Блоги / Техника и вооружение

5:05 / 02.11.18
Как устроен "Заполярный"

Первый в мире арктический транспорт ледового класса в своё время произвёл революцию в арктических перевозках.

Арктический контейнеровоз "Заполярный", он же дизель-электроход проекта Aker ACS 650 (тип Норильский никель) длиной 169 метров, весит почти 20 тысяч тонн. Назначение: перевозка контейнеров, массовых грузов в трюмах по северным и арктическим водным путям без ледокольной проводки.

То есть это не совсем ледокол, но во льдах пройти сумеет! Не во всех, конечно, но тем не менее...

Посмотрим, как он устроен.

LYS54045

Северный морской путь - сеть полярных маршрутов, открывающая доступ к арктическим территориям России, до сих пор изолированным от сухопутных транспортных магистралей.

Наша страна осваивает эти морские трассы многие десятилетия и сегодня "Норникель" продолжает развивать СМП вместе со страной.

Компания взяла курс на транспортную независимость и приступила к строительству собственного флота в 2005 году.

LYS53945

Прежде, чем строить судно ценой 120 млн. долларов, исследовательская фирма Aker Arctic, специализирующаяся на разработке арктических технологий, и соединяющая в себе ледовый испытательный центр и кораблестроение, испытала модели ледокола в различных ледовых условиях.

На первом построенном судне - дизель-электроходе "Норильский никель" был поднят государственный флаг России в апреле 2006 года.

Сегодня в распоряжении компании пять контейнеровозов ("Норильский никель", "Заполярный", "Талнах", "Надежда", "Мончегорск"), танкер "Енисей" и портовый ледокол "Дудинка". Этот флот полностью обеспечивает все транспортные операции "Норникеля".

LYS54109

Главным в ледоколе являются три момента: усиленный корпус, клиновидная форма и достаточная мощность, чтобы разбивать толщу льда.

Обычным кораблям нельзя даже касаться льдин, а ледоколы способны прокладывать каналы шириной до 50 метров.

Ледоколы используют инерцию движения, чтобы сходу "выползать" на кромку льда. Ледокольный нос специально предназначен для размалывания льда. Он имеет форму клина, образующего с поверхностью льда угол около 20 градусов.

При движении ледокола нос наползает на кромку льда, пока тот не ломается под весом судна. Сломанный лёд подминается боковыми "скулами" ледокольного носа.

LYS54107

Проект Aker ACS 650 имеет революционную конструкцию.

Новейшая пропульсивная установка и корпус двойного действия позволяют ему перевозить грузы и ломать лёд.

LYS54025

Большинство кораблей ходит носом вперед, а наш контейнеровоз в ледокольном режиме идёт по тонкому и рифлёному льду кормой вперёд или назад.

При движении назад мощности судна достаточно для прохождения льдов толщиной до 1,7 метра.

LYS54103

На лёгком льду или на открытой воде судно разворачивается на 180 градусов и плывёт дальше традиционным образом - носом вперёд.

LYS54102

Что же такого уникального в конструкции нашего контейнеровоза?

На большинстве ледоколов гребные винты установлены на корме и на носу судна, а наш дизель-электроход "Заполярный" оборудован винторулевым комплексом Azipod, который позволяет реализовать концепцию судна двойного действия (Double Acting Ship).

LYS54036

В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна и вращение передается на движитель (винт) посредством промежуточных валов, иногда через редуктор.

Винто-рулевая колонка Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе — поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы.

LYS54034

Отказ от промежуточных элементов пропульсивной системы позволил исключить потери энергии, возникающие в них при передаче энергии с вала двигателя на винт.

map

Ручка управления Азиподом слева внизу.

LYS54041

На полноповоротном электромоторе Azipod установлен 4-лопастный гребной винт диаметром более 5,5 метров, который может действовать в качестве руля, умея поворачиваться на 360 градусов вокруг вертикальной оси, обеспечивая маневренность ледокола.

При этом радиус разворота составляет всего 300 метров, в то время как обычному контейнеровозу монадобится не менее 500 м.

LYS54038

Конструкция и ледовые усиления корпуса позволяют преодолевать гладкий лёд толщиной до 1,7 метра и рифлёный (барьерный) лёд толщиной до 15 метров со значительно меньшей установленной мощностью (13 МВт) и более низкими энергозатратами, чем обычное дизельное судно с аналогичным весом и конструкцией корпуса.

LYS54033

Рубка обеспечивает полный круговой обзор.

LYS54039

Пройдёмся по "Заполярному".

На судне четыре трюма, оборудованные люковыми закрытиями, машинное отделение и надстройка, расположенная в корме, с рубкой, обеспечивающей полный круговой обзор.

LYS54031

Корабль построен на верфи в немецком Висмаре (помните, я там была летом?) в 2008 году, на постройку ушло 11 месяцев.

LYS54101

Aker ACS 650 может ходить по скованным льдами арктическим маршрутам без сопровождения круглый год.

Отсутствие необходимости фрахтовать отдельный ледокол позволяет его владельцам сэкономить миллионы денег.

LYS54028

Контейнеровозы не только поддерживают навигацию на главных транспортных артериях, но и круглогодично обеспечивают полярные исследовательские станции.

Даже первые полярные исследователи использовали корабли, усиленные для хождения во льдах - они оборачивали корпуса корабля стальными листами, обивали нос, корму и киль стальными листами.

LYS54105

Надстройка с мостиком находится на уровне 5-этажного дома, подняться в рубку можно как по лестнице, так и на лифте, который находится за этой дверью.

LYS54098

При входе всем выдали бахилы - чистота на судне почти как в операционной.

LYS54075

Спускаемся в машинное отделение, это самое жаркое место на корабле, температура воздуха около +30.

Внизу гудят три двигателя, капитан для масштаба.

LYS54087

LYS54095

Во время работы Aker ACS 650 сжигает до 25 тысяч литров дизельного топлива в час. Поэтому ему нужно заправляться перед каждым переходом. Это дорогой и неудобный недостаток, но он неизбежен.

LYS54088

А вот атомным ледоколам заправляться приходится очень редко, они могут оставаться в море до года. Кстати, в России восемь атомных ледоколов.

LYS54077

Большая часть минеральных ресурсов России находится у закованных во льды арктических берегов, поэтому ледоколы жизненно важны для России. Эти корабли должны плавать в холодных морях, чтобы охлаждать реактор, поэтому они никогда не заходят в южное полушарие, т.к. им пришлось бы проходить через жаркие тропики.

LYS54078

ТТХ "Заполярного"

Длина, м: 169.0
Ширина, м: 26.5
Осадка, м: 10.0
Высота борта, м: 14.2
Валовая вместимость, т: 16994...17029
Дедвейт, т: 18339
Водоизмещение, т: 29136
Контейнеровместимость, TEU: 650
Количество и мощность ГД, кВт: 3×6000
Марка ГД: Wärtsilä W12V 32B3
Скорость, уз: 15.5
Количество палуб: 2
Количество переборок: 7
Количество и (суммарная) кубатура сухогрузных трюмов, м³: 1×1776; 2×6539; 1×4616
Количество и грузоподъёмность кранов, т: 2×45.0 (первоначально т/х "Надежда"; с 2011 года — Норильский никель и Талнах)
Пассажировместимость, чел: 6
Команда судна 19 человек.

LYS54079

Сочетание судоходных качеств дизель-электроходов с опытом капитанов и сервисом обеспечения навигации в ледовитых морях позволяет самостоятельно, без поддержки ледоколов, круглый год работать на западном участке СМП и пять месяцев в году автономно передвигаться в восточном секторе Арктики.

LYS54082

Клинкетная дверь, она же водонепроницаемая переборка.

В случае опасности перевести рычаг управления в положение "Закрыто". При этом сработает звуковая сигнализация и дверь, приводимая в движение гидравлическим электронасосом, начнёт закрываться.

LYS54085

Пульт контроля за агрегатами в машинном отделении.

LYS54065

Мастерская.

LYS54094

Каюта капитана Дмитрия Бердникова (он на фото выше).

LYS54056

Пассажирская каюта.

LYS54060

Рабочие места дежурного смены и помощников капитана на мостике.

LYS54042

С мостика вид на 360 градусов.

LYS54043

Порт Дудинка.

LYS54053

Зима в районе Дудинки составляет 235 дней.

Средняя температура июля +12, января: -28С. Абсолютный минимум -57. Длительность полярной ночи 45 суток, полярного дня — 68 суток.

LYS54040

На мостике небольшая зона для приготовления чая-кофе.

LYS54047

Подставка-скатерть тоже тематическая.

LYS54046

Библиотека+спорт.

LYS54058

Всё, что осталось от той самой бутылки, которую торжественно шарахнули об новый борт.

LYS54059

Столовая.

LYS54066

На каждом столе набор витаминок и приправ.

LYS54067

LYS54069 LYS54070

Спросила у капитана, какой завтрак у него любимый. Говорит, что тот, который с яичницей...

LYS54071

Спортзал на корабле.

LYS54072

LYS54061

Прачечная.

LYS54097

Она же и гладильная.

LYS54096

Сауна.

LYS54074

Бассейн.

LYS54073

Движение судна в арктических льдах - искусство особое. Ледовые поля, скованные торосами, способны остановить любое судно и ледоколы должны быть способны проходить в любых суровых условиях.

"Заполярный" готов в очередной раз отправиться в покрытые льдами моря Арктики. Пожелаем ему удачи и тонкого льда!

LYS54113

Спасибо за экскурсию капитану Дмитрию Бердникову и вообще "Норникелю"!



Источник: сайт fotografersha.livejournal.com, блог "Пишет Марина Лысцева"
12


Теги: Инструкция по применению, корабли, путешествия, россия

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).