Блоги / Техника и вооружение

5:04 / 19.01.15
Нереализованные проекты: бронетранспортёр БТР-Т (Россия)

Опыт ведения боевых действий, в том числе в локальных конфликтах, выявил резко возросшие требования к защите личного состава мотострелковых подразделений от современных средств поражения. Существующие колесные машины БТР-80, БРМД и легкие гусеничные машины класса БМП и МТ-ЛБ, не всегда обеспечивают защиту личного состава на поле боя.

Реализуя концепцию максимальной защиты, КБ транспортного машиностроения под руководством главного конструктора проекта Д. Агеевым разработало и изготовило совместно с ГПО "Завод транспортного машиностроения" опытный образец тяжёлого бронетранспортёра (БТР-Т) на базе танка Т-55, стойкого к современным средствам поражения на уровне основного танка. Впервые он был продемонстрирован на выставке вооружений ВТТВ-97 в Омске в 1997 г.

Сами танки Т-55 и их модификации морально устарели и в современных условиях не могут эффективно выполнять свои функции, они сняты с вооружения российской армии. Большое количество этих танков было в свое время поставлено в различные страны мира, и теперь они могут быть переоборудованы в тяжёлые высокозащищённые бронетранспортёры.

Бронетранспортёр БТР-Т имеет следующую компоновку: в корме корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, а переднюю и среднюю части корпуса машины занимает отсек выполняющий одновременно функции отделения управления, боевого и десантного отделений. Слева в передней части этого отсека находится место механика-водителя, справа от него смонтирована низкопрофильная башня с вооружением, а задняя часть отсека предназначена для размещения пяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой.

Полностью закрытый корпус БТР-Т отличается от корпуса базовой машины прежде всего встроенной динамической защитой, а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле +30° уровень эквивалентной броневой защиты доведен до 600 мм. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. 

Верхняя часть бортов корпуса имеет внутрений (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. Таким образом, обеспечивается противокумулятивная защита бортов. Защищенность машины повышена также за счёт использования двенадцати дымовых гранатомётов типа 902, установленных в кормовой части корпуса.

Лобовые броневые детали и борта оснащены пакетом динамической защиты последнего поколения «Контакт-5», которая обеспечивает высокий уровень защиты не только от кумулятивных, но и от бронебойных подкалиберных боеприпасов. Кроме того, на БТР-Т усилено днище корпуса для повышения живучести машины при подрыве на противотанковых минах. Это обеспечивается за счет дополнительного бронирования днища, которое приваривается к нему с промежутком, образуя воздушную прослойку между дополнительной броней и самим днищем, что значительно снижает воздействие взрывной волны при подрыве на мине.

Вместе с тем, для посадки и спешивания десантники должны пользоваться люками в крыше корпуса (один - спереди справа и второй за башней), что в современном бою ведет к большим потерям. Поскольку крыша обитаемого отделения выше уровня крыше корпуса были сделаны еще два люка в задней части рубки. Танковые броневые люки устанавливаются в вертикальное положение и обеспечивают броневой экран при выходе десанта наружу. Обитаемые отделения оборудуются современной системой жизнеобеспечения позволяющей экипажу и десанту действовать в условиях применения оружия массового поражения в любых климатических условиях. Модернизацию устаревших танков в тяжелый БТР-Т завод предполагает проводить на производственных мощностях заказчика с поставкой комплектующих из России.

2.jpg

Рисунок: ru.wikipedia.org

Таким образом, БТР-Т обеспечивает транспортировку личного состава мотострелковых подразделений в условиях вероятного применения ОПМ и огневого контакта с противником, а также эффективное поражение целей на поле боя. При этом возможность ведения десантниками боя из машины не предусмотрена.

При переоборудовании танка в бронетранспортёр, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть базовой машины остаются неизменными. При движении по шоссе бронетранспортёр развивает максимальную скорость 50 км/ч. Он способен преодолевать подъем до 32°, вертикальную стенку высотой 0.8 м, ров шириной 2.7м и водную преграду глубиной 1.4 м (без подготовки). При использовании ОПВ, глубина преодолеваемых водных преград может составлять 5 м, что является рекордным показателем для бронетранспортёров.

Используя конструктивные решения, заложенные в проект БТР-Т, машины подобного класса можно оборудовать на базе любого устаревшего танка российского или зарубежного производства.

Модульный принцип компоновки боевого отделения дает возможность оснащать БТР-Т различными комплексами вооружения, исходя из требований заказчика. Возможна установка систем вооружения производства стран НАТО. По желанию заказчика возможны следующие варианты комплексов вооружения:

  • автоматическая 30-мм пушка 2А42, 2 пусковые установки ПТУР "Конкурс"
  • автоматическая 30-мм пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомёт АГС-17
  • двухствольный 30-мм автомат 2А38
  • 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, 2 пусковые установки ПТУР "Конкурс"
  • 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, автоматический 30-мм гранатомёт АГС-17

К недостаткам БТР-Т можно отнести в первую очередь невозможность выхода десанта через кормовой люк, что обусловлено схемой расположения двигателя танка Т-55. На вооружение машина не поступила из-за своих конструкционных недостатков, в т. ч. низкой по сравнению с современными танками защиты и неудачно реализованного спешивания и размещения десанта, а также из-за финансовых и производственных проблем ее разработчиков ОКБТМ.

3.jpg
Рисунок: ru.wikipedia.org


Тактико-технические характеристики тяжелого бронетранспортера БТР-Т

Боевая масса, т     38.5      
Экипаж, чел. 2+5 
Габаритные размеры, мм:длина - 6454;
ширина - 2850;
высота - 1865;
клиренс - 395
Бронирование динамическое, встроенное,
эквивалент — 600 мм в курсовом угле +30
°
Вооружение:автоматическая 30-мм пушка 2А42,
пусковая установка 135-мм ПТУР «Конкурс»,
12 дымовых гранатомётов, 
Боекомплект 200 выстрелов,
3 ПТУР
Двигатель  8-55В,
12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность, кВт427 
Удельная мощность двигателя, квт/т 11,1
Удельное давление на грунт, Мпа0,08
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50 
Запас хода по шоссе, км 500 
Преодолеваемые препятствия; подъем, град. - 32; 
крен. град. - 30; 
высота стенки, м - 0.8; 
ширина рва, м - 2,7; 
глубина брода, м - 1,4 (с ОПВ - 5 м)


При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Сайт Свободной энциклопедии "Википедия"

2. Сайт "Альтернативная история" 

Теги: Проект, бронетранспортёр, БТР-Т, Россия

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).