Блоги / Техника и вооружение

6:06 / 09.11.20
Новые веяния в развитии производства военной автомобильной техники для Российской армии

Уважаемые читатели, в последнее время просто диву даёшься, читая в прессе о принятии на оснащение ВС РФ автомобильной техники, которую и военной язык не поворачивается назвать. Примером этого являются, материалы, рассмотренные в статье Анатолия Черкашина «Комментарии к интервью начальника ГАБТУ МО РФ генерал-майора Сергея Бибика» в издании информационного агентства Оружие России от 18.02.2020 года.[1]

Представление о том, каким должен быть образцовый объект военной автомобильной техники вырабатывалось десятилетиями боевого применения машин в практике СССР. Концентрированно эти требования к ВАТ, не утратившие актуальность и в современных условиях, хотя по настоящему ВС РФ в последние десятилетия и не применялись в условиях полноценного общевойскового боя, изложены во второй главе статьи Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 3)».[2]

В связи с этим особенно отрадно офицеру-автомобилисту старшего, ушедшего в отставку поколения, наблюдать, что патриотически настроенные представители современного российского бизнеса в инициативном порядке, не по заданию МО РФ, создают образцы машин, которые могут быть крайне востребованными в условиях грядущих боёв против армий стран НАТО. А вероятность таких столкновений в современных условиях возрастает.

Примерами создания таких машин являются некоторые экспонаты, представленные на выставке международного военно-технического форума «Армия-2020».

К ним следует отнести: разработку Балтийской машиностроительной компанией глиссирующей амфибии «Дрозд», перспективное специальное шасси СККШ-586 от концерна «Калашников» и арзамасскую машину «Стрела» - младшую сестру «Тигра» от Военно-промышленной Компании.

Ниже, уважаемые читатели, предлагается ознакомиться с этими образцами машин.

Следует напомнить, что глиссирующая амфибия «Дрозд» подробно рассмотрена в статье Анатолия Черкашина «Автомобиль –амфибия "Дрозд" проходит испытания».[3]

А вот о специальном корпусном колёсном шасси СККШ-586 поведал автор Кирилл Рябов в статье «Перспективное специальное шасси СККШ-586».[4]

Рябов сообщил, что в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» Группа компаний «Калашников» представила специальное корпусное колесное шасси (СККШ-586). СККШ представляет собой новый сегмент опытной продукции АО «Мытищинский машиностроительный завод», входящего в ГК «Калашников».

В статье подчеркнуто, что СККШ-586 создано для замены разработанного под боевую машину 9А331МК корпусного не плавающего и не бронированного шасси на базе МЗКТ-6922 от Минского завода колёсных тягачей VOLAT. Так же минское шасси применяется для боевой машины Бук-М2.

1.jpg

Боевая машина 9А331МК на базе колёсного шасси МЗКТ-6922 / Фото из статьи Кирилла Рябова

Приведём для последующего сравнения ТТХ этих шасси.

Тактико-технические характеристики шасси МЗКТ-6922 и модификаций.[5]

 Марка/модификация

 

6922

 

69221

-010

 

69221

-011

 

69221

-030

 

69221

-031

 

69221

-110

 

69222

 

 

Годы производства 

 

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество мест

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина, мм

 

9735

 

9735

 

9735

 

9980

 

9855

 

 

 

9740

 

 

Ширина, мм

 

3110

 

3110

 

3110

 

3110

 

3110

 

 

 

3100

 

 

Высота, мм

 

2345

 

2270

 

2270

 

2940

 

2830

 

 

 

2600

 

 

Колесная форм.

 

6х6

 

6х6

 

6х6

 

6х6

 

6х6

 

6х6

 

6х6

 

 

Двигатель л.с.

 

420

 

420

 

420

 

 

 

 

 

420

 

420

 

 

Экологичность

 

Е-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масса снаряж., кг

 

22000

 

22000

 

22000

 

23000

 

22000

 

22000

 

22000

 

 

Масса полная, кг

 

34000

 

36000

 

36000

 

33000

 

36000

 

36000

 

30000

 

 

Г/подъемность, кг

 

12000

 

14000

 

14000

 

10000

 

14000

 

14000

 

8000

 

 

Преодол. подъем, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

Верт. препятствие, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300

 

 

 

 

Преодолев. брод, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2

 

 

 

 

Преодолев. траншея, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

 

 

 

 

Боковой уклон, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84

 

 

 

 

Радиус разворота, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13,5

 

 

 

 

Скорость, км/ч

 

80

 

65

 

65

 

65

 

65

 

65

 

80

 

 

Запас хода, км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

840

 

 

 

 

Топливный бак, л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

530х2

 

 

 

 

 

Анализ ТТХ СККШ на базе МЗКТ-6922 позволяет сделать вывод о том, что данные шасси не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к войсковым боевым машинам ПВО. Известно, что степень боевой готовности машин ПВО должна быть на одну ступень выше, чем степень боеготовности частей, прикрываемых этими средствами ПВО.

Но машины на базе МЗКТ-6922 при подходе, например, мотострелковой части к водной преграде, не смогут по своим техническим характеристикам, переправиться на противоположный берег реки вместе, а надо и ранее, с БТР или БМП передовых батальонов полка. Для их переправы необходим мост.

И вот на замену этих машин ОАО Мытищинский машиностроительный завод (входит в состав концерна «Калашников») начал разработку будущего СККШ-586 в инициативном порядке. В дальнейшем этим проектом заинтересовалось министерство обороны, что привело к появлению официального технического задания. Итоговый вариант изделия будет полностью соответствовать требованиям военных.

2.jpg  

Опытное шасси СККШ-586, фото от Концерна "Калашников", Bastion-karpenko.ru      

Как сообщается в статье Кирилла Рябова, в 1 квартале 2021 г. опытное изделие СККШ-586 выйдет на предварительные испытания. Так же в следующем году предполагается начать проверку шасси с «полезной нагрузкой». В качестве последней будут использованы боевой модуль и прочая аппаратура ЗРК малой дальности «Тор».

Согласно нынешним оценкам, испытания могут продлиться около двух лет. Уже в начале 2023 г. перспективная машина может пойти в серию.

Далее следует поговорить о конструкции машины.

Как следует из названия, разрабатываемый образец – корпусная машина. Значит все агрегаты монтируются не на раме, а на несущем корпусе. Корпус выполнен из алюминиевого сплава и имеет заднемоторную компоновку. Он имеет трёхобъёмную компоновку. Передний и центральный отсеки отданы под отделение управления и целевое оборудование. Заднее отделение – моторное.

 Листы корпуса, выполненные из алюминиевой брони, обеспечивают защиту 4 класса по отечественному стандарту – от 5,45-мм автоматных пуль. Отделение управление получает бронестекла с тем же уровнем защиты. Корпус выполнен герметичным, водоизмещающим и позволяет плавать. (Полевой ремонт алюминиевой брони затруднён. Его можно осуществлять только посредством холодной сварки или аргоновой сваркой, которая имеется только в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне дивизии).

Следует заметить, что применение корпусной (не рамной) конструкции машины позволяет несколько понизить центр тяжести изделия. А это, в свою очередь, должно привести к увеличению поперечной устойчивости, изделие вместе с установленным оборудованием, будет более устойчивым к опрокидыванию, по сравнению с объектом, на котором все монтируется на раме.

В моторном отсеке размещается многотопливный двигатель (может работать на дизельном топливе, на бензине и на смеси этих двух видов топлива) мощностью 650 лошадиных сил производства Тутаевского моторного завода – детища ЯМЗ.

Предусмотрена механическая трансмиссия.

Движители:

Колёсный движитель:

Шасси оснащено четырьмя осями с равномерно распределёнными по бортам колёсами односкатной ошиновки, все колёса - ведущие (колёсная формула 8 Х 8). В целях уменьшения радиуса разворота передние и задние колёса выполнены управляемыми.

Подвеска колёс – регулируемая гидро-пневматическая.

Водоходный движитель:

3.jpg

Вид на корму и левый борт, виден водомет / Фото от Концерна "Калашников", Bastion-karpenko.ru

Шасси оснащено двумя водомётами. Движение на плаву осуществляется за счет реактивной струи водомётов и за счёт вращения колёс. Рулей не предусмотрено, в качестве рулей выступают управляемые колёса. Для уменьшения радиуса циркуляции можно водомёт одного из бортов отключать.

Реверс осуществляется за счёт изменения направления вращения гребных винтов.

О устройстве системы водооткачки информации не имеется.

Уважаемые читатели, следует понимать, что рассматриваемое СККШ-586 является ещё не окончательным изделием, оно – прототип. Поэтому и подробное описание конструкции машины не должно быть представлено широкой публике. Конечно, при окончании испытаний и переходе к серийному выпуску модели, более подробное описание конструкции шасси будет возможным. В настоящий момент известны только самые поверхностные сведения. Поэтому предлагается перейти непосредственно к рассмотрению уже известных тактико-технических характеристик СККШ.

Тактико-технические характеристики СККШ-586[6]

Тип машины

Специальное бронированное корпусное колёсное шасси, амфибия

Производитель

ОАО Мытищенский машиностроительный завод

Класс броневой защиты

4 класс, по отечественному стандарту – от 5,45-мм автоматных пуль

Полная масса, т

                  43,2

Грузоподъёмность, т

           Более 17

Габаритные размеры (Д/Ш/В), м

          11,2/3,4/2,45

Экипаж, чел.

                     4

Скорость движения макс., км/ч:

По шоссе

На плаву (по аналогии с БТР-90)         

 

                  80

                   9

Запас хода по топливу, км

800 + 2 часа работы СЭП (системы электропитания).

Двигатель, тип и мощность

Многотопливный Тутаевского моторного завода, 650 л.с.

Трансмиссия, тип

Центрального расположения с гидромеханической АКПП и РК, с межмостовыми и межколёсными дифференциалами, главные передачи мостов – разнесённые (по типу БТР).

Подвеска, тип и клиренс

Гидропневматическая, регулируемая.

Клиренс: Регулируемый, мм 220-520,

                 Номинальный, мм 400-420

Наименьший радиус поворота, м

                         13,5

Железнодорожный габарит

                         1 - Т

Траншееходимость

До половины длины корпуса

Движители, тип и конструкция:

                      Сухопутный

 

 

 

 

                      Водоходный

 

Колёсный, с односкатной ошиновкой, с системой регулирования давления воздуха, все колеса – ведущие, Колёсная формула 8 Х 8, передние и задние колёса – управляемые.

Два водомётных движителя ВД-515, мощность – 250 л.с., наружного расположения (по типу БТР-90).

Авиатранспортабельность

(в составе БМ) Ан-124

Источник: http://bastion-karpenko.ru/skksh-586-mmz/ ВТС «БАСТИОН» A.V.Karpenko

Дополнительное оборудование:

Система управления

Средства повышения проходимости

 

Модернизированная БИУС

Лебёдка самовытаскивания гидравлическая, тяговое усилие – 16 т. силы

Система видеонаблюдения

Камеры дневного и ночного видения

 


«Дебют 2020 года: специальное корпусное колесное шасси (СККШ-586)»

Из сказанного выше и продемонстрированного в видеоматериалах следует разобраться с водоходностью разрабатываемой машины. Характеристика рек Евразии (материалы представлены в статье Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть 2)) позволяют это сделать.[7] Принимая во внимание, что максимальная скорость шасси на плаву равна 9 км/ч, а также то, что скорость течения рек в Евразии существенно меньше, становиться очевидным, что шасси способно преодолевать все реки кроме Амударьи. А в период половодья для разрабатываемого шасси не доступны полугорные реки, например Кура, и малые горные реки.

Выводы: 

1.Концерном «Калашников» инициативно разработан прототип специального корпусного колёсного шасси, аналогов которого до настоящего времени не было.

2.Для разрабатываемого концерном Калашников объекта большинство рек, кроме полугорных, доступно для преодоления вплавь, а в период половодья шасси не сможет самостоятельно преодолевать ещё и малые горные реки.

3.Внедрение этого шасси на снабжение видов и родов войск ВС РФ должно способствовать существенному повышению их боеготовности и боеспособности.

Далее, уважаемые читатели, следует перейти к рассмотрению бронированного амфибийного автомобиля «Стрела».

16 июля 2020 года в издании Военного обозрения появилась статья Евгения Фёдорова «Арзамасская «Стрела»: младшая сестра «Тигра».[8] В статье сообщается, что Военно-промышленная компания на Арзамасском машиностроительном заводе уже выпускает несколько модификаций 8-тонного «Тигра», активно испытываются еще более тяжелый «Атлет» (около 9 тонн), а в прошлом году собран опытный 15-тонный «ВПК-Урал». Кроме этого, в войсках эксплуатируется более 200 бронемашин «Рысь», или IVECO LMV, разработанных в стане потенциального противника. Существует еще и рестайлинговый вариант «Тигра», отличительной особенностью которого являются шесть маленьких глазков-фар.

Из этой же статьи вытекает. Что разрабатываются, как минимум две модификации «Стрелы»: плавающая и грузопассажирская версии.

Интересным является сообщение о противовзрывной стойкости «Стрелы».

Евгений Фёдоров отмечает, что бронеавтомобиль «Стрела», в отличие от машин серии «Тигр», выдерживает подрыв не менее 2 килограммов тротила. «Тигр», как известно, способен без критических травм экипажа выдержать подрыв около 600 граммов подобной взрывчатки. В этой связи интересно сравнение «Стрелы» с еще одной новинкой от «ВПК» – 9-тонным броневиком «Атлет» - дальнейшим развитием серии машин «Тигр». По данным производителя, эта машина также выдерживает взрыв около 2 кг тротила. Сообщается, что вес «Стрелы» при аналогичной стойкости к взрыву в два раза меньше чем у «Атлета» и составляет 4,7 тонны по отношению к 9-ти тонной машине.

Кроме этого, в статье сообщается о внутренней отделке бронекорпуса новой машины традиционным для машин, выпускаемых ВПК, противоосколочным подбоем из кевлара.

В связи с этой разработкой от ВПК представляется интересным рассмотреть материалы, представленные в статье автора под псевдонимом ivanaru, опубликованную на сайте Яндекс Дзен 26 сентября этого года.[9]

Автор сообщает, что на выставке «Армия-2020» публике продемонстированы две машины перспективного семейства: лёгкий бронеавтомобиль весом около двух тонн и амфибия. Вот описанию этой амфибии и посвящён материал статьи.

Автор подчёркивает, что автомобилей такого класса в нашей армии сейчас нет. Он сообщает, что на самом излёте существования СССР на вооружение приняли УАЗ-3907 «Ягуар» – машину с потрясающей плавучестью. Во время испытания автомобиль проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но это был не бронированный автомобиль-амфибия, и оснащался «Ягуар» не водомётом, а гребным винтом открытого типа.

Автор подчеркнул, что в армии, конечно, есть плавающая техника, но она представлена куда более тяжёлыми БТР и БМП. Есть ещё, конечно, БРДМ-2, которая весит семь тонн и не производится уже 30 лет и всё же относится более к БТР, чем к бронеавтомобилям.

Одновременно, автор уточнил, данные по взрывозащищённости машины. Если Фёдоров в своей статье утверждал, что амфибия может выдержать подрыв 2 кГ тротила, то в данной статье утверждается, что амфибия, как и «Тигр» способна выдержать подрыв 0,6 кГ тротила.

Сразу же необходимо отметить, что предприятием представлены две модификации бронеавтомобиля: лёгкий бронеавтомобиль и бронеавтомобиль-амфибия.

Основные внешние отличия этих машин:

Плавающая машина имеет всего три двери (по одной на каждом борту и заднюю). Сухопутный грузовик имеет пять дверей (по две на борт).

Подвеска колёс передней оси плавающей машины (в целях снижения общей массы) – пружинная, а у сухопутной – рессорная.

У амфибии в кормовой части, под бампером виден защищённый гребной винт. 

Назначение машины:

Бронеавтомобиль предназначен для выполнения задач разведки, патрулирования, сопровождения колонн, монтажа и транспортировки вооружения, перевозки личного состава по всем видам дорог, а также преодоления водных преград.

«Легкий бронеавтомобиль-амфибия "Стрела"»

Плавающая «Стрела» весит почти пять тонн — 4900 килограммов. Это на три тонны больше, чем у модификации без амфибийных возможностей. Масса возросла из-за герметичного бронекорпуса и водоходного движителя.

Ниже предлагается немного поговорить о конструкции бронированного амфибийного автомобиля «Стрела».

 4.png      

Бронированный автомобиль-амфибия «Стрела» / Фото автора ivanartu (см. статью)

На виде спереди можно заметить, что передняя подвеска колёс пружинная. Так же очевидно, что у машины другие, не характерные для семейства «Тигр» мосты. На «Стреле» применяются мосты, разработанные для полноприводной «ГАЗели». Поэтому клиренс у амфибии существенно ниже, чем у «Тигра».

Далее, что касается бронекорпуса. Его конструкция двух объёмная. Имеется моторный отсек и обитаемое отделение, в котором оборудован пост управления.

Автомобиль бронирован по первому классу баллистической защиты обитаемого отделения по ОТТ 9.1.12.1. То есть машина защищена только от пуль лёгкого стрелкового оружия и осколков. Иначе её масса была бы куда выше. Противоминная защита присутствует – плавающая «Стрела» выдерживает до 600 граммов тротила под днищем или колесом. Это столько же, сколько у «Тигра-М». При этом он имеет сопоставимую массу, но не плавает.

Вид с правого бока свидетельствует, что в отличии от «сухопутной» версии, у плавающей «Стрелы» не четыре, а две боковых двери. Это сделано для лучшей герметизации — меньше точек, которые нужно защищать от проникновения воды. Стёкла бронированные, в них имеются «бойницы» для стрельбы из личного оружия.

6.png

Вид на бронеавтомобиль «Стрела» с правого борта / Фото: автора ivanartu

Сзади имеется одна большая дверь, открывающаяся вбок, справа от неё располагается кронштейн крепления запасного колеса. Как решается вопрос открытия двери с запаской на штатном месте – не знаю. Вероятнее всего прежде, чем открыть заднюю дверь, необходимо отвести в сторону запасное колесо. Оно тут явно мешается.

Силовая установка. Двигатель дизельный, мощностью 200 лошадиных сил. Двигатель, локализованный на ЯМЗ, иностранной конструкции марки Foton или Cummins ISF объёмом 2,8 литра.

Схема трансмиссии центрального расположения, мостовая. Предполагается установка либо механической пяти ступенчатой коробки передач, либо автомата на шесть передач. В трансмиссии имеется раздаточная коробка. О ней ничего не сообщается, по аналогии с мостами, можно предположить, что это – вариация РК полноприводной «ГАЗели» (смотри раздаточная коробка ГАЗ-33027 с отключаемым передним мостом под шрусовый кардан 32217-1800013-30).

Сухопутный движитель – колёсный.

Подвеска колёс: передних – пружинная, задних – рессорная (на полуэллиптических рессорах).

Колёса с односкатной ошиновкой, рисунок протектора – вездеходный, нет системы центролизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Водоходный движитель.

5.png

Водоходный движитель (защищённый гребной винт) бронированного амфибийного автомобиля «Стрела» / Фото: автора ivanartu

Движитель – гребной винт, защищённый кольцевой насадкой и наружной решёткой. Толкающая сила создаётся гребным винтом. Сам винт – поворотный (подобно подвесному лодочному мотору), что исключает необходимость применения перового руля. Циркуляция на воде осуществляется за счёт поворота гребного винта и управляемых колёс. Реверс – за счёт обратного вращения винта.

О системе водооткачки ничего не сообщается. Но очевидно обязательное наличие электрической водооткачивающей помпы.

Следует отметить, что машина оснащена лебёдкой самовытаскивания переднего расположения. Наличие электропроводки на фотографии передней части машины свидетельствует о том, что привод лебёдки – электрический герметичного исполнения.

Далее автор ivanartu в статье приводит фотографию объявленных публике вероятных ТТХ разрабатываемой амфибии.

 7.png       

ТТХ амфибии “Стрела», представленные компанией ВПК / Фото автора ivanartu

В целях наиболее удобного прочтения этих ТТХ, привожу их отдельно.

Полная масса, т

                        4,9

Грузоподъёмность, кГ

                        800

Колёсная формула

                        4 Х 4

Экипаж, чел

                           4

Габариты (Д\Ш\В), мм

               4700\2200\2100

Клиренс, мм

                        280

Двигатель (марка, тип)

 

 

Максим. мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

Локализованный на ЯМЗ, иностранной конструкции марки Foton или Cummins ISF объёмом 2,8 литра.

                        200

                         40,1

Трансмиссия: КПП

                        

                         РК

5-и ступ. механика или 6-и ступ. АКПП.

2-ух ступ. механика, с отключаемым передним мостом

Подвеска

Передняя – независимая пружинная

Задняя – зависимая рессорная

Максимальная скорость, км/ч:

                   На шоссе

                   На плаву

 

                        120

                          7

Запас хода по топливу, км

                   Шоссе, до 1000

Макс. углы, град.: подъём

                                косогор

                           31

                           20

Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м

                           0,4

Класс баллистической защиты по ОТТ 9.1.12.1

                           1

Противоминная защита обитаемого отсека под днищем или колесом, кг ТНТ

                           0,6

Дополнительное оборудование

Лебёдка самовытаскивания с герметичным электроприводом, переднего расположения

 

Характеристики, представленной от ВПК амфибии наглядно подтверждаются видеороликом.

"Военно-промышленная компания" раскрыла облик новейшего броневика-амфибии "Стрела".

Анализ характеристик рек Евразии и ТТХ амфибии позволяет заключить, что «Стрела» способна преодолевать при спокойной воде все реки, кроме Амударьи, а в период половодья машине доступны для преодоления только поймы равнинных и горных рек. Для преодоления вплавь самих рек Евразии в период половодья необходимо привлекать переправочно-десантные средства.

 Из представленных в данной статье текстовых и видеоматериалов вытекают выводы:

1. Отечественным автопромом впервые за 30 последних прошедших лет представлена разработанная по заданию МО РФ машина, отвечающая требованиям к тактическому автомобилю.

2. Принятие этой машины на снабжение войск должно способствовать значительному повышению боеспособности и огневой мощи наступающих подразделений частей первого эшелона.

   

Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»,  Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.



[1] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/kommentarii-k-intervyu-nachalnika-gabtu-mo-rf-general-mayora-sergeya-bibika/ Статья Анатолия Черкашина «Комментарии к интервью начальника ГАБТУ МО РФ генерал-майора Сергея Бибика» в издании информационного агентства Оружие России от 15.01.2020 года.

[2] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/v-ozhidanii-kachestvennykh-revolyutsionnykh-preobrazovaniy-v-rossiyskom-avtomobilestroenii-chast-3/ Статья Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 3)» в издании информационного агентства Оружие России от 18.02.2019 года.

[3] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/avtomobil-amfibiya-drozd-prokhodit-ispytaniya/ Статья Анатолия Черкашина «Автомобиль –амфибия "Дрозд" проходит испытания» в издании информационного агентства Оружие России от31.08.2020 года.

[4] Сайт: https://topwar.ru/175165-perspektivnoe-specialnoe-shassi-skksh-586.html Статья Кирилла Рябова «Перспективное специальное шасси СККШ-586» в издании Военное обозрение от 17 сентября 2020 года.

[5] Сайт: https://belautoprom-g2n.jimdofree/cjm/мзкт/спецшасси/ьзкт-6922/ Статья «МЗКТ-6922» в издании Автопром Беларуси, актуальна на октябрь 2020 года.

[6] Сайт: http://bastion-karpenko.ru/skksh-586-mmz/ Статья Редакционная от ВТС «Бастион» «СПЕЦИАЛЬНОЕ КОРПУСНОЕ КОЛЁСНОЕ ШАССИ СККШ-586-01 A SPECIAL CASE OF A WHEELED CHASSIS SCCS-586-01» Иточники: материалы форума Армия-2020, Kalashnikov.media? Mil.Press Военное,Jane,s и др. от 27.08.2020.

[7] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/eshche-raz-ob-amfibiyakh-chast-2/ Статья Анатолия Черкашина «Ещё раз об амфибиях (часть 2)» в издании информационного агентства Оружие России от 15.10.16 года.

[8] Сайт: https://topwar.ru/173132-arzamasskaja-strela-mladshaja-sestra-tigra.html Статья Евгения Фёдорова «Арзамасская «Стрела»: младшая сестра «Тигра» в издании Военное обозрение от 16 июля 2020 года.

[9] Сайт: https://zen.yandex.ru/media/ivanartu/strela-pokazyvaiu-novyi-rossiiskii-plavaiuscii-djip-5f6f2223fde6297ce3bd70c4 Статья автора ivanartu «Стрела». Показываю новый российский плавающий джип» на портале ЯндексДзен от 26.09.2020 г.

Теги: амфибия, специальное колёсное шасси, бронеавтомобиль-амфибия, водоходность, броне и взрыво защищённость, тактический автомобиль

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).