Блоги / Оружие мира

5:01 / 14.03.15
Нереализованные проекты: опытный истребитель CF-105 «ARROW» (Канада)

Совершенный в январе 1950 года первый полёт околозвукового истребителя-перехватчика CF-100 (выпущенного впоследствии в количестве 600 шт.) должен был явиться началом процесса перевода канадских военно-воздушных сил на самолёты отечественной разработки. 

Исходя из этой точки зрения, конструкторы AVRO уже в 1951 г. приступили к предварительному исследованию возможностей создания преемника самолёта CF-100. Были разработаны эскизные проекты самолётов С104/1 и С104/2 соответственно с однодвигательной и двухдвигательной силовыми установками. 



В октябре 1952 года этим проектам дал экспертную оценку Канадский авиационный научно-исследовательский институт, в результате чего в июне 1953 года командование ВВС Канады утвердило скорректированный проект двухдвигательного самолёта с обозначением CF-105 «Arrow». 

В августе 1953 года начались аэродинамические испытания 17 моделей, выполненных в масштабе от 1:80 до 1:6, а во второй половине 1954 года был заключен контракт на изготовление двух опытных образцов самолёта, получившего название «Arrow» и военное обозначение CF-105. 


Долго решался вопрос с выбором двигателя. Первоначально избранные Rolls Royce RB106 не были готовы вовремя, и выбор пал на Curtiss-Wright J67, разработка которых была прервана в начале 1955. Поэтому до доработки канадского двигателя Orenda PS-13 Iroquois, было решено использовать Pratt & Whitney J75. 

В начале 1955 года приступили к строительству первого опытного образца Mk.1, а год спустя – второго Mk.2. Строительство Mk.1 было завершено летом 1957 году, первая публичная демонстрация этого самолёта состоялась 4.10.1957 года, а 25 марта 1958 года летчик-испытатель фирмы Я. Жураковский выполнил его облет. 

Еще в 1956 году начались подготовительные работы по запуску в серийное производство самолёта модификации Mk.2 с предполагаемой поставкой 32 самолётов в конце 1959 года. Однако в 1959 году канадское правительство приняло решение прервать дальнейшие работы, обосновывая его экономическими соображениями (стоимость программы, включающей опытно-конструкторские работы и выпуск 100 самолётов, оценивалась в 1,6 млрд долл.). 

При этом предполагалось, что более экономичной и эффективной заменой самолёта CF-105 «Arrow» окажутся ракеты «Бомарк» класса земля-воздух. Однако несколько позже на вооружение все же были приняты американские самолёты «Старфайтер» F-104 фирмы «Локхид», производство которых было налажено по лицензии. 

Самолёт CF-105 «Arrow» разрабатывался как перехватчик дальнего действия (что обусловлено обширностью территории Канады) для выполнения заданий в трудных атмосферных условиях дня и ночи. Это потребовало применения сложного и объемного электронного оборудования, а также емкой топливной системы, что превратило CF-105 «Arrow» в самый большой и самый тяжелый истребитель 50-х годов. 

Опытный истребитель CF-105 «Arrow» представляет собой двухместный, двухдвигательный высокоплан с треугольным крылом, построенный по схеме без горизонтального оперения. Крыло с углом стреловидности передней кромки 62° имеет относительную толщину профиля, меньшую в корневых частях (3,5%), большую в концевых (3,8%) и отклоненный вниз носок (от 8° в околофюзеляжных частях до 4° в концевых). 

Для уменьшения длины главных стоек шасси консоли крыла имеют отрицательный угол поперечного V (–4°), а для улучшения характеристики обтекания передняя кромка выполнена с геометрическим уступом, что позволило увеличить хорду консольных частей крыла на 10%. Выбранная схема высокоплана позволяет без особых затруднений заменять двигатели и вооружение, не подвергая модификации основную конструкцию планера. 

Управление осуществляется с помощью отдельных рулей, выполняющих роль элеронов (в консольных частях крыла) и руля высоты. Вертикальное оперение - классическое. Шасси - трехстоечное, со спаренными колесами. Колеса передней стойки – спаренные, а главных – сдвоенные по системе тандем. Фюзеляж самолета выполнен в соответствии с правилом площадей и оборудован контейнером с тормозным парашютом, а также подфюзеляжными тормозными щитками. 

Единственным видом вооружения самолета являются управляемые ракеты. На опытном образце CF-105 Mk.I использовались два турбореактивных двигателя J75 фирмы «Pratt & Whitney» с тягой 73,40 кН (7485 кГ) без форсирования и 106,75 кН (10886 кГ) с форсированием каждый. Серийные самолёты предполагалось оснастить двигателями канадского производства «Iroquois» Р-13 фирмы «Orenda Engines» тягой 88,26 кН (9000 кГ) без форсирования и 133,37 кН (13 600 кГ) с форсированием. 

Воздухозаборники – боковые, индивидуальные для каждого двигателя, регулируемые. Система вооружения для CF-105 «Arrow» должна была разработана Hughs Airraft Company, которая уже выполнила такую работу для CF-100 Canuck. ВВС Канады хотели перспективную систему Hughes MX-1179 и ракеты, более совершенные, чем предлагаемые Falcon. Вооружение серийной модели должны были составлять 8 ракет Sparrow класса "воздух-воздух", расположенные во внутреннем отсеке вооружения.



Тактико-технические характеристики CF-105 «Arrow»

Модификация  CF-105 Mk.I  CF-105 Mk.II
Размах крыла, м  15.24  15.24
Длина самолета,м  23.71  26.07
Высота самолета,м  6.25  6.4
Площадь крыла,м2  113.82  113.82
Масса, кг
  пустого  22215  20385
  нормальная взлетная  25821  28281
  максимальная взлетная  31077  31187
Тип двигателя  2 ТРД Pratt Whitney J75-P-5  2 ТРД Orenda PS-13 Iroquois
Тяга , кН 
  нефорсированная  2 х 7485  2 х 9000
  форсированная  2 х 10886  2 х 13600
Максимальная скорость, км/ч  1600  2500 (M=2.35)
Практическая дальность, км  2400
Боевой радиус действия, км   925
Практический потолок, м  16165  17842
Экипаж, чел  2  2
Вооружение:  УР воздух-воздух  УР воздух-воздух

 

При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Сайт Свободной энциклопедии "Википедия"

2. Сайт Авиационная энциклопедия "Уголок неба" 

3. Сaйт издания Dogs of war

Теги: Проект, реализация, истребитель CF-105 «ARROW», Канада

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).