Блоги / Техника и вооружение

5:16 / 14.10.15
Приключение иракских «Миражей» в Иране

В январе 1991 г. после вторжения многонациональных сил в Ирак на аэродромы Ирана перелетело около 120 самолетов различных типов, в том числе 25 истребителей F.1 «Мираж».

1-Иранский истребитель Мираж. Фото mirage-f1cr-2.jpgmirage-f1cr-2.jpg

Иранский истребитель Мираж / Фото: mirage-f1cr-2

Тогда на вооружении ВВС Ирака состояло 76 истребителей «Мираж» типа F.1EQ/BQ, более половины, которых базировались на авиабазе (а/б) «Саддам». Через два года самолеты реквизировал Иран в счет компенсации потерь в ирано-иракской войне (1980-1988 гг.). Первый восстановленный в боеготовое состояние «Мираж» F.1EQ-6 серого цвета поднялся в воздух в октябре 1993 г. К августу 1995 г. было восстановлено еще два двухместных самолета F.1BQ-3, а в апреле 1997 г. ВВС Ирака получили еще четыре самолета «Мираж» F.1. В 1997-1999 гг. были восстановлены еще 6 истребителей «Мираж» F.1. 

Самолеты этого типа поступили на оснащение 142 тактической истребительной эскадрильи 14 тактической истребительной а/б в г. Мешхед. По состоянию на июль 2001 г. здесь базировалось 10 «Миражей», один из которых разбился, 3 самолета были ограничены боеготовы, а остальные не пригодны к полетам. После катастрофы с гибелью летчика полеты «Мираж» F.1 прекратились, а 142 эскадрилья была расформирована. В апреле 2008 г. в военном параде участвовали 3 самолета «Мираж», которые в сложных метеоусловиях с неработающими инерциальными навигационными системами они сели в международном аэропорту им. Хомейни (южнее Тегерана). 

По программе «Хабиби» в 2008 г. было принято решение о восстановлении истребителей «Мираж» до летного состояния и приведения их к единому стандарту силами фирмы «Ираниэн Эйркрафт Индастриз» (IACI). Первый «Мираж» F.1 иранские ВВС получили в марте 2009 г., а всего на их вооружение поступило 5 отремонтированных машин. Они были переданы 10 тактической истребительной а/б «Конарак» (г. Чабахар), которая решала задачи по защите Ормузского пролива. Эти же самолеты весной 2010 г. участвовали в учениях «Валайят-89» (6-10 мая 2010 г.). Ведущийся на а/б г. Мешхед еще 2 самолетов был приостановлен из-за санкций ООН. 

2-Иранский истребитель Мираж в окраске по схеме Азиатский II. Фото img.day.az.v_mire.0d.d.539605.jpg

Иранский истребитель Мираж в окраске по схеме Азиатский II / Фото img.day.az

Из-за неудачных попыток закупить тормозные парашюты, пилоны, АПУ, двигатели и др. запчасти в декабре 2010 г. ремонт был приостановлен и продолжен в 2011 г. В январе 2012 г. первый отремонтированный самолет совершил полет. С февраля 2011 г. началась подготовка к выпуску пилонов, которые приспособлены для подвески баков и размещения свободнопадающих обычных, кассетных и корректируемых авиабомб, а также китайских ПКР С-802А. Вместо американских ракет «Сайдуиндер» самолеты «Мираж» должны были оснащаться УР «воздух – воздух» китайского (PL-7), российского (Р-73Э) и иранского («Шахин-Хавапаех») производства. 

Первый «Мираж» F.1 с пилонами «Элкэн» под китайские УР иранские ВВС получили в марте 2012 г. Самолет был окрашен по камуфляжной схеме «Азиатский» II, близкой к окраске иранских F-4 и F-5. Первые пуски УР PL-7 были успешно выполнены в конце 2012 г. Параллельно шли работы по интеграции УР Р-73Э, а на одном самолете установили узлы крепления для аппаратуры отстрела ложных целей AN/ALE-40. 

3-Иранский истребитель Мираж в серо-голубой окраске. Фото fr.academic.ru.pictures.frwiki.68.DF-ST-91-10018.JPEG

Иранский истребитель Мираж в серо-голубой окраске / Фото fr.academic.ru

В апреле 2013 г. начались летные испытания истребителя «Мираж» F.1 с ПТБ (1041 л), а в июне 2013 г. – доработанными пилонами «Элкэн». В мае 2013 г. для действий в районе Ормузкого пролива была принята серо-голубая окраска самолетов вместо камуфляжа по схеме «Азиатский» II и 4 таких самолета поступили на вооружение 102 тактической истребительной эскадрильи (участвовали в военном параде 18 апреля 2014 г.). 

В настоящее время на вооружении ВВС Ирана состоят 4 F.1EQ, 2 F.1EQ-2, 2 F.1EQ-5, 9 F.1EQ-6 и 7 F.1EВQ-3 самолета типа «Мираж». К 2020 г. планируется восстановить все 25 самолетов «Мираж» F.1. К тому времени на вооружении 102 эскадрильи должно состоять 18 модернизированных самолетов данного типа, способных решать задачи ПВО и борьбы с судоходством. 


По материалам ЦАГИ (№ 41/2929, 2015 г.)

Теги: Ирак, Иран, Мираж, Хабиби, IACI, PL-7, Р-73Э