Блоги / Техника и вооружение

5:01 / 16.04.16
РВСН : подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» с МБР 15Ж42

«Темп-2С» (индекс комплекса — 15П642) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) стратегического назначения, с твердотопливной МБР (индекс ракеты — 15Ж42, код СНВ РС-14, по классификации МО США и НАТО — SS-16 Sinner, буквально «Грешник»), первый мобильный ракетный комплекс на колесном шасси с МБР, разработанный в СССР. Создан в Московском институте теплотехники.

Назначение комплексананесения ударов по хорошо защищенным средствами ПВО/ПРО и расположенным в глубине территории противника важным объектам военной и промышленной инфраструктуры.





На основе РК «Темп-2С» был создан ракетный комплекс (РК) 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45 принятый на вооружение в 1976 году, а работы по дальнейшему поэтапному развитию «Темп-2С» привели к созданию в первой половине 1980-х годов мобильного комплекса 15П158 «Тополь». [1]

"Темп-2С" - подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения, с МБР третьего поколения, предназначался для нанесения ударов по объектам, сильно защищенным средствами ПВО и расположенным в глубине территории противника. Создан под руководством главного конструктора Александра Hадирадзе.

1.jpg

Главный конструктор Александр Hадирадзе / Изображение: battlebrotherhood.ru


Первый пуск ракеты был совершен 14 марта 1972 года. Ее испытания проводились на полигоне Плесецк более двух с половиной лет, до декабря 1974 года. За время иcпытаний было произведено 35 запусков, по результатам которых ракету приняли на вооружение. Подвижная пусковая установка создана в волгоградском ЦКБ "Титан". Серийное производство ракеты развернуто на Воткинском машиностроительном заводе.

Первые два ракетных полка заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976 года , всего было развернуто семь ракетных полков (шесть ПУ). По данным, опубликованным в США, в период с 1978 по 1985 годов было развернуто от 50 до 100 МБР "Темп-2С" под Плесецком.

По договору ОСВ-2 подписанному в июне 1979 года руководителями СССР и США, Советский Союз брал на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать ракетный комплекс "Темп-2С". В результате ракетный комплекс (РК) был снят с боевого дежурства в 1986 году и ликвидирован.

На западе комплекс получил обозначение SS-16 " Sinner".

Продолжением РК "Темп-2С" стали БРСД-10 "Пионер" и "Тополь". [2]

В серединее 60-х годов НИИ-1 возглавляемый А.Надирадзе (Московский институт теплотехники), используя опыт создания в 1965г. оперативно-тактической ракеты Темп-С» начал проработку проекта твердотопливной МБР мобильного базирования.

Однако в результате реорганизации в промышленности проведенной в 1965г. НИИ-1оказалось в составе вновь образованного Министерства оборонной промышленности (МОП) которое было предназначено для «обеспечения» сухопутных войск, а вооружение для РВСН должно было разрабатывать Министерство общего машиностроения.

Тогда министр МОП С. Зверев "волевым решением" издает приказ от 15 апреля № 24 1965г. В котором предприятиям МОП во главе с НИИ-1 поручается разработка мобильного грунтового ракетного комплекса (МГРК) с межконтинентальной твердотопливной ракетой.

"Преподносится" это как усовершенствование комплекса "Темп-С" в связи с чем новая разработка получила обозначение «Темп-СМ2». В Минобщепроме и Минобороны мягко говоря скептически отнеслись к инициативе А. Надирадзе. Но после проведения соответствующих предпроектных и проектных проработок опытно-конструкторская работа в 1967г. получила одобрение Комиссии Президиума Совета Министров СССР по Военно-промышленным вопросам которая сделала НИИ-1 головным предприятием по разработке и производству подвижных ракетных комплексов и МБР на твердом топливе.

Комплекс получил индекс «Темп-2С» на западе он стал известен под нименованием «Грешник».

Твердотопливные заряды для ракеты «Темп-2С» разрабатывались в Люберецком НИИ-125 (НПО «Союз») под руководством Бориса Жукова.

жуков.jpg

Борис Жуков / Фото: www.people.su

В подмосковном Хотьковском конструкторско-технологическом бюро были разработаны стеклопластиткоые корпуса двигателей, транспортно-пусковой контейнер (позже из углеродных материалов) и налажено их производство.

Разработка системы управления (СУ) первоначально была поручена входившему в МОП ЦНИИ автоматики и гидравлики, которое, мягко говоря, с задачей не справлялось поскольку всегда занималось разработкой гидропривода. И в июле 1969г. когда выходит постановление правительства уточняющее кооперацию, основные тактико-технические характеристики комплекса и устанавливаются базовые сроки работ, разработка СУ ракеты поручается Н.Пилюгину.

2.jpg

Николай Пилюгин / Фото: mosarchiv.mos.ru


Самоходные пусковые установки (СПУ) для разработанных к тому времени комплексов 8К96 и 8К99 и спользовали шасси тяжелого танка Т-10. Серьезных нареканий при проведении пусков в их адрес не было но подвижность комплексов была сильно ограничена, ресурс хода был всего 3000-5000км, крайне сложна была их эксплуатация (затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требовала демонтажа смежных систем и т.д.). Кроме того в мирное время СПУ могли двигаться только вне дорог с твердым покрытием, поскольку асфальт они разбивали. Поэтому для нового «Темпа-С2М» исследовалось сразу несколько вариантов СПУ на гусеничном и автомобильного шасси.





Шасси МАЗ-547А на испытаниях / Фото: legion.wplus.net


В СКБ МАЗ разрабатывалось пятиосное колесное шасси МАЗ-547 на базе семейства тяжелых колесных тягачей МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537. ВНИИ-100 (ВНИИ Трансмаш) прорабатывал несколько вариантов гусеничных шасси СПУ на базе различных бразцов бронетехники (сочлененная СПУ, СПУ из двух отдельных танковых тягачей).

Рассматривалась и возможность использования СПУ комплекса РТ-20П. В заключении ВНИИ-100 говорилось, что создание для нового комплекса гусеничного шасси весом менее 65т. невозможно. Для дальнейших работ предлагалось четырехгусеничное шасси с полным весом около 70т.

4 (2).jpg

5.jpg

6.jpg

Модель сочлененной гусеничной СПУ "объект 829" с ракетой 15Ж42 в стартовом положении. На грунт опущены три опоры домкрата и автоматический гирокомпас системы прицеливания. Музей истории и техники ОАО "Кировский завод", 2001 г. / Фото: bastion-karpenko.narod.ru


Эскизный проект «Темп-2С» был закончен в начале 1968г. По результатам рассмотрения эскизного проекта в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968г. № 374-142 коллективу института была задана разработка рабочего проекта твердотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах — на колесном и гусеничном шасси. При этом вес СПУ ограничивался 60-ю и 70-ю т.соответственно.





СПУ на гусеничном ходу - 15У67 или «объект 825» разрабатывалась КБ-3 Ленин градского Кировского завода (ЛКЗ), а СПУ 15У68 на колесной базе специального шестиосного автомобиля МАЗ-547А — в СКБ Минского автомобильного завода. К 1970г.были разработаны и собраны опытные образцы гусеничного СПУ.

7.jpg

Один из макетов СПУ для МБР, походивший испытания во второй половине 1960-х годов - шасси "объект 432" и "объект 429" / Фото: militaryphotos.net


Однако руководство НИИ-1 отвергло проекты гусеничных СПУ, справедливо полагая, что приборы СУ ракеты не смогут выдержать вибрации, создаваемой танковыми шасси. Предпочтение было отдано колесным шасси Минского автозавода на основе которых было создано пятиосное, а затем шестиосное колесное шасси МАЗ-547 способное по бездорожью транспортировать груз заданной массы.

При создании первых мобильных комплексов никто особо не задумывался (как впрочем и при создании других систем оружия) над вопросами жизнеобеспечения обслуживающего персонала. О том, что людям надо спать и есть, что их нужно охранять, П.Тюрин и М.Янгель создававшие первые подвижные комплексы или не думали, или считали, что это дело военных. «Темп-2С» стал первым ракетным комплексом обеспечивавшим действительно мобильное автономное функционирование в течении времени боевого патрулирования. [3]

Самоходная пусковая установка 15У67 комплекса "Темп-2С" - итоговый вариант - колесная самоходная пусковая установка на 6-осном шасси МАЗ-547А.

Использование колесного шасси существенно снизило вибрационные нагрузки на ракету. СПУ разработана ОКБ-221 (ЦКБ "Титан") завода "Баррикады" под руководством Георгия Сергеева. Разработка шасси - КБ Минского автозавода, главный конструктор - Б.М.Шапошник.





Увеличение количества осей шасси вызвано ростом массы средств комплекса и ракеты. Первые образцы шасси МАЗ-547А были готовы в 1971 г. Шасси принято на вооружение в 1972 г. Серийное производство шасси - МАЗ, установок - завод "Баррикады". Привод подъема ТПК с ракетой - гидравлический, разработки ЦНИИАГ.

10.jpg

СПУ комплекса "Темп-2С" / Фото:. www.kapyar.ru

11.gif

Эскиз комплекса РТ-21 Темп-2С / Изображение: Allocer - собственная работа

Тактико-технические показатели шасси МАЗ-547А и СПУ на его базе

Расчет, человек
3
Колесная формула
12 х 12 (первый ранний вариант - третья ось транспортерах первых выпусков не была ведущей)
Количество осей, шт.
6 (управляемые - первые три)
Двигатель  быстроходный многотопливный дизель жидкостного охлаждения А-38
Мощность, л.с
650
Длина, мм  17330
Ширина, мм
3200
Высота, мм
2940
Масса СПУ, кг:
с ракетой – 82950;
полная - 40250
Скорость максимальная по шоссе, км/ч
40
Радиус разворота, м
21
Преодолеваемый подъем, градус
15
Преодолеваемый брод, м
1
Преодолеваемый ров, м
1,5

Дислокация ПГРК с МБР "Темп-2С" предполагалась дивизионным составом в отличие от полкового состава других проектов ПГРК.() Транспортно-заряжающая машина комплекса "Темп-2С" на шасси МАЗ-547А позволяла в полевых условиях производить перезаряжание СПУ новым ТПК с МБР.

12.jpg

Транспортно-заряжающая машина комплекса "Темп-2С" на шасси МАЗ-547А / Фото: cdn.topwar.ru


Такого рода машины оказались позже запрещены договором ОСВ-2 (1979 г.).

По неподтвержденным данным первый пуск МБР "Темп-2С" произведен из опытной шахтной ПУ в 1971 г. на полигоне Плесецк. Возможно, пуск был бросковым или неудачным. Есть так же вероятность того, что сведения о таком пуске ошибочные.

На первых бросковых прототипах старт производился из ТПК на маршевом двигателе 1-й ступени. Отвод газов осуществлялся через окна в донной части ТПК. Экспериментальные пуски показали, что при таком типе старта возможно повреждение СПУ. В итоге пуск перепроектирован на пуск ракеты с помощью ПАД с раздвигаемой донной частью ТПК. Подобная схема старта рассматривалась начиная с проекта "Темп-С2М", но реализована была только после первых экспериментальных пусков. ПАДа два - с последовательным запуском. Конструкция ТПК состоит из двух слоев стеклопластика с прослойкой из толстого слоя термоизолирующего пенопласта. Фиксация изделия в ТПК производилась опорно-ведущими поясами, узлом связи и подводимыми опорами. При пуске передняя крышка ТПК откидывалась пиротехнически в начале подъема стрелы с ТПК.

13.jpg

Ранее считалось, что на кадрах предположительно старт МБР РС-14 "Темп-2С", но на самом деле, скорее всего, это старт МБР РС-12М "Тополь" / Кадры из документального фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении. ФГУП "МИТ", 2006 г.

Конструкция - 3 ступени (по проекту "Темп-2С" до лета 1969 г. - 2М3С, 2М31 и 2М32) и ступень разведения боевых блоков.

Начиная с проекта "Темп-СМ2" управление первой ступенью предполагалось с помощью аэродинамических решетчатых рулей, сопряженных с газодинамическими рулями.

14.jpg

Первая ступень ракеты с газодинамическими рулями / Фото: militaryrussia.ru


Кроме того предполагалось использование решетчатых аэродинамических стабилизаторов. Гидроприводы на ракетах разработаны ЦНИИАГ.

С1.jpg

Предполагаемые проекции ракеты комплекса "Темп-2С" SS-16 SINNER / Изображение: astronautix.com


Основные задачи, решаемые на этапе работы ступени разведения боевых блоков:
  • ступень разведения выстраивает боевой порядок в составе боевых блоков, комплекса средств преодоления ПРО (КСП ПРО) и собственно ступени разведения
  • за счет остаточной тяги третьей ступени при вскрытии окон отсечки тяги ступень, обладающая повышенной радиоконтрастностью, уводится из состава формируемого боевого порядка (сложной баллистической цели - СБЦ)
  • ступень разведения обеспечивает увеличение точности за счет меньшего по параметру и более точного управления конечной скоростью боевых(ого) блоков(а)
В первоначальном проектном варианте ракеты комплекса "Темп-2С" (вероятно, 1965 г.) вместо ступени разведения боевых блоков предусматривалось использование специального доводочного двигателя тянущего типа с 4 уголковыми соплами в головной части ракеты, работающего в процессе работы 2-й и 3-й ступеней. После отделения боевых блоков, предполагалось отделение и увод в сторону доводящего двигателя. В ходе проработки этой схемы была признана её бесперспективность. В итоге в 1966 г. сконструирована ступень разведения с 4 РДТТ с цилиндрическими камерами и центральными соплами с дефлекторами, симметрично закрепленных на приборном отсеке.

Конструкция двигателей (ступеней) выполнена из стеклопластиковой цилиндрической части связанной с металлическими днищами шпилечно-болтовыми соединениями. Стеклопластиковый корпус и технология его производства разработаны ЦНИИ специального машиностроения (г.Хотьково, Подмосковье, бывшее конструкторско-технологическое бюро).

Маршевые ступени соединены коническими соединительными отсеками из алюминиевых сплавов. При разделении ступеней переходные отсеки рубились пиротехническими средствами на 4 створки. Окраска ступеней ракеты - серебристая - все три маршевые ступени.

Система управления и наведение - гиростабилизированная платформа с высокоточными акселерометрами, ориентированными по трем направлениям, оптически связанная с наземной системой прицеливания. В состав бортовой части СУ входит БЦВМ в многоканальном исполнении. Приборы платформы выполнены в негерметичном исполнении, но размещены в герметичном приборном отсеке. Для упрощения расчета для всего диапазона дальностей использована единая система гибких программ расчета угла тангажа. С учетом использования БЦВМ рулевой привод выбран не с аналоговым, а с дискретным управлением. Аксиально-поршневой насос питающей установки приводился в движением не электродвигателем, а турбиной с твердотопливным газогенератором.

Приказом министра оборонной промышленности С.А.Зверева разработка системы управления ракеты поручена ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ) с привлечением по гироприборам ЦКБ-589. Но данная кооперация предприятий оказалась неудачной и ЦНИИ-173 не смог создать легкую бортовую аппаратуру для МБР. В итоге разработка системы управления ракеты передана, несмотря на противодействие, в предприятия Министерства общего машиностроения СССР (космонавтика, РВСН). Разработчик систем управления для ракет "Темп" и "Темп-С" - НИИ-592 (Свердловский НИИ Автоматики) оказался перегружен работами по БРПЛ. В итоге разработка бортовой части системы управления передана московскому НИИ Автоматики и Приборостроения Минобщемаша СССР. Система прицеливания разработана Киевским заводом "Арсенал". Рулевые приводы разработаны ЦНИИАГ.

Система управления имела два автономных блока: бортовой и наземной СУ. Наземная СУ решала задачи управления автоматикой СПУ, подготовки исходных данных и расчета полетного задания. Бортовая СУ имела гиростабилизированную платформу с высокоточными акселерометрами, ориентированными по трем направлениям при оптической связи с наземной системой прицеливания, бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). Для достижения высокой надежности при недостаточной надежности элементной базы БЦВМ в СУ было реализовано "троирование" каналов, что, естественно, привело к утяжелению аппаратуры СУ. Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении исходя из их размещения в герметичном приборном отсеке (ГПО). Для упрощения расчета полетного задания при функциональном методе наведения для всего диапазона дальностей использовали единую систему семейства гибких программ угла тангажа.

После завершения работы двигателя 1-й ступени до разделения и начала работы 2-й ступени следовала пауза до высоты порядка 30 км. В ходе паузы не происходило отделение ступени, управление ракеты осуществлялось аэродинамическими рулями. Пауза позволила облегчить конструкцию второй и третьей ступеней и использовать менее мощную, но легкую, схему управления двигателями с вдувом газа. Отход 1-й ступени обеспечивался небольшими тормозными двигателями. Разделение ступеней "холодное" - запуск двигателя каждой последующей ступени.

В ракете впервые в СССР математически, схемно-функционально и конструктивно реализована возможность индивидуального наведения отделяющихся в конце активного участка объектов. Такими объектами на ракете являлись ядерный боевой блок и несколько ложных целей.

15.jpg

Головная часть ракеты «Темп-2С» / Фото из книги Завалишин Ю.К. «Создание промышленности ядерных боеприпасов»


Т.о. ракета, фактически, была подготовлена под установку РГЧ ИН. Функционирование ступени разведения осуществлялось по классической схеме, принятой в американской ракете “Минитмэн-3А”. То есть, полёт в конце активного участка траектории происходил с использованием специальной двигательной установки малой тяги, с “кувырком” и реверсом тяги, в результате чего осуществлялся переход с “толкающей” схемы на “тянущую”, так, что двигательная установка оказывалась впереди всей конструкции, а боеголовка – сзади. В процессе дальнейшего полёта вырабатывались команды на последовательное отделение (“развоз”) ложных целей и боевого блока. Такая схема обеспечивала, помимо значительного упрощения конструкции ступени разведения, минимальные возмущения при отстреле боеголовки.

Пуск ракет комплекса предполагалось осуществлять с подготовленных в топогеодезическом смысле пусковых площадок в районах патрулирования дивизионов комплекса. В состав дивизиона входили средства топопривязки. Прицеливание МБР (ввод полетных данных в ракету, выставление осей гироскопов системы управления) происходит автоматически при нахождении ТПК с ракетой в горизонтальном положении на самоходной пусковой установке.

Двигатели: в ракете использованы двигатели с зарядами прочноскрепленными с корпусами - такая конструкция обладает более высокой весовой эффективностью. Каждая маршевая ступень содержит большой заряд скрепленный с цилиндрической частью корпуса и малый заряд скрепленный с передней крышкой корпуса двигателя. Разработка зарядов всех маршевых и других РДТТ ракеты велась разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз") - разночтения только по заряду РДТТ 3-й ступени.

Для маршевых РДТТ НИИ-125 впервые разработаны конструкции зарядов, обеспечивающие высокий коэффициент объемного заполнения, защиту корпуса от воздействия продуктов сгорания. Применен метод скрепления зарядов с корпусами с помощью защитно-крепящих материалов и специальных клеевых составов. Отработаны корпуса РДТТ из композиционных материалов продольно-поперечной намотки.

Создано низкотемпературное смесевое твердое топливо, позволившее реализовать схему управления вектором тяги вдувом продуктов сгорания в закритическую часть сопла. Работы по созданию новых энергоемких смесевых топлив второго поколения с использованием мощных взрывчатых веществ из класса циклических нитраминов – гексогена, а в последующем – октогена, для комплекса "Темп-2С" начаты НИИ-125 в 1964 г. Первый этап работ был успешно завершен в 1970 г. созданием и промышленным освоением первого отечественного ракетного топлива, содержащего 20% гексогена. При этом был достигнут значительный прирост удельного импульса за счет лучших термодинамических параметров циклических нитраминов по сравнению со штатным окислителем – перхлоратом аммония.

Для управления двигателями верхних (2-я и 3-я) ступеней ракеты первоначально рассматривался впрыск фреона (аналогично управлению соплами МБР "Minuteman-II"). На стадии завершения эскизного проекта принята схема управления с вдувом струи газа в закритическую область (расширяющуюся) сопла. Источником газа стал специальный РДТТ с топливом продукты сгорания которого не содержали металлов и не могли прожечь оборудование вдувающей арматуры. Камера РДТТ расположена в околосопловой области.

Управления по крену осуществлялось этим же двигателем посредством дополнительных боковых сопел с клапанами. После изменения проекта 1969 г. двигатели маршевых ступеней ракеты перепроектированы заново с сохранением части компонентов и без принципиальных изменений. К этому времени сопла РДТТ и некоторые другие компоненты двигателей уже прошли стендовые огневые испытания. Серийное изготовление высокопрочных стеклопластиковых корпусов маршевых РДТТ ракеты велось на ПО "Авангард" (г.Сафроново).




1 ступень - РДТТ 15Д66 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз")

Управление двигетелем осуществлялось с помощью вольфрамовых газоструйных рулей совмещенных с аэродинамическими решетчатыми рулями.




2 ступень - РДТТ 15Д67 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз").

Отсечка двигателя ступени производилась пиротехнической рубкой корпуса по передней крышке.

3 ступень - РДТТ 15Д68 (15Д205 по др.данным) с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-6. Двигатель оснащен системой отсечки тяги для регулировки дальности пуска ракеты. На этапе эскизного проекта (до лета 1969 г.) - система отсечки простая - пиротехническая поперечная рубка ступени с предварительным отстрелом сопла в целях снижения ударного воздействия на ступень разведения с боевым(ми) блоком(ми). В проекте 1969 г. система отсечки изменена - на передней крышке двигателя установлен узел с 14 вскрываемыми окнами, типа принятого на ракете "Темп-С", без отстрела сопла двигателя.

Ступень разведения - 4 х РДТТ с цилиндрическими камерами и центральными соплами с дефлекторами, с реверсом тяги за счет механизма поворота двигателей на угол более 180 град. Двигатели симметрично закреплены по окружности приборного отсека. Разработчик - МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое КБ "Союз").

Типы БЧ - термоядерная моноблочная с наведением ступенью разведения ракеты, отделение БЧ сопровождается выпуском разнородных ложных целей. Постановлением СМ СССР от 24 мая 1968 г. о создании комплекса предписывается проектирование двух типов боевых частей - легкой и тяжелой. Дальность действия тяжелой головной части допускается понизить на 1000 км. Применение РГЧ ИН на ракете с массой 32 тонны было признано нереальным. Наименование штатного боевого блока 15Ф421 или, возможно, 8Ф121 (не подтверждено, вероятно ошибочно). Мощность БЧ - 650-1450 кт (по разным данным)

Модификации: Организационной единицей базирования комплексов "Темп-2С" на первом этапе (до середины 1976 г.) являлся полк. В состав полка входило два ракетных дивизиона и подвижный командный пункт полка. В состав дивизиона (штатный командир - подполковник) входило 3 батареи подготовки и пуска (штатный командир - майор). В состав батареи входило 2 СПУ с МБР. С 1976 г. штатной единицей стали отдельные инженерно-испытательные части (ОИИЧ) сформированные от отдельных ракетных дивизионов. Батареи переименованы в группы подготовки и пуска с сохранием их структуры и количества.

В состав ракетного дивизиона входили следующие машины и агрегаты:
  • 2 СПУ 15У67 на шасси МАЗ-547А с ракетами 15Ж42 в ТПК (в источниках встречается информация о том, что СПУ базировались в сборно-разборном металлическом укрытии-гараже по 1 СПУ - данная информация не соответствует действительности - базирование осуществлялось в обычных бетонных долговременных сооружениях)
  • машина подготовки и пуска 15В56 на шасси МАЗ-543А
  • 2 машины-дизель-электростанции (МДЭС) 15Н1061 (в каждой по 4 дизельных агрегата мощностью по 30 кВт) на шасси МАЗ-543А
  • 2 машины бытового обеспечения - машина-столовая, машина-общежитие - обе на шасси МАЗ-543В
  • 2 машины охраны - машина дежурной смены охраны на шасси МАЗ-543А и машина боевого поста на базе шасси БТР-60

В состав подвижного командного пункта полка входили следующие машины и агрегаты:
  • машина боевого управления 15В55 на шасси МАЗ-543А
  • машина связи МС-1 / 15В57 на шасси МАЗ-543А
  • машина тропосферной связи МС-2 / Р-133 "Корвет" на шасси "Урал-375"
  • 2 машины-дизельэлектростанции
  • 2 машины бытового обеспечения - машина-столовая 15Т117, машина-общежитие 15Т118 на шасси МАЗ-543В
  • 2 машины охраны - машина дежурной смены охраны и обороны - караула МДСОО-К 15Я55 на шасси МАЗ-543А и машина боевого поста 15Я56 на базе шасси БТР-60ПБ

СПУ 15У67 базировались в капитальных долговременных сооружениях с бетонными перекрытиями. Встречающаяся информация о базировании СПУ комплексов в металлических хранилищах с раздвижными крышами типа сооружение 505 "Крона" не соответствует действительности.

Статус: СССР - 1976-1985 г.г. - ракета состояла на вооружении РВСН, базирование - Плесецк, максимум развернуто 42 комплекса в составе 7 полков. [4]

Если подготовка к производству ракет на Воткинском заводе была начата в 1971 г., то серийное производство МБР на этом же заводе развернулось уже в 1974 г. Пусковые установки и машины обеспечения поступали от их разработчиков - ОКБ Волгоградского завода «Баррикады».

Пришло время развертывания ракетных комплексов. Решено было начать развертывание комплексов там же где их испытывали - в Плесецке. Почему здесь? По словам генерал-майора В.Артеменко изначально, еще в 1957 году, место для полигона подбиралось таким образом, «чтобы оттуда достать Америку». Именно поэтому - Плесецк, Архангельская область.

Но если испытания велись составом 4-го управления полигона, то для управления вновь создаваемыми ракетными комплексами в 1976 году на базе в/ч 29512 (площадка «Карьер») было создано 5-е управление 53 НИИП (в/ч 29512), как называли его служившие офицеры - 5-я страна.

После образования 5-го Управления в это управление была переведена для дальнейшего прохождения службы часть персонала в/ч 30107, раннее выполнявшая испытательные пуски «Темп-2С». Первыми на тематику «Темп-2С» еще в 1975 году были переведены два боевые полка, ранее эти части в составе 1-го боевого управления несли боевое дежурство на комплексах МБР Р-9А (Десна-Н) и Р-16У (Шексна-Н, Шексна-В).

Вот эти полки:
в/ч 07395 (63 рп) площадки «Стройдеталь» и «М.Усово», командир Лев Вениаминович Форсов
в/ч 68543 (220 рп) площадки «Лисицино» и «Лесорубов», командир Владимир Васильевич Рунов

00-3.jpg

Итоговая проверка 5-го управления.На снимке Яшин Ю.А., Беда В.С.,Базылюк Ж.И. 1978 год / Фото: Пресс-служба РВСН


Получив новые наименования и номера, эти 2 части хранили свои первые полковые Боевые знамена на ПУИ (пунктах управления испытаниями - полных аналогах командных пунктов) до конца своего существования, как зеницу ока.

Каждый из полков состоял из двух дивизионов (площадок). В последующем эти полки получили статус ОИИЧ (Отдельная инженерно-испытательная часть), сохранив при этом свои номера в/ч, но стали соответственно 54 и 57 ОИИЧ, а их вторые дивизионы были выделены в самостоятельные полки, соответственно в/ч 29487 и в/ч 49506. Несколько позднее в составе 5-го управления были сформированы в/ч 30042 (1976 г.), в/ч 25932 (1976 г.), в/ч 40258 (1977 г.).

Таким образом число ОИИЧ достигло семи, каждая ОИИЧ состояла из 3-х групп (дивизионов после этого не стало, командиры групп по категории являлись майорами, а не подполковниками) по две пусковые установки. Общее число ПУ достигло 42.

Даты начала работ по программе длительного хранения: в/ч 07395 - 21 февраля 1976 г.; в/ч 29487 - 21 февраля 1976 г.; в/ч 68543 - 22 июля 1976 г.; в/ч 49506 - 22 июля 1976 г.; в/ч 30042 - 25 марта 1977 г.; в/ч 25932 - 28 июня 1977 г.; в/ч 40258 - 20 декабря 1977 г.

Также из состава 1-го боевого управления в 5-е была переведена отдельная ремонтно-техническая база (ОРТБ) - в/ч 14083, и заново сформирована техническая ракетная база (ТРБ) - в/ч 49563 (1976 г.), выполнявшие задачи боевого обеспечения.

000-0.jpg

Карта Места дислокации частей, вооруженных комплексами «Темп-2С» на Плесецком полигоне по состоянию на конец 1977 года / Изображение: rvsn.ruzhany.info


Несмотря на то, что эксплуатация ракетных комплексов «Темп-2С» проводилась в обстановке строжайшей секретности, тайну сохранить не удалось, запад активно пытался отслеживать все изменения, происходившие под Плесецком, и по данным, опубликованным в США, в период с 1978 по 1985 годов здесь было развернуто от 50 до 100 МБР «Темп-2С». Опять же по западным данным, всего на Воткинском заводе было произведено до 200 ракет, около 60 из которых были складированы на испытательном полигоне в Плесецке.

В то же время МИТ заявляет о том, что серийно было изготовлено около 70 ракет. Впрочем, в отношении количества изготовленных ракет данные одной из сторон могут быть неточными, а другой - намеренно искаженными, а в отношении количества развернутых ракет - как уже выше говорилось, 7 полков х 6 ПУ = 42 ракеты (это при условии, что Темп-2С был развернут только под Плесецком, но каких-либо других данных не приводят даже США)...

В июне 1979 г., договор ОСВ-2 напрямую запретил дальнейшее развертывание ракеты «Темп-2С» заявленной в нем советской стороной под наименованием PC-14. Исходя из исключительной важности поддержания процесса ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, руководство страны с середины семидесятых годов ограничило работы по созданию подвижных ракетных комплексов межконтинентальной дальности рамками испытательного полигона Плесецк.Косвенным подтверждением этому является и то, что в 1980 г., сборочная бригада 5-го управления (в/ч 14083) переведена в состав 4-го управления, впрочем, у этой бригады появился новый фронт работ.

По договору ОСВ-2 руководителями СССР и США, Советский Союз брал на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать ракетный комплекс «Темп-2С» и не производить его третью ступень. По словам П.Л.Подвига, запрет на производство третьей ступени был связан с тем, что на основе первых двух ступеней ракеты комплекса «Темп-2С» была создана ракета средней дальности «Пионер» (SS-20) и производство третьих ступеней теоретически могло позволить Советскому Союзу быстро переоборудовать двухступенчатые SS-20 в ракеты с межконтинентальной дальностью.[5]

1-н.jpg

Раннее западное видение внешнего облика ракеты SS-16 SINNER комплекса "Темп-2С". Вверху - Minuteman-II и SS-13 / Изображение: Chartwell Books, 1977

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы, км 10500
Точность стрельбы, км 0,45-1,64
МБР 15Ж42
Система управления:
-тип Инерциальная с БЦВМ
-разработчик НИИАП
-гл. конструктор Пилюгин Н.А.
Рулевые приводы:
-тип Гидравлические
-разработчик ЦНИИАГ
Органы управления и стабилизации:
-I ступень Газовые из тугоплавкого вольфрама и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы.
-II ступень По крену - газовые сопла с газогенератором; по тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов.
-III ступень По крену - газовые сопла с газогенератором; по тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов.
Тип старта "минометный" из ТПК с помощью ПАД.
Число ступеней ракеты 3
Длина ракеты:
-полная, м 18,5
-без головной части, м 16,9
Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
Стартовый вес, т 43
Тип топлива Твердое смесевое.
Первая ступень:
Размеры:
-длина, м 8,58
-диаметр, м 1,79
-вес снаряженной ступени, т 26,63
Двигатель:
-Тип однокамерный РДТТ
-число сопел 1
Вторая ступень:
Размеры:
-длина, м 4,4
-диаметр, м 1,47
-вес снаряженной ступени, т 8,7
Двигатель:
-Тип однокамерный РДТТ
-число сопел 1
Третья ступень:
Размеры:
-длина, м 3,9
-диаметр, м 1,3
-вес снаряженной ступени, т 8,7
Двигатель:
-Тип однокамерный РДТТ
-число сопел 1
Боевая часть:
-Тип Моноблочная термоядерная
-мощность заряда, Мт 0,65-1,5
-вес, кг 1000
-длина, м 1,6
-система отделения четыре РДТТ малой тяги
Пусковая установка
колесная формула 12x10
скорость максимальная, км/ч 40
радиус разворота,м 21
преодолеваемый подъем, град. 15
преодолеваемый брод, м 1
двигатель дизельный, жидкостного охл. мощность 746 л.с.


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии. 

2. Материал сайта ИНС «Ракетное техника». 

3. Материалы сайта 44 Ракетного полка, в.ч 89503

4. Материалы сайта MILITA.RU RUSSIA. «Отечественная военная техника»

5. Материалы сайта rvsn.ruzhany.info.

Теги: РВСН, ПГРК "Темп-2С", МБР, 15Ж42

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).