Блоги / Техника и вооружение

17:02 / 18.12.20
Новые светодиодные внешние световые приборы перспективных автомобилей многоцелевого назначения АМН-1 и АМН-2

Предыстория.

В 2019 году в прессе появились первые материалы о бронеавтомобилях многоцелевого назначения «Атлет» АМН-1 и АМН-2, а также об бронеавтомобиле специального назначения АСН «Атлет».[1]

Бронеавтомобили семейства «Атлет» с колесной формулой 4×4 это новое поколение бронеавтомобилей семейства «Тигр». Они предназначены для перевозки личного состава и военных грузов с обеспечением требуемого уровня защиты, буксирования прицепов, монтажа вооружения, военной и специальной техники.

Основными отличиями бронеавтомобилей «Атлет» от бронеавтомобилей семейства «Тигр», являются:

— Увеличенная до 1600 кг грузоподъемность.

— Повышенная до 6 кг в тротиловом эквиваленте противоминная защита.

— Более мощный дизельный двигатель.

Бронемашины «Атлет» в стандартной комплектации оборудованы антитравматическими сиденьями для всех членов экипажа. Уровень баллистической защиты бронеавтомобилей «Атлет» в базовой комплектации соответствует 2 уровню по ОТТ.

Бронеавтомобили «Атлет» оснащены многотопливными рядными 4-цилиндровыми турбодизелями ЯМЗ-5347-24, развивающими максимальную мощность 240 л.с. Несмотря на несколько возросшую, по сравнению с «Тигром», полную массу автомобиля, которая составляет 9 тонн, новый бронеавтомобиль сохранил «тигриную прыть» и способен на шоссе развивать максимальную скорость не менее 120 км/ч.

С целью компенсации возросшей полной массы бронеавтомобиля, была изменена конструкция ходовой части. Применены новые колесные редукторы и другие элементы трансмиссии. Подвеска машины индивидуальная, торсионная на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами.

В базовой комплектации бронемашины «Атлет» оборудованы:

— Фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

— Системами кругового видеообзора.

— Системой обогрева и кондиционирования воздуха.

— Автоматической системой пожаротушения в моторном отделении.

— Приборами ночного видения.

— Сетью для крепления на крыше машины рейдовых рюкзаков экипажа.

— Светодиодными фарами, габаритными фонарями и стоп-сигналами.

— Другим оборудованием.

Видеороликhttps://www.youtube.com/watch?v=BAZaQ7p7Uqs

Бронеавтомобили АМН-2 "Атлет" и "ВПК-Урал" - новинки форума "Армия-2019"

Бронеавтомобиль специального назначения «Атлет» АСН (АСН 233122)            отличается от бронеавтомобиля многоцелевого назначения «Атлет» АМН-1 и АМН-2 (АМН 233121) конструкцией бронированного корпуса и его оборудованием. На этом бронеавтомобиле установлен трехдверный бронированный корпус. На крыше бронекорпуса бронеавтомобиля специального назначения «Атлет» АСН установлена поворотная платформа для монтажа вооружения с люком большого диаметра, закрывающегося складной двустворчатой бронированной крышкой. А на платформе, как и на серийных бронеавтомобилях АСН 233115 «Тигр-М СпН», можно монтировать одновременно два образца оружия в различном сочетании: 12,7-мм пулемет, 7,62-мм пулемет и 30-мм автоматический гранатомет.

Далее, предлагается рассмотреть конструкцию и применение внешних световых приборов на бронеавтомобилях «Атлет».

Внешний свет, влияет на безопасность дорожного движения. Его конструкция и использование регулируются документами сразу на нескольких уровнях.

Технические характеристики, функционал, расположение на кузове автомобиля допустимых для эксплуатации световых приборов описаны в Техническом регламенте Таможенного союза и приложениях к нему, а также продублированы в государственных стандартах РФ. Их должны соблюдать все автопроизводители, желающие продавать свои машины в РФ.

На этих документах основаны и требования, которые предъявляются к каждому конкретному автомобилю как при совершении регистрационных действий, так и при проведении технического осмотра. Правила пользования световыми приборами в процессе движения (или стоянки) транспортного средства подробно описаны в ПДД и приложениях к ним. Там же, кстати, присутствуют и пункты, запрещающие эксплуатацию машины, если какие-то лампы у неё не светят.

Особым интересом пользуются светодиодные излучатели. Мощные светодиоды имеют способность излучать с интенсивностью в 70—100 лм при электрической мощности в 1 Вт. Для достижения более высоких значений их устанавливают группами, порядка 20—40 штук. Основной проблемой светодиодных излучателей является их излишний нагрев во время работы. Эту проблему производители фар решают с помощью установки радиаторов для отвода тепла обдуваемых естественно или принудительно вентилятором. Срок службы таких излучателей при соблюдении температурного режима и указанного производителем тока потребления находится в пределах 50 000 часов со снижением яркости до 70 % от изначальной в процессе эксплуатации. Производитель рекомендует не превышать типичный ток и заявляет, что через 25 000 часов светодиоды будут иметь не менее 91,8 % уровня яркости, от уровня яркости измеренной на 6000 часах работы светодиодов.

Светодиоды (LED). Работают на явлении заполнения электронами пустых «дырок» в полупроводнике с выделением фотона. Многократное выделение фотонов приводит к свечению. Энергоэкономичные. Работают до 50 000 часов.

Принцип работы светодиодной фары доступно для понимания изложен в реферате к патенту RU 2 134 000 C1.[2]

Внешний вид машины и её светодиодная фара показаны на фото.

2.jpg

Передние фары автомобиля «Атлет» / Фото: ООО «Военно-промышленная компания»

Следует отметить, что девяти диодная фара работает в следующих режимах: ДХО (дневные ходовые огни) – светятся диоды внешнего диодного кольца, дальний свет (горят все диоды), ближний свет (горят нижние пять диодов), указатель поворота (мигают верхние четыре диода), режим ЧЗ (частичного затемнения) – ближний свет и уменьшенная мощность светового потока, режим ПЗ (полного затемнения) – работает в режиме ИК излучения.

Хорошо все режимы работы фары, аналогичной для АМН-1, АМН-2, можно наблюдать в видеоролике работы фар «Тайфун ВДВ» достаточно хорошо известного и применяемого в ВДВ.

Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=CMBgpeLpkmQ

 Испытания бронеавтомобиля КамАЗ 4386 Тайфун ВДВ.

Далее, уважаемые читатели, следует напомнить, что до сих пор в конструкции традиционных задних фонарей в целях светомаскировки применяется непрозрачный кожух, перекрывающий рассеиватель светосигнального фонаря. Отверстия в кожухе напротив лампы фонаря и отражателя перекрыты светофильтром и непрозрачным держателем с диафрагмирующими отверстиями. Светомаскировочная насадка снижает яркость и площадь светящейся поверхности фонаря, что позволяет двигаться ночью в колонне и не обнаруживать автомобиль на расстоянии, превышающем 300 м.

Недостатками данной конструкции, кроме описанного выше, являются:

- низкий светотехнический КПД (не более 10%) светового прибора, используемого в режиме светомаскировки;

- невозможность работы фонаря в режиме полного затемнения (при движении с приборами ночного видения происходит ослепление водителя сзади идущей машины).

Выходом из данной ситуации может быть применение светодиодных задних фонарей (авторами патента являются Новиков Василий Алексеевич (RU), Гладков Роман Викторович (RU), Табакарь Сергей Ильич (RU), Павлов Владимир Александрович (RU).[3]

Как ясно из фотографий бронеавтомобиля «Атлет», задние фонари монтируются на задней стенке топливного бака в нижней его части.

3.jpg

Расположение задних фонарей на бронеавтомобиле «Атлет» / Фото: ООО «Военно-промышленная компания»

Управление режимами светомаскировки осуществляется с панели управления, расположенной слева от рулевой колонки.

1.jpg

Панель управления режимами светомаскировки на бронеавтомобиле «Атлет» / Фото: pbs.twimg.com        

Технический результат достигается тем, что фонарь построен на светоизлучающих диодах двойного действия и имеет автоматизированный блок управления, что позволяет отказаться от светомаскировочных насадок, улучшить безопасность дорожного движения, повысить подвижность автомобильных колонн в условиях светомаскировки и расширяет функциональные возможности фонаря.

Известно, что светоизлучающие диоды в сравнении с лампами накаливания имеют гораздо высокий КПД, а также возможность построения в корпусе одного диода двух кристаллов, один из которых излучает в видимом диапазоне требуемой цветности, а второй - в ИК-диапазоне. Кроме того, светоизлучающие диоды имеют низкий уровень энергопотребления, что позволяет значительно снизить массогабаритные показатели автоматизированного блока управления и установить его в корпусе фонаря.

Работа фонаря при различных режимах светомаскировки: в штатном (не затемнённом) режиме при движении автомобиля по дорогам общего пользования (положение переключателя режимов светомаскировки - "0") в зависимости от подаваемых сигналов включаются все светодиоды соответствующей секции. В режиме частичного затемнения (положение переключателя режимов светомаскировки - "ЧЗ"). В секции "указатель поворота" зажигаются только те светодиоды, которые в совокупности представляют на излучаемой поверхности секции в форму "+". В секции "сигнал торможения" зажигаются светодиоды, составляющие форму "О". В секции "габаритный огонь" зажигаются светодиоды, составляющие форму индикатора дистанции - "|| ||". Индикатор дистанции, как и у насадок традиционного СМУ, представляет собой четыре светящиеся вертикальные полосы, отделенные между собой промежутками. Ширина полос и промежутков подобраны таким образом, что на дистанции более 50 м все полосы сливаются в единое пятно, на дистанции от 25 до 50 м происходит слияние в два пятна, а на дистанции до 25 м отчетливо видны четыре световых пятна. Таким образом, в условиях, при которых в режиме светомаскировки невозможно цветоразличение сигналов, распознавание производится по их форме. Яркость излучения светодиодов в режиме светомаскировки снижается до значения, требуемого ГОСТ РВ 50912-96.

Внешний вид описываемого заднего фонаря представлен на фото.

4.jpg

Бронеавтомобиль «Атлет» на форуме «Армия-2019» / Фото: Vitaly V.Kuzmin

В режиме полного затемнения (положение переключателя режимов светомаскировки - "ПЗ") работа устройства отличается от работы в режиме частичного затемнения лишь тем, что вместо видимого включается ИК-излучение, которое уверенно регистрируется существующими приборами ночного видения, например, ПНВ-57Е, ПНВ-90В1 и др. В передней части машины размещены излучатели ИК (инфракрасные) и УФ (ультрафиолетовые).

Заключение.

Уважаемые читатели, как становиться очевидным, на появляющихся новых образцах бронеавтомобилей вместо традиционных внешних светотехнических приборов находят применение светодиодные приборы.

Они существенно надёжнее традиционных, сохраняют работоспособность даже при полном погружении машины в воду, не требуют применения и установки перед боевым применением машины светомаскировочных устройств, а также позволяют применять машины с использованием приборов ночного видения.

Выводы: 

1. Переход на современные светодиодные внешние осветительные приборы в перспективной автобронетанковой технике – существенный шаг вперед.

2. Применение современных светотехнических диодных приборов позволяет отказаться от наличия в ЗИПе общеизвестных СМУ.

3. Руководству МО РФ в лице руководителей ГАБТУ необходимо помнить, что для передачи в боевой обстановке установленных уставных команд посредством передачи световых сигналов обязывает разработать и внедрить на предприятиях – изготовителях ВВТ специальных светодиодных бортовых светофоров, подобных тем, что применялись на состоявщих на вооружении войск машинах, в послевоенные годы. Эти бортовые светофоры войска изготавливали самостоятельно. Пример, оснащение автобронетанковой техники в ГСВГ. 

   

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru 



[1] Сайт: https://auto.kombat.com.ua/broneavtomobil-mnogoczelevogo-naznacheniya-atlet-amn-1-amn-2-asn-oborudovanie/ Редакционная статья «БРОНЕАВТОМОБИЛЬ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ АТЛЕТ АМН-1, АМН-2 И АСН, ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ». В издании авто.комбат по материалам журнала «Обозрение армии и флота» от 22.08.2019 года.

[2] Сайт: https://yandex.ru/patents/doc/RU2134000C1_19990727 Реферат авторов Авторы:

Абрамов В.С., Ашельрод В.Е., Беленьков Н.М, Денисов С.Д., Доброгорский В.Г., Михеев П.А., Полякова И.П., Пуйша А.Э., Уваров Л.А., Щербаков Н.В., Хитрон М.И. Опубликовано:   1999.07.27.

[3] Сайт: https://findpatent.ru/patent/240/2406923.html Статья «Фонарь светомаскировочный задний» в издании FindPatent.ru Патентный поиск, патент номер 2406923

Теги: бронеавтомобиль, фара; задний фонарь; принципы работы; считывание световых сигналов

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).