Блоги / Техника и вооружение

12:04 / 24.03.21
О лёгких бронемашинах «Ласок»

Недавно в источнике Альтернативная история в разделе Альтернативное танкостроение появилось сообщение о Проекте компактного 2-х тонного броне-пикапа «Саранча» для перевозки на борту Ми-8.[1] В блоге автора boroda сообщается, что в России разрабатывается компактная бронемашина "Ласок 4-П", имеющая массу всего 2 тонны. Она легко помещается внутри военных многоцелевых вертолетов Ми-8 АМТШ и экспортных Ми-171Ш. 

Говорится, что создаваемая аэромобильная техника предназначена для выполнения задач в сложных условиях боевых действий, например, в горах и в плотной городской застройке. В основе бронемашины "Ласок 4" лежат наработки, полученные ранее в ходе создания бронированной штурмовой бронемашины (БШМ) "Саранча". От первоначального образца новинка отличается более легким шасси, несущим бронекорпусом и низким силуэтом.

0-SARANCHA-1.jpg

Штурмовая бронемашина "Саранча" / Фото: автора статьи http://alternathistory.com/proekt-kompaktnogo-2-h-tonnogo-brone-pikapa-sarancha-dlya-perevozki-na-bo...

Как рассказал Алексей Моисеев в издании "РГ Русское оружие":  «Директор ПКЦ "Инновационное Шасси" Сергей Толмачев, при разработке всецело учитывался опыт различных специальных операций, проводившихся в разное время в ходе локальных конфликтов».[2]

Создаваемая аэромобильная техника предназначена для выполнения задач в сложных условиях боевых действий, например, в горах и в плотной городской застройке.

В основе бронемашины "Ласок 4" лежат наработки, полученные ранее в ходе создания штурмовой бронемашины "Саранча". От первоначального образца новинка отличается более легким шасси, несущим бронекорпусом и низким силуэтом. На основе анализа проведения спецопераций в различных локальных конфликтах, создан Опытный образец новой компактной бронемашины «Ласок 4-П», впервые в России – как Аэромобильной легкой бронемашины (АлБМ) для спецподразделений, в целях эффективного выполнения задач в сложных условиях и в квартальной застройке».

Кроме этого, известно, что на машине «Ласок 4-П» не будет башенной установки. В отличие от стандартных башенных установок типа МА, предусмотренных для БШМ «SARANCHA», на бронемашинах серии АлБМ устанавливаются складные броне-щитки башенной установки и механизм убирающегося пулемета калибра 12,7 мм (на специальном погоне) – из-за ограниченной высоты грузового отсека Ми-8.

0-SARANCHA-2.jpg

Штурмовая бронемашина "Саранча" / Фото: автора статьи http://alternathistory.com/proekt-kompaktnogo-2-h-tonnogo-brone-pikapa-sarancha-dlya-perevozki-na-bo...

Опытный образец АлБМ «Ласок 4-П», имеющий в основе модульную компоновку от бронированной штурмовой машины (БШМ) «SARANCHA», но оснащенный более легким шасси 4х4 –собран в инициативном порядке под руководством специалистов «ПКЦ Инновационное Шасси» в 2020 году.

Предлагается первоначально посмотреть, что же такое представляет из себя это предприятие. На их именном сайте[3] сообщается, что ООО «Проектно-Консалтинговый Центр «Инновационное Шасси» создан на базе проектно-консалтинговой группы разработчиков колесной техники.

Одно из главных направлений работы компании – создание плавающих модификаций новой высоко бронированной штурмовой машины (БШМ) «SARANCHA», на базе многофункциональной боевой компакт-платформы 4х4. Запатентовано в «Роспатенте» РФ. 

Каков статус этой организации? На сайте ЗА ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС[4] имеется выписка из ЕГРЮЛ, в которой сообщается, что ООО "ПКЦ" ИННОВАЦИОННОЕ ШАССИ" ИНН 6317134533, ОГРН 1196313019352 зарегистрировано 01.03.2019 в регионе Самарская Область по адресу: 443099, Самарская обл, город Самара, улица Чапаевская, дом 75, КВАРТИРА 2. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб. Руководитель компании - Директор (руководитель юридического лица) ТОЛМАЧЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ИНН: 631702327406. Среднесписочная численность работников на 1.01.2020 года составляла одного человека.

Основной вид деятельности: 72.19 научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.

Дополнительных видов деятельности – 12:

1       20.60 производство химических волокон

2       25.11 производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

3       25.62 обработка металлических изделий механическая

4       25.99 производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки

5       28.29 производство прочих машин и оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки

6       29.10 производство автотранспортных средств

7       29.20 производство кузовов для автотранспортных средств; производство прицепов и полуприцепов

8       30.40 производство военных боевых машин

9       33.12 ремонт машин и оборудования

10     46.69 торговля оптовая прочими машинами и оборудованием

11  71.12 деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях

12     74.90 деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки

Следует отметить, что господин Толмачёв С.В. весьма талантлив. Ему одному удалось разработать дизайн БШМ «SARANCHA» с автоматической пушкой ГШ-23 мм и 30-мм гранатометом АГ-17.

На его сайте сообщается, что разрабатывают для ВДВ, Сил Быстрого Реагирования и др. подразделений Сухопутных войск:

1.  Плавающие модификации, на базе малой ШТУРМОВОЙ бронемашины БШМ «SARANCHA» с 2-х объемным бронекорпусом: 4 + (2-4 чел. десанта в трансформ броне-секциях), двигатель сзади, вооружение: кал. 14,5; 2х12,7-мм или 23-мм автоматическая пушка ГШ-23.

2.  Новые легкие бронемашины с противоминной защитой: маневренные тактические – для пехоты; компактные плавающие броневые пикапы – для ВДВ. 

Естественно, что одному человеку крайне трудно спроектировать и построить полноценную бронемашину. Поэтому, вероятно, в статье Дмитрия Елизарова[5] сообщается: «Внешний вид Опытного образца бронемашины «Ласок 4-П» пока еще является коммерческой тайной.»

Далее указывается, что за счет использования особой конструкции шасси, изготовление бронемашин серии АлБМ, возможно на узлах и агрегатах практически любого легкого внедорожного шасси, в том числе и зарубежного производства. То есть, готовой машины нет, её с использованием данного бронекорпуса может изготовить любое предприятие, применив своё собственное шасси и проведя испытания созданной таким образом машины.

Господин Толмачёв предполагает, что легкая бронемашина 4х4, «Ласок 4-П» с модулем грузового отсека (Пикап), должна быть специально разработана с низким силуэтом и параметрами небольшой массы (компактный несущий бронекорпус) – для обеспечения возможностей транспортировки внутри многоцелевых вертолетов типа Ми-8АМТШ (в экспортном варианте Ми-171Ш). В отличие от стандартных башенных установок типа МА, предусмотренных для БШМ «SARANCHA», на бронемашинах серии АлБМ устанавливаются складные броне-щитки башенной установки и механизм убирающегося пулемета калибра 12,7 мм (на специальном погоне) – из-за ограниченной высоты грузового отсека Ми-8.

Броне-капсула АлБМ «Ласок 4-П» должна вмещать 4 человека и проектируется с учетом обеспечения противоминной защиты военнослужащих. Специальная конфигурация и компоновка бронекапсулы, в числе других преимуществ, также обеспечивают возможность быстрой замены водителя на водительском сиденье (например, в случае его недееспособности) – без покидания салона бронемашины.

Для ряда модификаций колесных АлБМ «Ласок 4-П» должно быть предусмотрено специальное оснащение – в виде дополнительного комплекта резинометаллических гусениц (на осенне-зимний период).

Броневая защита должна быть: баллистическая защита АлБМ «Ласок 4-П» в базе: не менее 4-го класса (5-й класс – опция): по ГОСТ Р50963 («Защита броневая специальных автомобилей») или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010.

В качестве базового вооружения предусмотрены: пулемет РПК кал. 7,62 мм и пулемет «Корд», кал. 12,7 мм.

Автор предполагает, что грузовой отсек бронемашины «Ласок 4-П», закрываемый тентом, предназначен для перевозки дополнительного снаряжения, боеприпасов и прочих грузов, он должен быть выполнен достаточно компактным, но при необходимости в нем могут разместиться еще 2-3 чел. десанта. Бронекапсула сообщается с грузовым отсеком посредством люка на задней стенке.

Вероятно, что по причине трудностей с созданием одним человеком бронемашины, в имеющихся рекламных видеороликах практически ничего конкретного об этой машине не сообщается. Это заключение вытекает из просмотра материалов, представленных в социальной сети «Одноклассники».

Видеоролик: https://ok.ru/video/2166767551916 «В России разрабатывают сверхкомпактную бронемашину «Ласок 4».

Далее представляется интересным рассмотреть, какие характеристики предлагаются господином Толмачёвым иметь у этой машины.

Предполагаемые ТТХ бронемашины «Ласок 4-П»

Наименование

Значения параметров

Назначение

Аэромобильная легкая бронемашина (АлБМ) для спецподразделений, предназначена для эффективного выполнения задач в сложных условиях и в квартальной застройке. Для ВДВ и войск специального назначения создаётся амфибийная модификация АлБМ «Ласок 4-П» – плавающая.

Бронезащищённость:

- Противоминная

-Баллистическая

Для плавающей бронемашины предусматривается комбинированная защита из броневой стали и металлополимеров.

В категории MRAP (по STANAG 4569: не ниже уровня 2a, 2b). подрыв противотанковой мины фугасного действия масса заряда 6 килограмм ВВ.

Класс защиты по ГОСТ Р 50963-96 – выше Бр6а.

Противопульная защита: пуля БЗ бронебойно-зажигательная патрона 7.62мм x 39 на дистанции 30 метров  -выше Бр6а.

Противоосколочная защита: подрыв 155-мм осколочно-фугасного снаряда на дистанции 80 м

Толщина брони не превышает 4,5 мм (но на отдельных участках лобовой брони –до 6-8 мм).

Колёсная формула

              4 х 4

Дизайн

Заднемоторная компоновка, две боковые двери, задний отсек – грузовой сообщается с бронекапсулой через задний кормовой люк и закрывается брезентом, запасное колесо – на кормовом бронелисте. На крыше возможно наличие двух верхних люков. Агрегаты трансмиссии размещаются под поликом бронекапсулы. Исполнение сидений - антитравматическое

Пассажировместимость, чел.

4 – в бронекапсуле (при необходимости в грузовом отсеке можно разместить 2 – 3 чел.)

Базовое вооружение

Пулемет РПК кал. 7,62 мм и пулемет «Корд», кал. 12,7 мм.

Габаритные размеры, мм (ДхШхВ)

3970 (4580 мм – при max. длине грузового отсека) х 1880 х 1720

Колёсная база, мм

                  2420

Клиренс, мм

             260 (370)

Боевая масса (снаряженная/полная), кг

            2045/2700

Грузоподъёмность, кг

                   650

Брод, м

0,9 (для ВДВ –плавающая)

Специальное оборудование

Для ряда модификаций колесных АлБМ «Ласок 4-П» предусмотрено специальное оснащение – в виде дополнительного комплекта резинометаллических гусениц (на осенне-зимний период)

Лебёдка

Предусмотрено применение лебёдки переднего расположения

К сожалению, других характеристик автор – господин Толмачёв не приводит.

Далее, уважаемые читатели, необходимо, на наш взгляд, поговорить о амфибии, предназначающейся для ВДВ.

Малые габариты машины и весовые ограничения не способствуют применению на предлагаемой машине специально созданного водоходного движителя. Даже элементарная винто-рулевая группа требует отведения для её размещения определённого объёма, что приведёт к увеличению габаритов машины. Примером того служит вид на винто-рулевую группу амфибии БАВ.

220px-POL_MPW_ZiL_485_rear.jpg

Винто-рулевая группа машины БАВ ЗИС-485А / Фото: Hubert Śmietanka - собственная работа / https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%90%D0%92-485#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:POL_MPW_ZiL_485...

А применение водомётного движителя, кроме того, ещё и требует добавить к боевой массе машины довольно значительный вес.

Всё отмеченное выше позволяет предположить, что на машине «Ласок 4-П» в качестве водоходного движителя потребуется применить колёсный движитель. Практика создания таких машин свидетельствует, что применение колёсного движителя в качестве водоходного обеспечивает скорость движения амфибии на плаву, при условии применения гидродинамических рещёток, не выше 4 – 5 км/ч.

Надо помнить, что скорость течения реки существенно влияет на способность амфибии преодолеть водную преграду. Понятно, что чем скорость машины меньше или равна скорости течения (поэтому в таблицах скорости течения приведены как в м/с, так и в км/ч) можно ожидать, что амфибию снесёт, и она может выйти на противоположный берег в неизвестно какой, но только не в заданной точке. Большое значение в этом случае играет и площадь поперечной поверхности (по отношению к вектору скоростного напора течения, воздействующего на эту поверхность), находящейся ниже ватерлинии машины. От этого зависит, в какую сторону течение будет стремиться развернуть объект.

А теперь, уважаемые читатели, позвольте вам напомнить характеристики рек Евразии.[6]

Средние скорости течения некоторых рек                                 Таблица 1.

Название реки     

Скорость течения, м/с (км/ч)      

Нева

от 0,98 (3,5) до 1,68(6,0)

Волга

от 0,56 (2,0) до 1,68 (6,0)

Дунай

 до 2,8 (10,08)

Амур верхний (до устья Зеи)

в среднем 1.48 (5,3)

Амур средний (от Зеи до Уссури)

в среднем 1,54 (5,5)

Амур нижний (от Уссури до Николаевска-на Амуре)

в среднем 1,18 (4,2)

Днепр

от 0,3 (1,08) до 1,2 (4,32)

Одер

от1,3 (4,68) до 1,5 (5,4)

Висла

в среднем 1,4 (5,0)

Амударья

в среднем 3,0 (10,8)

Средняя скорость рек в зависимости от сезона                   Таблица 2.

Наименование  

Средняя скорость течения рек, половодье (весна), м/с (км/ч)        

Средняя скорость течения рек, нормальное состояние (лето), м/с (км/ч)     

Большие равнинные реки (Волга, Днепр)

        2, 0 (7,2)

         1,0(3,6)

Небольшие равнинные реки (Ока, Москва)

        2,0(7,2)

         0,6(2,16)

Небольшие полугорные реки (Кура)

        3,0(10,8)

        1,5(5,4)

Малые равнинные реки

        1,5(5,4)

        0,5(1,8)

Малые горные реки

        5,0(18,0)

        1,0(3,6)

Поймы равнинных рек

   0,1 – 1,0 (0,36-3,6)

пересыхают

Поймы горных рек

   0,5 – 2,0 (1,8 – 7,2)

пересыхают

Анализ таблиц позволяет сделать выводы:

1.    Для машин, в которых колёсный движитель применяется в качестве водоходного не представляется возможным переплывать практически все реки Евразии круглогодично. Исключением являются только равнинные реки в короткий летний период года, да и то не на всём протяжении русел рек.

2.    Амфибийные машины, оснащённые колёсным движителем в качестве водоходного, могут уверенно преодолевать вплавь только болота и озёра со спокойной водой.

Кроме указанного выше, необходимо помнить ещё и то, что амфибийной машине необходимо не только переплыть реку, но и выбраться на берег.

Общеизвестно, что в ранние годы советской власти наша страна предпринимала попытки создания плавающих бронеавтомобилей: в 1932 году – плавающий бронеавтомобиль среднего класса БАД-2, в 1935 году – ПБ-4 (плавающий бронеавтомобиль), в 1937 году – ПБ-7. Но все они не нашли широкого применения из-за плохой способности выйти на берег.[7]

Так что же может затруднить выход амфибии на берег? Во-первых, являются ли колёса машины касающиеся берега ведущими. Даже при выходе машины на берег типа «пляж» колёса коснутся песка, а водоходный движитель, в нашем случае оставшиеся в воде без касания со дном задние колёса, не сможет вытолкнуть машину на пологий пляжный берег, а сцепление передних ведущих колёс с береговым грунтом будет не значительным, создаваемая ими сила тяги не сможет вытянуть машину из воды. Это и было характерным для указанных выше амфибий БАД-2, ПБ-4, ПБ-7 (на этих машинах передние колёса не были ведущими).

Кроме этого, существенное значение для способности машины выйти на берег оказывает характеристика берега на кромке уреза воды. При наличии подмытого берега в виде ступеньки, колёса машины могут уткнуться в стенку ступени и не вскарабкаться вверх на береговую кромку.

При этом следует знать, что у рек, которые протекают с севера на юг или с юга на север, подмытым, следовательно, и крутым является западный берег.

Данное объясняется Законом Бэра. Из-за высокой скорости вращения Земли с Запада на Восток, силы Кориолиса сдвигают и прижимают массы воды к западному берегу. Вода, подмывая берег, делает его крутым. Примером может служить имеющаяся в интернете фотография берегов реки Днепр, сделанная в истоке реки на юге Валдая в Оковском лесу в Смоленской области.

ocr.jpg

Фото: https://vsya-planeta.ru/reka-dnepr

На фотографии река Днепр протекает с верхней части листа в нижнею. С Севера на Юг. Очень ярко выражен обрывистый западный берег и пологий восточный берег.

Очевидно, что вскарабкаться на крутой западный берег у амфибии возможности нет.

В целях обеспечения такой возможности конструкторы – создатели амфибий применяют даже ракетные двигатели. Примером такой машины служит гусеничная машина инженерной разведки. Это – гусеничная амфибия, созданная на базе БМП-1, на удлинённом 7-и катковом шасси.[8] Дополнительно, для обеспечения высокой скорости на плаву, машина оборудована двумя гребными винтами, заключёнными в качающихся направляющих насадках. Для облегчения выхода машины на крутой берег и для самовытаскивания на амфибии применили два твёрдотопливных ракетных двигателя от ЗУР 9М39, входящих в состав ПЗРК 9К38 «Игла». Эти двигатели способны развивать тягу в 312 кг.

Army2016demo-103.jpg

Инженерная разведывательная машина (ИРМ) «Жук» / Фото: Vitaly V. Kuzmin - http://www.vitalykuzmin.net/Military/ARMY-2016-Demonstration/

Дорогие читатели, мы рассмотрели геологические, технические и конструктивные аспекты, которые необходимо учитывать при создании боевых машин. Кроме этих аспектов перед создателями машин неизбежно возникают вопросы обеспечения организационно-штатных потребностей войск.

Так как господин Толмачёв предлагает создать АлБМ «Ласок 4-П» для транспортировки вертолётами в ВДВ, представляется необходимым оценить потребность в этих машинах и в необходимом количестве водителей для управления ими.

Наиболее подходящей для внедрения этих машин является, на взгляд автора этой статьи, отдельная десантно-штурмовая бригада (ОДШБр) ВДВ. Рассмотрим её примерную организацию.9

ОДШБр в составе основных боевых подразделений имеет три парашютно-десантных батальона (пдб), их ещё в войсках называют «пешими», и один десантно-штурмовой батальон (дшб).

Личный состав пдб перевозится автомобилями к местам загрузки в вертолеты, в среднем по одному автомобилю на взвод. Всего, как видно из организации 56 ОДШБр, на батальон приходится 25 автомобилей. Вот только в эти батальоны и возможно внедрить «АлБМ 4-П».

По предложению господина Толмачёва на одно отделение потребуется выделить две боевые машины. Таких отделений двадцать семь. Следовательно, в пдб будет пятьдесят четыре боевых машины. Умножаем на количество батальонов: 54 х 3 = 162 единицы.

Что и кто потребуется для содержания и эксплуатации этих машин?

1.     162 водителя и плюс резерв (примерно 3% от числа водителей). Итого, 167 человек с правами водителя.

2.     Дополнительные места стоянки на 162 машины в парке бригады.

3.  Для обслуживания и ремонта этих машин необходимо иметь около одного ремонтного взвода (специалисты-ремонтники и специальное оборудование).

4.     В состав тыла бригады потребуется включить дополнительно примерно 3 автотопливозаправщика.

5.     Для проведения плановых занятий с водителями следует иметь дополнительные учебные классы.

6.     И ещё многое другое.

Из всего изложенного вытекает:

Господином Толмачёвым в инициативном порядке проведена огромная подготовительная работа по созданию АлБМ 4-П. На взгляд автора данной статьи, работа Толмачёва определяется заботой об обороноспособности нашей Родины.

Однако, автору проекта не стоит через интернет искать спонсоров, а как гражданину России, необходимо записаться на приём в ГАБТУ МО РФ для защиты своего проекта и получения, в случае положительной защиты, разрешения на совместную дальнейшую работу в содружестве с 3-м Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны. Поверьте, это возможно. Автор данной статьи сам выступал с инициативным докладом в ГАБТУ в марте 2015 года.


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru 

_______________________

[1] Сайт: http://alternathistory.com/proekt-kompaktnogo-2-h-tonnogo-brone-pikapa-sarancha-dlya-perevozki-na-bortu-mi-8 Статья автора boroda «Проект компактного 2-х тонного броне-пикапа «Саранча» для перевозки на борту Ми-8 в издании Альтернативная история, раздел Альтернативное танкостроение от 20.08.2020 г.

[2] Сайт: https://rg.ru/2020/08/17/sverhkompaktnuiu-bronemashinu-lasok-4-sozdaiut-v-rossii.html?rgs Статья Алексея Моисеева «Сверхкомпактную бронемашину "Ласок 4" создают в России» в издании RG RU Русское оружие от 17.08.2020 г.

[3] Сайт: https://xn--80aaenmcc8aadahdc1ca0fyb.xn--p1ai/ Статья «Инновационное Шасси проектно-консалтинговый центр»

[4] Сайт: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1196313019352_6317134533_OOO-PKC-INNOVACIONNOE-ShASSI приведена выписка из ЕГРЮЛ на организацию ООО "ПКЦ" ИННОВАЦИОННОЕ ШАССИ" актуальна на март 2021 года.

[5] Сайт: http://alternathistory.com/proekt-kompaktnogo-2-h-tonnogo-brone-pikapa-sarancha-dlya-perevozki-na-bortu-mi-8/ Статья Дмитрия Елизарова «Проект компактного 2-х тонного броне-пикапа «Саранча» для перевозки на борту Ми-8» в издании Альтернативная история от 20.08.2020 г

[6] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/eshche-raz-ob-amfibiyakh-chast-2/ Статья Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть 2)» в издании Информационного агентства Оружие России от 15.10.16 г.

[7] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/broneavtomobili-rossii-ot-pervykh-mashin-do-sovremennykh-broneavtomobiley-chast-2-broneavtomobili-ot/ Статья Анатолия Черкашина «Бронеавтомобили России: от первых машин до современных бронеавтомобилей. Часть 2. Бронеавтомобили от ноября 1917 года и до окончания Второй мировой войны» в издании Информационного агентства Оружие России от 27.07.2016 г.

[8] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/eshche-raz-ob-amfibiyakh-chast-4-prodolzhenie/ Статья Анатолия Черкашина «Еще раз об амфибиях (часть 4, продолжение)» в издании Информационного агентства Оружие России от 08.11.16 г.

Сайт: http://artofwar.ru/t/tumaha_a_s/text_0380.shtml Статья Селеменова В.Н. «56-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада» в издании ArtOfWar от 08.07.2015 г.


Теги: Штурмовая, аэромобильная, бронемашина, амфибия, река, бригада, батальон

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).