Блоги / Оружие мира

9:43 / 25.07.14
Колчан полный стрел: расширенные возможности итальянской машины Freccia

Итальянская армия определила новое направление, когда стала первой страной НАТО, принявшей на вооружение бронированные боевые машины в конфигурации 8x8. Посмотрим на нынешнее состояние этой программы и все большее число вновь разрабатываемых специализированных вариантов.

Боевая машина пехоты Freccia 8x8, принятая на вооружение итальянской армии, стала принципиально новым решением, предложив больший внутренний объем и грузоподъемность по сравнению с конфигурацией 6x6, лучшую тактическую и стратегическую развертываемость и сниженные эксплуатационные расходы по сравнению с гусеничной боевой бронированной машиной (ББМ), сообщает Jane’s International Defence Review.


00.jpg

Серийная БМП Freccia IFV итальянской армии с двухместной башней также оборудована установленным на крыше защищенным пулеметом демонстрирует поворот двух передних пар колес / Фото: ansa.it 

Машина была разработана консорциумом Iveco Oto Melara (CIO) в качестве основного подрядчика, который в свою очередь пригласил к участию в проекте Iveco Defence Vehicles из Больцано и Oto Melara из Специи. В общих чертах, Iveco отвечает за колесные ББМ и компоненты ходовой части и силового блока для гусеничных машин, а Oto Melara специализируется на гусеничных ББМ и системах вооружения.

По существу, Freccia представляет собой модифицированный вариант самоходной артиллерийской установки Centauro. Опыт эксплуатации прототипов Freccia привел итальянскую армию к решению заказать первую партию средних бронированных машин Freccia VBM (Veicolo Blindato Medio). В нее вошли 50 машин в конфигурации БМП, один 120-мм минометный комплекс (MC), одна противотанковая установка (АТ) и два командных пункта (CP); поставка первых машин началась в феврале 2009 года. Затем последовали еще две партии машин, большей частью в варианте БМП, но также несколько машин в вариантах АТ, MC и CP.

Финальные поставки по этим контрактам ожидаются в конце 2014 года или начале 2015 года, они доведут общее количество машин до 250 штук.

Имеется намерение в долгосрочной перспективе оснастить вторую бригаду Freccia необходимым количеством в 261 машину.

Изготовление корпуса Freccia ведется в Больцано, в феврале 2014 года было изготовлено 200 машин и производство продолжается на одной из четырех производственных линий.

БМП и противотанковые установки покидают завод в Больцано и оправляются на завод Oto Melara в Специи, где на них устанавливаются башни, затем они возвращаются обратно для окончательных проверок и уже затем отправляются в итальянскую армию. Варианты CP и MC имеют укороченный производственный цикл, эти машины не покидают завод в Больцано, там ведется окончательная сборка и интеграция.

Большая часть сварочных работ по корпусу Freccia выполняется роботами с целью получения качества одного уровня. Затем корпус идет на покраску и на него навешивается комплект брони и далее он идет на сборочную линию.

На базовую БМП Freccia устанавливается башня HITFIST Plus, экипаж состоит из командира, стрелка и водителя, восемь пехотинцев размещаются в корме на взрывозащищенных сиденьях лицом друг к другу. Десант имеет кормовую аппарель с силовым приводом и дверь аварийного покидания машины.

Башня вооружена полностью стабилизированной 25-мм пушкой Oerlikon KBA с двойной подачей, 7,62-мм спаренный пулемет с опциональным дополнительным пулеметом 5,56-мм или 7,62-мм на крыше башни. Эта пушка, также установленная на гусеничную БМП Dardo, как правило, имеет боезапас 135 осколочно-фугасных снарядов и бронебойных подкалиберных 85 снарядов или наоборот. Пустые гильзы выбрасываются из башни вперед. 7,62-мм пулемет имеет боезапас 700 готовых к стрельбе патронов. Установленный на крыше 7,62-мм пулемет имеет боезапас 200 патронов.

С каждой стороны башни установлены группы по четыре пусковые установки дымовых гранат, соединенные с приемниками системы оповещения о лазерного облучения.

Приводы пушки полностью электрические с резервной ручной ветвью, вращение башни круговое на 360°, вертикальные углы наведения составляют от -10° до +60°.

Доступны различные комплекты оптических приборов, в итальянской конфигурации компьютеризованная система управления огнем соединена с дневным/ночным прицелом стрелка и панорамным дневным /ночным прицелом командира. Оба прицела от компании Selex и включают лазерные дальномеры, на дополнительный дисплей командира может выводиться картинка с прицела стрелка.

Базовый уровень бронирования Freccia защищает от огня стрелкового оружия, снарядных осколков и противотанковых мин, однако модульный комплект может быть быстро модернизирован с целью получения более высоких уровней баллистической защиты и защиты от крупных противотанковых мин и самодельных взрывных устройств.

К другим системам защиты относится система защиты от ОМП, лебедка с силовым приводом (для варианта БМП в корме корпуса с левой стороны), система обнаружения возгорания и пожаротушения для обитаемого отделения.

Машины итальянской армии стандартно оснащаются системой централизованной подкачки колес и колесами с противопрокольными вставками.

На машине установлен турбодизельный двигатель мощностью 550 л.с. Iveco Model 8262 V6 с автоматической трансмиссией ZF с пятью передачами вперед и двумя назад. Этого достаточно, чтобы развить максимальную скорость оп шоссе 110 км/ч и иметь запас хода 800 км при движении по шоссе на скорости 70 км/ч. Freccia имеет максимальную боевую массу 30 тонн, включая грузоподъемность 8 тонн (включая башню, экипаж, боезапас и навесную броню).

Система привода реализована по схеме H (поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины), ведущие валы установлены вне корпуса с целью снижения профиля машины. Независимая подвеска повышает подвижность машины, первая, вторая и четвертая колесные пары имеют рулевой привод, что способствует повышению маневренности и облегчает работу водителя.

Специализированные варианты

Противотанковая установка Freccia в основном похожа на БМП Freccia, но предназанчена для несколько других задач. С каждой стороны башни установлены контейнеры с ПТУР Spike от Rafael Advanced Defense Systems плюс соответствующая прицельная система для стрелка.

Ракеты среднего радиуса действия Spike-Medium Range (Spike-MR) и дальнего радиуса действия Spike-Long Range (Spike-LR) могут отстреливаться из машины; заряжание происходит вручную из боеукладки из восьми ракет через люки на крыше десантного отделения.



3.jpg

Самоходная 120-мм минометная установка Freccia с открытыми люками на крыше и поднятым минометным стволом / Фото: army-technology.com

Вариант MC имеет больше изменений в конфигурации, вместо башни вырезаны два люка, закрывающие 120-мм нарезной миномет 2RM TDA, этот же миномет итальянские солдаты эксплуатируют и в буксируемом варианте.

В варианте MC силовой привод вращает миномет на 360°. Ствол имеет вертикальные углы наведения от 45° до 85°, точное наведение осуществляется с помощью бортовой цифровой СУО. Полуавтоматический миномет ствольного заряжания наводится на цель при помощи видеодисплея и джойстика.

Установлен комплекс вооружения Sapphire, который может принять 5,56-мм, 7,62-мм или 12,7-мм пулемет или даже 40-мм автоматический гранатомет, что обеспечивает большие возможности ведения прямого огня при самообороне.

Вариант CP первоначально разрабатывался в традиционной конфигурации с поднятой крышей, но стандартный корпус БМП Freccia оказался подходящим и оставлен для командного пункта. Как правило, этот вариант имеет экипаж три человека плюс штабную группу до шести человек, расширенное оборудование связи и соответствующую систему управления боем.

В стационарной позиции в задней части корпуса устанавливается тент для создания дополнительного рабочего пространства, вспомогательная силовая установка обеспечивает работу бортового оборудования при заглушенном основном двигателе.

На вариант CP установлен дистанционно управляемый боевой модуль Oto Melara HITROLE, вооруженный стабилизированным 12,7-мм пулеметом M2 HB и двумя группами гранатометных установок постановки дымовой завесы. Впрочем, при необходимости этот пулемет может быть заменен более мощным вооружением , например 40-мм автоматическим гранатометом.

Впрочем, машина с поднятой крышей могла бы еще вписаться в потенциальные требования итальянской армии к санитарному варианту Freccia. Ниже приведена видеопрезентация итальянской БМП Freccia 8x8


Разведывательный вариант Freccia

Между тем, итальянская армия рассматривает возможность приобретения новой разведывательной машины и заказала два прототипа на базе Freccia у консорциума CIO, которые должны быть поставлены к концу 2014 года. При условии последующих успешных испытаний и соответствующего финансирования армия может заказать 120 серийных машин.

Прототип от CIO, известный под обозначением VBM (Veicolo Blindato Medio) Explorer, похож на БМП Freccia, у него сохранена башня с 25-мм пушкой Freccia. Тем не менее, он оптимизирован для задач разведки, наблюдения и обнаружения целей с соответствующим оборудованием.

Существует два варианта: один назван «Far» (дальний) и оборудован для запуска БПЛА Horus, а второй «Near» (ближний) предназначен для развертывания автоматических наземных аппаратов. Эти машины обоих типов разрабатываются компанией Oto Melara.

В башне варианта «Far» размещаются командир и стрелок, водитель привычно располагается впереди, кормовое отделение вмещает трех человек, одно рабочее место для управления БПЛА, второе для обработки информации от его сенсоров и третье место для других задач.

На вариант «Far» устанавливаются по две пневматические пусковые трубы для БПЛА Horus с каждой стороны башни. Каждый Horus имеет взлетную массу около 2 кг, максимальная грузоподъемность 0,3 кг, типичная продолжительность полета составляет один час.

БПЛА можно установить различные камеры, видеоизображение передается обратно в машину или артиллерийским или минометным подразделениям в случае идентификации цели.

Вариант «Near» имеет схожую компоновку, операторы автоматических наземных аппаратов и ПТУР Spike размещаются в корме. Наземные аппараты моделей TRP2 или TRP3 запускаются через стандартную заднюю рампу. Гусеничный аппарат TRP2 весит 100 кг и имеет длину 1,15 метра. Никаких подробностей не дано по его бортовым системам, но на него могут устанавливаться оптико-электронные сенсоры и вооружение, вплоть до 40-мм гранатометов. Аппарат развивает скорость до 15 км/ч, заряда аккумуляторов хватает на 4 часа.

Небольшой колесный робот TRP3 весит три кг, на него установлены шесть камер и один микрофон.

Дополнительно к внешним системам вариант VBM Explorer имеет новую стабилизированную прицельную систему, разработанную компанией Selex ES названную Janus FF. Этот комплект, устанавливаемый на мачте в задней части крыши башни для беспрепятственного обзора, вращается на 360°, углы места составляют от -20° до +70°.

Сенсорный комплект стабилизирован по двум осям и включает тепловизионную камеру Erica с широким и узким полями зрения. С его помощью можно обнаруживать цели на дальности 12 км и идентифицировать на 3,5 км. Цветная ПЗС-камера имеет увеличение от 1,7° до 42° и сходные характеристики по дальности с тепловизионной камерой Erica. В комплект также входит безопасный для глаз лазерный дальномер с эффективной дальностью 100 - 10000 метров.

В машине установлен расширенный комплект радиокоммуникационного оборудования (включая спутниковую связь и каналы передачи данных между машиной и пехотой) и дистанционно управляемое устройство борьбы с СВУ на крыше башни.

Эвакуация и ремонт

При поломке или повреждении разведывательной или другой машины из семейства Freccia она может быть возвращена на базу бронированной ремонтно-эвакуационной машиной ARV (armoured recovery vehicle), которая была разработана и квалифицирована на собственные средства компании.

Эти инвестиции окупились и первым заказчиком на эту машину стала испанская армия, которая получила четыре машины для поддержки своего парка из 84 105-мм самоходных установок Centauro MGS. Итальянская армия предвидит потребности в варианте ARV в количестве до 20 машин, но это долгосрочные желания и все зависит от доступного финансирования.


6.jpg

Машина VBA с боевым модулем Oto Melara, входящая в воду во время испытаний на плавучесть; видны выпускное отверстие и воздухозаборная труба с правой стороны корпуса / Фото: topwar.ru

Freccia ARV имеет модифицированный корпус и экипаж 4 человека. Полная масса составляет 30 тонн, самые бросающиеся в глаза отличия от БМП – это гидравлический кран на крыше с максимальной грузоподъемностью 9 тонн, чего достаточно для снятия башни или силового блока Centauro (запасной силовой блок может перевозиться на кормовой грузовой площадке), и основная гидравлическая лебедка. Лебедка с тросом длиной 100 метров развивает тягу до 30 тонн, вспомогательная лебедка служит для выполнения менее сложных задач.

При подъеме тяжелых грузов с каждого борта выдвигается гидравлический стабилизатор (опора), а при необходимости установленный в передней части бульдозер также может использоваться в качестве дополнительного стабилизатора.

Вспомогательная силовая установка мощностью 5 кВт выдает постоянный ток для энергоснабжения всего бортового оборудования.

Вооружение состоит из двух 5,56-мм или 7,62-мм пулеметов, один установлен в башенке или боевом модуле и второй на поворотной оси. Также имеется восемь пусковых установок дымовых гранат, соединенных с приемниками лазерного облучения.

Специализированные экспортные варианты

По заявлению консорциума CIO могут быть разработаны и другие варианты. Например, при необходимости может быть установлена двухместная башня от Oto Melara, вооруженная стабилизированной 30-мм пушкой Mk 44 с двойной подачей от ATK Armament Systems и 7,62-мм спаренным пулеметом. Более легкое вооружение можно увидеть на варианте БТР с установленным дистанционно управляемым боевым модулем с 7,62-мм или 12,7-мм. Тем самым освобождается дополнительное пространство в корме корпуса, что позволяет увеличить на пару человек численность десанта и довести его до 10.

SUPERAV предназначен для амфибийных операций

Итальянская армия и морская пехота в настоящее время эксплуатируют поставленные из США гусеничные плавающие штурмовые машины AAV7A1, но возможно в долгосрочной перспективе они могут быть заменены ее аналогом Freccia 8x8 SUPERAV.

Компания Iveco Defence Vehicles на свои средства разработала SUPERAV, но при значительных инвестициях потенциальных итальянских и зарубежных заказчиков. В компании утверждают, что хотя существует несколько предложений 8x8 с определенным уровнем плавучести, возможности SUPERAV больше, поскольку она с самого начала создавалась плавающей. Машина может развертываться с десантного судна на некотором расстоянии от берега и затем плыть до берега, преодолевая полосу прибоя.

SUPERAV отличается совершенно новым корпусом, который изготовлен из стальной брони. Он предлагает «высокий уровень» противоминной и баллистической защиты стандартно от мин и СВУ. «Двойное V-образное» днище скорее гнутое, чем сваренное, а это примерно на 20% процентов дешевле в производстве, к тому же он прочнее по сравнению со сварным корпусом.

Новый корпус прошел расширенные баллистические испытания, броневые материалы и конструкция были разработаны в сотрудничестве с немецкой компанией IBD Deisenroth.

По сравнению с прежними конструкциями корпус у SUPERAV имеет уменьшенную поверхность бронирования. Защита сконцентрирована на защите обитаемого отделения и основного оборудования, а не на защите машины целиком, такое решение способствовало снижению массы. SUPERAV имеет полную массу для наземных операций 25 тонн, которая снижается до 24 тонн для амфибийных операций, полезная грузоподъемность составляет 9 тонн. Новая конструкция корпуса будет реализована для машин БМП Freccia второй серийной партии и новых Centauro 2 MGS.

Машина SUPERAV доступна с шириной корпуса 2,7 метра и 3 метра, последний обеспечивает лучшую плавучесть и имеет максимальный внутренний объем 14 м3. Снаружи могут устанавливаться съемные отсеки для размещения дополнительной укладки.

В машине SUPERAV могут, как правило, разместиться 13 человек (включая водителя, командира и стрелка) все они сидят на взрывобезопасных сиденьях.

Также в машине установлен новый силовой блок, базирующийся на коммерческом турбированном дизеле Iveco Cursor-13 с промежуточным охлаждением мощностью 560 л.с. Двигатель соединен с автоматической трансмиссией ZF HP 7HP 902 с семью передачами вперед и одной задней. Машина имеет такую же скорость и КПД как у Freccia.

Машина имеет такую же компоновку силовой передачи, независимую подвеску, колеса с противопрокольными вставками и систему централизованного подкачки колес как у Freccia. На машину может устанавливаться система изменения дорожного просвета, базирующаяся на дополнительных амортизаторах для изменения клиренса и наклона машины.

Машина также оборудована полностью цифровой электронной архитектурой, данные и параметры системы выводятся на несколько многофункциональных дисплеев.

При помощи двух винтов с гидравлическим приводом в нижней части кормы корпуса машина на плаву развивает скорость до 10 км/ч при волнении моря до 1,5 метров. Лучшей плавучести способствуют также воздухозаборная труба (в правой части корпуса), дистанционно управляемый волноотражательный щиток и водооткачивающие насосы.

Вариант с установленным боевым модулем Oto Melara HITFIST известен под обозначением VBA (Veicolo Blindato Anfibio – плавающая бронированная машина) и продвигается как изделие консорциума CIO. Этот боевой модуль вооружен пушкой ATK Mk 44 и спаренным пулеметом 7,62-мм, с левой стороны башни установлен контейнер с двумя ПТУР Spike.

В машине установлена компьютеризованная СУО, стрелок нацеливает вооружение посредством 12-дюймового ЖК-дисплея и соответствующих средств управления, размещающихся в корпусе.

Стабилизированный прицельный блок стрелка состоит из тепловизора второго поколения, дневной цветной камеры и лазерного дальномера с резервным оптоволоконным прицелом. Командир также может иметь подобный блок и стабилизированный панорамный дневной/ночной прицел.

SUPERAV была в числе четырех машин конфигурации 8x8, прошедших испытания в корпусе морской пехоты США на соответствие требованию к бронетранспортеру для морской пехоты Marine Personnel Carrier (MPC), которое включало три варианта: бронетранспортер, командирскую машину и бронированную ремонтно-эвакуационную машину. Все машины прошли испытания в конце 2013 года, но в настоящее время эта программа приостановлена, хотя ожидается, что она начнется снова.

По программе MPC компания Iveco Defence Vehicles объединилась с BAE Systems и изготовила новую машину с полной массой 29 тонн и шириной корпуса 3 метра. Эта машина продемонстрировала движение по воде при высоте волн три метра.


Теги: Итальянская армия, новое направление, НАТО, вооружение, БМП, конфигурация, Freccia 8x8