Блоги / Техника и вооружение

5:02 / 19.10.19
Военные сухопутные электроходы России, что, где, когда?

4.JPG

В рамках ОКР «Платформа-О» разрабатываются специальное колесное шасси грузоподъемностью 85 т («КАМАЗ-7850»), колесная формула 16х16 / Фото: goodfon.ru

Уважаемые читатели, в начале статьи следует оговориться, что понятие «электроход» более приемлемо к морскому транспорту, например - «Росси́я» — советский морской круизный дизель-электроход, пассажирское судно. Но наземный транспорт, не привязанный к рельсовому ходу и контактным проводам, на сегодня очень разнообразен. Это - машины с электромеханической трансмиссией и двигателями внутреннего сгорания, это – электромобили и электробусы, это – и гибридные машины. У них имеются свои плюсы и минусы. Но, несмотря на это, данные машины в той или иной степени находят применение в ВС РФ. Поэтому и существует некоторый интерес рассмотреть эти виды и типы вооружений и военной техники (ВВТ).

В последние годы наблюдается повышенный интерес к созданию подобных машин.

Рассмотрим первую разновидность таких образцов ВВТ – машины с электромеханическими трансмиссиями.

Так в издании РУССКОЕ ОРУЖИЕ от 07.03.2019 года сообщалось о приёмке на снабжение ВС РФ машин от предприятия «Ремдизель» специальных колёсных шасси, выполненных по программе «Платформа-0».[1] В статье сообщено: «После успешного завершения госиспытаний по рекомендации госкомиссии семейство высокомобильных модельных шасси "Платформа-О" принято на снабжение Вооруженных сил РФ, - сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе». Указано, что в рамках первой партии военные получат пять различных машин из семейства "Платформы-О".

PJHx1.jpg



В рамках ОКР «Платформа-О» разрабатываются специальное колесное шасси грузоподъемностью 85 т («КАМАЗ-7850»), колесная формула 16х16;

специальное колесное шасси грузоподъемностью 60 т («КАМАЗ-78509»), колесная формула 12х12;

kamaz-78504_001.jpg

седельный тягач для полуприцепа массой 90 тонн («КАМАЗ-78504»), колесная формула 8х8; балластный тягач для прицепа массой 75 т (самолета на аэродроме – 400 т); «КАМАЗ-78508», колесная формула 8х8. Даже неспециалисту нетрудно было догадаться, что «сороконожки» «КАМАЗ-7850» и «КАМАЗ-78509», скорее всего, предназначены для монтажа пусковых установок, а тягачи могут быть использованы для буксировки вооружения и военной техники. Три шасси грузоподьемностью 25, 50 и 85 тонн с колесной формулой 8х8, 12х12 и 16х16, а также тяжелые седельный и балластный тягачи с колесной формулой 8х8 - для транспортировки тяжелой техники массой до 165 тонн, буксировки прицепов и самолетов массой до 400 тонн.

Необходимо отметить, что балластный тягач по состоянию на март 2019 года ещё не существует. Это должен быть образец с кузовом, в который загружен бетонный или чугунный груз – балласт. Индекс ещё не определён, обозначим его как К-7850X. Это же касается и тяжёлого седельного тягача, предназначенного для транспортировки тяжёлой техники массой до 165 тонн. Обозначим его как К-7850Y.

В ходе выполнения ОКР «Платформа-О» Заказчик (МО РФ) выдвинул требования по защищённости. Выполнение этого требования для схемы «мотор-колесо» оказалось труднореализуемо: хотя образец оснащён кабиной в защищённом исполнении и «протектированными» топливными баками, остальные узлы и агрегаты шасси никак не защищены.

08.jpg

Вид спереди снизу. Нетрадиционные решения позволили отказаться от многочисленных карданов, но одновременно увеличили количество различных кабелей, шлангов, оборудования силовой электроники и гидравлики / Фото: www.gruzovikpress.ru

Это хорошо видно, если посмотреть на установленное внутри рамы шасси оборудование и проложенные кабели и шланги – при подрыве на мине может произойти замыкание высоковольтного оборудования (напряжение до 900 В) и возгорание масла гидросистемы. Но больше всего проблем возникло с мотор-колёсами: в ходе испытаний на поражение сбоку оказалось, что после пробития крышек ступиц колёс и попадания поражающих элементов и осколков внутрь мотор-колёса были наглухо заблокированы. Выходом из этого стало принятие решения о применении вместо схемы «мотор-колеса» схемы «мотор-ось».


Есть данные, что на последующих этапах выполнения программы проходили испытания шасси КАМАЗ с иной схемой – мотор-ось. Выявлено, что, используя в такой схеме электродвигатели во взрывозащищённом исполнении и в бронированном корпусе, удалось выполнить ряд требований Заказчика.[2]

Ракетный тягач от КамАЗа был впервые показан на форуме "Армия-2018". Машина имеет режим крабового хода - когда все колеса поворачиваются в одну сторону и гигантский грузовик может ползти в сторону.

Отличительными свойствами семейства являются конструктивные особенности КамАЗ - 7850: модульная сборка, удлиненная рама, многоосная ходовая часть, выполненная трансмиссия по схеме «мотор-ось» с независимым приводом колесных механизмов, рулевое управление (обеспечивает поворот передних осей в одну сторону, а задних - в другую, тем самым выполнить разворот на ограниченной площадке или всех колёс в одну сторону «крабовый ход» - движение боком), высокое расположение выхлопной трубы, мощный бампер и защита моторного отсека, регулируемый дорожный просвет (может продолжить движение при вышедшем из строя колесе приподняв его), автоматическая подкачка шин, видеокамеры и прибор ночного видения (позволяют осуществлять движение ночью без включения фар), электрическая трансмиссия (позволяет избавиться от тяжёлых механических агрегатов трансмиссии, тем самым увеличить КПД машины и полезную грузоподъёмность), бортовой компьютер (способен обеспечить дистанционное управление машиной), двигатель КамАЗ -7850.

Какие плюсы даёт применение электромеханических трансмиссий?

КАМАЗ сделал ставку на использование нетрадиционного технического решения: дизель-электрического привода с электромоторами. Каковы плюсы такого подхода? Как пишет Привалов, во-первых, это отсутствие сложной трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов, что серьезно снижает вес шасси. Во-вторых, электродвигатели развивают максимальный крутящий момент сразу, как только на них подается питание. В-третьих, такая схема позволяет всем колесам шасси вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. В-четвертых, возможно использование системы рекуперации энергии торможения. В-пятых, облегчается обеспечение активной безопасности движения — любые алгоритмы систем типа ABS программируются в блоке управления и могут воздействовать на каждое колесо индивидуально.

С определённой степенью подробностей читатели уже были ознакомлены с этим семейством машин из статьи Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 2)».[3]

Ранее сообщалось, что переход армии с белорусских машин на отечественные произойдет постепенно, в течение 10 лет. Это, в первую очередь, связано с необходимостью строительства и введения в строй дополнительных площадей и производственных мощностей. Сейчас АО "Ремдизель" имеет опытное производство, способное выпускать не более 10 таких машин в год. Со слов советника генерального директора ПАО «КамАЗ», высказанных 13.09.18 года известно, что серийное производство отечественных шасси семейства "Платформа-О", в том числе для мобильных стратегических ракетных комплексов "Тополь-М" и "Ярс", начнется не раньше 2023 года.[4] А до этих пор говорить о разглашении ТТХ машин семейства не приходится. Да и вообще до массового производства машин данные о их ТТХ, как представляется, в открытой печати не появятся.

Вывод: В России приняты на вооружение современные СКШТ, значительно превосходящие уже традиционно применяемые машины от белорусского МЗКТ.

Далее, уважаемые читатели, необходимо рассмотреть вопросы, связанные с созданием в России образцов БТВТ, оснащаемых гибридными силовыми установками.

Следует отметить, что 09.10.2016 года в еженедельнике «Звезда» появилась статья с фотографиями Виталия Кузьмина «В России испытали бесшумный БТР на электрическом ходу».[5]

850-d-850.jpg

Бронетранспортер с гибридной силовой установкой / Фото: Архив НИИЦ исследований и перспектив развития бронетанковой техники ВС РФ 3-го ЦНИИ Минобороны

А 30.09.2019 года в издании «Красная звезда» появилось интервью Александра Тихонова, взятое им у главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Олега Салюкова.[6]

В интервью главнокомандующий СВ заявил: «…прорабатывается вопрос использования в образцах вооружения гибридных силовых установок с электрическими трансмиссиями с использованием накопителей энергии высокой ёмкости, уже получен определённый задел в этом направлении. Практическая реализация применения данных технических решений позволит на порядок увеличить энергетику машин, расширить возможности по компоновке образцов и обитаемости экипажа, обеспечить применение современного и перспективного вооружения, а также новых средств защиты. При этом за счёт движения на электрической тяге будет обеспечено скрытное бесшумное выдвижение на огневые позиции. Появление данных перспективных образцов позволит выполнять поставленные задачи в различных условиях, адаптироваться к динамике изменения внешних факторов, а также значительно повысить автономность действий войск».

Уважаемые читатели, позвольте вам напомнить, что в статье Анатолия Черкашина «Россия на выставке ИННОПРОМ-2018 представила прототип гибридного автомобиля» [7] рассказано, что такое гибридные транспортные средства и дана классификация существующих «гибридов».

Все эти статьи являются свидетельством того, что в России ведутся работы над созданием для ВС РФ новых типов образцов вооружения и военной техники (ВВТ).

Но, вернёмся к статье в еженедельнике «Звезда». В качестве предыстории к ней можно привести появившуюся в издании Военного Обозрения 15 июля 2016 года статья Кирилла Рябова «Новости проекта бронетранспортера с гибридной силовой установкой «Крымск».[8] Рябов в данной статье напомнил, что использование гибридной силовой установки с применением электрической трансмиссии отрабатывалось в рамках научно-исследовательской работы под шифром «Крымск». Создание этого проекта завершилось в середине 2013 года, после чего была собрана опытная машина, которой предстояло принять участие в испытаниях. По разным данным, проверки этой техники продолжаются до сих пор.

000-01.jpg

Общий вид машины "Крымск" / Фото Armyman.info

1.jpg

БТР-90, на базе которого построена машина "Крымск" / Фото Wikimedia Commons

Далее Рябов сообщил, что в качестве базы для экспериментальной машины «Крымск» был предложен бронетранспортер БТР-90 «Росток». Эта машина ранее прошла испытания, но не поступила в серию. От закупок серийной техники этого типа отказались примерно одновременно с началом проекта «Крымск».

Ещё раньше, в 2013 году, в издании АВТОВЕСТИ появились статья и видео о испытаниях гибридного перспективного БТР, созданного на базе БТР-90 «Росток».[9]

Материалы Википедии [10] позволяют рассмотреть ТТХ БТР-90.

с1.jpg

Компоновка БТР-90 / Изображение: militaryarms.ru

Тактико-технические показатели БТР-90

Боевая масса, т 22
Экипаж, чел. 3+7 десант
Производитель Арзамасский машиностроительный завод
Размеры, мм:
длина корпуса - 8200;
ширина - 3100;
высота - 3000* ;
клиренс - 510
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм 2А42
Пулемёты 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение:
гранатомёт АГС-17;
ПТРК «Конкурс-М»
Подвижность
Тип двигателя 2В-06-2С
Мощность двигателя, л. с. 510
Скорость, км/ч: 
по шоссе - более 100;
на плаву 12
Запас хода по шоссе, км
800
Колёсная формула 8 × 8
Тип подвески независимая торсионная с телескопическими гидроамортизаторами

Примечание:
* с учётом высоты башни.

Из этой же статьи известно, что БТР-90 планировалось оснастить автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колёс с полным приводом. Броня, по сравнению с БТР-80, была существенно усилена. Значительно улучшена противоминная защита, в частности, днище машины имеет V-образную форму — более стойкую к воздействию ударной волны, чем традиционная плоская.

Машину оборудовали бортовой информационно-управляющей системой (БИУС). Наличие БИУС предполагает возможность применения дистанционного управления машиной.

БТР-90 был принят на вооружение Вооружённых сил приказом Министра обороны Российской Федерации № 324 от 9 июня 2008 года, однако, кроме опытной партии, подобных машин в войска не поступило. В октябре 2011 года Минобороны России отказалось закупать БТР-90 и не включило их в список госпрограммы вооружения до 2020 года, а также отказалось от экспорта данного БТР.

01.png

Многотопливный двигатель 2В-06-2 / Фото: www.chtz.ru


Машину планировалось оснастить четырехтактным, оппозитным, 6-цилиндровый многотопливным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддуваемого воздуха 2В-06-2. Агрегат весил от 885 до 960 килограммов.

Из материалов предшествующих статей вытекает, что в опытной машине «Крымск» применили бронекорпус, ходовую часть с подвеской, водоходный движитель и систему водооткачки идентичную БТР-90.

Принципы управления поворотом на суше аналогичные БТР-90: можно осуществлять плавный поворот, как на БТР-82 (за счёт поворота управляемых колёс передних двух осей) и поворот «по танковому» (за счёт вращения колёс правого и левого бортов «враздрай»).

Особенности конструкции:

На имеющемся шасси были установлены силовая установка и трансмиссия, построенные по схеме «последовательный гибрид». Электрическая трансмиссия выполнена по схеме «мотор-полуось».

Бронетранспортер получил новый дизельный двигатель типа ЯМЗ-650.10, мощность которого была ограничена 360 л.с. Непосредственно с основным двигателем соединялся вентильный индукторный электрогенератор, разработанный ОАО «Элтон». Генератор выполнен управляемым электромагнитным и имеет обмотку возбуждения. При помощи последней осуществляется управление параметрами двигателя и генератора, оптимизируя режимы их совместной работы в зависимости от имеющихся условий и требуемых характеристик. Имеется возможность использования основного генератора в качестве электромотора. В таком режиме он может использоваться в качестве стартера или для «торможения двигателем».

БТР получил системы АБС (антиблокировочная система), ПБС (противобуксовочная система), курсовой устойчивости и круиз-контроль.

Как же управляется эта гибридная силовая установка в совокупности с электромеханической трансмиссией?

В составе трансмиссии присутствуют силовые преобразователи энергии, созданные НПП «Цикл+», а также распределенная микропроцессорная система управления от НПФ «Вектор». Задачей этой аппаратуры является слежение за работой всех систем, включая тяговые электрические двигатели. Имеется возможность автоматической коррекции параметров работы двигателей, благодаря чему реализуются различные важные функции. Автоматика способна брать на себя функции активной безопасности, следить за поддержанием скорости, а также контролировать правильное направление движения. Все управление в этих режимах осуществляется путем изменения крутящего момента тяговых двигателей, как синхронно, так и отдельно.

Общий принцип работы гибридной силовой установки и электрической трансмиссии, предложенный проектом «Крымск», выглядит следующим образом. Основной дизельный двигатель приводит в действие генератор, который подает электроэнергию на системы трансмиссии. Те, используя команды автоматики, распределяют энергию между тяговыми двигателями и накопителем. Кроме того, автоматика следит за параметрами работы систем и характеристиками машины, а также ведет расчёт команд для различных элементов трансмиссии. Последнее позволяет автоматизировать некоторые процессы и упростить управление машиной.

Следует отметить, что основной электрогенератор вырабатывает переменный ток. Затем он преобразовывается в постоянный, используемый всеми основными системами, как двигателями, так и накопителем. Такая особенность электрических систем позволила оптимизировать некоторые процессы.

В зависимости от режима движения машины, автоматическая система управления должна менять режимы работы силовой установки, а также использовать резерв в виде накопителя. Так, при движении по шоссе с установившейся скоростью, излишки электроэнергии должны передаваться в накопитель. При необходимости разгона или подъема на склон тяговые двигатели получают энергию как от генератора, так и от накопителя. При торможении кинетическая энергия машины при помощи соответствующего режима двигателей частично преобразуется в электрическую и отводится в накопитель. Также упоминается возможность движения машины исключительно при помощи накопителя (при выключенном дизеле). В таком случае некоторое расстояние бронетранспортер может проехать практически бесшумно. При этом, количество выделяемого в атмосферу тепла (выхлопных газов) значительно снижается, и машина становиться менее заметной для приборов разведки и самонаводящихся головок боеприпасов противника.

Далее, уважаемые читатели, предлагается рассмотреть некоторые известные общественности ТТХ экспериментальной платформы проекта «Крымск».

000.jpg

Экспериментальная платформа проекта «Крымск» / Фото: militaryrussia.ru


Тактико-технические показатели экспериментальной платформы проекта «Крымск»

Боевая масса (без башни), т 22
Силовая установка гибридная: Дизель ЯМЗ-650.10, мощность 360 л.с. и вентильный индукторный электрогенератор от ОАО «Элтон»; накопитель энергии ёмкостью 300 кВт/ч*
Трансмиссия электромеханическая (8 тяговых электродвигателей типа «мотор-полуось» + планетарные редукторы на ступицах колёс
Скорость, км/ч: по шоссе - 97;
по грунтовой дороге - 75
Скорость буксировки прицепа массой 13 т (БТР-80) по грунтовке, км/ч 48
Углы подъёма (с буксируемым грузом), градусов
30 (15)
Радиус поворота минимальный, м 3,8
Преодолеваемые препятствия, м: траншея (ширина) - 2;
стенка (высота) - 0,5;
брод (глубина) - плаващий
Запас хода по топливу, км 940*

Примечание: * по состоянию на 2019 год появились новые типы накопителей (на гибридных автомобилях и электробусах), что обеспечит значительно более высокие показатели.

На борту машины есть большой запас энергии (300 киловатт по состоянию на 2013 год), которую можно высвободить "мгновенно". Следовательно, в недалекой перспективе на боевую машину можно будет устанавливать оружие, которое работает на новых физических принципах, например, лазерное или электромагнитное.

Выводы:

1. Наряду с рассмотренными выше в статье СКШТ в России разрабатываются не только автомобили с гибридной силовой установкой, но и подобные образцы колёсных машин БТВТ.

2. Эти «гибриды» отличаются потребностью в менее мощном двигателе внутреннего сгорания, т.к. совместно с ним в образовании силового потока участвуют и электромашины.

3. «Гибриды» отличаются меньшим расходом топлива, большей экологической безопасностью и способностью скрытно выдвигаться в заданный район (при выключенном двигателе внутреннего сгорания). Так как на этих машинах имеется собственный электрогенератор, они не нуждаются в обустройстве пунктов подзарядки накопителей энергии.

4. Однако в процессе хранения ВВТ в парках неминуемо увеличиваются затраты на поддержание аккумуляторного хозяйства в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо принимать меры по подзарядке АКБ и накопителей энергии непосредственно на местах хранения в постоянных парках воинских частей.

5. Применение, как и на СКШТ, тяговых электромоторов в трансмиссии обеспечивает высокую динамику ВВТ (при нулевых оборотах электромоторов у них максимальный крутящий момент).

6. Однако, применение электромашин в этой технике заставляет задуматься об изменении системы подготовки водителей (водителей-операторов). Ведь на этих ВВТ присутствуют электрогенераторы, электромоторы и высоковольтное оборудование, к эксплуатации которого персонал должен допускаться только после соответствующего обучения. Кроме этого, машины получают способность управляться дистанционно (беспилотно).

7. Наличие на этих ВВТ электротрансмиссий способствует повышению КПД, увеличению запаса хода по топливу и общей грузоподъёмности машин.

8. Электромоторы значительно быстрее, по сравнению с двигателями внутреннего сгорания, готовы принять нагрузку, так как не требуют значительного времени на прогрев в холодное время, машина способна начать движение существенно раньше.

9. Принятие подобных образцов на массовое снабжение войск должно способствовать повышению боеготовности, подвижности войск и совершенствованию устанавливаемых на них вооружений.

И ещё об одном виде электроходов необходимо вспомнить. Это – электромобили (электроавтомобили и электромотоциклы).

24.05. 2018 года появилась статья Олега Меньщикова «Иж Пульсар: серийный электромотоцикл концерна Калашников».[11] В ней сообщалось, что в базе Росстандарта появилось Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на мотоциклы Иж Пульсар. Так называется новый электрический эндуро, который в прошлом году несколько раз демонстрировал в Москве концерн Калашников.

Концерн «Калашников» представил электромотоциклы в августе 2017 года. Широкой аудитории их продемонстрировали на форуме «Армия-2017».

Утверждается, что эти мотоциклы российского происхождения — собственная разработка концерна Калашников.


Мотоцикл заявлен с двумя типами вилки переднего колеса. В ОТТС указаны версии L3012 и L3013. Первая предназначена для «служб министерств здравоохранения, внутренних дел, Федеральной службы войск национальной гвардии, МЧС, ФСБ, ФТС, Минюста России», а вторая — гражданская.


Силовая установка у Пульсара оригинальная: бесщеточный электромотор постоянного тока китайской компании Golden Motor.

В сертификате указаны три вида тяговых аккумуляторов — литий-феррофосфатные, литий-ионные или литий-полимерные. Одна основная батарея расположена над двигателем, а еще одна или две (дополнительные) — в кофрах. Емкость основной — от 38 до 100 А·ч, вспомогательных — от 20 до 30 А·ч,


В оснащение версии специального назначения, с вилкой переднего колеса L3012, входят дуги безопасности, багажник, задний и боковые кофры, а также проблесковый маяк.

Осенью 2017 года руководитель Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что примерно 30—50 электромотоциклов концерна Калашников будут работать на чемпионате мира по футболу.

А 9 января 2019 года появилась статья «Московская военная автоинспекция получит электромотоциклы «Калашникова».[12]

М4М.jpg

Московская военная автоинспекция получила электромотоциклы «Калашникова» / Фото: www.yaplakal.com

В перспективе, исходя из полученного опыта, планируется сформировать мотоциклетные подразделения в шестнадцати ВАИ, уточнили в Минобороны. Данные подразделения будут сформированы в местах дислокации штабов военных округов, флотов и городах-миллионниках, где на дорогах большая плотность и интенсивность движения.

В связи с тем, что эти электромотоциклы появляются в рядах Военной полиции ВС РФ, представляется необходимым сообщить их известные ТТХ.

150893382718184243.jpg

Сборка электромотоциклов Иж Пульсар / Фото: pikabu.ru

Тактико-технические показатели специальной серии электромотоциклов Иж Пульсар

Снаряженная масса, кг 165 – 245*
Полная масса, кг 300-320*
Колёсная база, мм 1530-1550
Габаритная длина, мм 2200-2400
Силовая установка Бесщёточный электромотор постоянного тока от Golden Motor
Максимальная 30-минутная мощность, кВт (л.с.) 15 (20)
Тяговые аккумуляторы Литий-феррофосфатные, литий-ионные, литий-полимерные (основной – над двигателем, запасные – в кофрах)
Ёмкость АКБ, А/ч: основного - 38-100;
вспомогательных - 20-30;
суммарно - max 160
Запас хода согласно ОТТС, км 50 - 250

Примечание:
* в зависимости от типа и числа аккумуляторов

В дополнение следует добавить, что концерном «Калашников» в Ижевске разрабатывается электромобиль ОВУМ (яйцо – лат.). Машина была представлена на II Всероссийском форуме оружейников Президенту РФ.

f6815ba5-2169-4fcc-8130-9cabf25087de.jpg

Электромобиль ОВУМ (яйцо – лат.) / Фото: cdn1.kalashnikov.media

Надо понимать, что это – не единственный электрокар. На большинстве предприятий применяют погрузчики – электрокары, в Москве и ряде других городов России появились и около года эксплуатируются электробусы, конструкция которых и характеристики представлены в статье Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 1)».[13]

1а.jpg

Изображение: www.arms-expo.ru


Ранее, в 2018 году, промелькнула статья «Концерн «Калашников» разработал электрический суперкар с кузовом от Иж-Комби (не шутка)».[14] В ней говорилось, что на форуме «Армия-2018» в Кубинке концерн показал опытный образец шасси электросуперкара с кузовом от Иж-21252 «Комби» 1970-х годов. Это - пока демонстрация разрабатываемых технологий, а не прототип. Шасси присвоили индекс CV-1, у будущего серийного суперкара предполагается другой кузов.

Ниже, уважаемые читатели, порассуждаем немного о этих машинах.

Первое. Следует напомнить, что электромобилями в России (в СССР) начали заниматься давно.

Самый первый электромобиль СССР был выпущен в 1948 году в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте. Инженеры создали две опытные модели: НАМИ-750 и НАМИ-751. Они имели незначительные технические отличия и представляли собой фургоны вагонного типа. Зарядки НАМИ-750 хватало примерно на 70 километров при средней скорости эксплуатации в 20-25 км/ч. Уже тогда, 70 лет назад, инженеры предусмотрели возможность подзарядки машины от обычной городской сети.

1а.jpg

Электромобиль СССР - модель НАМИ-750 / Фото: pbs.twimg.com

01.jpg
Компоновка НАМИ-750 / Изображение: www.gruzovikpress.ru

Машины НАМИ производились на Львовском автомобильном заводе и до 1958 года использовались для развоза почты в Москве и Санкт-Петербурге. [15] Далее, в названной статье приведён обзор всех электромобилей, выпускавшихся в СССР и современной России.

Второе. Собственно – о электромобиле ОВУМ. Ничего о его характеристиках в открытых источниках не сообщается. Можно только судить по его фотографиям. Первый ОВУМ был трёхколёсным и предназначался для полиции. У него ведущим являлось заднее колесо, приводившееся во вращение посредством цепного привода.

Кузов представлен в виде двухместной бездверной капсулы и совершенно не приспособлен для перевозки работников силового ведомства, не говоря уже о задержанных. ОВУМ можно разогнать до 80 км/ч, но рекомендуемая скорость ниже — 30 км/ч.

Третье. Показанная Президенту РФ версия уже оснащена четырьмя дверями. Судя по фото, машина предназначена для движения по асфальту. Её грязевые щитки при выезде на удмуртские грунтовки, зачастую проходящие по очень липким глинам, будут неминуемо сорваны или остановят передние колёса. Автору настоящей статьи приходилось в 1961 году на руках вытаскивать с дороги под городом Можга мотоцикл, безнадёжно остановившийся из-за местных глин во время дождя.

Кроме этого в капсуле кузова не наблюдается багажника.

Но у автора данной статьи вызвало сильное удивление повествование о электрическом суперкаре, смонтированном в кузове ИЖ-Комби (CV-1), о котором рассказано выше. В той статье сообщено, что батарея электрического суперкара запитывает революционный инвертор, с габаритами 50х50х100 см и массой в 50 кг, что позволяет развивать мощности до 1.2 МВт полезной нагрузки. Емкость батареи — 90 кВт/ч. Состояние бортовых систем регулируется общим бортовым вычислителем, который позволяет отслеживать состояние двигателя, инвертора и батареи.

Номинальная мощность CV-1 — 220 кВт (299 л.с.), пиковая — 500 кВт (680 л.с.). Запас хода электромобиля на одной зарядке составляет 350 км. Динамические характеристики машины не сообщаются.

Воистину – фантастика. Ведь первая, созданная по плану ГОЭЛРО Волховская ГЭС, первоначально имела мощность в 58 МВт, то есть всего в 48,3 раз больше, чем у этого инвертора. А как же быть с Законом о сохранении энергии? Откуда же такая мощность возникает у инвертора, запитываемого от сравнительно малоэнергоёмкого аккумулятора?

Но это фантастическое сообщение заставляет подумать, что в электромобилях могут «гулять» значительные электромагнитные поля, угрожающие здоровью и жизни человека.

Эти поля (электромагнитное излучение) пагубно влияют на нервную, имунную и эндокринную системы человека, а также на репродуктивную функцию.[16] И в первую очередь от этого страдают водители, проводящие значительную часть рабочего времени под воздействием этого излучения.

Ниже следует также подумать о том, что действительно ли электромобили способны обезопасить окружающую природу.

Да, они не загрязняют окружающую среду выхлопными газами, их выделяемое тепло значительно ниже по сравнению с машинами, оснащёнными двигателями внутреннего сгорания.

Но следует задуматься, что эти виды транспорта необходимо подзаряжать, подпитывать их аккумуляторы, восполнять запас энергии. А где брать эту энергию? Источники – электростанции.

Рассмотрим гидроэлектростанции (ГЭС). Для их работы необходимо создать запасы первичной энергии – водохранилища. Следует сказать, что площадь водохранилища у старинной и далеко не самой мощной Волховской ГЭС составляет 667 км2, полный объём водохранилища – 36 млн. м3, полезная ёмкость – 24,36 млн. м3. Вывод: оказались затопленными леса – «лёгкие нашей планеты Земля», а они производили кислород. Затоплены выгребные ямы в деревнях, свалки, кладбища и скотомогильники. Зараза стала вымываться водами и нести болезни людям. Кроме этого возникает угроза, в случае военного конфликта либо теракта, разрушения плотины и массовой гибели населения от наводнения.

Что касается тепловых электростанция (ТЭС), то в них для образования перегретого пара, вращающего турбины, необходимо в горячем состоянии содержать котлы, в том числе и в режиме ожидания пиковых нагрузок, а это означает сжигать топливо (уголь, газ или мазут). Что, в свою очередь, загрязняет и разогревает атмосферу. Созданные запасы топлива могут самовозгораться, их могут подорвать или сжечь. Это чревато экологическими катастрофами.

А если рассмотреть атомные электростанции (АЭС), то в них уже ядерная реакция деления урана нагревает воду в паровых котлах. Продукты распада урана необходимо утилизировать (закапывать в урановых могильниках), что так же не безопасно для человека и окружающей среды.

Следует также помнить, что первичная энергия, необходимая для подзарядки аккумуляторов электромобилей теряется при передаче по проводам и в различного рода коммуникационных устройствах, что определяется их КПД.

Конечно, применение электрокаров в закрытых помещениях, на складах, на экологических площадках и т.п. позволяет защитить людей в этих помещениях от вредных выхлопных газов, т.е. не ухудшить их здоровье и работоспособность, но это – частный случай.

И ещё один недостаток этих транспортных средств. Зарядка таких видов транспорта занимает определённое время, существенно большее, чем заправить машину горючим. В течение этого времени машины нельзя использовать по назначению.

К плюсам таких видов транспортных средств следует отнести их малошумность, не привязанность к определённым путям (рельсам и контактным проводам), т.е. их большую скрытность, подвижность и оперативность.

Выводы:

1. Электромобили наделены рядом преимуществ по сравнению с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания: малошумность, отсутствие выхлопных газов, высокие динамические характеристики.

2. К основным недостаткам данного вида транспортных средств, с военной точки зрения, следует отнести потребность в создании пунктов зарядки аккумуляторных батарей и значительное время на подзарядку.

3. Весьма сомнительными выглядят выводы ряда экспертов о экологической безопасности данного типа машин. Вероятно, что ими не учитываются экологические факторы, связанные с работой первичных источников энергии.

4. Учитывая недостатки, отмеченные в пункте 2 выводов, автор считает неприемлемым применение таких видов транспорта для снабжения ВС РФ в качестве основных видов ВВТ.

Общие выводы по статье:

1. Применение СКШТ с электромеханической трансмиссией в ВС РФ оправдано и целесообразно.

2. В ВС РФ должны найти широкое применение объекты ВВТ, оснащённые гибридными силовыми установками.

3. Поступление на обеспечение войск машин с электромеханической трансмиссией и с гибридными силовыми установками предопределяет внесение изменений в систему подготовки водителей и специалистов-ремонтников, а также необходимость изменения технологического процесса содержания машин на площадках хранения в постоянных и полевых парках воинских частей.

 4. Поставка в войска, в качестве основных объектов ВВТ, различных видов электроавтомобилей и электромотоциклов не желательна и будет способствовать снижению боеготовности и боеспособности частей и соединений.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Статья Антона Валагина «"Тополи" и "Ярсы" переложили на электрошасси» в издании RG.RU РУССКОЕ ОРУЖИЕ от 07.03.2019 года.

2. Статья Александра Привалова «Платформа-О»: слухи и факты. Долгожданная автомобильная премьера от КАМАЗа» в издании Грузовик пресс от сентября 2017 года.

3. Статья Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 2)» в издании информационного агентства Оружие России от 14.02.2019 года.

4. Издание  «Новости ВПК», публикация «Серийное производство шасси "Платформа-О" для "Тополей" и "Ярсов" начнется после 2023 года»» в издании Новости ВПК от 13.09.18 года.

5. Редакционная статья «В России испытали бесшумный БТР на электрическом ходу» в издании еженедельника «Звезда» от 13.07.2016 года.

6. Статья Александра Тихонова «Самый многочисленный вид Вооружённых Сил отмечает свой профессиональный праздник» в издании газеты «Красная звезда» от 30.09.19 года.

7. Статья Анатолия Черкашина «Россия на выставке ИННОПРОМ-2018 представила прототип гибридного автомобиля» в издании информационного агентства Оружие России от 30.07.2018 года.

8. Статья Кирилла Рябова «Новости проекта бронетранспортера с гибридной силовой установкой «Крымск» в издании Военное Обозрение от 15 июля 2016 года.

9. Редакционная статья «В РОССИИ РАЗРАБОТАЛИ ГИБРИДНЫЙ СУПЕР-БТР» в издании АВТОВЕСТИ от 30 июля 2013 года.

10. Статья «БТР-90» в издании Википедия, актуально на 25 сентября 2019 года.

11. Статья Олега Меньщикова «Иж Пульсар: серийный электромотоцикл концерна Калашников» в издании Авто РЕВЮ от 24.05.2018 года.

12. Редакционная статья «Московская военная автоинспекция получит электромотциклы «Калашникова» в издании Ростех.РУ от 9 января 2019 года.

13. Статья Анатолия Черкашина «В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 1)» в издании информационного агентства Оружие России от 10.02.2019 года.

14. Редакционная статья «Концерн «Калашников» разработал электрический суперкар с кузовом от Иж-Комби (не шутка)» в издании drom.ru от 23 августа 2018 года.

15. Статья Кирилла Головкина ««ЭЛЛАДА», «ОВУМ» И ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА» в издании STRELKA MAG от 28.05.19 года.

16. Статья инженера Елены Фадеевой «Коварные волны. Опасно ли электромагнитное излучение?» в издании Наш ребёнок от 2009 года.



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12

Теги: СКШТ, гибрид, силовая установка, трансмиссия, накопитель энергии, электромотор