Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 03.03.20
О соответствии поставляемой в Вооруженные силы военной автомобильной техники уставам, руководствам и приказам Минобороны России

2047x1366_1050988_[www.ArtFile.ru].jpg

Воевавшие фронтовики от рядового и до маршала имели чёткое представление о том, какая автомобильная техника необходима для армии, и что из существующих в стране машин отвечает понятию военная автомобильная техника (ВАТ). Колонна армейских автомобилей ГАЗ 233014 «Тигр»

Введение.

В предверии предстоящей 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне вспоминается, что у победителей – моих родителей и других воевавших людей было понятие «Фронтовик». Люди встречая друг друга уточняли, на каком фронте кто воевал.

В настоящее время это понятие забыто. Применяется понятие «Участник войны (боевых действий)».

И это – замечательно. Так как граждане нашей Родины, из-за могущества Вооружённых Сил, были ограждены от втягивания вместе со страной в крупномасштабную (мировую) войну.

Во времена СССР последний раз были созданы два фронта: В 1968 году      Генеральным штабом ВС СССР была разработана операция под кодовым названием «Дунай». Были сформированы два фронта - Прикарпатский и Центральный фронты. [1] Создание такого могущественного стратегического объединения войск под руководством Ставки обеспечило исключение возможностей для войск НАТО включиться в борьбу против войск Варшавского договора «для поддержания демократических преобразований в Чехословакии».


Хочется отметить, что воевавшие фронтовики от рядового и до маршала имели чёткое представление о том, какая автомобильная техника необходима для армии, и что из существующих в стране машин отвечает понятию военная автомобильная техника (ВАТ).

Не военспецы из главкоматов, а Верховный Главнокомандующий И. Сталин лично принимал и давал добро на поставки для оснащения РККА и РКФ образцов вооружений и техники. В последующие послевоенные годы только командный состав (главнокомандующие) утверждали технические задания на разработку новых машин и лично принимали предлагаемые изделия от предприятий. И это правильно. Ведь только командующий понимает организацию и ведение общевойсковой операции (боя) на том или ином театре военных действий.

Все понятия о том, какими, по опыту мировой войны, должны быть боевые машины воплотились в требования Боевого устава.

Ниже предлагается рассмотреть, как эти требования выполняются, применительно к ВАТ.

Соответствие современных вооружений военной и специальной техники (ВВСТ) требованиям руководящих документов, учитывающих опыт боевых действий.

В Руководстве по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации[2] в главе 1 пункт 4 говорится: «…К материальным ценностям соединения (воинской части) относятся все виды ВВСТ (вооружение, военная и специальная техника), боеприпасы, горючее и смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество и другие материальные ценности соединения (воинской части).»

На вопрос о том, что же такое ценность можно найти ответ в Википедии.[3]

«Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека…»

Исходя из этого, можно полагать, что ВВСТ, являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, представляют собой предметы, отождествляющие пользу и полезность для ВС РФ, то есть способствуют повышению боеспособности частей и соединений нашей Армии. Вывод: ВВСТ должны воплощать собой те качества и свойства, которые были определены в ходе всей боевой деятельности отрядов красногвардейцев, РККА, ВС СССР и ВС РФ.

Вспоминается, что в 50-х годах прошлого века в школьное образование начали внедрять профессиональную ориентацию. Мы проживали в Эстонии в обособленном городке 8-й гвардейской стрелковой Режицкой ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора И. В. Панфилова, расквартированной на станции Клоога.  

Директор школы и командир дивизии договорились производственную практику проводить в подразделениях, как сейчас говорят, материально-технического обеспечения дивизии. На установочном инструктаже заместитель командира дивизии по технической части, в том числе, рассказал нам в 1957 году о том, какой должна быть и создаваться военная автомобильная техника (ВАТ).

С его слов, опыт Великой Отечественной войны потребовал создания для Армии полноприводных машин, желательно с равномерно разнесёнными по бортам колёсами. При этом каждая 3-я машина должна оснащаться лебёдкой, каждая 5-я машина должна иметь командирский люк для управления колонной флажками и безопасного наблюдения старшего колонны за движением машин, машины должны иметь штатные места для размещения средств повышения проходимости, ёмкостей под горючее и спец. жидкости, шанцевого инструмента, все колёсные ВВСТ должны иметь запасное колесо. Я – мальчишка, перешедший в 6-й класс, чётко впитал эти слова.

Далее, дорогие читатели, предлагается посмотреть на то, как эти требования и новые требования к качествам ВАТ в современных условиях соответствуют положениям уставов, руководств, наставлений и приказов. 

Следует отметить, что в пункте 42 Руководства по войсковому хозяйству [4] отмечено: «ВВСТ боевой, учебно-боевой, строевой, учебно-строевой и транспортной групп эксплуатации должны иметь запас ресурса, быть технически исправными, полностью укомплектованными положенным оборудованием, табельным имуществом, запасными частями, инструментом и принадлежностями (ЗИП), эксплуатационной документацией; быть заправленными горючим, маслом, смазкой и специальными жидкостями положенных сортов до установленных норм.»

В свою очередь, укомплектованность ЗИП-ом и табельным имуществом и т.д. определены Приказом МО РФ №170 – 2006 года.[5]

В состав индивидуального комплекта ЗИП, табельного имущества и принадлежностей входят:

  • индивидуальный (одиночный) комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей для технического обслуживания машины водителем
  • заправочный инвентарь и ёмкость под дополнительное горючее и масло (В заправочный инвентарь и ёмкости под дополнительное горючее и масло входят: ведро брезентовое 10 л, канистра емкостью 10 л под масло, насос ручной для переливания бензина, воронка заправочная, бачок для питьевой воды, а также канистры емкостью 20 л под дополнительное горючее)
  • шанцевый инструмент (Шанцевый инструмент включает в себя: лопату, топор, пилу поперечную (1 на 10 автомобилей и на каждую гусеничную машину), лом
  • средства для буксировки и повышения проходимости (Средства для буксировки и повышения проходимости включают мостик колейный для преодоления траншей (комплект — две колеи), цепи противоскольжения мелкозвенчатые, трос буксирный, буксир жесткий (1 на 10 автомобилей) для автомобилей, грунтозацепы, бревна самовытаскивания для гусеничных тягачей.)
  • светомаскировочное и светотехническое оборудование (Светомаскировочное и светотехническое оборудование включает светомаскировочное устройство для всех машин, подкузовную подсветку — для автомобилей, световой экран для гусеничных тягачей, транспортеров.)
  • средства обеспечения безопасности движения и плава (Средства обеспечения безопасности движения включают колодки горные (комплект — две колодки), аптечку медицинскую, знак аварийной остановки для всех машин, жилет спасательный, багор (для многоосных и гусеничных тягачей, способных преодолевать водные преграды на плаву)
  • пожарное оборудование и средства специальной обработки
  • укрывочный брезент и средства утепления двигателя

Рассмотрение данных вопросов предлагается начать с рассуждения о том, нужно ли запасное колесо. Дело в том, что, начиная с БТР-70, на ВВСТ стали применять боестойкие шины, позволяющие некоторое расстояние (50 – 100 км) проезжать на спущенном колесе. Вроде бы запаска и не нужна, в конце выполнения задачи дня боя можно колесо отремонтировать в ремонтном органе.

Визуальный анализ некоторых фотографий свидетельствует о необходимости на боевых колёсных машинах иметь запасные колёса / Фото: Пресс-служба Мо Рф


Но опыт применения БТР-60, БТР-70, БТР-80 и БТР-82А (если рассмотреть некоторые фотографии) свидетельствует о необходимости на боевых колёсных машинах, даже оснащённых боестойкими шинами, иметь запасные колёса.

А как обстоит дело с оснащением запасными колёсами бронемашин в армиях НАТО? Рассмотрим состояние вопроса на примере второй, после США, армии НАТО по боевому потенциалу (наличие ядерного оружия в расчёт не принимается) – турецкой армии.

Материалы по данной тематике представлены в Большой военной энциклопедии. [6] На примере лёгких броневиков Otokar APV и Otokar «Cobra»     видно, что запасными колёсами они комплектуются штатно.

А как с этим вопросом обстоят дела в новейших бронеавтомобилях, поступающих на оснащение ВС РФ? Начальник ГАБТУ сообщил читателям газеты Известия [7] о том, что на оснащение спецназа и сверхлёгких мотострелковых бригад поступят специальные бронированные автомобили «Есаул», которые, при установке на них различных видов вооружений, будут применяться в качестве основных боевых машин этих частей и соединений. Мотострелковые «Есаулы» будут оснащаться 12,7-миллиметровыми пулеметами «Корд», 30-миллиметровыми гранатометами АГС-30 или противотанковыми ракетными комплексами «Корнет» или «Конкурс».

В минометной батарее джипы будут перевозить 82-миллиметровые минометы «Поднос» с боекомплектом мин.

Читатели уже имели возможность ознакомиться с ТТХ и коннструкцией этих и других защищённых автомобилей, принимаемых на оснащении ВС РФ, прочитав статью Анатолия Черкашина «Комментарии к интервью начальника ГАБТУ МО РФ генерал-майора Сергея Бибика».[8]

На всех фотографиях этих бронеавтомобилей не наблюдается запасных колёс. Следует также отметить, из фотографий следует, что «Есаулы» не оснащаются лебёдками и командирскими люками.

Ну это – понятно, ведь изначально предприятие создавало эти машины для нужд служб инкассации банков. Они должны не отличаться от прочих машин, следующих в плотном городском трафике.

Кроме ульяновских машин, на оснащение ВС РФ в 2020 году планируется поставить защищённые автомобили, базой для которых послужил бронеавтомобиль К-53949 «Тайфун-К» с колёсной формулой 4Х 4 в упрощённой конструкции. Об этих броневиках также рассказано в выше указанной статье Анатолия Черкашина.

fd1e5bb8ddd09c5b574287289649b644.jpg

Бронеавтомобиль К-53949 «Тайфун-К» с колёсной формулой 4Х 4 / Фото: i.pinimg.com

Начальником ГАБТУ указано: «Машина ЗА-53949А10БМ оборудована дистанционно-управляемые пулемётным боевым модулем, что позволит ей выполнять ряд сложных огневых задач». Марка машины ЗА-53949А10 может быть расшифрована как защищённый автомобиль, принятый на снабжение ВС РФ в базовой модификации автомобиля К-53949 "Тайфун-К", прошедшего испытания в Экспедиции МО РФ на Эльбрус в 2018 году и предназначенного для перевозки 10-и военнослужащих в десантном отделении. Модификация ЗА-53949А10БМ расшифровывается как модификация от автомобиля К-53949 "Тайфун-К", но только оснащённая соответствующим ДУБМ (дистанционно управляемым боевым модулем).

5681680_original.jpg

Бронеавтомобиль ЗА-53949А10БМ с установленным ДУБМ / Фото: ic.pics.livejournal.com

573f906e82eb914440af21f3a4554aa7.jpg

Модификация бронеавтомобиля ЗА-53949А10БМ с 82-мм миномётом «Дрок» / Фото: Popgun.ru

Из интервью генерала Бибика известно, что кроме боевых бронеавтомобилей для ВС РФ в 2020 году принимаются два санитарных автомобиля, разработанных в предшествующие годы также на базе К-53940 по программе НИР «Линза». Это – машины: санитарный автомобиль тактического звена (медицинский транспортер - ЗСА-Т) – для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь и машина медицинского пункта батальона (ЗСА-П) – для перевозки медицинского имущества и развертывания на ее базе медицинского пункта батальона.

LINZA_BMM_ARMIA-2018_06.JPG

Санитарный Тайфун-К» (шифр «Линза») / Фото: foto-i-mir.ru

Следует добавить, что конструкция и ТТХ этих машин также рассмотрены в вышеуказанной статье Черкашина.

Анализ имеющихся фотографий и видеоматериалов (статья Анатолия Черкашина «Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 2, окончание)» позволяет заключить, что на этих бронеавтомобилях также отсутствуют запасные колёса. Упрощение конструкции машин привело к тому, что на них полностью отсутствует крепёж под шанцевый инструмент и колейные мостики (На выставке «Армия-2018» они ещё имелись), нет установки ФВУ и командирского люка (Понятно, что они могут стать помехой для кругового ведения огня из ДУБМ). Но это всё, в совокупности, снижает ценность принимаемых для войск машин.

47543544d19f36fd7721ad32e2eea733.jpg

ДТ-10П "Витязь" / Фото: templayno.ru

EiAAAgPsIOA-1920.jpg

Вездеход ДТ-30П / Фото: Пресс-слуба Ростех

18bf0472e087b07e381961e7f90c0d35.jpg

Двухзвенник ДТ-3ПМ – боевая модификация от ГАЗ-334420 / Фото: Ростех

Следует напомнить, что 19.02.2017 года стартовала арктическая экспедиция МО РФ. В ходе её проверялась ВАТ гусеничная и колёсная, предназначавшаяся для оснащения арктических бригад ВС РФ. В ней принимали участие: колёсная машина ТРЭКОЛ-39294; гусеничные машины семейства «Витязь» - ДТ-10П, ДТ-30ПМ, ДТ-30П-18П; ГАЗ-334420 – базовая версия для бронированной боевой машины ДТ-3ПМ. Описание и характеристики этих машин представлены в статье Анатолия Черкашина «Автомобильная техника российской армии штурмует Арктику. (Арктическая экспедиция, организованная Министерством обороны Российской Федерации успешно завершена.» [9]

47fa985s-1920.jpg

Колёсная машина ТРЭКОЛ-39294 / Фото: a.d-cd.net

Анализ фотографий этих машин позволяет заключить, что для серийных машин ТРЭКОЛ штатных запасных колёс не предусмотрено, поэтому в экспедицию на всякий случай на крышу положили «запаску». Также видно, что снаружи как гусеничных, так и колёсных машин не предусмотрены места крепления положенного имущества по Табелю, указанному в Приказе МО РФ № 170-2006 года.

1e8c4ec287266006a727ff647fc7d7e0.jpg

Автомобили «Нива», выпускающиеся на предприятии ВИС - запасное колесо установлено за задним бортом кузова на специальном кронштейне, кузов оборудован дугами безопасности / Фото:  topwar.ru

Кроме отмеченных машин, в ВС РФ поставляются в ВДВ для монтажа на них вооружения (применения в качестве боевых машин) совершенно не защищённые автомобили ВИС-23460-50-011.[10] Это – нонсенс. К этим автомобилям вообще не приемлемо понятие военная автомобильная техника.

Далее, уважаемые читатели, предлагается обратиться к Боевому уставу.[11]

В первой главе статья 1 гласит: «Бой…Огонь - стрельба из различных видов оружия… по направлению стрельбы - фронтальный, фланговый, перекрестный…»

Как же наши машины, закупаемые в 2020 году готовы к ведению таких видов огня? Ответ простой – ни как. На фотографиях не наблюдаются бойницы для ведения огня из стрелкового оружия перевозящегося подразделения. Значит, для ведения огня необходимо мотострелков спешивать и превращать их тем самым в старую пехоту. А в случае десантирования на участке местности, зараженном боевыми отравляющими веществами, которые в странах «партнёрах» так и не уничтожены, в отличии от РФ, пехоту будет необходимо облачить в ОЗК и противогазы. При этом, если броня имеет коэффициент ослабления проникающей радиации, то ОЗК в этом случае бесполезен.

Следует отметить, что если на машинах, представленных на выставках в 2017 и 2018 годах, можно было заметить огромные бочонки для фильтрующих элементов ФВУ, то в 2019 году на рассматриваемых фотографиях их уже нет. Возможно отсутствие ФВУ можно объяснить тем, что эти предметы затрудняют ведение огня из вооружения ДУБМ, а возможность ведения автоматического огня через бойницы, кроме того, требует создания избыточного давления в боевом отделении (за счёт ФВУ) и предусмотрения системы дымоудаления и гильзосборников, как на БМП. В противном случае водитель и десантники от дыма сгоревших пороховых газов уснут вечным сном из-за отравления угарным газом, а стреляные гильзы будут мешать безопасному перемещению военнослужащих в боевом отделении.

На прежних машинах, ещё советского производства, для защиты от поражающих факторов ядерного оружия, в частности, от воздействия проникающей радиации кроме ФВУ и брони применяли противорадиоактивный подбой. В настоящее время на боевых машинах ВАТ ничего подобного не предусмотрено.

Статья 3 этой же главы устава гласит: «. …К оружию, основанному на использовании новых физических принципов, относится лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, радиоволновое и другое.»

Следует отметить, что в настоящее время никаких НИР и разработок, как следует из ответа начальника штаба системы МТО МО РФ на запрос автора, по защите от оружия, основанного на новых физических принципах не проводится, в частности от радиоволного воздействия. Данные вопросы были подняты автором в статье «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2019»: некоторые вопросы о военных и не военных».[12]

Далее, уважаемые читатели, позвольте заострить ваше внимание на содержании статьи 11 Боевого устава. В ней говорится: «Поддержание высокой боевой готовности заключается в организации и проведении комплекса мероприятий, направленных на поддержание способности подразделения в любых условиях обстановки организованно, в установленные сроки приступить к выполнению полученной задачи и успешно ее выполнить.

Важнейшими элементами боевой готовности подразделений являются: «… поддержание вооружения и военной техники в готовности к использованию (боевому применению); обеспеченность всем необходимым для успешного выполнения полученной задачи; …»

В свете рассмотрения соответствия ВАТ требованиям данной статьи, по мнению автора, следует поднять вопросы применения комплекта светомаскировочного устройства (СМУ).

Следует заметить, что комплекты СМУ выпускались в ООО «Машзапчасть». Предприятия с таким наименованием (как следует из выписки из ЕГРЮЛ) были в Санкт-Петербурге (ликвидировано), в Воронеже (по состоянию на 30.11.2019 года ликвидируется) и в Рязани (пока действующее предприятие).[13] Но готово ли предприятие в Рязани выпускать СМУ в настоящее время не известно. Дело в том, что в настоящее время все автозаводы оптику производят не стандартизованную, видимо в Техническом задании на производство ВАТ ГАБТУ не ставит такие задачи перед предприятиями.

В дополнении к СМУ на автомобилях, имеющих мостовую схему трансмиссии, на картере заднего моста в Советской Армии наносился белый круг диаметром 300 мм, который освещался подкузовной подсветкой (это предназначалось для ориентирования сзади идущей машины) по колее. А на машинах, у которых мосты отсутствуют на корпусе (кузове) крепился экран с электроподсветкой представляющий собой металлический или фанерный щиток (экран) прямоугольной формы с квадратным окном, окрашенным в белый цвет. На нём наносился условный знак воинской части и порядковый номер машины в части. В верхнем отсеке экрана укреплялась электрическая лампочка (3 Вт), свет от которой через щелевидные отверстия освещал окрашенный в белый цвет экран.

Экран устанавливался на левой стороне заднего борта кузова автомобиля и включался в электросеть автомобиля через розетку для подключения электросети прицепа. Экран был виден в пределах до 40 м; при наблюдении с самолета не обнаруживается, а при наземном наблюдении просматривается с расстояния до 200 м.

Вместо указанных экранов в 80-е годы применяли самосветящиеся экраны, представлявшие собой металлические или деревянные пластинки размером примерно 200x200 мм, покрытые светящимся составом и прикрепляемые к бортам машин. Преимущество таких экранов в том, что они не обнаруживались с земли и с воздуха, но были видны водителю сзади идущего автомобиля при подсветке фарами с насадками СМУ с расстояния не далее 50 м.

Особо хочется напомнить читателям, что на насадках задних фонарей имеется индикатор расстояния. При этом, если водитель задней машины видит только одну фигуру на индикаторе расстояния (четыре прямоугольника наблюдаются как единый прямоугольник), то дистанция до впереди идущей машины – 150-50 метров, необходимо сократить дистанцию. Когда наблюдаются две фигуры – дистанция нормальная и равна 50-20 метров. Когда наблюдаются четыре фигуры, то дистанция менее 20 метров, мала и требуется увеличить её.

К сожалению, в настоящее время о СМУ забыли и машины ночью в боевой обстановке в Сирии сверкают огнями, как новогодние ёлки. Ни о какой маскировке и речи быть не может, так как для принимаемых на оснащение ВС РФ образцах ВАТ (автомобилях и гусеничных машинах) применяются светотехнические приборы, полностью исключающие возможность установки на них каких-либо СМУ.

Конечно, читатели могут заметить, что различные типы приборов ночного видения исключают включение фар, но сигналы «Стоп» сверкают ярче всех иных фонариков.

Но вернёмся к рассмотрению Боевого устава (взвод, отделение, танк).

Пункт 4 гласит: «Гранатометный и противотанковый взводы при выполнении задач, как правило, действуют в составе батальона».

Со своей стороны, полагаю возможным добавить к цитируемому тоже самое о миномётном взводе.

Статья 6 Устава гласит: «Мотострелковому взводу могут придаваться гранатометное, противотанковое, огнеметное, а иногда инженерно-саперное подразделения, химики-разведчики и танк, а танковому взводу - мотострелковое подразделение.»     

Применение для указанных подразделений защищённых автомобилей с колёсной формулой 4 Х 4, следует особо подчеркнуть, не плавающих, не предполагает их действий в составе танкового батальона (мотострелкового батальона на БМП или БТР) по заложенным в эти автомобили параметрам проходимости. Они, в силу своих конструктивных особенностей, безнадёжно отстанут, что существенно снизит боевой потенциал войск.

А как обстоит дело с применением подобной автотехники рассмотрим на примере войск НАТО.

2006 FNSS Pars 8x8x8 002.jpg

Бронированная машина FNSS Pars 8х8 / Фото: auto.vercity.ru

Тактико-технические показатели многоцелевой боевой бронированной машины FNSS Pars 8х8

Колесная формула
8х8
Боевая масса, кг
2600
Экипаж, человек
2+11 десант
Габаритные размеры, мм:
длина -7970;
ширина – 2820;
высота – 2350;
клиренс - регулируемый
Бронирование стальная, катаная, гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Вооружение 1 х 12,7-мм пулемет
Двигатель TCD 2015, мощностью
Скорость, км/ч: по шоссе - 100;
по воде - до 8
Запас хода, км: по шоссе – 700;
по пересечённой местности – 350
Преодолеваемые препятствия:   стенка, м - 0,7;
ров, м - 2,0;
брод, м - плавает  

Выводы:

1. Ни о какой боеготовности ВАТ, требуемой боевым уставом, в настоящее время говорить не приходится. Мы видим это, анализируя фотографии, свидетельствующие о том, что в конструкции, принимаемых в 2020 году машин для снабжения войск, полностью игнорируются требования Приказа МО РФ №170 -2006 года.

2. По своим конструктивным особенностям и ТТХ рассматриваемые машины не способны преодолевать препятствия типа «траншея» и форсировать водные преграды «вплавь». Что приведёт неминуемо к снижению боевого потенциала подразделений и частей.

Далее предлагается рассмотреть положения главы 4 Боевого устава: «Управление подразделениями».

Статья 38 говорит: «… Скрытность управления достигается… строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; …».

А в статье 40 говорится: «… Скрытность управления достигается… строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; …».

Следует помнить, что в режиме радиомолчания Строевым уставом предусмотрена передача команд флажками и фонарями.[14]

т1.jpg

Строевой устав предусматривает таблицу сигналов / Изображение: Ростех


Однако, передача команд флажками и фонарями из кабин современных образцов ВАТ не возможна в силу конструктивных особенностей этих машин (отсутствие командирских люков и бортовых светофоров). В настоящее время даже на просторах интернета не найти ссылку на бортовые светофоры. А в 60-е годы прошлого столетия мы в армии, в частности в ГСВГ, изготавливали и устанавливали на кормовых листах (задних бортах и стенках кузовов) бортовые светофоры. Они представляли из себя расположенные в ряд вертикально или горизонтально три линзы красного, белого и синего (зелёного) цветов (небольшие, чаще ЗИЛовские панельные «глазки» с подсветкой автолампочками мощностью 5 Вт). А внутри кабины, на передней панели перед правым сидением командира, закреплялась таблица условных сигналов и три включателя (тумблеры) на фанерном основании. Включение комбинации из этих огней позволяло передать команду по колонне при применении режима радиомолчания.

Вывод: принимаемая в 2019 и 2020 годах на оснащение ВС РФ автомобильная техника по своим конструктивным особенностям существенно затрудняет выполнение требований уставов о непрерывном и скрытном управлении войсками при совершении маршей (перегруппировок).

Заключение.

Следует отметить, что большинство военных руководителей можно, в силу возрастных причин, отнести к поколению внуков фронтовиков. Подавляющее большинство из них имеют статус «Ветеран боевых действий».

За это им слава, почёт и уважение. Они – славные продолжатели традиций фронтовиков.

Но принимать участие в локальных конфликтах не значит, что уметь руководить общевойсковой операцией (общевойсковым боем).

Спасибо Президенту РФ – Верховному Главнокомандующему ВС РФ, что понимая это, он приступил к проведению маневров, таких как проведённые в 2019 году стратегических командно-штабных учений "Центр-20192. В ходе этих учений были привлечены для участия в них порядка 128 тыс. военнослужащих, более 20 тыс. единиц техники и вооружения, около 600 летательных аппаратов и до 15 кораблей." [15]

Проведение таких манёвров существенно повышает навыки командующих и командиров различных звеньев управления и способствует расширению их кругозора в вопросах подготовки и ведения общевойсковых операций (общевойскового боя). А это, в свою очередь должно способствовать пониманию того, какие ВВСТ необходимы для войск.

А когда это понимание придёт, то и ВАТ, отвечающая потребностям ВС РФ будет значительно качественнее и ценнее.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.

При написании материала использовались даннве открытых интернет-источников:

1. Статья «Ввод войск в Чехословакию (1968)» Материалы из Википедии, статья отредактирована 24 февраля 2020 в 04:32.

2. Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации Приложение к приказу Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333.

3. Статья «Ценность» Материалы из Википедии Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

4. Приказ Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

5. Статья: «Индивидуальный комплект ЗИП для автомобиля» в издании Студопедия с добавлениями от 20.04.2015 года

6. Статья «Колесные бронеавтомобили Турции» в издании Большая военная энциклопедия Copyright © 2009-2019.

7. Сайт:  Статья Анатолия Черкашина «Комментарии к интервью начальника ГАБТУ МО РФ генерал-майора Сергея Бибика» в издании информационного агентства Оружие России от 18.02.2020 года.

8.  Статья Анатолия Черкашина «Комментарии к интервью начальника ГАБТУ МО РФ генерал-майора Сергея Бибика» в издании информационного агентства Оружие России от 15.01.2020 года.

9. Статья Анатолия Черкашина «Автомобильная техника российской армии штурмует Арктику. (Арктическая экспедиция, организованная Министерством обороны Российской Федерации успешно завершена)» в издании информационного агентства Оружие России от28.03.2017 года.

10. Статья Анатолия Черкашина «Автомобили десантников для перевозки и применения миномётов» в издании информационного агентства Оружие России от 18.08.19 г.

11. БОЕВОЙ УСТАВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЕДЕНИЮ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ часть 3 ВЗВОД, ОТДЕЛЕНИЕ, ТАНК. Введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войск от 24 февраля 2005 года № 19 Москва, Военное издательство, 2005 год.

12. Статья Анатолия Черкашина ««ИНТЕРПОЛИТЕХ-2019»: некоторые вопросы о военных и не военных» в издании информационного агентства Оружие России от 12.12.2019 года.

13Каталог организаций List-Org Организация ООО "МАШЗАПЧАСТЬ" Актуальна на 30.11.2019 г.

14  Приложение 3. ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ

15. Статья «Шойгу: президенты стран - участниц маневров "Центр-2019" могут приехать на учения» из сообщения ТАСС от 3 сентября 2019 года.



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12



Теги: фронтовик, ветеран боевых действий, боевая готовность, проходимость, вплавь, управление, скрытность, свето-маскировочное устройство, подача сигналов управления, сигнальные флажки, сигнальные огни и бортовые светфоры

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).