Блоги / Оружие мира

5:03 / 02.04.15
Нереализованные проекты: опытный истребитель F-20 Tigershark (США)

Тактический истребитель F-20 Tigershark создан американской фирмой «Нортроп» на базе широко распространенного в мире истребителя F-5 Tiger II, разработанного той же фирмой, поэтому первоначально он обозначался F-5Q. Самолёт специально разрабатывался как экспортный вариант.

Его первый опытный образец (был оснащен двухконтурным турбореактивным двигателем с максимальной статической тягой 7260 кг и бортовым оборудованием самолета F-5E Tiger II) выполнил свой первый полет в августе 1982 года. В октябре 1984 года он разбился (к этому времени совершил около 600 полетов), Летные испытания второго опытного образца самолета F-20 Tigershark начались в августе 1983 года.

На нем был установлен более мощный двигатель (тяга 8150 кг) и более совершенное, стандартное для его серийного производства навигационно-пилотажное и другое оборудование. Полеты третьего образца F-20 Tigershark начались в мае 1984 года. По ряду причин, в серийное производство самолёт так и не поступил.


Самолет F-20 Tigershark - это одноместный тактический истребитель, который может быть использован для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. Конструктивно он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным почти трапециевидным в плане крылом (угол его стреловидности по 1/4 хорд 25°) с наплывами на воздухозаборниках двигателя.

Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции сделан из легких сплавов с ограниченным количеством узлов и деталей из стали и титановых сплавов. Хвостовое оперение обычное, с вертикальным килем и горизонтальным стабилизатором. Механизация крыла, хвостового оперения и воздушные тормоза имеют гидравлические приводы. Шасси убирающееся, трехопорное с удлиняющейся во время взлета передней стойкой.

F-20 Tigershark оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем F404-GE-100 максимальной статической тягой 8150 кг (при включенном форсаже). Внутренние топливные баки вмещают почти 3000 кг горючего. Кроме того, на внешних подвесках он может нести дополнительные топливные баки (один под фюзеляжем емкостью 1040 л и два под крылом по 570 л), что позволяет значительно увеличить дальность его полета.

Серийные самолеты планировалось оснастить самым современным навигационно-пилотажным и прицельным оборудованием, в том числе многофункциональной бортовой РЛС AN/APG-67(V), инерциальной навигационной системой с лазерными гироскопами, цифровой ЭВМ, системой отображения информации на фоне лобового стекла, аппаратурой обнаружения облучения самолета РЛС противника, устройствами постановки активных и пассивных помех.

Вооружение F-20 Tigershark включает две встроенные 20-мм авиационные пушки М39 (с боезапасом по 225 патронов). На одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах наружной подвески он может нести авиабомбы, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, дополнительные топливные баки, контейнеры с разведывательной и другой аппаратурой. Кроме того, на торцах консолей крыла предусмотрена подвеска двух УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». Общий вес полезной нагрузки достигает 3800 кг.

Американские специалисты считают, что, хотя вес истребителя F-20 Tigershark на 21 проц. больше, чем у его базовой модели, он имеет лучшие тактико-технические характеристики и большие боевые возможности по сравнению с F-5E благодаря установке более мощного двигателя, усовершенствованию планера и оснащению современным бортовым оборудованием.

Тактико-технические показатели

Модификация  F-20
Pазмах крыла, м  8.13
Длина,м  14.19
Высота,м  4.22
Площадь крыла, м2  18.60
Масса, кг 
  пустога  5357
  нормальная взлетная  8350
  максимальная взлетная  12474
 топлива  2290
Двигатель  1 ТРД General Electric F404-GE-100А
Тяга на форсаже, кгс  1 х 8165
Максимальная cкорость, км/ч  2124 (М=2)
Практическая дальность с ПТБ, км  3002
Радиус действия, км  713
Скороподьемность, м/мин  16100
Практический потолок, м  16500
Максимальная перегрузка  9
Экипаж, чел  1
Вооружение: две 20-мм пушки Ford M39A2 с 450 патронами на пушку.
 Боевая нагрузка - 3765 кг на 7 внешних узлах подвески.
 Возможна подвеска контейнера GPU-5/A c 30-мм
 пушкой GAU-13/A c 335 патронами.
 Бомб Paveway с лазарным наведением,
 УР воздух-воздух AIM-7F, AIM -9 Sidewinder,
 УР воздух-земля AGM-65 Maveric


При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Материалы сайта авиационной энциклопедии "Уголок неба"

2. Материалы издания Dogs of War 

Теги: Реализация, ОИ, F-20 Tigershark, США, F-5 Tiger II, F-5Q

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).