Блоги / Техника и вооружение

5:08 / 25.08.19
Стратегический ПАК ДА получит "дозвуковые" преимущества перед "Белыми лебедями"

Перспективный стратегический ракетоносец утвержден и принят к производству

Перспективный стратегический ракетоносец утвержден и принят к производству / Фото: youtube.com


Авиакомплекс ПАК ДА даже в дозвуковом варианте станет отличной заменой имеющихся в распоряжении ведомства Шойгу стратегическим бомбардировщикам. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Глава Минпромторга Денис Мантуров объявил: Минобороны утвердило все технические требования к перспективному авиакомплексу дальней авиации (ПАК ДА), компания "Туполев" и другие предприятия Объединенной авиастроительной корпорации начали его производство. В феврале облик ПАК ДА был окончательно определен и были подписаны все контрактные документы для запуска его производства. Ранее глава "Туполева" Александр Конюхов сообщал, что выкатка первого опытного образца планируется в 2021-2022 годах.

"Минобороны заказом на ПАК ДА закладывает потенциал развития стратегической авиации России на десятки лет вперед, - отмечает специалист. – Эта машина совместит современные технологии и материалы, чтобы добиться сочетания требований, предъявляемых ракетоносцу-бомбардировщику. При этом изначально закладывается потенциал модернизации новой техники с тем, чтобы она давала максимальную отдачу армии на 40-50 лет. И параллельно решается задача по модернизации авиационной техники".

При этом пересмотрены стратегические принципы подхода к созданию самолета стратегической авиации. Заказ демонстрирует, что от ставки на сверхзвук ведомство Шойгу отказалось из практических соображений. Во главу угла поставлена дальность полета и максимальный вес носимого самолетом вооружения, а не скоростные качества. В рамках современной концепции войны Минобороны РФ предпочитает усиливать средства подавления противника, нежели добавлять ракетоносцу ненужные и дорогостоящие функции".

Без сверхзвука

ПАК ДА, согласно планам ведомства министра обороны Сергея Шойгу, должен заменить стоящие на вооружении сверхзвуковые Ту-160, и Ту-22М3. Ту-160, прозванные "Белыми лебедями", - это сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности, разработанные в 1970-х. Ту-22М3 – продукт модернизации, эксплуатируются с 1983 года, а изначальная модель Ту-22 создана в 1969-м. Оба самолета - часть стратегической авиации России, обеспечивающей ядерное сдерживание.

Российские "Белые лебеди" стали легендой мировой авиации

Российские "Белые лебеди" стали легендой мировой авиации / Фото: wikipedia.org


Вытеснит ПАК ДА из рядов российской авиации и Ту-95МС, которые летают с 1952 года. Это самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. Пока он остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, а главное - большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.

"Минобороны пришло к логичному выводу: сверхзвуковые скорости стратегическому бомбардировщику не нужны. Для них нужно разрабатывать машину с особым строением фюзеляжа и двигателями. Но у ракетоносца в принципе нет задачи прорываться через средства противовоздушной обороны противника – перед ним всегда подобные препятствия уничтожает штурмовая авиация или ракеты для подавления сопротивления. Именно поэтому Ту-95МС без сверхзвука остается вполне актуальной машиной.

Опыт бомбардировок Югославии показал: США всегда уничтожали все, что могло оказать сопротивление ракетами "Томагавк", после чего к цели шли бомбардировщики B-52 и наносили удар. И те же B-52 никогда не имели сверхзвука – это довольно старые самолеты, которые США много раз модернизировали. Для выполнения стратегических задач они вполне подходят. Шойгу и его советники пришли к выводу, что достичь цели можно куда дешевле и без сверхзвука", - подчеркивает эксперт.

"Летающее крыло"

По официальным данным, стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения будет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло" - без хвостового оперения - и построен с применением стелс-технологий. Он будет дозвуковым и сможет нести больше вооружения, чем Ту-160. Ранее американский журнал The National Interest назвал перспективный разрабатываемый самолёт России ПАК ДА "фундаментально новым бомбардировщиком". Автор статьи предположил, что ПАК ДА станет самолётом шестого поколения.

США предпочитают модернизировать свои B-52

США предпочитают модернизировать свои B-52 / Фото: wikipedia.org / Master Sgt. Lance Cheung



Юрий Борисов, находясь в должности замминистра обороны РФ (ныне вице-премьер), заявил, что ПАК ДА может совершить первый полет в 2025-2026 годах, а начало серийного производства запланировано на 2028-2029 годы. Он подчеркнул, что разрабатываемый перспективный бомбардировщик должен нести как можно больше оружия, быть незаметным и использовать любые аэродромы. Проект не является развитием или модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.

"Стратегические ракетоносцы которые совместят передовые технологии, не вытеснят уже имеющиеся самолеты стратегической авиации из российской армии в одночасье. Старые машины прежнего поколения будут постепенно списываться по мере того, как станет истекать их срок летной годности. Параллельно в строй будет вводиться замена в количестве, которое сочтет разумным военное командование страны.

Ведомство Шойгу в создании новых образцов боевой техники ставит на максимальный эффект при минимальных затратах. Это наиболее разумный подход в современных условиях", - заключает Виктор Литовкин.



Источник: "ЭКОНОМИКА сегодня", Максим Бут
1



Теги: МО РФ, минобороны, ПАК ДА, утверждение, летающее крыло