Блоги / Техника и вооружение

5:05 / 15.04.20
За что российский Су-34 считают лучшим истребителем-бомбардировщиком

5483521.jpg

Су-34 / Фото: Вадим Савицкий / Минобороны России

В 2020 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) завершает выполнение контракта на поставку Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ почти 100 фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Как отметили в ОАК, в современной России этот контракт не имеет аналогов как по объему, так и по сроку, — на его реализацию отводилось восемь лет (с 2012 года). Это говорит о том, что в ВКС высоко оценили достоинства этой машины, которая сейчас летает во всех регионах нашей страны и в различных климатических зонах. А после успешного применения в Сирии Су-34 вызвал интерес и за рубежом — стало известно о первых заказах этой машины. Также летом 2020 года планируется подписать новый контракт на поставку в нашу армию бомбардировщиков с расширенными боевыми возможностями — существенно расширится номенклатура авиационных средств поражения.

История "Защитника"

Работы по созданию двухместного Су-34 (по кодификации НАТО — Fullback, "Защитник") начались в ОКБ Сухого (ныне — ПАО "Компания "Сухой") в начале 1980-х годов под руководством Михаила Симонова, сформировавшего основную концепцию самолета.

Главным конструктором был Роллан Мартиросов (29 февраля 2020 года ушел из жизни — прим. ТАСС), который осуществлял техническое руководство процессами разработки, постройки, испытаний, доводки самолета и внедрения его в серийное производство. Именно под его непосредственным руководством разработаны и воплощены основные технические решения Су-34, которые позволили создать комплекс, удовлетворяющий требованиям тактико-технического задания Минобороны России.

Первый полет опытного экземпляра Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года, пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов. Впервые публичный показ самолета под экспортным обозначением Су-32 состоялся весной 1995 года на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция).

Под обозначением Су-34 поступил в опытную эксплуатацию в декабре 2006 года. Первый контракт на поставку был заключен с Минобороны России в 2008-м. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

С 2006 года серийную сборку Су-34 осуществляет Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова. 25 февраля 2012 года был заключен тот самый мегаконтракт на почти сотню бомбардировщиков со сроком исполнения 2020 год, с чем завод успешно справлялся — в некоторые годы поставки его в войска осуществлялись даже с перевыполнением плана. 20 марта 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение постановлением правительства Российской Федерации.

Су-34 уже сейчас составляет основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Он стал достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М.

О способностях ударного "Утенка"

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

"Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов", - Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС.

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил. "Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования", — рассказал военный обозреватель ТАСС.

Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков наряду с комфортной кабиной экипажа обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до десяти часов без потери работоспособности экипажа.

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж (летчик и штурман), в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом — в бронированной кабине, вход в которую выполнен через нижний люк по ступенькам. "Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", — говорит военный эксперт. 

Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост. "На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Поэтому уникальности Су-34 можно удивляться", — говорит В. Литовкин.


Источник: ТАСС
2


Теги: Су-34, ОАК, ВКС РФ, ОКБ Сухого (ныне — ПАО "Компания "Сухой"), Роллан Мартиросов, Т-10В-1, 13 апреля 1990 года, СССР, Анатолий Иванов.

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).