Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 15.07.19
Военноморская экзотика: десантные подлодки (СССР)

В ходе Великой Отечественной войны морякам-подводникам приходилось не только атаковать противника. Во время обороны Севастополя подлодки нередко использовались для скрытного подвоза личного состава и боеприпасов, а также для эвакуации раненых. Несколько раз предпринимались попытки перебрасывать на субмаринах диверсионные группы, но по ряду причин они не имели особого успеха. Главной причиной, мешавшей применять имеющиеся подводные лодки для таких целей, были специфические условия работы. Торпедные ДЭПЛ попросту не были приспособлены для перевозки и высадки солдат. Со временем появилась идея создать специальные подлодки, изначально предназначенные для высадки на берег личного состава и, при возможности, техники. [1]

Десантная подводная лодка — транспортная подводная лодка, сконструированная для использования в качестве десантого корабля. Основным предназначением десантных подводных лодок является скрытная транспортировка и высадка морского десанта. Проекты таких кораблей были предложены в США и СССР, но никогда не были полностью построены. Стандартные подводные лодки часто используются для перевозки небольших групп солдат или поставок грузов.[2]

В Советском Союзе

В СССР подводные лодки использовались для транспортировки грузов и перевозки людей во время обороны Севастополя. В отдельных случаях с подводных лодок производилось скрытное десантирование диверсионных и разведывательных групп, часто сопровождавшееся сложностями и потерями личного состава из-за неприспособленности субмарин для решения задач такого рода.

В 1948 г. в отечественном ЦКБ-18 начали разрабатывать предэскизный проект 621 десантно-транспортной подводной лодки для скрытной перевозки десанта с боевой техникой и обеспечением. Многокорпусная лодка водоизмещением около 5850 тонн предназначалась для высадки 745 человек десанта, 10 танков Т-44, 3 самолётов Ла-5, 14 орудий и других грузов. Лодку планировалось оснастить артиллерийским вооружением, реактивными установками для поддержки десанта и катапультой для запуска самолётов. Рассматривались несколько вариантов энергетической установки, включая ПГТУ.

В 1952—1953 годы ЦКБ-18 разрабатывало также предэскизный проект 626 дизель-электрической десантно-транспортной лодки для действий в арктических морях. Лодка водоизмещением около 3480 тонн предназначалась для перевозки 4 танков, 165 человек десанта или 330 тонн топлива. Однако, ни один из этих проектов так и не был реализован.

1 марта 1960 года Министром обороны Советского Союза было утверждено техническое задание, а в сентябре того же года — три варианта эскизного проекта «большой атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя» были представлены на рассмотрение специалистов Министерства обороны. эти проекты получили обозначения - проект 664, прект 748 и проект 717

Проект 621

Сразу после войны, в 1948 году в качестве десантного корабля для перевозки войск в тыл врага была предложена подводная лодка проекта 621. Имея водоизмещение в 5845 тонн, подводный гигант был бы одним из крупнейших подводных кораблей своего времени. Из-за значительных замечаний и технических сложностей в реализации проект был отклонён представителями ВМФ. В состав перевозимых грузов входило: 10 танков Т-34, 12 грузовых автомашин с 3 прицепами, 4 легковые машины, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-5 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. В нагрузке учитывался также вес 745 человек десанта.

Проект 626

Эскизная разработка проекта 626 подледно-транспортной подводной лодки выполнялась по Постановлению СМ от мая 1952 года и в соответствии с оперативно-тактическим заданием (ОТЗ), утвержденным военно-морским министром Н.Г.Кузнецовым. По этому ОТЗ подледно-транспортная лодка предназначалась для перевозки грузов под ледовым покровом в арктические пункты, расположенные на материках, островах и льдах Северного Ледовитого океана и прилегаемых к нему морей, а также для обеспечения воздушного наблюдения, оповещения и связи при нахождении лодки в полярном бассейне. ПЛ должна была перевозить 3-4 танка и топливо для них, или 165 человек десанта с вооружением, или технику и снаряжение для оборудования искусственных полярных аэродромов, или боеприпасы и продовольствие

Проект 664

Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н. Киселёва. Вооружение составляло шесть ТА калибром 533 мм, до 162 мин РМ-1, АПМ, «Серпей». В качестве корабля снабжения АПЛ могла транспортировать и передавать до 20 крылатых ракет П-5 или П-6. Строительство по крайней мере одной лодки проекта 664 было начато в Северодвинске в 1964 году, но потребность ВМФ в атомных ракетоносцах привела к прекращению работ.

Проект 748

В конце 1960-х годов было ещё одно предложение — проект 748. Это трехкорпусная подводная лодка была в теории способна нести до 3 плавающих танков ПТ-76 вместе с двумя БТР-60П, шесть ротных миномётов и до 470 солдат. Подводная лодка должна была быть оснащена торпедным вооружением состоящим из четырёх 21-дюймовых (533 мм) торпедных аппаратов (от 18 до 20 торпед в запасе), а также зенитные орудия «земля-воздух» и ЗРК. Представленный заказчику эскизный проект утверждён не был.

Проект 717

К 1970 году в ЦКБ «Волна» был разработан проект многоцелевой минно-транспортно-десантной подводной лодки проекта 717, учитывающей опыт проектирования лодки проекта 748. Лодка имела надводное водоизмещение — 18000 т при длине 190 м. Корабль предполагался атомным, имел трехкорпусную конструкцию и малую осадку при большой ширине, предполагалось строительство на «Севмаше», однако из-за приоритета других проектов и ограниченности стапельных мощностей постройка так и не была начата.

Идеи, предложенные в ходе этих проектов, помогли при создании проектов транспортных атомных подводных лодок, которые предложены ЦКБМТ «Рубин» в 1990 году. [3]

000-1.jpg

Подводных гигантов конца 1940-х сменили небольшие проекты 1950-х, на смену которым пришли подводные колоссы 1960-х и атомные транспорты 1970-х. Однако всем им суждено было остаться только на бумаге – подводные лодки годились разве что для высадки диверсионных групп, а для десантных операций и захвата плацдармов требовалось большое количество транспортов. К этому выводу военно-морские специалисты пришли по обе стороны океана / Изображение: ucrazy.ru

Далее в материале последовательно рассматриваются все выше приведенные варианты:

1. Предэскизный проект 621

Предэскизный проект 621 был разработан в инициативном порядке группой перспективного проектирования ЦКБ-18 в 1948 году (тема А-1-5/9) под руководством Ф.А. Каверина. Эта работа имела своей целью обосновать тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта транспортно-десантной подводной лодки, которая предназначалась для скрытной переброски морскими и океанскими путями десантных войск с боевой техникой и снаряжением и последующего снабжения высаженных войск боеприпасами, горючим и продовольствием.


В довоенный период в Советском Союзе отсутствовали специализированные транспортные подводные лодки, а для разведывательное диверсионных операций использовали обычные ПЛ. Во Время Второй Мировой Войны при обороне Севастополя подводные лодки начали широко использоваться для транспортировки грузов и перевозки людей, доходило до того, что использовались даже торпедные шахты. После победы, опираясь на полученный боевой опыт, был предложен ряд проектов по созданию транспортно-десантных подводных лодок.

Учения по высадке десанта с советской подводной лодки Щ-214.

Учения по высадке десанта с советской подводной лодки Щ-214 / Фото: zen.yandex.ru

1948 году группой перспективного проектирования ЦКБ-18 в инициативном порядке был разработан предэскизный проект транспортно-десантной подводной лодки 621 для скрытной перевозки десанта с боевой техникой и обеспечением.[4].

При определении состава десанта исходили из того, что все входящие в него войсковые подразделения (стрелковые, артиллерийские, танковые, авиационные и другие) представляются самостоятельными единицами, а размещение их производится с учетом возможности ведения боя во время высадки. Для принимаемых на лодку самолетов-истребителей должно было быть обеспечено взлетное устройство типа катапульты. Вес перевозимого десанта с техникой, включая продовольствие, питьевую воду и патроны регенерации воздуха, составлял 1550 тонн.

Было разработано 7 вариантов предэскизного проекта, из которых четыре основных отличались составом энергетической установки и некоторыми конструктивными особенностями, связанными с размещением технических средств и десанта. Были проработаны варианты ПЛ с разными энергетическими установками: дизель-аккумуляторный вариант с парогазовой турбинной установкой для обеспечения экономических подводных ходов, дизель-аккумуляторный с 16 группами аккумуляторных батарей, варианты с «едиными» двигателями, работающими по схеме ЕД-ВВД и по схеме ЕД-ХПИ. Проект ТТЗ был составлен на основе варианта ПЛ с использованием парогазовой турбинной установки, так как все остальные варианты имели большее водоизмещение и, хотя и превосходили выбранный вариант по дальности плавания в надводном положении, но значительно уступали ему в дальности плавания под водой.[5]

02.jpg

Общий вид (рисунок) десантной подводной лодки проекта 621 / Изображение: zen.yandex.ru

В то время к разработке проекта 617 только приступили и возможности создания новой ПГТУ требуемой для проекта 621 мощности были совершенно неясны. Поэтому одновременно представлялся проект ТТЗ на резервный вариант с 16 группами аккумуляторных батарей типа 46СУ по 112 элементов в каждой. В проекте предусматривалось, что в случае отсутствия к требуемому сроку ПГТУ, лодка может строиться с аккумуляторной батареей с последующей ее заменой на ПГТУ. При этом водоизмещение аккумуляторной лодки при одинаковых с основным вариантом длине и ширине возрастало на 630 тонн. Основные технические решения в предэскизном проекте были направлены на оптимальное размещение перевозимого десанта и боевой техники и на обеспечение высадки десанта на необорудованный причальными приспособлениями мелководный берег (пляж).

ПЛ имела 5 связанных между собой прочных корпусов - один средний, а справа и слева от него еще по два корпуса с каждой стороны, расположенных один за другим вдоль корабля. Вместе с легким наружным корпусом, охватывающим все пять прочных корпусов, получалась единая конструкция. В среднем прочном корпусе, разделявшемся горизонтальными платформами и поперечными переборками на водонепроницаемые отсеки, в носовой и средней его частях, размещались перевозимые техника (танки, самолеты, автомашины, пушки) и боеприпасы, а также личный состав десанта. В этом же районе находились жилые помещения для личного состава лодки. В кормовой части среднего корпуса размещался центральный пост, отделенный прочными сферическими переборками, и дизель-электрическая двухвальная установка с дизелями 37Д. В каждом из кормовых бортовых прочных корпусов размещались по одной ПГТУ и одному дизелю 30Д, работающих на одну общую линию вала. Таким образом, ПЛ была четырехвальной.

1.jpg

Вид на десантную подводную лодку проекта 621 / Изображение: topwar.ru

В носу бортовых корпусов находились аккумуляторные батареи и цистерны замещения перевозимых грузов и продукта «030». Всего на корабле было 35 цистерн замещения, что позволяло без особого труда восстанавливать дифферентовку при высадке десанта. Все прочные корпуса соединялись между собой проходами и люками, позволявшими личному составу переходить из корпуса в корпус. В наружном корпусе размещались 29 цистерн главного балласта, 3 топливные цистерны, мешки с продуктом «030», цистерны уравнительные и быстрого погружения. В носовой оконечности находились механизированная сходня (аппарель) длиной 25 метров и носовые горизонтальные рули. В надстройке и ограждении рубки располагались артиллерийские и ракетные установки и выдвижные устройства. В кормовой части легкого корпуса размещались два вертикальных руля, кормовые горизонтальные рули и якорное устройство. Плоское днище носовой части корабля защищалось броневыми плитами во избежание повреждений корпуса при касании грунта во время высадки десанта. Для прочного корпуса предусматривалось применение стали с пределом текучести 40 кгс/мгм. Запроектированная архитектурная форма корпуса ПЛ дала возможность иметь небольшую осадку и обеспечить условия для быстрой высадки десанта: малая осадка позволяла ближе подойти к берегу.[6]

Погрузка и выгрузка самоходной техники производилась своим ходом. С этой целью предусматривалась мощная система вентиляции для удаления из грузовых отсеков выхлопных газов работающих двигателей. Для обеспечения жизнедеятельности десантников на переходе предусматривалась система регенерации и кондиционирования воздуха. Имелись общие койки-нары, каждая на 4 человека, гальюны, умывальники, две больших электроплиты для варки пищи, электрокипятильники и т.п. Высадку десанта предполагалось производить следующим образом: после притыкания лодки к берегу носовой оконечностью заполнялись цистерны главного балласта в носу, с помощью механического привода открывался огромный грузовой люк, спускался механизированный трап, по которому десант с техникой, боеприпасами и другими грузами переправлялся на берег.

По мере высадки десанта заполнялись цистерны замещения. Перед притыканием к берегу отдавался якорь. В случае необходимости предварительного разминирования места высадки и уничтожения береговых противодесантных заграждений предусматривалась возможность высадки подводного десанта в количестве 6-10 человек, для чего в кормовой части лодки имелись шлюзовые камеры. По окончании операции по высадке десанта с техникой и боеприпасами убирался трап, закрывался грузовой люк, продувались цистерны главного балласта и ходом с одновременным вбиранием якоря ПЛ стаскивалась с грунта. Транспортно-десантная лодка не имела торпедного вооружения, но располагала относительно мощным артиллерийским зенитным вооружением и реактивными установками для прикрытия десанта во время высадки.

Создание транспортно-десантной подводной лодки требовало решения многих сложных технических задач, в том числе таких, как создание ПГТУ, корабельной системы кондиционирования воздуха для помещений с большим числом находящихся в них людей, погрузочно-разгрузочных устройств, а также осуществления коммутации электроэнергии 16 аккумуляторных батарей. К тому же нужно было выполнить целый ряд мероприятий, которые обеспечивали бы сохранение боеспособности десантников во время перехода. Дополнительные задачи, возлагавшиеся на ПЛ - перевозка грузов, снабжение подводных лодок в океане - также требовали решения многих проблемных вопросов.

Отсутствие в стране опыта проектирования и использования десантно-транспортных ПЛ и большое число вопросов, требующих своего решения, вызывали сомнение в реальности осуществления этого проекта. Полученная в проекте относительно большая грузоподъемность, достигшая 28% от водоизмещения, заставляла предполагать, что исходные данные в части нагрузки и размещения были в значительной степени оптимизированы. Ряд технический решений - таких, как способ выгрузки техники (самолетов, танков, пушек и т.п.) и обеспечение жизнедеятельности личного состава десанта во время длительного перехода и его боеспособности после высадки, вызвал сомнения в их реальности. В связи с этим проект десантно-транспортной ПЛ дальнейшего развития не получил и работы по нему не продолжались. Все же проведенная работа дала некоторый опыт, который использовался в последующем, в частности, при проектировании подледно-транспортной ПЛ и других подводных лодок аналогичного назначения.

с3.jpg

Чертеж общего расположения десантной подводной лодки проекта 621 / Изображение: zen.yandex.ru

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 621

Водоизмещение нормальное, м  5845
Длина наибольшая, м  147,5
Ширина наибольшая, м 13,3
Осадка средняя, м 6,3
Глубина погружения предельная, м 160
Начальная метацентрическая высота, м: в надводном положении - 2,00;
в подводном положении - 0,40
Автономность, сут. 70
Время (непрерывного) пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч 600
Наибольшая надводная скорость, уз. 15,0
Дальность плавания 12-узловой надводной скоростью, мили  6000 
Наибольшая подводная скорость под ПГТУ, уз 8,4 
Дальность плавания ею. мили  4200 
Грузоподъемность, т 1550 
Спаренные зенитные артиллерийские автоматы калибра, шт:  57 мм - 2;
25 мм - 1
Рамки для реактивных снарядов с боезапасом на 360 выстрелов, шт. 3
Состав средств навигации, наблюдения и связи
принимался по количеству и номенклатуре, близким к составу, размещенному на обычных торпедных ПЛ. 
Энергетическая установка   
Двигатели, шт:  37Д мощностью 2000 л.с. - 2;
ЗОД мощностью 2000 л.с. - 2
ПГТУ мощностью 1365 л.с., шт. 
Гребные электродвигатели мощностью 1800 л.с., шт.

В состав перевозимых грузов входило: 10 танков Т-34, 12 грузовых автомашин с 3-мя прицепами, 4 легковые машины, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-5 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия. В нагрузке учитывался также вес 745 человек десанта.

2. Предэскизный проект 626

В 1952 году руководством СССР была инициирована разработка специальной подледно-транспортной подводной лодки проекта 626

.


Она предназначалась для перевозки грузов под ледовым покровом в арктические пункты, расположенные на материках, островах и льдах Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему морей, а также для транспортировки десанта, с целью оборудования искусственных полярных аэродромов и захвата вражеских баз.[7]



Специальная подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru

С началом холодной войны США организовали обширную сеть своих аэродромов вокруг территории СССР. Советский Союз не располагал такими возможностями и мог нанести ответный удар только со своей территории. Оставался кратчайший путь для бомбардировщиков, который лежал через Арктику. Но даже при использовании этого маршрута, они не могли вернуться обратно без дозаправки в силу недостаточного радиуса действия.

Бомбардировщики США В-47

Бомбардировщики США В-47 / Фото: zen.yandex.ru


Наиболее рациональным виделось постройка аэродромов подскока, которые предполагалось организовывать на льду вблизи полюса и на арктических островах. Создание промежуточных пунктов дозаправки и снабжения самолётов надводным и воздушным транспортом было сопряжено с большим риском, связанным не только с обнаружением противником, но и ввиду сложных погодных условий.

Использование подводных лодок могло решить данную проблему, однако в СССР отсутствовали специализированные транспортные ПЛ. Таким образом, Постановление Совета Министров от 1952 года предписывало начать эскизную разработку подледно-транспортной подводной лодки проекта 626, предназначенной для перевозки грузов и военнослужащих в арктических областях. Расчетные тактико-технические характеристики разрабатываемой ПЛ были действительно выдающимися для своего времени.



Общий вид (рисунок) десантной подводной лодки проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru

Длина подледно-транспортной подводной лодки проекта 626 достигала 100 метров, наибольшая ширина – 9,5, высота вместе с рубкой равнялась 14 метрам, нормальное водоизмещение лодки составляло 3480 тонн. Субмарина проектировалась двухкорпусной с одиннадцатью отсеками. Носовая и средняя части прочного корпуса в сечении имели форму «восьмерки», которая в кормовой части переходила в цилиндр.

с002.jpg

Вид на десантную подводную лодку проекта 626 / Изображение: topwar.ru


В верхней части носовой «восьмерки» на­ходились грузовые отсеки, далее была предусмотрена заполняемая камера, которая находилась в средней части и занимала примерно половину рубки. Она соединялась с грузовыми отсеками специальными герметичными дверями. В проницаемой камере размещались: платформа с гидравлическим подъемником, клапан для заполнения забортной водой и осушительный трубопровод. Жилые помещения размещались под грузовыми отсеками и заполняемой камерой. В нижней части как носовой, так и средней «восьмер­ки» стояли аккумуляторные батареи.

Что касается десанта, то подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 должна была вмещать до 4-х танков, в теории она могла брать и 5, если считать возможной перевозку в заполняемой камере. Также транспортные отсеки загружались бочками с топливом для боевых машин и боеприпасами. Вместо танков субмарина могла брать на борт до 165 человек десанта с вооружением и продовольствием или технику и снаряжение для оборудования искусственных полярных аэродромов.

В цилиндрической части прочного корпуса располагались центральный пост, отсек вспомогательных механизмов и энергетическая установка. Надводная скорость субмарины составляла – 12 узлов, подводная – 8. Силовой установкой при надводном ходе служили два серийных двигателя 37Д мощностью по 2000 л.с., а после погружения предполагалось использовать ком­бинированную дизель-электрическую установку. Расчетная предельная глубина погружения составляла 150 метров.

Специальная подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru


Субмарина проекта 626 должна была свободно плавать подо льдом Арктики и всплывать практически в любом заданном районе. Предполагалась установка гидроакустической аппаратуры, которая могла с достаточной точностью определять расстояние до льда по горизонтали и вертикали. В надстройке за рубкой крепился грузовой самоходный понтон, а сверху рубки должны были размещаться специальные опорные стойки, которыми лодка опиралась о подводную поверхность льда.

рис1.jpg

Специальная подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru

Но главной особенностью субмарины было специальное устройство для протаивания льда, которое находилось посередине рубки, между транспортным отсеком и центральным постом. Эта сигарообразная конструкция состояла из электрических нагревателей, которые обладали мощностью, достаточной для протаивания льдины четырехметровой толщины. После чего, образовавшееся отверстие служило для монтажа выдвижной шахты для выхода десанта на поверхность, а также для подачи воздуха при работе двигателей на зарядку аккумуляторной батареи.



Специальная подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru


Несмотря на то, что подводная лодка проекта 626 разрабатывалась как транспортная, она имела два 533-мм торпедных аппарата и 4 торпеды. Обеспечивалась возможность постановки мин из торпедных аппаратов общим количество до 8 штук. Также планировалось артиллерийское вооружение, которое состояло из двух спаренных зенитных установок.

Специальная подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru


Однако далее предэскизной проработки дело не пошло. Проект не дал приемлемого решения поставленной задачи по ТТХ субмарины, а также выявил большое количество проблемных и спорных вопросов технического характера.

Специальная подледно-транспортная подводная лодка проекта 626 / Изображение: zen.yandex.ru


Но главной проблемой являлось отсутствие ядерной силовой установкой. Поэтому в ноябре 1955 года было принято решение о прекращении дальнейшей разработки подледно-транспортной подводной лодки проекта 626.

с001.jpg

Чертеж общего расположения десантной подводной лодки проекта 621 / Изображение: zen.yandex.ru

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 626

Водоизмещение, т:
нормальное надводное - 3480;
нормальное подводное - 4524
Длина наибольшая, м 100
Ширина наибольшая, м 9,5
Осадка средняя, м  6,6
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 30
Глубина погружения предельная, м 150
Начальная метацентрическая высота, м: в надводном положении - 0,30;
в подводном положении - 0,20
Команда, чел.  50
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч 1200 
Наибольшая надводная скорость, уз.  12,0 
Дальность плавания экономическим надводным ходом, мили  13000 
Наибольшая подводная скорость, уз. 8,0 
Дальность плавания ею, мили  8,0 
Дальность плавания под установкой экономического хода, работающей по циклу академика Чудакова с учетом расхода энергии на вспомогательные нужды, мили  450 
Вооружение   
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм. шт. 
Общее количество торпед, шт.
Возможность постановки мин из торпедных аппаратов  обеспечиапется 
Общее количество мин, принимаемых вместо торпед, шт.  8
Спаренная зенитная артиллерийская установка П-25, шт.
2
Грузоподъемность по отношению к стандартному водоизмещению, %  около 16 
Перевозимые грузы:  танки Т-34. шт - 4;
топливо ДС для танков, т - 330;
или десант, чел. (вместо танков и топлива) - 165 
Энергетическая установка   
Бортовые двигатели 37Д мощностью 2000 л.с. при 500 об/мин., шт. 
Средний двигатель подводного экономического хода 6ПЧ 23/30, работающий по циклу академика Чудакова, шт. 
Главные гребные электродвигатели типа ПГ-101 мощностью 1350 л.е., шт. 
Электродвигатели экономического хода мощностью 140 л.с., шт. 
Аккумуляторная батарея типа 46СУ по 112 элементов в группе, число групп 4

3. Предэскизный проект 664

Разработка в нашей стране десантно-транспортных подводных лодок стала уникальным явлением в практике мирового военного кораблестроения. Ни одна из стран даже не рассматривала возможность постройки подобных лодок. США, например, обладая сбалансированным надводным флотом и мощной палубной авиацией, вполне обходились десантными кораблями уже отработанных конструкций. Наш флот такими возможностями не обладал, и, как в то время казалось, для проведения крупномасштабных операций с использованием тяжелой техники десантно-транспортные подводные лодки были просто необходимы.[8]

В августе 1959 года Главное управление кораблестроения (ГУК) по согласованию с Госкомитетом Совета министров СССР по судостроению (ГКС) выдало проектным организациям ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на большую транспортную атомную подводную лодку проекта 664. После выполнения проектных проработок Институт и Бюро разработали тактико-техническое задание (ТТЗ), которое 1 марта 1960 г. было утверждено Министром обороны СССР. В соответствии с ним корабль предназначался для:

  • снабжения ударных подводных лодок, действующих на океанских и морских коммуникациях противника, ракетным и торпедным оружием, топливом, смазочным маслом, провизией, пресной водой и средствами регенерации воздуха;
  • постановки минных заграждений и банок;
  • перевозки личного состава десанта и грузов в отдаленные необорудованные пункты побережья. Кроме того, лодка должна была обеспечивать боевое использование гидросамолетов, снабжая их топливом и другими видами запасов.

По условиям ТТЗ подводная лодка проекта 664 с нормальным водоизмещением (без шумопоглощающего покрытия) 7920 тонн, должна была иметь предельную глубину погружения 400 м, полную скорость подводного хода 20 узлов и автономность по запасам провизии 80 суток.

С целью изыскания оптимальных конструктивных решений эскизный проект разрабатывался в четырех вариантах. КБ рекомендовало к дальнейшей разработке первый из них – с прочным корпусом цилиндрической формы и размещением транспортируемого топлива в междубортных цистернах, а боезапаса – в двух отсеках прочного корпуса. КБ также предложило отказаться от требования ТТЗ по снабжению гидросамолетов авиационным топливом, так как эта операция могла быть осуществлена при использовании самоходных транспортных плавучих средств и только на тихой воде. Разместить такие средства на лодке не представлялось возможным.

Работы над эскизным проектом 664 возглавлял Н.А. Киселев. Они продолжались в течение девяти месяцев 1960 года. Одновременно с ними велись отдельные проектные проработки по наиболее сложным и проблемным техническим вопросам. Эскизный проект, после рассмотрения, был утвержден совместным решением командования ВМФ и руководства ГКС от 26 ноября 1960 года.

1.jpg

Боковая проекция транспортной атомной подводной лодки проекта 664 / Изображение: alternathistory.com

После этого от ЦКБ-16 потребовали к февралю 1961 года разработать так называемый «нулевой вариант» технического пр.664 с учетом замечаний по эскизному проекту. По результатам этой разработки планировалось принять окончательное решение об основных тактико-технических элементов (ТТЭ) ПЛА пр.664. На этом этапе проектирования бюро было вынуждено (по требованию заказчика) увеличить количество транспортируемого топлива на 650 тонн, с 18 до 20 количество перевозимых крылатых ракет, с 64 до 80 – торпед. Кроме того, численность десанта принимаемого на борт, возросла с 170 до 350 (при автономности по запасам провизии 30 суток) или до 500 человек (при автономности по запасам провизии пять суток). При этом, заявленное в эскизном проекте нормальное водоизмещением, практически не изменилось и составило порядка 8800 тонн.

«Нулевой вариант» технического проекта, после рассмотрения, был утвержден совместным решением командования ВМФ и руководства ГКС от 3 июля 1961 года. В процессе его рассмотрения были уточнены требования ТТЗ на разработку технического проекта 664. Работы над ним велись до декабря 1961 года. Одновременно ЦКБ-16 определяло состав контрагентов и курировало соответствующие опытно-конструкторские работы. Среди них можно выделить:

  • передачу топлива подводными лодками на ходу
  • передачу в море крылатых ракет с надводного корабля на подводную лодку
  • создание действующего натурного стенда минно-сбрасывающего устройства (МСУ)

К концу 1961 года техническая готовность этих работ достигла 60%. 19 апреля 1962 года технический проект, после рассмотрения, был утвержден совместным решением командования ВМФ и руководства ГКС. В заключение бюро отмечало, что он не полностью соответствует требованиям ТТЗ – имелся целый ряд обоснованных отступлений.

В частности, увеличение нормального водоизмещения на 900 т, по сравнению с заявленным в «нулевом» варианте, стало результатом установки нового ГТЗА, внедрения резервных движителей, а также уточнения состава и габаритных размеров оборудования. Из-за необходимости совмещения в одном корабле трех неоднородных назначений – транспортного, десантного и минного заградителя – пришлось пойти на усложнение проекта и ухудшение некоторых из элементов лодки. Так, например, предельную глубину погружения уменьшили с 400 до 300 м, а дальность плавания в подводном положении полной скоростью хода – с 30 000 до 27 000 морских миль.

Исходя из этих отклонений от требований ТТЗ, КБ поручалось соответствующим образом откорректировать технический проект. Одновременно с корректировкой велась разработка рабочей документации на строительство натурных макетов и рабочих чертежей самого корабля. В июле 1962 года откорректированный технический проект был представлен руководству ГКС и командованию ВМФ, а постановлением Правительства Советского Союза от 24 декабря 1962 года он был утвержден.

Подводная лодка пр.664 имела двухкорпусную архитектуру с развитой надстройкой, ограждением выдвижных устройств и прочной рубкой «крыловидной» формы. Прочный корпус предполагалось изготовить из высокоуглеродистой стали АК-25. На большей части длины он имел бы цилиндрическую форму с увеличением диаметра в районе кормового грузового отсека и с сокращением – в районе кормовых четырех отсеков. В оконечностях прочный корпус должен был быть выполнен в форме усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Кормовая переборка сферическая.

Для перевозки грузов и размещения мин на корабле предусматривались два отсека прочного корпуса, расположенные в корму от центрального поста (второго отсека). Выгрузку (погрузку) с корабля транспортируемых грузов предусматривалось осуществлять через горизонтальный грузовой люк большого диаметра, снабженный двумя прочными крышками и расположенный в верхней части кормового грузового отсека. Для передачи грузов на ударные лодки в море и на волнении в проекте были предусмотрены специальное швартовное устройство с кранцами и грузовой кран с направляющей вертикального перемещения грузов, шарнирно закрепляемой на ударной лодке и стреле самого крана.

Легкий корпус на большей части длины, в том числе и носовая оконечность, был выполнен в форме эллипсоидных тел вращения с большой осью, лежащей вертикально. Кормовая оконечность и схема исполнения винто-рулевой группы были аналогичны ПЛА первого поколения пр.659 и пр.675. Легкий корпус предполагалось облицевать резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием с рупорными каналами.

В междубортном пространстве размещались три группы безкингстонных ЦГБ и часть цистерн, предназначавшихся для транспортировки жидких грузов. Другая часть этих цистерн являлась прочной и располагалась в надстройке над кормовыми отсеками прочного корпуса. За ними была установлена лебедка топливного шланга с соответствующими механизмами. Между этими цистернами проходили обе трубы МСУ, которые могли загружаться через грузовой люк.

3.jpg

Продольный разрез ПЛА пр.664

1 – 533-мм ТА; 2 – торпедопогрузочный люк; 3 – запасные торпеды: 4 – аварийно-сигнальный буй; 5 – носовой входной люк; 6 – камеры для хранения транспортируемой провизии 7– прочная рубка; 8 – ходовой мостик; 9 – перископ ПЗНС-9; 10 – всплывающая камера; 11 – ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 12 – ПМУ АП радиосекстана «Самум»; 13 – ПМУ АП СОРС «Накат-М»; 14 – ПМУ АП радиопеленгатора: 15 – ПМУ РКП; 16 – баллоны системы ВВД. 17 – носовой грузовой отсек; 18 – транспортируемые ПКР; 19 – грузовой люк; 20 – кормовой грузовой отсек; 21 – грузовой кран; 22 – труба миносбрасывающего устройства; 23 – посты управления ГЭУ; 24 – кормовой входной люк; 25 – барабан с топливным шлангом; 26 – лебедка передачи топливного шланга; 27 – вертикальный руль; 28 – приводы кормовых горизонтальных рулей; 29 – отсек дизель-генераторов; 30 – выгородка водохимической лаборатории; 31 – отсек АТГ; 32 – AТГ; 33 – ГРЩ; 34 – отсек ППУ; 35 – ПТУ; 36 – выгородка насосных агрегатов; 37 – реакторный отсек; 38 – парогенераторы; 39 – реактор; 40 – санпропускник; 41 – выгородка систем миносбрасывающих устройств; 42 – посты и механизмы приема (передачи) жидких грузов; 43 – цистерны транспортируемых жидких грузов; 44 – отсек центрального поста; 45 – центральный пост; 46 – гиропост; 47 – кают-компания офицеров; 48 – аккумуляторы; 49 – кубрики и каюты для личного состава и офицеров десанта; 50 – кубрики и каюты экипажа корабля; 51 – столовая; 52 – торпедозаместительные цистерны; 53 – основные антенны ГАК «Керчь» / Фото: alternathistory.com

К моменту утверждения корректированного технического проекта на судостроительном заводе №402 в Северодвинске изготовили натурные макеты холодильных машин, санпропускника и выдвижных устройств ПЛ. Кроме того, предприятие получило от бюро рабочие чертежи по всем отсекам и помещениям корабля, техническую документацию для плазовой разметки корпусных конструкций. К концу 1963 г. ЦКБ-16 полностью обеспечило ССЗ №402 чертежами по корпусным конструкциям, а в целом по лодке – на 75%. Предполагалось, что весь комплект – в общей сложности 12 913 чертежей – будет поставлен во втором квартале 1964 года.

Одновременно строились масштабные макеты седьмого и восьмого отсеков, выполнялись контрагентские работы и разрабатывались технические условия на поставку комплектующего оборудования и материалов. В первом квартале 1964 год предприятие выполнило плазовую разбивку корпуса и частично отработало технологическую документацию на корпусные работы, а также заказало металл для легкого и прочного корпусов. Головному кораблю серии присвоили заводской №305.

otvaga2004_pl_pr664_03.jpg

Схема перегрузки в море торпед с транспортной ПЛА пр.664 на дизельную торпедную ПЛ пр.641 /  Изображение: alternathistory.com

В рамках отработки специального оборудования и механизмов, необходимых для приема топлива с другой лодки под водой в 1961-1964 годы на СРЗ-35 в Мурманске прошла модернизацию подводная лодка С-346 проекта 613. Испытания были проведены в Белом море в октябре 1964 г. В качестве «грузовой» выступала большая дизельная ПЛ Б-82 пр.611. В декабре того же года специально созданная приказом главкома ВМФ комиссия подписала приемный акт и рекомендовала испытывавшуюся систему приема-передачи топлива к внедрению на транспортной ПЛА пр.664.

В октябре 1964 года должны были начать модернизацию Б-82 для ее принятия участия в отработке устройств и приемов передачи в море с судна на лодку ПКР и торпед. В декабре 1964 года КБ передало на предприятия всю необходимую документацию. Однако совместным решением командования ВМФ и руководства ГКС от августа 1965 года все работы, проводившиеся в этом направлении, были прекращены. Хотя к этому моменту уже был готов специальный кран с режимом микрохода и со следящей системой, а на ССЗ №402 построили стенд с МСУ, который в первой половине 1965 года с успехом прошел испытания.

В 1965 году в Северодвинске начали обрабатывать металл и изготавливать корпусные конструкции ПЛА пр.664. Но в мае того же года завод №402 прекратил все работы по постройке лодки и обратился к руководству МСП с предложением передать заказ на нее одному из ленинградских ССЗ, обещая взамен построить две стратегические ПЛА пр.667А. В июне предприятие расторгло договоры с контрагентами и с бюро. К этому моменту уже было сварено около 600 тонн корпусных конструкций и заготовлено еще 400 тонн металла.

Тем не менее, в ЦКБ-16 в течение всего 1965 года продолжалась разработка технической и эксплуатационной документации. Она была полностью завершена в первой половине 1966 года, но в соответствии с совместным решением командования ВМФ и руководства МСП от 11 ноября 1966 года работы по созданию большой транспортно-десантной ПЛА проекта 664 полностью прекратили. Это решение объяснялось необходимостью освободить производственные мощности для постройки подводных лодок с баллистическими ракетами.

2.jpg

Чертеж общего расположения десантной подводной лодки проекта 664 / Изображение: zen.yandex.ru


Тактико-технические показатели десантной подводной лодки проекта 664

Водоизмещение, т:
нормальное -10150;
с топливом в перегруз - 11600
Основные размерения, м:
длина наибольшая (по КВП) - 141,0;
ширина наибольшая - 14,2;
осадка средняя - 9,9
Главная энергетическая установка:
автономная
Два ВВР типа ВМ-4, суммарная мощность, мВт
140
ППУ ОК-300; ГТЗА-625
-
Две паровые турбины суммарная мощность, л.с.
150000
Два турбогенератора, мощность, кВт 2Х3000
Два дизель-генератора, мощность, кВт 2Х450
Два вспомогательных ЭД ПГ-116-2, мощность, кВт 2Х213
2 вала; 2 ВФШ в насадках
-
Скорость хода, узлов:
надводная -10;
подводная -18
 Глубина погружения, м:
рабочая - 240;
предельная - 300
Автономность по провизии, суток
для экипажа - 90;
для десанта в 500 человек -5;
для перевозимых раненных - 30
Экипаж, чел.(втом числе офицеров)
79 (-)
Транспортируемые грузы
 
Торпеды:
80 (533 мм) или;
160 (400 мм) или;
40 (650 мм)
Противокорабельные ракеты
20 (П-5, П-5Д, П-6, П-7)
Патроны регенерации, комплект
4060
Смазачное масло, т
60
Дизельное топливо, т
100
Питьевая вода, т
75
Провизия, т
30,9
Десант или раненные
до 500 человек (вместо других грузов)
Вооружение
 
Торпедное: 
533 мм ТА - 6 (носовое);
533 мм торпеды 53-65К, СЭТ-65 - 18
Минное:
мино-срабатывающие устройства - 2 (крмовые);
мины РМ-1, АПМ, УДМ, УДК, "Серпей", в трубах МСУ - 36;
дополнительный запас мин в грузовых отсеках - 126
Радиоэлекиронное вооружение
 
РЛС  общего обнаружения
РЛК-101 "Альбатрос"
ГАС
ГАК МГК-100 "Керчь"
СУ стрельбой 
ПУТС "Ладога-1"
Средства РЭП
МРП 10-М "Накат-М" (РТР);
АРП-53 (радиопеленгатор)
Навигационный комплекс 
"Сигма-664";
"Самум" (радиосегмент)
Комплекс радиосвязи
"Молния" 
РЛС госопознавания
н/д

4. Предэскизный проект 748

Анализ имеющихся проектов десантных подводных лодок продолжался несколько месяцев. Только в августе 1967 года Главное управление кораблестроения подготовило требования к новому проекту. На этот раз от сотрудников ЦКБ-16 требовалось учесть большинство наработок по проектам 664 и 748, а также по минным заградителям «632». С использованием технических решений этих проектов планировалось создать новую многофункциональную десантно-транспортную субмарину. Основной целью лодок нового проекта, получившего номер «717», должна была стать перевозка солдат, техники, боеприпасов и т.д. с возможностью самостоятельной выгрузки, в том числе и на неподготовленное побережье.


Таким образом, новую подлодку можно было бы использовать и как десантный корабль, и как транспорт вооружений. Наконец, проект 717 подразумевал оснащение субмарины оборудованием, необходимым для постановки минных заграждений. Фактически, техзаданием на проект требовалось снова сделать подлодку, способную выполнять сразу несколько задач. Конечно, все предыдущие подобные проекты были закрыты, однако на этот раз предполагалось использовать все полученные сведения и имеющиеся технологии. Поэтому будущее проекта 717 выглядело вполне реальным. [10]

20-2.jpg

Чертеж общего расположения десантной подводной лодки проекта 748 / Изображение: zen.yandex.ru


Как и ранее, в ходе предварительного проектирования рассматривались три варианта общей компоновки. По результатам их сравнения и анализа перспектив выбрали схему с тремя прочными корпусами, как у проекта 748 и энергетической установкой наподобие проекта 664. Широкое использование наработок по достаточно старому проекту 664 было обусловлено требованием флота упростить процесс разработки, в том числе и при помощи использования имеющихся связей со смежными предприятиями. Стоит отметить, такой подход себя оправдал: эскизный вариант проекта 717 был готов уже весной 1968 года.

Подобно проекту 748, проект 717 подразумевал использование сразу трех прочных корпусов. Центральный имел больший диаметр и вмещал в себя все основные агрегаты лодки. В целом, его компоновка была похожа на предыдущий проект. В носовой чести размещались шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом до 18 торпед, антенна гидроакустического комплекса «Керчь» и носовые горизонтальные рули с приводами. В ходе доработки эскизного проекта вместо комплекса «Керчь» решили использовать «Рубикон», что, однако, почти не повлияло на компоновку носовой части подлодки. Далее в среднем прочном корпусе находились жилые помещения для экипажа субмарины и десантников, центральный пост и т.п. Три кормовые отсека отвели под оборудование силовой установки: в седьмом находились два водо-водяных реактора и парогенераторы; в восьмом паротурбинные установки, главный электродвигатель и ряд других агрегатов; в девятом кормовом – некоторые части трансмиссии. Силовая установка приводила в движение два гребных винта. От внешних воздействий последние защищались кольцевыми насадками.

003.jpg

Проект 717 подразумевал использование сразу трех прочных корпусов / Изображение: topwar.ru


По бокам от центрального прочного корпуса на лодках проекта 717 предполагалось монтировать два дополнительных, имевших меньший диаметр. В них предполагалось размещать десантируемую технику и часть личного состава. Боковые корпуса соединялись с центральным при помощи нескольких люков, поэтому была возможность переходить между ними. Размеры отсеков для десантируемой техники, несмотря на большие габариты самой лодки, остались на уровне проекта 748. В них можно было разместить до 20 единиц техники (по 10 в каждом) или несколько сотен мест для солдат. По имеющимся данным, подлодка проекта 717 могла бы перевозить до 800 человек без бронетехники. Боковые прочные корпуса получили два передних люка большого диаметра, как это было в предыдущем проекте 748. В то же время, эти корпуса не разделялись на два отсека и весь десант размещался в едином объеме.

При создании проекта 717 во главу угла ставилось именно обеспечение десантирования войск на берег. Поэтому было предпринято несколько характерных шагов. В первую очередь, это выдвижные аппарели перед передними люками боковых прочных корпусов. По ним техника могла съезжать на берег. Стоит отметить, в убранном виде аппарели полностью «сливались» с легким корпусом лодки. Благодаря этому обтекание носовой части лодки было гораздо лучше, чем в предыдущих проектах. Интерес представляет и корма субмарины. Для того, чтобы защитить винты от столкновения с дном возле берега, нижняя часть кормы имела специфические обводы. В результате винты оказались немного выше основной плоскости.



Кроме того, на схемах видна характерная форма кормы в плане. Ее резкие «обрезанные» обводы были обусловлены необходимостью разместить в одном объеме не только приводы рулей, но и две трубы для сброса мин. Широкая корма с характерным окончанием позволила вписать в имеющийся объем все необходимые узлы и агрегаты. Трубы сбрасывающего устройства начинались в задней части боковых прочных корпусов. Для подачи мин в трубы имелась специальная аппаратура. После прохождения по трубе мина вываливалась из кормового люка и становилась на якорь. В трубы и боковые прочные корпуса можно было загрузить до 378 мин. Естественно, при максимальной минной нагрузке субмарина уже не могла перевозить десант.

Для прикрытия от ударов с воздуха, а также, при необходимости, для огневой поддержки десанта подлодки проекта 717 планировалось оснащать достаточно широким спектром зенитного вооружения. Перед рубкой находился спаренный 57-мм автомат СМ-24-ЗИФ. Сразу за рубкой конструкторы предусмотрели место для одной одноствольной зенитной пушки такого же калибра. Кроме того, на задней части крыши прочной рубки можно было установить малокалиберную автоматическую зенитную пушку. Все орудия в походном положении убирались в специальные контейнеры внутри легкого корпуса. Ракетное вооружение не предусматривалось, но, вероятно, экипажи подлодок могли бы получать некоторое количество переносных зенитных ракетных комплексов.

Подлодка проекта 717 получалась гораздо крупнее субмарины «748». Она имела расчетную длину в 190 и максимальную ширину в 23 метра. При этом осадка перспективной субмарины, благодаря улучшенному сопряжению прочных корпусов и конфигурации легкого, равнялась всего 6,8 метрам. В надводном положении новая лодка имела бы водоизмещение в 17600 тонн, в подводном – 25100. В сравнении с проектом 748 также немного улучшились ходовые качества. Погрузившись, новая лодка смогла бы разгоняться до 18 узлов. Надводная скорость – до 12 узлов. Значения возможных глубин погружения, ввиду использования наработок по предыдущему проекту, остались прежними: рабочая глубина в 240 метров и предельная 300. Автономность по запасу провизии в большинстве ситуаций уменьшилась незначительно.

В июле 1969 года командование флота и руководство судостроительной промышленности утвердили эскизный вариант проекта 717, но при этом внесли некоторые замечания. Так, требовалось создать специальный самоходный подводный аппарат, который можно было бы перевозить на подобных лодках и применять в операциях по спасению экипажей затонувших субмарин. К весне следующего 1970 года закончились все доработки и началось создание окончательной версии проекта. К октябрю-месяцу первая версия проекта была готова. В марте 1972 года проект перешел в стадию последних обсуждений и исправлений. В соответствии с нуждами военно-морского флота решили построить серию из пяти субмарин. Примерную стоимость головной подлодки определили на уровне 120-125 миллионов рублей. Со временем стоимость строительства должна была упасть до 80 миллионов. Точно так же должны были сократиться и сроки строительства. На сборку головной лодки выделили 49 месяцев, пятой – 41.

Интересно, что приказ министерства судостроительной промышленности о начале подготовки к строительству головной субмарины проекта 717 вышел еще осенью 1969 года. Однако по ряду причин подготовка затянулась, из-за чего до 73-го года удалось изготовить только несколько натурных макетов и подготовить плазовую документацию. По имеющимся данным, причиной столь большой задержки стала загруженность цеха №50 Северного машиностроительного предприятия. Ввиду размеров имевшихся на заводе цехов сборка лодок наподобие проекта 717 могла производиться только в 50-м. Однако в то время там строились лодки проекта 667БДР, вооруженные стратегическими ракетами. Другой крупный цех №55 к тому времени еще не был построен.

Задержки со сроками строительства привели к устареванию ряда элементов электронного оснащения перспективных подлодок. Поэтому в 1976-77 годах в СПМБМ «Малахит», образовавшемся результате слияния ЦКБ-16 и СКБ-143, провело обновление проекта в соответствии с текущими тенденциями. Подавляющее большинство основных электронных систем заменили более современными, соответствовавшими подлодкам третьего поколения. В конце 1977 года заказчик рассмотрел обновленный проект и одобрил его. Однако за одобрением не последовало никаких других действий. К этому времени на «Севмаше» уже использовался новый 55-й цех, но и в нем нельзя было строить новые десантные подлодки. Дело в том, с 1976 года в новом цеху строился атомный ракетоносец ТК-208 проекта 941, а также шла подготовка к закладке второй подлодки этого же проекта. Стоит отметить, рассматривалась возможность начала строительства первой лодки проекта 717, однако такой шаг означал бы сокращение объемов или темпов сборки субмарин с баллистическими ракетами. Поэтому военным морякам в итоге пришлось отказаться от уже готового к строительству проекта.

717.gif
Чертеж общего расположения десантной подводной лодки проекта 717 / Изображение: zen.yandex.ru

Тактико-технические показатели десантной подводной лодки проекта 717

Полное водоизмещение, тонн 18000
Размеры, м:
длина - 190;
ширина - 23
Предельная глубина погружения, м
300
Скорость подводного хода, узлов 18
Автономность, суток, 75
Экипаж корабля, человек 11
Грузовместимость, тонн, 1200
Варианты загрузки:
1-й вариант - 800 человек десанта и 4 плавающих танка ПТ-76 или БТР;
2-й вариант - 300 человек десанта и 20 плавающих танков ПТ-76 или БТР

Общие выводы


Как видим, все рассмотренные проекты советских десантных подводных лодок так и остались на бумаге или, в лучшем случае, в виде нескольких натурных макетов тех или иных частей конструкции. Причиной тому стали сразу несколько факторов.

Во-первых, при создании десантных субмарин, особенно ранних проектов, приходилось все делать с нуля, ведь нигде в мире тогда не было подобных работ. Примерно во время разработки проекта 621 в Соединенных Штатах прорабатывалась возможность создания аналогичного подводного корабля. По самым смелым задумкам, субмарина длиной в 220 метров, шириной в 38 и водоизмещением не менее 10000 тонн должна была перевозить до 2200-2250 морпехов или несколько десятков единиц техники, в том числе и бронированной. При этом доставку десанта на берег планировалось возложить на некие плавсредства, способные разгоняться до 80-100 миль в час. После анализа возможностей, перспектив и – самое главное – технических сложностей командование ВМС и КМП США решило продолжать существующее развитие десантного флота.

Второй причиной, по которой Советский Союз так и не построил ни одной десантной подлодки, были ограниченные возможности промышленности. Даже доведенный до ума проект 717, к тому же созданный на пике могущества страны, не пошел в серию. Военным пришлось выбирать, что строить: АПЛ со стратегическими ракетами или десантные подлодки. В итоге выпор пал на первый вариант.

Третья причина отсутствия в ВМФ СССР десантных лодок напрямую связана со второй и в некотором смысле является предпосылкой для нее. Советский Союз, регулярно патрулируя удаленные акватории, не имел намерений нападать на кого-либо первым. Поэтому десантные подлодки, равно как и все прочие классы десантных кораблей, все время находились, что называется, на вторых ролях относительно крейсеров, а также стратегических и многоцелевых подводных лодок. Более того, до определенного времени, по понятным причинам, не было четкой и объективной концепции применения десантных лодок.

В конечном итоге сложность разработки и строительства, ограниченные ресурсы и не вполне понятные перспективы привели к имеющемуся результату. На долгие годы вперед основной техникой для перевозки и десантирования морской пехоты остались большие и малые десантные корабли, а также корабли и катера на воздушной подушке. В восьмидесятых годах наметился прорыв в области десантного кораблестроения: Невское ПКБ создало проект универсального десантного корабля «11780». К сожалению, из-за политических, экономических и социальных катаклизмов он не был реализован в металле и пополнил список закрытых проектов кораблей для перевозки и высадки морской пехоты.

Материал к публикации подготовил Станислав Закарян


При написании публикации использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материал издания «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Советские десантные подлодки. Часть I ».

2. Материалы Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Десантная подводная лодка».

3. Матариалы сайта ucrazy.ru, публикация «Советские средства скрытной подводной доставки военного десанта к берегам противника».

4. Матариалы сайта «Яндекс. Дзен», публикация «Проект 621: Десантная подводная лодка».

5. Материалы издания Dogs of War, публикация «Подводная лодка проекта 621 (СССР)».

6. Матариалы сайта «Яндекс. Дзен», публикация «Подлёдно-транспортная подводная лодка проекта 626».

7. Материалы издания Dogs of War, публикация «Подводная лодка проекта 626 (СССР)».

8. «Военно-патриотический сайт «Отвага»», публикация «Транспортная атомная подводная лодка проекта 664».

9. «Военно-патриотический сайт «Отвага»», публикация «Десантно-транспортная атомная подводная лодка проекта 748».

10. Материал издания «Военное обозрение», статья Кирилла Рябова «Советские десантные подлодки. Часть II ».



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»
12


Теги: Оружие ВМФ России, десантные подлодки, проект 621, проект 624, проект 748, проект 717