестве до 4-х баков ёмкостью по 180 литров каждый. Дополнительные баки соединяются трубопроводами с основной топливной системой.

Защитное ограждение кабины предназначено для защиты кабины и отдельных её элементов при движении машины на заросшей кустарниками местности.

Уважаемые читатели, после рассмотрения особенностей конструкции и основных вопросов, связанных с управлением машиной как на суше, так и на плаву, представляется необходимым перейти к рассмотрению тактико-технических характеристик базового шасси:

Технические характеристики вездехода ТМ-140 (данные завода)

Параметр

            Значение

Тип машины

        Гусеничная плавающая

Рабочий диапазон температур, 0С

             От -40 до +40

Эксплуатационная масса, кг

             11200

Грузоподъёмность с сохранением плавучести, кг

 

               4000

Масса буксируемого прицепа, кг

               5000

Вместимость кабины, чел.

                    7

Спальных мест

                    3

Габаритные размеры, мм Д/Ш/В

         7800/3100/3105

Размеры грузовой платформы, мм Д/Ш

 

          3575/2700

Среднее удельное давление на грунт, кгс/см2

 

           0,22 – 0,26

Дорожный просвет, мм

                 450

Преодолеваемый подъём, град.

                   30

Максим. угол входа в воду, град.

                   15

Максим. угол выхода из воды, град.

                   13

Ширина гусениц, мм

                 800

Максим. скорость на шоссе, км/ч

                  45

Максим. скорость на плаву, км/ч

                    5

Тип двигателя

Дизельный с турбонаддувом

Марка двигателя

           ЯМЗ236 Б-2

Мощность двигателя, кВт(л.с.)

              184-250

Система предпускового подогрева

Комбинированная с подогревом ОЖ

Трансмиссия

Гидромеханическая 6-и ступенчатая с ПМП

Переключение передач

Электрогидравлическое

Запас хода (на основных баках), км.

                  550

Ёмкость основных баков, л.

                  630

Лебёдка

Электрическая (24 В), тяговое усилие 6 т., длина троса 25 м.

 

Уважаемые читатели, таким образом мы закончили рассмотрение конструкции, особенностей управления и ТТХ гражданской базовой версии ЧЕТРА ТМ-140.

Впервые в России создана машина для Крайнего Севера и Дальнего Востока, которая по грузоподъёмности существенно превосходит все предыдущие версии тяжёлых гусеничных снегоходов транспортёров-тягачей. До этого, в 1958 – 1960 годах на Харьковском заводе было разработано Изделие 21, которое производилось Рубцовским и Семипалатинским машиностроительными заводами под маркой ГТ-Т.

4.jpg

Гусеничный снегоболотоход транспортёр тяжёлый ГТ-Т / Фото: автора Put-Nik на сайте http://kargoteka.info/photo/5786, опубликовано: 26 сентября 2016

В настоящее время эта уже модернизированная машина выпускается ООО Алтайтрансмаш-сервис в различных модификациях и обозначается ГТ-ТР.

Но у этих машин максимальная грузоподъёмность достигала всего лишь 2000 кгс.

В советские времена эти машины представляли основной транспорт дивизий северного и дальневосточного формирований.

Рассмотренные ТТХ амфибии ЧЕТРА ТМ-140 свидетельствуют о том, что эта машина по условиям эксплуатации не подходит для ВС РФ. Причина – машина предназначена для эксплуатации в интервале температур от -40 до +40 градусов Цельсия. Для военных этот диапазон должен находится в пределах от -50 до +50 градусов.

11 февраля 2016 года в издании Военное обозрение появилась статья Рябова Кирилла [7]«Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика». В статье рассказано о появлении военной версии снегоболотохода, но никаких конструктивных решений по машине для её применения в условиях низких температур не приводится.

В статье Анатолия Черкашина «Автомобильная техника российской армии штурмует Арктику. (Арктическая экспедиция, организованная Министерством обороны Российской Федерации успешно завершена)»[8] приводятся некоторые конструктивные особенности, принятые в СССР, для создания подобных машин. К этим конструктивным особенностям в указанной статье отнесены: Машины комплектовались лебёдкой, противотуманными фарами, прожектором-искателем. Кабина имела двойное (двухслойное) остекление, утепление кабины выполнялось полиуритановым покрытием (водитель не замерзал даже при 50-и градусном морозе), применялась система обогрева аккумуляторной батареи, машина оснащалась специальным отопителем кабины и мощным предпусковым подогревателем. 

В ту пору, когда промышленность и армия СССР осваивали Заполярье, появились аккумуляторные батареи с внутренним саморазогревом (примером такой АКБ служит хорошо известная выпускаемая в Нижнем Новгороде АКБ Titan Arctik, продаваемая в любом магазине автозапчастей).

На рубеже 70-80 годов, при разработке диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук майор (ныне здравствующий полковник в отставке) Макаренко Виталий Митрофанович предложил резино-армированное уплотнение вращающихся валов (правого и левого вращения валов, направление вращения на корпусе сальника указано стрелкой) с уплотняющей кромкой, не отрывающейся от тела сальника при температурах минус 60 градусов Цельсия и ниже, имеющих насечки, выполненные в виде «ресничек» на боковой поверхности уплотняющей стороны сальника.

Очевидно, что эти и другие технические новинки (в том числе специальные загущенные масла и смазки, арктические виды топлива) должны применяться на проходящих испытание Арктикой машинах. Известно, что на этих машинах необходимо применять масло для гидросистем АМГ-10 или его более дешёвые отечественные заменители, уверенно работающие в интервалах температур от -60 до +55 градусов Цельсия.

В качестве моторного топлива для этих машин применяется дизельное топливо арктическое, например, ДТ-А-К5.

В настоящее время для утепления кабин нашли широкое применение сендвичные панели и другие современные материалы.

Вероятно, что применение этих конструктивных особенностей и обеспечивает необходимые ТТХ военных снегоболотоходов ЧЕТРА ТМ-140 «Арктика».

ВЫВОД: ПАО «Курганмашзавод» (входит в НПО «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех) разработана и готова к применению в арктических формированиях ВС РФ уникальнейшая амфибия, способная успешно заменить по грузоподъёмности колёсные машины войсковых формирований обычного типа.


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru     



[1] Сайт: https://www.vpk-news.ru/news/61632 Редакционная статья «Гусеничный вездеход ТМ-140 Курганмашзавода несет службу на государственной границе России» в издании общероссийской еженедельной газете Военно-промышленный курьер ВПК от 9 апреля 2021 года.

[2] Сайт: /www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/novye-svetodiodnye-vneshnie-svetovye-pribory-perspektivnykh-a... Статья Анатолия Черкашина «Новые светодиодные внешние световые приборы перспективных автомобилей многоцелевого назначения АМН-1 и АМН-2» в издании информационного агентства Оружие России от 18.12.20 г.

[3] Сайт: https://www.kmz.ru/produktsiya/vezdehody/?id=6 Статья «Характеристики шасси гусеничного плавающего вездехода ТМ-140» в издании разработчика, актуально на апрель 2021 года.

[4] Сайт: https://kruzenwtern.livejournal.com/360527.html Статья Alex kruzenwtern «Четра ТМ-140» в издании Livejournal от 11.06.2013 года.

[5] Сайт: https://www.youtube.com/watch?v=RegZ-3DAlms Обучающее видео ООО «КомплектСнаб официального дилера ЧЕТРА «Управление гусеничным вездеходом ЧЕТРА ТМ-140» в издании от 3 марта 2016 года.

[6] Сайт: https://www.kmz.ru/produktsiya/Vezdehod%20TM-140.pdf Рекламный буклет ПАО КУРГАНМАШЗАВОД «С комфортом по бездорожью, вездеходы серии ТМ-140» актуально на апрель 2021 года.

[7] Сайт: https://topwar.ru/90649-gusenichnyy-vezdehod-chetra-tm140-arktika.html Статья Рябова Кирилла «Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика» в издании Военное Обозрение от 11 февраля 2016 г.

[8] Сайт: arms-expo.ru/articles/armed-forces/avtomobilnaya-tekhnika-rossiyskoy-armii-shturmuet-arktiku-arkticheskaya-ekspeditsiya-organizovannaya/ Статья Анатолия Черкашина “Автомобильная техника российской армии штурмует Арктику. (Арктическая экспедиция, организованная Министерством обороны Российской Федерации успешно завершена)» в издании Информационного агентства Оружие России от 28.03.17 года.

 

Теги: Гусеничный вездеход ТМ-140, Курганмашзавод, снегоболотоход ЧЕТРА, амфибия, модификация, конструкция, управление, двигатель ЯМЗ-236Б-2

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).