Блоги / Техника и вооружение

9:00 / 15.02.21
Сравнительный анализ бронеавтомобилей, производящихся в Республике Казахстан с аналогами производства других стран

Введение.

17.09.2018 года вышла в свет статья автора Анатолия Черкашина «Казахские колёсные бронированные машины и их сравнение с российскими аналогами».[1] В статье сообщалось, что несколько лет назад компании Paramount Group и «Казахстан инжиниринг» подписали договор о создании совместного предприятия «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», на котором предлагалось развернуть производство техники по лицензии. В декабре 2015 года завод был введен в эксплуатацию. Официально предприятие было открыто 30 ноября 2015 года при участии Президента РК.[2]

Автор статьи BMPD в LIVEJOURNAL (Григорий Беденко) побывал на заводе Kazakhstan Paramount Engineering под Астаной, где строят "Арланы", и поделился своими впечатлениями о машинах.

Предприятие способно выпускать следующие виды колёсной техники:

БМК (бронированная колёсная машина) "Арлан" с колёсной формулой 4х4;

БМК "Номад" (специальную машину для внутренних войск) с колёсной формулой 4х4;

БТР (бронетранспортёр "Барыс") с колёсной формулой 6х6 и 8х8.

Но в этой статье нас более интересуют машины, предназначенные для министерства обороны РК.

В статье автора BMPD в источнике 2 говорится: «Мы будем полностью производить бронекапсулу. Эта сталь производится в Швеции концерном SSAB».

Двигатели Cummins и автоматические коробки передач Allison Transmission, со слов Беденко, мы приобретаем в России. Эти силовые агрегаты ставятся на КамАЗ – они очень надёжные и, кроме того, общедоступные, то есть выпускаются не только для военной техники.

Описание конструкций бронеавтомобилей «Арлан» и «Номад», бронетранспортёров «Барыс» 6х6 и 8х8 и их характеристики приведены в вышеуказанной статье Анатолия Черкашина. 

СРАВНЕНИЕ ЛЕГКОБРОНИРОВАННЫХ КОЛЁСНЫХ МАШИН, ПРОИЗВОДИМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, С МАШИНАМИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ СТРАН.

За прошедшие годы с написания статьи произошли некоторые изменения в конструкции и характеристиках машин.

Машина «Арлан»

Республика выпустила рекламную инфографику.[3]

В настоящее время машина уже более современная, чем в первоначальном варианте.

Основные отличия можно проследить. сравнивая ТТХ машин, описанных в 2018 году и современной продукции предприятия.

Тактико-техническая характеристика бронеавтомобиля «Арлан»

Общие данные

 

Производитель

Paramount Group

Годы производства

2008 – настоящее время

Сборка

ЮАР: Paramount Group;

Азербайджан: Завод ЭВМ;

Казахстан: KPE под названием "Арлан"

Класс

Бронетранспортер

Рабочий температурный интервал. Град Цельсия

От +500С до -500С

Дизайн

Тип кузова - 3‑х дв. универсал (10‑мест.). Бронекорпус - несущий.

Компоновка-переднемоторная, полноприводная.

Колёсная формула-4х4

Бронезащищённость

Уровень 3 стандарта STANAG 4569

Двигатель:

 

Марка

Cummins 6isb 300 мощностью 300 л.с. турбодизель, 6-и цилиндровый, рядный.

Максимальный крутящий момент, развиваемый силовым агрегатом-895 Нм

Трансмиссия

Автоматическая КПП Allison 3000SP с пневматической блокировкой дифференциалов: межмостового, переднего и заднего ведущих мостов

Характеристики:

 

Габаритные: Д х Ш х В, мм

6440 х 2660(без зеркал) х 2745

Клиренс, мм

                     400

Колесная база, мм

                     3100

Масса, кг (снаряженная-полезная нагрузка)

             13000-5000

Макс. скорость, км/ч

                      120

Запас хода по топливу, км

                      700

Параметры проходимости

Подъём крутизной 60%

Боковой крен до 350

Траншея до 0,85 м

Стенка 0,5 м

Брод до 0,9 м

Диаметр разворота 18 м.

Грузоподъёмность, кг

                      1800

Шины

16.00 R-20, бронированный корд для движения на спущенных шинах, наличие СЦПШ (система центролизованной подкачки шин)

Тормоза рабочей тормозной системы

Дисковые, с пневмоприводом и с АВС

Усилитель рулевого управления

Гидравлический

Дополнительное оборудование:

Лебёдка

 

Передняя лебёдка, усилие 8 т.

Противопожарное оборудование

Системы ППО моторного и экипажного отсеков

Климатическая установка

Кондиционер 15 кВт, при +450 наружном воздухе внутри комфортно

Система защиты от биологического и химического оружия

Имеется

Система видеонаблюдения

Передняя и задняя камеры и дисплей у водителя

Система геолокации

Слежение за местоположением


arlan-infographics-rus.jpg

Инфографика «Арлан. Многоцелевой маневренный бронеавтомобиль с защитой от мин» / фото из материалов https://www.drive2.com/b/454543055798666163/

Рассмотрев особенности конструкции и ТТХ бронемашины образца 2020 года, представляется целесообразным сравнить её с однотипными, производимыми в сопредельных странах.

В издании Военно-Промышленного Курьера появилась перепечатанная из материалов ЦАМТО статья «Узбекистан начал производство легких бронеавтомобилей "Тарлон".[4] Сообщение ЦАМТО (Центр анализа мировой торговли оружием) от 27 июля 2020 года передаёт информацию Госкомоборонпрома Узбекистана от 21 июля, в которой говорится, что компания Kran Va Maxsus Texnikala LLC (Ташкент) начала производство легких бронеавтомобилей с колесной формулой 4x4 под названием "Тарлон" (Tarlon).

bronirovannyie_mashinyi_ejder_yal231305n_i_nms-h6giwhdv-1513522312.t.jpg

Узбекистан начал производство легких бронеавтомобилей "Тарлон" / Фото: https://vpk.name/news/423729_uzbekistan_nachal_proizvodstvo_legkih_broneavtomobilei_tarlon.html         

Особенности конструкции и ТТХ машины раскрыты в статье автора Alex Alexeev: «Турецкий бронированный автомобиль Ejder Yalçin» в издании Военное обозрение от 15.01.2015 года.[5] В статье сообщается,что машина оборудована устанавливаемыми опционально боевыми модулями с дистанционным и ручным управлением. Она оборудована двумя опорами для вооружения, расположенными на крыше. Опциональное вооружение, устанавливаемое на машину, включает 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы, 25-мм зенитную пушку и 40-мм автоматический гранатомет.

V-образный корпус машины Ejder Yalçin предлагает высокий уровень защиты от СВУ, мин и баллистических угроз. Уровень баллистической защиты может быть еще повышен за счет установки дополнительной брони; опциональные решетчатые экраны предлагаются для защиты от ракетных атак.

1565268169_p1bci6jhqgb889651p08fdk1tdo1.jpg

Турецкая бронемашина "Эйдер Ялчин" 4Х4 / Фото: https://topwar.ru/161046-uzbekistan-poluchil-24-tureckih-bronemashiny-jejder-jalchin-4h4.html

Судя по опубликованным ТТХ и представленным фото, "Тарлон" является ничем иным как местной вариацией бронированной машины "Эйдер Ялчин" (Ejder Yalcin) турецкой компании Nurol Makina.

Базовый вариант имеет длину 5,42 метра, ширину 2,48 метра и высоту 2,3 метра. Полная масса варьируется от 12 000 кг и 14 000 кг, а максимальная полезная грузоподъемность составляет 4 тонны.

V-образный корпус машины Ejder Yalçin предлагает высокий уровень защиты от СВУ, мин и баллистических угроз. Уровень баллистической защиты может быть еще повышен за счет установки дополнительной брони; опциональные решетчатые экраны предлагаются для защиты от ракетных атак. На машину с целью повышения уровня живучести могут устанавливаться пусковые установки дымовых гранат.

На машину Ejder Yalçin установлен двигатель Cummins максимальной мощностью 300 л.с. при 2100 об/мин. Двигатель соединен с полностью автоматической трансмиссией с гидродинамическим трансформатором.

Машина имеет трехскоростную коробку передач и рулевое управление с гидроусилением. Она также оборудована вспомогательным насосом для аварийной системы рулевого управления, которая предназначена для работы в случае отказа двигателя.

По материалам статьи автора Alex Alexeev можно получить представление о ТТХ бронеавтомобиля «Тарлон».

ТТХ бронеавтомобиля «Тарлон»

Общие данные

 

Производитель

турецкая компания Nurol Makina ve Sanayi A.S.

Годы производства

Май 2014 года-по наст. время

Сборка

Узбекская компания Kran Va Maxsus Texnikala LLC (Ташкент)

Страны эксплуатанты

Грузия, Венгрия, Катар

Класс

Бронетранспортёр

Рабочий интервал температур

От -35 до +550С (не проверенные данные)

Дизайн

Тип кузова - 3‑х дв. универсал (11‑мест.). Бронекорпус - несущий. Имеет V-образный корпус со встроенными плавающими листами пола и энергопоглощающими листами для защиты от мин и

самодельных взрывных устройств (СВУ). Задняя аппарель для посадки.

Компоновка-переднемоторная, полноприводная.

Колёсная формула-4х4

Бронезащищённость

         Цельносварная стальная броня до уровня 4a/3b по STANAG-4569

Двигатель:

 

Марка

Cummins 6isb 300. Скорее всего мощностью 300 л.с. турбодизель, 6-и цилиндровый, рядный.

Максимальный крутящий момент, развиваемый силовым агрегатом-895 Нм

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия с гидродинамическим

трансформатором.

Машина имеет трехскоростную

АКПП.

Характеристики:

 

Габаритные: Д х Ш х В, мм

      5420 х 2480 х 2300

Клиренс, мм

                   400

Колёсная баз, мм

                 3100

Масса полная, кг

          12000 - 14000

Полезная грузоподъёмность, кг

                4000

Максим. скорость, км/ч

                  120

Запас хода по топливу, км

                  600          

Параметры проходимости

Подъём крутизной 70%,

Брод до 0,7 м

Диаметр разворота 15м.Боковой крен до 30%

Траншея до 1,1 м

Стенка 0,5 м

Грузоподъемность, кг

                  4000

Шины

Размер (Нет данных), боестойкие шины, оснащены системой централизованной подкачки (СЦПШ)

Системы управления:

 

Рабочая тормозная система

Данных нет

Усилитель рулевого управления

Гидравлический, предусмотрен аварийный насос для работы гидроусилителя при неработающем двигателе

Дополнительное оборудование:

Лебёдка

 

Передняя (других данных нет)

Противопожарное оборудование

Система пожаротушения отделения управления

Климатическая установка

Предусмотрена система вентиляции десантного отделения

Системы защиты

Защита от взрыва мин и СВУ при помощи плавающего пола десантного отделения

Система видеонаблюдения

Наружные камеры дневного и ночного наблюдения

Рассмотрение особенностей конструкции и тактико-технических характеристик ББМ «Арлан» и «Тарлон» уже позволяет провести их сравнение. Но, представляется необходимым, предварительно рассмотреть возможности производства бронемашин Киргизской Республикой.

Дело в том, что накануне написания этой статьи в СМИ появилась информация о планах начать в Киргизии производство российских бронеавтомобилей.[6] В статье сообщается, что В Кыргызстане в 2021 году планируют начать сборку военных бронеавтомобилей. Об этом сообщил на брифинге в Бишкеке председатель госкомитета промышленности, энергетики и недропользования страны Жыргалбек Сагынбаев, передает 24.kg.

Как предполагают аналитики MASHNEWS, речь идёт о создании сборочного производства бронеавтомобилей российской разработки с использованием некоторого количества киргизских комплектующих. Промышленным партнёром Кыргызстана может стать "Урал", "Ремдизель" или "Военно-промышленная компания".

Какие именно бронеавтомобили будут производить не ясно. Но стоит напомнить читателям о том, что подробное описание конструкции бронеавтомобилей вышеназванных предприятий «Урал» и «Ремдизель» было приведено в статье Анатолия Черкашина «Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1) и (часть 2), выпущенной в свет 11.11.2017 года.[7] Но машины предприятий «Урал» и «Ремдизель» по классу тяжелее, чем машина «Арлан». Предприятие ВПК выпускает машины подобного класса – различные модификации бронеавтомобиля «Тигр». Но они всем хорошо известны. Поэтому следует напомнить о других машинах от ВПК. В частности, следует напомнить о легкой бронемашине-амфибии «Стрела».

Описание конструкции машин «Стрела» и их ТТХ приведены в статье Анатолия Черкашина «Новые веяния в развитии производства военной автомобильной техники для Российской армии».[8]

42f9990003d2609cba5765f004884d8f.png

Бронированный автомобиль-амфибия «Стрела» / Фото автора ivanartu (см. статью: «Стрела». Показываю новый российский плавающий джип» на портале ЯндексДзен от 26.09.2020 г.)

Бронированный автомобиль-амфибия «Стрела» / Фото автора ivanartu «Стрела» Статья автора: «Показываю новый российский плавающий джип» на портале Яндекс Дзен от 26.09.2020 г.

Бронеавтомобиль предназначен для выполнения задач разведки, патрулирования, сопровождения колонн, монтажа и транспортировки вооружения, перевозки личного состава по всем видам дорог, а также преодоления водных преград.

Но, принимая во внимание, что амфибия «Стрела» ещё не прошла цикл испытаний, то и выпускаться на предприятии в Кыргызстане она не будет.

Учитывая, что пока доподлинно не известно, какая бронемашина будет выпускаться в республике, мы можем перейти к сравнению только машин, выпускаемых в Казахстане и Узбекистане.

Сравнение машин рекомендуется начать с вопросов защищенности.

Существенное влияние на защищённость машин оказывает их площадь поражения. Чем больше площадь, то, при прочих равных условиях, эту мишень легче поразить. Определение площади мишеней предлагается провести по аналогии с мишенями №14 и 14а (см. образцы мишеней).[9]

Марка машин

          «Арлан»

           «Тарлон»

Фронтальная проекция, кв.м

 

               6,95

 

                5,35

Боковая проекция, кв.м

               14,7

                10,35

Фронтальная проекция мишени машины «Тарлон» составляет 0,77 (77%) от «Арлан» а боковая поверхность мишени соответственно у «Тарлон» 0,7 (70%) от «Арлан». Вывод: в машину «Тарлон» на 30% труднее попасть, чем в броневик «Арлан».

Бронеавтомобиль «Арлан» относится, как и все машины из ЮАР, к машинам MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий засадозащищённый). Его противовзрывная защищённость позволяет выдержать подрыв 14 кГ ТЭ под колесом и 8 кГ под бронекорпусом. А об бронеавтомобиле «Тарлон» сообщается только о бронезащищённости класса 3b, равном 8 кг ТЭ под днищем и 6 кГ – под колесом по стандарту НАТО STONAG-4569. Противопульная защищённость (без дополнительного бронирования) – равнозначная. Вывод: защищённость машин от пуль и осколков практически равнозначная.

Динамические свойства машины позволяют быстро перемещаться и ускоряться. Чем они выше, тем труднее в машину попасть. Эти свойства во многом зависят от удельной мощности машины (отношения мощности двигателя к полной массе машины). Понятно, что чем удельная мощность больше, тем легче и быстрее машину разогнать, тем труднее в неё попасть.

Марка машины

      «Арлан»

         «Тарлон»

Мощность двигателя, л.с.

 

          300

 

              300

Полная масса, т

       До 17,00

      До 18,00

Удельная мощность, л.с./т

 

          17,65

 

         16,67

Макс. скорость, км/ч

            120

            120

Вывод: Динамические свойства машин практически равнозначные.

При сравнении машин следует учитывать и возможности проходимости машин.

1. Ширина коридора, в который вписывается бронеавтомобиль. Ширина машины «Арлан» составляет (без учета зеркал) 2660 мм, а машина «Тарлон», при той же поперечной устойчивости составляет 2480 мм, что на 3% меньше и является не существенной. Но в случае движения машин в России, по дорогам общего пользования, без сопровождения ВАИ, т.е. самостоятельно, может перемещаться только машина «Тарлон». А это уже существенное преимущество.

В качестве справки, следует напомнить нашим читателям, что большие габариты разработанной в РФ бронемашины БРДМ-3 на базе БТР-80А явились одной из причин того, что эта машина не нашла широкого применения в ВС РФ.

2. Глубина преодолеваемого брода у машины «Тарлон» на 20 см. больше. А 20 см – существенная разница при преодолении водной преграды вброд.

Общие выводы:

1. Машины по своим показателям защищённости в основном являются равноценными.

2. Машина «Арлан» имеет несколько большую взрывозащищенность, но это существенно только при применении СВУ к отдельной машине. А при движении колонн частей и подразделений противником будут применяться стандартные взрывные устройства (мины). Следовательно, взрывозащищенность машины «Тарлон» вполне достаточная.

3. Проходимость, в первую очередь бродоходимость, машины «Тарлон» существенно выше. Но, как недостаток, следует отметить, что обе машины не являются амфибиями. В целях форсирования водных преград для них необходимо применять десантные средства.

4. В целях повышения взрывозащищённости экипажа и десанта на обеих машинах рекомендуется внести изменения: применять коврики, поглощающие энергию ударной волны, и специальные подножки сидений.

Принимая во внимание, что БМК «Номад» по конструкции практически не отличается от БМК «Арлан», мы её в данной статье сравнивать с другими машинами не будем. 

Далее представляется необходимым перейти к рассмотрению машины «Барыс» с колёсной формулой 6 х 6.

В уже упомянутой выше статье Анатолия Черкашина рассказывалось о подготовке к производству бронемашин «Барыс». При этом отмечалось, что модификации будут с колёсной формулой 6 х 6 и 8 х 8.

Предлагается первоначально рассмотреть конструкцию и ТТХ машины «Барыс» 6 х 6.

В блоге автора Miromax72 достаточно подробно рассказано о этой машине.[10]

Сообщается, что Барыс 6х6 является современной боевой машиной пехоты (бронетранспортером), обеспечивает защиту, мобильность и огневую мощь. По заявлениям разработчиков, она позволяет обеспечить защиту от мин, самодельных взрывных устройств (СВУ), придорожных безоболочных фугасов и круговую защиту от РПГ (с не тандемной боевой частью). Это достигается за счет новой технологии, обеспечивающей надежную противоминную защиту, не прибегая к известной V-образной форме конструкции. Противоминное плоское днище позволяет уменьшить силуэт Барыс 6х6 до 2.4 метра, что обеспечивает дополнительные преимущества в бою. Машина способна разместить водителя, командира, оператора вооружения и 8 полностью экипированных пехотинцев (с оружием, боеприпасами и необходимым снаряжением).

Может быть сконфигурирована как бронетранспортер или как высокоэффективная боевая машина пехоты, вооруженная крупнокалиберным пулеметом, автоматическим гранатометом или автоматической пушкой/дистанционно управляемой турелью. Планируется производить широкую линейку машин, в том числе бронетранспортер, бронированную машину боевого обеспечения (с орудием в качестве основного вооружения), командирскую машину, санитарную машину и другие варианты. В случае необходимости может быть установлена дополнительная защита по модульному принципу. Загрузка и спешивание производится через заднюю аппарель с гидравлическим приводом. Машина оснащена приборами ночного видения и камерой заднего вида. Для увеличения запаса хода предусмотрена установка дополнительного топливного бака.

a4f932es-960.jpg

Боевая бронированная машина «Барыс» 6х6 / Фото блогера Miromax72 из его статьи  «Барыс 6 х 6» в издании DRIVER.RU от 24 сентября 2016 года        

На Киевской выставке «Зброя та безпека 2019» НПО «Практика» представило бронетранспортер «Отаман-3» - копию разработанной Южноафриканской компанией Paramount Group бронированной машины Mbombe 6x6.11 Из ТТХ этой машины можно почерпнуть сведения о силовой установке и трансмиссии.

Предварительно, перед представлением ТТХ рассматриваемой машины, приходится констатировать, что в открытых источниках имеются весьма скудные данные. Приходится информацию черпать из крайне небогатого выбора сведений. Но мы постараемся их скомпоновать в единое целое.  

b8f932es-960.jpg

БТР «Барыс» с открытой аппарелью / Фото блогера Miromax72 из его статьи:  «Барыс 6 х 6» в издании DRIVER.RU от 24 сентября 2016 года 

Рассмотрев особенности конструкции машины, можем приступить к рассмотрению ТТХ «Барыс» 6 х 6.

Общие данные

 

Производитель

Paramount Group машина Mbombe 6x6

Годы производства

2010 – настоящее время

Сборка

Казахстан: КРЕ под названием «Барыс»

Рабочий температурный интервал, град. Цельсия

От +55 до -55 С

Дизайн

Бронекорпус 2-х объёмный несущий, компоновка – переднемоторная, полноприводная, посадка через верхние люки и через заднюю откидную аппарель. Колёсная формула 6 х 6.

Бронезащищённость

Защита-кинетическая: STANAG 4569 Level IV (14.5х114 мм).

Защита противоминная: STANAG 4569 уровень 4а и 4б (10 кг ТЭ)

Двигатель:

 

Марка

Deutz, турбодизель. Рабочий объём 7,2 л. Мощность 336 кВт. Момент крутящий 1600 Нм

Трансмиссия

Автоматическая КПП Allison (6 передач вперёд и 1 передача назад)

Характеристики:

 

Габаритные: Д х Ш х В, мм

        7715 х 2545 х 2340

Клиренс, мм

                      433

Масса, кг (снаряженная-полный вес)

                16000 - 27000

Макс. скорость, км/ч

100 (зависит от типа шин)

Параметры проходимости

Подъём крутизной 70%

Боковой крен до 35 град

Траншея до половины длины машины

Стенка 0,5 м

Брод до 0,9 м

Радиус разворота менее 10 м.        

Шины

395/85 R20 XZL

Тормоза рабочей тормозной системы

пневматические дисковые (ABS Ready)

Усилитель рулевого управления

Данных нет

Дополнительное оборудование

Лебёдка

 

Переднего расположения

Противопожарное оборудование

Имеется

Климатическая установка

Кондиционер: 15 кВт стандартный с системой климат-контроля

Система защиты от биологического и химического оружия

Имеется

Бронезащищённость

Защита-кинетическая: STANAG 4569 Level IV (14.5х114 мм)

Защита противоминная: STANAG 4569 уровень 4а и 4б (10 кг ТЭ)

Система видеонаблюдения

Машина оснащена приборами ночного видения и камерой заднего вида.

Далее, уважаемые читатели, предстоит провести сравнение с существующими бронемашинами подобного класса.

Автор полагает, что наиболее конкурентной в этом плане является машина от финской компании Protolab, которая поставила вооружённым силам Финляндии партию бронемашин PMPV.12

8fd6946b8f9104fdb38c4ff73e77066a.jpg

Финский бронетранспортёр Protolab PMPV / Фото: warspot.ru/14997-finskaya-armiya-vooruzhilas-gruzovikami-bronetransportyorami/images?name=%2F000%2F070%2F949%2Fcontent%2Fprotolab_to_deliver_

Детально конструкция этой машины рассмотрена в статье Анатолия Черкашина «Что полезного можно взять из опыта создания Финляндией бронеавтомобилей».13

Protolab-4.jpg

Вид с кормы / Фото: https://www.joint-forces.com/defence-equipment-news/24500-finns-receive-first-protolab-6x6-pmpv

Основные ТТХ бронированного амфибийного автомобиля Protolab 6 x 6

Марка и назначение машины

PMPV автомобиль типа MRAP (mine resistant ambush protected — «защищённый от подрыва и атак из засад»)

Дизайн

Шасси рамной конструкции, бронекорпус 3-х объёмный (моторный отсек. отсек управления, грузовой он же десантный отсек); 3-х дверный (2 двери в отсек управления, задняя распашная дверь). Люки на крыше.

Бронезащищённость

Защита по стандарту STANAG 4569 от пуль калибра 12,7. Для усиления защиты бойниц для десанта и окон не предусмотрено.

Двигатель

Дизeльным двигaтeлeм c мoщнocтью 285 л.c. фиpмы Cummins

Трансмиссия

Шecтиcтупeнчaтoй aвтoмaтичecкoй тpaнcмиccиeй фиpмы Allison.

Колёсная формула

6Х6

Характеристики:

Габариты, мм (ДхШхВ)

7740х2550х2700

Клиренс

Нет данных

Рулевое управление

С гидроусилителем, управляемыми являются передние и задние колёса

Собственная масса, т

14

Грузоподъёмность, т

10

Пассажировместимость, чел

2 – в кабине;
10 – в десантном отделении

Скорость на суше, км/ч

110

Скорость на плаву, км/ч

12

Разобравшись с конструкцией и ТТХ рассматриваемых машин, представляется возможным перейти к их сравнительной оценке. Сравнивать предполагается по той же схеме, что и с машиной «Арлан».

Рассмотрим вопросы защищённости машины. Определение площади мишеней представим таблично.

Марка машин

      «Барыс» 6 х 6

Protolab 6×6 PMPV

Фронтальная проекция, кв.м

  

               5,65       

        

           6,67

Боковая проекция, кв.м

             15,89

          17,83

Из материалов таблицы вытекает, что фронтальная проекция мишени машины «Барыс» примерно на 15% меньше чем у машины Protolab 6×6 PMPV, а боковая проекция у «Барыс» примерно на 11% меньше чем у Protolab 6×6 PMPV.

Вывод: в машину Protolab 6×6 PMPV, производимую для армии Финляндии и для экспорта странам НАТО, попасть легче чем в машину «Барыс» 6х6.

Бронетранспортёр «Барыс» 6х6 относится, как и все машины из ЮАР, к машинам MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий засадозащищённый). Защищённость перевозимых бойцов в «Барыс» 6х6 от воздействия ударной волны мин и фугасов примерно в 2 раза выше чем у финской машины, отвечающей требованиям стандарта НАТО STONAG-4569. Отмеченное существенно важно при применении противником СВУ или смертников. При воздействии обычных типов мин эта защищённость может мыть излишней.

Противопульная защищённость (без дополнительного бронирования) – практически равнозначная.

Вывод: Бронезащищённость сравниваемых машин примерно равнозначная.

Что же касается динамических свойств рассматриваемых машин, то их можно представить табличным методом.

Марка машины

«Барыс» 6х6

Protolab 6×6 PMPV

Мощность двигателя, л.с.

 

           450

 

               285

Сухой вес (без груза), т

             16

                 14

Удельная мощность, л.с./т

 

28 (приблизительно)

 

20 (приблизительно)          

Макс. скорость, км/ч

             100

                110

Вывод: динамические свойства сравниваемых машин практически равнозначные, но при полной нагрузке машины Protolab 6×6 PMPV, равной 10 тонн, её динамика будет ниже чем у «Барыс» 6х6; в этом случае прицелиться и попасть в Protolab 6×6 PMPV будет легче.

Далее, представляется необходимым сравнить машины по их проходимости.

Ширина обеих машин практически одинаковая, поэтому как та, так и другая вписываются в допустимые габариты для движения по дорогам общего назначения.

Но, при движении по пересечённой местности на подвижность машин влияет величина клиренса. Из ТТХ известно, что клиренс у «Барыс» 6х6 равен 433 мм. Но это при накаченных шинах. При движении по грунтам с низкой несущей способностью приходится снижать давление воздуха, что приводит к продавливанию шин и, следовательно, к уменьшению клиренса.

Что касается бронемашины Protolab 6х6 PMPV, то в источниках не приводятся данные о её клиренсе. Но анализ других автомобилей позволяет сделать вывод, что клиренс может быть в пределах 360-400 мм.

Из этого вытекает, что клиренс и обеих машин примерно равнозначен и нет ощутимого влияния величины клиренса на проходимость этих машин.

Далее следует учесть, что на планете Земля имеется достаточное количество рек и озёр. Их военным машинам зачастую приходится преодолевать.

Что касается бронемашины «Барыс» 6х6, то эта машина способна преодолевать водные преграды вброд глубиной до 0,9 метра. А машина Protolab 6×6 PMPV является амфибией. Для преодоления водной преграды ей глубина не страшна. Выполнение поставленных задач для этой машины не зависит от наличия десантно-переправочных средств.

Вывод: подвижность бронемашины Protolab 6x6 PMPV существенно выше чем у «Барыс» 6х6.

Далее представляется возможным сделать общие выводы по сравниваемым машинам:

1. Обе машины по своим показателям защищённости являются практически равноценными.

2. Машина «Барыс» 6х6 имеет несколько большую взрывозащищенность, но это существенно только при применении СВУ к отдельной машине или в ходе проведения полицейских операций. А при движении колонн частей и подразделений противником будут применяться стандартные взрывные устройства (мины). Следовательно, взрывозащищенность машины Protolab 6x6 PMPV вполне достаточная.

3. Проходимость машины Protolab 6x6 PMPV существенно выше, так как она – амфибия. А это – значительное преимущество. На Земле много водных преград, даже в жаркой безводной Африке, в Сирии, войскам пришлось с боями форсировать водную преграду – реку Ефрат. Поэтому для войск амфибийность машин имеет большое значение.

4. Машина Protolab 6x6 PMPV обладает в 2 раза большей грузоподъёмностью чем «Барыс» 6х6.

5. В целом, бронемашина «Барыс» 6х6 относится к числу лучших образцов мировых легкобронированных колёсных машин.

Далее представляется необходимым перейти к рассмотрению машины «Барыс» с колёсной формулой 8 х 8.

В издании DRIVER2.RU в блоге автора Miromax72 18 августа 2016 года появилась статья «БТР «Барыс2».14 В ней сообщалось, что на выставке KADEX 2016 в Астане был представлен казахстанский БТР «Барыс2», созданный компанией «Kazakhstan Paramount Engineering» совместно с российской корпорацией «Уралвагонзавод». Новая машина вооружена 57-мм боевым модулем АУ-220М «Байкал», созданным нижегородским ЦНИИ «Буревестник», входящим в корпорацию «Уралвагонзавод».

Protolab-4.jpg

Боевой модуль АУ-220М из статьи блогера Miromax72 / Фото: https://naukatehnika.com/baikal-vozvrashhenie-57-mm-orudiya.html Статья ««Байкал» не знает пощады – возвращение 57-мм автоматического орудия

АУ-220М является дистанционно-управляемой системой, которая предназначена для установки на перспективные и модернизированные боевые бронированные машины с целью повышения огневой мощи мотострелковых подразделений», – говорится в распространённой на выставке информации.

Модуль оснащён автоматической пушкой, имеющей скорострельность до 120 выстр./мин, спаренной с пулемётом калибра 7, 62 мм.

Отмечается, что «модуль вращается на 360 град, способен поражать цели по вертикали: от минус 5 до плюс 75 градусов».

Ранее, при написании Анатолием Черкашиным вышеуказанной статьи о казахских бронемашинах ещё не были приведены их ТТХ. Но в СМИ появилась инфографика и ТТХ этой машины, представленная блогером Miromax72.

8b02b8es-960.jpg

Бронированная колёсная машина «Барыс» 8х8 / Фото: https://www.drive2.ru/b/451925393490838435 Статья автора Miromax72 «БТР «Барыс2» в издании DRIVER2.RU от 18 августа 2016 года     

Кроме этого, некоторый свет на ТТХ «Барыс» 8х8 проливает автор bmpd в статье «Бронированная машина Mbombe 8». 15                           

Из имеющихся в указанных статьях материалов уже представляется возможным сформировать в табличном варианте основные ТТХ БТР «Барыс» 8х8.

Марка и назначение

Гибрид машины MRAP с колесным многоосным бронетранспортером

(По данным КРЕ: многоцелевая бронированная машина)

Масса, т (снаряженная/полная)

               19/28

Пассажировместимость, чел (экипаж/десант)

 

                 3/8

Производитель

ЮАР Paramount Group Казахстан ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг»

Годы производства

Производства по н/в нет*

Габариты, м (Д Х Ш Х В)

7,8 х 2,9 х 2,6 (по крыше)

Клиренс, мм

                   450

Рабочий диапазон температур

От -55 до + 55 град. Цельсия

Бронезащищенность

Уровень баллистической защиты по стандарту НАТО STANAG 4569 Level 3+ (5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 (ББЗ), 7.62 x 54 (ББЗ), 12.7 x 9 9 патрон НАТО),

а для противоминной защиты - уровень STANAG 4569 Level 4b. (Защита от взрыва 10 кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.)

Вооружение

57-мм дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М либо стабилизированная необитаемая башня с 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42 и спаренным 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ.

Дизайн

Бронекорпус с передним расположением двигателя и трансмиссии, отделение управления на 3 члена экипажа и десантное отделение на 8 человек с кормовой распашной дверью, без бойниц и окон

Двигатель: Марка

Шестицилиндровый дизельный двигатель неназываемого типа с турбонаддувом мощностью 500 л.с.

Трансмиссия

Автоматическая КПП (6 передач вперед, 1 передача назад)

Колёса

С боестойкими шинами 16.00R20 c СЦПШ (система подкачки)

Рулевое управление

Передние 2 оси – управляемые с гидроусилителем

Тормозная система (рабочая)

Тормоза – пневматические, дисковые с АBS;

Параметры проходимости

Максимальная скорость 100 км/ч,

Диаметр разворота – (22-24) метра,

Запас хода – 800 км,**

Преодолеваемая траншея – равна базе передних осей (2300 мм)

Высота стенки – нет данных,

Преодолеваемый брод – нет данных

Дополнительное оборудование:

Системы защиты

 

 

Вспомогательное электропитание

Кондиционер

 

Система ППО

Система слежения за местоположением транспортного средства     

Система видеонаблюдения                                       

 

Системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия (единственная машина защищает от ЯО) – имеет ФВУ

Предусмотрено

12 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля;

В двигательном и экипажном отсеках

 

 

Имеется

Система камер, установленных сзади и спереди, соединённых с дисплеем на водительской панели

Лебёдка

С гидравлическим приводом переднего расположения

 

 

Примечания: *в сообщении в издании Livejournal в статье bmpd «Проблемы со сборкой южноафриканской бронетехники в Казахстане» от 30.08.2020 года (https://bmpd.livejournal.com/4128854.html) отмечено: «В заявлениях КРЕ говорится в случае, если поддержка государством завода окажется недостаточной, компания "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" намерена перенести производство на территорию соседнего государства».

**из рекламного листа компании КPE известно, что запас хода по топливу равен 500 км. (смотри:http://kpe.com.kz/rus/produkciya/bronemashiny/?cid=0&rid=6

А далее, уважаемые читатели, следует решить вопрос о том, с какой же машиной можно сравнить «Барыс» 8х8. При этом необходимо учесть, что машина «Барыс» 8х8 создается в содружестве с АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Как представляется автору наиболее подходящей для сравнения машиной может быть Patria AMV XA-360, производимая в Финляндии.

unnamed.jpg

Patria AMV XA-360 на параде в День независимости Финляндии, 2015. Различимы дополнительные навесные бронемодули по бортам БМП / Фото из статьи в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Patria_AMV.

Patria AMV XA-360 на параде в День независимости Финляндии, 2015. Различимы дополнительные навесные бронемодули по бортам БМП Фото из статьи в Википедии.

Подробное описание бронемашины приведено в Википедии в статье «Patria AMV».

ТТХ Patria AMV XA-360 на параде в День независимости Финляндии, образец 2015 года.

Классификация

Многоцелевая колёсная ББМ

Боевая масса,т

                  17,0 – 27,0

Экипаж, чел.

                       2 - 3

Десант, чел.

                       8 - 10

Производитель

           Финляндия Patria

Годы производства

           С 2004 и по н/в

Количество выпущенных

                     1300

Основные операторы

Финляндия Польша Хорватия Словения Швеция Объединённые Арабские Эмираты Южно-Африканская Республика

Габариты, мм (Д х Ш х В)

   7900 х 2830 х 2400

Тип брони

Базовая стальная, плюс модульная комбинированная с макс. уровнем лобовой проекции от 30-мм БОПТС

Тип пушки

Bushmaster II КТО Rosomak*

Двигатель

D12 (DC12) Scania: дизельный с наддувом мощностью 543 л.с., макс. крутящий момент 1974 (2090) Нм, объёмом 11,7 л рядный 6-и цилиндровый с жидкостным (воздушным).

Скорость по шоссе, км/ч

                       100

Запас хода по шоссе, км

                 600 - 800

Колёсная формула

8 х 8/4 (управляемые 2 передних оси)

Преодолеваемая стенка, м

                       0,7

Преодолеваемый ров, м

                       2,0

Преодолеваемый брод

Амфибия, скорость 6 – 10 км/ч

Примечание: *лицензионная модификация Patria AMV, 2006 год - оснащена двухместной башней c 30-мм пушкой Bushmaster II.

Уважаемые читатели, после того, когда мы определились со сравниваемыми машинами, предлагается перейти непосредственно к их сравнению по уже примененной ранее методике.

Следует начать с вопроса защищённости. Определение площади мишеней представим таблично.

Марка машин

     «Барыс» 8х8

    Patria AMV XA-360

Фронтальная проекция, кв.м

 

               7,16

 

                  6,45

Боковая проекция, кв.м

              16,83

                 15,74

Из материалов таблицы вытекает, что фронтальная проекция мишени машины Patria AMV XA-360 примерно на 10% меньше чем у машины «Барыс» 8х8, а боковая проекция у   Patria AMV XA-360 примерно на 6% меньше чем у «Барыс» 8х8.

Вывод: в машину «Барыс» 8х8 легче прицелиться чем в бронемашину Patria AMV XA-360 и, следовательно, поразить машину «Барыс» 8х8 легче.

Многоцелевая бронированная колёсная машина «Барыс» 8х8 относится, как и все машины из ЮАР, к машинам MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий засадозащищённый). Защищённость перевозимых бойцов в «Барыс» 8х8 от воздействия ударной волны мин и фугасов примерно в 1,5 раза выше чем у финской машины, отвечающей требованиям стандарта НАТО STANAG-4569. Отмеченное существенно важно при применении противником СВУ или смертников. При воздействии обычных типов мин эта защищённость может быть излишней.

Противопульная защищённость (без дополнительного бронирования) – практически равнозначная.

Вывод: Бронезащищённость сравниваемых машин примерно равнозначная.

Что же касается динамических свойств рассматриваемых машин, то их можно представить табличным методом.

Марка машины

    «Барыс» 8х8

   Patria AMV XA-360

Мощность двигателя, л.с.

 

               500

                543

Сухой вес (без груза), т

Полная масса, т

                 16

                 28

                  17

                  27

Удельная мощность, л.с./т

 

                 31

                  32

Макс. скорость, км/ч

(по шоссе)

(на плаву)

              

                100

      Не плавает

                

                 

                 100

                 6-10

Вывод: динамические свойства сравниваемых машин практически равнозначные, поэтому и на защищённость этих машин они существенно не влияют.

Далее, представляется необходимым сравнить машины по их проходимости.

Ширина обеих машин практически одинаковая и не позволяет одиночного движения машины по дороге общего пользования.

Но, при движении по пересечённой местности (по полю боя), при прочих относительно равных показателях параметров проходимости, бронемашина Patria AMV XA-360 является амфибией и не нуждается в применении десантно-переправочных средств. А это – уже существенное различие.

Вывод: подвижность бронемашины Patria AMV XA-360 существенно выше чем у «Барыс» 8х8.

Далее представляется возможным сделать общие выводы по сравниваемым машинам:

1. У бронемашины Patria AMV XA-360, хоть и на немного, но площади фронтальной и боковой проекций мишеней меньше. Следовательно, на 5 – 10% машину «Барыс» поразить легче.

2. Обе машины по своим показателям защищённости являются практически равноценными.

3. Машина «Барыс» 8х8 имеет несколько большую взрывозащищенность, но это существенно только при применении СВУ к отдельной машине или в ходе проведения полицейских операций. А при движении колонн частей и подразделений противником будут применяться стандартные взрывные устройства (мины). Следовательно, взрывозащищенность машины Patria AMV XA-360 вполне достаточная.

4. Проходимость машины Patria AMV XA-360 существенно выше, так как она – амфибия. А это – значительное преимущество.

Заключение по всем машинам, выпускаемым предприятием

Совместным предприятием «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» планировалось начать производство для нужд министерства обороны республики легкобронированных колёсных боевых машин «Арлан» 4х4, «Барыс» 6х6 и «Барыс» 8х8.

По прошествии ряда лет с момента создания предприятия приходится констатировать, что поставки машин «Арлан» в части Армии РК начались. Машины зарекомендовали себя, в сравнении с аналогичными машинами других производителей с лучшей стороны.

Кроме того, важно отметить что бронемашины «Арлан» могут находиться на вооружении мотострелковых подразделений, однако основу парка колесных боевых машин данных подразделений должны составлять более эффективные БТР-ы.

В этой связи следует отметить, машина «Арлан» относится к классу MRAP, что имеет значение для индивидуально применяемых и полицейских машин, против которых могут применяться СВУ. Для машин линейных подразделений МО РК это не важно, так как против массы армейских машин предусмотрено применять не СВУ, а стандартные взрывные устройства – мины.

Кроме этого, броневик «Арлан» не является амфибией. Следовательно, он не способен преодолевать водные преграды без наличия десантно-переправочных средств, да и брод он преодолевает меньшей глубины, чем машина «Тарлон». «Арлан» не в состоянии идти в одном строю с танками, БТР и БМП так как её траншееходимость менее двух метров.

Машина «Арлан» не приспособлена к действиям в условиях применения ядерного оружия.

Ещё к недостатку «Арлана» следует отнести его ширину, не позволяющую применять машину на дорогах общего пользования без сопровождения машинами ВАИ (дорожной полиции).

Что же касается боевой машины пехоты (бронетранспортёра) «Барыс» 6х6, то по информации на 27 августа 2020 года эти машины в структуру Гособоронзаказа включены не были и на снабжение войск не поступали.

В целом, из анализа материалов данной статьи, машина МRAP «Барыс» 6х6 отвечает требованиям к таким машинам, имеет достаточную траншееходимость, но не является амфибией и не способна применяться на местности, заражённой радиацией.

Что касается бронемашины «Барыс» 8х8, то она не завершила войсковые испытания, на предприятии ещё не определились с тем, каким боевым модулем её оснащать. В целом это – достойная машина, но в случае поступления её на снабжение частей МО РК не войдёт в число лучших боевых машин данного класса, и в первую очередь, из-за того, что она не амфибия. Она не сможет составить достойную конкуренцию российским аналогам – БТР-90 и БТР «Бумеранг».

Таким образом, с учетом вышеприведенных обстоятельств, напрашиваются следующие вопросы:

Во-первых, почему, несмотря на преимущества и эффективность российских БТР-82А, подтвержденных в ходе боевых действий в Сирийской Арабской Республике и Нагорном Карабахе, союзник по ОДКБ – Казахстан приостановил их закупку, не стремится к единым стандартам со странами Организации16.

Во-вторых, нельзя исключить того, что «уклонение» казахстанской стороны от унификации ВиВТ в рамках ОДКБ связано с лоббированием определенных кругов в Казахстане вопроса поставки продукции компании «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» в ВС страны.

В-третьих, возможно, казахстанские военные специалисты не «видят» разницу между современными БТР и значительно устаревшими их вариантами.


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Черкашин, полковник в отставке, кандидат военных наук
www.arms-expo.ru 



[1] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/kazakhskie-kolyesnye-bronirovannye-mashiny-i-ikh-sravnenie-s-rossiyskimi-analogami-/ Статья Анатолия Черкашина «Казахские колёсные бронированные машины и их сравнение с российскими аналогами» в издании Информационного агентства Оружие России от 17.09.2018 г.

[2] Сайт: https://bmpd.livejournal.com/2562441.html Статья автора BMPD «Бронированные машины Marauder в Казахстане» в издании LIVEJOURNAL от 22.04.2017 г.

[3] Сайт: http://infographics.kz/uploads/2015/11/arlagraphics-run-infos.jpg Инфографика «Арлан. Многоцелевой маневренный бронеавтомобиль с защитой от мин» Актуальна на январь 2021 года.

[4] Сайт: https://vpk.name/news/423729_uzbekistan_nachal_proizvodstvo_legkih_broneavtomobilei_tarlon.html Статья перепечатана из ЦАМТО «Узбекистан начал производство легких бронеавтомобилей "Тарлон" в издании ВПК от 27.08.2020 года.

[5] Сайт: https://topwar.ru/66704-tureckiy-bronirovannyy-avtomobil-ejder-yalcin.html Статья Alex Alexeev    «Турецкий бронированный автомобиль Ejder Yalçin» в издании Военное обозрение от 15.01.2015 года.

Сайт: https://mashnews.ru/kirgiziya-nachinaet-proizvodstvo-broneavtomobilej-s-pomoshhyu-rossii.html Статья Дмитрия Чайка «Киргизия начинает производство бронеавтомобилей с помощью России» в издании MASHNEWS ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ от 12 января 2021 г.

[7] Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/gorech-i-bol-v-dushe-starogo-avtomobilista-po-itogam-ekspeditsii-gabtu-mo-rf-na-elbrus/ Статья Анатолия Черкашина «Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1), (часть 2) в издании информационного агентства Оружие России от 11.11.17 г.

[8] Сайт: /www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/novye-veyaniya-v-razvitii-proizvodstva-voennoy-avtomobilnoy-t... Статья Анатолия Черкашина «Новые веяния в развитии производства военной автомобильной техники для Российской армии» в издании информационного агентства Оружие России от 09.11.20 г.

[9] Сайт: https://pandia.ru/text/80/300/34512.php Статья автора Дио рeАйрапетяна «Образцы мишеней. Приложение №22» в издании Copyright © 2009-2019 Pandia.

[10] Сайт: https://www.drive2.ru/b/454837724914909242/ Статья блогера Miromax 72 «Барыс 6 х 6» в издании DRIVER.RU от 24 сентября 2016 года.

11 Сайт: http://www.army-guide.com/rus/article/article_1780.html Статья Сергея Вэй «PARAMOUNT ПРЕДСТАВЛЯЕТ БРОНИРОВАННУЮ МАШИНУ MBOMBE» в издании Army Guide от 09.10.2010 скудные данные. Приходится информацию черпать из крайне небогатого выбора сведений. Но мы постараемся их скомпоновать в единое целое.

12 Сайт: https://warspot.ru/14997-finskaya-armiya-vooruzhilas-gruzovikami-bronetransportyorami Редакционная статья «Финская армия вооружилась грузовиками-бронетранспортёрами» в издании Warspot от 27 июня 2019 г.

13 Сайт: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/chto-poleznogo-mozhno-vzyat-iz-opyta-sozdaniya-finlyandiey-broneavtomobiley/ Статья Анатолия Черкашина «Что полезного можно взять из опыта создания Финляндией бронеавтомобилей».опыта созданиФинляндией бронеавтомобилей» в издании информационного агентства Оружие России от 21.07.19 г.

14 Сайт: https://www.drive2.ru/b/451925393490838435 Статья автора Miromax72 «БТР «Барыс2» в издании DRIVER2.RU от 18 августа 2016 года.

15 Сайт: https://bmpd.livejournal.com/1938019.html Статья автора bmpd «Бронированная машина Mbombe 8 в издании livejournal от 05.06.16 года.                                  

16 Сайт:https://mkves.odkb-csto.org/standards/kontseptsiya-standartizatsii.php Статья: «Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 14 октября 2016 года утверждена «Концепция стандартизации вооружения и военной техники в рамках Организации Договора о коллективной безопасности».

 

 

Теги: Бронеавтомобиль, бронетранспортёр, боевая машина пехоты; предназначение, конструкция, ТТХ

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).