Блоги / Техника и вооружение

5:01 / 27.06.19
Несколько слов о китайских бронеавтомобилях

17 июня 2019 года в информационном агентстве Оружие России вышла в свет редакционная статья «Китайская армия тестирует новые бронемашины».[1] В указанной статье пересказана опубликованная на портале ARMIYA.AZ статья под названием «Китайская армия вскоре может пересесть на новые бронированные внедорожники», вышедшая в свет также 17 июня 2019 года. Как передает Armiya.az со ссылкой на warspot.ru, портал armyrecognition.com сообщил о том, что машины Dongfeng переданы на приёмочные испытания, по результатам которых будет приниматься решение об их поступлении на вооружение. Сообщается, что впервые машины Dongfeng были представлены общественности на выставке AAD 2014. Тогда разработчики показали две версии внедорожника — с колёсной формулой 4×4 и 6×6.


Далее в статье говорится, что в варианте 4×4 Dongfeng имеет массу 6,1 т, а в 6×6 — 8 т. Обе версии машины развивают максимальную скорость 130 км/ч и имеют бронирование, защищающее экипаж от стрелкового оружия. Кроме того, машины могут оснащаться стрелковым и ракетным вооружением. Сообщается, что для нужд китайской армии на базе Dongfeng создан ряд многоцелевых и специализированных машин, в том числе бронетранспортёр, командный пункт, машина эвакуации, а также носители тяжёлого вооружения.

Далее, уважаемые читатели, представляется необходимым вспомнить немного о истории. В 1945 году, после разгрома милитаристской Японии, в бывшей тогда Китайской Республике продолжилась гражданская война между военными формированиями Гоминьдана и Коммунистической Партии Китая (КПК).

К 1949 году армия КПК установила контроль над большей частью страны. Война сопровождалась массовыми нарушениями прав человека с обеих сторон, миллионы людей, не участвовавшие в боевых действиях, были убиты. Войска Гоминьдана, обескровленные в войне с Японией, потерпели поражение от войск КПК в 1949 году, после чего правительство Китайской Республики вместе с вооружёнными силами отступило на Тайвань, в результате чего де-факто образовалось два китайских государства.[2]


Ещё во времена существования Китайской Республики зародилось тесное сотрудничество в экономике между Китаем и Германией. Необходимость модернизации китайской экономики и нужда Германии в стабильных поставках сырья в конце 1920-х годов сблизило страны. Интенсивное сотрудничество началось в 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, и продолжалось до начала Второй японо-китайской войны в 1937 году.[3]

Под эгидой немецких компаний было создано несколько НИИ, например, отделение IG Farben. В 1935—1936 годах Китай заказал у Германии 315 000 шлемов, большое количество винтовок Gewehr 88, 98, пистолетов Mauser C96. В страну ввозились: немецкое оборудование; небольшое количество самолётов (иногда в несобранном виде) Henschel, Junkers, Heinkel, Messerschmitt; гаубицы Rheinmetall и Krupp; горная артиллерия и противотанковые орудия, такие как Pak 35/36; бронетехника, например, PzKpfw I.

История российско-китайского военного сотрудничества началась еще до войны, а с конца 1940-х и до начала 1960-х СССР фактически под ключ построил современную военную промышленность Китая. В КНР активно производили технику советской разработки, и это производство не прекратилось, даже когда отношения СССР и КНР в 60-х годах окончательно испортились и официальное военно-техническое сотрудничество двух стран было свернуто.[4]

01.jpg

Packard 180/ЗИС-110 / Фото: www.zr.ru

Официально автопром Китая родился 15 июня 1953 года, когда в Чаньчуне заработал завод FAW (First Automobile Works, Первый автомобильный завод), начавший выпуск грузовиков — несколько упрощенных советских ЗИС‑150.[5] В 1958‑м заработал пекинский завод BAW (Beijing Automobile Works), тогда же начали выпуск автомобилей в Шанхае.

Просмотр фотографий позволяет увидеть в изделиях китайского автопрома до боли знакомые черты советских моделей.

Так, производство машины Dongfanhong (вариации модели ГАЗ-21), было организовано в фирме China First Tractor Group Co., Ltd. (завод сельскохозяйственной спецтехники в городе Лоян, провинция Хэнань).

02.jpg

Dongfanghong — вариация на тему Волги ГАЗ‑21. Это, по сути, последний автомобильный плод советско-китайской дружбы / Фото: www.zr.ru

03.jpg

Выставка достижений китайского «членовозного» автомобилестроения на площади Тяньаньмэнь. На первом плане нечто неопределенное, до боли напоминающее нашу Чайку или родственный ей Packard. Слева на заднем плане — Beijing CB4, справа — Hongqi CA72 / Фото: www.zr.ru

Пекинский завод Beijing Automobile Works (BAW) был основан в 1953 году. BAW выпускал Beijing CB4, размещённый слева во втором ряду за Чайками, справа во втором ряду представлены Hongqi CA72, был разработан компанией First Automotive Works (FAW), основанной в 1953 году при технической и финансовой поддержкой Советского Союза в городе Чанчуне. Предшественником этой машины был легковой автомобиль седан среднего класса Dongfeng CA71, разработанный FAW, который в основном был репликой французского Simca Vedette.

04.jpeg

Массовый военный внедорожник Beijing BJ 212 с мотором объемом 2,45 литра, скопированным с советского ГАЗ‑21, в разных вариантах делали много лет  / Фото: www.zr.ru


Что касается внедорожника Beijing BJ 212, то производство модели, созданной на агрегатах советского вездехода ГАЗ-69, началось ещё в 1965 году в Пекине на предприятии Beijing Automobile Works. Эти простые и неприхотливые машины стали основным транспортом китайской армии. Сходство с советским клоном находится и в технических данных:

  • 4-ех цилиндровый карбюраторный мотор BJ212 объемом в 2,5 л является полной копией двигателя советского М-20 (на поздних моделях, ориентировочно с 1986 года, заменён на УМЗ-451)
  • зависимые передняя и задняя подвески на полуэллиптических рессорах – копия данных ГАЗ-69
  • 3-ех скоростная КПП с 2-ухступенчатой раздаточной коробкой с понижающим рядом — аналогична коробке ГАЗ-69 (на поздних моделях, примерно с 1986 года, заменена на 4-ёх скоростную КПП в блоке с РК от УАЗ)

На смену этой модели пришла машина Beijing Jeep BJ40 – копия нашего УАЗика, которая с 2011 года постепенно замещалась копией австрийского Gelandewagen от компании Steyr-Daimler-Puch AG - Beijing BJ80.[6]

Далее, уважаемые читатели предстоит ознакомиться непосредственно с предприятием Dongfeng Motor Corporation и его продукцией.

Dongfeng Motor Corporation (кит. Дунфэн цичэ гунсы, буквально «Автомобильная компания „Восточный ветер“») — китайская автомобилестроительная компания, одна из крупнейших в Китае. Занимает 145-е место в списке Fortune Global 500 2011 года. Основана в 1969 году.[7] К началу 2005 года активы корпорации Dongfeng составляли 76,89 миллиардов юаней, а общее число сотрудников достигло 106 000 человек.

Согласно плану DFL, в 2010 году компания должна была выпустить 300 тыс. единиц лёгкого коммерческого транспорта. Масштаб производства и дистрибуции должен был достичь 300 тыс. единиц, включая 150 тыс. двигателей Cummins и 150 000 дизельных двигателей небольшого размера собственной разработки.

После осложнения взаимоотношений с «ревизионистским СССР», апогеем которых стали события на острове Даманский в 1969 году, в целях дальнейшего развития и завоевания международного рынка, компания Dongfeng Motor объединила свои ресурсы с компанией Nissan, в результате чего было образовано самое крупное совместное предприятие автомобильной промышленности Китая — Dongfeng Motor Company Limited (DFL). В сентябре 2014 года предприятие начало производство электромобилей e30.

Предприятие имеет обширные экономические связи по всему Миру. В октябре 2011 года создано ООО Дунфэн Мотор Рус. В декабре 2013 года создано совместное предприятие Dongfeng Volvo.

Производство расширяется. Так в феврале 2016 года состоялось открытие завода Dongfeng-Renault Automotive Company (DRAC) в Ухане, в апреле того же года произошло открытие завода по производству автоматических трансмиссий с двойным сцеплением Dongfeng GETRAG Transmission Co., Ltd, в октябре 2016 года было открытие завода кроссоверов Dongfeng Motor в Чэнду.

Далее предлагается рассмотреть непосредственно те бронеавтомобили, о которых и сообщалось в редакционной статье Информационного агентства Оружие России.

07.jpg

Внедорожник Dongfeng 4×4 / Фото: armyrecognition.com

Первой из этих машин в указанной статье является внедорожник Dongfeng с колёсной формулой 4 Х 4. .

Этот вездеход-внедорожник классической компоновки изготовлен на базе шасси EQ2050M3DJ II (пр-во Dongfeng Automobile Co., Ltd. (DFAC) - подразделение Dongfeng Motor Co., Ltd., Китай). Описание этой машины приведено в статье, опубликованной в LIVEJOURNAL «Китайские легкие бронированные машины Dongfeng».[8]

Сообщается, что Dongfeng Off-Road Vehicle Company ведет производство китайского армейского автомобиля EQ2050 Mengshi с колесной формулой 4х4, являющегося клоном известного американского автомобиля HMMWV (фактически EQ2050 выполнен на шасси коммерческой машины Hummer H1, и первоначально собирался из импортируемых из США узлов этой платформы).                                         

Новое семейство лёгких бронированных машин Armoured Wheeled Utility Vehicle выполнено на базе EQ2050 и включает, как указано в данной статье, два варианта с колесными формулами 4х4 и 6х6.

08-1.jpg

Внедорожник Dongfeng 6×6 / Фото: armyrecognition.com

Оба варианта, предположительно, используют базовый для EQ2050 дизельный двигатель Dongfeng, являющийся лицензионным вариантом двигателя Cummins EQB150-20 мощностью 110 кВт, с механической коробкой передач.

Далее представляется необходимым рассмотреть ТТХ базовой машины

Тактико-технические показатели

Габариты базовой машины, мм:
длина - 4717:
ширина - 2210;
высота - 1983
Номинальная грузоподъемность, кг 1390
Снаряженная масса китайского автомобиля, кг 3350
Полная масса, кг 5000

Коэффициент использования грузоподъемности (отношение загрузки к весу автомобиля)  

0,41
Распределение полной массы по осям, кг: передняя ось - 200;
задняя ось - 3000
Полная масса прицепа, кг 2000
Колесная база, мм 3300
Передняя колея, мм 1802
Задняя колея, мм   1806
Свес передний, мм   567
Свес задний, мм  850
Угол переднего свеса, град.  70
Угол заднего свеса, град.  45
Двигатель  
Марка
EGB150-2 
Рабочий объём, л  3,9
Мощность, кВт/л.с.  112/153 
Топливо
дизельное
Экологический стандарт   национальный II/Евро-2
Максимальная скорость, км/ч   105 
Число мест в кабине, чел   2+2 
Коробка передач  механическая
Ходовая часть:  
Шины  37 x 12,5R16,5  
Число колес 
СЦПШ   да 
Подвеска колёс   независимая 
Дополнительное оборудование:   
Лебедка  имеется 
Дополительно, ТТХ бронеавтомобиля Dongfeng с формулой 4 х 4
 
Боевая масса, т   6,1 
Полезная нагрузка, т   1,2 
Уровень защиты (предположительно)  соответствующий STANAG 4569 Level 1, хотя и с возможностью усиления
Противоминная защита (предположительно)  3 кГ ВВ

Дополительно, ТТХ бронеавтомобиля Dongfeng с формулой 6 Х 6

 
Боевая масса, т 8,0
Полезная нагрузка, т 2,5 
Уровень защиты (предположительно)  соответствующий STANAG 4569 Level 1, хотя и с возможностью усиления
Противоминная защита (предположительно)   3 кГ ВВ 

Из рассмотренных характеристик вытекает, что китайские бронеавтомобили являются машинами, соответствующими американским. Поэтому они и предлагаются на экспорт, в частности, приобретаются Республикой Беларусь.


Однако, если сравнить их с современными российскими машинами, представленными в этом году на форуме Минобороны России, на пример, с бронеавтомобилем «Тигр Next» АМН-2», то становится очевидным превосходство российской машины.[9]

Выводы:

1.     В целом бронеавтомобили отвечают мировому классу и даже поставляются в зарубежные страны, например, в Республику Беларусь.

2.     По своим боевым и техническим характеристикам эти бронеавтомобили существенно уступают российским; так характеристики нового, представленного на выставке «Армия-2019» бронеавтомобиля «Тигр Next» АМН-2», существенно выше.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.        


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Редакционная статья «Китайская армия тестирует новые бронемашины» в издании Информационного агентства Оружие России от 17.06.19 г.

2. Статья в Википедии «История Китая» от 3 декабря 2018 года.

3. Статья в Википедии «Германо-китайское сотрудничество (1911—1941)» от 17 апреля 2019 года.

4.  Статья Анжелики Сарбашевой «Китай продолжает развитие военной технологии своими традиционными способами» в издании lenta.ru от 30 октября 2015 года.

5. Статья «Тайны китайского двора» копия исходной статьи из журнала За рулём от 19 января.

6. Блоггер OlegShakirow Статья «Китайский УАЗ – «История автомобилестроения» на портале DRIVE2.

7. Статья в Википедии «Dongfeng» от 17 мая 2019 года.

8. Статья автора bmpd «Китайские легкие бронированные машины Dongfeng» в издании Livejornal от 19 февраля 2015 года.

9. Статья Алёны Макаренко «Бронеавтомобиль «Тигр‐Next» презентуют на «Армии‐2019» на портале 3600 от 26 апреля 2019 года.



Источник:  ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12

Теги: автомобильная промышленность, бронеавтомобиль, клон, ТТХ, китайский, советский, российский