Блоги / Техника и вооружение

5:03 / 25.06.16
РВСН: нереализованный проект – ПГРК «Целина-2» с ракетой РТ-23УТТХ (15Ж62)

Работы в Советском Союзе по созданию подвижного грунтового ракетного комплекса с твердотопливной МБР начались в конце 1960-х годов. Первоначально для размещения на грунтовых подвижных пусковых установок использовались легкие твердотопливные МБР со стартовой массой до 50 тонн. [1]

С начала 1970-х годов работы продолжались в направлении создания комплекса с ракетой РТ-23 массой 80-90 тонн первоначально с моноблочным боевым оснащением, а затем с разделяющейся головной частью индивидуального наведения, масса ракеты возросла до 105 тонн.

Было решено в комплексе иметь несколько рассредоточенных стационарных пусковых установок на каждую ракету и транспортировать к ним скрытно ракеты грунтовыми транспортерами.

В первых проработках по созданию транспортного средства для ракеты РТ-23 рассматривалось гусеничное сочлененное шасси.

В 1976 году КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Н.С.Попова создало опытные образцы гусеничного сочлененного шасси «объект 829″, состоящее из четырех секций, на базе опорных катков и гусениц танка Т-80. Вес такого шасси составлял около 200 тонн.

Впервые образцы гусеничного сочлененного шасси «объект 829″ были предложены для самоходной пусковой установки ПГРК «Темп-2С».

Для этого ПГРК рассматривалась и возможность использования СПУ комплекса РТ-20П. В заключении ВНИИ-100 говорилось, что создание для нового комплекса гусеничного шасси весом менее 65т. невозможно. Для дальнейших работ предлагалось четырехгусеничное шасси с полным весом около 70т.

4 (2).jpg

5.jpg

6.jpg

Модель сочлененной гусеничной СПУ "объект 829" с ракетой 15Ж42 в стартовом положении. На грунт опущены три опоры домкрата и автоматический гирокомпас системы прицеливания. Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. / Фото: bastion-karpenko.narod.ru


Эскизный проект «Темп-2С» был закончен в начале 1968г. По результатам рассмотрения эскизного проекта в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968г. № 374-142 коллективу института была задана разработка рабочего проекта твердотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах — на колесном и гусеничном шасси. При этом вес СПУ ограничивался 60-ю и 70-ю т.соответственно.


 


СПУ на гусеничном ходу - 15У67 или «объект 829» разрабатывалась КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), а СПУ 15У68 на колесной базе специального шестиосного автомобиля МАЗ-547А — в СКБ Минского автомобильного завода. К 1970г.были разработаны и собраны опытные образцы гусеничного СПУ.

7.jpg

Один из макетов СПУ для МБР, походивший испытания во второй половине 1960-х годов - шасси "объект 432" и "объект 429" / Фото: militaryphotos.net


Однако руководство НИИ-1 отвергло проекты гусеничных СПУ, справедливо полагая, что приборы СУ ракеты не смогут выдержать вибрации, создаваемой танковыми шасси. Предпочтение было отдано колесным шасси Минского автозавода на основе которых было создано пятиосное, а затем шестиосное колесное шасси МАЗ-547 способное по бездорожью транспортировать груз заданной массы.

При создании первых мобильных комплексов никто особо не задумывался (как впрочем и при создании других систем оружия) над вопросами жизнеобеспечения обслуживающего персонала. О том, что людям надо спать и есть, что их нужно охранять, П.Тюрин и М.Янгель создававшие первые подвижные комплексы или не думали, или считали, что это дело военных. «Темп-2С» стал первым ракетным комплексом обеспечивавшим действительно мобильное автономное функционирование в течении времени боевого патрулирования. [2]

Из-за сложности эксплуатации такого шасси в дальнейшем от него отказались и стали создавать колесные машины.

В рамках работ по ракетно-космической тематике в 1979 году вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР на разработку СКБ МАЗ колесного специального транспортера грузоподъемностью 220 т.

С-1.jpg

Проекция ракеты РТ-23УТТХ (15Ж62) / Фото: bastion-opk.ru

С переходом боевого железно-дорожного ракетного и шахтного комплексов на модернизированную ракету РТ-23УТТХ, в грунтовом комплексе стали размещать МБР РТ-23УТТХ (15Ж62). Ракета грунтового комплекса «Целина-2» аналогична ракете РТ-23УТТХ, так как по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетных комплексов с унифицированной ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех видах базирования: боевой железнодорожный; подвижный грунтовый и шахтный. В ракете использовались основные технические решения, отработанные на ракете 15Ж52. Головной организацией по подвижному грунтовому ракетному «Целена-2″ был определен Московский институт теплотехники (МИТ) возглавляемый А.Д.Надирадзе. Разработка ракеты для комплекса «Целена-2″осталась за КБ «Южное», генеральный конструктор В.Ф.Уткин.




Постановление правительства № 768-247 о создании ракетного комплекса РТ-23 УТТХ с единой ракетой для трех видов базирования (подвижного — железнодорожного и грунтового, стационарного—шахтного высокой защищенности) вышло 9 августа 1983 г., а в ноябре этого же года совместным решением Минобороны, Минобщемаша, Миноборонпрома и Минсредмаша уточняются сроки создания единой ракеты. В апреле 1984 г. Минобороны выдало разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ уточненные ТТТ, которые уже однозначно определили, что единая ракета разрабатывается с учетом отдельных конструктивных и схемных отличий, обусловленных особенностями эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. [3]

Была принята стратегия разработки комплексов и ракет для них, которая предлагалась КБЮ:
  • в первую очередь должны разрабатываться с учетом сжатых сроков — (начало серийного изготовления с 1986 г.) ракета для БЖРК 15Ж961 и ракета для грунтового комплекса 15Ж62. В ракетах используются основные технические решения, отработанные на ракете 15Ж52, стойкость конструкции ракеты к поражающим факторам ЯВ обеспечивается на уровне, оптимальном для подвижных стартов. Постановлением Правительства БЖРК с ракетой 15Ж961 был принят на вооружение Советской Армии в ноябре 1989 года. К этому времени значительная часть группировки уже была поставлена на боевое дежурство в позиционных районах. Что касается разрабатываемого МИТ грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») и двенадцатиосным тягачом МЗКТ-7906, то его разработка была прекращена, так как стало очевидным, что такой комплекс не сможет обеспечить необходимых характеристик по боевой эффективности;
  • ракета для стационарного старта 15Ж60 разрабатывается, исходя из срока начала серийного изготовления (с 1987 г.), должна обеспечивать верхний уровень характеристик стойкости к ПФЯВ.

Разработка ракеты для стационарного комплекса 15Ж60 проводилась вслед за ракетой для железнодорожного комплекса 15Ж961 и началась она выпуском в третьем квартале 1984 г. КБ "Южное" и смежными организациями дополнительных проектных материалов, представляющих собой эскизный проект по стационарному шахтному комплексу с ракетой, разрабатываемой применительно к требованиям, сформулированным Заказчиком для комплекса стационарного базирования высокой живучести. В конце 1984 г. проектные материалы были рассмотрены и одобрены Минобщемашем и Заказчиком.

С 1985 г. кооперацией, возглавляемой КБЮ, началось развертывание полномасштабной ОКР по созданию комплекса 15П060. В процессе проектно-конструкторских работ был сформирован и пошел в дальнейшую разработку технический облик ракеты для шахтного базирования — твердотопливная МБР легкого класса со стартовой массой ~ 104,3 т, доставляющая десять ББ второго уровня стойкости к назначенным целям, имеющая повышенный уровень стойкости к ПФЯВ; боевой ракетный комплекс, обеспечивающий пуск ракеты без задержки на нормализацию внешней обстановки при многократном ядерном воздействии по соседним объектам БРК и при высотной ядерной блокировке позиционного района, а также с минимальной задержкой при непоражающем ядерном воздействии непосредственно по пусковой установке.

Высокие характеристики ракеты 15Ж60 по обеспечению повышенного уровня стойкости к ПФЯВ были достигнуты за счет:
  • использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ
  • применения СУ, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью
  • нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов
  • применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты
  • введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ЯВ

0-4.jpg

РТ-23 шахтного базирования с МБР легкого класса 15Ж44 (15Ж60) Фото: http://rbase.new-factoria.ru


Летные испытания ракеты 15Ж60 проводились на полигоне Плесецк. Для проведения летных испытаний на полигоне были сооружены четыре пусковые установки ("Южная-1", "Южная-2", "Светлая-1" и "Светлая-2"). Расположение этих ПУ выбиралось таким образом, чтобы обеспечить использование выделенных районов падения для первых ступеней при стрельбе на любую дальность. Площадки "Южная-1" и "Южная-2" были введены в эксплуатацию в 1986 г., "Светлая-2" — в 1987 г. и "Светлая-1" — в 1988 г. Для проведения пусков ракет использовались ПУ площадок "Южная-1", "Южная-2" и "Светлая-2". Из ПУ площадки "Светлая-1" пуски не проводились, она использовалась для отработки отдельных элементов комплекса по специальным программам.

Первый пуск ракеты 31 июля 1986 г. с площадки "Южная-1" был успешным. Пуск ракеты 2Л был аварийным; причина аварии - отказ СУ на начальном участке движения. Пуск ракеты 5Л — также аварийный из-за отказа бортовой СУ. С целью исключения причин, вызвавших отказы СУ, разработчиком были проведены ее доработки, эффективность которых была полностью подтверждена дополнительной наземной отработкой на комплексном стенде и последующими пусками. Аварийным стал и пуск 4Л — разрушился вкладыш соплового блока двигательной установки первой ступени. В результате проведенного тщательного анализа была выявлена причина отказа и проведена доработка соплового блок.

Большая работа, проделанная организациями-разработчиками принесла свои положительные результаты — больше аварийных исходов при пусках ракет 15Ж60 не было. Финальный запуск по программе испытаний проведен 26 сентября 1988 года. Всего в ходе государственных совместных летных испытаний было запущено 16 ракет. По результатам ГСЛИ был выпущен отчет Государственной комиссии с рекомендацией о принятии комплекса на вооружение. Последний пуск МБР 15Ж60 — ракеты 8Л, прошедшей транспортировочные испытания — был проведен 1 ноября 1989 г. в район "Акватория" с положительным результатом. В статистику он вошел как зачетный пуск партионной ракеты, проведенный с пусковой установки "Светлая-2".

На опытно-боевое дежурство первые МБР были поставлены с 19 августа 1988 года в 46-й Нижнеднепровской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии (г. Первомайск, Николаевская область, УССР). Развертывание шло быстрыми темпами - к концу года на боевом дежурстве находилось уже 20 ракет. Можно считать выдающимся достижением тот факт, что при начальном отставании уровня разработок в 10 лет и более МБР 15Ж60 была поставлена на боевое дежурство менее чем с двухлетним отставанием от американской МБР MX (LGM-118A).

В 1989 году развертывание в первом позиционном районе было продолжено, в том же году было начато развертывание новой МБР во втором позиционном районе - в 60-й Таманской Краснознаменной ордена Октябрьской Революции ракетной дивизии имени 60-летия СССР (г. Татищево, Саратовская область, РСФСР). Новая ракета сменяла в обоих районах развертывания МБР УР-100Н УТТХ (15А35). 28 ноября 1989 года комплекс был принят на вооружение Советской Армии. К концу 1989 года в обоих позиционных районах было развернуто уже 56 ракет (46 в 46-й и 10 в 60-й дивизиях). Однако, начиная с 1990 года, несмотря на то, что не менее 8 ракет были изготовлены на ПМЗ и подготовлены к отправке в позиционные районы, развертывание МБР было прекращено - руководством СССР была принята новая оборонная доктрина, которая наряду с государственной программой конверсии оборонной промышленности и консультативно-договорным процессом с США, наложившимся на политико-экономические трудности, делала нежелательным развертывание в больших количествах новых ракет даже взамен старых.

0-5.jpg

Надрезанные секции, готовые к окончательной ликвидации / Фото: rbase.new-factoria.ru


В июле 1991 года был подписан договор СНВ-1, а к ноябрю 1991 года процесс распада СССР фактически принял необратимый характер. После формального распада СССР в декабре 1991 года производство новых МБР на ПМЗ было полностью прекращено, ракеты, развернутые на территории Украины, подлежали снятию с боевого дежурства и уничтожению в рамках международных договоров. В 1993-1994 годах все МБР на территории Украины были сняты с боевого дежурства, а снятые с ракет ББ затем были вывезены в Россию для утилизации.

0-6.jpg

Надрезанные межступенные переходноки, готовые к окончательной ликвидации / Фото: rbase.new-factoria.ru

0-7.jpg

Надрезанные обтекатели ГЧ, готовые к окончательной ликвидации / Фото: rbase.new-factoria.ru

0-8.jpg

Надрезанные снаряженные корпуса двигателей, готовые к окончательной ликвидации / Фото: rbase.new-factoria.ru


В 1998-2001 годах был осуществлен второй этап - все 46 "украинских" МБР 15Ж60 были извлечены из ШПУ ОС. В 1999-2002 годах все МБР (включая те, что так и не были поставлены на боевое дежурство), были разобраны и утилизированы. ШПУ ОС были взорваны кроме одной, служащей для музейных целей.

Жизненный цикл МБР, развернутых на территории РФ, также был недолгим - от продления (по примеру МБР 15Ж961 ) гарантийного срока до 15 лет решено было отказаться и к концу 2001 года все 10 МБР были извлечены из ШПУ и отправлены на утилизацию. В ШПУ ОС после модернизации с присвоением обозначения 15П765-60 были развернуты новейшие МБР РТ-2ПМ2 "Тополь-М" (15Ж65). «Визави» МБР 15Ж60 - американская МБР MX - была в 2002-2005 годах также снята с вооружения.

Оценивая БРК 15П160, можно отметить, что впервые в отечественной практике был разработан высокоэффективный стационарный ракетный комплекс четвертого поколения с новейшей твердотопливной МБР, оснащенной РГЧ ИН с 10 ББ, обеспечивающий гарантированный ответно-встречный удар, в том числе и в условиях непосредственного ядерного воздействия по позиционному району.

На западе ракета 15Ж60 получила обозначение SS-24 "Sсаlреl" Моd 2. Наименование по СНВ-1 - РС-22Б.

Ракета 15Ж60 маршевые ступени и ступень разведения боевых блоков

Отделение головного обтекателя осуществлялось после прохождения зоны высотных блокирующих ЯВ. На ракете 15Ж60 были сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивалось за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления соединительного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантировала безударное разделение ступеней и обеспечивала максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

из0бр 1.jpg

Изображение ракет типа 15Ж60 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Двигательные установки (ДУ) ракеты разрабатывались, в основном, в рамках кооперации, сложившейся на этапе создания комплексов с ракетами 15Ж44 и 15Ж52. Маршевые РДТТ ракеты 15Ж60 (второй уровень стойкости) разработаны с учетом повышенных требований по энерговооруженности, величине управляющих усилий (15Д305, ДУ-I) и степени защиты от ПФЯВ (15Д339, ДУ-II; 15Д291, ДУ-III). Для двигателей МБР 15Ж60 и 15Ж961 созданы топлива третьего и четвертого поколений на основе нового бесхлорного окислителя АДНА. Комплекс фундаментальных работ по созданию и внедрению АДНА как одного из энергоемких и экологически чистых окислителей, проведенных в содружестве с институтами Академии наук, высшей школы и отраслевыми институтами, явился крупным отечественным научным и техническим достижением, более чем на 20 лет опередившим мировой уровень в области энергетики ракетных топлив. В рецептуре топлива в этих ракетах впервые применено принципиально новое высокоэффективное горючее – гидрид алюминия.

В ходе работ по созданию маршевых РДТТ МБР 15Ж60 и 15Ж961 были разработаны новые конструкционные, теплозащитные и эрозионностойкие материалы, в том числе высокопрочные органические и высокомодульные углеродные волокна, углеродные композиции с 2-х и 3-хмерной ориентированной матрицей, высокопрочные термостойкие клеи, отработаны технология изготовления и методы неразрушающего контроля качества, созданы новые топлива с уникальными энергетическими и эксплуатационными характеристиками и оптимальные формы зарядов на их основе. Впервые в отечественной практике разработаны корпуса ДУ из органоматериала СВМ, обладающего высокой удельной прочностью, что способствовало повышению энергомассового совершенства ракет.

Это позволило создать и внедрить к использованию:
  • корпуса двигателей из органопластика "коконной" конструкции
  • детали критического сечения и раструбы сопловых блоков из углерод-углеродных материалов
  • крупногабаритный многоблочный вкладыш из трехмерноармированного углерод-углеродного материала
  • сопловые насадки из углерод-углеродного материала
  • поворотное управляющее сопло на основе эластичного шарнира
  • хвостовой отсек из конструкционного углепластика.
0-12.jpg

Маршевый РДТТ 15Д305 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Первая ступень состояла из маршевого РДТТ 15Д305, хвостового и соединительного отсеков. В принципиально новом двигателе I ступени разработки КБЮ и производства ПМЗ было применено более высокоэнергетическое (по сравнению с МБР 15Ж961) смесевое твердое топливо типа "ОПАЛ" - разработчик ЛНПО "Союз". заряд твердого топлива имел канал звездообразной формы и являлся прочноскрепленным с корпусом двигателя. Были форсированы на 30% расходно-тяговые характеристики по сравнению с двигателем 15Д206 первой ступени ракеты 15Ж961, что обусловило повышение давления в камере сгорания до 100 кгс/см2, а также применено в качестве органа управления вектором тяги центральное, частично утопленное в камеру сгорания, многопозиционное (круговая диаграмма создания управляющего усилия Рупр. по каналам тангажа и рыскания) качающееся управляющее сопло с разъемом в дозвуковой части, изготовленное из композиционных углерод-углеродных материалов, с использованием в качестве подвески поворотной части эластичного опорного шарнира.

Корпус ступени - цельномотанный органопластиковый типа "кокон", изготовленный методом намотки нитей из композиционного материала, выбранного по тогдашнему состоянию отечественной производственной базы. С учетом обеспечения минимальной массы конструкции выбран следующий вариант: в основе жгут нитей из композиционного материала и специальное связующее вещество. На второй и третьей маршевых ступенях применен тот же вариант изготовления корпуса. Для управления по крену на участке работы ДУ-I использовались 4 аэродинамических руля, установленных на внешней поверхности головного обтекателя. Кроме того, в конце участка работы первой маршевой ступени управление ступенью осуществлялось и отклонением головной части ракеты.

Двигатели второй и третьей ступеней снабжались каждый центральным частично утопленным в камеру сгорания стационарным соплом с телескопическим сдвигаемым насадком раструба из углерод-углеродного материала, что позволяло увеличить степень расширения сопла и, соответственно, удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты.

0-13.jpg

Маршевый РДТТ 15Д339 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Вторая ступень состояла из маршевого РДТТ 15Д339 и соединительного отсека. Корпус второй ступени - цельномотанный органопластиковый типа "кокон". Топливо второй ступени - твердое смесевое типа "СТАРТ" (разработчик ЛНПО "Союз"). Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с каналом цилиндро-конической формы с наклонной кольцевой проточкой типа "зонтик".

На корпус ДУ-II разработки КБЮ и производства ПМЗ ракеты 15Ж60 (по сравнению с 15Ж961) дополнительно нанесено специальное многофункциональное покрытие. Управление второй ступенью осуществлялось отклонением головной части и аэродинамическими рулями (по крену), установленными на носовом обтекателе.

0-14.jpg

Маршевый РДТТ 15Д291 / Фото: rbase.new-factoria.ru


Третья ступень состояла из маршевого РДТТ 15Д291 и переходного отсека. ДУ-III ракет 15Ж60 и 15Ж961 разработки КБ ПО "Искра" и производства Пермского завода химического оборудования практически идентичны (смесевое твердое топливо типа "АП-65", разработчик ЛНПО "Союз"). На корпус ДУ-III ракеты 15Ж60 (по сравнению с ДУ-III ракеты 15Ж961) дополнительно нанесено специальное многофункциональное покрытие. Корпус третьей ступени - цельномотанный органопластиковый типа "кокон". Управление третьей ступенью осуществлялось отклонением головной части и креновыми РДТТ ступени.

Для ракеты 15Ж60 был разработан новый боевой блок повышенной стойкости к ПФЯВ 15Ф14 с БЧ повышенной удельной мощности и имеющий характеристики, близкие к ББ Mk21 ракеты "MX".

0-15.jpg

РГЧ оснащается десятью высокоскоростными ББ 15Ф174 повышенного класса мощности не менее 0,8 Мт каждый / Фото: militaryrussia.ru


Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью термоядерными ББ мощностью 0,43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО разработки КБЮ. Первоначально КСП ПРО изготавливался на ПО "Южмаш", однако с мая 1986 года производство было передано на смежные предприятия РСФСР.

Ступень разведения боевых блоков - "толкающей" схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - ЖРД РД-866 (15Д264), созданный в КБ-4 КБЮ и производившийся на ПО "Южмаш", работавший на жидких высококипящих стабильных долгохранимых самовоспламеняющихся компонентах топлива: несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и азотный тетраоксид (АТ).

Двигатель РД-866 - многофункциональный, без дожигания генераторного газа, с многократным включением ЖРД БТ (большой тяги) и ЖРД МТ (малой тяги), обеспечивал многократный запуск и регулирование тяги. Двигатель работал по комбинированной схеме (вытеснительная и насосная подачи компонентов топлива). Обеспечивал широкий диапазон изменения расходов и давлений для механизмов-потребителей. РД-866 содержал: централизованный источник питания (состоящий из двух турбонасосных агрегатов с газогенераторами и двух питателей); однокамерный ЖРД БТ; 16 ЖРД МТ.

Для трехступенчатой твердотопливной ракеты 15Ж60 от ступени разведения требовалось не только обеспечение построения боевых порядков из ББ и средств преодоления ПРО, но и использование для достижения заданной максимальной дальности стрельбы режима "эффективного доразгона" — обеспечение работы ступени разведения на активном участке траектории в качестве четвертой ступени ракеты, что обеспечивало существенный выигрыш в массе полезного груза (до 15%). Для уменьшения длины ракеты использовался головной аэродинамический обтекатель изменяемой геометрии, прикрывавший ГЧ, две створки которого закрывались после выхода ракеты из ТПК.

Конструкция ракеты была защищена специальным внешним многофункциональным покрытием по всей длине ракеты (включая головной обтекатель) для защиты от поражающих воздействий.

Очень важным моментом в процессе создания ракет 15Ж961 и 15Ж60 с необходимым уровнем основных характеристик была разработка для них систем управления, к которым Заказчиком были предъявлены очень жесткие требования в части уровня основных летно-технических характеристик — боеготовности, точности попадания, стойкости к воздействию ПФЯВ в условиях многократного воздействия по позиционному району и при его высотной блокировке ядерными взрывами, повышенному ресурсу непрерывной работы бортовой аппаратуры.

0-16.jpg

БЦВК "Бисер-3" / Фото: www.russianarms.ru


Выполнение этих требований потребовало от разработчиков СУ создания командных гироскопических приборов с улучшенными точностными характеристиками, нового БЦВК "Бисер-3" повышенной производительности и стойкого к воздействию поражающих факторов ЯВ, обеспечения прицеливания за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекта командных приборов, размещенного на ТПК. В рамках специальной программы для системы управления была разработана радиационностойкая элементная база и большие интегральные схемы для БЦВК.

Создание специальной радиационностойкой электроники для МБР в СССР представляло собой комплексный процесс, начавшийся еще в 60-е - решение за №149 Военно-промышленной комиссии по вопросам стойкости электро-радиоэлементов к поражающим факторам ядерного взрыва было принято в 1968-м году.

В дальнейшем напряженная работа в данном направлении уже не прекращалась - например, только в течение 1977-1979 гг. было проведено по специальной программе 6 испытательных ЯВ на советских полигонах, которые позволили получить ценные данные по радиационной стойкости электронных компонентов систем основных советских МБР; позволили изучить воздействие жесткого гамма-излучения и нейтронных потоков на корпуса, боевые части и электронику советских МБР, в том числе и перспективных; дали возможность изучить эффекты воздействия мощных электромагнитных импульсов и радиационную стойкость различных электронных узлов систем управления советских МБР.

Результаты проводимых в течение длительного времени испытаний и теоретических исследований позволили сделать вывод о том, что наиболее слабым звеном в конструкции МБР при воздействии на нее ПФЯВ являются собственно электронные системы, стойкость которых к поражающим факторам ядерных взрывов была признана неудовлетворительной в перспективе появления новых высокоточных средств доставки ядерных боеприпасов и ядерных боеприпасов нового поколения у стран-вероятных противников (прежде всего, США) в 80-е годы. Как результат, в 1982 году вышло специальное постановление ВПК о создании элементов электроники, стойких к ПФЯВ, - от сверхбольших интегральных схем до транзисторов и конденсаторов. К работе было привлечено свыше 600 организаций - НИИ, КБ, ВУЗы. В 1985 году на одном из совещаний ВПК было констатировано, что изделия электронной техники, стойкие к действию ПФЯВ, в СССР созданы.

Система управления второго уровня стойкости была разработана НПО "Хартрон" (главный конструктор В.Г. Сергеев, затем Я.Е. Айзенберг).

В СУ введена схемно-алгоритмическая защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения при ЯВ. КБ "Южное" в сотрудничестве с ЦНИИмаш, Институтом технической механики АН УССР, Днепропетровским государственным университетом была разработана динамическая схема системы с переменными массами и конфигурацией (в том числе скачкообразно изменяющимися), с учетом упругости корпуса и карданного узла, которая была положена в основу разработки системы управления. Новый способ управления - отклонение головной части - таил в себе большие потенциальные возможности, которые были реализованы в полной мере. Этот способ не требовал затрат энергетики ракеты из-за потерь тяги маршевого двигателя при создании собственно управляющих усилий. Благодаря этому возмущения в канале крена были минимальными, что давало реальную возможность упростить схему управления и управляющие органы.

Особенностью СУ являлось решение ряда новых задач:
  • восстановление информации в вычислителе после воздействия ПФЯВ путем ее перезаписи в оперативное ЗУ из хранителя информации на магнитном диске
  • реализация принципов терминального наведения
  • использование элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ (для 15Ж961 — I уровень, для 15Ж60 - II уровень)
  • боевое дежурство ракет 15Ж60 с постоянно задействованными командными приборами
  • сопряжение с системой СБУ "Сигнал-А"
 Тактико-технические показатели

TTX    15Ж52      15Ж61    15Ж60    
Дальность, км10000
10100
10450
Мощность заряда, Мт
10 ББ по 0.3 - 0.5510 ББ по 0.3 - 0.5510 ББ по 0.3 - 0.55
Вес ГЧ, кг405040504050
Длина ракеты, м
22, 0
23,3
 -
Длина ракеты без ГЧ, м
 -
19, 0
 -
Длина ТПК, м
 -
22,6
22,4
Стартовый вес, т
104,0
104,5104,8
Вес с пусковым контейнером, т -
126
 -
Первая ступень
Длина, м -
9,7
9,4
Диаметр, м 2,4 2,4 2,4
Вес, т -
53,7
52,5
Вторая ступень
Длина, м
4,8
4,8
4,8
Диаметр, м2,42,42,4
Третья ступень
Длина,  м
3,6
3,6
3,6
Диаметр, м2,42,42,4
ЖДПУ
Масса пускового вагона, т более 200
Длина, м 23,6
Ширина, м3,2
Высота, м5,0


Специальный транспортер “7904”


В 1983 году Минским автомобильным заводом (МАЗ) был изготовлен опытный образец колесного специального транспортера «7904″, который в том же году был отправлен в НИИП-5 (Байконур) на испытания.[4]

Машина предназначалась для использования в ракетно-космической системе «Энергия-Буран» для доставки на космодром упавших на землю отработанных боковых ступеней ракеты-носителя и как шасси для ракетного комплекса.





МАЗ-7904: один из самых больших автомобилей мира / Фото: carreviewauto.com


На шасси «7904″, шириной 6,8 метра, был установлен судовой двигатель мощностью 1500 л.с., две параллельно спаренные гидромеханические трансмиссии, 12 ведущих колес диаметром по 3 метра. Управление осуществлялось поворотными передними и задними колесами. Шасси могло использоваться только в пустынной местности.




Из-за легкого обнаружения такой машины космическими средствами, было предложено создать шасси для движения в средней полосе Советского Союза, в лесистой местности. Эксплуатация шасси «7904″ позволила накопить необходимый опыт, который был в дальнейшем использован при создании машин для боевого грунтового подвижного ракетного комплекса.

Для комплекса «Целина-2» в СКБ МАЗ было создано два варианта шасси МАЗ-7906 и МАЗ-7907.

В начале 1980-х годов проводились испытания обоих вариантов шасси грунтовой транспортной установки грузоподъемностью до 140-150 тонн. МАЗ-7906 имел гидромеханическую трансмиссию, дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. и колесную формулу 16х16.

Шасси МАЗ-7907 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2” МАЗ-7907 имел 12 осей и все колеса ведущие, передние и задние – управляемые. [5]





На шасси "7907″ были установлены электротрансмиссия переменного тока и газотурбинный двигатель мощностью 1200 л.с. Радиус поворота машины получился меньше длины автомобиля. Машины была предназначена для эксплуатации со смонтированным оборудованием в условиях бездорожья и она успешно прошли испытания.

0-9.jpg

Щасси МАЗ-7907 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2” / Фото: bastion-opk.ru


Шасси «7907» и «7906» предназначались для транспортировки ракет к месту старта, которых для одной ракеты предполагалось построить несколько. Из-за сложности эксплуатации подвижный грунтовый комплекс на вооружение принят не был. В 1996 году МАЗ-7907 использовался для перевозки катера длиной 40 метров и весом 100 тонн из Борисова на озеро Нарочь.

с-2.jpg

Шасси МАЗ-7907 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2” / Изображение: bastion-opk.ru

Тактико-технические показатели

Разработчик МИТ       МИТ        
Главный конструктор
А.Д.Надирадзе
Генеральный конструктор ракеты
В.Ф.Уткин
ИзготовительПавлоградский МЗ
Код НАТО  SS-Х-24 Scalpel
Наименование по СНВ-1
РС-22
Классификация по СНВ-1
собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса подвижный грунтовый с твердотопливной МБР, четвертого поколения
Состояние
проходил испытания в начале 1980-х годов
Ракета  РТ-23УТТХ (15Ж62)
Дальность стрельбы, км 10000
Головная часть:
тип РГЧ ИН с комплексом средств преодоления ПРО;
число боевых блоков(ББ) 10;
разработчик заряда ВНИИЭФ;
вес, кг 4050
Боевая ступень:  тип «тянуще-толкающей» схемы с десятью боевыми блоками;
размещение блоков в один ярус;
двигатель однокамерный ЖРД «большой» тяги;
система ЖРД «малой» тяги
Система управления:  тип инерциальная с БЦВМ;
разработчик НПО АП;
главный. конструктор В.А.Лапыгин
Органы управления:  I ступени вдув в закритическую часть сопла инертного газа
Тип старта: из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты
3 и ступень разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, мполная - 23,6;
без головной части - 18,8;
в ТПК - 22,4
Макс. диаметр корпуса, м
2,4
Стартовый вес, т  104,5
Тип топлива
смесевое твердое
Гарантийный срок хранения ракеты, лет  10
Первая ступень:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель
Павлоградский механический завод
Размеры, м длина - 9,7;
диаметр - 2,4
Вес ступени, т 53,7
Двигатель
моноблочный РДТТ 15Д206
Вторая ступень:
Размеры, м:
длина - 4,8;
диаметр - 2,4
Двигатель
моноблочный РДТТ 15Д290;
с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом;
с телескопическим сдвигаемым насадком
Третья ступень:
Размеры, м:
длина 3,6;
диаметр - 2,4
ДвигательРДТТ с центральным неподвижным раздвижным, частично утопленным соплом;
 корпус цельномотанный типа «кокон»;
материал корпуса композиционный
Пусковой контейнер:
Тип
с термостатированием
Размеры, м:  диаметр 2,7;
длина - 18,9
Пусковая установка:
Тип
стационарная наземная
Число ПУ на одну ракету несколько
Расстояние между ПУ, км
несколько
Транспортная установка:
Тип
грунтовая подвижная
Шасси  МАЗ-7907
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Полная масса, т
250
Грузоподъемность, т
150
Число осей  12
Колесная формула
24 х 24
Размеры, м:длина 322;
высота - 5,0-5,5;
ширина - 3,2
Тип двигателя
газотурбинный ГТД-1200А (»изделие 40″);
с электротрансмиссией на 24 моторколеса;
с синхронными двигателями переменного тока
Максимальная мощность, л.с.  1250
Мощность двигателя, л.с.
12002
Число ракет на ТУ 
1


При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Материалы сайта «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», блог «Отечественное оружие и военная техника».

2. Материалы сайта 44 Ракетного полка, в.ч 89503.

3. Материалы сайта ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», «РВСН: ракетный комплекс 15П960 Молодец с МБР 15Ж60 (РТ-23 УТТХ)»

4. Материалы сайта carreviewauto.com , «МАЗ-7904: один из самых больших автомобилей мира»

5. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии. МАЗ-7907. 

Теги: РВСН, нереализованный проект, ПГРК «Целина-2», ракета РТ-23УТТХ, 15Ж62

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).