Блоги / Техника и вооружение

5:00 / 01.07.16
Некоторые особенности проведения занятий по боевой и специальной подготовке с личным составом автотранспортной роты в 60-х – 70-х годах 20 века

С чувством огромного удовлетворения вспоминаются моменты из жизни молодого офицера в 60-е годы прошлого века. Мне довелось начинать службу, когда после сокращения ВС СССР в 1955 году на 640 тыс. человек, а в 1956 году на 1 млн. 200 тыс. человек, стране потребовалось воссоздавать армию. [1]

Так в 1959 году были созданы Ракетные войска стратегического назначения, одновременно наращивалось количество танков в войсках.

В ГСВГ я проходил службу в 843 гвардейском Варшавском орденов Кутузова и Александра Невского артиллерийском полку (в последующем преобразованном перед расформированием в самоходный артиллерийский полк) сначала в Нейрупинской, затем в Фогельзангской танковых дивизиях. С 1967 на 1968 г.г. наш полк переходил с четырёх орудийного состава батарей на шести орудийные. При этом орудия М-30 заменялись на Д-30. Старые орудия мы вручали полку ННА ГДР имени Адольфа Хипнера.




Если в полку старого штата тыл перевозился взводом подвоза, то при новой структуре полка была создана автотранспортная рота двух взводного состава: взвод подвоза боеприпасов и взвод подвоза ГСМ, ВТИ и продовольствия. А в 1969 году в состав роты ввели отделение технического обслуживания (ОТО). Всего в роте насчитывалось 75 человек, поэтому заместитель по политической части не полагался.

В роте офицеры были по штату: командир роты, заместитель по технической части и два командира взвода, прапорщиком был старшина роты и младшим сержантом сверхсрочной службы был командир ото. Материальную часть роты, по сравнению со взводом подвоза, пополнили двумя автомобилями: автоцистерной АЦПТ-2,8-130 (автоцистерна пищевая термоизолированная) под питьевую воду, это был первый в дивизии ЗИЛ-130, и мастерской МТО-АТ на базе ЗИЛ-157К, собранной под номером 2 на Военном авторемонтном заводе в Куммерсдорф – Гуте под Потсдамом.

0-3.jpg

Автоцистерна пищевая термоизолированная АЦПТ-2,8-130. / Фото: Пресс-служба МО РФ

0-4.jpg

Мастерская технического обслуживания автомобильной техники (МТО-АТ) на базе автомобиля ЗИЛ-157К / Фото: e-libra.ru


С целью обеспечения грузоподъёмности взвода подвоза боеприпасов, за всеми автомобилями взвода закреплялись двухосные прицепы немецкого производства Е-4 (предприятие IFA).

С созданием роты произошло изменение в вооружении. Так были введены 4 единицы группового оружия: два ручных пулемёта Калашникова РПК (индекс ГРАУ-6П2) и два ручных противотанковых гранатомёта РПГ-7 (индекс ГРАУ-6П3). В 1969 году я был назначен командиром роты. Командиру роты был положен, кроме пистолета ПМ, ещё и автомат АКМ.

0-5.jpg
7,62 мм ручной пулемёт Калашникова РПК (индекс ГРАУ-6П2) / Фото: ukrinmash.com

0-6.jpg

Ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7 (индекс ГРАУ – 6П3) / Фото: data.photo.sibnet.ru


Следует заметить, что никаких рекомендаций по применению и закреплению группового оружия в ту пору не давалось. Пришлось закрепить пулемёты, дополнительно к штатному автомату за заместителями командиров взводов, а гранатомёты за командирами первых отделений каждого взвода.

Это вызывало недоумение у военнослужащих. Ведь кроме личного оружия им по тревоге приходилось выносить и дополнительно закреплённое оружие. А по тревоге артиллерийский полк поднимали довольно часто. На каждом полковом учении танковых и мотострелкового полков дивизии требовалось создавать полковые артиллерийские группы в составе трёх – четырёх артиллерийских дивизионов, один дивизион – собственный и три приданных.

Пришлось объяснять, что мы стоим на передовых рубежах защиты нашей Родины. Вокруг нас под Берлином ещё проживали многие из военнослужащих СС, в наших местах, по рассказам членов общества Советско-Германской дружбы – товарищей из ГДР, Гитлер вообще появлялся без личной охраны. А при движении колонн тыла нам не полагалось какого-либо охранения. Следовательно, в случае возникновения войны, водителям самим придётся защищать свои жизни, машины и грузы, за которые водитель несёт ответственность вплоть до уголовной.

Следует добавить, что программой боевой подготовки тыловых подразделений по огневой подготовке не предусматривалось выполнения стрельб из группового оружия.





Кроме того, на занятия, проводимые с водителями всего только два дня в неделю невозможно обеспечить явку ряда военнослужащих (водители дежурной машины, школьного автобуса, хлебного фургона, дежурного санитарного автомобиля и так далее).

К счастью, командир полка и его заместители, большинство начальников служб в ту пору были участниками Великой Отечественной Войны. Пришлось обратиться к командиру полка с обоснованной просьбой организовать дополнительные занятия в воскресные дни по огневой подготовке. На этих занятиях все водители, в том числе и легковых машин, должны были присутствовать в обязательном порядке. На занятиях отрабатывались дневные и ночные стрельбы из автомата, каждый солдат пострелял из пулемёта, один раз в учебный год проводили боевое гранатометание. Люди стали осознанно любить групповое оружие и относились к нему уважительно. Эти навыки особенно пригодились во время Чехословацких событий в 1968 году.

Под Братиславой размещался подобный нашему артиллерийский полк. Начальник штаба полка выбыл из-за болезни из строя (дизентерия). В наш полк пришла директива из Генерального штаба: выделить помощника начальника штаба с исключением из списков полка для замены заболевшего. Для перевозки к новому месту службы этого начальника штаба было предписано выделить легковой автомобиль, водителю выдать полный боекомплект.

Легковой полноприводный автомобиль ГАЗ-69А (4х4) / Фото: www.telenir.net


Посовещавшись с начальником штаба, мы пришли к решению выделить транспортный автомобиль ГАЗ-69А, который в мирное время был закреплён за ним. Солдату выдали путевой лист «по боевой тревоге», маршрутный лист, в который внесли оружие, 120 патронов к автомату АКМ и 2 наступательные гранаты РГ-42, оборонительные побоялись выдавать, так как из автомобиля на равнинной местности применять их опасно для жизни.

0-8.jpg

Ручная наступательная граната РГ 42 / Фото: Пресс-служба МО РФ


Солдату выдали командировочное предписание на двое суток. Такой набор документов применили, так как не знали, какие требования будут предъявлены на границе между ГДР и Чехословакией советскими пограничниками из пограничного полка ГСВГ, осуществлявшими контроль пересечения границы совместно с пограничниками ГДР. Водителю выдали дополнительно к двум штатным бакам ещё две канистры с бензином и сухой паёк на двое суток. Из средств защиты тогда у солдата имелась только каска (бронежилеты в ту пору не полагались).

Водителя я проинструктировал: в пути не останавливаться, никого не подвозить, по нужде из машины не выходить, для этих целей ему выдали ведро, в случае необходимости приказал стрелять через брезентовый тент машины. Это было особенно важно, так как обратно солдат возвращался вообще один.

Машина убыла из части в 5.00, а уже ночью примерно в 1.30 водитель прибыл в казарму. За мной прибежал дневальный, чтобы я принял боеприпасы.

Солдат с честью и достоинством выполнил одиночную боевую задачу. А когда я его спросил, гнал ли он машину, то ответил, что прекрасно понимает: нельзя на ГАЗ-69А длительно ехать со скоростью 100 км/час, так как на немецких бензинах могли прогореть клапана двигателя, их бензин А-80 был намного хуже советского А-72. А водитель возвратился обратно в часть менее чем за сутки, так как на нём лежала большая ответственность за жизнь офицера, за оружие, машину и боеприпасы. Солдат даже не останавливался в пути для приёма пищи. Сухие пайки остались не тронутыми. В своём оружии, по его словам, он был уверен, так как автомат был пристрелян, и он умел им пользоваться.

Далее следует рассказать о умении воинов роты пользоваться средствами светомаскировки. Подача боеприпасов, ГСМ и других материальных средств в подразделения полка для восполнения запасов производилась по указанию заместителя командира полка по тылу. Каждый водитель чётко знал кому он должен передать груз. Для этого каждый вечер, во время вечерней проверки, производился боевой расчёт, на котором водитель, услышав свою фамилию докладывал: какие материальные средства загружены в его машину и кому они предназначаются. При этом по боеприпасам докладывалось, какими весовыми марками помечены снарядные ящики и к какому орудию, какой батареи они предназначаются.

Дело в том, что орудийные стволы подвергаются в процессе стрельбы износу. Первое орудие батареи всегда менее изношено, а шестое орудие готовилось к замене ствола. Для точности стрельбы необходимо было этот момент учитывать. Все снаряды, полкового запаса были приведены в окончательно снаряжённый вид, разложены в кузовах по весовым маркам и их перепутать было недопустимым. На каждую машину выписывался маршрутный лист, в котором эти моменты отмечались. Командиры отделений доводили свою колонну до тыла дивизионов, далее водители роты самостоятельно осуществляли передачу снарядов водителям тягачей орудий.

с-1.jpg

Светомаскировочное устройство к заднему фонарю: / — ободок; 2 — светомаскировочная встав¬ка; 3 — индикатор расстояний; 4 ~- синий светофильтр; 5 — защитное стекло / Изображение: studopedia.ru


При этом, если подача грузов осуществлялась ночью, то в тылу полка автомобили перемещались с использованием режима СМУ «частичное затемнение» (ЧЗ), а при выходе на позиции батарей применялся режим «полное затемнение» (ПЗ).

Режим ЧЗ предусматривал опускание насадок СМУ фар и закрытие задних фонарей насадками с индикаторами расстояния. В режиме ПЗ дополнительно тумблером включалось сопротивление, что приводило к уменьшению яркости свечения ламп фар, световой поток существенно уменьшался, допустимой инструкцией была указана скорость не выше 40 км/час.

0-6а.png

Фонарь подкузовной, установлен на автомобиле Урал-4320 / Фото: studopedia.ru


В конструкции СМУ, выпускаемых предприятиями промышленности в настоящее время СМУ-40 и СМУ-41[2], предусматривается применение только двух режимов: «маскировочного затемнения» (МЗ) и «незатемнённый режим» (НЗ). Вероятно, это сделали, чтобы обеспечить безопасность людей и исключить аварии. При применении маскировки в режиме МЗ необходимо на задние фонари надевать легкосъёмные насадки, в которые встроены индикаторы расстояния. При этом если водитель задней машины видит только одну фигуру на индикаторе расстояния, то дистанция до впереди идущей машины – 150-50 метров, необходимо сократить дистанцию. Когда наблюдаются две фигуры – дистанция нормальная и равна 50-20 метров. Когда наблюдаются четыре фигуры, то дистанция менее 20 метров, мала и требуется увеличить её.

Водителям необходимо знать о том, как определять дистанцию между машинами. Теория теорией, но навыки прививаются только практикой. А курсом вождения автомобилей, гусеничных тягачей и транспортёров тягачей (в ту пору действовал КВМ-61, затем КВМ-71, КВМ-81 и так далее) [3] не предусматривалось упражнений по вождению с использованием СМУ в режимах затемнения.

3а.jpg

Прибор ночного видения ПНВ-57Е / Фото: Прсс-служба МО РФ


Кроме того, на складе в части содержались приборы ночного видения ПНВ-57Е из расчёта один прибор на 10 машин (на автомобильное отделение).

Я попросил командира полка разрешить проведение, в рамках технического кружка, ночных занятий, после кинофильма в субботу, по вождению машин с применением ПНВ и использованием на других машинах режима затемнения и подкузовных подсветок. [4]

На довод, что ПНВ-57Е является секретным, я напомнил, что и АК-47 так же был секретным, но использование автомата солдатами не запрещалось. Водителей следует учить тому, что необходимо на войне. Командование с этим согласилось, и такие занятия мы проводили. Тем более, что управлять машиной с ПНВ сложно, так как коэффициент кратности оптики равен 1,2. Это существенно затрудняет управление машиной. Без навыков невозможно, например, в первый раз с поворота въехать в ворота парка. Солдаты с огромным интересом относились к этим занятиям, ведь каждому очень хотелось попользоваться таким необычным для водителя прибором.

Далее требуется коротко рассказать об особенностях применения автомобильных прицепов. Известно, что применяемые в войсках прицепы многоцелевого назначения бывают: одноосными, двухосными и многоосными; низкорамными и с обычной рамой; оснащёнными тормозными системами и без тормозных систем.

В списочном составе автотранспортной роты полка были прицепы одноосные: 1-АП-0,5 (ГАЗ-704) применялся с санитарным автомобилем УАЗ-450А и прицеп 1-АП-1,5 (ЦВ-1,2) – цистерна под воду. Оба эти прицепа не оснащаются тормозами. Их эксплуатация не представляет затруднений.

0-10.jpg

Прицеп одноосный 1-АП-0,5 (ГАЗ-704) к автомобилю санитарному / Фото: Пресс-служба МО РФ

0-9.jpg

ГАЗ-704 - автомобиль санитарный / Фото: Пресс-служба МО РФ


А прицепы, предназначенные для перевозки боеприпасов, требовали более внимательного отношения к их использованию. Как уже говорилось ранее для этих целей во взводе подвоза боеприпасов применялись двухосные прицепы, выпускавшиеся на автозаводе IFA.

0-1а Лёгкий полноприводный грузовик ГДР, состоящий на вооружении ННА, с колёсной формулой (4Х4) с автоприцепом Е-4 1а.jpg

Лёгкий полноприводный грузовик ГДР, состоящий на вооружении ННА, с колёсной формулой (4Х4) с автоприцепом Е-4 / Фото: Прсс-служба МО РФ


В роте боеприпасы перевозились автомобилями ЗИЛ-164. К ним полагались прицепы Е-4. Дивизионный транспорт нам подавал боеприпасы на пополнение полкового запаса автомобилями Урал-375. У них прицепы были Е-5 – пятитонные. Прицепы Е-4 имели механическую тормозную систему инерционного типа. При торможении автомобиля дышло прицепа набегало на тягово-сцепной прибор автомобиля, петля дышла перемещалась по направляющей втулке назад и нажимала на рычаг тяги привода колёсных механизмов прицепа.

Это приводило к тому, что при осаживании автомобиля задним ходом, колёса прицепа, особенно в песке, тормозили, и срабатывала тормозная система прицепа. Для движения задним ходом необходимо было регулировочным винтом укоротить тормозную тягу прицепа. В последующем, перед движением вперёд необходимо было отрегулировать тормоза. Регулировка заключалась в том, чтобы дышло прицепа уравновешивалось нагруженными от веса дышла установленными на дышле двумя пружинами и усилием сжатия тормозных колодок не касалось сцепной петлёй земли, причём расстояние от земли до сцепной петли дышла должно было быть в пределах 30-50 сантиметров. Прицепы Е-5 имели пневматический привод тормозов и такой регулировки не требовали.

Замена колеса на автоприцепе Е-5, производство завода IFA (ГДР), тягач Урал-375Д2а.jpg

Замена колеса на автоприцепе Е-5, производство завода IFA (ГДР), тягач Урал-375Д / Фото: пресс-служба МО РФ


Кроме того, прицепы Е-3 (версия прицепа Е-4, но только с деревянным кузовом), прицепы Е-4 и Е-5 были не низкорамными. Опорно-поворотное устройство размещалось над центром передней оси, рама прицепа была выше верхних частей протекторов колёс. Поэтому при повороте передней оси прицепа угол поворота колёс ни чем не ограничивался. Колёса могли вкатываться под раму. Когда ось передних колёс совмещалась с продольной осью прицепа, прицеп имел склонность к опрокидыванию. По условиям применения боеприпасов, приведённых в окончательно снаряженный вид, запрещалось использование боеприпасов, которые ронялись с высоты 1,5 метра и выше (могла сработать одна из ступеней предохранения взрывателей). Снаряды подлежали списанию.

0-11.jpg

Прицеп канистра / Фото: Пресс-служба МО РФ


Для того, чтобы это не происходило нам пришлось дорабатывать прицепы. В подрамнике опорно-поворотного устройства мы сверлили отверстие, а к верхней поворотной опоре, жёстко соединённой с основной рамой прицепа, приваривали петлю. В петлю и в отверстие вставлялся палец. Передняя ось прицепа становилась не поворотной. Прицеп не представляло труда закатывать в бокс, осаживая тягач задним ходом. Говорят, что при последующих модификациях прицепов подобные устройства изготавливались заводом.

Блокировка передней оси прицепа от поворота значительно ускоряла время выполнения упражнения с прицепом на автодроме. Выполнение упражнения начиналось с посадки водителя по команде «Вперёд!». Тягача с прицепом выдвигался из окопа полного профиля для преодоления элементов упражнения. Выполнение упражнения заканчивалось постановкой прицепа задним ходом тягача в окоп.

В заключении следует отметить, что командир роты персонально отвечает за подготовку личного состава к ведению боевых действий и за боевую готовность подразделения. Генералиссимус А. Суворов требовал учить солдата тому, что необходимо на войне. А специфика действий подразделений тыла полка в ряде случаев в недостаточной степени учтена программой подготовки тыловых подразделений. Задачей командира роты, будь-то автотранспортная рота или рота материального обеспечения, является оценка особенностей оснащения роты вооружением, материальной частью; способов и порядка действий вероятного противника; особенностей театра военных действий организовать обучение личного состава и подготовку вооружения и техники к предстоящим боевым действиям заблаговременно, ещё в мирное время.

В данной статье автором предпринята попытка показать, как командир роты обязан не шаблонно подходить к подготовке своего подразделения, опираясь при этом на опыт старших и более умудрённых товарищей. Подчинённые при этом поймут, что командир проявляет заботу о них, о выполнении ими основной задачи – защиты Отечества.() Вообще-то командование подразделением это не автоматическое выполнение предусмотренных уставом должностных обязанностей. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Требуется творчески и разумно подходить к своему делу. Только в этом случае ваша рота может показать лучшие результаты. Солдаты увидят, что командир вкладывает в дело душу и ответят взаимностью.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материвлы сайта Википедии — свободной энциклопедии.

2. Материалы сайта studopedia.ru. Статья «Использование светомаскировочных устройств. Прибор ночного видения».

3. Курс вождения автомобилей, гусеничных тягачей и транспортёров-тягачей КВМ-81.

4. Гумелё В.Ю.,Пархоменко А.В. Статья "Светомаскировочное устройство; фонарь подкузовной".

Теги: артиллерийский полк, автотранспортная рота, личное и групповое оружие, автопоезд, прицеп, светомаскировочное устройство, прибор ночного видения

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).