Блоги / Сотрудничество

5:03 / 12.12.19
«ИНТЕРПОЛИТЕХ-2019»: некоторые вопросы о военных и не военных

544f521b12e8a4317badb84899f9fc93.JPG

На выставке «ИНТЕРПОЛИТЕХ – 2019» / Фото: www.interpolitex.ru

Уважаемые читатели. в этом году мне довелось посетить выставку «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2019». Девизом XXIV международной выставки, как и прежних, было: «Средства обеспечения безопасности государства».

Общие впечатления о выставке.

Что меня удивило, так это то, что новинок автотехники представлено не было. Из мототехники были выставлены мотоциклы БМВ в комплектации для различных силовых ведомств. Из робототехники был выставлен только один гусеничный образец, причём не робот как таковой, а дистанционно управляемый агрегат, для пожарной службы МЧС. Стоит отметить, что конструкция гусеничного движителя робота не способна удержать его от соскальзывания в бок при движении по скользкому склону земной поверхности (гололедица). Обилия представителей БЛА, как в 2018 году, не было.


Следует отметить, что на выставке был представлен беспилотный автомобиль с системой искусственного интеллекта, где внедрены видеокамеры с оборотом 360 градусов, работающие в двух средах. Такая система наблюдения работает при задымлении и запылении. Примером её может служить «Совёнок», он разработан входящим в "Росэлектронику" Центральным научно-исследовательским институтом "Циклон". В состав устройства входят тепловизор, встроенная видеокамера с разрешением Full HD, а также гиростабилизированная платформа, которая обеспечивает четкое изображение при движении объекта.[1]

15717703419748.jpg

Всепогодный обзорно-наблюдательный прибор "Совенок" / Фото: Ростех


На выставке также были представлены отдельные стенды по военно-учебным заведениям МО РФ.

Посещение выставки имело для автора интерес: разобраться в вопросах защищённости объектов бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) и военной автомобильной техники (ВАТ) от электромагнитного воздействия противника.

Примечательно, что незадолго до открытия выставки СМИ опубликовали информацию об отключении компрессоров иностранного производства через спутник.[2] Представитель «Газпрома» Павел Крылов заявил, что его компания столкнулась с принудительным отключением австрийских компрессоров LMF. Отключение было произведено удаленно, и теперь агрегаты «стоят мертвым грузом, не работают до сих пор».

В качестве возможной причины отключения называются санкции. Производитель агрегатов может отключать свои устройства в том случае, если они работают в стране, на которую наложены санкции со стороны США и/или ЕС. Тем не менее, у компании есть компрессоры, которые продолжают функционировать.

Вместе с тем, известно, что Россия – одна из передовых стран, применяющих беспилотные автомобили.[3]

02.jpg

Шесть разработчиков готовы начать тесты беспилотных авто на российских дорогах / Фото: ТАСС, Вячеслав Прокофьев

"ПАО "КамАЗ", ООО "КБ Аврора", АО "Научно-конструкторское бюро вычислительных систем" (НКБ ВС), университет Иннополис, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) протестируют 12 прототипов. При этом "Яндекс" планирует в следующем году начать эксплуатацию уже 100 автоматизированных автомобилей", - говорится в сообщении.

Вполне естественно, что эти события заинтересовали автора данной статьи. Поэтому и возникла потребность в ходе посещения выставки поговорить с представителями военно-учебных и научных заведений и узнать у них, а занимает кого-либо тематика защиты БТВТ и ВАТ от электронного воздействия противника.

1-0.png

Стенд ВА МТО на выставке «Интерполитех-2019» / Фото: vamto.net

Первый стенд, к которому автор данной статьи подошёл был стенд Военной академии материально-технического обеспечения (ВА МТО) имени генерала армии А.В. Хрулёва.[4] В качестве консультанта у этого стенда был солдат научной роты в звании рядового (см. фото).

2-0.png

Автор статьи Анатолий Черкашин беседует с рядовым научной роты ВА МТО / Фото: vamto.net

Автору впервые довелось беседовать с солдатом такого подразделения. Что бросилось в глаза? Рядовой был высоко эрудированным и компетентным специалистом. Его отличало умение внимательно выслушать и постараться дать квалифицированный ответ, при этом он излучал уважение к старшим по возрасту. С ним доставляло удовольствие беседовать на интересующие темы. Вот вам, дорогие читатели, и облик современного солдата российской армии.

Когда мной был задан вопрос о том, как ему видится возможность защиты техники от воздействия электромагнитного импульса, последовал ожидаемый ответ – экранирование и заземление. На что автор резонно заметил, что гусеничная техника, имеющая практически герметизированный корпус, представляет собой «клетку Фарадея».


При этом внутренняя масса бронекорпуса через трансмиссию связана со стальным ведущим колесом, которое находится в постоянном зацеплении со стальной гусеничной лентой, которая, в свою очередь, расстилается по грунту. Вот тебе и заземление. Для того, чтобы клетка Фарадея эффективно работала, размер ячейки сетки (отверстий в бронекорпусе) должна быть значительно меньше длины волны излучения, защиту от которого требуется обеспечить.[5]

1а.jpg

Внешний вид современного танка Т-72Б3 / Фото: Пресс-служба МО РФ

2а.jpg

Внешний вид БТР-82А в боевом положении / Фото: Пресс-служба МО РФ

3а.jpg

Внешний вид бронеавтомобиля «Тайфун ВДВ» К-4386  / Фото: Пресс-служба МО РФ

4а.jpg

Внешний вид бронеавтомобиля «Тайфун-К» К-63968 / Фото: Пресс-служба МО РФ

5а.jpg

Машины семейства Витязь имеют резиновую ходовую часть  / Фото: Пресс-служба МО РФ

А как быть с БТР, ещё труднее с бронеавтомобилями и гусеничной ВАТ, подобной им, имеющими не закрытые экранирующей решёткой большими остеклёнными оконными проёмами? При этом, БТР и бронеавтомобиль перемещаются по земной поверхности на резиновых изоляторах (колёсах). Кроме того, следует учитывать, что колёсная техника оснащается бортовыми информационно управляющими системами (БИУС), в состав которых входит и система управления двигателем (коммутатор зажигания с электронным блоком управления (ЭБУ) – бензиновые двигатели), а дизельные двигатели в современных автомобилях имеют электронные блоки управления впрыском топлива в системах питания типов Common Rail и с применением AdBlue. Выход из строя этих систем неминуемо приведёт к полному отказу машин.

Кроме этих систем, автотехника и колёсная БТВТ имеют системы дистанционного управления оружием, имеются системы геолокации; на роботах применяется система связи с управляющим центром, чтобы оператор мог знать, где находится беспилотная машина, и. если потребуется, ввести поправки при необходимости корректировки задач, стоящих перед искусственным интеллектом робота.

Осознав этот вопрос, консультант от ВА МТО – рядовой научной роты на мгновение задумался. В это время, как по взмаху волшебной палочки, рядом появился офицер в звании майора. Он представился адъюнктом кафедры двигателей Омского автобронетанкового инженерного института – филиала ВА МТО. Не задумываясь майор заявил, что волноваться не следует, так как танковые двигатели имеют системы питания с механическими топливными насосами высокого давления (ТНВД). На что ему было резонно замечено, что в задачи института входит подготовка не только специалистов-танкистов, но и специалистов по колёсным видам вооружения и военной техники – БТР и автомобилей. Из дальнейшей беседы автору статьи стало очевидным, что научный и инженерный состав ВВУЗ-ов и военно-научных заведений страны ещё не озадачен проблемами защиты объектов от воздействия электромагнитного излучения (радиоволн).

Далее, уважаемые читатели, представляется возможным рассмотреть состояние с защищённостью машин от воздействия электромагнитного импульса.

183dcdec24f89e10585f67dcb5d0e21d.jpg

Распространение коротких и ультракоротких радиоволн / Изображение: habr.com

Сразу же следует оговориться, что познания автора статьи в этой области находятся на уровне дилетанта. Это объясняется тем, что диплом инженера-механика автором был получен в 1976 году, причём, по специальности эксплуатация, ремонт и производство автотракторной техники.

Ниже – по существу авторского видения проблемы. Если рассмотреть корпуса машин («клетки Фарадея») различных объектов, то из фотографий видим, что в боевом положении танки, БМП и машины на их базе и аналогичные имеют герметично закрытые (без отверстий) бронекорпуса. При этом они заземлены на поверхности посредством гусеничного движителя.

Из фотографий БТР видно, что машина также обладает герметичным бронекорпусом, но не имеет заземления.

А вот анализ фотографий бронеавтомобилей показывает наличие в их конструкциях окон смотровых (с передней части), боковых в дверях отделения управления и в стенах десантного отделения. Кроме этого, бронеавтомобиль перемещается по поверхности на изоляторах (резиновых колёсам), также, как и БТР, не имеет заземления.

Известно, что через стёкла радиоволны УКВ проходят значительно легче, чем радиоволны СВ и ДВ диапазонов. УКВ также свободно проходят через ионосферу.[6] Их то и можно применять со спутников по объектам, расположенным на земле.

Наиболее известным способом создания высокого сопротивления материала стекла проникновению электромагнитных радиоволн является его экранирование. На высоких частотах экран должен иметь малые значения электрического сопротивления, а требования к его толщине и магнитной проницаемости материала существенно снижаются. Для обеспечения экранирования электрической составляющей электромагнитный экран надо заземлять.

Можно применять различные экранирующие плёнки, которых в настоящее время рынок предлагает в большом ассортименте.[7] Эффективным средством, защищающим приборы от воздействия электромагнитного излучения, являются современные экранирующие строительные материалы. Для экранирования окон помещений, стеклянных перегородок, смотровых окошек разработано современное универсальное решение - пленка с высоким эффектом экранирования и оптической прозрачности. Но, уважаемые читатели, вспомните с каким усердием полицейские ГАИ борются с тонировкой. И это оправдано, в том числе и в интересах борьбы с террористами.

В свете этого автор полагает, что наиболее приемлемым может быть экран из металлической (медной) сетки, встраиваемый между слоями автостекла, не затрудняющий обзор экипажу и заземлённый через корпус машины.

Далее, уважаемые читатели, позвольте остановиться на проблемах заземления («земли»).

1.jpg

Элементы экранированной системы зажигания / Фото: otvet.imgsmail.ru

Электрическая система машины представляет собой уникальную схему, в которой одновременно сосуществуют высокие напряжения и высокие токи, низковольтные сигналы, сигнальные токи, протекающие замысловатыми путями, и достаточно часто существенно изменяются условия работы электрической системы - например, включаются и выключаются мощные потребители, к примеру, вентиляторы системы охлаждения, или работает стартер.

03.jpg

Экранированная система зажигания с ЗИЛ-131 / Фото: www.drive2.ru

При этом важным условием надежной и качественной работы электронного оборудования, установленного в машине, является то, чтобы все электронные компоненты были подключены к общей точке «земли». Важно помнить, что «земля», является не только обратным путем для тока, протекающего через прибор, но и является точкой отсчета, относительно которой измеряются все напряжения. Лучшим вариантом организации «земли» будет тот, когда минусовые проводники всех приборов (ЭБУ, приборы, датчики) припаяны к единой клемме, которая прикручена к блоку двигателя (в том числе и провод от кузова или рамы). Это позволяет иметь одинаковый для всех компонентов минусовый потенциал, что исключает появление токов между приборами, в которых потенциалы на «массах» различные. Надо отметить, если к кузову (раме) машины подсоединить устройство, контактирующее с поверхностью Земли, возникнет ток, при котором произойдёт стекание положительно, относительно дороги, заряженного потенциала, к поверхности дороги. Таким образом, электрическая составляющая электромагнитных волн с корпуса («решётки Фарадея») будет отведена в земную поверхность, то есть решётка будет заземлена.

Конечно, читатели могут напомнить автору, что ранее на ВАТ применяли экранированную проводку. Да это так. Но ведь и сейчас в статье отмечено, что все ЭБУ и датчики подсоединены по 2-ух проводной схеме (есть провод + и провод – ), а корпуса приборов, выполненные из металла, прикручены к кузову. А катушки зажигания вместе со свечами выполнены в едином модуле. Это и есть экранировка. Кроме того, разрешите напомнить, что в статье рассматривается защита от внешнего воздействия. А экранировка применялась для защиты смонтированных в машине средств связи от воздействия внутреннего электромагнитного фактора. Современные цифровые средства связи практически не подвергаются воздействию радиопомех от работы системы зажигания. Вы все видите это, применяя в машине сотовые телефоны и аудиосистемы.


Примеры исполнения заземляющих устройств показаны на фотографиях. Так, для топливных автоцистерн и автотопливозаправщиков до введения в действие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 [8] по правилам пожарной безопасности необходимо было применять стальные цепи, у которых не менее двух звеньев должны были касаться дороги.

img33.jpg

Пример некогда обязательного заземления автомобиля, перевозящего легковоспламеняющиеся жидкости, при помощи стальной цепи / Фото: ds01.infourok.ru

На другом фото показано применение антистатика, устройства выполненного из резины, имеющей в своем составе включения из токопроводящих материалов.[9] Следует отметить, что антистатик, в отличии от стальной цепи, не звенит по дороге. Автолюбители отказались от применения антистатика, скорее всего, из-за того, что в месте крепления антистатика в кузове протекала электрохимическая коррозия, кузов «выгнивал».

1-1.jpg

Применение резинового антистатика, имеющего в своём составе, токопроводящие включения / Фото: pricep-vlg.ru

Далее, уважаемые читатели, следует сказать, что предлагаемая в статье схема защиты БТВТ, ВАТ и народнохозяйственных машин – только принципиальная схема. Рассмотрение задач защиты техники требует проведения инженерных расчётов и научных экспериментов.

Но схема, на взгляд автора – жизнеспособная. Ведь ещё несколько лет назад в СМИ появлялись материалы, что зимой и в дожди троллейбусы бьют пассажиров током, когда пассажиры, особенно пожилые люди, для того, чтобы войти в салон брались руками за поручни. Их ударяло током (утечки либо статики), с введением проволочного заземления, эта проблема исчезла.[10]

4c66df8bf9e8.jpg

. Заземляющие цепочки на московских троллейбусах / Фото: 4c66df8bf9e8.jpg

Кроме этого. необходимо помнить, что США и их сателлиты в лице европейских стран (участников фашистской коалиции в годы Второй Мировой войны) постоянно предпринимают попытки по обвинению России в агрессивности.

Пример: несмотря на то, что Россия в 2017 году ликвидировала запасы боевых ОВ, а США нет, [11] западные страны неоднократно помогают распространению в СМИ новостей о якобы применяемом Россией и «режимом Асада» химическом оружии. Всё это происходит с целью заставить мировую общественность забыть об обязательствах США уничтожить арсеналы химического оружия.

Предпринятая атака на российские компрессорные установки Газпрома – яркий пример агрессивности Запада по отношению к России.

Из сказанного необходимо сделать вывод: защита техники от воздействия электромагнитного фактора – актуальна.

Выводы из статьи:

1.     В России, как и в ряде передовых, в техническом отношении, стран в массовом количестве появляются машины, оснащённые электронными блоками управления и обладающие искусственным интеллектом.

2.     В современных условиях существует реальная возможность воздействия на технику противником из космоса.

3.     Это всё определяет необходимость в ближайшее время исследования путей и способов защиты от электромагнитного импульса и скорейшего (надо было ещё «вчера») применения этих разработок в практике строительства ВС РФ и в народном хозяйстве.

Материал к публикации подготовил Анатолий Черкашин полковник в отставке кандидат военных наук.


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Редакционная статья ««ИНТЕРПОЛИТЕХ – 2019»: Ростех впервые показал "всевидящий" прибор для патрулирования и наблюдения "Совенок" в издании информационного агентства Оружие России от 31.10.2019 года.

2. Статья автора marks ««Газпром» заявил, что закупленные им иностранные компрессоры отключили через спутник» в издании habr от 16 октября 2019 года.

3. Статья «Шесть разработчиков готовы начать тесты беспилотных авто на российских дорогах» из сообщения ТАСС от 19 февраля 2019 года.

4.  Статья Врио начальника 23 НИО (исследований проблем технического обеспечения войск (сил)) Д. Фадеева «Участие представителей Научно-исследовательского института (ВСИ МТО ВС РФ) и научной роты ВА МТО в XXIII Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2019» от 25.10.2019 года.

5.   Статья в Википедии «Клетка Фарадея» актуальна на 9 мая 2019 года.

6. Статья автора alexxerm «Теория радиоволн: ликбез» в издании habr от 11 ноября 2012 года.

7. Статья «Экранирующая пленка на окна» в рекламном издании Neokip.

8.  Материал «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 16 февраля 2018 года) в издании Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации.

9.  Статья «Антистатик для авто: зачем он нужен, как и куда крепить» в издании PRICEP-VLG.RY Рубрика Авто гаджеты

10. Р 29384702-0363-96 Типовая инструкция по обеспечению электробезопасности троллейбусов. Рекомендации в издании ПРОТОСЭКСПЕРТИЗА. Срок действия с 01.01.97 года.

11. Статья Сергея Птичкина «Прощай, оружие. Химическое. Уничтожена последняя капля боевых отравляющих веществ, хранившихся в России» в издании Российская газета от 27.09.2017 года.



Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Черкашин
12


Теги: выставка, российский солдат, БТВТ, ВАТ, беспилотный автомобиль, электромагнитное излучение, радиоволна, клетка Фарадея, заземление.