Блоги / Оружие мира

5:14 / 21.07.15
Нереализованные проекты: истребитель танков Е-10 Хетцер II (Германия)

E-серия (Entwicklung series — развитие, разработка) — программа разработки серии опытных немецких танков времён Второй мировой войны, больше известная как серия E или "серия под наименованием буквы Е".

Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, проводились интенсивные конструкторские работы и строились опытные образцы. При этом приоритетом были скорее изыскательные наработки по новым чертежам, узлам и механизмам. Поэтому проект Е-серии доверили фирмам, не занимавшимся производством танков для фронтов, чтобы не отвлекать их.

Выпуск танков класса «Е» планировался с использованием стандартизованных узлов, одинаково подходящих для разных типов танков. Всего программа «Е» охватывала пять типов танков:
  • E-10 – малый разведывательный танк массой около 15000 кг
  • E-25 – танк массой около 25000-30000 кг
  • E-50 – средний танк массой около 50000 кг, который должен был заменить выпускавшийся танк РzКрfw V (Sd Kfz 171) «Пантера»
  • E-75 – танк массой около 75000-80000 кг, предназначенный для замены РzКрfw VI «Тигр» и «Тигр II»
  • E-100 – танк массой около 130000-140000 кг, относящийся к классу сверхтяжелых танков

Е-10 разрабатывался для замены САУ «Хетцер» и при весе в 10 тонн, должен был иметь одинаковое вооружение и 4-х катковое шасси. Комбинированная система из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления должна была производиться фирмой Voith. Система так же должна была устанавливаться в задней части танка, что упрощало бы её демонтаж и обслуживание.

0-2.png

Схема: panzerw.narod.ru

Такая схема размещения также позволяла увеличить пространство боевого отделения танка. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Ожидалось, что максимальная скорость танка должна была составлять 65-70 км/ч. Хотя обозначение Е-10 подразумевало вес машины до 10 тонн, теме не менее, масса нового танка должна была составить около 16 тонн.

Е-10 был представителем танков новой концепции, конструкция которых была призвана максимально упростить производство. Он должен был стать легким безбашенным истребителем танков / разведывательной машиной, спроектированный компанией «Клокнер-Гумбольдт-Дойц». Эта фирма до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники.


На танк планировалось устанавливать 75-мм орудие Pak 39 L/48, практически то же самое, что устанавливалось на истребитель танков Hetzer. В процессе производства оно могло быть заменено жесткозакрепленной версией того же орудия (Starr).

Подвеска на внешних рычагах, с использованием шайб Бельвилля как пружин. С каждой стороны машины имелось по 4 внешних рычага, на каждый из которых устанавливалось стальное обрезиненное колесо, диаметром 1000 мм. Колеса поочередно перекрывали друг друга и устанавливались попарно слева и справа от однорядных зубьев трака.

Одной из возможностей танка было регулировать величину клиренса. Достигалось это с помощью гидравлики. Высота машины могла варьироваться от 1400 до 1760 мм.

Бронирование составляло 60 мм на верхнем лобовом листе, 30 мм на нижнем лобовом листе и 20 мм на всех остальных бронелистах. E-10 так и не пошел в производство, а выполнение его роли было возложено на близкий по размерам, но конструктивно более простой Jagdpanzer 38(d), базировавшийся на удлиненной версии шасси древнего PzKpfw 38(t) с новым двигателем.


В длинной серии модификации и вариантов программы Entwicklung немалое место уделялось легкому танку, носившему обозначение Е-10. Как и в случае с бронемашиной Е-5 Министерство вооружений и боеприпасов желало получить максимально унифицированную боевую машину, обладающую высокими эксплуатационными качествами. В дополнение к этому было высказано пожелание сделать Е-10 как можно более технологичным в производстве и не требовавшим больших затрат ресурсов.

Техническое задание было оформлено в 1944 году, однако ни одна из крупных танкостроительных фирм (Daimler, Krupp, BMM) не смогла представить проекта, который удовлетворил бы военных. К всеобщему удивлению предпочтение было отдано разработке фирмы Klockner-Humboldt-Deutz (KHD), которая до проекта Е-10 вообще никогда не занималась разработкой бронетехники.

Специалисты фирмы KHD предложили простое но эффективное решение, частично основанное на конструкции легких самоходных орудий типа “Hetzer”. Для этого были предприняты следующие шаги. В первую очередь, в целях экономии массы и уменьшения количества деталей, было решено отказаться от установки башни. Ещё одним плюсом такого решения стало снижение общей высоты танка. В результате корпус достаточно простой формы получил сильно наклоненный верхний лобовой бронелист, в котором монтировалась 75-мм противотанковая пушка PaK 39 с длиной ствола 48 калибров - то есть такая же, как на «Hetzer».

Из-за сильно ужатых размеров инженерам KHD пришлось отказаться от стандартной для немецких танков и САУ компоновки – теперь гидродинамическая трансмиссия располагалась сзади рядом с двигателем. В качестве основных типов силовой установки планировалось использование бензиновых моторов Maybach HL 100 с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.


Оба варианта на форму корпуса и размещения остальных агрегатов не влияли. Интересным техническим решением стало комбинированной системы из гидродинамической трансмиссии и рулевого управления, производство которой возлагалось на фирму Voith. Отсек двигателя и задние бронеплиты планировалось сделать полностью съёмными, чтобы имелась возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком.

Бронирование танка оказалось достаточно легким. Лобовой верхний бронелист имел толщину 60 мм; нижний лобовой – 30 мм; борта, корма, крыша и днище – по 20 мм. Ходовая часть танка Е-10 состояла из следующих элементов: 4 обрезиненных опорных катка на борт (диаметр 1000 мм), передние направляющие колеса, задние ведущие колеса, мелкозвенчатая гусеница. Опорные катки устанавливались в шахматном порядке (слева и справа от однорядных зубьев трака), частично перекрывая друг друга.

Подвеска катков, как и трансмиссия, также была нетипичной. Она состояла из внешних рычагов, крепившихся к корпусу, с использованием шайб типа Belleville в качестве пружин. С помощью гидравлического привода такая система позволяла регулировать высоту клиренса в пределах 200 мм. Таким образом, общая высота танка варьировалась в пределах 1400-1600 мм. Проектная скорость танка Е-10 составляла бы 65-70 км/ч при движении по шоссе.


В предъявленном виде проект Е-10 фирмы KHD был признан достойным внимания, но дальнейшие работы по нему прекратили уже спустя несколько месяцев. Причин для этого нашлось более чем достаточно. Дело в том, что хотя танк этой категории формально числился 10-тонным его проектная масса составляла 16 тонн. Кроме того, отсутствие башни полностью исключало возможность вести круговой обстрел без разворота всей машины, а подвеска и трансмиссия не были хорошо освоены промышленностью.

При видимой простоте конструкция Е-10 встретила бы множество препятствия при развертывании серийного производства. Учитывая все эти недостатки в Управлении вооружения решили, что место Е-10 вполне может занять PzJag.38(d), в основу которого было положено модернизированное шасси старого танка LT vz.38. Ни одного прототипа легкого танка Е-10 построено не было. Проект Е-10 остался на уровне эскизов.

1923624.jpg

Схема: mimi-gallery.com

Проектные ТТХ легкого танка Е-10 образца 1944 г.


Боевая масса, кг16000

Экипаж, чел.3

Габаритные размеры

Длина, мм~6000

Ширина, мм~2000

Высота, мм1400-1600

Клиренс, мм-

Вооружениеодна 75-мм пушка PaK 39

Боекомплект-

Приборы прицеливания-

Бронирование лоб корпуса (верх) - 60 мм
лоб корпуса (низ) - 30 мм
борт корпуса - 20 мм
корма корпуса - 20 мм
крыша - 20 мм
днище - 20 мм

ДвигательMaybach HL 100 с водяным охлаждением мощностью 400 л.с. или Argus с воздушным охлаждением, мощностью 350 л.с.

Трансмиссиягидродинамического типа

Ходовая часть(на один борт) 4 опорных катка расположенных в шахматном порядке, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

Скорость, км/ч65-70

Запас хода по шоссе-

Преодолеваемые препятствия

Угол подъёма, град.-

Высота стенки, м-

Глубина брода, м-

Ширина рва, м-

Средства связирадиостанция FuG 5 (предположительно)


При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта свободной энциклопедии "ВикипедиЯ"

2. Материалы сайта panzerw.narod.ru

3. Материалы сайта aviarmor.ne

Теги: НИТ Е-10, Германия, реализация, проект

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).