Блоги / Техника и вооружение

5:00 / 30.05.18
Суперджет. 10 лет в небе!

Ровно 10 лет назад 19 мая в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет первого опытного образца самолета SSJ100.

Я сначала думала выпустить юбилейный пост с разными фактами и статистикой, но, просмотрев съемку десятилетней давности, поняла, не могу не поделиться тем, что осталось за кадром и около официальных фотографий. Эмоции - вот главный фактор! Вот, что движет всем!

Ниже будет очень много картинок. Я почти ничего не кадрировала, боясь "отрезать" людей, которые могли бы сейчас себя найти на этих фотографиях.

Можно просто пролистать, а можно окунуться в процесс и вспомнить, как всё было.

_G2Q6299

В репортаже использованы мои фотографии и Сергея Пашковского.

SSJ100_0102

Ещё несколько фотографий от Сергея Пашковского, за день до.

Нос "Буратино" на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге как можно дальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешность и вносят нужные поправки в их работу. Когда все приборы настроены должным образом, “клюв” можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.

_G2Q5745

Это штанга, на которую крепятся измерительные приборы и датчики. Одно из его названий - система воздушных сигналов. С ее помощью пилот получает кучу важнейшей информации о воздушной и вертикальной скорости, давлении и к далее. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток. Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата.

_G2Q5746

_G2Q5752

Денис Рахимов.

_G2Q5753

_G2Q5754

_G2Q5756

_G2Q5758

_G2Q5761

_G2Q5763

_G2Q5767

_G2Q5770

_G2Q5773

_G2Q5784

_G2Q5786

_G2Q5790

_G2Q5801

_G2Q5808

_G2Q5810

_G2Q5941

_G2Q5943

_G2Q5944

_G2Q5946

_G2Q5950

_G2Q5954

_G2Q5977

СОБЫТИЯ 19 МАЯ В ХРОНОЛОГИИ

Цех окончательной сборки, половина девятого утра, борт готовят к первому полёту.

SSJ100_0001

Видеооператоры собирают ролик - предыдущие два дня снимали пробежку и отрыв передней стойки шасси.

SSJ100_0002

Последние приготовления.

SSJ100_0003

Цех ещё только "оформляют", видны технические отсеки.

SSJ100_0004

SSJ100_0005

Виктор Меркулов и Александр Пекарш - бывший и действующие генеральные директора КнААПО (ныне КнААЗ).

SSJ100_0006

Внутренняя обшивка.

SSJ100_0007

SSJ100_0008

На месте земли уже давно оборудованная площадка для испытаний.

SSJ100_0009

Под носом самолёта Катя Бюшгенс (ГСС) общается с заместителем гендиректора "Сухого" Владимиром Присяжнюком...

SSJ100_0010

Заправка.

SSJ100_0011

В автобусе французские специалисты Power Jet (двигатели).

SSJ100_0012

SSJ100_0013

Тягач.

SSJ100_0014

Народ гоняет мяч в ожидании.

SSJ100_0015

Ожидание утомительно...

SSJ100_0016

SSJ100_0017

Подгоняют мотогондолу (обтекатель двигателя SAM-146)/

SSJ100_0018

SSJ100_0019

Опять ждём.

SSJ100_0020

Михаил Погосян пришёл, пролез под ленточкой.

В то время Михаил Асланович занимал пост вице-президента ОАК ("Объединённая авиастроительная корпорация").

SSJ100_0021

Для личного архива.

_G2Q6157

Субботин и Погосян.

SSJ100_0045

_G2Q6118

_G2Q6174

Техники и инженерный состав вокруг самолёта.

SSJ100_0022

_G2Q6147

Мне тоже интересно)

SSJ100_0023

SSJ100_0024

Гендир ГСС Виктор Субботин и Михаил Погосян осматривают борт.

SSJ100_0025

SSJ100_0026

Батюшка пришёл освящать.

SSJ100_0030

SSJ100_0031

Сергей Палыч Пашковский в поиске ракурса.

SSJ100_0028

Съёмка с двух сторон - я в оранжевой куртке под самолётом.

_G2Q6129

SSJ100_0029

Техникам тоже "досталось", они настроены скептически.

SSJ100_0032

Тем временем...

SSJ100_0033

Событие, конечно, очень значимое для завода.

SSJ100_0034

И очень волнительное.

SSJ100_0035

_G2Q6169

SSJ100_0036

Пришли лётчики-испытатели Александр Яблонцев и Леонид Чикунов, докладывают, Погосян здоровается и желает.

SSJ100_0037

В кадре заместитель начальника летно-испытательного комплекса Николай Мартыщенко и вице-президент ГСС по сертификации Игорь Виноградов.

_G2Q6152

Техсостав ждёт.

SSJ100_0038

Завод ждёт... Работа остановилась...

SSJ100_0039

_G2Q6154

SSJ100_0043

SSJ100_0040

SSJ100_0041

SSJ100_0042

SSJ100_0044

_G2Q6179

"Путёвка в жизнь"

_G2Q6164

Тут уже снимала из автобуса, нас повезли к полосе на точки съемки.

Народ провожает машину.

SSJ100_0046

Фото Сергея Пашковского.

_G2Q6181

Вот он, справа. Как обычно, занял лучшую точку для съемки.

SSJ100_0047

Начинается ожидание взлёта. Рядом с Суперджетом стоит Су-27, который собирается его сопровождать и с которого будет вестись техническая съемка.

SSJ100_0048

Крыша ЦОС.

SSJ100_0049

Все же работа на заводе не остановилась, вот идёт погрузка Сушек в "Руслан".

_G2Q6182

Также идут плановые испытательные полёты.

_G2Q6186

Ждём...

SSJ100_0050

Чтобы не мешать друг другу, прячемся около щитов.

SSJ100_0051

Все застыли в напряжённом ожидании...

SSJ100_0052

Прошёл час.

SSJ100_0054

Погосян решил размяться.

SSJ100_0055

Через полтора часа самолёт пошёл выруливать один, без сопровождения. Видимо, что-то пошло не так.

SSJ100_0053

Разбег.

SSJ100_0056

На носу "буратино" - это датчики измерения скорости и т.п.

SSJ100_0057

Я плохо рассчитала точку, взлёт оказался гораздо дальше

SSJ100_0058

Отрыв! Время 8:48 МСК или 15:48 по Комсомольску-на-Амуре.

SSJ100_0059

Фото Сергея Пашковского.

_G2Q6207

Ушёл в зону.

SSJ100_0060

Через полчаса после взлёта SSJ в небо поднялся Су-17 - самолёт сопровождения.

_G2Q6239

А на заводе продолжаются плановые полёты.

_G2Q6225

Через какое-то время Суперджет показался и прошел на большой высоте над заводом.

Мусор специально не удаляла и не кадрировала.

SSJ100_0061

SSJ100_0062

И опять ждать.

SSJ100_0063

SSJ100_0064

SSJ100_0065

SSJ100_0066

SSJ100_0067

SSJ100_0068

Прошло ещё полчаса. Показался!

SSJ100_0069

И сделал ещё один проход.

SSJ100_0070

Вместе с Су-17.

_G2Q6251

И опять скрылся в облаках (16:44).

SSJ100_0071

Самые мучительные крайние 10 минут ожидания посадки.

SSJ100_0072

16:53

SSJ100_0073

SSJ100_0074

Без кадрирования.

SSJ100_0075

Одновременно меня тоже сфоткали.

SSJ100_0081

SSJ100_0076

_G2Q6287

Плюх на левое шасси.

_G2Q6299

SSJ100_0077

_G2Q6303

УРРРРААААААААААААААААА!!!

SSJ100_0078

SSJ100_0079

SSJ100_0080

И понеслись звонки.

SSJ100_0082

Илюха тоже под впечатлением, но про работу не забывает ни на секунду.

SSJ100_0083

Рулят к нам после посадки.

SSJ100_0089

SSJ100_0085

SSJ100_0086

SSJ100_0087

Пока борт заруливает, мы прыгаем в автобус и мчимся встречать выход лётчиков.

SSJ100_0088

Успеваем вовремя, все тоже готовы.

SSJ100_0090

Мы это сделали!!!

SSJ100_0091

Вот такая машина!

SSJ100_0092

SSJ100_0093

SSJ100_0094

SSJ100_0095

SSJ100_0096

SSJ100_0097

SSJ100_0098

По традиции, лётчиков, впервые поднявших самолёт в небо, качают на руках.

SSJ100_0099

"Шлем не уроните!"

SSJ100_0100

SSJ100_0101

Потом начинается неофициальная часть без отрыва от телефона.

SSJ100_0105

SSJ100_0106

Это был коньяк.

SSJ100_0107

SSJ100_0108

SSJ100_0109

SSJ100_0103

SSJ100_0104

SSJ100_0110

В центре в галстуке генеральный конструктор Суперджета Владимир Лавров.

SSJ100_0111

Катя задаёт вопросы пилотам.

SSJ100_0112


Вот, кстати, видео.


Когда смотришь фотографии, всё кажется таким затянутым, но некоторые моменты настолько быстро пролетали, что даже трудно представить, как я там успевала во все сторны щёлкать...

SSJ100_0114

SSJ100_0115

Ребята, а есть кто-то, кто сейчас из этого состава работает с МС21?

SSJ100_0116

SSJ100_0117

Расходимся.

SSJ100_0118

SSJ100_0119

SSJ100_0120

Цыпа-цыпа-цыпа...

SSJ100_0121

Промахнулась с резкостью. С кем не бывает...

SSJ100_0122

И всё-таки немного статистики добавлю.

Весной 2011 года компания Гражданские самолеты Сухого начала поставлять серийные самолеты в авиакомпании и на сегодняшний день Superjet 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет, а также в иностранных: Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда.

С юбилеем, Суперджет! Люблю тебя!



Источник: сайт fotografersha.livejournal.com, блог "Пишет Марина Лысцева"
12

Теги: Комсомольск-на-амуре, события, Суперджет, Сухой, 10 летие

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).