5:04 / 14.05.15
Нереализованные проекты: Dornier Do 31, западногерманский экспериментальный тактико-транспортный самолет поддержки (1967)
В 1960 г. фирмой "Дорнье" по заказу министерства обороны ФРГ в условиях строгой секретности была начата разработка проекта тактического военно-транспортного вертикально взлетающего самолетаDo.31с комбинированной силовой установкой из подъемно-маршевых и подъемных двигателей.
Фото: www.airwar.ru
Проектирование самолета осуществлялось фирмой "Дорнье" совместно с фирмами "Гамбургер Флюгцойгбау", "Везер" и "Фокке-Вульф", которые в 1963 г. объединились в единую авиационную фирму под названием WFV. Проект самолета Do.31 являлся частью программы ФРГ по разработке транспортных вертикально взлетающих самолетов, в которой были учтены и переработаны ТТТ NATO MBR-4 к военно-транспортному СВВП.
В 1963 г. при поддержке министерств обороны ФРГ и Великобритании был заключен договор сроком на два года об участии в проектировании самолета английской фирмы "Хоукер Сиддли", имеющей большой опыт разработки СВВП "Харриер", однако по истечении срока действия договора, в 1965 г., он не был возобновлен из-за того, что фирма "Хоукер Сиддли" начала разрабатывать собственные проекты. В связи с этим фирма "Дорнье" пыталась привлечь к работе по проектированию и постройке самолета Do.31 американские фирмы, а затем договорилась о совместных исследованиях с NASA.
Dornier Do 31, западногерманский экспериментальный тактико-транспортный самолет поддержки. Самолёт нормальной аэродинамической схемы, выполнен по схеме высокоплана, оснащён подъёмными и маршевыми двигателями. Первоначальная концепция предусматривала установку двух турбовентиляторных двигателей Bristol Pegasus в каждой из двух внутренних мотогондол и четырёх подъёмных двигателей Rolls-Royce RB162 в двух внешних мотогондолах. Затем планировалось установка более мощных двигателей RB153.
В ходе испытаний было построено 3 прототипа. Последний из них, самолёт с индексом E3, оснащённый полным комплектом подъёмных и маршевых двигателей (всего 10), совершил первый вертикальный взлёт и висение 22 ноября 1967, полёт с горизонтальными перемещениями — в декабре 1967 г.
Фото: www.airwar.ru
Самолёт Do 31 установил несколько мировых рекордов ФАИ в классе СВВП во время перелёта на Парижский Авиасалон в 1969. Этот самолёт был (и остаётся по настоящее время) единственным из когда-либо построенных реактивных транспортных СВВП. Программа его испытаний была прекращена в апреле 1970 года (последний полёт состоялся 4 мая 1970 года в Ганновере).
Одними из технических причин прекращения программы можно назвать относительно невысокую скорость, дальность и грузоподъёмность машины в сравненнии с транспортными самолётами традиционной схемы (в частности, скорость снижалась из-за высокого аэродинамического сопротивления мотогондол подъёмных двигателей), а также в целом назревшее в политических, военных и конструкторских кругах разочарование в самой концепции СВВП.
Изображение: www.airwar.ru
Тактико-технические показатели
Модификация
Do.31
Размах крыла, м
18.06
Длина, м
20.88
Высота, м
8.53
Площадь крыла, м2
57.00
Масса, кг
пустого самолета
22453
нормальная взлетная
27442
Тип двигателя
взлетные
8 ТРД Rolls-Royce RB 162-4D
маршевый
2 ТРД Rolls-Royce (Bristol) Pegasus 5-2
Тяга, кгс
взлетные
8 х 1996
маршевый
2 х 7031
Крейсерская скорость , км/ч
644
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
10515
Экипаж, чел
2
Полезная нагрузка:
36 десантников на откидывающихся сиденьях или
24 раненых на носилках
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:
1. Материалы сайта авиационной энциклопедии "Уголок неба".
В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о
том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями,
деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных
организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете
деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта
https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта
https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).