Блоги / Техника и вооружение

11:01 / 24.05.22
Правительство РФ опубликовало постановление №855 от 12 мая 2022 г, какие из этого вытекают особенности в вождении машин?

Сообщается, что данное Постановление основывается на Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2022 года № 45.

Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии предписано в недельный срок ввести в действие на территории РФ межгосударственные и национальные стандарты, указанные в приложении № 1 к Правилам, утверждённым настоящим постановлением.

Документ позволяет автопроизводителям отказаться от установки на новые машины ряда систем, которые недоступны из-за санкций, введенных в отношении России, или из-за дефицита чипов.

Правительством РФ разрешен выпуск новых автомобилей без систем ABS и ESP, система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» может не иметь функции автоматического срабатывания после аварии, а также упрощены требования к сертификации машин. Послабления также коснулись подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности.

Следует отметить, что Совет Евразийской экономической комиссии одобрил поправки в Техрегламент, позволяющие каждому государству — члену Евразийского экономического союза устанавливать собственные требования к автомобилям. Принятое правительством постановление как раз и устанавливает эти временные требования, которые будут действовать до 1 февраля 2023 года с возможностью дальнейшей пролонгации. Этот документ позволяет эксплуатировать в нашей стране машины, выпущенные в Белоруссии по местным нормативам. Что же касается машин, произведенных по нацтребованиям других стран — участниц ЕАЭС, то пока решение по возможности их эксплуатации в нашей стране не принято.

Далее, уважаемые читатели, представляется необходимым рассмотреть: какие особенности и трудности, вызванные введением в жизнь Постановления, в управлении автомобилями неминуемо возникнут у водителей транспортных средств.

Системы ABS, EPD и ESP на автомобилях, их назначение.

Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti-lock braking system) — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы — сохранение устойчивости и управляемости автомобиля (тормозной путь в некоторых случаях может быть больше, чем без системы ABS).[1]

Первоначально человечество применяло одноканальные системы (действовала система одновременно на все колёса), в настоящее время применяются многоканальные системы (имеются датчики на каждом колесе, и система воздействует на каждое колесо дифференцированно).

Система обычно состоит из следующих основных компонентов:

  • датчики скорости либо ускорения (замедления), установленные на ступицах колёс транспортного средства;

  • управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора давления, установленные в магистрали основной тормозной системы;

  • блок управления, получающий сигналы от датчиков и управляющий работой клапанов;

  • насос для подачи тормозной жидкости;

  • тормозные колёсные механизмы.

Принципиальная схема АВС представлена в издании  ALEA-AUTO.RU[2]

101896.jpg

Антиблокировочная система / Фото: alea-auto.ru

Система ABS следит за вращением колес и в случае их блокировки слегка уменьшает давление в тормозной системе, чтобы дать колесу провернуться, а затем вновь увеличивает силу сжатия. Таким образом достигается прерывистое торможение, дающее возможность корректировки курса автомобиля в условиях экстремального торможения. Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду, в 2008 году, по мнению экспертов «За рулём», средняя ABC срабатывала 20 раз в секунду. Водитель ощущает работу системы при резком нажатии на педаль тормоза в виде толчков педали в ногу.

Многоканальные системы, с датчиками на каждом колесе, в любом случае имеют преимущество в том, что они могут контролировать тормозное усилие на каждом отдельном колесе, что даёт не только эффективное замедление, но и стабильность поведения транспортного средства в сложных условиях неравномерного сцепления колёс с поверхностью дороги.

Вывод: При наличии системы ABC водитель имеет возможность объехать препятствие, управляя поворотом рулей (обычно передних колёс). А при отсутствии этой системы, как ни рули, машина будет скользить на заблокированных колёсах только прямолинейно.

А как длина тормозного пути зависит от наличия данной системы?

Длина тормозного пути зависит от ряда факторов: качество дорожного покрытия — асфальт, мокрый асфальт, «каша», снег, лед, гравий, песок; вес транспортного средства; наличие или отсутствие ABC; сила, с которой водитель давит на тормоз.

Источник VODI.SU[3] приводит результаты тестов для легкового автомобиля на скорости 50 км/ч.

Вот эти результаты:

  • гололед — 19 и 12 метров (с ABC и без ABC соответственно);

  • лед, снежная каша, дорожные неровности — 25 и 12 метров;

  • рыхлый снег — 23 и 12 м;

  • мокрый асфальт — 11 и 9 м;

  • сухой асфальт — 7,5 и 10 м.

Становиться очевидным, что тормозной путь с ABC короче только на сухом асфальте, в других условиях он длиннее.

Вывод: На сухом асфальте машина без системы ABC может наехать на машину с ABC, а в других дорожных условиях наоборот. Поэтому настала пора при интенсивном движении на сухой дороге держать дистанцию не менее в метрах, чем половина скорости машины в км/ч, а на сырой поверхности увеличивать дистанцию вдвое (так учили ранее в автошколах). При этом, так называемым «шахматистам», нельзя вклиниваться между машинами. Эти действия неминуемо приведут к ДТП и должны в новых условиях стать одним из самых серьёзных проступков, караемых ГИБДД.

Появление многоканальных ABC позволило применить в них в качестве подсистемы систему EBD. Интересно, что в Постановлении Правительства нет указаний на эту систему вероятно, что разработчики Постановления считали её составной обязательной частью системы ABC на машинах представительского класса. Но, представляется, что обойти вниманием EBD нельзя.

Описание и принцип её работы доступно изложены в редакционной статье издания ТехАвтоПорт.[4]

 Bez-nazvi.png

 Основные элементы системы EPD / Фото: techautoport.ru

Конструктивно система распределения тормозных усилий реализована на базе системы ABS и состоит из трех элементов:

1. Датчики. Они фиксируют данные о текущей частоте вращения каждого колеса. При этом EBD использует датчики ABS.

2. Электронный блок управления (общий для обеих систем управляющий модуль). Получает и обрабатывает информацию о скорости, анализирует условия торможения и приводит в действие соответствующие клапаны тормозной системы.

3. Гидравлический блок системы ABS. Выполняет регулировку давления в системе, изменяя тормозные усилия на всех колесах в соответствии с сигналами, подаваемыми блоком управления.

Система непрерывно контролирует и наиболее эффективно распределяет тормозные усилия на каждом колесе.

Вывод: Система EBD способствует удержанию автомобиля на заданной траектории движения даже при неодинаковом состоянии дорожного покрытия под тормозящими колёсами.

Далее, уважаемые читатели, следует отметить, что Правительством РФ допускаются некоторые послабления (разрешено не применять) систему ESP.

О чём это свидетельствует? Разрешено ослабить требования к противозаносной (курсовой) устойчивости машины.

Вообще-то для автомобилей человечество изобрело два типа систем противозаносной устойчивости: EBD (рассмотрена нами выше) и ESP.

Как уже отмечалось, EBD - система распределения тормозных усилий. ESP - система курсовой устойчивости. Обе системы противозаносные, только EBD работает при торможении, а ESP при движении. Многоканальная ABS почти всегда идет с EBD.

Раз разрешено отказаться от системы ABS, то и речи быть не может о применении системы EBD, при торможении электроника уже гарантированно не будет способствовать сохранению заданной первоначальной траектории движения, машину может просто развернуть или она вильнёт в процессе торможения при различиях состояния дорожного покрытия под разными колёсами.

Далее, уважаемые читатели, представляется необходимым несколько слов посвятить рассмотрению конструкции и работе системы ESP, раз уж эта система упомянута в постановлении Правительства РФ.

Достаточно доступно принцип действия системы ESP представлен в статье Ильи Лабурнумова ABS и ESP: «Датчики одни, функции разные. Разбираем принцип действия».[5]

Разбираем. У ESP (Electronic stability program) задачи схожи со своим собратом ABS – держать траекторию автомобиля под контролем водителя. Только работает она не при торможении, а во всех остальных случаях. ESP постоянно «мониторит», соответствует ли траектория движения машины заданным водителем параметрам – скорости и положению руля. Типичная нештатная ситуация: водитель не рассчитал скорость захода в поворот и переднюю часть машины начинает сносить наружу, к кювету. Что при этом происходит «в мозгах» у ESP?

esp-ustroistvo.jpg

Конструкция системы стабилизации ESP / Фото: Илья Лабурнумов / avtoexperts.ru

Датчики регистрируют сильное несоответствие заложенных в программе эталонных данных фактическим: система понимает, что что-то идёт не так и пытается вернуть машину обратно на курс. Делает она это с помощью подтормаживания определённых колёс с нужной в данный момент последовательностью и силой. Если этого недостаточно – прекращается подача топлива, чтобы максимально погасить скорость и как можно скорее ликвидировать занос.

Вывод: Система ESP является важнейшим элементом систем активной безопасности автомобилей и способствует восстановлению заданной траектории движения машины в случае необдуманного воздействия водителем на рулевую систему в сложных дорожных условиях.

Далее, уважаемые читатели, следует отметить, что все эти три рассмотренные нами системы призваны существенно повысить безопасность вождения автомобилей в экстремальных условиях.

Конечно на безопасность вождения машин очень влияет состояние проезжей части (колейность, выбоины на дороге, наклон полотна дороги на поворотах, ширина выделенных для движения автомобилей рядов), эти факторы способны снизить аварийность или способствовать повышению риска возникновения ДТП. Но во всех случаях наличие рассмотренных выше систем активной безопасности (умный автомобиль) призвано устранить риски возникновения аварий даже при неумелых действиях водителя.

Что может способствовать снижению аварийности при управлении машиной водителем?

1. Снижение скоростного режима движения машин, особенно на загруженных городских магистралях, и в сложных погодных условиях.

2. Увеличение, в разумных пределах, дистанции между машинами и интервала между ними.

3. Внедрение в автошколах, при первичной подготовке водителей, курса вождения машин в экстремальных условиях.

4. Внедрение на автопредприятиях периодических тренировок водителей на тренажёрах.

5. Проведение проверочных занятий с водителями организаций, в процессе технической учёбы, предусмотренной планами предприятий, по вождению машин в экстремальных погодных условиях.

Общие выводы:

  • в современных экономических условиях, пока в России не налажено собственное локальное импортозамещение производства автомобильной электроники, как и в других странах, например, Евросоюза, Правительство РФ вынуждено вводить упрощения для производимых автомобилей;

  • это должно способствовать предотвращению остановки производств;

  • в качестве мер противодействия придётся, для снижения аварийности, понизить скоростной режим движения машин, особенно на высокозагруженных городских магистралях, что приведёт к увеличению «пробок»;

  • в этом случае значительную роль будет играть человеческий фактор (уровень подготовленности водителей);

  • представляется, что выпуск упрощённых машин не будет способствовать скорому выпуску на дороги общего пользованиях беспилотных автомобилей;

  • в РФ необходимо внимательно относиться к допуску на дороги страны машин, выпускаемых в других странах ЕАЭС, кроме Республики Беларусь;

  • в статье нами не рассмотрены имеющиеся в Постановлении другие послабления для производителей автомобилей, так как они, на взгляд автора, играют менее значительную роль на безопасность вождения машин.

    

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru



[1] Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиблокировочная_система Материал из Википедии «Антиблокировочная система» актуальна на 27 декабря 2021 г.

[2] Сайт: https://alea-auto.ru/news/5781.php Редакционная статья «Антиблокировочная система торможения ABS. Плюсы и минусы» в издании ALEA-AUTO.RU раздел Тормоза придумал мудрый!»

[3] Сайт: https://vodi.su/tormozhenie-s-abs-i-bez-abs/ Статья «Торможение с ABS и без ABS»

[4] Саит: https://techautoport.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/sistema-ebd.html Редакционная статья «Описание и принцип работы системы EBD» в издании ТехАвтоПорт про автомобили, в деталях от 2022 г.

[5] Сайт: https://matador.tech/articles/abs-i-esp-datciki-odni-funkcii-raznye-razbiraem-princip-dejstvia Статья Ильи Лабурнумова «ABS и ESP: датчики одни, функции разные. Разбираем принцип действия» в издании MATADOR. Tech/auto от 26 октября 2021 г.

Теги: Постановление Правительства РФ, система, безопасность, курсовая устойчивость, конструкция, принцип работы

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).